Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Программа дополнительного образования «Эврикум» Возраст детей: 10-17 лет (5-11 класс) |
 Скачать 173.2 Kb. |
Программа дополнительного образования
«Эврикум»
Возраст детей: 10-17 лет (5-11 класс)
Направление деятельности: исследовательская деятельность
Срок реализации: 2 года
Составила: Герасимова Н.Ю.
учитель биологии,
высшей квалификационной категории
Место работы: МОУ Школа с.Белоярск
с. Белоярск 2016
Если хочешь научить меня чему-то, Позволь мне идти медленно… Дай мне приглядеться… Потрогать и подержать в руках Послушать… Понюхать… И может быть попробовать на вкус… О, сколько всего я смогу Найти самостоятельно! Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Эврикум» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе программы внеурочной деятельности «Умники и умницы» автором которой является А.И. Савенкова. Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у учащихся средней и старшей ступени.
Данная программа может востребована учителями биологии, экологии, географии, педагогами дополнительного образования эколого-биологического направления.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках обще интеллектуального направления.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 5-11 классов и рассчитана на два года обучения из расчета 70 часов (2 часа в неделю) в первый год обучения и 70 часов (2 часа в неделю) во второй год обучения. Специфика программы предусматривает 3 последовательных блока формирования исследовательских и эвристических компетенций. В первый год обучения происходит знакомство и первичное формирование исследовательских компетенций. Выявление уровня готовности обучающихся к исследовательской деятельности и решению эвристических задач. Во второй год обучения углубление и мониторинг исследовательских учебно-познавательных и других компетенций. В тематическом планировании количество часов второго года обучения указано через дробь. Программа реализуется в рамках «Дополнительного образования» в соответствии с образовательным планом МОУ Школа с.Белоярск
Цель программы: Повышение познавательного интереса учащихся, развитие их интеллектуальных способностей в процессе внеучебных занятий, развитие креативных умений учащихся и формирование необходимого опыта исследовательской и творческой деятельности.
Задачи программы:
Выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
Оказание помощи в поисках «себя»;
Создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
Формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
Развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
Создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
Расширение рамок общения с социумом.
Отличительной особенностью предлагаемого курса является компетентностный подход в организации дополнительных занятий учащихся. Который способствует формированию и развитию следующих компетенций.
Ценностно-смысловых компетенций:
Формирование мировоззрения, связанного с ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение;
Уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Общекультурные компетенции
Включают познание и опыт деятельности в национальной и общечеловеческой культуры;
Духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов;
Культурологические основы семейных, родовых, социальных, общественных явлений и традиций;
Роль науки и религии в жизни человека;
Компетенции бытовой и культурно-досуговой сфере.
Учебно-познавательные компетенции:
Развитие логической, методологической, обще учебной, деятельности;
Формирование умений целеполагания, планирования, реализация намеченного, анализа, рефлексии, самооценки результатов познания;
Формирование умений функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания;
Формирование умения владения методологией исследовательской деятельности (проводить исследование, находить проблему, актуальность, целеполагание, технологичность, самоорганизация, самобытность, рефлексия, оформление, презентация и защита результатов, распространение, применение)
Информационные компетенции:
Формирование умений владения современными средствами информации, информационными технологиями (электронная почта, соцсети, чаты, форумы, фото, аудио, видеозапись, Интернет-технологии, СМИ);
Формирование умений поиска, отбора и анализа информации, её преобразование, сохранение, передача и защита
Коммуникативные компетенции:
Формирование способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями;
Формирование навыков работе в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.
Формирование умений представить себя, написать письмо, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.
Формирование умений телекоммуникации, взаимодействия с удаленными людьми и ресурсами.
Социально-трудовые компетенции:
Формирование умений выполнять различные социальные роли;
Формирование умений анализировать ситуацию и действовать в соответствии с личной и общественной выгодой;
Формирование умений владения этики взаимоотношений.
Компетенции личностного самосовершенствования
Овладение способами самопознания, развития личностных качеств, культуры мышления, поведения,
Соблюдение правил личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Особенности организации учебного процесса.
Программа курса рассчитана на 140 часов на два года по 70 учебных часа каждый год и разделена на 3 блока:
1 блок - Определения уровня готовности обучающихся к исследовательской деятельности и решению эвристических задач
2 блок – Исследовательская деятельность.
