Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Программа «правила дорожные детям знать положено!»


Скачать 2.04 Mb.
НазваниеПрограмма «правила дорожные детям знать положено!»
страница1/13
О.А. Васецкая
Дата05.05.2016
Размер2.04 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад№25 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по познавательно – речевому развитию детей»

ПРОГРАММА

«ПРАВИЛА ДОРОЖНЫЕ

ДЕТЯМ ЗНАТЬ ПОЛОЖЕНО!»


Автор программы:

О.А. Васецкая

Воспитатель 1 категории

НЕФТЕЮГАНСК 2013

Перечень нормативно - правовых актов.



  • Конституция РФ.




  • Закон РФ «Об образовании».




  • Конвенция « О правах ребенка».




  • Правила дорожного движения.




  • Федеральный закон от 10.12.95 №196-фз «О безопасности дорожного движения».




  • Решение Всероссийского совещания представителей Федеральных и Региональных органов исполнительной власти Общероссийской общественной организации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма от 25-26.10.2000г.




  • Приказ Министерства просвещения СССР от 9.11.1971г. № 85 « О повышении роли дошкольных учреждений и школ в проведении воспитательной работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма».



  • Инструкция Департамента здравоохранения « Об организации и оказании экстренной медицинской помощи детям, пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии» от 1.11.1995г.



  • Методические рекомендации по профилактике дорожного травматизма у детей посещающих дошкольные учреждения разработанные Министерством здравоохранения СССР, НИИ Соц.гигиены и организации Здравоохранения им.Семашко, центральным НИИ травматологии и ортопедии им. Приорова 1986г.


Актуальность

Программа «Правила дорожные детям знать положено», разработана в силу особой актуальности проблемы - обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города.

Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения дошкольников Правилам дорожного движения направляет мою работу на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса. Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной задачей. Опасные ситуации, связанные с транспортными средствами, возникают и во дворах, внутри микрорайонов, где дети играют, а так же во время передвижения детей в самих транспортных средствах.

Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения.

Многие программы по изучению ПДД дошкольниками рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. Я считаю, что знакомить детей с Правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге, в транспорте необходимо с младшего дошкольного возраста, так как правила, усвоенные ребенком в этом возрасте, впоследствии, становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Главная задача программы «Правила дорожные детям знать положено» состоит в том, чтобы научить дошкольника ориентироваться в окружающем дорожном пространстве, сознательно выполнять правила дорожного движения. Реализация программы рассчитана на четыре года. Обучение Правилам дорожного движения начинается со второй младшей группы до подготовительной, с последующим усложнением программы.

Важным в обучении дошкольников навыкам безопасного общения со сложным миром пешехода и пассажира являются совместные усилия воспитателей и родителей. С этой целью в перспективный план программы «Правила дорожные детям знать положено» включены различные формы взаимодействия с родителями (развлечения, досуги, проекты, консультации и т.д.).

Новизна программы: заключается в разработке содержания и форм работы с детьми дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения, которая предусматривает поэтапную организацию образовательного процесса, участие детей и их родителей в решении проблемы.
Практическая ценность

Представленные мероприятия могут использоваться в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, начиная со второй младшей группы.
Цель: формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:

1. Формировать представления о Правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

2. Систематизировать знания детей об устройстве улицы, дорожного движения.

3. Учить детей применять полученную информацию в практической деятельности.

4. Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.

Ожидаемый результат:

ребенок, способный применять полученную информацию в практической деятельности, предвидеть опасные ситуации в дорожно - транспортной среде, применять навыки культурного, уверенного и безопасного поведения.

Программа создана на основе принципов:

Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.
Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей реализующихся в образовательном процессе.
Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.
Принцип возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

Направления работы по реализации программы

  1. Создание условий:

  • оформление уголков безопасности;

  • подбор литературы, фотографий по ПДД;

  • изготовление атрибутов к играм

  • оформление макетов


  1. Формы организации совместной деятельности с воспитанниками:

  • Экскурсии.

  • Наблюдения.

  • Прогулки.

  • Встречи, беседы с инспектором ГИБДД.

  • Продуктивные виды деятельности.

  • Игровая деятельность.

  • Знакомство с художественной литературой.

  • Развлечения, досуги.

  • Проектная деятельность.

  • Посещение МУК «Детская городская библиотека».

  • Наставничество (первоклассники СОШ №9).

