Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Задача урока Развивающая |
 Скачать 249.19 Kb. |
Требования к уроку
как основной форме организации
учебного процесса в условиях личностноориентированного обучения
Триединая задача урока Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.
Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
Основные компоненты современного урока:
Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
Целевой – постановка целей учения перед учащимися как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.
Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.
Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.
Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.
Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
Подготовка учителя к уроку Алгоритм действий учителя при подготовке к уроку.
Учет особенностей учащихся класса:
- уровень класса;
- отношение учащихся к предмету;
- темп работы класса;
- сформированность ЗУН;
- отношение к разным видам учебной деятельности;
- отношение к разным формам учебной работы, в том числе нетрадиционным;
- общая дисциплина учащихся.
Учет индивидуальных особенностей:
- тип нервной системы;
- коммуникативность;
- эмоциональность;
- управление восприятием нового материала учащихся;
- умение преодолеть плохое настроение;
- уверенность в своих знаниях, умениях;
- умение импровизировать;
- умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВМ.
Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение урока:
Общие:
Определить место урока в теме, а темы – в годовом курсе, выделить общую задачу урока.
Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно-популярные, методические. Познакомиться с их содержанием.
Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку.
Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные ЗУН.
Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу.
Сформулировать и записать ее в плане таким образом, чтобы она была доступна, понятна учащимся, осознана ими.
Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока.
Определить, какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи, сообщить школьникам.
Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, формирования новых ЗУН.
Продумать, что и как должно быть записано на доске и в тетрадях учащихся.
Записать предусматриваемый ход урока в план урока, представив себе урок как целостное явление.
Частные:
Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учащимися, соблюдать логику изложения материала.
Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что если большинство учащихся чего-либо не знает или не понимает, то ошибку надо искать в способах организации их деятельности.
Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса.
Задания и инструктаж давать четко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования.
Пристально следить за тем, как учащиеся слушают учителя. Потеря времени – сигнал о том, что надо изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.
Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.
Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длительных проработок учащихся.
Добиваться выполнения каждого своего требования. Ни одно требование на уроке не должно быть просто продекларированным!
Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.
Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность и осведомленность.
Этапы планирования урока
и подготовки к нему учителя
Разработка системы уроков по теме или разделу.
Определение триединой задачи урока на основе программы, методических пособий, учебника и дополнительной литературы.
Отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка.
Выделение того главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.
Формулирование учебных задач на уроке.
Разработка структуры урока, определение его типа и оптимальных методов и приемов обучения.
Определение межпредметных связей и методов их использования на уроке.
Планирование всех действий учителя и учеников на всех этапах урока, особенно в нестандартных ситуациях.
Подбор дидактических средств урока (д/ф, к/ф, картин, таблиц, карточек, схем и т.п.).
Проверка оборудования и ТСО.
Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.
Определение оптимального объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке.
Выбор приемов и форм закрепления полученных знаний на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.
Составление списка учеников, ЗУН которых будут проверяться методами и формами, соответствующими уровню их сформированности; определение объема и форм домашнего задания.
Продумывание форм подведения итогов урока.
Запись плана урока в соответствии с требованиями.
Примерное содержание разделов поурочного плана
Тема урока:
- дидактическая цель и задачи урока;
- тип, структура урока;
- общие методы, приемы работы учеников;
- средства наглядности, источники информации, ТСО, ЭВТ.
Повторение опорных знаний:
- определение понятий, законов, которые надо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала;
- самостоятельная работа учащихся (ее объем, формы);
- способы развития интереса учащихся к предмету, к теме;
- формы контроля за работой класса, отдельных учащихся.
Усвоение новых знаний:
- новые понятия, законы и способы их усвоения;
- определение познавательных учебных задач урока (что должны узнать и усвоить ученики);
- самостоятельная работа и ее содержание;
- проблемные и информационные вопросы:
- варианты решения проблемы;
- варианты закрепления изученного материала.
Формирование умений и навыков:
- конкретные умения и навыки для отработки;
- виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений;
- способы «обратной» связи с учащимися;
- фамилии учащихся, которые будут опрошены.
Домашнее задание:
- что повторить и приготовить к уроку;
- творческая самостоятельная работа;
- объем и время выполнения домашнего задания.
