Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
|
 Скачать 3.52 Mb. Название | С. Т. Посохова | страница | 19/21 | Дата | 24.02.2016 | Размер | 3.52 Mb. | Тип | Документы |
|
7. Напишите, пожалуйста, наиболее важные, по вашему мнению, качества друга/подруги:
· ________________________________________
· ________________________________________
· ________________________________________
· ________________________________________
· ________________________________________
· ________________________________________
· ________________________________________
· ________________________________________ 8. Есть ли в Вашей жизни человек, которого Вы можете назвать другом/подругой?
а) да
б) нет
9. Когда Вы подружились (нужное подчеркнуть)?
а) в детстве (школьные годы)
б) в юности (студенческие годы, годы службы в армии)
в) в зрелом возрасте
10. Оцените приемлемость для Вас окончаний фразы: «Друг/подруга — это человек, который…:
Стр. 556 справочник
Следующие утверждения касаются особенностей мужской и женской дружбы.
Необходимо в каждой строке отметить одну цифру, соответствующую Вашему мнению.
11. Женская дружба более откровенная и доверительная
полностью согласен(на) 5 4 3 2 1 не согласен(на)
12. Настоящая, крепкая дружба – это дружба между двумя мужчинами
полностью согласен(на) 5 4 3 2 1 не согласен(на)
13. У мужчин более широкий круг друзей, чем у женщин
полностью согласен(на) 5 4 3 2 1 не согласен(на)
14. Женщины более избирательны в выборе подруг
полностью согласен(на) 5 4 3 2 1 не согласен(на)
15. Соперничество скорее разрушит женскую дружбу, нежели мужскую
полностью согласен(на) 5 4 3 2 1 не согласен(на)
16 Мужчины менее эмоционально зависимы от своих друзей и привязаны к ним
полностью согласен(на) 5 4 3 2 1 не согласен(на)
17. Как Вы считаете, существует ли дружба между мужчиной и женщиной (без влюбленности и сексуальных отношений)?
а) да
б) нет
18. Лично для себя признаете ли Вы разнополую дружбу без влюбленности и сексуальных отношений?
а) да
б) нет
19. Если разнополая дружба невозможна, то почему? __________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
20. Есть ли в Вашей жизни друг противоположного пола?
а) да
б) нет
21. Как Вы считаете, чем привлекательна разнополая дружба? __________________________________
_____________________________________________
22. Какие вопросы Вы не могли бы обсудить с другом противоположного пола и другом одного с вами пола? (Сделайте пометки в каждой строке.)
Стр. 558 справочник
23. а) Оцените, пожалуйста, утверждения по отношению к другу своего пола.
да, это так — 1
вероятно, это так — 2
вряд ли это так — 3
это совсем не так — 4
Стр. 559 справочник 23. б) Оцените, пожалуйста, утверждения по отношению к другу противоположного пола.
Стр. 560 справочник
Расскажите, пожалуйста, немного о себе:
Ваш пол: м. — 1, ж. — 2
Возраст (укажите количество полных лет) _________
Ваше семейное положение:
· женат, замужем;
· живем вместе, но не состоим в браке;
· не состоим в браке, не живем вместе, но встречаемся (считаемся молодым человеком и девушкой);
· женат/замужем, но живем раздельно;
· разведен/разведена;
· холост, не замужем.
Расскажите, пожалуйста, о своем близком друге/подруге:
Для удобства предлагается примерный план:
· Когда Вы подружились? (расскажите, как произошло Ваше знакомство и почему оно перешло в дружеские отношения);
· Охарактеризуйте своего друга/подругу (какими качествами, достоинствами он/она обладает, что отличает его/ее от других, какие качества Вам особенно нравятся, какие качества Вам не нравятся (стараетесь не замечать их);
· Как часто Вы общаетесь? (если Вы замужем/женаты, вхож ли Ваш друг/подруга в Вашу семью?)
· Были ли в Ваших отношениях конфликты? как они разрешались?
· В чем заключается ценность этой дружбы для Вас?
