Текст №43 (По И. Гонцову.) Почему-то многие современные эстрадные «звёзды»
(1)Почему-то многие современные эстрадные «звёзды» с особенным удовольствием говорят о том, как плохо они учились в школе. (2)Кому-то объявляли выговоры за хулиганство, кого-то оставляли на второй год, кто-то доводил педагогов до обморочного состояния своими умопомрачительными причёсками... (3)Можно по-разному относиться к подобным откровениям наших «звёзд»: одних эти рассказы об озорном детстве приводят в умиление, другие начинают ворчливо сетовать на то, что сегодня путь на сцену открыт только бездарям и невеждам.
(4)Но больше всего беспокоит реакция подростков. (5)У них возникает стойкое убеждение, что наиболее короткий путь к известности пролегает через детскую комнату милиции. (6)Они-то всё принимают за чистую монету. (7)Они далеко не всегда понимают, что рассказы о «безбашенном» детстве, когда будущая «звезда» поражала всех окружающих своим экзотическим своеобразием, - это всего лишь сценическая легенда, что-то вроде концертного костюма, который отличает артиста от обычного человека. (8)Подросток не просто воспринимает информацию, он её активным образом преобразовывает. (9)Эта информация становится основой для его жизненной программы, для выработки путей и способов достижения цели. (10)Вот почему человек, который что-то вещает на многомиллионную аудиторию, должен обладать высоким чувством ответственности.
(11)На самом ли деле он выражает свои мысли или бессознательно продолжает сценическую игру и говорит то, чего от него ждут поклонники? (12)Посмотрите: я «свой», такой же, как все. (13)Отсюда и иронично-снисходительное отношение к образованности, и кокетливое ёрничанье: «Ученье - свет, а неученье - приятный полумрак», и надменное самолюбование. (14)Но вот передача закончилась. (15)Что осталось в душе тех, кто слушал артиста? (16)Какие семена он посеял в доверчивых сердцах? (17)Кого он сделал лучше? (18)Кого он направил на путь творческого созидания? (19)Когда одному известному ди-джею молоденькая журналистка задала эти вопросы, он просто фыркнул: да идите вы, я совсем не для этого... (20)И в этом недоуменном возмущении «поп-звезды» проявляется её гражданская незрелость, её человеческая «недообразованность». (21)А человек, который ещё не построил себя как личность, не осознал своей миссии в обществе, становится покорным слугой толпы, её вкусов и потребностей. (22)Он, может быть, и умеет петь, но не знает, для чего поёт.
(23)Если искусство не зовёт к свету, если оно, хихикая и лукаво подмигивая, тащит человека в «приятный полумрак», если оно ядовитой кислотой иронии уничтожает незыблемые ценности, тогда возникает резонный вопрос: а нужно ли такое «искусство» обществу, достойно ли оно того, чтобы стать частью национальной культуры? (По И. Гонцову)
«Строки текста свидетельствуют об искренней обеспокоенности автора поставленной проблемой. И яркое тому доказательство – употребление таких лексических средств выразительности, как __________ («бездарям и невеждам»), __________ («недообразованность» в предложении 20). Взволнованность И. Гонцова перерастает в неподдельную тревогу во второй части текста, где использованы такое синтаксическое средство выразительности, как __________ (предложения 15 – 18), и такой троп, как __________ («кислотой иронии уничтожает незыблемые ценности» в предложении 23)».
Список терминов:
|
|
| 1)
| развёрнутая метафора
| 2)
| риторическое обращение
| 3)
| литота
| 4)
| ряд однородных членов
| 5)
| эмоционально-оценочные слова
| 6)
| диалектизм
| 7)
| термины
| 8)
| индивидуально-авторское слово
| 9)
| вопросительные предложения
| Ответы: 5 ,8,9,1
Алгоритм написания сочинения - рассуждения по русскому языку
1
| Вступление
| Может ли искусство изменить жизнь человека?
каково влияние музыки на нравственность и поведение человека: благотворно оно или разрушительно?
Музыка - одна из самых вдохновенных форм искусства. Своим ритмом, мелодией, гармонией звуков, динамикой, разнообразием звуков, колоритов и нюансов музыка передает бесконечную гамму чувств и настроений. Ее сила заключается в том, что, минуя разум, она прямо проникает в душу, в подсознание и создает настроение человека.
Так что же на самом деле творит музыка с нашей душой? Соответственно своему содержанию музыка может вызвать в человеке самые возвышенные и благородные чувства, содействовать, например, молитвенному настроению, или, напротив, может вызвать самые греховные и темные желания. Музыка способна погрузить нас в пучину самых разных чувств и переживаний. Она ободряет и радует, разглаживая морщины и смягчая улыбку. Подобное воздействие оказывают многие произведения Гайдна, Моцарта, Россини, Бетховена.
| 2
| Постановка проблемы
| проблема назначения искусства (нужно ли обществу искусство, построенное на пренебрежении незыблемыми ценностями?).
| 3
| Комментарий к поставленной проблеме
|
| 4
| Позиция автора
| искусство, которое не помогает людям стать лучше, не зовёт к свету, недостойно быть частью национальной культуры.
| 5
| Собственная позиция
|
| 6
| Аргумент
| Шотландский учёный Максвелл очень долго применял музыку для лечения паралич, эпилепсия, водянки и разных видов простуды.