Преемственность со школой



  1. Диагностика




  1. Взаимодействие с родителями:

  • консультации

  • беседы

  • буклеты, памятки

  • родительские собрания

  • совместные развлечения

  • проектная деятельность

  • встречи, беседы с инспектором ГИБДД


Взаимодействие с родителями

I этап

(вторая младшая группа - первый год обучения 2011-2012г)

Задачи:

  1. Формировать представление об окружающем пространстве, ориентирование в нем.

  2. Познакомить с понятиями улица, дорога, светофор.

  3. Познакомить с различными видами транспорта: грузовой, легковой автомобили.

  4. Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах.


Ожидаемый результат:

ребенок, имеющий представление об окружающем пространстве, ориентирующийся в нем; знаком с понятием улица, дорога, светофор, с некоторыми видами транспорта; имеющий первичные представления о работе водителя, о правилах поведения на дороге.
II этап (средняя группа – второй год обучения 2012-2013)

Задачи:

  1. Развивать умение ориентироваться на участке детского сада и прилегающей к детскому саду местности.

  2. Закрепить знания о разных видах транспорта, с особенностями их внешнего вида и назначения.

  3. Продолжать знакомить с понятиями улица, проезжая часть, тротуар, перекресток, остановка общественного транспорта.

  4. Дать представление о дорожных знаках: «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта».

  5. Закрепить понятие пешеход, пассажир.

  6. Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте, на дороге.


Ожидаемый результат:

ребенок, умеющий ориентироваться на участке детского сада и прилегающей к детскому саду местности; имеющий представление о понятиях: пешеход, пассажир, улица, дорога, перекресток, светофор, дорожные знаки.
III Этап (старшая группа – третий год обучения 2013-2014)

Задачи:

  1. Учить детей свободно ориентироваться вокруг детского сада: знать все общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств.

  2. Прививать правила пользования транспортным средством: поведение пассажира на остановке, во время посадки, во время движения, при выходе.

  3. Продолжать знакомить с основными терминами и понятиями дорожного движения: все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров, правила перехода железнодорожных переездов, предупредительные сигналы, подаваемые водителем, средства регулирования дорожного движения.

  4. Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Дети», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Больница», «Телефон», «Пункт питания».


Ожидаемый результат

ребенок, умеющий свободно ориентироваться вокруг детского сада; знающий основные термины и понятия дорожного движения, имеющий представления о дорожных знаках, соблюдающий правила безопасного поведения в транспортном средстве.
IV Этап (подготовительная к школе группа - четвертый год обучения 2014-2015)

Задачи:

  1. Систематизировать знания об устройстве улицы, о дорожном движении.

  2. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.

  3. Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.

  4. Расширять знания детей о работе сотрудников ГИБДД.

  5. Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.

Ожидаемый результат:

ребенок, способный применять полученную информацию в практической деятельности, предвидеть опасные ситуации в дорожно - транспортной среде, применять навыки культурного, уверенного и безопасного поведения.
Механизм реализации программы

Механизм реализации программы «Правила дорожные детям знать положено» предусматривает:

  • проведение мероприятий с воспитанниками в рамках календарного плана;

  • программа рассчитана на 4 года первый год – для воспитанников 3-4 лет (вторая младшая группа), второй год – для воспитанников – 4-5 лет (средняя группа), третий год – для воспитанников – 5 -6 лет (старшая группа), четвертый год – для воспитанников 6-7 лет (подготовительная к школе группа);

  • совместные мероприятия проводятся 1 раз в неделю для детей второй младшей группы и средней; и 2 раза в неделю - для старшей и подготовительной к школе группы;

  • продолжительность совместных мероприятий во второй младшей группы 10 - 15минут, в средней группе – 15-20 минут, в старшей группе – 20-25 минут, подготовительной к школе группы до 30 минут;

  • поэтапное планирование и выполнение определенных действий воспитанников направленных на изучение правил дорожного движения;

  • диагностика усвоения воспитанниками программы «Правила дорожные детям знать положено» проводится 2 раза в год (октябрь, апрель).

Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы «Правила дорожные детям знать положено».
Учебный план

Для детей 3-4, 4-5 лет по изучению программы «Правила дорожные детям знать положено»

Содержание работы

Количество мероприятий

в неделю

в месяц

в год

Мероприятия по тематическому плану

1

4

27


Учебный план

Для детей 5-6, 6-7 лет по изучению программы «Правила дорожные детям знать положено»

Содержание работы

Количество мероприятий

в неделю

в месяц

в год

Мероприятию по тематическому плану

2

8

54

Перспективный план работы

во второй  младшей группе (I год обучения)

Октябрь

Тема: Знакомство с улицей


Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

I - II

Диагностика

Выявить представления воспитанников о правилах дорожного движения.

III

Знакомство с улицей

Формировать представление об окружающем пространстве, познакомить с понятиями: улица, дорога.

Познание

Безопасность

Социализация

Ситуация общения: «Улица».

На прогулке

Ситуация общения: «Что мы видим вокруг».

IV

За территорией детского сада

Формировать представление об окружающем пространстве, познакомить с понятиями: улица, дорога, тротуар, проезжая часть.

Коммуникация

Безопасность

Художественное творчество

Целевая прогулка вокруг здания детского сада.

Аппликация: «Дорога широкая и узкая».


Ноябрь

Тема: Транспорт

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

I

Грузовик


Знакомить с грузовой машиной, ее назначением, основными частями грузовика.

Познание

Социализация

Коммуникация

Наблюдение за транспортом «Грузовик привез продукты в детский сад».

Дидактическая игра «Части грузовика».

Дидактическая игра «Собери машину».

II

Папа купил автомобиль

Знакомить детей с легковым автомобилем и его назначением.

Коммуникация

Социализация

Ситуация общения «Папа купил автомобиль».

Артикуляционная гимнастика «Шофер».

Фотовыставка «Мы в машине».

III

Автобус

Дать представление об автобусе, его функциональном назначении.

Социализация

Коммуникация


Загадка об автобусе.

Ситуация общения «Автобус».

Сюжетно ролевая игра «Автобус».

IV

Транспорт легковой и грузовой

Обучать детей различать легковой и грузовой транспорт.

Познание

Социализация

Коммуникация

Познавательно исследовательская деятельность: «Помоги зайке выбрать машину для перевозки грузов».


Декабрь

Тема: Светофор


Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

I

Наш друг светофор

Уточнить знание о транспорте, дороге. Дать представление о работе светофора.

Познание

Социализация

Коммуникация

Ситуация общения «Светофор».

Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый».

II

Светофор у нас в гостях

Закрепить цвета светофора. Познакомить с расположением сигналов светофора.

Познание

Социализация

Коммуникация

Художественная литература

Чтение Ю. Козлова «Светофорчик».

Инсценировка «По дороге кошка шла».

III




Закрепить сигналы светофора, и их назначение.


Познание

Социализация

Коммуникация

Дидактическая игра «Почини светофор».

Проблемная ситуация «Как перейди дорогу, ориентируясь на

светофор».


Январь

Тема: Поведение в автомобиле


Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

III

Автокресло

Дать элементарные правила безопасности в автомобиле. Формировать умение пристегиваться ремнями безопасности.

Познание

Социализация

Коммуникация

Безопасность

Ситуация общения «Автокресло для меня».

Рассматривание автокресла.

Упражнение на развитие моторики рук «Пристегни ремни».

IV

Поведение в автомобиле

Дать элементарные правила безопасности в автомобиле.

Познание

Социализация

Коммуникация

Безопасность

Беседа «Я в машине хоть играю, папу я не отвлекаю».

Сюжетно - ролевая игра «Автомобиль».

Февраль

Тема: Поведение в общественном транспорте


Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

I

Автобус

Закрепить знание о транспорте. Дать элементарные представления о поведении в общественном транспорте.

Познание

Социализация

Коммуникация

Ситуация общения «Мы в автобусе».

Дидактическая игра «Зверята в автобусе».

Пальчиковая гимнастика «Автобус».

II

Труд водителя

Познакомить детей с профессией водитель. Дать элементарные представления о работе водителя.

Познание

Социализация

Коммуникация

Встреча с интересными людьми «У нас в гостях водитель».

III

Мы играем

Закрепить правила поведения в автобусе.

Социализация

Коммуникация

Сюжетно ролевая игра «Мы едем в автобусе».

IV

Трамвай, автобус, поезд.

Дать элементарные представления о пассажирских видах транспорта.

Познание

Социализация

Коммуникация

Художественная литература

Рассматривание иллюстраций.

Загадки «Виды транспорта»

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13