Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Тема проекта: «Родной город, родной край» |
 Скачать 193.68 Kb. |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №8 «Сандугачым» Менделеевского муниципального района Республики Татарстан
Тема проекта:
«Родной город, родной край»
Воспитатель высшей категории
Гайнетдинова Зульфия Закиевна
Содержание
Актуальность проекта
| 3
| Основные положения проекта
| 4
| Этапы проведения проекта
| 6
| Ожидаемый результат
| 7
| Совместная деятельность педагога с детьми
| 8
| Взаимодействие педагога с семьями
| 15
| Достигнутые результаты
| 17
| Список литературы
| 18
|
|
|
«Любят родину не за то, что она велика,
а за то, что своя» Сенека
Актуальность темы
Природа, родина, народ – слова одного корня. В этих словах близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Чувство любви к родной стране, к близким людям, к детском саду, к родному городу, где ребенок родился и живет, играет огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родине.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Моя задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка новые знания, показав всё, чем дорожат люди.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Родины. Это гордое чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, входе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, родным местам, родной стране, уважения своего народа и желания сохранить богатство своего края.
Основные положения проекта
«Родной город, родной край»
Проект позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Вид проекта: познавательный, групповой.
Участники: дети старшей и подготовительной групп, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель.
Сроки реализации: в течение двух лет.
Основной раздел программы: познавательное развитие.
Разделы программы, содержание которых включено в проект: познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие, развитие музыкально-художественной деятельности. Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования
Образовательные задачи: учить и совершенствовать знания детей о родном крае и городе: название республики и города, их символика, достопримечательности, национальная культура, социальные объекты и их назначение.
Развивающие задачи: развивать у детей любознательность, воображение, эстетическое восприятие, стремление лучше узнать экологическое состояние нашей республики и города; обогащать словарный запас детей.
Воспитательные задачи: воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей и к их традициям; воспитание чувства любви к родному краю, городу, улице, дому, семье и бережного отношения к природе и ко всему живому.
Цель проекта
Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям. Методы проекта
Наблюдение
Анкетирование
Познавательные игровые занятия
Беседы
Консультации
Экскурсии
Выставки
Дидактические игры
Встречи
Праздники и конкурсы
Спортивные мероприятия
Этапы проведения проекта
1 этап – Информационно-накопительный:
изучение интереса детей для определения целей проекта
сбор и анализ литературы для взрослых и детей
совместная деятельность с родителями в поиске информации по родному краю, городу.
2 этап – Организационный
Включает проведение различных занятий, мероприятий на тему: «Родной город, родной край».
Познавательное занятие «Достопримечательности родного города»
Совместная изобразительная деятельность родителей и воспитанников на тему: «Мой дом»
Экскурсия по детскому саду «Что хорошо, что плохо?»
Анкетирование родителей «Знаете ли вы своего ребенка?»
Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями)
Беседа «Знаешь ли ты свой город?»
Творческое задание «Придумай названия будущим улицам города»
З этап – Завершающий
Подведение итогов и обобщение (презентация)
Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»
Развлечение КВН «Родной свой край, люби и знай»
Ожидаемый результат
Итоговым результатом является мониторинг, где учитывается активное участие детей на мероприятиях и их знания.
Умение выражать собственное мнение, анализировать, обобщать, рассуждать, оказывать посильную помощь при облагораживании детского сада.
Освоение доступных знаний о родном городе и крае.
Приобретение детьми навыков общения со взрослыми и проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям.
