Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Эффективная организация воспитательного процесса


Скачать 2.37 Mb.
НазваниеЭффективная организация воспитательного процесса
страница9/12
Дата26.02.2016
Размер2.37 Mb.
ТипДокументы
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12
Раздел IV. Культура внешнего вида
Занятие 1 на тему «Как ты выполняешь правила личной гигиены»

Здоровье всего дороже

Цель: показать, что выполнение правил гигиены помогает быть здоровым, жизне­радостным, активным.

Начать урок можно с беседы о том, ка­кого человека мы назовем красивым и по­чему. При этом желательно задавать воп­росы следующего типа. Кто из вас стре­мится быть красивым? Можно ли девочку с большими выразительными глазами, но неряшливо одетую и непричесанную, на­звать красивой?

Задача такой беседы — убедить, что важ­ными слагаемыми человеческой красоты являются чистота и опрятность. Желатель­но вести разговор в русле правила: «Хочешь быть красивым — будь здоровым».

Можно с учениками обсудить поговор­ку «Красен человек статью», показав роль правильной осанки, красивой походки, умения держаться, подчеркнуть при этом значение утренней зарядки, всего распо­рядка дня. Напомним также важность де­ловых и душевных качеств человека: «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хо­рош, кто для дела гож».

Методически оправданным оказывает­ся использование игры-пантомимы «Кто как ходит». Учитель предлагает ученикам поиграть: показать, как разные звери и птицы ходят (медведь, слон, курица, утя­та, козленок, заяц и т.д.), а потом отве­тить на вопрос «Почему же они так ходят?» (Потому, что их внутренние органы при­способлены для такой ходьбы.) А как хо­дит человек? И что происходит, если мы неправильно двигаемся? Ответ на этот вопрос позволит прийти к выводу, что при нарушениях осанки внутренние органы — легкие, сердце и т.д.— могут занимать не­правильное положение, тогда нагрузка на них увеличивается, и человек может бо­леть. От этого может портиться настрое­ние, что будет плохо влиять на его отно­шения с окружающими.

Как проверить правильность осанки? Учитель предлагает всем детям встать к стене в классе так, чтобы пятки, ягодицы, лопатки и голова касались стены. Это пра­вильное положение тела. Какие же есть упражнения для выработки и поддержа­ния правильной осанки?

Далее предлагается игра «Подсолнух». Ее можно проводить сидя за столом, на любом уроке. Надо представить себя подсолнухом, который верхней частью головы тянется к потолку, а шею и спи­ну старается держать ровно. В таком по­ложении тело необходимо удерживать в течение нескольких секунд. Следующий прием годится для выполнения дома: не­большую книгу поносить несколько ми­нут на голове.

Учитель может подытожить: «Как же человеку выработать правильную поход­ку и осанку?» (В этом помогут гимнасти­ка, утренняя зарядка.)

Начиная с этого урока учитель может регулярно проводить физкультминутку, организуя ее вначале с классом сам, а ког­да дети выучат упражнения, уже они по очереди будут руководить физкультминут­кой. Такую мини-зарядку удачно допол­нит музыкальное сопровождение.

Что вы знаете о закаливании? Кого и как закаливают? (Ответы детей.)
Второй урок по этой теме можно на­чать с прослушивания песни «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского). Хорошо, если весь класс будет подпевать под эту фонограмму. Затем в процессе беседы выяснить, какую улыбку называ­ют лучезарной, широкой, открытой. Большую роль в этом играют зубы хоро­шей формы, ухоженные.

А что помогает нам в уходе за ними? (Зубная щетка, паста.) Помните, чьи это друзья? (Правильно, Мойдодыра.)

Нарисуйте друзей Мойдодыра, давайте выясним, кто больше их знает, и приду­майте загадки на темы рисунков. Решите, с кем из друзей Мойдодыра вы хотели бы дружить, а с кем нет.

Кстати, о зубной щетке. Ей уже много-много лет. Придумал ее еще первобытный человек, и выглядела она совсем не так. Это была обыкновенная палочка с разже­ванным концом. И до сих пор в Индии на базарах продают щетки такого типа — ве­точки дерева ним. Для чистки зубов дос­таточно веточку зачистить от коры и по­жевать. Зубы очищаются, а сок, который при этом выделяется, хорошо укрепляет зубы и десны. Известно, что древние егип­тяне в качестве зубного порошка исполь­зовали золу. Тем же способом чистили зубы и партизаны во время войны.

Ученый, который изобрел микроскоп, придумал чистку зубов солью. Он прожил 91 год, и у него никогда не болели зубы. Но такой «порошок» не всем нравится. Во времена Петра I в России зубы чистили влажной тряпочкой, макая ее в толченый мел. И только в двадцатые годы XIX в. на смену тряпочке пришла зубная щетка. Она была по форме округлой: щетинки нахо­дились с двух сторон, а держать приходи­лось ее посередине. В порошок стали до­бавлять немного воды и вещества, убиваю­щие микробы. Так появилась зубная паста.

