Раздел IV. Культура внешнего вида Занятие 1 на тему «Как ты выполняешь правила личной гигиены»
Здоровье всего дороже
Цель: показать, что выполнение правил гигиены помогает быть здоровым, жизнерадостным, активным.
Начать урок можно с беседы о том, какого человека мы назовем красивым и почему. При этом желательно задавать вопросы следующего типа. Кто из вас стремится быть красивым? Можно ли девочку с большими выразительными глазами, но неряшливо одетую и непричесанную, назвать красивой?
Задача такой беседы — убедить, что важными слагаемыми человеческой красоты являются чистота и опрятность. Желательно вести разговор в русле правила: «Хочешь быть красивым — будь здоровым».
Можно с учениками обсудить поговорку «Красен человек статью», показав роль правильной осанки, красивой походки, умения держаться, подчеркнуть при этом значение утренней зарядки, всего распорядка дня. Напомним также важность деловых и душевных качеств человека: «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож».
Методически оправданным оказывается использование игры-пантомимы «Кто как ходит». Учитель предлагает ученикам поиграть: показать, как разные звери и птицы ходят (медведь, слон, курица, утята, козленок, заяц и т.д.), а потом ответить на вопрос «Почему же они так ходят?» (Потому, что их внутренние органы приспособлены для такой ходьбы.) А как ходит человек? И что происходит, если мы неправильно двигаемся? Ответ на этот вопрос позволит прийти к выводу, что при нарушениях осанки внутренние органы — легкие, сердце и т.д.— могут занимать неправильное положение, тогда нагрузка на них увеличивается, и человек может болеть. От этого может портиться настроение, что будет плохо влиять на его отношения с окружающими.
Как проверить правильность осанки? Учитель предлагает всем детям встать к стене в классе так, чтобы пятки, ягодицы, лопатки и голова касались стены. Это правильное положение тела. Какие же есть упражнения для выработки и поддержания правильной осанки?
Далее предлагается игра «Подсолнух». Ее можно проводить сидя за столом, на любом уроке. Надо представить себя подсолнухом, который верхней частью головы тянется к потолку, а шею и спину старается держать ровно. В таком положении тело необходимо удерживать в течение нескольких секунд. Следующий прием годится для выполнения дома: небольшую книгу поносить несколько минут на голове.
Учитель может подытожить: «Как же человеку выработать правильную походку и осанку?» (В этом помогут гимнастика, утренняя зарядка.)
Начиная с этого урока учитель может регулярно проводить физкультминутку, организуя ее вначале с классом сам, а когда дети выучат упражнения, уже они по очереди будут руководить физкультминуткой. Такую мини-зарядку удачно дополнит музыкальное сопровождение.
Что вы знаете о закаливании? Кого и как закаливают? (Ответы детей.) Второй урок по этой теме можно начать с прослушивания песни «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского). Хорошо, если весь класс будет подпевать под эту фонограмму. Затем в процессе беседы выяснить, какую улыбку называют лучезарной, широкой, открытой. Большую роль в этом играют зубы хорошей формы, ухоженные.
А что помогает нам в уходе за ними? (Зубная щетка, паста.) Помните, чьи это друзья? (Правильно, Мойдодыра.)
Нарисуйте друзей Мойдодыра, давайте выясним, кто больше их знает, и придумайте загадки на темы рисунков. Решите, с кем из друзей Мойдодыра вы хотели бы дружить, а с кем нет.
Кстати, о зубной щетке. Ей уже много-много лет. Придумал ее еще первобытный человек, и выглядела она совсем не так. Это была обыкновенная палочка с разжеванным концом. И до сих пор в Индии на базарах продают щетки такого типа — веточки дерева ним. Для чистки зубов достаточно веточку зачистить от коры и пожевать. Зубы очищаются, а сок, который при этом выделяется, хорошо укрепляет зубы и десны. Известно, что древние египтяне в качестве зубного порошка использовали золу. Тем же способом чистили зубы и партизаны во время войны.
Ученый, который изобрел микроскоп, придумал чистку зубов солью. Он прожил 91 год, и у него никогда не болели зубы. Но такой «порошок» не всем нравится. Во времена Петра I в России зубы чистили влажной тряпочкой, макая ее в толченый мел. И только в двадцатые годы XIX в. на смену тряпочке пришла зубная щетка. Она была по форме округлой: щетинки находились с двух сторон, а держать приходилось ее посередине. В порошок стали добавлять немного воды и вещества, убивающие микробы. Так появилась зубная паста.
Учитель выясняет у детей, как часто они чистят зубы. (Лучше это делать после каждого приема пищи, но обязательно два раза в день — утром и вечером.) Долго или быстро их чистят? (Желательно в течение 2—3 мин.) Как правильно чистить зубы? (Вверх-вниз, как они растут, «выметая» остатки пищи.) Каковы правила хранения зубной щетки? (Она должна быть открытой, хорошо промытой, желательно с мылом.) Какими бывают щетки и какую лучше выбрать? (важны размер, форма, материал, из которого состоит щетина).