Возьмем, например, Томаса Джефферсона человека, который написал американцам их знаменитую Декларацию Независимости. Так вот, он не мог писать её без музыки, когда подходящая формулировка вертелась в уме, но не приходила в совершенном словосочетании, ему помогала игра на скрипке. Таким образом президент более успешно доставал информацию из своего сознания.
Мало кто знает, что в школе Альберт Эйнштейн не был способным учеником. Его учителя просили родителей забрать его домой, ведь он был “слишком глуп для образования”. А вот мать юного гения была с ними не согласна. Она не следовала чужим советам, а просто купила мальчику скрипку. Так, что смело можно сказать, что в случае с Эйнштейном, музыка была ключом, открывающим двери в просторы ума. Уитроу, друг Альберта, говорил, что все свои уравнения и задачи он решал только путем импровизации на скрипке.
Английский врач Деминг установил, что сопровождение обычного лечения прослушиванием музыки Бетховена и Моцарта ускоряет рубцевание раны. В свою очередь, исследования американских и чешских учёных доказали, что пожилые люди с глубоким поражением интеллекта, забывшие своё имя, преображаются, услышав музыку своей молодости: к ним возвращается память и гармоническое восприятие мира.
| 7
| Литературный аргумент
| М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». В романе представлены два направления – писатели МАССОЛИТА, которые «творили» на заказ, и Мастер, который создал настоящий шедевр. Недаром в конце романа Воланд говорит: «Рукописи не горят!».
В ряде произведений русских писателей герои испытывают сильные эмоции под воздействием гармоничной музыки. Один из персонажей романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» Николай Ростов, проиграв в карты крупную сумму денег, находится в смятении, но, услышав великолепное исполнение арии своей сестрой Наташей, приободрился. несчастное происшествие перестало быть для него столь трагичным.
В повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет» под звуки сонаты Бетховена героиня Вера Шеина испытывает душевное очищение после пережитых ею тяжёлых минут жизни. Волшебные звуки рояля помогли ей обрести внутреннее равновесие, найти силы, обрести смысл дальнейшей жизни.
Разные люди неоднозначно воспринимают произведения искусства. Один с восторгом замрет перед полотном мастера, а другой равнодушно пройдет мимо. О причинах такого разного подхода рассуждает в «Письмах о добром и прекрасном» Д.С.Лихачев. Он считает, что эстетическая пассивность некоторых людей порождена отсутствием должного приобщения к искусству в детстве. Только тогда вырастет настоящий зритель, читатель, ценитель картин, когда он в детские годы будет видеть и слышать все, что отображается в произведениях искусства, переноситься силой воображения в мир, облеченный в образы.
У Г. И. Успенского есть замечательный рассказ «Выпрямила». Он о том, какое влияние оказала на рассказчика замечательная скульптура Венеры Милосской, выставленная в Лувре. Герой был поражен великой нравственной силой, которая исходила от античной статуи. «Каменная загадка», как называет ее автор, сделала человека лучше: он стал вести себя безукоризненно, ощутил в себе счастье быть человеком.
| 8
| Заключение
|
|
Основные проблемы:
1) проблема влияния популярных артистов на подростков (как влияют популярные артисты и их
высказывания на подростков?);
2) проблема нравственной ответственности артиста перед обществом (что остаётся в душах людей после выступления артиста?);
3) проблема пренебрежения артистов социальными нормами ради популярности у публики (стоит ли строить сценический образ на эпатаже, на пренебрежении социальными нормами, образованностью?);
4) проблема назначения искусства (нужно ли обществу искусство, построенное на пренебрежении
незыблемыми ценностями?).
Авторская позиция:
1) популярные артисты обладают огромным влиянием на подростков, которые верят их рассказам о плохой учёбе и плохом поведении в детстве и считают, что именно так можно преуспеть в жизни; поэтому артист должен обладать особым чувством ответственности;
2) если артист не осознаёт своей миссии в обществе, не осознаёт себя как личность, он становится покорным слугой толпы;
3) сценический образ, основанный на пренебрежении социальными нормами, неуважении к образованности похож на концертный костюм; такой образ не помогает артисту сделать публику лучше, направить людей на путь творчества, созидания;
4) искусство, которое не помогает людям стать лучше, не зовёт к свету, недостойно быть частью национальной культуры.
Речевые обороты, которые можно использовать при формулировании
проблемы текста, его актуальности
- В тексте автор затрагивает (ставит, рассматривает, исследует, анализирует, формулирует, излагает, выдвигает, поднимает, затрагивает, освещает) проблему...
- Автор данного текста останавливается (особо) на следующих проблемах (вопросах, фактах): ...
- Автор касается следующих проблем (вопросов, фактов): ...
- Сущность проблемы сводится к ... (заключается, состоит в...)