Учитель выясняет у детей, как часто они чистят зубы. (Лучше это делать после каждого приема пищи, но обязательно два раза в день — утром и вечером.) Долго или быстро их чистят? (Желательно в течение 2—3 мин.) Как правильно чистить зубы? (Вверх-вниз, как они растут, «выметая» ос­татки пищи.) Каковы правила хранения зубной щетки? (Она должна быть откры­той, хорошо промытой, желательно с мы­лом.) Какими бывают щетки и какую луч­ше выбрать? (важны размер, форма, мате­риал, из которого состоит щетина).

Затем ребята вспоминают и формули­руют основные «Правила «НЕ» личной ги­гиены.

Не забыть утром: сделать зарядку, умыться, причесаться.

Не забывать мыть руки перед едой, пос­ле посещения туалета и т.д.

Не ложиться спать, не почистив зубы, не помыв ноги.

Этот ряд правил можно продолжить по всем основным направлениям требований гигиены к телу человека, его поведению, одежде, вещам.

На этих уроках могут быть использо­ваны сказка Б. Заходера «Ма-Тари-Кари», книжка Р. Ротенберга «Расти здо­ровым», диафильм «Про Машеньку и зубную щетку».

Корней Чуковский познакомил нас с Мойдодыром. Сейчас мы подросли, и нам нужен более строгий друг, который помо­жет нам быть чистыми и опрятными. Как мы его назовем?

Дидактические материалы

Задания
1. Выбери нужные ответы и подчеркни их.

К личной гигиене — относится:

• доброе отношение к окружающим, желание им помочь;

• желание и стремление выглядеть чис­тым, аккуратным;

• умение самому вовремя умыться, при­чесаться;

• желание быть красивым.

Объясните свой выбор.
2. Вспомни главного героя «Мойдодыра» и перечисли, что он не любил делать, ухаживая за собой, за что его хотел про­глотить Крокодил. А что по этому поводу ты можешь сказать про себя?

Загадка

Светленько, Чистенько,

Посмотреть любенько.

(Зеркало)

Задания и вопросы.

Часто ли пользуешься этим предметом? Когда?
Пословицы и поговорки

В праздник — белоличка,

В будень — чумичка.

Личиком беленек, да душой черенек.
Задания и вопросы.

Объясни значение этих пословиц и пого­ворок.

Какая из них тебе понравилась больше всех? Почему?
ТЕКСТЫ

В. Одоевский

Встань поутру, не ленись!

Мылом вымойся, утрись!

Кто растрепан, не умыт,

Тот собой людей смешит...
Вопросы.

Что нужно делать утром и в каком по­рядке ?

Кто «собой людей смешит»?Почему?
Э. Мошковская

Доктор-доктор,

Как нам быть:

Уши мыть

Или не мыть?

Если мыть,

То как нам быть:

Часто мыть

Или пореже?

Отвечает доктор:

— Еже —

— Ежедневно!!!


Вопросы.

Какие вопросы и почему задавали дети доктору?

Как вы поступаете в такой ситуации ?

Вам надо напоминать об этой процедуре или лет?
В. Берестов Кошкин щенок

Был у кошки сын приемный —

Не котенок, а щенок,

Очень милый, очень скромный,

Очень ласковый сынок.

Без воды и без мочала

Кошка сына умывала;

Вместо губки, вместо мыла

Языком сыночка мыла.

Быстро лижет язычок

Шею, спинку и бочок.

Кошка-мать —

Животное

Очень чистоплотное.

Но подрос

Сынок приемный,

И теперь он пес

Огромный.

Бедной маме не под силу

Мыть лохматого верзилу.

На громадные бока

Не хватает языка.

Чтобы вымыть шею

Сыну,

Надо влезть

Ему на спину.

— Ох, — вздохнула кошка-мать, —

Трудно сына умывать!

Сам плескайся, сам купайся,

Сам без мамы управляйся.

Сын купается в реке.

Мама дремлет на песке.


Вопросы.

Кого чистоплотная кошка-мама умыва­ла? Почему?

С какими трудностями встретилась мама, когда сын подрос?

Удалось ли маме воспитать у сына само­стоятельность в вопросе личной гигиены?
С. Михалков Чудо

Папа, мама, брат и я —

Это наша вся семья.

Брату только двадцать лет,

А посмотришь: дед как дед!

Папа — бритый — молодой,

А братишка с бородой.

Не простая бороденка,

А такая борода,

Что железная гребенка

Даже гнется иногда.

Папа волосы стрижет,

А братишка бережет —

На лице среди волос

Виден только острый нос.

Папа просит, мама просит:

— Федя, милый, постыдись!

Кто такие космы носит?

Ну, побрейся! Постригись!

Брат сопит, не отвечает

И, по правде говоря,

На глазах у нас дичает,

Превращаясь в дикаря.

Только вдруг случилось чудо:

Появилась в доме Люда...

Смотрим: Федя изменился,

Что-то с ним произошло,

Он постригся и побрился

Волосатикам назло.

Чистит ногти, моет руки,

Каждый вечер гладит брюки —

Джинсы снял, надел костюм,

Вообще взялся за ум!

