Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Программа дополнительного образования «Эврикум» Возраст детей: 10-17 лет (5-11 класс)


Скачать 173.2 Kb.
НазваниеПрограмма дополнительного образования «Эврикум» Возраст детей: 10-17 лет (5-11 класс)
Дата20.02.2016
Размер173.2 Kb.
ТипПрограмма








Программа дополнительного образования

«Эврикум»

Возраст детей: 10-17 лет (5-11 класс)

Направление деятельности: исследовательская деятельность

Срок реализации: 2 года

Составила: Герасимова Н.Ю.

учитель биологии,

высшей квалификационной категории

Место работы: МОУ Школа с.Белоярск

с. Белоярск 2016

Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!

Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу «Эврикум» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе программы внеурочной деятельности «Умники и умницы» автором которой является А.И. Савенкова. Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у учащихся средней и старшей ступени.

Данная программа может востребована учителями биологии, экологии, географии, педагогами дополнительного образования эколого-биологического направления.

Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках обще интеллектуального направления.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 5-11 классов и рассчитана на два года обучения из расчета 70 часов (2 часа в неделю) в первый год обучения и 70 часов (2 часа в неделю) во второй год обучения. Специфика программы предусматривает 3 последовательных блока формирования исследовательских и эвристических компетенций. В первый год обучения происходит знакомство и первичное формирование исследовательских компетенций. Выявление уровня готовности обучающихся к исследовательской деятельности и решению эвристических задач. Во второй год обучения углубление и мониторинг исследовательских учебно-познавательных и других компетенций. В тематическом планировании количество часов второго года обучения указано через дробь. Программа реализуется в рамках «Дополнительного образования» в соответствии с образовательным планом МОУ Школа с.Белоярск

Цель программы: Повышение познавательного интереса учащихся, развитие их интеллектуальных способностей в процессе внеучебных занятий, развитие креативных умений учащихся и формирование необходимого опыта исследовательской и творческой деятельности.

Задачи программы:

  • Выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;

  • Оказание помощи в поисках «себя»;

  • Создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

  • Формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

  • Развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

  • Создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

  • Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

  • Расширение рамок общения с социумом.

Отличительной особенностью предлагаемого курса является компетентностный подход в организации дополнительных занятий учащихся. Который способствует формированию и развитию следующих компетенций.

  1. Ценностно-смысловых компетенций:

  • Формирование мировоззрения, связанного с ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение;

  • Уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

  1. Общекультурные компетенции

  • Включают познание и опыт деятельности в национальной и общечеловеческой культуры;

  • Духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов;

  • Культурологические основы семейных, родовых, социальных, общественных явлений и традиций;

  • Роль науки и религии в жизни человека;

  • Компетенции бытовой и культурно-досуговой сфере.

  1. Учебно-познавательные компетенции:

  • Развитие логической, методологической, обще учебной, деятельности;

  • Формирование умений целеполагания, планирования, реализация намеченного, анализа, рефлексии, самооценки результатов познания;

  • Формирование умений функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания;

  • Формирование умения владения методологией исследовательской деятельности (проводить исследование, находить проблему, актуальность, целеполагание, технологичность, самоорганизация, самобытность, рефлексия, оформление, презентация и защита результатов, распространение, применение)

  1. Информационные компетенции:

  • Формирование умений владения современными средствами информации, информационными технологиями (электронная почта, соцсети, чаты, форумы, фото, аудио, видеозапись, Интернет-технологии, СМИ);

  • Формирование умений поиска, отбора и анализа информации, её преобразование, сохранение, передача и защита

  1. Коммуникативные компетенции:

  • Формирование способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями;

  • Формирование навыков работе в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.

  • Формирование умений представить себя, написать письмо, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.

  • Формирование умений телекоммуникации, взаимодействия с удаленными людьми и ресурсами.

  1. Социально-трудовые компетенции:

  • Формирование умений выполнять различные социальные роли;

  • Формирование умений анализировать ситуацию и действовать в соответствии с личной и общественной выгодой;

  • Формирование умений владения этики взаимоотношений.