3 блок – Решение эвристических заданий.
Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы теоретических и практических занятий. На занятиях применяются занимательные, эвристические задания. Тематический план
№ п/п
| Наименование тем, разделов
| Количество часов
| Форма проведения
| Образовательный продукт*
| всего
| теория
| практика
| 1 блок Определения уровня готовности обучающихся к исследовательской деятельности и решению эвристических задач
| 1
| Определение уровня развития общеучебных навыков
| 2/2
| 1/0
| 1/2
| Тест
Проведение конкурса знатоков: решение ребусов, занимательных задач по разным предметам школьного цикла
| Анализ тестирования.
| 2
| Определение уровня развития творческого мышления
| 2/2
| 1/0
| 1/2
| Тест
Выполнение творческих заданий
Решение эвристических задач
| Анализ тестирования.
| 3
| Определение ведущего канала восприятия
| 2/2
| 1/0
| 1/2
| Тест
Творческие задания
| Анализ тестирования.
| 4
| Определение уровня развития умения работать в группе
| 2/2
| 1/0
| 1/2
| Заседание клуба «Знатоков» (работа в группах)
Тест
| Анализ тестирования.
| Итого:
| 8/8
| 4/0
| 4/8
|
|
| 2 блок – Исследовательская деятельность
| 5
| Что такое исследование?
| 8/4
| 3/1
| 5/3
| Лекция, практическая работа,
| Конспект лекции
| 6
| Гипотеза - предположение
| 2/2
| 1/0
| 1/2
| Беседа, игра
| Список гипотез по определенной теме
| 7
| План исследования
| 4/2
| 1/0
| 3/2
| Беседа, планирование
| План исследования
| 8
| Твои помощники
| 8/8
| 2/1
| 6/7
| Работа в библиотеки
| Библиографический список
| 9
| Наблюдение и эксперимент
| 10/16
| 2/2
| 8/14
| Наблюдение, эксперимент, лабораторная работа
| Отчет по лабораторной, практической работе, дневник наблюдений
| 10
| Анализ и статистическая обработка результатов
| 4/4
| 1/1
| 3/3
| Корреляционный метод, статистический метод обработки результатов
| Статистический отчет
| 11
| Как подготовиться к защите исследовательской работы
| 4/4
| 1/1
| 3/3
| Презентация результатов
| Черновик исследовательской работы
| 12
| Защита исследовательских работ и проектов
| 2/2
| -
| 2/2
| Конференция
| Готовая исследовательская работа, рецензия
| Итого
| 42/42
| 11/6
| 31/36
|
|
| 3 блок – Решение эвристических заданий.
| 13
| Виды эвристических задач
| 6/6
| 1/1
| 5/5
| Беседа, вводное тестирование, деловая игра, решение познавательных задач
| Олимпиадные задания.
| 14
| Введение в курс ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)
| 2/2
| 2/0
| 0/2
| Беседа, решение познавательных задач
| Конспект занятия
| 15
| Изобретатели и изобретения.
| 2/2
| 2/0
| 0/2
| Беседа, решение познавательных задач, игра.
| Приемы решения изобретательских задач
| 16
| Как решать задачи с помощью ТРИЗ: выявление ресурсов и противоречия. Идеальный конечный результат.
| 2/2
| 0/0
| 2/2
| Совместное решение изобретательских задач
| Приемы решения изобретательских задач
| 17
| Основные принципы решения задач.
| 2/2
| 0/0
| 2/2
| Беседа, деловая игра, тестирование, практикум
| Приемы решения изобретательских задач
| 18
| Разборы задач (Как накормить рыбок, Где взять кран, Что покупал покупатель)
| 2/2
| 0/0
| 2/2
| Проектирование, моделирование
| Сборник изобретательских задач
| 19
| Как создавать открытые задачи
| 2/2
| 0/0
| 2/2
| Проектирование, моделирование
| Сборник изобретательских задач
| 20
| Проект «Триз движение и дети»
Групповое проектирование
Индивидуальное проектирование
Защита проектов
| 2/2
| 0/0
| 2/2
| Беседа, презентация проекта
| Сборник изобретательских задач
| Итого:
| 20/20
| 5/1
| 15/19
|
|
|
Планируемые результаты.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
1 уровень предполагает приобретение новых знаний, опыта решения исследовательских и эвристических задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути исследовательской и эвристической деятельности, умении поэтапно решать исследовательские и эвристические задачи.
