№
| Изучаемый раздел, тема учебного материала
| Кол-во часов
|
Кален-дарные сроки
|
Факти-ческие сроки
| Планируемые результаты
|
Контрольно-измерительные материалы
|
знания
| умения
| Общие учебные умения, навыки и способы
Деятельности
|
Раздел I. Введение в курс ( 3 ч. )
|
1
| Понятие «Средние века». Хронологические рамки. Введение в историю России.
| 1
| 6А 6Б 6В 6Г
| 6А 6Б 6В 6Г
| Понятие «Средние века». Место истории средних веков в истории человечества. Источники знаний об истории Средних веков. История России как часть всемирной истории.
Термины: антропология, археология, летопись, лингвистика.
| Назвать хронологические рамки «средневековья». Определять по ленте времени географические пределы средневекового мира.
| Анализировать разные источники информации.
| Работа по тексту учебника
|
2 Рос
| Территория России в древности
| 1
| 6А 6Б 6В 6Г
| 6А 6Б 6В 6Г
| Заселение Евразии. Народы на территории нашей страны до середины I тыс. до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни. Термины: Великое оледенение, индоевропейцы, каменный век, обшина, производящее хозяйство.
| Уметь работать с различными источниками информации.
| Составлять конспект урока.
| Работа с контурными картами
|
3 Тат
| На берегах Волги и Камы
| 1
| 6А 6Б 6В 6Г
| 6А 6Б 6В 6Г
| Углубить и конкретизировать знания учащихся о первобытном обществе на основе материала о расселении древних людей на территории региона, охарактеризовать источники по курсу.
| Понимать значение изучения курса «История Татарстана» как неразрывной части отечественной истории. Умение работать с учебником и составлять таблицу.
| Уметь работать с историческими картами, выделять значение материальных памятников культуры
| Устный опрос
|
Раздел II. Западная и Центральная Европа, Древнерусское государство и государства Азии в V – XIII вв. ( 25 ч. )
Глава I. Становление Средневековой Европы ( 6 ч. )
|
4
| Древние германцы и Римская империя. Великое переселение народов.
| 1
| 6А 6Б 6В 6Г
| 6А 6Б 6В 6Г
| Кельты, германцы, славяне, тюрки. Конец Западной Римской империи (Великое переселение народов). Римский историк Тацит о древних германцах.
| Сравнивать общество древних германцев и общество Римской империи. Последствия их взаимодействия.
| Сравнивать религиозные представления.
| Устный опрос по вопросам параграфа
|
5 Рос
| Происхождение славян.
| 1
| 6А 6Б 6В 6Г
| 6А 6Б 6В 6Г
| Праславяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования.
| Работать с исторической картой.
| Уметь выделять причинно-следственную связь
| Работа по контурной карте
|
6
| Королевство франков, их занятия и общественное устройство. Германская церковь в V – VIII вв.
| 1
| 6А 6Б 6В 6Г
| 6А 6Б 6В 6Г
| Королевская власть при Хлодвиге. Принятие христианства. Законы франков. Создание империи Карла Великого.
| Уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопрос.
| Сравнивать власть короля и власть вождя.
| Составить кроссворд
|
7
| Возникновение и распад империи Карла Великого. Политическая раздробленность.
| 1
| 6А 6Б 6В 6Г
| 6А 6Б 6В 6Г
| Создание и распад империи Карла Великого.
| Определять на основе изученного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
| Работать с картой.
| Составить причинно-следственную схему
|
8
| Образование государств в Западной Европе.
| 1
| 6А 6Б 6В 6Г
| 6А 6Б 6В 6Г
| Королевская власть во Франции. Священная Римская империя. Норманны.
| Уметь объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории.
| Выделять периодичность в развитии государств.
| Устный опрос
|
9
| Культура Западной Европы в Раннее Средневековье. Роль христианства.
| 1
| 6А 6Б 6В 6Г
| 6А 6Б 6В 6Г
| Представление о мире в Средние века. Королингское возрождение. Литература. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.
| Уметь работать с различными источниками дополнительной информации.
| Составлять сообщение.
| Подготовка устного сообщения
|
Глава II. Средневековое европейское общество ( 3 ч. )
|
10
| Сословное общество в Средневековой Европе. Феодализм.
| 1
| 6А 6Б 6В 6Г
| 6А 6Б 6В 6Г
| Власть духовная и светская. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
| Уметь раскрыть суть феодальных отношений. Описывать условия и образ жизни, занятия средневекового феодала
| используя текст и иллюстрации учебника, составлять описательный рассказ
| кроссворд на новые понятия
|
11
| Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община.
| 1
| 6А 6Б 6В 6Г
| 6А 6Б 6В 6Г
| Феодальные отношения, натуральное хозяйство. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян.
| Описывать условия и образ жизни, занятия средневекового зависимого крестьянина.
| Составлять таблицу
| Устный опрос
|
12
| Средневековый город.
| 1
| 6А 6Б 6В 6Г
| 6А 6Б 6В 6Г
| Формирование средневековых городов. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
| Называть причины возникновения городов в Средние века. Раскрывать систему самоуправления в городе.