— Эй, старик,— спросил я брата,

— В этом Люда виновата? —

Усмехнулся брат в ответ,

Не сказал ни «да», ни «нет».

Но теперь уж нам не трудно

Разгадать его секрет!


Вопросы.

Кто в семье выглядел необычно ? Почему ?

Какое чудо случилось ?

Что изменилось во внешнем виде брата ?
О. Бедарев Вот какая я!

Чья это ложка валяется

В глиняном блюдце у кошки?

Моя.

Чья это книжка лежит

Под столом без обложки?

Моя.

Пуговка чья закатилась

Ко мне под кровать?

Моя.

Чья это грязная кукла

Такая, что трудно узнать?

Моя.

Что за девочка

Из зеркала хмуро глядит неумытая?

Ой! кажется, я!

Вымою ложку.

Книжку — в обложку.

Тетрадки — на полку.

В руки иголку:

Пуговка пришита.

Кукла умыта.

В зеркало гляну я:

Личико румяное.

Вещь никакая не брошена.

Вот какая я хорошая!


Вопросы,

Почему в доме царил беспорядок ?

Как девочка относилась к своим вещам ?

Почему?

Что изменилось в ее поведении

? Какой она стала?

Что произошло с вещами ?

Кто и как помог девочке?

С. Маршак Культура внешнего вила

Аи да диво! Что за грива.

Аи да ногти, точно когти;

Отчего он так оброс?

Он чесать себе волос

И ногтей стричь целый год

Не давал,— и стал урод.

Чуть покажется на свет,

Все кричат ему вослед: —

Ай да Степка! Ай растрепка!


Вопросы.

Почему Степку называли растрепкой?

Как он выглядел ?

Почему так произошло ?

Есть ли в вашем классе ребята, похожие на Степку?
СЛОВАРИК ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Гигиена — научные знания о влиянии ус­ловий жизни на здоровье человека.

Личная гигиена основные правила и процесс ухода за своим телом.
Занятие 2. Одежду нужно беречь

Береженая вещь два века живет
Цель: убедить младших школьников в том, что определения опрятный и акку­ратный применительно к человеку, — близки по значению слову красивый.

Учитель, беседуя с детьми, выясняет значение слов аккуратность и опрят­ность. Опрятный человек всегда вызыва­ет симпатию у окружающих, ведь вне­шний вид — это то, что сразу же бросает­ся в глаза и многое говорит о человеке.

Как можно назвать человека неопрят­ного, неаккуратного? {Грязнуля, неряха.) Можно вспомнить Пачкулю Пестренько­го, одного из персонажей романа-сказки Н.Носова «Незнайка в Солнечном горо­де» (Глава 4. Незнайка и Кнопочка встре­чаются с Пачкулей Пестреньким). И сде­лать вывод, что таких «героев» все стес­няются и не любят.

Учитель в беседе с ребятами выясняет роль санитаров в классе: следить, чтобы школьники опрятно выглядели, их одежда и обувь были чистыми, целыми; а для этого надо уметь замечать непорядок в одежде. В беседе можно выяснить, как дома у детей хранится одежда, кто ее приводит в поря­док, чем повседневная одежда отличается от праздничной, когда ее одевают — ту и дру­гую. При этом нужно быть особенно акку­ратными, ибо даже очень дорогая, но плохо отглаженная одежда выглядит некраси­во, а скромная, но аккуратная — нарядно.

На этом уроке в качестве литературно­го материала можно использовать стихо­творение Вл. Лифшица «Неряха», расска­зы В. Осеевой «Пуговица» и Э.Киселевой «Две неряхи».

В процессе обсуждения стихотворения учитель задает следующие вопросы: «Как вы думаете, на кого похож этот ученик? Почему мальчик так выглядит? Что бы вы ему посоветовали сделать?» (Посмотреть­ся в зеркало и сравнить себя с окружающи­ми ребятами, чтобы увидеть разницу, а за­тем умыться, взять в руки иголку с нит­кой и привести одежду в порядок, вымыть портфель, почистить брюки и обувь.)

Так же анализируются и рассказы, оп­ределяется нравственное содержание от­ношения детей к своим вещам, одежде.

На этом уроке можно организовать практическое занятие, которое лучше проводить в кабинете, предназначенном для уроков технологии. На этом занятии учитель объясняет и показывает, как пра­вильно пришить пуговицу, привести в по­рядок обувь (кожаную — почистить, син­тетическую — протереть влажной тряпоч­кой, замшевую — почистить ластиком или корочкой черного хлеба). Можно даже организовать соревнование, кто лучше выполнит одну из данных операций.

Можно сформулировать некоторые правила.

Не забудь:

• Содержать в порядке школьные вещи.

• Портфель или рюкзак ставить на место.

• Одежду вешать на плечики.

• Обувь обмахивать щеткой и ставить на место.

• Куртку вешать на плечики, а не бро­сать на стул.

• Домашнюю одежду класть на место или вешать на плечики, а не бросать где попало.