· Напишите Ваши ассоциации со словом «друг/подруга». 3.5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
И КАРЬЕРНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
3.5.1. Психологическая диагностика самореализации в престижных профессиях
Психодиагностический комплекс. Для выявления соотношений между социальным престижем профессиональной деятельности и самоактуализацией личности был разработан психодиагностический комплекс, который включал в себя:
· самоактуализационный тест Э. Шостром для определения признаков самоактуализирующейся личности;
· методику «Пирамида потребностей» для выявления уровня актуальности базовых потребностей личности [Психологическая диагностика, 1998];
· сочинение-эссе «Как я выбрал свою профессию» для выяснения степени осознания выбора профессии, интереса к профессиональной деятельности, актуального отношения к ней и оригинальности самовыражения.
Результаты апробации психодиагностического комплекса и комментарии. Основные потребности личности как один из пусковых механизмов самоактуализации обнаруживают разную степень выраженности у женщин в зависимости от участия в профессиональной деятельности. Работающие женщины относят к приоритетным прежде всего высшие потребности, свойственные самоактуализирующейся личности, а именно: потребность в престиже, в социальном признании, в раскрытии всех своих потенциалов. У домохозяек доминируют потребности самосохранения, обеспечивающие материальное благополучие и стабильность.
И для тех, и для других в одинаковой мере значима потребность в социальных связях, что вполне соответствует женской стратегии адаптации в социальной среде.
Реальное участие в профессиональной деятельности, взаимодействие с коллегами способствуют самоактуализации личности. У женщин, занятых в профессиональной деятельности, больше, чем у неработающих, развита способность целостно представлять свой жизненный путь. Они, хотя и склонны жить настоящим, тонко ощущают неразрывную глубинную связь прошлого, настоящего и будущего.
Работающие женщины более полно воспринимают окружающий их мир, для них в большей степени характерна склонность к бытийному познанию, т. е. познанию, не связанному напрямую с удовлетворением каких-либо потребностей. Целостность видения мира способствует внутренней интеграции, устойчивости в изменяющемся мире. Поведение работающих женщин отличается большей уверенностью, естественностью, независимостью, чем у домашних хозяек. Им в большей степени свойственна независимость от мнения окружающих людей, социальных стереотипов и культурных норм. Можно считать, что сам факт занятости в профессиональной деятельности актуализирует высшие мотивы и расширяет границы самоактуализации личности.
Для представителей престижных профессий более актуальны потребности «высшего» уровня. Потребности в самоактуализации и престиже преобладают над остальными. При этом потребность в социальном статусе актуальнее потребности в безопасности. Такое сочетание значимости потребностей создает необходимые условия для проявления имеющихся личностных потенциалов и способствует социальной активности, а следовательно, достижениям.
Для представителей группы непрестижных специальностей более актуальными, т. е. менее удовлетворенными являются потребности простейшего уровня: материальные, потребность в безопасности и социальной принадлежности.
В группе представителей непрестижных специальностей потребность в самоактуализации сопоставима по степени актуальности с потребностью в безопасности, которая более значима, чем потребность в социальном статусе. Следствием такого сочетания потребностей является поведение, направленное в большей мере на сохранение сложившихся жизненных стереотипов, чем на их преодоление и раскрытие личностных потенциалов.
Любая сфера профессиональной деятельности вне зависимости от социальной престижности предоставляет личности возможности для реализации. Задача личности — увидеть и реализовать эти возможности. На это указывает неоднородность групп представителей престижных и непрестижных профессий по уровню самоактуализации. В обеих группах встречаются лица с высоким и низким уровнем самоактуализаци в своей группе:
· представители престижных профессий — наивысший уровень (73–77 баллов);
· представители престижных профессий — наименьший уровень (37–48 баллов);
· представители непрестижных профессий — наивысший уровень (66–74 балла);
· представители непрестижных профессий — наименьший уровень (35–37 баллов).
Уровень самоактуализации сказывается на осознанности и мотивах выбора профессии, отношении к ней настоящее время. Высокий уровень самоактуализации сочетается с осознанностью подхода к выбору профессии и мотивами выбора. Для высоко самоактуализирующихся представителей престижных профессий выбор профессии основан на таких мотивах, как реализация себя, движение вперед, профессиональное развитие. Для представителей престижных профессий с низким уровнем самореализации в выборе профессии наиболее важными оказались материальное вознаграждение, наличия конфликтных ситуаций на работе, счастливая случайность.