Затем ребята вспоминают и формулируют основные «Правила «НЕ» личной гигиены.
Не забыть утром: сделать зарядку, умыться, причесаться.
Не забывать мыть руки перед едой, после посещения туалета и т.д.
Не ложиться спать, не почистив зубы, не помыв ноги.
Этот ряд правил можно продолжить по всем основным направлениям требований гигиены к телу человека, его поведению, одежде, вещам.
На этих уроках могут быть использованы сказка Б. Заходера «Ма-Тари-Кари», книжка Р. Ротенберга «Расти здоровым», диафильм «Про Машеньку и зубную щетку».
Корней Чуковский познакомил нас с Мойдодыром. Сейчас мы подросли, и нам нужен более строгий друг, который поможет нам быть чистыми и опрятными. Как мы его назовем?
Дидактические материалы
Задания 1. Выбери нужные ответы и подчеркни их.
К личной гигиене — относится:
• доброе отношение к окружающим, желание им помочь;
• желание и стремление выглядеть чистым, аккуратным;
• умение самому вовремя умыться, причесаться;
• желание быть красивым.
Объясните свой выбор. 2. Вспомни главного героя «Мойдодыра» и перечисли, что он не любил делать, ухаживая за собой, за что его хотел проглотить Крокодил. А что по этому поводу ты можешь сказать про себя?
Загадка
Светленько, Чистенько,
Посмотреть любенько.
(Зеркало)
Задания и вопросы.
Часто ли пользуешься этим предметом? Когда? Пословицы и поговорки
В праздник — белоличка,
В будень — чумичка.
Личиком беленек, да душой черенек. Задания и вопросы.
Объясни значение этих пословиц и поговорок.
Какая из них тебе понравилась больше всех? Почему? ТЕКСТЫ
В. Одоевский
Встань поутру, не ленись!
Мылом вымойся, утрись!
Кто растрепан, не умыт,
Тот собой людей смешит... Вопросы.
Что нужно делать утром и в каком порядке ?
Кто «собой людей смешит»?Почему? Э. Мошковская Доктор-доктор,
Как нам быть:
Уши мыть
Или не мыть?
Если мыть,
То как нам быть:
Часто мыть
Или пореже?
Отвечает доктор:
— Еже —
— Ежедневно!!!
Вопросы.
Какие вопросы и почему задавали дети доктору?
Как вы поступаете в такой ситуации ?
Вам надо напоминать об этой процедуре или лет? В. Берестов Кошкин щенок
Был у кошки сын приемный —
Не котенок, а щенок,
Очень милый, очень скромный,
Очень ласковый сынок.
Без воды и без мочала
Кошка сына умывала;
Вместо губки, вместо мыла
Языком сыночка мыла.
Быстро лижет язычок
Шею, спинку и бочок.
Кошка-мать —
Животное
Очень чистоплотное.
Но подрос
Сынок приемный,
И теперь он пес
Огромный.
Бедной маме не под силу
Мыть лохматого верзилу.
На громадные бока
Не хватает языка.
Чтобы вымыть шею
Сыну,
Надо влезть
Ему на спину.
— Ох, — вздохнула кошка-мать, —
Трудно сына умывать!
Сам плескайся, сам купайся,
Сам без мамы управляйся.
Сын купается в реке.
Мама дремлет на песке.
Вопросы.
Кого чистоплотная кошка-мама умывала? Почему?
С какими трудностями встретилась мама, когда сын подрос?
Удалось ли маме воспитать у сына самостоятельность в вопросе личной гигиены? С. Михалков Чудо
Папа, мама, брат и я —
Это наша вся семья.
Брату только двадцать лет,
А посмотришь: дед как дед!
Папа — бритый — молодой,
А братишка с бородой.
Не простая бороденка,
А такая борода,
Что железная гребенка
Даже гнется иногда.
Папа волосы стрижет,
А братишка бережет —
На лице среди волос
Виден только острый нос.
Папа просит, мама просит:
— Федя, милый, постыдись!
Кто такие космы носит?
Ну, побрейся! Постригись!
Брат сопит, не отвечает
И, по правде говоря,
На глазах у нас дичает,
Превращаясь в дикаря.
Только вдруг случилось чудо:
Появилась в доме Люда...
Смотрим: Федя изменился,
Что-то с ним произошло,
Он постригся и побрился
Волосатикам назло.
Чистит ногти, моет руки,
Каждый вечер гладит брюки —
Джинсы снял, надел костюм,
Вообще взялся за ум!
— Эй, старик,— спросил я брата,
— В этом Люда виновата? —
Усмехнулся брат в ответ,
Не сказал ни «да», ни «нет».
Но теперь уж нам не трудно
Разгадать его секрет!
Вопросы.
Кто в семье выглядел необычно ? Почему ?
Какое чудо случилось ?
Что изменилось во внешнем виде брата ? О. Бедарев Вот какая я!
Чья это ложка валяется
В глиняном блюдце у кошки?
Моя.
Чья это книжка лежит
Под столом без обложки?
Моя.
Пуговка чья закатилась
Ко мне под кровать?
