Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Рабочая программа по трудовому обучению для учащихся 4 класса надомного обучения специальных (коррекционных) школ


Скачать 98.19 Kb.
НазваниеРабочая программа по трудовому обучению для учащихся 4 класса надомного обучения специальных (коррекционных) школ
Дата21.02.2016
Размер98.19 Kb.
ТипРабочая программа

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Специальная (коррекционная ) школа №482»



УТВЕРЖДЕНО СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО

Директор школы Зам.директора по УВР на заседании ШМО

Е.В.Обухова_________ Н.Н.Серышева________ Е.А.Романова_______

«___»_________20____г. «____» ________20____г. «___»_____20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА

НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ

СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ

Разработчик: Морозова Любовь Ивановна,

учитель высшей квалификационной категории


Программа составлена на основании следующих нормативных документов:


  1. Конституция Российской Федерации.

  2. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  3. Приказ Министерства Образования и науки Российской федерации от 10.04.2002 г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся , воспитанников с отклонениями в развитии».

  4. Устав ГБОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 482.


Срок реализации настоящей программы 1 учебный год.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки.
Программа составлена на основе программы «Обслуживающий труд» (авторы: Галле А.Г., Кочетова Л.Л., Платонова Н.М.) для детей с легкой степенью умственной отсталостью. Данная программа разработана для обучения учащихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья, с учебной нагрузкой – 1 час в неделю.

Цель:

  • формирование социальных навыков, которые помогут в дальнейшем детям с ограниченными возможностями здоровья обрести доступную ими степень самостоятельности в трудовой деятельности.

  • познание и развитие собственных возможностей и способностей, создание условий для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления, закладки основ трудолюбия и раскрытие творческого потенциала ребенка средствами художественного труда через способности к самовыражению в творческой работе.

Для успешного освоения программы детьми с ограниченными возможностями здоровья, процесс обучения строится с учетом задач коррекционно-развивающего обучения:

  • совершенствовать ручную умелость;

  • развивать мелкую моторику рук в процессе освоения различных технологических приемов;

  • развивать конструкторские способности, техническое мышление, воображение, фантазию, художественный вкус;

  • расширить методы познания окружающей действительности;

  • формировать культуру личности ребенка во всех проявлениях;

  • формировать технологическую компетентность, соответствующую возрасту младших школьников.


  • раскрытие творческого потенциала ребенка средствами художественного труда через познание и развитие собственных возможностей и способностей, создание условий для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления, закладки основ трудолюбия и способности к самовыражению в творческой работе.

  • охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов; создание климата психологического комфорта;

  • создание благоприятной социальной среды, которая обеспечивает стимуляцию познавательной сферы ребенка, развитие коммуникативных функций речи, формирование общеучебных умений и навыков;

  • формирование и закрепление умений и навыков планирования деятельности, самоконтроля;

  • развитие умений воспринимать и использовать информацию из различных источников, в целях успешного осуществления учебно-познавательной деятельности;

  • социально-трудовая адаптация учащихся: развитие зрительно-моторной координации, темпа деятельности. Формирование общетрудовых, организационных умений;

  • индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития учащихся и их потребности в коррекции. Предусмотрены вариативность практических заданий, время их выполнения, формы общения с ребенком.


На уроках труда у учащихся формируются навыки самообслуживания, выполнения элементарной домашней работы не только для себя, но и для других членов семьи, воспитывается потребность в труде в целом. Поскольку у учащихся снижены охранные рефлексы, то серьезное внимание уделяется соблюдению учащимися правил санитарии и гигиены, безопасным приемам труда с оборудованием и инструментами. Инструктирование проводится в начале изучения новой темы, при работе или демонстрации нового оборудования, во время выполнения практических работ. Программа 4-го года обучения имеет несколько разделов, каждый из которых посвящен определенной группе материалов: бумага и картон, текстильные материалы, пластилин, природные материалы, комбинированные виды работ из различных материалов. Программа работы с каждым видом материала построена на основе «спирально-концентрического принципа». Дети, постоянно используя и не теряя из поля зрения ранее сформированные умения и приемы работы, постепенно расширяют и углубляют круг своих возможностей в данной сфере. Решение содержательной задачи каждой основной линии дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.

Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.

Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
При оценке знаний и умении учащихся по труду следует учитывать: правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).

           На уроках труда в 4 классе решаются задачи развития трудовой деятельности учащихся и непосредственной их подготовке к профессиональному обучению. К основным из них относятся:

  1. выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;

  2. воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских.