  1. Компетенции личностного самосовершенствования

  • Овладение способами самопознания, развития личностных качеств, культуры мышления, поведения,

  • Соблюдение правил личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Особенности организации учебного процесса.

Программа курса рассчитана на 140 часов на два года по 70 учебных часа каждый год и разделена на 3 блока:

  • 1 блок - Определения уровня готовности обучающихся к исследовательской деятельности и решению эвристических задач

  • 2 блок – Исследовательская деятельность.

  • 3 блок – Решение эвристических заданий.

Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы теоретических и практических занятий. На занятиях применяются занимательные, эвристические задания.
Тематический план


п/п

Наименование тем, разделов

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт*

всего

теория

практика

1 блок Определения уровня готовности обучающихся к исследовательской деятельности и решению эвристических задач

1

Определение уровня развития общеучебных навыков

2/2

1/0

1/2

Тест

Проведение конкурса знатоков: решение ребусов, занимательных задач по разным предметам школьного цикла

Анализ тестирования.


2

Определение уровня развития творческого мышления

2/2

1/0

1/2

Тест

Выполнение творческих заданий

Решение эвристических задач

Анализ тестирования.

3

Определение ведущего канала восприятия

2/2

1/0

1/2

Тест

Творческие задания

Анализ тестирования.

4

Определение уровня развития умения работать в группе

2/2

1/0

1/2

Заседание клуба «Знатоков» (работа в группах)

Тест

Анализ тестирования.

Итого:

8/8

4/0

4/8







2 блок – Исследовательская деятельность

5

Что такое исследование?

8/4

3/1

5/3

Лекция, практическая работа,

Конспект лекции

6

Гипотеза - предположение

2/2

1/0

1/2

Беседа, игра

Список гипотез по определенной теме

7

План исследования

4/2

1/0

3/2

Беседа, планирование

План исследования

8

Твои помощники

8/8

2/1

6/7

Работа в библиотеки

Библиографический список

9

Наблюдение и эксперимент

10/16

2/2

8/14

Наблюдение, эксперимент, лабораторная работа

Отчет по лабораторной, практической работе, дневник наблюдений

10

Анализ и статистическая обработка результатов

4/4

1/1

3/3

Корреляционный метод, статистический метод обработки результатов

Статистический отчет

11

Как подготовиться к защите исследовательской работы

4/4

1/1

3/3

Презентация результатов

Черновик исследовательской работы

12

Защита исследовательских работ и проектов

2/2

-

2/2

Конференция

Готовая исследовательская работа, рецензия

Итого

42/42

11/6

31/36







3 блок – Решение эвристических заданий.

13

Виды эвристических задач

6/6

1/1

5/5

Беседа, вводное тестирование, деловая игра, решение познавательных задач

Олимпиадные задания.

14

Введение в курс ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)

2/2

2/0

0/2

Беседа, решение познавательных задач

Конспект занятия

15

Изобретатели и изобретения.

2/2

2/0

0/2

Беседа, решение познавательных задач, игра.

Приемы решения изобретательских задач

16

Как решать задачи с помощью ТРИЗ: выявление ресурсов и противоречия. Идеальный конечный результат.

2/2

0/0

2/2

Совместное решение изобретательских задач

Приемы решения изобретательских задач

17

Основные принципы решения задач.

2/2

0/0

2/2

Беседа, деловая игра, тестирование, практикум

Приемы решения изобретательских задач

18

Разборы задач (Как накормить рыбок, Где взять кран, Что покупал покупатель)

2/2

0/0

2/2

Проектирование, моделирование

Сборник изобретательских задач

19

Как создавать  открытые задачи

2/2

0/0

2/2

Проектирование, моделирование

Сборник изобретательских задач

20

Проект «Триз движение и дети»

Групповое проектирование

Индивидуальное проектирование

Защита проектов

2/2

0/0

2/2

Беседа, презентация проекта

Сборник изобретательских задач

Итого:

20/20

5/1

15/19









Планируемые результаты.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

1 уровень предполагает приобретение новых знаний, опыта решения исследовательских и эвристических задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути исследовательской и эвристической деятельности, умении поэтапно решать исследовательские и эвристические задачи.