Подготовка к уроку непосредственно перед звонком:
- мысленное воспроизведение основных этапов урока;
- воспроизведение плана урока, мысленное представление класса и отдельных учеников;
- стремление вызвать соответствующий эмоциональный настрой.
Способствуют успеху урока:
- хорошее знание материала;
- бодрое самочувствие;
- продуманный план урока;
- чувство «физической» раскованности, свободы на уроке;
- правильный выбор методов обучения;
- разнообразие методов обучения;
- занимательность изложения;
- ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу; богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя;
- выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников.
Затрудняют проведение урока:
- неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»;
- безразличное отношение ко всему происходящему на уроке;
- рыхлая композиция урока;
- скованность движений;
- неумение учащихся работать предложенными методами обучения;
- однообразие методов обучения;
- бесстрастный рассказ учителя;
- монотонность и сухость при изложении нового материала;
- отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока, вопросами.
АЛГОРИТМ
АНАЛИЗА УЧИТЕЛЕМ
ПРОВЕДЕННОГО УРОКА
Какими требованиями руководствовался?
Как учтена взаимосвязь уроков в теме?
Как учитывались особенности учащихся, в том числе сильных, слабых?
Как определил триединую задачу урока?
Как спланирована деятельность учащихся?
Правильно ли подобран учебный материал к уроку?
Оправдали ли себя приемы и методы учителя и учащиеся, если нет, то почему?
Оправдали ли себя используемые наглядные пособия и ТСО, если нет, то почему?
Что способствовало развитию познавательных способностей учащихся?
Какова педагогическая ценность самостоятельной работы учащихся?
Что дал урок для формирования мировоззрения учащихся, для воспитания их нравственных черт, воли, характера, культуры поведения?
Как был предвиден и как оправдан ход урока?
Какие затруднения возникли у всего класса, у отдельных учащихся? Причины затруднений и пути их устранения.
Достигнуты ли цель и задачи урока, по каким критериям это определено, если нет, то почему?
Оценка результативности урока.
Самооценка урока учителем.
Пути совершенствования урока.
План
собеседования с учителем перед посещением урока Примерные вопросы: - Как запланирована мотивация мыслительной деятельности учащихся?
- Каким путем учитель планирует изложение нового материала: путем описательного или доказательного объяснения?
- Какова связь ранее усвоенных знаний, как их углубить и развивать в процессе изучения нового?
- Как организуется деятельность учащихся?
- Где и как будут формироваться умения, специфические для данного предмета, и умения, общие для ряда предметов?
- Какова связь теоретического материала урока с письменными, самостоятельными, контрольными, лабораторными работами, экспериментами, опытами?
- Какие дидактические материалы подготовлены к каждому уроку?
- Роль и место ТСО, наглядных пособий на всех этапах уроков. Самоанализ урока Класс: ________________________________________________
Тема урока: ____________________________________________________.
Тип урока и его структура: ________________________________________.
Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
Какова триединая дидактическая цель урока (его обучающий, развивающий, воспитательный аспект)?
Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке? Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?
Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап?
Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями?
Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?
Психологическая атмосфера на уроке и общение учителя и учащихся.
Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
Наметить перспективы своей деятельности.
Схема анализа урока
Тема урока: место урока в теме, курсе.
Цель урока, его образовательно-воспитательные задачи.
Тип урока, его основные этапы; рациональное распределение времени.
Содержание и методика проверки знаний и умений учащихся. Форма и виды проверки: индивидуальная, фронтальная, групповая, практическая и самостоятельная работа, дифференцированные задания.
Содержание, характер и методика использования вопросов и заданий, полнота проверки, принцип тематический связи. Место, форма, последовательность вопросов и заданий, приемы активизации учащихся.
Результативность: качество ответов учащихся. Дополнения, исправления, вопросы отвечающим, рецензирование; активность класса; количество опрошенных, оценка работы учащихся – итоги.
Переход к новому материалу. Название темы, ее связь с ранее изученной; перспектива для последующего изучения материала, включение учащихся в познавательную деятельность – выполнение заданий, ответы на вопросы.
Содержание и методика изучения нового материала. Приемы изложения новой темы учителем, соответствие содержания возрастным особенностям учащихся (объяснение, характеристика, сюжетное повествование и т.д.). Образность, конкретность, эмоциональность, логическая последовательность, связность, доступность и т.д.
