Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Рабочая программа по трудовому обучению для учащихся 4 класса надомного обучения специальных (коррекционных) школ |
 Скачать 98.19 Kb. |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Специальная (коррекционная ) школа №482»
УТВЕРЖДЕНО СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО
Директор школы Зам.директора по УВР на заседании ШМО
Е.В.Обухова_________ Н.Н.Серышева________ Е.А.Романова_______
«___»_________20____г. «____» ________20____г. «___»_____20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА
НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ
СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ
Разработчик: Морозова Любовь Ивановна,
учитель высшей квалификационной категории
Программа составлена на основании следующих нормативных документов:
Конституция Российской Федерации.
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства Образования и науки Российской федерации от 10.04.2002 г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся , воспитанников с отклонениями в развитии».
Устав ГБОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 482.
Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки. Программа составлена на основе программы «Обслуживающий труд» (авторы: Галле А.Г., Кочетова Л.Л., Платонова Н.М.) для детей с легкой степенью умственной отсталостью. Данная программа разработана для обучения учащихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья, с учебной нагрузкой – 1 час в неделю.
Цель:
формирование социальных навыков, которые помогут в дальнейшем детям с ограниченными возможностями здоровья обрести доступную ими степень самостоятельности в трудовой деятельности.
познание и развитие собственных возможностей и способностей, создание условий для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления, закладки основ трудолюбия и раскрытие творческого потенциала ребенка средствами художественного труда через способности к самовыражению в творческой работе.
Для успешного освоения программы детьми с ограниченными возможностями здоровья, процесс обучения строится с учетом задач коррекционно-развивающего обучения:
совершенствовать ручную умелость;
развивать мелкую моторику рук в процессе освоения различных технологических приемов;
развивать конструкторские способности, техническое мышление, воображение, фантазию, художественный вкус;
расширить методы познания окружающей действительности;
формировать культуру личности ребенка во всех проявлениях;
формировать технологическую компетентность, соответствующую возрасту младших школьников.
раскрытие творческого потенциала ребенка средствами художественного труда через познание и развитие собственных возможностей и способностей, создание условий для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления, закладки основ трудолюбия и способности к самовыражению в творческой работе.
охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов; создание климата психологического комфорта;
создание благоприятной социальной среды, которая обеспечивает стимуляцию познавательной сферы ребенка, развитие коммуникативных функций речи, формирование общеучебных умений и навыков;
формирование и закрепление умений и навыков планирования деятельности, самоконтроля;
развитие умений воспринимать и использовать информацию из различных источников, в целях успешного осуществления учебно-познавательной деятельности;
социально-трудовая адаптация учащихся: развитие зрительно-моторной координации, темпа деятельности. Формирование общетрудовых, организационных умений;
индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития учащихся и их потребности в коррекции. Предусмотрены вариативность практических заданий, время их выполнения, формы общения с ребенком.
На уроках труда у учащихся формируются навыки самообслуживания, выполнения элементарной домашней работы не только для себя, но и для других членов семьи, воспитывается потребность в труде в целом. Поскольку у учащихся снижены охранные рефлексы, то серьезное внимание уделяется соблюдению учащимися правил санитарии и гигиены, безопасным приемам труда с оборудованием и инструментами. Инструктирование проводится в начале изучения новой темы, при работе или демонстрации нового оборудования, во время выполнения практических работ. Программа 4-го года обучения имеет несколько разделов, каждый из которых посвящен определенной группе материалов: бумага и картон, текстильные материалы, пластилин, природные материалы, комбинированные виды работ из различных материалов. Программа работы с каждым видом материала построена на основе «спирально-концентрического принципа». Дети, постоянно используя и не теряя из поля зрения ранее сформированные умения и приемы работы, постепенно расширяют и углубляют круг своих возможностей в данной сфере. Решение содержательной задачи каждой основной линии дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.
Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.
Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ. При оценке знаний и умении учащихся по труду следует учитывать: правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).
На уроках труда в 4 классе решаются задачи развития трудовой деятельности учащихся и непосредственной их подготовке к профессиональному обучению. К основным из них относятся:
выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;
воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских.
обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке.
