Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Программа «правила дорожные детям знать положено!» |
 Скачать 2.04 Mb. |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад№25 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по познавательно – речевому развитию детей»
ПРОГРАММА
«ПРАВИЛА ДОРОЖНЫЕ
ДЕТЯМ ЗНАТЬ ПОЛОЖЕНО!»
Автор программы:
О.А. Васецкая
Воспитатель 1 категории
НЕФТЕЮГАНСК 2013
Перечень нормативно - правовых актов.
Закон РФ «Об образовании».
Конвенция « О правах ребенка».
Правила дорожного движения.
Федеральный закон от 10.12.95 №196-фз «О безопасности дорожного движения».
Решение Всероссийского совещания представителей Федеральных и Региональных органов исполнительной власти Общероссийской общественной организации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма от 25-26.10.2000г.
Приказ Министерства просвещения СССР от 9.11.1971г. № 85 « О повышении роли дошкольных учреждений и школ в проведении воспитательной работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма».
Инструкция Департамента здравоохранения « Об организации и оказании экстренной медицинской помощи детям, пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии» от 1.11.1995г.
Методические рекомендации по профилактике дорожного травматизма у детей посещающих дошкольные учреждения разработанные Министерством здравоохранения СССР, НИИ Соц.гигиены и организации Здравоохранения им.Семашко, центральным НИИ травматологии и ортопедии им. Приорова 1986г.
Актуальность
Программа «Правила дорожные детям знать положено», разработана в силу особой актуальности проблемы - обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города.
Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения дошкольников Правилам дорожного движения направляет мою работу на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса. Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной задачей. Опасные ситуации, связанные с транспортными средствами, возникают и во дворах, внутри микрорайонов, где дети играют, а так же во время передвижения детей в самих транспортных средствах.
Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения.
Многие программы по изучению ПДД дошкольниками рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. Я считаю, что знакомить детей с Правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге, в транспорте необходимо с младшего дошкольного возраста, так как правила, усвоенные ребенком в этом возрасте, впоследствии, становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Главная задача программы «Правила дорожные детям знать положено» состоит в том, чтобы научить дошкольника ориентироваться в окружающем дорожном пространстве, сознательно выполнять правила дорожного движения. Реализация программы рассчитана на четыре года. Обучение Правилам дорожного движения начинается со второй младшей группы до подготовительной, с последующим усложнением программы.
Важным в обучении дошкольников навыкам безопасного общения со сложным миром пешехода и пассажира являются совместные усилия воспитателей и родителей. С этой целью в перспективный план программы «Правила дорожные детям знать положено» включены различные формы взаимодействия с родителями (развлечения, досуги, проекты, консультации и т.д.).
Новизна программы: заключается в разработке содержания и форм работы с детьми дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения, которая предусматривает поэтапную организацию образовательного процесса, участие детей и их родителей в решении проблемы. Практическая ценность
Представленные мероприятия могут использоваться в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, начиная со второй младшей группы. Цель: формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Задачи:
1. Формировать представления о Правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
2. Систематизировать знания детей об устройстве улицы, дорожного движения.
3. Учить детей применять полученную информацию в практической деятельности.
4. Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.
Ожидаемый результат:
ребенок, способный применять полученную информацию в практической деятельности, предвидеть опасные ситуации в дорожно - транспортной среде, применять навыки культурного, уверенного и безопасного поведения.
Программа создана на основе принципов:
Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем. Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции. Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей реализующихся в образовательном процессе. Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге. Принцип возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей. Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.
Направления работы по реализации программы
Создание условий:
оформление уголков безопасности;
подбор литературы, фотографий по ПДД;
изготовление атрибутов к играм
оформление макетов
Формы организации совместной деятельности с воспитанниками:
Экскурсии.
Наблюдения.
Прогулки.
Встречи, беседы с инспектором ГИБДД.
Продуктивные виды деятельности.
Игровая деятельность.
Знакомство с художественной литературой.
Развлечения, досуги.
Проектная деятельность.
Посещение МУК «Детская городская библиотека».
Наставничество (первоклассники СОШ №9).
Преемственность со школой
Диагностика
Взаимодействие с родителями:
консультации
беседы
буклеты, памятки
родительские собрания
совместные развлечения
проектная деятельность
встречи, беседы с инспектором ГИБДД
Взаимодействие с родителями
I этап
(вторая младшая группа - первый год обучения 2011-2012г)
Задачи:
Формировать представление об окружающем пространстве, ориентирование в нем.