Соотношение эмпирического и теоретического уровней. Средства обучения: карта, картина, аппликация.
Приемы организации последовательной деятельности учащихся. Тема и цель самостоятельного изучения учащимися учебного материала. Характер познавательных заданий, формулировка проблемных вопросов. Приемы: беседа, составление планов, таблиц, анализ документов, чтение текста учебника, дополнительной литературы и т.д. Роль наглядности в активизации познавательной деятельности учащихся.
Формы организации познавательной деятельности: общеклассная, индивидуальная, групповая. Преобладающий уровень познавательной самостоятельности учащихся на уроке. Соответствие методов и приемов образовательно-воспитательным и развивающим задачам урока, их оптимальное сочетание.
Содержание, методика и отбор материала для закрепления. Самостоятельная работа дифференцированного характера.
Содержание и методика организации домашнего задания: объем, вид, инструкция по выполнению.
Схема анализа урока
Тип урока и его место в общей системе уроков.
Реализация дидактических целей урока.
Содержание урока (его научность, доступность, последовательность при разъяснении).
Соответствие типа урока, методов, приемов и средств (их целесообразность, разнообразие) обучения подобранному содержанию.
Активность и самостоятельность учащихся на уроке, организация их творческого мышления.
Уровень усвоения материала, качество знаний учащихся, степень осознанности.
Дифференцированная и индивидуальная работа с учащимися.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся.
Развитие и воспитание учащихся на уроке (формирование мировоззрения, отношения к изучаемому, вооружение умениями анализа, синтеза, обобщения, систематизации и т.д.).
Связь урока с жизнью.
Эмоциональный климат на уроке.
Схема комплексного анализа урока
Тема урока. Точность и обоснованность формулировки.
Осознание места темы урока в курсе данного класса, в программе в целом. Осуществление ретроспективных и перспективных связей.
Основная цель, задачи урока, их обоснованность. Соответствие цели и задач урока концепции выбранной программы.
Соответствие содержания урока и педагогической техники его цели и задачам, концепции содержания образования, дидактической системе.
Эффективность реализации цели и задач урока в его ходе.
Организация работы: сообщение темы, цели и задач урока, готовность учащихся к выполнению задач, поставленных на уроке, (знания, умения, навыки, без которых эти задачи не могут быть решены, наличие текстов, необходимых справочных материалов, словарей и т.д.).
Оборудование урока: сменные стенды, выставки и т.д.
Структура урока. Основные учебные ситуации урока. «Переходы» от одной учебной ситуации к другой, четкость обобщений по каждой учебной ситуации и конечных выводов. Композиционная значимость урока.
Тип урока.
Форма проведения урока.
Соответствие методов и приемов обучения целям и содержанию урока, возрастным и индивидуальным особенностям восприятия учащихся.
Использование разных форм, методов, приемов, средств обучения, их эффективность.
Использование возможностей катехизирования.
Формирование знаний, умений, навыков (в соответствии с требованиями программы).
Развитие психологических особенностей личности (эмоций, чувств, памяти, мышления, воображения, ассоциаций).
Формирование когнитивных, креативных, оргдеятельностных качеств ученика.
Формирование специальных умений, связанных с особенностью предмета.
Развитие речи учащихся. Объем устной и письменной речи учащихся.
Осуществление внутрипредметных и межпредметных связей.
Виды деятельности учителя и ученика. Объем репродуктивной, творческой, исследовательской деятельности.
Сочетание в ходе урока коллективных, групповых и индивидуальных форм обучения.
Самостоятельная работа учащихся на уроке, обучение приемам самостоятельной работы.
Способы актуализации базовых знаний учащихся.
Системность урока: подачи материала, формирования теоретических понятий, использования методов, приемов и т.д.
Как оценивались знания учащихся на уроке? Владеет ли учитель всем арсеналом поощрений, способствует ли воспитанию интереса к предмету? Использование педагогического диагностирования, системы отслеживания и контроля результатов обучения. Знание норм оценки знаний, умений, навыков учащихся.
Характер, объем и посильность домашнего задания. В какой мере решаются задачи закрепления изученного и подготовки к изучению нового материала? Объем опережающих заданий.
Формирование рефлексивных способностей учащихся.