Моя.
Чья это грязная кукла
Такая, что трудно узнать?
Моя.
Что за девочка
Из зеркала хмуро глядит неумытая?
Ой! кажется, я!
Вымою ложку.
Книжку — в обложку.
Тетрадки — на полку.
В руки иголку:
Пуговка пришита.
Кукла умыта.
В зеркало гляну я:
Личико румяное.
Вещь никакая не брошена.
Вот какая я хорошая!
Вопросы,
Почему в доме царил беспорядок ?
Как девочка относилась к своим вещам ?
Почему?
Что изменилось в ее поведении
? Какой она стала?
Что произошло с вещами ?
Кто и как помог девочке?
С. Маршак Культура внешнего вила
Аи да диво! Что за грива.
Аи да ногти, точно когти;
Отчего он так оброс?
Он чесать себе волос
И ногтей стричь целый год
Не давал,— и стал урод.
Чуть покажется на свет,
Все кричат ему вослед: —
Ай да Степка! Ай растрепка! Вопросы.Почему Степку называли растрепкой?Как он выглядел ?Почему так произошло ?Есть ли в вашем классе ребята, похожие на Степку?СЛОВАРИК ДЛЯ УЧИТЕЛЯГигиена — научные знания о влиянии условий жизни на здоровье человека.Личная гигиена — основные правила и процесс ухода за своим телом. Занятие 2. Одежду нужно беречь Береженая вещь два века живетЦель: убедить младших школьников в том, что определения опрятный и аккуратный применительно к человеку, — близки по значению слову красивый.Учитель, беседуя с детьми, выясняет значение слов аккуратность и опрятность. Опрятный человек всегда вызывает симпатию у окружающих, ведь внешний вид — это то, что сразу же бросается в глаза и многое говорит о человеке. Как можно назвать человека неопрятного, неаккуратного? {Грязнуля, неряха.) Можно вспомнить Пачкулю Пестренького, одного из персонажей романа-сказки Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе» (Глава 4. Незнайка и Кнопочка встречаются с Пачкулей Пестреньким). И сделать вывод, что таких «героев» все стесняются и не любят. Учитель в беседе с ребятами выясняет роль санитаров в классе: следить, чтобы школьники опрятно выглядели, их одежда и обувь были чистыми, целыми; а для этого надо уметь замечать непорядок в одежде. В беседе можно выяснить, как дома у детей хранится одежда, кто ее приводит в порядок, чем повседневная одежда отличается от праздничной, когда ее одевают — ту и другую. При этом нужно быть особенно аккуратными, ибо даже очень дорогая, но плохо отглаженная одежда выглядит некрасиво, а скромная, но аккуратная — нарядно. На этом уроке в качестве литературного материала можно использовать стихотворение Вл. Лифшица «Неряха», рассказы В. Осеевой «Пуговица» и Э.Киселевой «Две неряхи». В процессе обсуждения стихотворения учитель задает следующие вопросы: «Как вы думаете, на кого похож этот ученик? Почему мальчик так выглядит? Что бы вы ему посоветовали сделать?» (Посмотреться в зеркало и сравнить себя с окружающими ребятами, чтобы увидеть разницу, а затем умыться, взять в руки иголку с ниткой и привести одежду в порядок, вымыть портфель, почистить брюки и обувь.)Так же анализируются и рассказы, определяется нравственное содержание отношения детей к своим вещам, одежде. На этом уроке можно организовать практическое занятие, которое лучше проводить в кабинете, предназначенном для уроков технологии. На этом занятии учитель объясняет и показывает, как правильно пришить пуговицу, привести в порядок обувь (кожаную — почистить, синтетическую — протереть влажной тряпочкой, замшевую — почистить ластиком или корочкой черного хлеба). Можно даже организовать соревнование, кто лучше выполнит одну из данных операций. Можно сформулировать некоторые правила. Не забудь:• Содержать в порядке школьные вещи. • Портфель или рюкзак ставить на место. • Одежду вешать на плечики. • Обувь обмахивать щеткой и ставить на место. • Куртку вешать на плечики, а не бросать на стул. • Домашнюю одежду класть на место или вешать на плечики, а не бросать где попало. • Игрушки содержать в порядке. Дидактические материалы Задания1. Подчеркни нужный ответ. 1) Твои вещи дома: — лежат так, как тебе удобно; — всегда на предназначенных для их хранения местах; — не знаю, не обращаю внимания. 2) Наводит порядок в твоей комнате (уголке): — мама; — папа; — бабушка; — сестра, брат; — не знаю кто; — я сам. 2.Закончи предложения. Бережное отношение к вещам - это _____________________________________________. Бережливый человек — это такой человек, который ________________________________. 3. Подчеркни нужный ответ или допиши его. Ты чудесным образом на один час оказался в школьной библиотеке. Что ты сделаешь? • Буду читать самую интересную книгу. • «Вылечу» все больные книги. • Поищу журнал с комиксами. • Допиши другие дела, которые, как ты считаешь, необходимо выполнить. 