Главная страница

Урок по теме «аммиак» Автор Ицкович Т. Я. учитель химии мбоу оош №81 Цели урока. Образовательные: р



Скачать 75.33 Kb.
НазваниеУрок по теме «аммиак» Автор Ицкович Т. Я. учитель химии мбоу оош №81 Цели урока. Образовательные: р
Ицкович Т.Я
Дата25.04.2016
Размер75.33 Kb.
ТипУрок

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОБЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 81


УРОК ПО ТЕМЕ «АММИАК»


Автор Ицкович Т.Я.

учитель химии

МБОУ ООШ №81

Цели урока.

Образовательные: рассмотреть строение молекулы аммиака, повторив на ее примере ковалентную полярную связь. Познакомить учащихся с физическими свойствами аммиака (на их примере с водородной связью), собиранием, распознаванием и химическими свойствами аммиака (и на их примере с донорно-акцепторным механизмом образования ковалентной связи).

Развивающие: развить умения по составлению окислительно-восстановительного баланса уравнений реакций; интерес к предмету, умение высказывать свои мысли, логически рассуждать, соблюдать технику безопасности при встрече с аммиаком в быту

Воспитательные: формировать умения работать с учебной и дополнительной литературой; провести профориентационную работу.

Оборудование: на столах учащихся оборудование для химического эксперимента аммиачная вода, кристаллические хлорид аммония и гидроксид кальция, фенолфталеин, лакмусовая бумажка, прибор для получения газов, стеклянные палочки, соляная кислота конц.); компьютерная презентация.

Ход урока (презентация)

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы познакомимся с аммиаком и изучим его свойства согласно плану. (В ходе урока используются различные формы: компьютерная презентация, работа с учебной литературой, демонстрационные опыты).

2. Изучение нового материала.

План  (слайд №2)

1. Состав молекулы аммиака

2. Строение молекулы аммиака

3. Водородная связь

4. Физические свойства аммиака

5. Химические свойства аммиака

а) аммиак-комплексообразователь.

б) аммиак-восстановитель

6. Получение аммиака

7. Применение аммиака

8. Закрепление

9. Домашнее задание

1. Состав молекулы аммиака

Учитель начинает свой рассказ об аммиаке с обращения внимания на несоответствие написания химической формулы аммиака принятым правилам степени окисления.

  1. запишите молекулярную формулу аммиака;

  2. укажите степень окисления элементов;

  3. дайте химически верное название и запись формулы аммиака.

NH= H+1N-3 нитрид водорода (слайд № 3)

2. Строение молекулы аммиака

Учащиеся представляют схему образования химической связи в молекуле.

  1. запишите молекулярную, электронную, структурную формулы молекулы аммиака.

  2. укажите вид химической связи в молекуле и способы образования,

  3. укажите смещение электронной плотности к более электроотрицательному элементу.

NH- молекулярная формула

ковалентная полярная связь, одинарная, по обменному механизму.

 электронная формула (слайд № 4)

3. Водородная связь

Учитель акцентирует внимание ребят на неподеленной электронной паре атома азота, сдвиге электронной плотности в сторону гораздо более электроотрицательного атома азота и возникновении в молекуле аммиака на атоме азота частично отрицательного заряда, а на атоме водорода частично положительного.

структурная формула (слайд № 5)

Учитель знакомит учащихся с новым для них видом химической связи – водородной связью, которая возникает между молекулами аммиака.

Отметьте особенности водородной связи:

1) между какими атомами возникает связь;

2) силу связи по сравнению с другими видами связи;

3) условное обозначению водородной связи;

4) следствие образования водородной связи в соединении.

Водородной называется связь между атомами водорода и атомами очень ЭО элементов, имеющих свободные электронные пары;

  1. слабее ковалентной связи в 10 – 20 раз;

  2. условно обозначается тремя точками;

  3. вещества с водородной связью обладают хорошей растворимостью в воде, повышается их температура кипения и плавления. (слайд № 6)


4. Получение аммиака

В промышленности аммиак получают прямым синтезом из простых веществ – азота и водорода. Реакция идет только в присутствии катализатора, при температуре 500 С0 и повышенном давлении.

Запишите уравнение реакции получение аммиака:

а) в промышленности

Дайте классификацию реакции по всем известным признакам и предложите оптимальные условия проведения реакции. Ответ: Реакция соединения, экзотермическая, гомогенная, обратимая, окислительно-восстановительная, каталитическая.
(слайд № 7)

б) в лаборатории

Для получения аммиака мы возьмем вещество которое находится в черном ящике. Прослушайте сообщение о данном веществе и попытайтесь отгадать, что это за вещество..