Использование наглядных пособий и технических средств обучения. Виды наглядности, функции наглядных пособий.
Темп урока.
Эмоциональная атмосфера урока.
Педагогический такт учителя, его умение установить дисциплину, найти контакт с детьми. Способы активизации познавательной деятельности учащихся. Речь учителя.
Роль учителя и ученика в уроке. Риторика взаимодействия учителя и ученика. Формы сотрудничества. Основания взаимодействия: авторитарные, диалоговые.
Выбор принципов обучения (индивидуальности, целостности, единства типа, доступности, сознательности и активности, систематичности, последовательности, прочности, научности, связи теории с практикой) и образовательного процесса (личностного целеполагания ученика, выбора индивидуальной образовательной траектории, метапредметных основ образовательного процесса, продуктивности обучения, первичности образовательной продукции учащегося, ситуативности обучения, образовательной рефлексии).
Учет статуса класса.
Сочетание экстенсивных и интенсивных форм обучения.
Пути оптимизации учебного процесса.
Использование инноваций, педагогических технологий. Использование коммуникативных технологий.
Образовательные и развивающие результаты урока. Какая из составляющих урока: дидактическая, психолого-педагогическая, коммуникативная – была сильнее?
Анализ урока Образовательный аспект урока.
Целеполагание:
- поэтапное целеполагание;
- установка учащихся на слушание;
- многократное обращение к теме урока.
Активизация знаний:
- фронтальная;
- групповая;
- устная;
- письменная.
Разноуровневая дифференциация:
- внесение в изложение содержания задач различной степени сложности;
- наличие заданий разной степени трудности;
- индивидуализация обучения.
Обеспечение систематизации знаний:
- разумное соотношение «старого» и «нового» материала;
- опора на изученный материал;
- перспективы урока.
Специальные умения и навыки:
- максимально возможная образовательная отдача от каждого задания;
- наличие специальных знаний и умений.
Результативность урока:
- обеспечение контроля со стороны учителя;
- обученность учащихся (устные ответы, работа в тетради);
- достижение целей на каждом этапе урока;
- вовлечение учащихся в рецензирование ответов;
- рецензирование ответов учителем.
Соблюдение норм оценки знаний, умений, навыков, степень самостоятельности учеников при выполнении заданий.
Определенная степень самостоятельности учеников при выполнении заданий.
Усвоение содержания программ:
- на уровне восприятия, осмысления и запоминания;
- на уровне применения знаний по образцу;
- на уровне применения знаний в новой ситуации.
Наличие поисковых задач:
- доступность поиска программного содержания;
- актуальность способа действия, которым ученик овладевает;
- постановка проблемы;
- раскрытие проблемы путем доказательного решения.
Ознакомление учащихся с доступными им методами науки (научность содержания урока).
Целостность урока:
- внутренняя взаимосвязь частей;
- единая логика развертывания деятельности учителя и ученика;
- четкость структуры урока;
- соответствие структуры урока дидактическим целям.
Методический модуль:
- разнообразие приемов и методов обучения;
- целесообразность приемов;
- разнообразие видов учебной деятельности;
- сочетание индивидуальной, фронтальной и групповой форм работы;
- использование дидактического и раздаточного материала, ТСО;
- наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствие шаблона);
- рациональные формы обратной связи ученик – учитель.
Установка на домашнее задание:
- оптимальный объем;
- доступность инструктажа;
- актуальность. Психологический аспект урока.
Развитие познавательной сферы учащихся:
Развитие психических процессов:
- внимания (устойчивость, переключаемость, концентрация);
- воображения;
- памяти (различные виды);
- мышления (самостоятельность, логичность, обобщенность).
Преобладание нагрузки на мышление над нагрузкой на память учащихся.
Побуждение к активному усвоению знаний.
Развитие познавательных интересов.
Удовлетворение любознательности учащихся.
Развитие мотивационно-потребностной сферы учащихся:
Развитие навыков рефлексии.
Выработка умений целеполагания и планирования деятельности.
Создание ситуаций поощрения за успешность работы.
Умение учителя показать учащимся радость и ценность нового знания.
Умение учителя подвести ребенка к открытию и зафиксировать эффект новизны и важности открытия.
Стимулирование у учащихся самостоятельности.
Формирование у учащихся ответственности за свою деятельность.