Выбор профессии и отношение к ней у представителей непрестижных специальностей с высоким уровнем самоактуализации в существенной мере определяются эмоциями: увлеченность любимым делом, удовольствие от работы. Для представителей непрестижных профессий с низким уровнем самоактуализации существенную роль сыграли эмоции, например разочарование в людях.
В целом уровень самоактуализации выше в группе представителей престижных специальностей.
Предпринимательская деятельность дает больше возможностей для самостоятельности, автономии и творчества, а следовательно, для самоактуализации личности. Для понимания сущности самореализации важно и то, что в группе женщин, занимающихся бизнесом, базовое образование, как правило, не совпадало со сферой предпринимательской деятельности.
В группе предпринимателей значительно больше проявляются такие свойства самоактуализирующейся личности, как автономия и самопонимание. Автономность, является главным критерием психологического здоровья личности, ее целостности и полноты. Женщины-предприниматели более независимы от стереотипов, способны формировать собственное мнение, опираясь на собственное видение, а не на конформные установки. Они обладают большей внутренней свободой, более раскрепощены, что позволяет выражать себя более полно и разносторонне.
Более высокий показатель по шкале самопонимания свидетельствует о большей чувствительности, сензитивности женщин-предпринимателей к своим желаниям и потребностям. Они используют меньше психологических защит, не склонны подменять собственные вкусы и оценки внешними социальными стандартами.
Женщины-предприниматели и женщины-продавцы не отличаются по уровню самоактуализации от представителей непрестижных специальностей с высшим образованием. В сравнении с представителями престижных специальностей уровень самоактуализации женщин-предпринимателей и женщин-продавцов существенно ниже.
Таким образом, уровень самоактуализации личности связан с фактом профессиональной занятости и с социальным престижем профессии. Представители престижных специальностей отличаются повышенным уровнем самоактуализации и большей осмысленностью жизни, а также актуализацией высших ценностей.
Иерархия уровня самоактуализации в социально-престижных сферах деятельности выглядит следующим образом (по степени убывания):
· юристы;
· экономисты;
· маркетологи (специалисты по активным продажам).
Иерархия уровня самоактуализации в социально-непрестижных сферах, где требуется высшее образование, выглядит следующим образом:
· мелкие предприниматели («челночники»);
· продавцы одежды в торговых центрах;
· продавцы-консультанты торговых залов супермаркетов;
· средний медицинский персонал (постовые сестры государственной клиники).
Полученные и описанные данные соответствуют определенному периоду общественного развития страны и должны восприниматься и интерпретироваться с учетом особенностей конкретной социально-экономической ситуации периода 1995–2002 гг.
МЕТОДИКИ
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
МЕТОДИКА АКТУАЛЬНОСТИ ОСНОВНЫХ
ПОТРЕБНОСТЕЙ («ПИРАМИДА ПОТРЕБНОСТЕЙ»)
Модификация И. А. Акиндиновой
Назначение. Методика предназначена для выявления актуальности базовых потребностей: материальных, потребности в безопасности, в социальных контактах, в признании, в самовыражении (самоактуализации).
Оборудование, стимульный материал. Для однократного обследования одного человека необходимо иметь специальный бланк, содержащий 15 утверждений.
Инструкция: «Перед Вами 15 утверждений, которые Вам нужно оценить, сравнивая их между собой попарно.
Сравнивая первое утверждение с остальными, записывайте результаты в первый столбик; сравнивая второе утверждение с остальными, вносите результаты во второй столбик и т. д. Сначала сравните первое утверждение со вторым и впишите номер более предпочтительного утверждения в первую клеточку первого столбца. Так, если предпочтительным Вы сочтете второе, то впишите цифру 2, если же предпочтительным окажется первое утверждение, то впишите цифру 1. Затем то же самое проделайте со вторым утверждением: сравните его сначала с третьим, потом с четвертым и т. д., вписывайте результат во вторую колонку.
Во время работы полезно каждое утверждение предварять фразой: «Я хочу...». Работайте быстро и внимательно, не пропускайте ни одного сравнения.
Процедура обследования. После того как психолог убедится, что инструкция понятна, обследуемый приступает к выполнению задания. Методика допускает индивидуальное и групповое использование. В случае группового обследования число участников не должно превышать 15 человек. Каждому обследуемому должно быть предоставлено отдельное место для выполнения задания. Длительность заполнения анкеты — не более 20–25 мин. Если в процессе работы у обследуемого возникнут вопросы, психолог должен дать разъяснения.