4. Придумай сказку о том, как ты со своими одноклассниками пришел в библиотеку «лечить» книги. Как вы это делали? Как книги благодарили вас? 5. Назови, что сделано разумом и руками человека из окружающих тебя в школе вещей. Перечисли профессии людей, которые нужны, чтобы эти вещи сделать. 6. Прочитай рассказ и ответь на приведенный ниже вопрос. Маше купили новый школьный рюкзак. Ее соседу по парте тоже подарили рюкзак. Детям очень понравились их новые сумки, они с удовольствием укладывали в них и доставали оттуда школьные вещи. К концу второй четверти у Маши рюкзак был такой же красивый, как и в начале учебного года. Костя с завистью смотрел на него. Его же ранец имел жалкий вид: в грязных пятнах, со сломанными и оторванными молниями. Спрашивает Костя Машу: «Почему твоя сумка как новая, а у меня нет?» Отвечает Маша: «Я рюкзак использую для школьных книг и вещей, а для тебя — это еще и мяч, и санки, им ты пользуешься и во время драки». Вопрос. Какими словами можно передать отношение Маши к своему рюкзаку, а какими — Кости? 7. Ответь на вопрос: «Чем бережливость отличается от жадности?» 8. Сочини сказку о жадности, придумай ей название и запиши ее, закончив правилом (выводом). 9. Придумай небольшой рассказ, в котором показано, к каким печальным последствиям может привести неаккуратность человека по отношению к вещам, книгам. Если сможешь, сделай к нему иллюстрацию. 10. Прочитай стихотворение и назови основное правило, в нем заключенное. Сами вещи не растут. Вещи сделать — нужен труд. Карандаш, тетрадь, перо, Парты, доски, стол, окно, Книжку, сумку — береги; Не ломай, не мни, не рви. Народная мудростьАккуратность человека красит. Всякой вещи свое место. Бережливость дороже богатства. Береженая вещь два века живет (век = 100 лет). Бережливость — не скупость. ЗаданияОбъясните смысл этих пословиц и поговорок. Придумайте маленький рассказ, используя любую из них. К.УшинскийСережа, как проснется, так и начнет свои вещи разыскивать: один чулок у него на стуле, другой под столом, один сапог под кроватью, а другого в комнате нет. Возится Сережа каждое утро, возится... и опоздает в класс. ВопросыКак Сережа обращается со своими вещами? Можно ли его назвать аккуратным? Почему? Что из этого выходит и почему? В. Осеева ПуговицаУ Тани оторвалась пуговица. Таня долго пришивала ее. — А что, бабушка, — спросила она, — все ли мальчики и девочки умеют пришивать свои пуговицы? — Вот уж не знаю, Танюша; отрывать пуговицы умеют и мальчики и девочки, а пришивать-то вроде больше достается бабушкам. — Вот как! — обиженно сказала Таня. — А ты меня заставила, как будто сама не бабушка! ВопросыЧто случилось с Таниной одеждой? Как Таня поступила с оторванной пуговицей? Вы считаете это правильным? Кто же должен пришивать оторванные пуговицы? Почему? С.Михалков Постирушка Таня с Маней — две подружки
Любят в «классики» играть,
А у Нади постирушки:
Ей бы только постирать!
Чуть платочек замарает —
Уж она его стирает.
Все на речку загорать,
А она туда — стирать.
Лента под руки попала —
Намочила, постирала.
И стирает, и стирает,
Полоскает, оттирает,
Отжимает двадцать раз:
Мокрых тряпок полон таз!
На передничках от стирки
Появились даже дырки.
Новый бабушкин платок
Целый день в корыте мок.
Почему бабуся плачет,
Порошок стиральный прячет?
Стоит мыло не убрать —
Внучка примется стирать.
Если спросите у Нади:
— Что купить тебе, дружок? —
То она, в глаза не глядя,
Вам ответит: — Утюжок!
Я еще таких девчушек
В мыльной пене до локтей,
Хлопотушек-«постирушек»
Не встречал среди детей!
Вопросы
А вы таких детей знаете?
Всегда ли правильно поступает Надя?
Почему бабушка плакала и прятала порошок?
Что бы вы могли посоветовать Наде? Вл.Лифшиц Неряха
Тротуар ему не нужен:
Расстегнувши воротник,
По канавам и по лужам
Он шагает напрямик!
Он портфель нести не хочет, —
По земле его волочит.
Сполз ремень на левый бок.
Из штанины вырван клок.
Мне, признаться, непонятно —
Что он делал?
Как на лбу возникли пятна
Фиолетовых чернил?
Почему на брюках глина?
Почему фуражка блином
И расстегнут воротник?
Кто он — этот ученик?..
Вопросы
Правильно ли автор назвал этого ученика неряхой?
Что случилось с его одеждой?
Как он носит свой портфель?
Ему можно помочь? Как? Э.Киселева Две неряхи
Идет Лена по улице, а все на нее смотрят и гадают: девочка это или щетка от пылесоса? Висят на Ленином платье нитки всякие, в волосах перья застряли, клочки бумаги, щеки все в пыли, руки и ноги — тоже. Нет, щетка даже после большой уборки чище Лены.