• Игрушки содержать в порядке.
Дидактические материалы

Задания

1. Подчеркни нужный ответ.
1) Твои вещи дома:

— лежат так, как тебе удобно;

— всегда на предназначенных для их хранения местах;

— не знаю, не обращаю внимания.

2) Наводит порядок в твоей комнате (уголке):

— мама;

— папа;

— бабушка;

— сестра, брат;

— не знаю кто;

— я сам.
2.Закончи предложения.
Бережное отношение к вещам - это _____________________________________________.

Бережливый человек — это такой че­ловек, который ________________________________.

3. Подчеркни нужный ответ или допи­ши его.

Ты чудесным образом на один час ока­зался в школьной библиотеке. Что ты сде­лаешь?

• Буду читать самую интересную книгу.

• «Вылечу» все больные книги.

• Поищу журнал с комиксами.

• Допиши другие дела, которые, как ты считаешь, необходимо выполнить.
4. Придумай сказку о том, как ты со своими одноклассниками пришел в биб­лиотеку «лечить» книги. Как вы это дела­ли? Как книги благодарили вас?
5. Назови, что сделано разумом и ру­ками человека из окружающих тебя в школе вещей.

Перечисли профессии людей, которые нужны, чтобы эти вещи сделать.
6. Прочитай рассказ и ответь на при­веденный ниже вопрос.
Маше купили новый школьный рюкзак. Ее соседу по парте тоже подарили рюкзак. Детям очень понравились их новые сумки, они с удовольствием укладывали в них и доставали оттуда школьные вещи.

К концу второй четверти у Маши рюк­зак был такой же красивый, как и в нача­ле учебного года. Костя с завистью смотрел на него. Его же ранец имел жалкий вид: в грязных пятнах, со сломанными и оторванными молниями.

Спрашивает Костя Машу: «Почему твоя сумка как новая, а у меня нет?»

Отвечает Маша: «Я рюкзак использую для школьных книг и вещей, а для тебя — это еще и мяч, и санки, им ты пользуешь­ся и во время драки».
Вопрос. Какими словами можно пере­дать отношение Маши к своему рюкзаку, а какими — Кости?
7. Ответь на вопрос: «Чем бережливость отличается от жадности?»
8. Сочини сказку о жадности, приду­май ей название и запиши ее, закончив правилом (выводом).
9. Придумай небольшой рассказ, в кото­ром показано, к каким печальным послед­ствиям может привести неаккуратность че­ловека по отношению к вещам, книгам. Если сможешь, сделай к нему иллюстрацию.
10. Прочитай стихотворение и назови основное правило, в нем заключенное.
Сами вещи не растут.

Вещи сделать — нужен труд.

Карандаш, тетрадь, перо,

Парты, доски, стол, окно,

Книжку, сумку — береги;

Не ломай, не мни, не рви.
Народная мудрость

Аккуратность человека красит.

Всякой вещи свое место.

Бережливость дороже богатства.

Береженая вещь два века живет (век = 100 лет).

Бережливость — не скупость.
Задания

Объясните смысл этих пословиц и по­говорок.
Придумайте маленький рассказ, ис­пользуя любую из них.
К.Ушинский

Сережа, как проснется, так и начнет свои вещи разыскивать: один чулок у него на стуле, другой под столом, один сапог под кроватью, а другого в комнате нет. Возится Сережа каждое утро, возится... и опоздает в класс.

Вопросы

Как Сережа обращается со своими ве­щами?

Можно ли его назвать аккуратным? Почему?

Что из этого выходит и почему?
В. Осеева Пуговица

У Тани оторвалась пуговица. Таня долго пришивала ее.

— А что, бабушка, — спросила она, — все ли мальчики и девочки умеют приши­вать свои пуговицы?

— Вот уж не знаю, Танюша; отрывать пуговицы умеют и мальчики и девочки, а пришивать-то вроде больше достается бабушкам.

— Вот как! — обиженно сказала Таня. — А ты меня заставила, как будто сама не бабушка!

Вопросы

Что случилось с Таниной одеждой?

Как Таня поступила с оторванной пу­говицей?

Вы считаете это правильным?

Кто же должен пришивать оторванные пуговицы? Почему?
С.Михалков Постирушка

Таня с Маней — две подружки

Любят в «классики» играть,

А у Нади постирушки:

Ей бы только постирать!

Чуть платочек замарает —

Уж она его стирает.

Все на речку загорать,

А она туда — стирать.

Лента под руки попала —

Намочила, постирала.

И стирает, и стирает,

Полоскает, оттирает,

Отжимает двадцать раз:

Мокрых тряпок полон таз!

На передничках от стирки

Появились даже дырки.

Новый бабушкин платок

Целый день в корыте мок.

Почему бабуся плачет,

Порошок стиральный прячет?

Стоит мыло не убрать —

Внучка примется стирать.

Если спросите у Нади:

— Что купить тебе, дружок? —

То она, в глаза не глядя,

Вам ответит: — Утюжок!

Я еще таких девчушек

В мыльной пене до локтей,

Хлопотушек-«постирушек»

Не встречал среди детей!


