Упражнения на основе образца, или подражательные предполагают усвоение правильно построенных конструкций, понимание их внутренних связей и семантики, а также обучение школьников построению таких же или подобных собственных предложений. Так при измерении множественного числа глаголов можно провести игру «Один - много» Замените единственное число глаголов множественным. Образец: Иволга свистит. – Иволги свистят. Соловей поет. Сова кричит. Дятел стучит. Жаворонок звенит. Сорока трещит. При этом заостряется внимание учащихся, что глаголы во множественном числе имеют окончания -ат (-ят) или -ут (-ют). Это упражнение является ступенькой к различению глаголов I и II спряжения. В конструктивных упражнениях познавательная задача иная – построение предложений на основе усвоенных закономерностей. С помощью этих упражнений школьники учатся строить предложения без образцов, в соответствии с изученными теоретически сведениями по синтаксису, а также на основе практически усвоенных связей. Школьники учатся также перестраивать предложения, расширять их, объединять 2-3 предложения в одно, заменять элементы предложений и тому подобное.
Например:
Солнце светит. Солнце светит ярко. Летнее солнце светит ярко. Над головой ярко светит летнее солнце.
Творческие упражнения не предполагают ни образца, ни частных конструктивных задач. Умение строить предложения в свободных условиях, то есть без конкретного задания, свидетельствует о полном усвоении синтаксических форм, о сформированности механизмов речи .Творческие упражнения особенно ценны в развитии речи школьников. Например:
Вставьте нужные слова. В апреле …… последний ……. Из дальних стран …… ……. Они …… свои гнезда. Скоро …… ……. Слова для справок: птенцы, вьют, птицы, появятся, снег, прилетят, тает.
IX. Связная речь, устный пересказ и письменное изложение. И словарная работа, и составление предложений имеют целью подготовку школьников к связной речи. Связной считается такая речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, имеет тему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой . В методике начальной школы приняты следующие виды связной речи:
а) принадлежащей самим учащимся /или упражнения по развитию связной речи/; б) развернутые ответы на вопросы /в том числе в беседе/; Различные текстовые упражнения, связанные с анализом прочитанного, с изучением грамматического материала, с активизацией грамматических форм или лексики, если высказывания /или написанные тексты/ в основном отвечают изложенным выше требованиям;
в)записи по наблюдениям,
г)ведение дневников погоды и природы, другие дневники; д)устный пересказ прочитанного /в его различных вариантах/; е)устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям, по данному началу и концу и тому подобное; ж)рассказывание художественных текстов, заученных на память; з)письменное изложение образцовых текстов; и)перестройка данных учителем текстов; к)письменное сочинения разнообразных типов; л)статьи в газете, отзывы о прочитанных книгах, о кинофильмах, то есть в сущности, сочинения особых жанров; деловые бумаги; заявления, объявления, адреса, телеграммы и тому подобное. Это лишь самое общее перечисление тех видов связных текстов, которыми оперируют младшие школьники. Как видим, разнообразие упражнений довольно велико. Все это разнообразие дается учащимся почти без теорий, практическими способами. Разнообразие должно соблюдаться, во-первых, в тематике упражнений, во-вторых, в жанрах, в-третьих, в особенностях языка, в-четвертых, в типах самих упражнений. Только в этом случае будет обеспечена разностороннее развитие мышления и речи учащихся. Развивать связную речь школьников – это значит прививать им ряд конкретных умений, учить их. Это, во-первых, умение понять, осмыслить тему, выделить ее, найти ее границы. Во-вторых, это умение собирать материал, отбирать то, что важно, что относится к теме, и отбрасывать второстепенное. Следующее третье умение – это умение располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ или сочинение по плану. Четвертое умение – умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, а также исправлять, совершенствовать, улучшать написанное. Каждое упражнение в связном тексте предполагает использование всех этих умений. Но учить всем этим умениям сразу, в одинаковой степени невозможно. Поэтому , я считаю, что на каждом уроке должна быть четко определена задача обучения. Например, предлагается составить устный рассказ в III классе по картине А. Пластова “Первый снег”. Учебные рассказы этого рассказа: обучение рассматриванию картины; использование образных слов и выражений и с прочитанных произведений. Так сказано в учебнике. Учитель может, однако, определить и другие задачи, например, составление сюжета рассказа на основе воображения. Планировать развитие речи учащихся рекомендуется на длительный срок. При этом условии в плане могут быть предусмотрены различные виды упражнений, различные темы. Планируя развития речи учащихся на год, учитель должен решить, как часто следует проводить устные и письменные работы, изложения и сочинения, писать письма, отзывы о прочитанных книгах, заметки в газету, составлять устные рассказы. Как видим, в развитии связной речи учащихся есть ряд ясных определенных задач, последовательное решение которых и создает систему в работе.