Оценка морально-психологического климата на уроке:
Создание ситуации успеха.
Создание оптимистического настроения в процессе деятельности учащихся.
Внимание к настроению учащихся.
Мажорный тон урока.
Наличие атмосферы психологического комфорта.
Обеспечение ребенку возможности свободного проявления эмоций.
Психологическая поддержка каждому ребенку со стороны одноклассников и учителя в случае затруднения.
Использование приемов воспитания у ребенка уверенности в своих возможностях.
Эмоционально-положительное восприятие учения.
Объективная оценка результатов деятельности учащихся и их отношения к ней.
Коммуникативное развитие учащихся:
Использование приемов формирования умений работать в рамках диалога, слушать собеседника, договариваться с ним, убеждать его.
Умение учителя организовать на уроке общение с учащимися и общение учащихся друг с другом.
Привитие культуры поведения в споре, уважения к точке зрения другого человека.
Стимулирование учащихся к активному выражению собственного мнения, формирование умений доказывать его.
Развитие познавательной сферы учащихся:
Предоставление учащимся свободы выбора и возможность творчества.
Создание условий для проявления способностей учащихся.
Самореализация личности учащихся.
Реализация на уроке права учащихся на творчество и на ошибку.
Социальный аспект урока.
Межпредметные связи.
Формирование общеучебных навыков.
Элементы самообразования (формирование умения учиться).
Навыки личностного общения для успешной социальной адаптации.
Ораторское мастерство ученика и учителя:
- умение строить монологическую речь;
- умение держать себя авторитетно;
- выбор соответствующего тона, темпа, интонации;
- умение пользоваться невербальными средствами общения (поза, мимика, жесты);
- культура речи.
Связь теории с практикой.
Привитие культуры умственного труда, обучает ли:
- ставить цель и планировать работу, распределять работу по времени;
- задавать вопросы;
- отбирать из суммы фактов главное, основное;
- видеть пределы своих познаний.
Разумное соотношение на уроке обучения и развития.
Осознание процесса обучения (формирование не только знания, но и осознанного из принятия).
Наличие логических связей в структуре урока (от общего к частному; от абстрактного к конкретному; от трудного к легкому; от незнакомого к знакомому).
Характер проявления инициативности учащихся.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм на уроке. Анализ работоспособности учащихся.
Дисциплинированность, прилежащие учащихся.
Использование возможностей урока для развития у учащихся нравственных и эстетических чувств.
Проявление учителем (учащимися) импровизации и находчивости.
Методическая помощь молодому специалисту Учебно-методическая деятельность включает в себя следующие вопросы обучения молодого специалиста: - перспективное и тематическое планирование учебно-воспитательного процесса в школе;
- планирование учебно-воспитательной работы по предмету;
- разработку поурочных планов;
- планирование внеклассной работы в соответствии с планом работы школы;
- оказание индивидуальной помощи учащимся по предмету;
- организацию внеклассной работы по предмету в форме фронтальной (экскурсии, просмотр учебных и научно-популярных фильмов, конференции, лекции), групповой (кружок, олимпиада, поход, диспут и др.) и индивидуальной работы с учащимися;
- использование на уроке различных методов, методических приемов, форм и средств, активизирующих познавательную деятельность учащихся (рассказ, беседа, лекция, лабораторное занятие, руководство самостоятельной работой учащихся, эксперимент, демонстрация);
- участие в оформлении кабинета школы и организации работы в них учащихся;
- участие в организации одного из общешкольных мероприятий по своему предмету (тематический вечер, день здоровья, день птиц);
- включение стажера в состав школьного МО и активное участие в его работе;
- выбор и разработка стажером с помощью своего руководителя одной методической темы и написание по ней реферата (реферат обсуждается на заседании школьного МО);
- изучение стажером лабораторного оборудования, технических средств обучения и наглядных пособий школы с последующим использованием их в учебной деятельности;
- посещение стажером уроков опытных учителей по своему предмету, участие в их анализе, изучение педагогического опыта одного из высококвалифицированных учителей школы;
- дача за время стажировки не менее двух открытых уроков;
- анализ знаний учащихся с использованием различных форм опроса (контрольные работы, зачеты, устный индивидуальный и фронтальный опрос и др.);
- систематическое знакомство с педагогической и методической литературой и участие в ее обсуждении.