Совместная деятельность педагога с детьми
№
| Тема
| Цели
| Форма проведения
|
| «Знаешь ли ты свой город?»
| Определение уровня знаний детей по нравственно-патриотическому воспитанию
| Беседа
| 2.
| «Угадай, где я нахожусь?
| Продолжение знакомства с достопримечательностями родного города
| Дидактическая игра
| 3.
| «Улицы родного города»
| Продолжить знакомство с красотой улиц нашего города и развивать умение изображать увиденное на листе бумаги, создавая дома разной величины и подбирая цвет красок
| Изобразительная деятельность
| 4.
| «Улица Аллея героев»
| Продолжить знакомство с героями родного города, с их жизненными подвигами
| Занятие
| 5.
| «Транспорт в моем городе»
| Продолжить знакомство с видами транспорта в родном городе; закрепить умения применять полученные знания в играх
| Беседа, дидактическая игра
| 6.
| «Будь внимателен»
| Углубить представления детей о ПДД и поведения на дороге, общественных местах
| Экскурсия
| 7.
| «Достопримечательности родного города»
| Закрепить знания детей о достопримечательностях города. Познакомить с понятием архитектура и архитектурными памятниками города
| Занятие, слайд-шоу
| 8.
| «Герб города Менделеевск»
| Познакомить детей с гербом города Менделеевск, дать визуальное представление; закрепить знания о родном городе, его символике и достопримечательностях; воспитывать положительные эмоции и чувство патриотизма
| Занятие (прослушивание аудиозаписи)
| 9.
| «Что хорошо, что плохо?»
| Учить ориентироваться в своем детском саду и соблюдать правила поведения в нем
| Экскурсия по детскому саду
| 10.
| «Детский сад – второй мой дом»
| Расширить знания детей о своем детском саде и продолжить учить отражать свое видение в изобразительной деятельности
| Аппликация
(смотр макета)
| 11.
| «Все профессии важны…»
| Расширить представления о профессиях, воспитывать уважение к людям труда
| Беседа, дидактическая игра
| 12.
| «Предприятия родного города»
| Расширять знания о предприятиях города, изготавливаемой продукции
| Занятие, слайд-шоу - выставка из фотографий
| 13.
| «В гостях Краеведческого музея»
| Расширить и углубить знания об истории города
| Экскурсия
| 14.
| «Многонациональный город»
| Расширить знания детей о жителях разных национальностей (русские, татары, удмурты, марийцы), их быте, культуре и национальной одежде
| Беседа, конкурсы
| 16.
| «Праздник смелых людей»
| Рассказать о военных профессиях, которые требуют от людей быть смелыми и отважными; дать детям знания об армии, сформировать у них представления об особенностях военной службы; воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов
| Занятие
| 17.
| «Веселые старты»
| Способствовать повышению эмоционального тонуса, укреплению здоровья
| Спортивные соревнования
| 18.
| «Боевая слава нашего города»
| Сформировать представление о героизме, подвиге наших героев города
| Беседа
| 19.
| «Спасибо за мирное небо над головой»
| Сформировать представления о празднике День Победы, познакомить с ветеранами ВОВ
| Встреча с ветеранами
| 20.
| «Флора и фауна Менделеевска»
| Углублять конкретизировать представления о животном и растительном мире города
| Беседа, загадки
| 21.
| «Что ты знаешь о своем городе?»
| Выявление усвоенных знаний детьми
| Мониторинг
| 22.
| «Мой город и район, в котором я живу»
| Продолжать воспитывать добрые чувства, интерес к месту, где живет ребенок. Закрепить и систематизировать знания детей о родном городе
| Беседа, сюжетно-ролевая игра «Почта» (знание детьми домашнего адреса и адреса д/сада)
| 23.
| «Как называется республика, в которой ты живешь?»
| Познакомить детей с географической картой, показать нахождение на ней Республики Татарстан и ее столицы - Казани
| Беседа с использованием презентации
| 24.
| «Знакомство с флагом, гербом, гимном и президентом Татарстана»
| Дать понять о том, что такое герб и флаг, объяснить символику герба и флага Татарстана. Воспитывать уважительное отношение к символикам города Казани
| Беседа с использованием слайдов, дидактические игры «Найди флаг и герб Татарстана», прослушивание гимна, оформление стенда
| 25.
| «Мы идем в музей»
| Уточнить представление о гербе, флаге нашей республики, уточнить знания о татарских сказках, национальной одежде вызвать желание больше узнать о своей республике
| Занятие
| 26.
