Главная страница

Задача учителя помочь ученику в этом поиске и стимулировать развитие его памяти



Скачать 156.39 Kb.
НазваниеЗадача учителя помочь ученику в этом поиске и стимулировать развитие его памяти
Дата07.05.2016
Размер156.39 Kb.
ТипЗадача



Знание учениками особенностей своей памяти поможет им не только преодолеть недостатки, но и найти индивидуальный стиль запоминания.

Задача учителя – помочь ученику в этом поиске и стимулировать развитие его памяти.

Развитие памяти через установку на запоминание.
Игра «запомни команды».
Ц е л ь: научиться запоминать команды с одного раза ( с постепенным увеличением количества команд от 3 до 7).

Ход игры.

1). Взрослый даёт ребёнку задание запомнить несколько команд и называть их. Например: «Полей цветы, положи на место ножницы, найди мяч».

2). Ребёнок повторяет команды вслух и выполняет их по порядку.

3). Родители оценивают выполненное задание: за каждую запомненную и выполненную команду учреждается то или иное количество очков.

4). Игра продолжается. В новом задании количество команд увеличивается.
Развитие избирательности запоминания.
Задания.

П р и м е ч а н и е. Каждый раз ребёнок получает не более одного из перечисленных ниже заданий.

  1. Запомни на сегодняшний день.

  • что нового узнал в школе? (В кружке? Из книги? От товарищей?)

  • что было хорошего? (плохого?)

  • кого из знакомых встретил?

  • Какие полезные действия (дела) совершил?

  1. Запомни в телепередаче, или в фильме, или в мультфильме:

  • последовательность событий.

  • Имена героев.

  • Смешные эпизоды.

  • Непонятные моменты.

  1. Запомни во время прогулки в парке:

  • какие растения видел?

  • Какими видами спорта занимались люди?

  1. Запомни при посещении магазина:

  • названия отделов.

  • Какие виды хлебных изделий были в булочной?

  1. Запомни за каникулы:

  • чему новому ты научился?

  • Какие явления природы наблюдал?

  • Географию своих поездок.

  • Какие достопримечательности видел?

  1. Игра «Запомни только названия цветов» (или животных, или игрушек, или средств передвижения и т.п.)

У каждого игрока – лист бумаги и ручка. Ведущий сообщает, названия каких предметов должны стать объектами для запоминания, и произносит ряд слов. Например: телевизор, автобус, хлеб, мак, самолёт и т.д. Участники игры должны прослушать слова от начала до конца, запомнить только те из них, которые установлены по условию игры, затем записать их в любом порядке.

За каждое запомненное слово засчитывается одно очко. Слов предназначенных для запоминания, может быть 6-10.
Развитие объема запоминаемого материала.


  1. Игра «Повтори-ка».

Играющие садятся, образуя круг. Один из играющих называет какое-либо животное, допустим лису. Следующий повторяет слово лиса и добавляет название другого животного: медведь. Третий говорит: лиса, медведь – и добавляет слово тигр. Каждый играющий игрок, перечислив всех названных ранее животных, говорит ещё одно слово. Если кто-нибудь не сумеет повторить названия всех животных или перепутает их порядок (за этим следит руководитель), он выбывает из игры. Список зверей всё растёт, запомнить его всё труднее. Побеждает тот, у кого лучше память.

При повторении игры можно подбирать слова на другие темы.

  1. Игра «Посмотри и запомни».

Игра проводится во время прогулки. Ребёнку предлагается за 5-10 минут запомнить в деталях всё, что он видит перед собой. Например, если это дом, то сколько в нём этажей, окон, дверей, балконов, есть ли антенна и т.д. если в поле зрения находится уголок парка, то какие там деревья, какова их высота, толщина стволов и т.д.

По истечении времени участника игры поворачивают в противоположную сторону и просят перечислить запомненное. Руководитель может задавать вопросы. Например: «Какого цвета скамейка для отдыха?»

За каждый правильный ответ засчитывается одно очко.

  1. Игра «Скажи шестое».

Играют несколько человек. Один из играющих – водящий. Он обращается к кому-либо с предложением: «Скажи шестое» – и быстро называет подряд пять растений (или зверей, птиц, рыб, насекомых и т.д.). Тот, к кому водящий обращался, должен немедленно назвать шестое слово на ту же тему. Повторять сказанное водящим нельзя.

Если ответ последует вовремя, то отвечавший водит, если нет, водящий остается прежний.

Игра «Слова».