Познакомить с понятиями улица, дорога, светофор.
Познакомить с различными видами транспорта: грузовой, легковой автомобили.
Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах.
Ожидаемый результат:
ребенок, имеющий представление об окружающем пространстве, ориентирующийся в нем; знаком с понятием улица, дорога, светофор, с некоторыми видами транспорта; имеющий первичные представления о работе водителя, о правилах поведения на дороге. II этап (средняя группа – второй год обучения 2012-2013)
Задачи:
Развивать умение ориентироваться на участке детского сада и прилегающей к детскому саду местности.
Закрепить знания о разных видах транспорта, с особенностями их внешнего вида и назначения.
Продолжать знакомить с понятиями улица, проезжая часть, тротуар, перекресток, остановка общественного транспорта.
Дать представление о дорожных знаках: «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта».
Закрепить понятие пешеход, пассажир.
Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте, на дороге.
Ожидаемый результат:
ребенок, умеющий ориентироваться на участке детского сада и прилегающей к детскому саду местности; имеющий представление о понятиях: пешеход, пассажир, улица, дорога, перекресток, светофор, дорожные знаки. III Этап (старшая группа – третий год обучения 2013-2014)
Задачи:
Учить детей свободно ориентироваться вокруг детского сада: знать все общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств.
Прививать правила пользования транспортным средством: поведение пассажира на остановке, во время посадки, во время движения, при выходе.
Продолжать знакомить с основными терминами и понятиями дорожного движения: все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров, правила перехода железнодорожных переездов, предупредительные сигналы, подаваемые водителем, средства регулирования дорожного движения.
Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Дети», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
Ожидаемый результат
ребенок, умеющий свободно ориентироваться вокруг детского сада; знающий основные термины и понятия дорожного движения, имеющий представления о дорожных знаках, соблюдающий правила безопасного поведения в транспортном средстве. IV Этап (подготовительная к школе группа - четвертый год обучения 2014-2015)
Задачи:
Систематизировать знания об устройстве улицы, о дорожном движении.
Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.
Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
Расширять знания детей о работе сотрудников ГИБДД.
Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.
Ожидаемый результат:
ребенок, способный применять полученную информацию в практической деятельности, предвидеть опасные ситуации в дорожно - транспортной среде, применять навыки культурного, уверенного и безопасного поведения. Механизм реализации программы
Механизм реализации программы «Правила дорожные детям знать положено» предусматривает:
проведение мероприятий с воспитанниками в рамках календарного плана;
программа рассчитана на 4 года первый год – для воспитанников 3-4 лет (вторая младшая группа), второй год – для воспитанников – 4-5 лет (средняя группа), третий год – для воспитанников – 5 -6 лет (старшая группа), четвертый год – для воспитанников 6-7 лет (подготовительная к школе группа);
совместные мероприятия проводятся 1 раз в неделю для детей второй младшей группы и средней; и 2 раза в неделю - для старшей и подготовительной к школе группы;
продолжительность совместных мероприятий во второй младшей группы 10 - 15минут, в средней группе – 15-20 минут, в старшей группе – 20-25 минут, подготовительной к школе группы до 30 минут;
поэтапное планирование и выполнение определенных действий воспитанников направленных на изучение правил дорожного движения;
диагностика усвоения воспитанниками программы «Правила дорожные детям знать положено» проводится 2 раза в год (октябрь, апрель).
Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы «Правила дорожные детям знать положено». Учебный план
Для детей 3-4, 4-5 лет по изучению программы «Правила дорожные детям знать положено»
Содержание работы
| Количество мероприятий
| в неделю
| в месяц
| в год
| Мероприятия по тематическому плану
| 1
| 4
| 27
|
Учебный план
Для детей 5-6, 6-7 лет по изучению программы «Правила дорожные детям знать положено»
Содержание работы
| Количество мероприятий
| в неделю
| в месяц
| в год
| Мероприятию по тематическому плану
| 2
| 8
| 54
| Перспективный план работы
во второй младшей группе (I год обучения)
Октябрь
Тема: Знакомство с улицей
Неделя
| Тема
| Цель
| Интеграция образовательных областей
| Методы и приемы
| I - II
| Диагностика
| Выявить представления воспитанников о правилах дорожного движения.
| III
| Знакомство с улицей
| Формировать представление об окружающем пространстве, познакомить с понятиями: улица, дорога.
| Познание
Безопасность
Социализация
| Ситуация общения: «Улица».