Обработка. В таблице бланка для ответов суммируется общее количество выборов по каждому утверждению в отдельности. Затем суммируется количество выборов утверждений, входящих в блок, соответствующий одному из пяти групп потребности. В результате регистрируется пять показателей, соответствующих уровням потребностей по иерархии А. Маслоу. Ниже приводятся названия базовых потребностей и характеризующие их утверждения.
1. Материальные потребности:
· зарабатывать на жизнь;
· обеспечивать себе материальный комфорт;
· покупать хорошие вещи.
2. Потребность в безопасности (стабильность, предсказуемость событий, закон и порядок):
· обеспечить себе будущее;
· упрочить свое положение;
· избегать неприятностей.
3. Потребность в социальных контактах (групповая принадлежность, любовь, дружба):
· иметь теплые отношения с людьми;
· иметь хороших собеседников;
· быть понятым другими.
4. Потребность в признании (компетентность, уверенность, достижения, свобода, престиж, репутация, статус):
· добиться признания и уважения;
· повышать уровень мастерства и компетентности;
· обеспечить себе положение влияния.
5. Потребность в самовыражении (самоактуализации):
· развивать свои силы и способности;
· стремиться к новому и неизведанному;
· заниматься делом, требующим полной отдачи.
Регистрируемые показатели:
· актуальность материальной потребности — количество выборов, отражающих предпочтение утверждений № 4 (зарабатывать на жизнь), 8 (обеспечивать себе материальный комфорт), 13 (покупать хорошие вещи);
· актуальность потребности в безопасности — количество выборов, отражающих предпочтение утверждений № 3 (обеспечить себе будущее), 6 (упрочить свое положение), 10 (избегать неприятностей);
· актуальность потребности в социальных контактах — количество выборов, отражающих предпочтение утверждений № 2 (иметь теплые отношения с людьми), 5 (иметь хороших собеседников), 15 (быть понятым другими);
· актуальность потребности в признании — количество выборов, отражающих предпочтение утверждений № 1 (добиться признания и уважения), 9 (повышать уровень мастерства и компетентности), 12 (обеспечить себе положение влияния);
· актуальность потребности в самовыражении (самоактуализации) — количество выборов, отражающих предпочтение утверждений № 7 (развивать свои силы и способности), 11 (стремиться к новому и неизведанному), 14 (заниматься делом, требующим полной отдачи).
Бланк для ответов
Фамилия, имя, отчество (или символ) _______________
_____________________________________________
Возраст ______________________________________
Другие сведения ________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
Дата обследования ______________________________
Фамилия, имя, отчество психолога _________________
_____________________________________________ Перед Вами 15 утверждений, которые Вам нужно оценить, попарно сравнивая их между собой. Сравнивая первое утверждение с остальными, результаты записывайте в первый столбик; сравнивая второе утверждение с остальными, результаты вносите во второй столбик и т. д. Сначала сравните первое утверждение со вторым и впишите более предпочтительное в первую клеточку первого столбца. Так, если предпочтительным для себя Вы сочтете второе, то впишите цифру 2, если же предпочтительным окажется первое утверждение, то впишите цифру 1. Затем то же самое проделайте со вторым утверждением: сравните его сначала с третьим, потом с четвертым и т. д. и вписывайте результат во вторую колонку.
Подобным же образом работайте с остальными утверждениями, постепенно заполняя весь бланк. Во время работы полезно каждое утверждение предварять фразой «Я хочу…».
1. Добиться признания и уважения.
2. Иметь теплые отношения с людьми.
3. Обеспечить себе будущее.
4. Зарабатывать на жизнь.
5. Иметь хороших собеседников.
6. Упрочить свое положение.
7. Развивать свои силы и способности.
8. Обеспечить себе материальный комфорт.
9. Повышать уровень мастерства и компетентности.
10. Избегать неприятностей.
11. Стремиться к новому и неизведанному.
12. Обеспечить себе положение влияния.
13. Покупать хорошие вещи.
14. Заниматься делом, требующим полной отдачи.