Направлена на развитие вербальной памяти детей младшего школьного возраста.

Инструкция ребёнку: запиши как можно больше слов относящихся к теме: 1) школа, 2) математика, 3) познание мира, 4) музыка, 5) книга, 6) искусство, 7) осень, 8) зима, 9) весна, 10) лето, 11) этика и другие.

На каждую тему даётся пять минут. Эту игру можно проводить в несколько приёмов, предлагая для работы школьникам по два – три слова.
Воспроизведение рассказа.
Инструкция: вам будет прочтён рассказ, прослушайте его внимательно, затем, в течение трёх минут запишите основное содержание.

Плохой сторож.

У одной хозяйки мыши съели в погребе сало, тогда она заперла в погреб кошку. А кошка съела и сало и мясо и ещё выпила молоко.

Галка и голуби.

Галка услышала о том, что голубей хорошо кормят. Выкрасилась в белый цвет и полетела в голубятню. Голуби её приняли как свою, накормили. Но галка не удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби её прогнали. Она вернулась было к галкам, но те тоже её прогнали.


Умная галка.

Хотела галка пить. На дворе стоя кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галка не могла её достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода поднялась выше и её стало можно пить.
Муравей и голубка.

Муравей захотел напиться и спустился вниз к ручью. Волна захлестнула его и он начал тонуть. Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся. На следующий день муравей увидел, что охотник хочет поймать голубку в сеть. Он подполз к охотнику и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли и выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
Упражнения для развития логической или смысловой памяти.
Учащимся читается три слова, объединённых по смыслу, при этом обращается внимание на логическую связь, существующую между словами. Например: лес – медведь – берлога. Учитель читает вслух шесть строк по три слова в каждой. Затем предлагает школьнику карточку, на которой написаны лишь первые слова из каждой строки, ребёнок должен дописать второе и третье слово каждой строки.

А) весна – солнце – ручей

Река – рыболов – уха

Праздник – песни – веселье

Мост – река – вода

Пчела – улей – мёд

Дуб – жёлудь – свинья.

Б) ученик – школа – стадион

Доклад – обсуждение – решение

Чтение – глаза книга

Сад – земля – растение

Игра – правила – игроки

Песня – музыка – слова

В) спорт – стадион – состязание

Лес – дерево – кустарник

Город – улица – здание

Война – сражение – солдаты

Больница – врач – больной

Озеро- берег – вода.



Игра «Кто больше запомнит»


Участники игры сидят в кругу. Первый участник называет любое слово. Например, цветок. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит любое своё. Например, лес. Третий участник игры повторяет уже два слова и произносит своё. И так далее. Победитель тот, кто воспроизведёт большее количество слов.

Игра «Запоминаем рисуя»



Ведущий заранее готовит список из 20 слов. Каждый из участников игры готовит ручку и листок бумаги. Ведущий последовательно называет слова, после каждого слова считает до трёх. За это время участники игры должны успеть каким угодно рисунком зарисовать для запоминания названное слово. Пусть рисунок будет не совсем понятен для других, лишь бы играющий мог потом по порядку назвать слова. Кто запомнил больше всех слов, тот и выиграл.

Игра «Цвета»



Ведущий предлагает всем учащимся по очереди назвать пять предметов одного цвета. Тот, кто за одну минуту не сможет припомнить пять предметов названного цвета, выбывает из игры. Повторять уже названные предметы не разрешается.


Игра «Форма предметов»



Ведущий предлагает всем учащимся по очереди назвать пять предметов одинаковой формы. Тот из участников игры. Кто за одну минуту не сможет припомнить пять предметов. Обладающих названным признаком, выбывает из игры. Повторять названные предметы не разрешается.

« Чей предмет»
Участники разбиваются на 2 команды. Каждая команда выбирает по водящему. Игра заключается в том, что на глазах у водящего члены его команды кладут на стол по одному предмету. Водящий смотрит и старается запомнить, кто какой предмет положил и в какой последовательности были разложены предметы. Ответы оцениваются водящим. В роли водящих должен выступить каждый.
«Зрительная память»

Участники разбиваются на 2 команды. Один из участников будет изображать свой собственный портрет. Все участники игры рассматривают этот портрет, стараются запомнить все детали. Затем ведущий просит всех игроков отвернуться и вносит как можно больше изменений в этот портрет. Затем из каждой команды к портрету должны подходить игроки по одному, чтобы исправить изменения. Какая команда поправит больше изменений, та и выиграет.
«Пересказ по кругу»

Ведущий читает текст .Участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков. Далее- по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе еще раз слушают текст и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки.