| Описывать облик средневекового города.
| Тестовые задания
|
Глава III. Византийская Империя и арабский мир в VI – XII вв. Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые походы 1096 – 1291 гг ( 5 ч. )
|
13
| Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство.
| 1
| 6А 6Б 6В 6Г
| 6А 6Б 6В 6Г
| Юстиниан и его правление.
| Уметь анализировать исторические факты.
| Составлять конспект урока
| Составить таблицу
|
14
| Возникновение Ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата.
| 1
| 6А 6Б 6В 6Г
| 6А 6Б 6В 6Г
| Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение Ислама. Мухаммед. Коран. Завоевательный войны арабов. Образование, литература, искусство, медицина.
| Объяснить объединительную роль ислама. Знать основы его вероучения. Рассказать об основных завоеваниях арабов. Объяснять причины распада Халифата.
| Работать с картой, готовить сообщение.
| Составить кроссворд
|
15
| Римско-католическая церковь в Средневековье.
| 1
| 6А 6Б 6В 6Г
| 6А 6Б 6В 6Г
| Образование двух ветвей христианства – православия и христианства. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
| Объяснять причины раскола христианской церкви на католическую и православную. Раскрывать причины возникновения ереси.
| Установить последовательность исторических событий
| Составить причинно-следственную схему
|
16
| Крестовые походы 1096 – 1291 гг.
|
| 6А 6Б 6В 6Г
| 6А 6Б 6В 6Г
| Влияние крестовых походов на жизнь европейского общества. Католицизм, православие, ислам в эпоху Крестовых походов.
| Раскрывать последствия крестовых походов.
| Выделять причинно-следственные связи
| Устный опрос
|
17
| Завоевание турками-османами Балканского полуострова.
| 1
| 6А 6Б 6В 6Г
| 6А 6Б 6В 6Г
| Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя. Культурное наследие Византии.
| Выделять причины долгого существования Восточной Римской империи в отличии от Западной.
| Уметь работать с текстом учебника.
| Тестовые задания.
|
Глава IV. Восточные славяне и Древнерусское государство (VI – начало XII вв.) ( 7 ч. )
|
18 Рос
| Восточные славяне накануне образования племен.
| 1
| 6А 6Б 6В 6Г
| 6А 6Б 6В 6Г
| Союзы восточнославянских племен, занятия славян, общественный строй, предпосылки образования государства, соседская община, языческая культура.
| Анализировать исторические факты, сравнивать события.
| Выделять причинно-следственные связи, определять основные характеристики событий.
| Описание иллюстраций учебника
|
19 Рос
| Образование государства Русь
| 1
| 6А 6Б 6В 6Г
| 6А 6Б 6В 6Г
| Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Рюрик, Синеус, Трувор.
| Составлять характеристику исторических деятелей.
| Работа с различными источниками информации
| Составить причинно-следственную схему
|
20 Рос
| Русь в первой половине и середине X в.
| 1
| 6А 6Б 6В 6Г
| 6А 6Б 6В 6Г
| Первые Рюриковичи, Русь и Византия. Понятия: наместник, полюдье, христианство.
| Составлять связные четкий рассказ по тексту учебника и другим исторический источникам знаний.
| Использовать различные виды чтений: сплошное, выборочное, предварительное, повторное сканирование.
| Устный опрос
|
21 Рос
| Правление Владимира Святославовича. Крещение Руси.
| 1
| 6А 6Б 6В 6Г
| 6А 6Б 6В 6Г
| Владимир I и принятие христианства. Понятия: двоеверие, католичество, патриарх, православие.
| Выделять предпосылки и причины крещения Руси.
| Пересказывать содержание учебника, объяснять термины
| Заполнить таблицу
|
22 Рос
| Правление Ярослава Мудрого и его сыновей.
| 1
| 6А 6Б 6В 6Г
| 6А 6Б 6В 6Г
| Расцвет Руси при Ярославе Мудром.
| Уметь сравнивать «Русскую Правду» Ярослава Мудрого и «Русскую Правду» Ярославичей
| Работать с документами.
| Заполнить таблицу
|
23 Рос
| Русское общество в XI в.
| 1
| 6А 6Б 6В 6Г
| 6А 6Б 6В 6Г
| Складывание крупной земельной собственности, древнерусские города. Понятия: вотчина, гости, епископ, закупы, митрополит, монастырь, поземельная зависимость, рядовичи, феодал, феодализм, феодально-зависимое население.
| Участвовать в обсуждении, формировать собственное историческое мнение.
| Давать отзыв на ответы учащихся
| Подготовить сообщение
|
24 Рос
| Русь в конце XI – начале XII вв.
| 1
| 6А 6Б 6В 6Г
| 6А 6Б 6В 6Г
| Владимир Мономах, княжеские усобицы, международные связи Древней Руси, Распад Древнерусского государства. Понятия: крестовые походы, реформа, ростовщик.
| Составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний.
| Пересказывать содержание учебника, объяснять термины
| Тестовые задания.
|
Глава V. Древнетюркские государства. Волжская Булгария в X – начале XIII в. ( 4 ч. )
|