- В начале текста автор дает обоснование актуальности проблемы (вопроса).
- В тексте рассматриваются вопросы, имеющие важное значение для ...
- Актуальность рассматриваемой проблемы, по словам автора, определяется тем, что ...
- Затрагиваемая проблема представляет большой интерес...
- Проблема злободневная, актуальная, острая, важная, серьезная, основная, научная, назревшая, наболевшая, общественно значимая, спорная…
«С трудом верится, - говорил Л. Н. Толстой, - что такие драгоценности покоятся в библиотеках и остаются мало знакомыми публике. Музыка этих композиторов (Гайдна, Моцарта, Россини, Бетховена) уносит меня в другой мир… я закрываю глаза, и мне кажется, что я живу в давно протекших столетиях, далеко ушедших от меня, хотя я уже перешагнул за восьмой десяток»i.
Интересно, а куда уносит современного слушателя музыка современных эстрадных «звёзд».
Есть такие шедевры искусства, которые не могут оставить равнодушным никого, которые сами будто бы излучают теплый свет, вдохновляя человечество на великие дела во имя любви.
Именно таким мне видится рассказ А. И. Куприна «Гранатовый браслет».
Героиня рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет»Вера Николаевна получает последнюю записку Желткова, в которой, как и в письме, содержатся просьбы о сонате Бетховена. «… Вы очень музыкальны, я Вас видел чаще всего на бетховенских квартетах, - так вот, если Вы обо мне вспомните, то сыграйте или прикажите сыграть сонату D-dur №2, op.2»ii.
Трагическая эмоциональная волна как бы нарастает, достигая высшего предела в заключительной главе, в которой тема великой и очищающей любви раскрывается наконец полностью в патетических аккордах гениальной сонаты. Под звуки торжественной и печальной музыки начинает трепетать и как бы раздваиваться душа княгини Веры. Женщина потрясена тем, что мимо нее прошла большая любовь, «которая повторяется только один раз в тысячу лет»iii.
После прочтения рассказа «Гранатовый браслет» мне невольно захотелось послушать «Аппассионату» Бетховена. Слушая бетховенскую сонату, я отмечала изменения в характере музыки композитора (я окончила музыкальную школу): тревожное предчувствие, взрыв, утешение, примирение. В сознании ассоциативно возникали образы, так или иначе присутствующее в произведении А. И. Куприна: осенний дождь, морские волны, человек, читающий письмо…
Л.Н. Толстой писал: «Музыка способна вовлечь человека в хаос, потому что, минуя разум, прямо воздействует на чувства человека». В повести «Крейцерова соната» я нашла подтверждение этим мыслям. «Страшная вещь эта соната… И вообще страшная вещь музыка. …Она, музыка, сразу, непосредственно переносит меня в то душевное состояние, в котором находился тот, кто писал музыку. Я сливаюсь с ним душою и вместе с ним переношусь из одного состояния в другое, но зачем я это делаю, я не знаю»iv.
i.
ii
iiihttp://www.docme.ru/doc/332681/15-vliyanie-muzyki-na-samovospriyatie-podrostkov
iv«Прошу , убеги со мной в ад», «Мы – одноразовые подростки!», «У меня лицо, которое создано для насилия, я – малолетнее отклонение…» - это строчки из песен исполнителя готического жанра – Мерлина Менсона. В его песнях речь идёт о смерти, депрессии, убийствах. Ценности, которые несёт этот человек со сцены, ценности, внушаемые подросткам, очевидны: ценности разрушения и насилия. Не сотвори себе кумираЦитата из Библии, одна из заповедей Моисея (Исход, 20, 4). Употребляется в значении: не поклоняйсяслепо кому, чему-либо, как идолу.Не сотворим себе кумираНи на земле, ни в небесах:За все дары и блага мира Мы не падем пред ним во прах. А.Н. Плещеев. Вперед. (русский поэт 19 века)Влияние знаменитостей очень актуальный вопрос, который волнует множество родителей. Ведь подростки проводят свободное время за просмотром телевизора, а современное телевидение представляют преимущественно звезды шоу-бизнеса. Многие из них, например Тейлор Лотнер и его жена, вызывают восхищение подрастающего поколения, многих они не любят. Но ясно одно: любимые звезды рано или поздно превращаются в кумиров, и молодежь начинает подражать им. Однозначно ответить, какое влияние оказывает кумир на подростка трудно. Многие звезды с экранов телевизора и в интервью журналов и газет весло говорит о том, каким было их детство. Причем оказывается, что знаменитости были далеко не ангелами и были проблемы с учебой. Порой от них можно услышать, что школа им в жизни не пригодилась. Они даже не задумываются, что своими словами призывают подростков, которые больше всех подвержены влиянию, халатно относится к учебе. Зачастую знаменитости не подозревают, что их влияние на растущее поколение сильнее, чем авторитет родных и учителей. В связи с этим родителям рекомендуется, крайне внимательно относится к тому, кого в качестве кумира выбрал их ребенок и знать репутацию кумира. |