« Запоминаем текст»

Участники игры делятся на две команды. Ведущий читает текст. Все участники игры внимательно слушают, затем каждый на листке бумаги записывает то, что запомнил. Члены каждой команды обмениваются информацией, восстанавливают текст по памяти. Затем все участники обсуждают воспроизведенные тексты, сравнивают результаты.

« Учим текст наизусть»

Участники игры разбиваются на 2 команды. Каждому участнику игры раздается распечатанный текст. Предлагается всем прочесть его, чтобы потом рассказать наизусть. На работу с текстом дается 1 минута. Каждой команде нужно выделить желание посоревноваться. Сначала выходит игрок первой команды, начинает рассказывать текст наизусть до первой ошибки. Команда ведущего: стоп. Затем начинает рассказывать текст игрок второй команды, опять таки до первой ошибки и т. д. Таким образом определяется игрок, который расскажет больше других или воспроизведет весь текст. Он и будет победителем.
Текст и имя существительное

Ведущий читает текст, объясняет что надо, как можно лучше запомнить его. Пересказ будет происходить коллективно. Чтобы лучше запомнить, каждый из участников должен мысленно разделить текст на много маленьких частей, и вместо большого и подробного рассказа должен назвать имя существительное, которое в полной мере соответствует этому маленькому кусочку. Причём каждый последующий участник игры повторяет существительное, названное другим игроком и добавляет своё. Эта игра не только развивает память, но и учит школьников выделять главное в тексте, учебном материале, т.е. организовывать мышление и запоминание.
Игра «Песни»

Основная цель игры вспомнить как можно больше песен. Первый участник поёт куплет любой песни, второй должен вспомнить и спеть куплет второй песни, но в котором обязательно должно быть хотя бы одно слово из предыдущей песни. Третий припоминает и поёт куплет из другой песни, который содержит хотя бы одно слово из предыдущей и т.д. Тот кто в течении одной минуты не может подобрать песню выбывает из игры.

Двигательная память.

Игроки разбиваются на две команды. Ведущий просит участников игры выбрать по представителю от обеих команд и жюри. Представители команд танцуют в течение 15 секунд. Члены каждой команды наблюдают за ними. По сигналу ведущего представители каждой команды должны повторить движения танцора противника как можно точнее. Жюри оценивает двигательную память, определяет команду победителя, а затем игрока, обладающего лучшей двигательной памятью.
Советы по тренировке памяти

1. Усталость и утомление – враги памяти. Хочешь хорошо запомнить заданный на дом материал, отдохни после уроков, лучше на свежем воздухе.

2. Для лучшего запоминания нужны положительные эмоции, нужно хорошее настроение. При подготовке домашних заданий постарайся не думать о плохом. Если ты раздражен, взволнован, то сначала успокойся.

3. Постарайся избавиться от лени. Лень злейший враг памяти. Для лучшего запоминания нужна готовность к восприятию, интерес.
Занимательные задания, игры.

Тема: Имя существительное.


  1. Подберите как можно больше имён существительных из двух букв. ( Ус, ад, ил, уж, ёж, ас …)

  2. Подберите как можно больше имён существительных из трёх букв. (Кит, кот, год, рот, кол, вол, ёрш …)

  3. Игра для развития объема запоминаемого материала: " Добавь и запомни".

Первый ученик называет любое имя существительное, допустим машина . следующий повторяет: машина и добавляет второе имя существительное, например велосипед. Третий ученик запоминает два предыдущих слова, присоединяет своё и произносит: машина, велосипед, компьютер.

Игра продолжается до тех пор, пока кто-то не сделает ошибку.

Победителем считается тот, кто запомнит большее количество слов.


  1. Игра на скорость воспроизведения: " 12 ответов на одну букву" (например, на букву к).

Играют в паре или одновременно весь класс отвечает письменно. На запись каждого ответа отводится полминуты.
ОТВЕТЫ

1) Мужское имя. Константин

2) Женское имя. Клавдия

3) Название рыбы Карась

4) Название домашнего животного. Корова

5) Название дикого животного. Кабан

6) Фамилия писателя. Куприн

7) Отчество человека. Кузьмич

8) Название деревни. Киселёвка

9) Название цветка. Колокольчик

10) Кличка собаки. Каштанка

11) Название города. Киев

12) Название учебной вещи. Карандаш


  1. Запишите имена существительные, которые связаны с этим предметом (вывешивается иллюстрация любого предмета: комнаты, медведя, машины и т.д.).