Вопросы

А вы таких детей знаете?

Всегда ли правильно поступает Надя?

Почему бабушка плакала и прятала порошок?

Что бы вы могли посоветовать Наде?
Вл.Лифшиц Неряха

Тротуар ему не нужен:

Расстегнувши воротник,

По канавам и по лужам

Он шагает напрямик!

Он портфель нести не хочет, —

По земле его волочит.

Сполз ремень на левый бок.

Из штанины вырван клок.

Мне, признаться, непонятно —

Что он делал?

Как на лбу возникли пятна

Фиолетовых чернил?

Почему на брюках глина?

Почему фуражка блином

И расстегнут воротник?

Кто он — этот ученик?..


Вопросы

Правильно ли автор назвал этого уче­ника неряхой?

Что случилось с его одеждой?

Как он носит свой портфель?

Ему можно помочь? Как?
Э.Киселева Две неряхи

Идет Лена по улице, а все на нее смот­рят и гадают: девочка это или щетка от пылесоса? Висят на Ленином платье нит­ки всякие, в волосах перья застряли, клочки бумаги, щеки все в пыли, руки и ноги — тоже. Нет, щетка даже после большой уборки чище Лены.

У старичка одного в опрятном летнем костюме от этого редкого зрелища очки сами съехали на кончик носа.

— Девочка, — проговорил он, — поче­му ты такая грязная?

Лена оглядела себя:

— Я... это... потому... — Это все, что она смогла пробормотать. Не нашлось у нее слов для ответа.

— Где же ты была? — спросил стари­чок.

— У Веры...

— И ты у Веры платьем своим пыль вытирала, а косичками паутину сметала?

— Нет, — щеки у Лены запылали, — мы с ней в прятки ифали. Залезли только под стол и под кровать, а больше ничего не делали.

— Гм... — кашлянул старичок.

А Лена скорее приводить себя в поря­док стала, стыдно ей глядеть в глаза ста­ричку.

А кому еще стыдно должно быть?

Кому?

Да Вере же, той самой, у которой Лена в гостях была, в прятки играла.
Вопросы

Как выглядела Лена?

Почему она оказалась грязной? Специ­ально испачкалась?

Почему Вере тоже должно быть стыд­но? За что?

Как исправить ситуацию?

Что нужно делать, чтобы можно было играть дома в прятки и оставаться чистой?
Г. Остер Советы наоборот

Если вы с друзьями вместе

Веселитесь во дворе,

А с утра на вас надели

Ваше новое пальто,

То не стоит ползать в лужах

И кататься по земле,

И взбираться на заборы,

Повисая на гвоздях.

Чтоб не портить и не пачкать

Ваше новое пальто,

Нужно сделать его старым.

Это делается так:

Залезайте прямо в лужу,

Покатайтесь по земле

И немножко на заборе

Повисите на гвоздях.

Очень скоро станет старым

Ваше новое пальто,

Вот теперь спокойно можно

Веселиться во дворе.

Можно смело ползать в лужах,

И кататься по земле,

И взбираться на заборы,

Повисая на гвоздях.


Вопросы

Можно ли портить новые вещи?

Нужно ли делать так, как предлагает автор?

Что бы ты мог посоветовать мальчику?
Л.Влэдеску Кто виноват?

Бабушка спросила внучку:

— Почему у тебя такой грязный пере­дник?

— Это ягодки виноваты, бабушка. Я положила их в карман, и они испачкали передничек.

— Почему у тебя такие грязные колен­ки и руки?

— Это Азорка виноват! Вылез из-под забора и начал на меня лаять: «Гав, гав! Полезай под забор!» Я и полезла.

— Ну а почему ты так растрепана?

— А это ветер виноват, бабушка! Я бегу, а он за мной. Спряталась я под лестницу, а он меня и там отыскал. Я совсем не ви­новата, бабушка.

А по-вашему, ребята, кто виноват?
Вопросы и задания

Проанализируйте поведение девочки и решите, кто виноват во всем, что с ней происходило.

Подумайте, что можно посоветовать девочке, чтобы она всегда была чистой и аккуратной.
СЛОВАРИК ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Бережное отношение к одежде — жела­ние и умение ухаживать за одеждой: содер­жать ее в чистоте, самому класть и ве­шать на место, не бросать.

Культура внешнего вида умение вы­глядеть аккуратно, опрятно, красиво.
Раздел V. Внешкольный этикет
Занятие 1 на тему «Правила поведения в театре, кино, музее, на выставке»

Не дорого ничто — дорого вежество
Цель: познакомить детей с правилами поведения в общественных местах (в кино, театре, музее, па выставке и т.п.).

Занятие целесообразно начать с вопро­са о том, как нужно относиться к людям, которые нас окружают. Нам приходится сталкиваться с пассажирами в транспор­те, покупателями и продавцами и магази­не и т.д. Помимо мимолетных встреч, бы­вает еще и совместное проведение досуга, когда общение происходит дольше. Учи­тель предлагает детям вспомнить, где и как люди отдыхают (посещение кинотеатров, театров, концертных залов, выставок, му­зеев, путешествия, туристские походы и т.п.). И в каждом случае нужно следовать определенным правилам.
Правила поведения в театре (общие для всех зрителей):

1. Нужно быть одетым аккуратно и кра­сиво.