2 уровень предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками исследовательского метода, самостоятельном выборе тем (подтем) исследовательской работы (проекта), приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
3 уровень предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации исследовательских работ(проектов), участию в различных эвристических олимпиадах и конкурсах по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
Должны научиться
| Сформированные действия
| Обучающиеся должны научиться
■ видеть проблемы;
■ ставить вопросы;
■ выдвигать гипотезы;
■ давать определение понятиям;
■ классифицировать;
■ наблюдать;
■ проводить эксперименты;
■ делать умозаключения и выводы;
■ структурировать материал;
■ готовить тексты собственных докладов;
■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
| В ходе реализации задач программы у школьников сформируются следующие способности:
Рефлексия;
Целеполагание (ставить и удерживать цели);
Планирование (составлять план своей деятельности);
Моделирование (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Инициатива при поиске способа (способов) решения задачи;
Коммуникация (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
|
Личностные универсальные учебные действия:
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
Ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
Способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой, интеллектуальными достижениями.
Школьник получит возможность для формирования:
Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
Выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
Устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
Адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
Осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
Эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Различать способ и результат действия.
Получит возможность научиться:
В сотрудничестве ставить новые учебные задачи;
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
Осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
Строить сообщения, исследовательские работы(проекты) в устной и письменной форме;
Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
Строить рассуждения в форме связи простых и сложных суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Школьник получит возможность научиться:
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
Записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения исследовательских и эвристических задач в зависимости от конкретных условий;
Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Формулировать собственное мнение и позицию;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Задавать вопросы;
Использовать речь для регуляции своего действия;
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
Учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Литература
Бухвалов В. А., Мурашковский Ю. С. Изобретаем черепаху: Как применять ТРИЗ в школьном курсе биологии: Книга для учителей и учащихся. — Рига: 1993.
Викентьев И. Л., Кайков И. К. Лестница идей: Основы ТРИЗ в примерах и задачах. — Новосибирск, 1992.
Гин А. А. Приемы педагогической техники. — М.: «Вита-Пресс», 1999. — 88 с.; 6-е изд., доп., 2005. – 112 с., 9-е изд., 2009. – 112 с.
Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей. – Гомель: ИПП «Сож», 1999. – 88 с.
Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей. – Луганск: Учебная книга, 2003. – 84 с. 2-е изд., доп., перераб., Луганск: Учебная книга, 2006, 100 с.
Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей. – Луганск: Учебная книга, 2003. – 84 с. 2-е изд., доп., перераб., Луганск: Учебная книга, 2006, 100 с.
Гин А. А. Задачки-сказки от кота Потряскина. — М.: «Вита-Пресс», 2002.
Гин А. А. Сказки-изобреталки от кота Потряскина: для детей младшего школьного возраста. Изд. 2-е, перераб. – М.: Вита-Пресс, 2010. – 80 с.: ил.
Гин А. А., Андржеевская И. Ю. 150 творческих задач: для сельской школы. М.: Народное образование, 2007. 234 с.: ил.
Гин А. А., Андржеевская И. Ю. 150 творческих задач о том, что нас окружает: учеб.-методич. Пособие. Изд. 2-е, перераб. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010. – 216 с.: ил.
Гин, А. А. Школа-фабрика умрет. Что дальше? (Образование на смене цивилизаций). Журнал «Школьные технологии», М.: Народное образование, 2000. – № 5. – С. 200 – 208. Журнал «Сельская школа», М.: Народное образование, № 6, 2000., с. 50.
Гин, А. А. Зоопарк творческих задач. Журнал «Школьные технологии», М.: Народное образование,2000. – № 5. – С. 218 – 220. Журнал «Сельская школа», М.: Народное образование, № 1, 2001., с. 53.
Гин, А. А. Требования к условию открытой учебной задачи. Журнал «Школьные технологии», М.: Народное образование, № 6, 2000., с. 192 – 195.
Гин, А. А. Картотека учителя. Журнал «Школьные технологии», М.: Народное образование, 2001. – № 2. – С. 153 – 156.
Гин, А. А. Разговор наедине с классом. Журнал «Сельская школа», М.: Народное образование, № 2, 2001 г., с. 93.
Электронные ресурсы:
Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/
Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_
Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/
Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696
«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/
Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty
|
|
|