У с л о в и я: а). Записать имена существительные в системе;

б). Разрешается пользоваться орфографическим словарём.

Выигрывает тот, кто за определённый промежуток времени запишет больше имён существительных. (Например, с комнатой связаны следующие имена существительные: телевизор, диван, картина и т.д.)

Систему для записи можно выбрать любую. К примеру, сначала перечислить основные предметы, которые составляют комнату: стены, потолок, пол, дверь, окно и т.д. Затем перейти к подробному перечислению предметов, относящихся к стене, полу и т.д.: стена - кирпич, цемент, обои, клей, плинтус, прямоугольник и т.п.; пол - паркет, лак, ковер и т.д. Далее можно описать обстановку комнаты, начиная с крупных предметов и кончая мелкими: шкаф, кровать, кресло, стол и т.д.
Тема. Имя прилагательное.


  1. Подберите как можно больше дополнительных признаков.

О б р а з е ц. Хороший рассказ (поучительный, весёлый, интересный, содержательный).

Хороший человек (…, …, …).

Хороший коллектив (…, …, …).

Хороший день (…, …, …).

Хороший сын (…, …, …).

Хороший пёс (…, …, …).

О т в е т ы.

Хороший человек (добрый, чуткий, надёжный, порядочный, отзывчивый, верный, обязательный, честный, правдивый).

Хороший коллектив (дружный, заботливый, внимательный).

Хороший день (солнечный, погожий, славный, чудесный, трудовой, замечательный, памятный).

Хороший сын (внимательный, заботливый, послушный, трудолюбивый, воспитанный, любящий).

Хороший пёс (верный, умный, послушный, спокойный, дружелюбный, чистоплотный).


  1. Подберите достаточное количество признаков, по которым можно было бы безошибочно угадать предмет.

Например: мышка маленькая, серая, пугливая.;

волк …, …, …;

медведь …, …, …;

ученик …, …, ….

О т в е т ы: волк серый, зубастый, голодный;

медведь бурый, косолапый, неуклюжий;

ученик старательный, вежливый, послушный.


  1. Вместо точек вставьте в загадку подходящие признаки:


(Маленькие) … зверьки,

(Серенькие) … шубки,

(Черненькие) … глазки,

(остренькие) … зубки.

(Мышки.)
Ножка … (деревянная),

Рубашка … (шоколадная),

На солнышке я таю,

Во рту я исчезаю.

(Эскимо.)
(Белые) … горошки

на (зелёной) … ножке.

(Ландыш.)
Птица … (длиннохвостая),

Птица … (говорливая),

Самая … (болтливая).

(Сорока.)



  1. Игра-соревнование "Сколько признаков найдёшь?"


Вывешивается иллюстрация любого предмета, например совы. Надо записать как можно больше признаков этого предмета.

У с л о в и я: а) записать в системе;

б) разрешается пользоваться орфографическим словарём.


  1. Игра "Угадай предмет".


Играют в паре. У каждого игрока - циферблат со стрелкой. Циферблат разделён на 12 частей, и в каждой части записано имя прилагательное. Содержание записи на циферблате соответствует одному из вариантов.
Вариант 1 Вариант 2

Горячий белый

Капризный дешевый

Лесной большой

Воздушный подвижный

Домашний красивый

Известный лёгкий

Русский умный

Водяной симпатичный

Неуклюжий полосатый

Звонкий длинный

Золотой съедобный

Глубокий хвостатый
Игроки закрывают глаза и наугад переводят стрелки. Случайно выбранные признаки - тема для угадывания предмета. Например, на одном из циферблатов - слово водяной, на другом - большой. Надо вспомнить и записать как можно больше предметов по двум признакам: "водяной" и "большой". Тут подойдут имена существительные паук, корень, червь, стебель, цветок и т.д. допускается изменение рода и числа имен прилагательных: большая водяная крыса; большое водяное колесо; большие водяные часы.

Каждый правильно названный предмет - 1 очко.

Подводятся итоги первого кона игры. Затем стрелки переставляются - и игра продолжается.
П р и м е ч а н и е. В игре может участвовать одновременно весь класс. Тогда выбором имён прилагательных управляют два ученика - только они переводят стрелки. Избранные признаки учитель записывает на доске, и соревнование начинается.
На выполнение задания отводится определённый промежуток времени. Затем тетради собираются, а после проверки объявляется победитель.