2. Нельзя опаздывать к началу спек­такля, для этого надо выходить из дома заранее.

3. Не шуметь и не бегать в театре, так как это мешает окружающим.

4. Во время спектакля надо вести себя тихо, спокойно: не вертеться в кресле, не разговаривать, не шуршать фантиками от конфет, ничего не грызть, потому что все это мешает актерам и зрителям.

5. После окончания спектакля необхо­димо поблагодарить актеров аплодис­ментами.

6. Нельзя покидать зал до окончания спектакля. (Это рассматривается как не­уважение к актерам и другим зрителям.)
Как вы думаете, правила посещения кинотеатра такие же или чем-то отлича­ются? Но сначала скажите, что такое ки­нотеатр? {Место, зал, где показывают ки­нофильмы.)

Для ответа на этот вопрос учитель мо­жет предложить превратить класс во вре­менный зрительный зал и просмотреть диафильм «Будь вежлив» или другой с последующим обсуждением.

Тестирование «Я — зритель». Учитель раздает каждому по листку бумаги, на ко­тором написано, чего нельзя делать во время демонстрации фильма, а дети долж­ны поставить знак «+» напротив того пра­вила, которое они выполняют всегда, и знак «—» (минус) напротив того, которое не выполняют. Ребята работают самосто­ятельно, а затем учитель подводит итоги: «Если вы у каждого правила поставили себе знак «+», то вы — хороший зритель. Вы никогда никому не мешаете в кино­театре. Если у вас плюсов больше, чем минусов, то вам нужно запомнить те правила, которые вы пока еще не выполня­ете, чтобы вы себя тоже считали хорошим зрителем. А вот если у каждого правила вам приходится ставить только минусы, то вы пока еще не умеете смотреть кино вместе с другими людьми. Вам срочно надо выучить все правила, и тогда вы смело можете отправляться в кинотеатр или в видеосалон.

Учитель может отметить, что кино про­делало огромный путь: от немого к зву­ковому, от черно-белого — к цветному, а вот зрительный зал, как и в давние вре­мена, должен оставаться нем, когда идет кино! Не возбраняется только смех, когда демонстрируются комедийные фильмы. Тогда, обычно, смеются все зрители.

Правила

Нельзя: опаздывать к началу фильма; разговаривать с соседом во время филь­ма; рассказывать или громко комменти­ровать содержание фильма; громко каш­лять и сморкаться; шелестеть фантиками; мусорить; класть ноги на спинку стояще­го впереди кресла.
Дидактические материалы

Задания

1. Отметь знаком «+» те правила, ко­торые ты выполняешь в кино, театре, а знаком «—» те, которые не выполняешь.
• Опаздываю к началу спектакля.

• Бегаю по помещениям театра.

• Во время спектакля веду себя спокой­но: не верчусь, не ем, не мешаю соседям.

• Благодарю актеров аплодисментами.

• Ухожу, когда надоест, не жду конца.
Посчитай, сколько и какие у тебя зна­ки: если все — плюсы, то ты пока не очень хороший зритель, тебе еще надо многому научиться.
2. Как ты ведешь себя, когда смотришь телевизор (подчеркни или впиши свой вариант ответа):
• громко разговариваю,

• играю,

• ем,

• сижу спокойно,
3. Подчеркни нужный ответ. Куда нужно приходить вовремя:
— в школу;

— в театр;

— на тренировку;

— после школы домой;

— в кино.
Народная мудрость

Смолоду сказками да песнями душу питаю.

Губам — улыбка, глазам — слезы.
Задания и вопросы:

Объясни значение этих пословиц и пого­ворок.

Какая из них тебе понравилась больше всех? Почему?

А, Барто В театре

Когда мне было

Восемь лет,

Я пошла Смотреть балет.

Мы пошли с подружкой Любой,

Мы в театре сняли шубы,

Сняли теплые платки.

Нам в театре, в раздевалке,

Дали в руки номерки.

Наконец-то я в балете!

Я забыла все па свете.

Даже три помножить на три

Я сейчас бы не могла.

Наконец-то я в театре,

Как я этого ждала!

Я сейчас увижу фею

В белом шарфе и венке.

Я сижу, дышать не смею,

Номерок держу в руке.

Вдруг оркестр грянул в трубы!

Мы с моей подругой Любой

Даже вздрогнули слегка.

Вдруг вижу — нету номерка.

Фея кружится на сцене —

Я на сцену не гляжу.

Я обшарила колени —

Номерка не нахожу.

Может, он

Под стулом где-то?

Мне теперь

Не до балета!

Все сильней играют трубы,

Пляшут гости на балу,

А мы с моей подругой Любой

Ищем номер на полу.

Укатился он куда-то...

Я в десятый раз ползу.