Предусмотрены следующие виды труда:
Работа с бумагой и картоном;
Объемные игрушки из картона и бумаги;
Пакеты и конверты;
Елочные украшения;
Коробки открытые;
Работа с тканью (изготовление ткани, салфетки-прихватки, подушечка для игл, ремонт одежды, мягкие игрушки);
Работа с металлом и древесиной (изделия из проволоки, изделия из жести и тонколистового металла, изделия из древесины, изделия из фанеры);
Работа с пластическими материалами и растворами (изделия из пластилина, изделия из глины).
Межпредметные связи Математика. Счет в пределах 100. Вычерчивание прямоугольника и квадрата по заданным размерам на бумаге в клетку.
Изобразительное искусство. Определение структуры узора, расположение элементов оформления по всей поверхности изделия.
Развитие устной речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом трудовом процессе. Самостоятельное описание предметов. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связи и отношений между реальными объектами. Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать: - технические термины;
-основные приемы работы с различными материалами;
- знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы;
- санитарно-гигиенические требования. Учащиеся должны уметь: - самостоятельно ориентироваться в задании;
-самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом, чучелом, игрушкой;
- самостоятельно составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;
- самостоятельно подбирать материал и инструменты для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоятельно;
- выполнять изделия с помощью учителя и самостоятельно;
-придерживаться плана при выполнении изделия;
- анализировать свое изделие и изделие товарища;
- ориентироваться в пространстве;
- осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки;
- отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.
Календарно – тематическое планирование по трудовому обучению
34 часа, 1 час в неделю
I четверть – 9 часов.
|
| Выполнение панно из засушенных листьев на плотной бумаге.
|
|
|
|
| Работа без клея - выполнение композиции из ваты на бархатной бумаге.
|
|
|
|
| Изготовление знаков дорожного движения. Окантовка картона.
|
|
|
|
| Изготовление знаков дорожного движения. Заготовка бум.трубочек. Сборка.
|
|
|
|
| Изготовление кормушки для птиц из пакетов из-под молока.
|
|
|
|
| Лепка игрушек по типу изделий дымковских мастеров. Фигурки свистулек.
|
|
|
|
| Лепка игрушек по типу изделий дымковских мастеров. Боярыня.
|
|
|
|
| Лепка посуды из жгутиков.
|
|
|
|
| Лепка посуды при помощи стеков.
II четверть – 7 часов.
|
|
|
|
Изготовление кормушки для птиц из пакетов из-под молока, сока.
Вязание крючком. Салфетка.
Вязание спицами. Шарфик.
Выполнение прямого стежка на ткани. Закрепление нитки в начале и конце работы.
Подготовка елочных украшений – сборка конструкций на нитку.
Выполнение карнавальных масок и полумасок. 2 часа.
III четверть – 10 часов.
Плетение сумочки. 2 ч.
Упражнения по выполнению прямого стежка (на бумаге). 2 ч.
Обертывание книги бумагой. 2 ч.
Выполнение мебели из коробочек, обклеенных цветной бумагой. 2 ч.
Соединение кроя деталей платьев для кукол прямыми или косыми обметочными стежками. 2 ч.
IV четверть – 8 часов.
Работа с металлоконструктором. Тележка, карусель, модель часов. 2 ч.
Выполнение простейших изделий посуды в технике папье-маше. 2 ч.
Вязание крючком. 3 ч.
Учебно-методическое обеспечение:
Использован учебный комплекс для учащихся:
Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая Швейное дело. Учебное пособие для учащихся 4 класса вспомогательной школы. М.: «Просвещение», 1994 г., 144 с.
Научно-методическая литература:
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1- 4 классы. 7-е издание. Москва «Просвещение» 2010г. с.190 Автор: Н.Н.Павлова Под редакцией В.В.Воронковой
«Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой; М., 2008.
Жидкина Т.С., Кузьмина Н.Н. «Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида». - М., Академия, 2005.
«Занимательное азбуковедение» В. Волина. Москва, «Знание», 2008г.
«Формирование познавательной деятельности младших школьников» И.Г. Майоров, Москва, «Просвещение», 2006г.
«Вышивание» Е.П. Шмакова, Елабуга, МП «Истоки», 2010г.
Программа В.В. Воронковой; 7-е издание. Москва «Просвещение» 2010. По электронным учебникам занятия не проводятся. |
|
|