15. Быть понятым другими. Стр. 576 справочник
3.5.2. Психологическая диагностика ценностно-профессиональной ориентации
Психодиагностический комплекс для определения ценностно-профессиональных ориентаций личности включал в себя:
· ассоциативный эксперимент для выявления субъективного содержания понятия «карьера»;
· тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Дж. Крамбо и Л. Махолика (в адаптации Д. А. Леонтьева) для выявления структуры смысложизненных ориентаций [Климов, 1996.];
· самоактуализационный тест Э. Шостром для выявления сформированности признаков самоактуализирующейся личности, выявления признаков психического здоровья личности;
· измеритель карьерных ориентаций Э. Шейна в адаптации В. А. Чикер и В. Э. Винокуровой для выявления осознаваемых приоритетных профессиональных потребностей в структуре личности [Чикер, 1998];
· модифицированный вариант методики «Незаконченные предложения» для выявления отношения к различным аспектам профессионального самоопределения (авторский вариант).
Результаты апробации психодиагностического комплекса и комментарии. Особенности субъективного содержания понятия «карьера» опосредуются профессиональным опытом личности. Так, менеджеры воспринимают карьеру конкретно, как часть своей жизни, положительно оценивая свой карьерный рост. При этом карьера связывается исключительно с профессиональной деятельностью и не соприкасается с другими сторонами жизни.
Студенты отличаются наиболее детальным и разноплановым восприятием карьеры. Они связывают это понятие с процессом профессиональной самореализации, в котором ярко выражен творческий компонент. Они довольно реалистично представляют себе трудности профессионального роста.
Образы будущей профессиональной деятельности и карьеры у школьников формируются в основном под влиянием средств массовой информации и часто являются нереалистичными и стереотипными.
Безработные не связывают процесс самореализации с профессиональным развитием. Проблема получения работы не связана с работой в конкретной области. Для них важно получить работу и обеспечить достаток. Представления о карьере связаны с успехом, со стереотипным отражением предпринимательской деятельности.
Работа, профессиональное самоопределение, поиски своего места в профессиональном мире, безработица — проблемы, которые остаются актуальными для всех социальных групп, независимо от возраста и этапа профессионального самоопределения. Ситуация безработицы в нашей стране отражается в сознании всех обследованных групп.
Изменение экономической ситуации в стране оказывает существенное влияние на процесс профессионального самоопределения разных социальных групп, на выбор ведущей карьерной ориентации. Наиболее часто в ведущей карьерной ориентацией оказывается ориентация на стабильность (табл. 3.24).
Люди все больше стремятся иметь стабильную работу, гармонично сочетать интересы работы и семьи, а также иметь некоторую независимость от организационных рамок, сохранить приверженность личным целям. При этом не важна конкретная специальность, профессиональная область. Подобное сочетание карьерных ориентаций характерно для лиц, находящихся на разных этапах профессионального самоопределения. Сегодня человек стремится выбирать не конкретную профессию, а образ жизни. Профессия служит лишь средством поддержания и развития выбранного образа жизни.
В иерархии терминальных ценностей (табл. 3.25) школьников первые места занимают ценности, связанные с межличностным общением. Ценности, связанные с развитием личности, не являются значимыми для них. Первое место в иерархии инструментальных ценностей (табл. 3.26)занимает образованность, что, вероятно, связано с основной деятельностью школьников — учебной, и ориентацией на продолжение образования.
Для студентов наиболее значимыми являются терминальные ценности, реализация которых соответствует общепринятым представлениям о полноценной человеческой жизни. Во главе ценностной иерархии инструментальных ценностей располагаются свойства личности, обеспечивающие успешность саморегуляции, умение действовать самостоятельно. Большое значение имеет чувство юмора.
У безработных первые места среди терминальных ценностей занимают здоровье и любовь. Безработные не считают наличие интересной работы важным для себя. Снижение ценности работы связано с проявлением защитных механизмов, облегчающих переживание неудач в поисках работы. В иерархии инструментальных ценностей первые позиции занимают качества, позволяющие добиться успеха в деятельности исполнителя: ответственность, воспитанность, честность, аккуратность.
Таким образом, существует комплекс ценностно-профессиональных ориентаций, включающий в себя ценностные, карьерные, смысложизенные ориентации, а также субъективные представления о карьере, опосредующие особенности профессионального самоопределения разных социальных групп в условиях социальных преобразований.
МЕТОДИКИ
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
|
|
|