| «Выложи узор на кокошнике и калфаке»
| Учить передавать характерные детали головных уборов. Воспитывать интерес и уважение к национальным традициям
| Аппликация
| 27.
| «Законы, по которым мы живем» 6 ноября – День Конституции Татарстана
| Формировать знания о том, что Конституция РТ основной закон государства, который надо соблюдать. Дать разъяснение понятие «Конституция». Познакомить с содержанием законов, и рассказать о том, что конституция защищает права взрослых и детей. Воспитывать стремление знать и соблюдать законы Республики Татарстан
| Беседа о Конституции. Чтение отрывков из сказок Ю.Олеши «Три толстяка», Д.Родари «Приключения Чиполлино» (беседа о справедливости сказочного государства)
| 28.
| «Какие народы живут в нашей республике?»
| Продолжать знакомить детей с народом РТ и его традициями. Прививать детям уважение к разным национальностям, живущих в республике и их культуре
| Экскурсия в библиотеку
| 29.
| “Туган шәһәрнең истәлекле урыннары”
| Балаларда туган җирне ярату хисе тәрбияләү. Туган шәһәрнең истәлекле урыннары белән таныштыру. Сөйләм телен камилләштерү. Юлда һәм җәмәгать урыннарында үз – үзеңне дөрес тоту кагыйдәләрен ныгыту
| Шөгыль, слайдлар кулланып
| 30.
| «Республика моя – Татарстан»
| Обобщить знания детей о Татарстане, его жителях, быте, культуре, о празднике День суверенитета Татарстана. Развивать интерес к настоящему и прошлому нашей Родины и народа. Воспитывать у ребенка чувства любви и гордости за свою Родину – Республику Татарстан
| Развлечение
| 31.
| «Какие растения и животные встречаются там, где ты живешь?»
| Закрепить знания о животных, птицах и растениях, обитающих в наших лесах, их разнообразием. Воспитание бережного отношения к живой природе
| Изобразительная деятельность
| 32.
| «Народное творчество»
| Обобщить знания о произведениях устного народного творчества. Прививать любовь к родной земле, родному искусству. Развивать связную устную речь, логическое мышление, память, воображение
| Чтение и заучивание стихов о Родине, пословиц, поговорок
| 33.
| «Из нашего города - по родной республике»
| Посредством игры формировать, систематизировать у дошкольников представление о Родине, ее истории, национально-культурных традициях, о городах и столице, о символах Республики. Закреплять умение отвечать на вопросы
| Игра-путешествие
| 34.
| «Казань в песнях и плясках»
| Продолжить знакомство с музыкальным творчеством, посвященным городу Казани и их исполнителями
| Слушание песен о Казани и просмотр видео с участием разных народных ансамблей
| 35.
| «Секреты татарской кухни»
| Помочь ребенку раскрыть мир национальных культур. Воспитывать аккуратность, восхищение к блюдам, гостеприимство как характерную черту татарского народа
| Лепка, сюжетно-ролевая игра «Приглашаю на день рождения»
| 36.
| «Базар юных умельцев»
| Познакомить детей с национальными украшениями. Учить детей делать из фольги украшения. Формировать интерес, эмоционально - положительное отношение к трудовой деятельности
| Изготовление из фольги национальных украшений: браслеты, кольца
| 37.
| «Литературное наследие»
| Расширить знания детей о жизни и творчестве М.Джалиля, Г.Тукая, Р.Миннулина, А.Алиша, А.Пушкина, К.Чуковского, С.Маршака. Воспитание любви к поэзии
| Выставка портретов и произведений писателей. Чтение их творчества
| 38.
| «Военные профессии»
| Расширить знания о Российской армии. Уточнить представления о родах войск. Развивать навыки контекстной речи. Учить навыкам словообразования. Развивать внимание, логическое мышление. Воспитывать уважение к людям военных специальностей
| Занятие, загадки
| 39.
