Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Сказка «Аболон полведерский» |
 Скачать 28.81 Kb. |
Сказка «Аболон полведерский» и другие
***
Однажды из портфеля Вики, ученицы 6 – го класса, выпали слова. Разложила их Вика на столе. «Аболон полведерский», «преламут», «дансе»…
-Из учебников, наверное, выпали, - подумала она.
Попробовала Вика пристроить слова по своим местам.
-Аболон, - рассуждает вслух девочка, - не знаю такого слова, а вот полведерский - что-то знакомое. Полведерский. Полведра. Полметра. Полминуты. Так это из математики! Вчера в условии задачки что-то с «половинкой» попадалось.
Попыталась Вика положить листочек со словом «полведерский» в учебник математики, но не получилось. Раздулся учебник, как мыльный пузырь, не хочет впускать слово.
- Значит, не из математики, - проговорила Вика. – Как же я сразу не догадалась, что слово это из учебника «Русский язык». Полведерский, полновесный, полноправный. Имя прилагательное.
Открыла Вика учебник русского языка, положила туда слово, да только выпрыгнуло оно оттуда.
Посмотрела девочка на другие слова и обрадовалась:
- Канделабрия, Твердиземное море - географические названия. И учебник географии как раз под рукой.
А учебник географии выгнулся всеми параллелями и меридианами и не хочет впустить потерявшиеся слова.
Заглянула Вика в энциклопедический словарь – нет таких географических названий.
Не удалось и «буфту», и «буреметр», и «Динаминде» пристроить в учебник географии.
Расстроилась девочка. Но тут вдруг увидела листочки с удивительными названиями блюд: «курица с рысью», «студинг».
- Да это же из маминой книги «Кулинарные рецепты», - подумала девочка. – Сейчас я вас положу на место.
Но «Кулинарные рецепты» плотно захлопнулись, скривились так, что у девочки отпало всё желание положить туда эти слова.
Попыталась Вика и в учебник немецкого языка некоторые слова отправить: «преламут», «пубель» «валдахин».
Заворчал учебник:
- Перламутр есть, пудель есть, балдахин есть. Таких нет.
Остался учебник литературы. Вике вдруг показалось, что он как-то хитро улыбнулся. Открыла его Вика, и все слова друг за другом поспешили на странички ещё не прочитанных произведений.
- Что-то я таких слов там не видела,- произнесла девочка.- Надо посмотреть в дневнике, что задано на дом.
А домашнее задание было таким: «Прочитать рассказ Н. С. Лескова «Левша».
Вика с интересом открыла книгу.
«Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться …».
Наступил вечер, а девочка всё читала. А знакомые слова, казалось, светили ей фонариками.
- Так вот вы все откуда, - сказала Вика, - из рассказа «Левша». Да, трудно неграмотному человеку выговорить эти слова. Вот они и получились такими неправильными. Оказывается, «Аболон полведерский» - это Аполлон Бельведерский. И стоит он в главном зале «под валдахином». Под балдахином! Это древнегреческая статуя находится в музее под нарядным навесом. А «тугамент» - это документ, мелкоскоп – микроскоп, керамиды – пирамиды…
Складывая учебники в школьный портфель, девочка произнесла:
- Всё, «домашка» выполнена, можно пойти погулять.
- «Домашка»,- передразнил портфель.
- Ты что?- удивилась она.
- Зачем слова искажаешь? Слушать невозможно: «днюха», «училка», - ворчал строгий портфель. Ты ведь сама сейчас столько времени потратила, чтобы понять значение неправильно произнесённых слов. Так ведь их исказил неграмотный человек и то с такой «человечкиной душою». А вы: «предки», «телек», «фотик»…
- Хватит, хватит, - прикрикнула Вика на свой портфель.
И он замолчал.
На следующий день Вика пригласила подруг в гости:
- Даша, Соня, - приходите ко мне в воскресенье на День рождения.
Девочки, конечно, ожидали услышать привычное «на днюху». Но, видимо, почувствовав что-то ласковое и доброе в словах «день рождения», улыбнулись.
Портфель Вики, освещенный лучиками солнца, сиял от удовольствия. ***
Летяева В. |
|
|