  1. З а д а н и я, и г р ы, к о н к у р с ы, которые способствуют длительному удержанию материала в сознании, а значит, и запоминанию надолго.




  1. Игра "Пять слов на одну букву".

Учитель записывает на доске слово, одну букву в котором (орфограмму) подчёркивает. Ребята должны придумать и записать 5 слов, которые начинаются с этой буквы. Выигрывает тот, кто выполнит работу быстро и без орфографических ошибок.
Например: далёкий богатый прилежный

Ананас орёл ива

Апельсин оса иволга

Абрикос осёл игра

Арбуз огонь ирис

Арахис олово иголка


  1. Конкурс "Кто лучше?".

Ребятам даётся задание придумать, как запомнить на всю жизнь написание орфограммы в словах: богатый, внимательный, волшебный, восток, картофель, квадрат, костюм, математика, обезьяна, пассажир, рисунок, север.

Например, богатый - пишу, как Бог; или так: богатый человек имеет много монет, круглых, как буква о.

(На одном уроке дается не более двух-трёх слов.)


  1. Игра-соревнование "Кто больше?".

Образуйте имена прилагательные от словарных слов:

Вариант 1 - с безударной гласной о.

Вариант 2 - с безударной гласной а.

Тема. Глагол.

  1. Игра "Дежурная буква". (проверяется готовность к воспроизведению).

Запишите как можно больше глаголов на букву к (буква выбирается по усмотрению учителя).

  1. Подберите как можно больше глаголов, которые могли бы "дружить" с существительным собака (или берёза и др.).

У с л о в и я: а) записать в системе;

б) разрешается пользоваться орфографическим словарем.

  1. Вспомните и запишите глаголы по алфавиту: на каждую букву по одному глаголу.

Н а п р и м е р: алеть, белеть, висеть и т.д.

  1. Подберите и запишите рифму к глаголам: играть, вести, беречь, читать.

О т в е т ы:

Играть - отдать, страдать, рыдать, кидать, пугать, …;

Вести - грести, нести, перенести, плести, …;

Беречь - стеречь, лечь, …;

Читать - писать, чесать, плясать, летать, пытать, купать, копать, ….

  1. Запишите как можно больше глаголов с частицей не.

П р и м е р н ы е т е м ы: "Советы малышам".

"Советы первоклассникам".

"За обеденным столом".

"Соблюдай правила дорожного движения"

"Чтобы не было пожара"

  1. Запишите как можно больше глаголов на данную тему:

"Утренние дела".

"Иду в школу".

"На уроке".

"Как я делаю уроки".

"Я гуляю".

"Помогаю маме".

"Перед сном".

"Какие полезные действия я совершаю за день".

"Какие вредные действия я знаю".

  1. Задание "Помоги своей памяти".

Придумайте, как лучше запомнить в слове подчёркнутую букву.

Например, в слове клевать "живет" слово лев.
Материал для упражнений по развитию памяти

на движения.
«Доброе Утро!»


  1. Пальчики правой руки «пробуждают» ото сна правый глаз.

  2. То же левой руки.

  3. Потягивание правой, затем левой рукой

  4. Правая рука имитирует чистку зубов: вправо – влево – вправо.

  5. Левая делает три движения «с расчёской» от лба на затылок: посредине головы, справа, слева.



«Полёт осеннего листочка»
Исходное положение: правая рука на уровне груди, её ладонь опущена таким образом, что растопыренные пальцы напоминают лист клёна.

  1. «Лист» покачивается на ветке трижды: вправо-влево-вправо.

  2. «Листик» оторвался от ветки, скользнул вниз и застыл на мгновение.

  3. «Лист» описывает два круговых движения, опускаясь по спирали.

  4. «Путешественник» «приземлился» на парте.

Подобным образом составляются упражнения на различные темы: например, «Падают снежинки», «Мне весело», «Помоги маме», «Дед мороз под окном», «Добро пожаловать» (жесты гостеприимства) и др.

Ребята с удовольствием сами придумывают упражнения на запоминание движений и выступают на физкультминутках в роли ведущих.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Аксенова А.К. Дидактические игры.




2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии.




3. Ермолаева - Томина Л.Б. Рабочая программа развивающего обучения.




4. Красило А.И. Энциклопедия практического познания.




5. Минскин Е. М. От игры к знаниям.




6. Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении.




7. Шмаков С.А. Уроки детского досуга.