Редкий урок проходит без пересказа, поэтому особенно опасен шаблон в этой работе. Разнообразие видов пересказа, варьирование подготовки к нему оживляют уроки, повышают интерес школьников к чтению и в конечном итоге повышают уровень их речевого развития, культуру речи. Дети должны знать, такие требования школа предъявляет к пересказу. Прежде всего, в пересказе должна звучать живая речь самого школьника. Это значит, что образец не должен быть заучен, зазубрен. Но в то же время предъявляется и другое требование: использовать лексику, обороты речи, а от части и синтаксические конструкции, взятые из образцового текста. Пересказу нужно учить систематически /не просто – “прочитай и перескажи” Ведь конечная цель пересказа состоит в том, чтобы человек в жизни мог правильно, достаточно точно, логически стройно и выразительно передать прочитанное, услышанное. В начальных классах применяются следующие виды пересказа:
подробный;
близкий к тексту;
краткий или сжатый; выборочный;
с перестройкой текста;
с творческими дополнениями.
В III классе дети владеют всеми видами пересказа. Устный пересказ учит школьников изложению – письменному пересказу образцовых текстов. Роль письменных изложений состоит в том, чтобы на фоне разнообразной устной речевой деятельности тренировать школьников составлении таких текстов, которые могли бы быть обдуманны учеником, тщательно проверены сначала им, а затем и учителем. В III классе учащиеся пишут подробное и сжатое изложение текста из 70-90 слов по плану, составленному самостоятельно, а также изложения прочитанного с изменением формы лица. Следует особенно подчеркнуть роль изложения, как упражнения, приобщающего детей к лучшим образцам языка. Высокохудожественные тексты, написаны выдающимися мастерами слова и затем письменно
пересказанными детьми, способствуют формированию правильно речевых навыков, очищают речь, повышают ее культуру, прививают В этом смысле изложение полезно рядом с сочинением, так как последнее всегда несет в себе опасность некоторого влияния диалектов и просторечия художественный вкус и развивают языковое чутье.
X. Работа над сочинением, описанием по картине.
Сочинения допускают большую свободу в подборе материала и в его расположении. Ведь роль картины чрезвычайно велика в развитии речи учащихся. Обучая детей письменному сочинению можно использовать вопросы, опорные слова, опираться на ранее описанные произведения писателей – классиков. Впервые проводится урок обучения письму отзывов о прочитанной книге. Дети учатся писать простейшие заметки в газету, совершенствуют навыки написания писем. Сочинения и рассказы являются наилучшим средством, которое оживляет уроки русского языка, увлекает учащихся, на деле показывает им богатейшие возможности языка и необходимость его тщательного изучения ради выражения своих мыслей и чувств.
Можно долго говорить об организации повторения на уроках русского языка, но эти повторения я считаю наиболее удачными по опыту своей работы с детьми. В приложении даны фрагменты из работ учащихся, начиная с 1-го класса, где можно увидеть элементы моей работы.
Вывод по главе:
Лингвистические особенности глагола довольно сложны, поэтому в начальных классах учащиеся знакомятся только с некоторыми категориями, характерными для данной части речи. При отборе материала учитывается степень его необходимости для осознанного решения речевых и орфографических задач. Так, уже во I классе проводится элементарная работа над видом глагола (без термина). Учащиеся наблюдают над употреблением в речи глаголов, отвечающих на вопросы что делать? и что сделать?, учатся правильно ставить вопрос к слову. Научить различать вид глагола с помощью вопросов важно уже во II классе, так как без этого невозможно изучение изменения глаголов по временам. В III классе глаголы совершенного вида, как известно, имеют формы настоящего, прошедшего и будущего (сложного) времени, глагола нередко является причиной ошибок при образовании временных форм (пример ошибки: от глагола петь учащиеся образуют, настоящее время пою, прошедшее пел, будущее спою вместо буду петь).
Распознавание вида необходимо и для того, чтобы определить спряжение глагола (решать — I спряжение, решить — II, отправить — II, отправлять — I и т. п.). Понимание взаимодействия вида глагола и его временных форм, хотя бы на уровне частично понятийном, вносит элемент осознанности при изменении учащимися глагола по временам и в употреблении глагола (например, для указания на завершенность действия, которое выполнялось до момента речи, ученик использует глагол сочинил, а для указания на его незаконченность — глагол сочинял и т. п.).
Работа над глаголом в III классе представляет собой новую ступень в системе его изучения. Новым по сравнению со II классом является знакомство с неопределенной формой глагола, овладение спряжением глаголов, формирование навыков правописания безударных личных окончаний глаголов. Работа над навыком правописания личных окончаний глаголов занимает в III классе особое место. Данный навык сложен, и его грамматическую основу составляет целый комплекс знаний и умений: умение распознать глагол, его время, лицо и число, умение перейти от временной формы к начальной (неопределенной) и правильно назвать ее, умение определить спряжение глагола по неопределенной форме, знание окончаний глаголов I и II спряжения. При формировании навыка правописания личных окончаний глаголов все указанные умения определенным образом взаимодействуют между собой. Овладение учащимися последовательностью (алгоритмом) действий представляет собой не что иное, как установление связей между знаниями и применение их на практике при решении орфографической задачи.
Заключение.