В черном ящике находится вещество, которое арабские алхимики получали из оазиса Амона, расположенного в пустыне Сахара. Это бесцветное кристаллическое вещество, которое они называли «нушадир». При растирании нушадира с гашеной известью и нагревании смеси выделялся газ с резким запахом, хорошо растворимый в воде. Алхимики заметили, что водный раствор этого газа, находясь рядом с соляной кислотой, начинал «дымить» и с течением времени все стеклянные сосуды рядом с ним покрывались белым налетом. Алхимики отметили и еще кое-что: когда раствор неизвестного газа добавляли к водному раствору медного купороса, то голубая окраска последнего становится интенсивно синей. Как объяснить эти явления? Запишите уравнения реакций и укажите их тип?

Ответ: (во время обсуждения идет презентация демонстрирующая опыты: «дым без огня», взаимодействие хлорида аммония с гидроксидом кальция, растворение аммиака в воде, «голубые цветы») В ящике соль хлорид аммония. «Нашадир»-это нашатырь (хлорид аммония), продукт естественного разложения мочи и испражнений верблюдов, караваны которых столетиями проходили через оазис.

Пполучение аммиака

При взаимодействии NH4Cl с гашеной известью- гидроксидом кальция Ca(OH)2 выделялся аммиак NH3

2NH4Cl + Ca(OH)2 = 2 NH3 + CaCl2 +2H2O

Собирание - в перевернутую кверху дном пробирку.

Распознавание аммиака:

а) по запаху;

б) по посинению влажной лакмусовой бумажки

в) по появлению белого дыма от поднесенной стеклянной палочки, смоченной HCl (конц.)

5. Физические свойства аммиака

С физическими свойствами аммиака учитель предлагает познакомиться учащимся самостоятельно по учебнику.

  • изучите физические свойства аммиака по учебнику;

  • рассчитайте его плотность по воздуху Dвозд = 29/МNН3;

  • предложите способ собирания газа в лабораторных условиях.

NH– газ без цвета, с резким запахом, почти в два раза легче воздуха, при охлаждении до -33,6оС он сжижается, а при температуре -77,8оС превращается в твердое белое вещество, хорошо растворим в воде. (слайд №8 )

Учитель разъясняет ребятам, что поскольку аммиак легче воздуха, то при выделении он будет улетать вверх. Поэтому, для того чтобы собрать аммиак, пробирку необходимо держать перевернутой дном.

6. Химические свойства аммиака

выполнение опыта

Учащиеся делают вывод, что при растворении аммиака в воде образовалась щелочь, т.к. фенолфталеин окрасился в малиновый цвет.

NH3 + H2O <—> NH3 * H2O <—> NH4+ + OH(слайд № 9)

Учитель демонстрирует учащимся аммиачную воду (25% раствор аммиака) и нашатырный спирт (10% раствор аммиака). Напоминает, как правильно обращаться с растворами сильно пахнущих веществ.
Ввзаимодействие с хлороводородом


  1. Запишите уравнение реакции взаимодействия аммиака с соляной кислотой:

  2. аммиак + соляная кислота = хлорид аммония,

  3. Рассмотрите механизм реакции.

  4. Отметьте образование ковалентной полярной связи по донорно-акцепторному механизму (по учебнику)

  5. Взаимодействие с другими кислотами

Ггорение аммиака

б) Аммиак – восстановитель (в реакциях окисления).

  1. Запишите уравнение реакции горение аммиака:

аммиак + кислород = азот + вода

  1. Составьте электронный баланс к этому уравнению.

1) Окисление аммиака без катализатора. 

2) Окисление аммиака в присутствии катализатора

Запишите уравнение реакции каталитического окисления аммиака:

аммиак + кислород = оксид азота (II) + вода.

Составьте электронный баланс к этому уравнению.

7. Применение аммиака
Учитель предлагает учащимся самостоятельно ознакомиться с применением аммиака по схеме в учебнике.

Применение:

1) в холодильных установках;

2) в медицине и быту;

3) для производства азотной кислоты, солей аммония;

4) как удобрение (слайд № 11)

Растворы аммиака широко используются в медицине. Разведенный раствор аммиака, издавна называемый нашатырным спиртом, дают нюхать при обморочных состояниях и алкогольном опьянении; при этом происходит рефлекторное возбуждение сердечной деятельности и центра дыхания. При тяжелом алкогольном отравлении практикуют прием внутрь слабых растворов аммиака (3 капли на полстакана).

Более слабые растворы аммиака дают отхаркивающий эффект (нашатырно-анисовые капли).

Местнораздражающее действие аммиака используют для приготовления препаратов, применяемых как отвлекающие средства (при артритах, невралгиях и т.п.).

Хлористый аммоний – белый кристаллический порошок. Слегка гигроскопичен. Имеет солоноватый вкус, легко растворим в воде. Применяется в качестве диуретического и отхаркивающего средства.

8. Закрепление.



Для закрепления предлагается решить фронтально ряд задач:

1) Какая масса хлорида аммония получится при взаимодействии 2 моль аммиака с соляной кислотой?

2) Какой объем кислорода потребуется для сжигания 6,8 г. аммиака?

9. Домашнее задание

Повторить конспект