Главная страница

Несмотря на то, что празднование Нового года давно позади, я хотел бы посвятить свою работу самому популярному персонажу новогодних представлений Деду Морозу. Ведь Новый год любят все и дети, и взрослые



Скачать 49.51 Kb.
НазваниеНесмотря на то, что празднование Нового года давно позади, я хотел бы посвятить свою работу самому популярному персонажу новогодних представлений Деду Морозу. Ведь Новый год любят все и дети, и взрослые
Дата07.05.2016
Размер49.51 Kb.
ТипДокументы

Несмотря на то, что празднование Нового года давно позади, я хотел бы посвятить свою работу самому популярному персонажу новогодних представлений – Деду Морозу. Ведь Новый год любят все – и дети, и взрослые. Потому что существует приятная традиция – дарить подарки в канун Нового года и Рождества. Откуда пришла эта традиция я напишу позже. А вот о происхождении самого Деда Мороза, который приносит подарки детям, оказывается, нет единого мнения.

С одной стороны, его можно считать персонажем славянского народного творчества. Тогда ему должно быть более 1000 лет. Еще в языческие времена силы природы на Руси наделяли своими именами: Красное Солнышко, Ясный Месяц, Ветер - Ветрило. Не был обойден вниманием и повелитель холода, бурана и метели – мороз.

В сказаниях и былинах его называют Мороз, Морозко или Морозович, Трскун, Студенец, Карачун, Зимник. Древние земледельцы его боялись и одновременно почитали. Он представлялся людям в виде сурового старика с длинной белой бородой, с помощью которой можно закрутить вьюгу, пургу. Ходил старик с посохом. Сковывал железными цепями реки. Сосульки были его слезами. А снежные облака – волосами. Женат он был по некоторым преданиям на злющей бабе Зиме (кстати, и само слово «зима» произошло от древнего «хима» и имело значение «знахарь», «колдун»). Боясь морозов недоброго повелителя холода, наши предки старались задобрить старика.

У славян существовал специальный ритуал задабривания Деда Мороза, особенно в рождественские дни. Глава семьи выглядывал в окно или выходил за порог и кричал: «Мороз. Мороз! Иди в хату есть кисель. Зимой ходи, а летом под колодиной лежи!» Таким призывом думали умилостивить мороз, чтобы он весною не погубил урожай [2, c.59-60]

Так что в те времена дед Мороз подарки не приносил, да и само празднование Нового Года было совершенно другим. Даже началом года в разные века считалось разное время.

В Древней Руси встречу Нового Года связывали с весной- началом, возрождением природы и ожиданием нового урожая. К началу ХVI в. празднование перенесли на сентябрь – к этому времени заканчивался основной сбор урожая. Последний осенний Новый год отмечался в 1699г.

В 1700г. Петр I вернулся из Европы и подписал указ, по которому празднование Нового года переносилось на январь. В Россию стали проникать европейские обычаи, связанные с этим праздником. А во многих государствах Европы особо почитали Святого Николая, который в Рождество в образе доброго белобородого дедушки одаривал взрослых и детей.

Многие исследователи считают, что именно святой Николай – прообраз нынешнего Деда Мороза.

Да и на Руси Святой Николай – один из самых почитаемых святых. Православные христиане называют его Николай Чудотворец или Николай Угодник. Раньше говорили: «Никола – второй после Бога заступник» [3, c.44]. В России нет ни одного города, где не было бы Никольской церкви. А в те времена, не было ни одной крестьянской избы, где бы ни стояла в красном углу икона Николая Чудотворца. На иконах его изображают пожилым седобородым человеком. Мне он, действительно, чем-то напоминает Деда Мороза. Кроме того, ведь ему молятся о быстрой помощи в трудных делах и исполнении заветных желаний.

Николай Мирликийский (это его имя) жил очень давно в III в. Родился он в г. Патары в Византии на территории современной Турции. Он был из знатного богатого рода. И с самого раннего детства решил, что предназначен для особого служения Богу. Получив богословское образование, он стал епископом г. Миры Ликийские. Город этот существует и сейчас и называется Демре, он же Кале. Всю свою жизнь Святой Николай помогал обездоленным, подавал им помощь и спасал от смерти. Одна из историй о Николае Угоднике рассказывает, что как-то накануне Рождества, Николай случайно услышал, что его сосед - бедный человек – не имея денег, чтобы выдать своих дочерей замуж, решил продать одну из них. Николай кинул в раскрытое окно мешочек с золотом. Так одна из дочерей получила приданое. То же самое повторилось через год - замуж вышла вторая сестра. А на третий год Рождество выдалось холодным, окна держали закрытыми, и Николаю пришлось забросить мешочек с золотом через печную трубу. Он попал прямо в чулок, который младшая сестра повесила сушить перед камином. Бедные девушки удачно вышли замуж, а Николай стал тайно дарить подарки людям на Рождество. Долгое время никто не знал, от кого дети и бедняки получают игрушки, лакомства и золотые монетки.