На прогулке
Ситуация общения: «Что мы видим вокруг».
| IV
| За территорией детского сада
| Формировать представление об окружающем пространстве, познакомить с понятиями: улица, дорога, тротуар, проезжая часть.
| Коммуникация
Безопасность
Художественное творчество
| Целевая прогулка вокруг здания детского сада.
Аппликация: «Дорога широкая и узкая».
|
Ноябрь
Тема: Транспорт
Неделя
| Тема
| Цель
| Интеграция образовательных областей
| Методы и приемы
| I
| Грузовик
| Знакомить с грузовой машиной, ее назначением, основными частями грузовика.
| Познание
Социализация
Коммуникация
| Наблюдение за транспортом «Грузовик привез продукты в детский сад».
Дидактическая игра «Части грузовика».
Дидактическая игра «Собери машину».
| II
| Папа купил автомобиль
| Знакомить детей с легковым автомобилем и его назначением.
| Коммуникация
Социализация
| Ситуация общения «Папа купил автомобиль».
Артикуляционная гимнастика «Шофер».
Фотовыставка «Мы в машине».
| III
| Автобус
| Дать представление об автобусе, его функциональном назначении.
| Социализация
Коммуникация
| Загадка об автобусе.
Ситуация общения «Автобус».
Сюжетно ролевая игра «Автобус».
| IV
| Транспорт легковой и грузовой
| Обучать детей различать легковой и грузовой транспорт.
| Познание
Социализация
Коммуникация
| Познавательно исследовательская деятельность: «Помоги зайке выбрать машину для перевозки грузов».
|
Декабрь
Тема: Светофор
Неделя
| Тема
| Цель
| Интеграция образовательных областей
| Методы и приемы
| I
| Наш друг светофор
| Уточнить знание о транспорте, дороге. Дать представление о работе светофора.
| Познание
Социализация
Коммуникация
| Ситуация общения «Светофор».
Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый».
| II
| Светофор у нас в гостях
| Закрепить цвета светофора. Познакомить с расположением сигналов светофора.
| Познание
Социализация
Коммуникация
Художественная литература
| Чтение Ю. Козлова «Светофорчик».
Инсценировка «По дороге кошка шла».
| III
|
| Закрепить сигналы светофора, и их назначение.
| Познание
Социализация
Коммуникация
| Дидактическая игра «Почини светофор».
Проблемная ситуация «Как перейди дорогу, ориентируясь на
светофор».
|
Январь
Тема: Поведение в автомобиле
Неделя
| Тема
| Цель
| Интеграция образовательных областей
| Методы и приемы
| III
| Автокресло
| Дать элементарные правила безопасности в автомобиле. Формировать умение пристегиваться ремнями безопасности.
| Познание
Социализация
Коммуникация
Безопасность
| Ситуация общения «Автокресло для меня».
Рассматривание автокресла.
Упражнение на развитие моторики рук «Пристегни ремни».
| IV
| Поведение в автомобиле
| Дать элементарные правила безопасности в автомобиле.
| Познание
Социализация
Коммуникация
Безопасность
| Беседа «Я в машине хоть играю, папу я не отвлекаю».
Сюжетно - ролевая игра «Автомобиль».
| Февраль
Тема: Поведение в общественном транспорте
Неделя
| Тема
| Цель
| Интеграция образовательных областей
| Методы и приемы
| I
| Автобус
| Закрепить знание о транспорте. Дать элементарные представления о поведении в общественном транспорте.
| Познание
Социализация
Коммуникация
| Ситуация общения «Мы в автобусе».
Дидактическая игра «Зверята в автобусе».
Пальчиковая гимнастика «Автобус».
| II
| Труд водителя
| Познакомить детей с профессией водитель. Дать элементарные представления о работе водителя.
| Познание
Социализация
Коммуникация
| Встреча с интересными людьми «У нас в гостях водитель».
| III
| Мы играем
| Закрепить правила поведения в автобусе.
| Социализация
Коммуникация
| Сюжетно ролевая игра «Мы едем в автобусе».
| IV
| Трамвай, автобус, поезд.
| Дать элементарные представления о пассажирских видах транспорта.
| Познание
Социализация
Коммуникация
Художественная литература
| Рассматривание иллюстраций.
Загадки «Виды транспорта»
|
|
|
|