Результатом своей работы считаю – повышение качества знаний учеников, стремление к овладению и решению поставленных задач, рост учебной мотивации, создания благоприятного психологического климата в классе. С развитием творческих способностей развивается и личность ребенка. Дети становятся активными, чаще проявляют инициативу, у них появляется интерес и уверенность в собственных силах.
В работе я постаралась показать некоторые виды заданий, которые позволят не только активизировать деятельность учащихся на уроке русского язык, но и ориентироваться на завтрашний день детского развития. Правильно организованное обучение должно вести за собой развитие ребенка.
Своей работе я хотела показать борьбу за точность русского слова, за красоту русской речи, что все мы – для кого русский язык дорог – несем ответственность за его чистоту, правильность, точность и выразительность. И.С. Тургенев призывал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние переданное нам нашими предками…». Справедливо говорится и повторяется, что (язык – это орудие культуры). А ведь овладение культурой, (всеми знаниями, которое выработало человечество), - это насущная задача, острая необходимость для каждого человека. Мне удалось показать в работе, что часто мы говорим небрежно, кое-как пишем, слышим искаженную речь наших учеников и закрываем на это глаза. Хотя знаем, сколько недоразумений возникает из-за небрежного отношения к нашей речи. Как раз эти – то и ошибки и следуют искоренять из речи наших детей. На примере изучения глагола в 3-ем классе я попыталась раскрыть вопросы по развитию навыков культуры устной и письменной речи учащихся. Я выявила ошибки, допускаемые при использовании глагола в речи и наметила пути их предупреждения и устранения.
Систематическая работа, основанная на использовании эффективных приемов и средств формирования навыков при изучении глагола, дала положительные результаты:
- учащиеся усвоили и углубили сведения о сказуемом как одном из главных членов предложения;
-закрепили умение находить сказуемое в предложениях;
-достигнуты и сформированы навыки правильного построения предложения;
- возрос интерес детей к урокам русского языка, и в частности, к орфографии. Задачи, намеченные в работе, на мой взгляд, выполнены в основном: изучена литература по теме, обобщен мой личный опыт работы, который помог в разработке систем и упражнений, способствующих развитию навыков культуры речи при изучении глагола. Проводимые мною уроки дали положительный результат, тем самым подтвердив гипотезу о том, что для успешного развития навыка культура устной и письменной речи, необходимо стремиться к использованию самых разнообразных методов и приемов обучения. Данная работа может быть использована как молодыми специалистами, так и учителями при изучении глагола в 3-ем классе, как на уроках, так и на внеклассных занятиях.
Библиографический список. 1. Аванесов Р.И. русское литературное произношение. – М., 1994 2. Абидова Н.Г. о развитии письменной речи // русский язык. – 1996.- № 11 с.4. 3. Ахманова О.С. словарь лингвистических терминов. –М. Издательство Советское просвещение, 1996. 4. Баринова Я. И другие. Методика русского языка: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Под редакцией Е.А. Бариновой. – М. Просвещение, 1994. 5. Бондаренко А.А., Каленчук М.Л. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников. – М., 1990. 6. Васильева А.Н. Основы культуры речи: учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1990. 7. Головин Б.Н. Как говорить правильно. – М.,1989. 8. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебное пособие. – М. : Высшая школа, 1990. 9. Иванова С.Ф. Воспитание культуры речи у школьников. Из опыта работы учителя. – М.: Просвещение, 2004. 10. Колесов В.В. Культура речи – культура поведения. – Л.: Лениздат, 1998. 11. Костенко Ф.Д. Дидактический материал по развитию речи: 3-ий класс: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1990. 12. Лопатухин М.С. и другие. Школьный толковый словарь русского языка: пособие для учащихся / под редакцией Ф.П.Филина.-М.: Просвещение, 1981. 13. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность –М., 1969. 14. Лингвистический энциклопедический словарь /под редакцией В.Н. Ярцева. – М.:Современная энциклопедия, 1990. 15. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1997. 18. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителей начальных классов. – М.: Просвещение, 1985.
19. Методика преподавания русского языка / Баранов М.Т., Ладыжемская Т.А., Львов М.Р., Ивченко П.Ф. – М.: Просвещение 1990. 20. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещения 1991. 21. Новотерцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль, 1996. 22. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под редакцией Н.Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 1990. 23. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. – М., 1984. 24. Петрякова А.Г. Культура речи – практикум. – М. Академия “Финта”, 1997. 25. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1984. 26. Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах /Под ред. П.А. Грушкова.- М.: Просвещение, 1973. 27. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. М.С. Соловейчик. – М., 1997. 28. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников: Учебное пособие. – М.: Владос, 1995. 28. Сазонова И.К. Русский глагол и его причастные формы: Толковый грамматический словарь. – М.: Русский язык, 1989. 29. Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. – М.: Высшая школа, 1996. 30. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1970. 31. Уидзенкова А.К., Сагирова О.С. Русский с увлечением. – Екатеринбург, 1997. 33. Яковлева В.И. Сборник текстов для изложений в начальных классов: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1982.
| |