Когда Святой Николай умер, мощи его сохранились нетленными и чудотворными. В 1097г. матросы-христиане, спасая свою святыню от мусульманского нашествия перевезли их в Италию, в г.Бари, где они и хранятся до сих пор.

Именно от святого Николая берет начало традиция дарить детям подарки на Рождество. А приносит их добрый старик, очень похожий на этого великого святого. Только в разных государствах его называют по- разному: Пэр Ноэль (во Франции), Баббо Натале (в Италии), Вайхнахтсманн (в Германии), Йоулупуки (в Финляндии), Санта Одзи-сан (в Японии), Шэн Дань Лаожэнь (в Китае) и, конечно же, наш Дед Мороз! Все эти почтенные деды, несмотря на почтенные седые бороды довольно молоды – им от трехсот до ста лет, а самый известный коллега нашего Деда Мороза Санта Клаус и вовсе мальчишка. Он родился в Америке в 1822г. ,благодаря Клементу Кларку Муру, написавшему о нем серию сказок. А в 1931г. в рождественской рекламе кока-колы он предстал в том виде, в котором мы все привыкли его видеть - красный короткий тулупчик, толстое брюшко, курчавая борода, ездит по свету в оленьей упряжке, раскладывая подарки в детские башмаки и чулки.

Совсем по-другому выгладит наш Дед Мороз. Шуба у него длинная, расшитая серебром. Шапка украшена серебром и жемчугом. И каждая деталь его облика имеет определенный смысл. Например, седые длинные волосы и борода означают могущество, обещание справедливого награждения за хорошие и плохие дела. Посох символизирует власть. А белые варежки говорят о чистоте и святости владельца и всего, что он дает из своих рук. И, конечно-же, мешок с подарками, к которому Дед никого не подпускает - сам достает подарки, точно угадывая заветные желания детей.

А где же родина Деда Мороза? В каждой стране считают, что Дед Мороз живет именно у них. В России местожительством деда Мороза считают Великий Устюг. В этих вологодских краях настоящие сказочные леса, дивные озера, чудодейственные родники. Именно из Великого Устюга я каждый год получаю письмо от Деда Мороза. К сожалению, в этом городе мне побывать еще не довелось. Но зато я был на родине Снегурочки, в селе Щелыково, где была усадьба Александра Островского, который написал в 1873г. сказку «Снегурочка». В этой сказке прекрасная девочка, сделанная из снега, прыгнула вслед за подругами через летний костер на праздник Ивана Купалы. Это тоже персонаж русского народного творчества. А сюжет этой истории описывает, как представляли наши предки смену времен года. Постепенно Снегурочка так полюбилась детям, что ее образ стали тесно связывать с Новогодними праздниками и Дедом Морозом. И теперь их вместе с нетерпением ждут на каждой Новогодней елке.

Я решил провести маленькое исследование среди своих одноклассников. Оказалось, что несмотря на то, что Деда Мороза знают и любят все дети, ждут с нетерпением наступления Нового года, пишут Деду морозу письма с пожеланиями, о его происхождении мало кто знает. Из десяти моих одноклассников только два знают, что одним из прототипов деда Мороза считается Святой Николай. Я надеюсь, что моя работа, посвященная любимому новогоднему герою, окажется интересной и полезной для моих друзей.
Список литературы:

  1. Мелетинский Е.М. Мифологический словарь – М. :Советская энциклопедия 1991. - С.736

  2. Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь – М.: Издательство «Правда» 1991. - С.273

  3. Владимирова Е.В. Великие Святые России – М.:Эксмо 2015. – С.256

  4. Зурабова К. Когда родился дед Мороз? /Дошкольное воспитание №12, 2005г. – С. 86-92

  5. Анисонян М. Новогодний дед /Свет №1 2005г. – С. 70-72