2 уровень предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками исследовательского метода, самостоятельном выборе тем (подтем) исследовательской работы (проекта), приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

3 уровень предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации исследовательских работ(проектов), участию в различных эвристических олимпиадах и конкурсах по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.


Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


В ходе реализации задач программы у школьников сформируются следующие способности:

  • Рефлексия;

  • Целеполагание (ставить и удерживать цели);

  • Планирование (составлять план своей деятельности);

  • Моделирование (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Инициатива при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Коммуникация (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).





Личностные универсальные учебные действия:

  • Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • Ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • Способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

  • Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

  • Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой, интеллектуальными достижениями.


Школьник получит возможность для формирования:

  • Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • Выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • Устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • Адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

  • Осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • Эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.


Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

  • Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • Различать способ и результат действия.


Получит возможность научиться:

  • В сотрудничестве ставить новые учебные задачи;

  • Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

  • Осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • Строить сообщения, исследовательские работы(проекты) в устной и письменной форме;

  • Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • Строить рассуждения в форме связи простых и сложных суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Школьник получит возможность научиться:

  • Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • Записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения исследовательских и эвристических задач в зависимости от конкретных условий;

  • Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • Формулировать собственное мнение и позицию;

  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • Задавать вопросы;

  • Использовать речь для регуляции своего действия;

  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

  • Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


Литература

  1. Бухвалов В. А., Мурашковский Ю. С. Изобретаем черепаху: Как применять ТРИЗ в школьном курсе биологии: Книга для учителей и учащихся. — Рига: 1993.

  2. Викентьев И. Л., Кайков И. К. Лестница идей: Основы ТРИЗ в примерах и задачах. — Новосибирск, 1992.

  3. Гин А. А. Приемы педагогической техники. — М.: «Вита-Пресс», 1999. — 88 с.; 6-е изд., доп., 2005. – 112 с., 9-е изд., 2009. – 112 с.

  4. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей. – Гомель: ИПП «Сож», 1999. – 88 с.

  5. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей. – Луганск: Учебная книга, 2003. – 84 с. 2-е изд., доп., перераб., Луганск: Учебная книга, 2006, 100 с.

  6. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей. – Луганск: Учебная книга, 2003. – 84 с. 2-е изд., доп., перераб., Луганск: Учебная книга, 2006, 100 с.

  7. Гин А. А. Задачки-сказки от кота Потряскина. — М.: «Вита-Пресс», 2002.

  8. Гин А. А. Сказки-изобреталки от кота Потряскина: для детей младшего школьного возраста. Изд. 2-е, перераб. – М.: Вита-Пресс, 2010. – 80 с.: ил.

  9. Гин А. А., Андржеевская И. Ю. 150 творческих задач: для сельской школы. М.: Народное образование, 2007. 234 с.: ил.

  10. Гин А. А., Андржеевская И. Ю. 150 творческих задач о том, что нас окружает: учеб.-методич. Пособие. Изд. 2-е, перераб. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010. – 216 с.: ил.

  11. Гин, А. А. Школа-фабрика умрет. Что дальше? (Образование на смене цивилизаций). Журнал «Школьные технологии», М.: Народное образование, 2000. – № 5. – С. 200 – 208. Журнал «Сельская школа», М.: Народное образование, № 6, 2000., с. 50.

  12. Гин, А. А. Зоопарк творческих задач. Журнал «Школьные технологии», М.: Народное образование,2000. – № 5. – С. 218 – 220. Журнал «Сельская школа», М.: Народное образование, № 1, 2001., с. 53.

  13. Гин, А. А. Требования к условию открытой учебной задачи. Журнал «Школьные технологии», М.: Народное образование, № 6, 2000., с. 192 – 195.

  14. Гин, А. А. Картотека учителя. Журнал «Школьные технологии», М.: Народное образование, 2001. – № 2. – С. 153 – 156.

  15. Гин, А. А. Разговор наедине с классом. Журнал «Сельская школа», М.: Народное образование, № 2, 2001 г., с. 93.


Электронные ресурсы:

  1. Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/

  2. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html

  3. А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_

  4. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/

  5. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/

  6. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696

  7. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/

  8. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty