Главная страница

Личностные универсальные учебные действия



Скачать 36.62 Kb.
НазваниеЛичностные универсальные учебные действия
Дата21.02.2016
Размер36.62 Kb.
ТипДокументы

Личностные универсальные учебные действия

Кто такой компетентный человек? Тот, кто может мобилизовать свои внутренние ресурсы, умело привлечь ресурсы внешние и решить личностно значимую проблему. Весь вопрос в том, какая проблема значима для конкретной личности. В этой связи особое значение приобретает то, что в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации, обеспечить возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения. Слайд 2.
При этом именно личностные универсальные учебные действия, сформированные в соответствии с ФГОС, позволяют личности определять социально востребованные задачи как значимые. Слайд 3.
Личностные УУД делят на 3 блока:
1) самоопределение;
2) смыслообразование; Слайд 4.
3) нравственно-этического оценивания.

Слайд 5. При поступлении в школу, диагностируя сформированность этих действий, определяют индивидуальную готовность к школьному обучению. Статистика последних лет показывает, что полностью сформированная внутренняя позиция ученика у 50 % первоклассников, у 40% частично сформировалось, и у порядка 10% внутренняя позиция не была сформирована, что проявлялось в отсутствии желания ходить в школу. Анализ результатов актуализировал необходимость в формировании личностных УУД.

Слайд 6. Одна из главных задач школьного образования подготовить выпускника к самоопределению. Это самопознание, представление о самом себе, знание о том, кто я, какими качествами я обладаю, что для меня приоритетно, что во мне хорошо, а что плохо (личные качества, черты характера), что я хочу (какие цели я ставлю), что я могу, что я делаю с удовольствием, а что – нет, что у меня получается хорошо, а что нет (свои результаты, наиболее заметные достижения).

Также важным является и профессиональное самоопределение, ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием. Младшие школьники ориентируются на профессии значимых для них взрослых: учителей, родителей, родственников. Предпрофильная подготовка в школе – это рассказы родителей о своей профессии, викторины о профессиях, а также экскурсии на предприятия.

Одной из составляющих компетентности личности является развитие самооценки, которая необходима как базовый компонент и должна быть сформирована при поступлении в школу. Иначе ребенок оценку взрослого правильно принять не сможет. Еще одним направлением в личностном определении является действие, связанное с формированием идентичности личности. Внутренняя позиция ученика – одно из проявлений идентичности, принятие роли ученика, положительное отношение к школе, к своему новому статусу. Это представление о том, к какой гендерной группе он относится, о семейной роли, о социальной роли и принятие этих ролей.

В формировании социальной идентичности школьника большое влияние оказывает семья. Проведение семейных праздников в школе, праздников к 23 февраля и 8 марта, концертов ко Дню матери также способствуют этому.

Слайд 7. Становление этнической идентичности происходит через анализ народных сказок, былин, народного фольклора на уроках литературы, на уроках истории и обществознания гражданскую идентичность формирует изучение материала об истории России, российской символики.

Слайд 8. Второй блок связан со смыслами учебной деятельности. Смысл и мотивы учения играют решающую роль. Ведь проблема состоит в резком снижении школьной мотивации, дети не проявляют активности, инициативы. Задача школы – формирование умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения.

Слайд 9. Третий блок – это линия нравственного развития компетентной личности. Личностные УУД обеспечивают развитие способности соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способности оценивать свое поведения и поступки, понимание моральных норм.

Необходимо учить оценивать и объяснять простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых нравственных правил, отделять оценку поступка от оценки самого человека. Этому способствуют все учебные предметы.

Все задания на уроках, сопровождаемые инструкцией «Сравни свою работу с работами других ребят», взаимопроверка учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано; позволяет повышать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности. Этот подход реализуется и при представлении классу выполненных с помощью ИКТ альтернативных домашних заданий.

Для развития личностных УУД возможно использование разных образовательных технологий: Слайд 10.

– технология проблемного диалога; Слайд 11.
проектная деятельность; Слайд 12.
– ИКТ-технологии; Слайд 13.
– технология ситуативного обучения; Слайд 14.
– технология продуктивного чтения; Слайд 15.
– технология уровневой дифференциации.

Формирование личностных УУД происходит на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на различных уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности. Результаты промежуточной диагностики и контрольные срезы по предметам показывают, что формирование личностных УУД позволит повысить мотивацию, тем самым позитивно изменить эффективность образовательного процесса, заложить фундамент развития компетентной личности. Слайд 16.