Удивляются ребята:

— Кто там ползает внизу?

По сцене бабочка порхала —

Я не видала ничего:

Я номерок внизу искала

И наконец нашла его.

Но тут как раз зажегся свет,

И все ушли из зала.

— Мне очень нравится балет, —

Ребятам я сказала.


Вопросы:

Что приключилось с подружками в те­атре ?

Весь ли спектакль им удалось посмотреть ?

Чем они занимались во время спектакля ?

Почему так произошло ?

Как надо было поступить, чтобы спо­койно смотреть спектакль?
В. Кузьмин Ты пришел в театр...

Каждый день наш театр раскрывает свои двери перед сотнями зрителей. Они очень разные и по возрасту, и по настрое­нию, и даже по внешнему виду.

Вот идут ребята, подтянутые, нарядные, и хотя им хочется поговорить, они сдер­живаются, стараясь и говорить тише, и смеяться вполголоса. Они пришли в театр.

...Группа мальчиков, проходя в зал, ра­сталкивает тех, кто оказывается у них на пути. Обувь у ребят грязная, у одного пу­говицы застегнуты через одну, у другого вообще нет — оторвались. Я смотрю на них и понимаю: они попали в театр по недоразумению.

Между тем дверь в театр — это не про­сто дверь, за которой контролер прове­ряет билеты. Это дверь, открывающая пе­ред нами особый мир —- мир искусства.

Приглядитесь внимательнее: уже в фойе царит та торжественно-приподня­тая обстановка, которая как бы предуп­реждает вас о предстоящей встрече с чу­дом. Потому что сейчас вы перенесетесь в другое время, другое место...

Я не раз расспрашивал наших зрите­лей, как они готовились к спектаклю, как

обсуждали его. Чаще всего ребята недо­уменно пожимали плечами: «Это актеры должны готовиться! И что можно обсуж­дать, если спектакля еще не видел? Вот посмотрим, тогда и обсудим...»

Это неверно. Конечно, большой разговор ПОСЛЕ спектакля необходим. Но не ме­нее важен и серьезный разговор ДО него.

Когда была написана пьеса, по кото­рой поставлен спектакль? Кто ее автор? О чем он писал?..

Даже перед спектаклем-сказкой вам, ребята, надо хорошенько поговорить друг с другом, почитать книги сказок, войти заранее в сказочный мир. Иначе вам труд­но будет воспринимать некоторую услов­ность театра — Конька-Горбунка с «чело­вечьим» голосом и лицом или двухголо­вого Тяни-Толкая.

...Мне хочется, ребята, чтобы вы поня­ли: быть зрителем — это тоже искусство. Особое искусство, сложное, учиться ко­торому надо с ранних лет, с ваших лет. Я верю, что вы научитесь.
Вопросы и задания:

Где начинается театр?

Как нужно себя вести в театре ?

В кино надо вести себя также или нет?

Как надо готовиться к посещению те­атра ?

Что следует узнать и обсудить до спек­такля ?

Что можно обсудить после спектакля?

Стыдно! (По И .Токмаковой)

...Идет комедия Грибоедова «Горе от ума». Идет в московском Малом театре, в прославленном Малом театре. Зритель­ный зал полон школьников.

...Все было странно в этот вечер. Пе­ред закрытым занавесом появился чело­век, не обозначенный в числе действую­щих лиц. Он приветствовал школьников, как будто это были послы иностранных держав или олимпийские чемпионы. Он выразил радость по поводу того, что школьники пришли в Малый театр. Ом рассказал о великих людях, которые здесь бывали. Он призывал уважать эти стены и кресла, хранящие память о прошлом. Нас удивило это выступление, но удивле­ние вскоре рассеялось. Занавес поднялся, актеры начали спектакль.

...В зале стоял гул. Кто-то хохотал, кто-то кого-то щипал, кто-то своим не­давно обретенным баском отпускал гром­ко реплики.

На сцену вышел Фамусов — народный артист, любимый и почитаемый зрителя­ми Михаил Иванович Царев. На школь­ников его выход не произвел впечатления. В темном зале была своя жизнь — смеш­ки, выкрики, базар.

Было стыдно! Как было стыдно! Хо­телось выскочить на сцену и просить прощения у актеров, за неуважение к бес­смертной комедии.

Актеры с достоинством доиграли спек­такль.

А потом уборщицы вымели из зала вы­потрошенную из кресел вату, бумажки, обертки от конфет...

«Как такое могло случиться с москов­скими школьниками? — думала я, уходя из театра. — В чем причина?»
Вопросы:

Как вели себя школьники в театре?

Как ты думаешь, в чем причина такого поведения?

Почему автору рассказа было стыдно?
Григорий Остер Вредные советы Совет 2

Посещайте почаще

Театральный буфет.

Там пирожные с кремом,

С пузырьками вода.

Как дрова, на тарелках

Шоколадки лежат,

И сквозь трубочку можно

Пить молочный коктейль.

Не просите билеты

На балкон и в партер,

Пусть дадут вам билеты

В театральный буфет.