| «Кораблик «Алые паруса»»
| Вызвать у детей интерес к изготовлению подарков папам своими руками. Воспитывать заботливое отношение к близким людям
| Изготовление подарка для пап из поролона
| 40.
| «Москва – столица России»
| Познакомить детей с географической картой, показать нахождение на ней России и ее столицы - Москвы. Представить образ сердца России – Москвы как великой духовной ценности. Познакомить с главными московскими достопримечательностями – Кремлем и Красной площадью
| Ознакомительная беседа о столице России – Москве; чтение стихотворения У. Глинки «Москва»
| 41.
| «Символика Москвы»
| Знакомство с гербом, гимном, флагом и президентом России
| Беседа, прослушивание гимна, оформление стенда
| 42.
| «Умники и умницы»
| Продолжать формировать представление о городе Менделеевске. Выработать в детях желание узнавать новое о родном городе. Закреплять умение отвечать на вопросы. Совершенствовать быстроту реакции на словесные раздражители, в игровой форме найти применение некоторым наработанным логико-математическим понятием. Развивать самостоятельность, внимание, общение. Воспитывать уважение к своему городу, народу.
| Познавательно – игровое занятие
| 43.
| «Этот День Победы»
| Создание символа праздника, выражение уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта
| Выставка работ детей, посвященных Дню Победы
| 44.
| «Звезда победы»
| Познакомить детей с событиями ВОВ. Формировать элементарные знания о героях нашего города на основе ярких представлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания. Формировать толерантность, уважение к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ
| Праздник, встреча с ветеранами
| 45.
| «Наши защитники»
| Продолжить знакомство детей с героями войны, совершившими подвиги ради жизни других людей, воспитывать уважительное и благодарное отношение к воинам-героям
| Экскурсия на Аллею Героев, к вечному огню, возложение цветов к мемориалу воинской славы
| 46.
| «Что ты знаешь о своем родном крае?»
| Выявление усвоенных знаний детьми
| Мониторинг
|
Взаимодействие педагога с семьями
№
| Тема
| Цели
| Форма проведения
| 1.
| «Патриотическое воспитание»
| Взаимопомощь родителей и воспитателей в дальнейшем воспитании патриотизма у дошкольников
| Анкетирование для родителей
| 2.
| «Знаете ли вы своего ребенка?»
| Определение уровня знаний ребенка о своем городе глазами родителей
| Анкетирование для родителей
| 3.
| «Мой дом»
| Учить детей передавать свое видение родного дома на рисунок
| Совместная изобразительная деятельность с родителями
| 4.
| «Зарничка»
| Обогащение представлений детей о защитниках нашей Родины, родах войск РФ, современной военной технике.
Воспитание у детей эмоционально-положительного, действенного отношения к воинам, которое выражалось бы в желании подражать им в ловкости, быстроте, смелости, в стремлении быть похожим на них
| Развлечение на участке
| 5.
| «Сделаем наш город чище»
| Воспитывать любовь к родному городу, приучать следить за чистотой, развивать творчество
| Выставка поделок (совместно с родителями)
| 6.
| «Можно ли это считать нарушением прав ребенка?»
| Выявить уровень представления о правах ребенка
| Мини-анкета для родителей
| 7.
| Развлечение КВН «Родной свой край, люби и знай»
| Закреплять и расширять знания о городе и республике, их символике, о городах республики, природе, традициях и обычаях татарского народа. Воспитывать чувство дружбы и уважения к людям других национальностей
| КВН совместно с родителями
| 8.
| «Богатырские состязания»
| Организовать совместную деятельность педагогов, дошкольников и их родителей. Воспитывать любовь и уважение к Российской Армии, развивать артистизм, творческую активность, ловкость и сноровку, создать атмосферу эмоционального комфорта, радости
| Спортивное развлечение вместе с родителями
| 9.
| «Мы за мир!»
| Повышение интереса детей к истории Великой Отечественной войны, сохранение памяти её героических событий, формирование уважительного отношения к ветеранам, а также в связи с празднованием Дня Победы
| Конкурс семейных рисунков
| 10.
| «Как воспитать маленького патриота»
| Формирование чувство ответственности за духовно – нравственное становление своих детей
| Рекомендация
|
Достигнутые результаты
Анализ результатов усвоения знаний показал: среднее развитие у 44% детей, выше среднего у 40% детей.