У старичка одного в опрятном летнем костюме от этого редкого зрелища очки сами съехали на кончик носа.
— Девочка, — проговорил он, — почему ты такая грязная?
Лена оглядела себя:
— Я... это... потому... — Это все, что она смогла пробормотать. Не нашлось у нее слов для ответа.
— Где же ты была? — спросил старичок.
— У Веры...
— И ты у Веры платьем своим пыль вытирала, а косичками паутину сметала?
— Нет, — щеки у Лены запылали, — мы с ней в прятки ифали. Залезли только под стол и под кровать, а больше ничего не делали.
— Гм... — кашлянул старичок.
А Лена скорее приводить себя в порядок стала, стыдно ей глядеть в глаза старичку.
А кому еще стыдно должно быть?
Кому?
Да Вере же, той самой, у которой Лена в гостях была, в прятки играла. Вопросы
Как выглядела Лена?
Почему она оказалась грязной? Специально испачкалась?
Почему Вере тоже должно быть стыдно? За что?
Как исправить ситуацию?
Что нужно делать, чтобы можно было играть дома в прятки и оставаться чистой? Г. Остер Советы наоборот
Если вы с друзьями вместе
Веселитесь во дворе,
А с утра на вас надели
Ваше новое пальто,
То не стоит ползать в лужах
И кататься по земле,
И взбираться на заборы,
Повисая на гвоздях.
Чтоб не портить и не пачкать
Ваше новое пальто,
Нужно сделать его старым.
Это делается так:
Залезайте прямо в лужу,
Покатайтесь по земле
И немножко на заборе
Повисите на гвоздях.
Очень скоро станет старым
Ваше новое пальто,
Вот теперь спокойно можно
Веселиться во дворе.
Можно смело ползать в лужах,
И кататься по земле,
И взбираться на заборы,
Повисая на гвоздях. ВопросыМожно ли портить новые вещи? Нужно ли делать так, как предлагает автор? Что бы ты мог посоветовать мальчику? Л.Влэдеску Кто виноват?Бабушка спросила внучку: — Почему у тебя такой грязный передник? — Это ягодки виноваты, бабушка. Я положила их в карман, и они испачкали передничек. — Почему у тебя такие грязные коленки и руки? — Это Азорка виноват! Вылез из-под забора и начал на меня лаять: «Гав, гав! Полезай под забор!» Я и полезла. — Ну а почему ты так растрепана? — А это ветер виноват, бабушка! Я бегу, а он за мной. Спряталась я под лестницу, а он меня и там отыскал. Я совсем не виновата, бабушка. А по-вашему, ребята, кто виноват? Вопросы и заданияПроанализируйте поведение девочки и решите, кто виноват во всем, что с ней происходило. Подумайте, что можно посоветовать девочке, чтобы она всегда была чистой и аккуратной. СЛОВАРИК ДЛЯ УЧИТЕЛЯБережное отношение к одежде — желание и умение ухаживать за одеждой: содержать ее в чистоте, самому класть и вешать на место, не бросать.Культура внешнего вида — умение выглядеть аккуратно, опрятно, красиво. Раздел V. Внешкольный этикетЗанятие 1 на тему «Правила поведения в театре, кино, музее, на выставке»Не дорого ничто — дорого вежествоЦель: познакомить детей с правилами поведения в общественных местах (в кино, театре, музее, па выставке и т.п.). Занятие целесообразно начать с вопроса о том, как нужно относиться к людям, которые нас окружают. Нам приходится сталкиваться с пассажирами в транспорте, покупателями и продавцами и магазине и т.д. Помимо мимолетных встреч, бывает еще и совместное проведение досуга, когда общение происходит дольше. Учитель предлагает детям вспомнить, где и как люди отдыхают (посещение кинотеатров, театров, концертных залов, выставок, музеев, путешествия, туристские походы и т.п.). И в каждом случае нужно следовать определенным правилам. Правила поведения в театре (общие для всех зрителей): 1. Нужно быть одетым аккуратно и красиво. 2. Нельзя опаздывать к началу спектакля, для этого надо выходить из дома заранее. 3. Не шуметь и не бегать в театре, так как это мешает окружающим. 4. Во время спектакля надо вести себя тихо, спокойно: не вертеться в кресле, не разговаривать, не шуршать фантиками от конфет, ничего не грызть, потому что все это мешает актерам и зрителям. 5. После окончания спектакля необходимо поблагодарить актеров аплодисментами. 6. Нельзя покидать зал до окончания спектакля. (Это рассматривается как неуважение к актерам и другим зрителям.) Как вы думаете, правила посещения кинотеатра такие же или чем-то отличаются? Но сначала скажите, что такое кинотеатр? {Место, зал, где показывают кинофильмы.)