  3. обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке.

Предусмотрены следующие виды труда:


  • Работа с бумагой и картоном;

  • Объемные игрушки из картона и бумаги;

  • Пакеты и конверты;

  • Елочные украшения;

  • Коробки открытые;

  • Работа с тканью (изготовление ткани, салфетки-прихватки, подушечка для игл, ремонт одежды, мягкие игрушки);

  • Работа с металлом и древесиной (изделия из проволоки, изделия из жести и тонколистового металла, изделия из древесины, изделия из фанеры);

  • Работа с пластическими материалами и растворами (изделия из пластилина, изделия из глины).

Межпредметные связи
Математика. Счет  в пределах 100. Вычерчивание прямоугольника и квадрата по заданным размерам на бумаге в клетку.

Изобразительное искусство. Определение структуры узора, расположение элементов оформления по всей поверхности изделия.

Развитие устной речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом трудовом процессе. Самостоятельное описание предметов. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связи и отношений между реальными объектами.   
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- технические термины;

-основные приемы работы с различными материалами;

- знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы;

- санитарно-гигиенические требования.
Учащиеся должны уметь:
самостоятельно ориентироваться  в задании;

-самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом, чучелом, игрушкой;

- самостоятельно  составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;

- самостоятельно подбирать  материал и инструменты для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоятельно;

- выполнять изделия с помощью учителя и самостоятельно;

-придерживаться плана при выполнении изделия;

- анализировать свое изделие и изделие товарища;

- ориентироваться в пространстве;

- осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки;

- отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.


Календарно – тематическое планирование по трудовому обучению

34 часа, 1 час в неделю


I четверть – 9 часов.








  1. Выполнение панно из засушенных листьев на плотной бумаге.













  1. Работа без клея - выполнение композиции из ваты на бархатной бумаге.













  1. Изготовление знаков дорожного движения. Окантовка картона.













  1. Изготовление знаков дорожного движения. Заготовка бум.трубочек. Сборка.













  1. Изготовление кормушки для птиц из пакетов из-под молока.













  1. Лепка игрушек по типу изделий дымковских мастеров. Фигурки свистулек.













  1. Лепка игрушек по типу изделий дымковских мастеров. Боярыня.













  1. Лепка посуды из жгутиков.












  1. Лепка посуды при помощи стеков.

II четверть – 7 часов.













  1. Изготовление кормушки для птиц из пакетов из-под молока, сока.

  2. Вязание крючком. Салфетка.




  1. Вязание спицами. Шарфик.

  2. Выполнение прямого стежка на ткани. Закрепление нитки в начале и конце работы.

  3. Подготовка елочных украшений – сборка конструкций на нитку.

  4. Выполнение карнавальных масок и полумасок. 2 часа.


III четверть – 10 часов.


  1. Плетение сумочки. 2 ч.

  2. Упражнения по выполнению прямого стежка (на бумаге). 2 ч.

  3. Обертывание книги бумагой. 2 ч.

  4. Выполнение мебели из коробочек, обклеенных цветной бумагой. 2 ч.

  5. Соединение кроя деталей платьев для кукол прямыми или косыми обметочными стежками. 2 ч.



IV четверть – 8 часов.


    1. Работа с металлоконструктором. Тележка, карусель, модель часов. 2 ч.

    2. Выполнение простейших изделий посуды в технике папье-маше. 2 ч.

    3. Вязание крючком. 3 ч.



Учебно-методическое обеспечение:


  1. Использован учебный комплекс для учащихся:

  2. Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая Швейное дело. Учебное пособие для учащихся 4 класса вспомогательной школы. М.: «Просвещение», 1994 г., 144 с.

  3. Научно-методическая литература:

  4. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида. Подготовительный, 1- 4 классы. 7-е издание.  Москва «Просвещение» 2010г. с.190 Автор: Н.Н.Павлова Под редакцией В.В.Воронковой

  5. «Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой; М., 2008.

  6. Жидкина Т.С., Кузьмина Н.Н. «Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида». -  М., Академия, 2005.

  7. «Занимательное  азбуковедение»  В. Волина. Москва, «Знание», 2008г.

  8. «Формирование познавательной деятельности младших школьников» И.Г. Майоров, Москва, «Просвещение», 2006г.

  9.  «Вышивание»  Е.П. Шмакова, Елабуга, МП «Истоки», 2010г.

Программа В.В. Воронковой; 7-е издание. Москва «Просвещение» 2010.
По электронным учебникам занятия не проводятся.