Высокий уровень социализации детей группы: дети являются активными участниками конкурсов, спортивных соревнований с воспитанниками других ДОУ города, где занимают призовые места,
Повышение активности родителей в делах группы.
Выводы
Таким образом, реализованный мной проект «Родной город, родной край» был в целом направлен на расширение круга представлений о родном доме, улице, городе и родном крае. Проект преследовал цели способствования развитию патриотических чувств детей. Для этого использовались задачи развития таких патриотических чувств детей, как гордость за свой родной город, за толерантное отношение к представителям других национальностей, за бережное отношение к родной природе.
В результате реализации проекта, поставленные цели и задачи были выполнены.
При осуществлении проекта использовались различные средства патриотического воспитания, способствующие развитию и поддержанию интереса детей: художественная литература, иллюстрации, картины, музыка, игры, природа и окружающая среда. Центральное место в проекте было отведено познавательным беседам, занятиям и практической деятельности детей. Невозможно привить любовь к родной земле, не познакомив с ее природными богатствами, красотой, растительным и животным миром, с красотой родной природы.
Активное участие в осуществлении проекта, принимали родители воспитанников. Они охотно и с большим энтузиазмом поддержали предложенную тему проекта и принимали в нем участие. Благодаря нашей совместной деятельности мы организовывали увлекательнейшие экскурсии по достопримечательностям нашего города.
Мониторинг показал, что уровень патриотических представлений у детей старшего дошкольного возраста после осуществления проекта изменился. Он стал значительно выше. Многие дети легко оперируют знаниями о родном городе и республике, знают их название, герб и флаг; называют столицу своей страны, и могут рассказать о некоторых исторических событиях своего города; знают особенности его природы и культуры.
Успех в патриотическом воспитании детей будет, достигнут, только тогда, когда будет осуществлена полноценная, совместная работа детей, родителей и воспитателей. Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. Я считаю, что проведенный мной проект дал положительные результаты.
Список литературы
1. Гараева Ф.Х. Без бит Бондюг яклары / Ф.Х. Гараева. – Казань: РИЦ «Школа», 2009. - 56с.
2. Гогоберидзе А.Г. Маленькие граждане большой страны.// Ребенок в детском саду. - 2009. - №3. - С. 4-8.
3. Деркач Л.Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников.// Дошкольная педагогика. - 2009. – №2. – С. 51-53.
4. Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.// Управление ДОУ. - 2006. - № 8. - С. 80.
5. Кузнецова Г.И. Менделеевцам о менделеевцах / Г.И.Кузнецова. - Издательский дом «Елабуга», 2003. – 196с.
6. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации / М.Д. Маханева.// Управление дошкольным образованием. - 2005. - № 1. - С. 57- 60.
7. Сергеева Н.Г. Уроки национального изобразительного искусства / Н.Г. Сергеева. - Казань: Татарское книжное издательство, 1999. – 55с.
8. Тагиров И.Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана / И.Р. Тагиров. - Казань: Татарское книжное издательство, 2007. – 78с.
9. Шарафутдинов Д.Р. Исторические корни и развитие традиционной культуры татарского народа / Д.Р. Шарафутдинов. - Казань: Гасыр, 2004. – 640 с.
10. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.// Управление ДОУ. - 2004. — № 4. - С. 99-101.
11.Электронные ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Менделеевск http://tatarstan.ru/about/symbols.htm http://ru.wikipedia.org/wiki/Государственные_символы_России http://gendocs.ru/ http://nsportal.ru/
|
|
|