Для ответа на этот вопрос учитель может предложить превратить класс во временный зрительный зал и просмотреть диафильм «Будь вежлив» или другой с последующим обсуждением. Тестирование «Я — зритель». Учитель раздает каждому по листку бумаги, на котором написано, чего нельзя делать во время демонстрации фильма, а дети должны поставить знак «+» напротив того правила, которое они выполняют всегда, и знак «—» (минус) напротив того, которое не выполняют. Ребята работают самостоятельно, а затем учитель подводит итоги: «Если вы у каждого правила поставили себе знак «+», то вы — хороший зритель. Вы никогда никому не мешаете в кинотеатре. Если у вас плюсов больше, чем минусов, то вам нужно запомнить те правила, которые вы пока еще не выполняете, чтобы вы себя тоже считали хорошим зрителем. А вот если у каждого правила вам приходится ставить только минусы, то вы пока еще не умеете смотреть кино вместе с другими людьми. Вам срочно надо выучить все правила, и тогда вы смело можете отправляться в кинотеатр или в видеосалон. Учитель может отметить, что кино проделало огромный путь: от немого к звуковому, от черно-белого — к цветному, а вот зрительный зал, как и в давние времена, должен оставаться нем, когда идет кино! Не возбраняется только смех, когда демонстрируются комедийные фильмы. Тогда, обычно, смеются все зрители. Правила Нельзя: опаздывать к началу фильма; разговаривать с соседом во время фильма; рассказывать или громко комментировать содержание фильма; громко кашлять и сморкаться; шелестеть фантиками; мусорить; класть ноги на спинку стоящего впереди кресла. Дидактические материалы Задания1. Отметь знаком «+» те правила, которые ты выполняешь в кино, театре, а знаком «— » те, которые не выполняешь. • Опаздываю к началу спектакля. • Бегаю по помещениям театра. • Во время спектакля веду себя спокойно: не верчусь, не ем, не мешаю соседям. • Благодарю актеров аплодисментами. • Ухожу, когда надоест, не жду конца. Посчитай, сколько и какие у тебя знаки: если все — плюсы, то ты пока не очень хороший зритель, тебе еще надо многому научиться. 2. Как ты ведешь себя, когда смотришь телевизор (подчеркни или впиши свой вариант ответа): • громко разговариваю, • играю, • ем, • сижу спокойно, 3. Подчеркни нужный ответ. Куда нужно приходить вовремя: — в школу; — в театр; — на тренировку; — после школы домой; — в кино. Народная мудростьСмолоду сказками да песнями душу питаю. Губам — улыбка, глазам — слезы. Задания и вопросы:Объясни значение этих пословиц и поговорок.Какая из них тебе понравилась больше всех? Почему? А, Барто В театре Когда мне было
Восемь лет,
Я пошла Смотреть балет.
Мы пошли с подружкой Любой,
Мы в театре сняли шубы,
Сняли теплые платки.
Нам в театре, в раздевалке,
Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете!
Я забыла все па свете.
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не могла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала!
Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы!
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу — нету номерка.
Фея кружится на сцене —
Я на сцену не гляжу.
Я обшарила колени —
Номерка не нахожу.
Может, он
Под стулом где-то?
Мне теперь
Не до балета!
Все сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то...
Я в десятый раз ползу.
Удивляются ребята:
— Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала —
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала
И наконец нашла его.
Но тут как раз зажегся свет,
И все ушли из зала.
— Мне очень нравится балет, —
Ребятам я сказала.
Вопросы:
Что приключилось с подружками в театре ?
Весь ли спектакль им удалось посмотреть ?
Чем они занимались во время спектакля ?
Почему так произошло ?
Как надо было поступить, чтобы спокойно смотреть спектакль? В. Кузьмин Ты пришел в театр...
Каждый день наш театр раскрывает свои двери перед сотнями зрителей. Они очень разные и по возрасту, и по настроению, и даже по внешнему виду.
Вот идут ребята, подтянутые, нарядные, и хотя им хочется поговорить, они сдерживаются, стараясь и говорить тише, и смеяться вполголоса. Они пришли в театр.
...Группа мальчиков, проходя в зал, расталкивает тех, кто оказывается у них на пути. Обувь у ребят грязная, у одного пуговицы застегнуты через одну, у другого вообще нет — оторвались. Я смотрю на них и понимаю: они попали в театр по недоразумению.
Между тем дверь в театр — это не просто дверь, за которой контролер проверяет билеты. Это дверь, открывающая перед нами особый мир —- мир искусства.
Приглядитесь внимательнее: уже в фойе царит та торжественно-приподнятая обстановка, которая как бы предупреждает вас о предстоящей встрече с чудом. Потому что сейчас вы перенесетесь в другое время, другое место...
Я не раз расспрашивал наших зрителей, как они готовились к спектаклю, как
обсуждали его. Чаще всего ребята недоуменно пожимали плечами: «Это актеры должны готовиться! И что можно обсуждать, если спектакля еще не видел? Вот посмотрим, тогда и обсудим...»
Это неверно. Конечно, большой разговор ПОСЛЕ спектакля необходим. Но не менее важен и серьезный разговор ДО него.
Когда была написана пьеса, по которой поставлен спектакль? Кто ее автор? О чем он писал?..