Взаимодействие школы, органов образования, институтов повышения квалификации, вузов позволяет создать систему педагогического руководства стажировкой молодых учителей, включающую 4 этапа:
Ознакомительный. Задача: подготовить студентов-выпускников к работе по специальности.
Первоначальное включение молодого учителя в педагогическую деятельность в конкретной школе.
Выполнение им программы стажировки в сотрудничестве с наставниками, коллективом учителей.
Подведение итогов стажерской практики.
Анкеты молодому учителю
Анкета 1.
С какими трудностями вы столкнулись в школе? Перечислите их.
Как их преодолеваете?
Кто вам помогает в работе? Как?
Анкета 2.
Я иду на урок, чтобы …
Анкета 3.
Что в вашей деятельности является для вас наиболее трудным?
Воспитание каких черт личности школьника вами достигается наиболее трудно?
Чем вы объясните трудности в своей деятельности?
Анкета 4.
Каким должен быть современный учитель?
Как в учебно-воспитательном процессе развивать индивидуальные способности ученика?
Чему и как можно научиться у опытного учителя?
Были ли в вашей деятельности трудности в воспитательной работе?
Анкета 5.
Какие книги по педагогике, психологии, методике вы прочитали за прошедший учебный год?
Какие у вас были педагогические открытия?
Уроки по каким предметам, темам прошли у вас наиболее эффективно, интересно в этом году? В чем была ваша творческая удача?
Памятка по самоанализу урока учителем
Краткая учебная характеристика класса.
Тема урока. Место данного урока в системе уроков по программе. Знания и умения учащихся, формируемые в процессе изучения темы.
На решение каких задач обучения, воспитания и развития учащихся рассчитан урок?
Аргументация отбора учебного материала для всего урока, для объяснения учителем и самостоятельного обучения учащихся.
Обоснование выбора типа, структуры урока, форм, методов, средств обучения. Соответствуют ли методы урока его задачам и материалу.
Система самостоятельной работы учащихся.
Формы, методы, средства контроля знаний и умений, применяемые на уроке с целью объективной оценки труда учащихся.
Оценка результатов урока, состояние сознательной дисциплины учащихся. Какие затруднения возникли у класса, отдельных учеников, почему? Смогли ли они их преодолеть? Удовлетворенность уроком, его отдельными частями. Факторы, оказавшие положительное или отрицательное влияние на подготовку и проведение урока.
Предложения и выводы учителя:
Что собирается сделать учитель для повышения качества и эффективности урока? Какие возможности урока не были использованы?
Примерный план работы с молодыми специалистами
на 2008/09 учебный год I. Цель работы: оказание методической помощи вновь прибывшему молодому специалисту.
II. Данные о молодых специалистах:
Фамилия, имя, отчество- должность
Дата рождения: ________________________________________________
Адрес: ________________________________________________________
Образование: ___________________________________________________
Разряд: ________________________________________________________
III. Мероприятия по планированию, организации и содержанию деятельности учителя.
№
| Содержание работы
| 1
| Назначение наставника.
|
| Организационные вопросы. Ознакомление со школой, ее традициями, правилами внутреннего трудового распорядка.
|
| Практическое занятие. Как вести классный журнал, журнал воспитательной работы, личные дела обучающихся (изучение инструкций).
|
| Методическая помощь при составлении календарно-тематического планирования по предметам, планирование воспитательной работы на год.
|
| Изучение методики проведения родительских собраний, клубов, лекториев для родителей.
|
| Практическое занятие. Как работать с ученическими тетрадями (изучение инструкции, советы при проверки тетрадей).
|
| Методические рекомендации, советы наставника при проведении урока.
|
| Методика проведения внеклассных мероприятий, праздников
|
| Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме самообразования.
|
| Практическое занятие. Планирование и организация погулок, игр с детьми (ГПД).
|
| Промежуточный анализ результатов деятельности по самообразованию.
|
| Взаимопосещение уроков, мероприятий, классных часов, праздников у опытных воспитателей, учителей
|
| Собеседование по итогам года. (стажер, наставник, руководитель МО, зам.директора).
|
| Итоги работы молодого специалиста по самообразованию за год.
|
| Помощь в оформлении итоговой школьной документации.
| |
|
|