Даже перед спектаклем-сказкой вам, ребята, надо хорошенько поговорить друг с другом, почитать книги сказок, войти заранее в сказочный мир. Иначе вам трудно будет воспринимать некоторую условность театра — Конька-Горбунка с «человечьим» голосом и лицом или двухголового Тяни-Толкая.
...Мне хочется, ребята, чтобы вы поняли: быть зрителем — это тоже искусство. Особое искусство, сложное, учиться которому надо с ранних лет, с ваших лет. Я верю, что вы научитесь. Вопросы и задания:
Где начинается театр?
Как нужно себя вести в театре ?
В кино надо вести себя также или нет?
Как надо готовиться к посещению театра ?
Что следует узнать и обсудить до спектакля ?
Что можно обсудить после спектакля?
Стыдно! (По И .Токмаковой)
...Идет комедия Грибоедова «Горе от ума». Идет в московском Малом театре, в прославленном Малом театре. Зрительный зал полон школьников.
...Все было странно в этот вечер. Перед закрытым занавесом появился человек, не обозначенный в числе действующих лиц. Он приветствовал школьников, как будто это были послы иностранных держав или олимпийские чемпионы. Он выразил радость по поводу того, что школьники пришли в Малый театр. Ом рассказал о великих людях, которые здесь бывали. Он призывал уважать эти стены и кресла, хранящие память о прошлом. Нас удивило это выступление, но удивление вскоре рассеялось. Занавес поднялся, актеры начали спектакль.
...В зале стоял гул. Кто-то хохотал, кто-то кого-то щипал, кто-то своим недавно обретенным баском отпускал громко реплики.
На сцену вышел Фамусов — народный артист, любимый и почитаемый зрителями Михаил Иванович Царев. На школьников его выход не произвел впечатления. В темном зале была своя жизнь — смешки, выкрики, базар.
Было стыдно! Как было стыдно! Хотелось выскочить на сцену и просить прощения у актеров, за неуважение к бессмертной комедии.
Актеры с достоинством доиграли спектакль.
А потом уборщицы вымели из зала выпотрошенную из кресел вату, бумажки, обертки от конфет...
«Как такое могло случиться с московскими школьниками? — думала я, уходя из театра. — В чем причина?» Вопросы:
Как вели себя школьники в театре?
Как ты думаешь, в чем причина такого поведения?
Почему автору рассказа было стыдно? Григорий Остер Вредные советы Совет 2
Посещайте почаще
Театральный буфет.
Там пирожные с кремом,
С пузырьками вода.
Как дрова, на тарелках
Шоколадки лежат,
И сквозь трубочку можно
Пить молочный коктейль.
Не просите билеты
На балкон и в партер,
Пусть дадут вам билеты
В театральный буфет.
Уходя из театра
Унесете с собой
Под трепещущим сердцем
В животе бутерброд.
Вопросы:
Как вы думаете, зачем герой этого стихотворения приходил в театр?
Может, ему надо ходить в кафе, а не в театр ?
На что вы бы посоветовали ему обратить внимание в театре?
СЛОВАРИК ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Внешкольный этикет — умение везде вести себя вежливо, спокойно, не мешая другим в соответствии с установленными для всех правилами.
Антракт — перерыв в спектакле для отдыха, еды.
Вовремя = точно (по времени).
Занятие 2 на тему «Меня пригласили на день рождения»
Не место красит человека, а человек — мест о Цель: познакомить детей с общими нравственными правилами поведения в гостях и различными ситуациями, в которых ребенок может оказаться.
Примерные вопросы и направления для обсуждения с детьми:
Какие чувства вызывает у тебя приглашение в гости? (Приглашение в гости создает праздничное настроение.)
Каким обычно бывает твое участие в общении, играх и других развлечениях? Учитель. Подготовка к визиту начинается с осмысления события, послужившего причиной праздника. Прежде всего, надо подумать, чем порадовать того, кто приглашает. Это могут быть подарок, стихи в честь главного виновника торжества, веселая сценка на тему события, игры и др. Собираясь в гости, обычно придумывают праздничный, отличный от повседневного наряд, придают себе торжественный вид (прическа, галстук, шарфик, бантик и т.п.).
Если речь идет о дне рождения, нужно позаботиться о том, чтобы подарок оказался приятным и полезным имениннику. Заранее можно выяснить, задавая косвенные вопросы, мнение о том или ином предмете (возможном подарке).
Нельзя забывать, что собственные стихи (или стихи поэта), отвечающие событию, очень украшают праздник. То же относится и к песне, музыке. Зная, что хозяева затратили много труда, готовясь к празднику, в разговоре с ними следует отметить оформление помещения, платье, отдельные удачные детали одежды, похвалить убранство стола, приготовленные блюда, а также поблагодарить за проявленное к вам внимание.
Всегда следует помнить, что, приняв приглашение, каждый как бы дает согласие включиться в праздник, общее веселое настроение. Нельзя позволять себе «дуться» на что-либо, отказываться от предложения поиграть, спеть, станцевать. Придя в гости, необходимо приветливо поздороваться, поздравить именинника, не забыть сказать «спасибо» при приглашении к угощению; спросить, где можно сесть за столом; предложить свою помощь в организации праздника. Нельзя заявлять о том, что ты чего-то из предложенного не любишь, не ешь. Что еще надо знать и помнить о поведении в гостях — дополнят дети. Они могут рассказать о своих посещениях друзей; когда и почему было весело, когда скучно (все смотрели телевизор, часть детей играла на компьютере и т.д.).
Учитель. Итак, каким правилам поведения в гостях надо следовать? Правила поведения в гостях (формулируют дети, учитель помогает в случае необходимости). • Вспомни все вежливые слова и используй их в общении.
• Старайся быть общительным и внимательным к хозяевам, окружающим.
• Веди себя за столом согласно общепринятым правилам этикета (вспомнить эти правила).
• Уходя, поблагодари хозяев за интересный праздник.
В ходе занятия можно использовать игры «Мы собираемся в гости», «Мы в гостях». Дети делают инсценировки, предлагают игры и развлечения, которые могут сделать общение веселее и интереснее. Можно всем вместе спеть песни, станцевать, показать фокусы и т.д.
Дидактические материалы
Задания
1. Отметь знаком «+» те правила, которые ты выполняешь в гостях, а знаком «—» те, которые не выполняешь. • Часто опаздываю к назначенному времени.
• Бегаю по квартире.
• Во время праздника веду себя спокойно, весело.
• Благодарю родителей именинника за вкусную еду.
• Ухожу, когда надоест, не жду всех. Какие вы поставили знаки? Если все «плюсы», то ты пока не очень хорошо ведешь себя в гостях, тебе еще надо учиться этому. 2. Как ты выбираешь подарок (подчеркни или впиши свой вариант ответа): • дарю то, чем сам уже наигрался;
• ищу то, о чем друг говорил;
• подарок выбирает мама;
* ___________________________________________________________________________ 3. «Кто к тебе придет?» У тебя день рождения, но ты болен и лежишь в больнице. Кто обязательно придет тебя поздравить? При использовании данной методики, если дети затрудняются, можно заранее изготовить из бумаги силуэты людей, на них надписать; мама, папа, бабушка, брат, сестра, тетя, друг, врач, другое, никто.
Методика позволит узнать, насколько ребенок ощущает себя дорогим и нужным окружающим людям. Народная мудрость
Не тем красен пир, что в трубы трубят, а тем, что люди людям любы.
В гости ходить — надо и к себе водить.
В этом доме и вода что мед.
Красна сказка складом, а песня — ладом. Задания и вопросы:
Объясни значение этих пословиц и поговорок.
Какая из них тебе понравилась больше всех? Почему? А. Толстой Золотой ключик, или Приключения Буратино (отрывок)
Наутро Буратино проснулся веселый и здоровый как ни в чем не бывало.
Девочка с голубыми волосами ждала его в саду, сидя за маленьким столом, накрытым кукольной посудой.
Ее лицо было свежевымыто, на вздернутом носике и щеках — цветочная пыльца.
Оглянула деревянного мальчишку с головы до ног, поморщилась. Велела ему сесть за стол и налила в крошечную чашечку какао.
Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя.
В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал.
Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил все какао из носика.
Поперхнулся, пролил какао на скатерть.
Тогда девочка сказала ему строго:
~ Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.
От возмущения она хлопала ресницами.
— Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?
— Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.
— Теперь я займусь вашим воспитанием! Вопросы и задания:
Правильно ли вел себя Буратино за столом?
Что он делал неправильно?
Почему Мальвина решила взяться за воспитание Буратино?
Какое значение имеют правила поведения за столом? СЛОВАРИК ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Приглашение на день рождения должно содержать уважительно-вежливые слова приглашения с точным указанием дня и времени начала праздника.
Подарок ко дню рождения — необязательно дорогая, но интересная и нужная вещь для того, у кого день рождения.
Поведение в гостях — нужно быть веселым, но не шумным, и не навязчивым. Уходить надо вовремя.
Поведение за столом — надо быть аккуратным, спокойным, соблюдать правила этикета.
Программа III класс
Введение
Мотив как отражение внутренней сути поступка — подведение детей к пониманию своей ответственности за выбор поступка.
Нравственные качества как результат поведения согласно нравственным нормам.
1. Школьный этикет (правила поведения в школе)
Взаимопомощь: как ее организовать.
Береги школьное имущество.
В какие игры и как мы играем.
2. Правила общения (взаимоотношений с другими людьми)
Точность: береги свое время и время других.
Твоя речь: слово лечит, слово ранит.
«Умейте дружбой дорожить». Коллективизм.
Что такое справедливость?
3. О трудолюбии
«Труд кормит, а лень портит».
Организованность в труде.
Кем хочу быть, почему?
4. Культура внешнего вида
Мой гардероб и уход за ним.
Будничная и праздничная одежда.
5. Внешкольный этикет
У меня зазвонил телефон...
Правила поведения в гостях.
Я пишу письмо.
Природа и я — одна семья.
|