Уходя из театра

Унесете с собой

Под трепещущим сердцем

В животе бутерброд.


Вопросы:

Как вы думаете, зачем герой этого сти­хотворения приходил в театр?

Может, ему надо ходить в кафе, а не в театр ?

На что вы бы посоветовали ему обра­тить внимание в театре?

СЛОВАРИК ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Внешкольный этикет — умение везде вести себя вежливо, спокойно, не мешая другим в соответствии с установленными для всех правилами.

Антракт — перерыв в спектакле для от­дыха, еды.

Вовремя = точно (по времени).

Занятие 2 на тему «Меня пригласили на день рождения»

Не место красит человека, а человек — мест о
Цель: познакомить детей с общими нравственными правилами поведения в гостях и различными ситуациями, в кото­рых ребенок может оказаться.

Примерные вопросы и направления для обсуждения с детьми:

Какие чувства вызывает у тебя пригла­шение в гости? (Приглашение в гости со­здает праздничное настроение.)

Каким обычно бывает твое участие в общении, играх и других развлечениях?
Учитель. Подготовка к визиту начина­ется с осмысления события, послужив­шего причиной праздника. Прежде все­го, надо подумать, чем порадовать того, кто приглашает. Это могут быть подарок, стихи в честь главного виновника торже­ства, веселая сценка на тему события, игры и др. Собираясь в гости, обычно придумывают праздничный, отличный от повседневного наряд, придают себе тор­жественный вид (прическа, галстук, шар­фик, бантик и т.п.).

Если речь идет о дне рождения, нужно позаботиться о том, чтобы подарок ока­зался приятным и полезным именинни­ку. Заранее можно выяснить, задавая косвенные вопросы, мнение о том или ином предмете (возможном подарке).

Нельзя забывать, что собственные сти­хи (или стихи поэта), отвечающие собы­тию, очень украшают праздник. То же от­носится и к песне, музыке. Зная, что хо­зяева затратили много труда, готовясь к празднику, в разговоре с ними следует от­метить оформление помещения, платье, отдельные удачные детали одежды, похва­лить убранство стола, приготовленные блюда, а также поблагодарить за прояв­ленное к вам внимание.

Всегда следует помнить, что, приняв приглашение, каждый как бы дает согла­сие включиться в праздник, общее веселое настроение. Нельзя позволять себе «дуть­ся» на что-либо, отказываться от предло­жения поиграть, спеть, станцевать. Придя в гости, необходимо приветливо поздоро­ваться, поздравить именинника, не забыть сказать «спасибо» при приглашении к уго­щению; спросить, где можно сесть за сто­лом; предложить свою помощь в органи­зации праздника. Нельзя заявлять о том, что ты чего-то из предложенного не лю­бишь, не ешь. Что еще надо знать и по­мнить о поведении в гостях — дополнят дети. Они могут рассказать о своих посе­щениях друзей; когда и почему было весело, когда скучно (все смотрели телевизор, часть детей играла на компьютере и т.д.).

Учитель. Итак, каким правилам пове­дения в гостях надо следовать?
Правила поведения в гостях (формули­руют дети, учитель помогает в случае не­обходимости).
• Вспомни все вежливые слова и ис­пользуй их в общении.

• Старайся быть общительным и вни­мательным к хозяевам, окружающим.

• Веди себя за столом согласно обще­принятым правилам этикета (вспомнить эти правила).

• Уходя, поблагодари хозяев за инте­ресный праздник.

В ходе занятия можно использовать игры «Мы собираемся в гости», «Мы в гостях». Дети делают инсценировки, пред­лагают игры и развлечения, которые мо­гут сделать общение веселее и интереснее. Можно всем вместе спеть песни, станце­вать, показать фокусы и т.д.

Дидактические материалы

Задания

1. Отметь знаком «+» те правила, ко­торые ты выполняешь в гостях, а знаком «—» те, которые не выполняешь.
• Часто опаздываю к назначенному времени.

• Бегаю по квартире.

• Во время праздника веду себя спо­койно, весело.

• Благодарю родителей именинника за вкусную еду.

• Ухожу, когда надоест, не жду всех.
Какие вы поставили знаки? Если все «плюсы», то ты пока не очень хорошо ве­дешь себя в гостях, тебе еще надо учить­ся этому.
2. Как ты выбираешь подарок (под­черкни или впиши свой вариант ответа):
• дарю то, чем сам уже наигрался;

• ищу то, о чем друг говорил;

• подарок выбирает мама;

* ___________________________________________________________________________
3. «Кто к тебе придет?»
У тебя день рождения, но ты болен и лежишь в больнице. Кто обязательно при­дет тебя поздравить?
При использовании данной методики, если дети затрудняются, можно заранее изготовить из бумаги силуэты людей, на них надписать; мама, папа, бабушка, брат, сестра, тетя, друг, врач, другое, никто.

Методика позволит узнать, насколько ребенок ощущает себя дорогим и нужным окружающим людям.
Народная мудрость

Не тем красен пир, что в трубы трубят, а тем, что люди людям любы.

В гости ходить — надо и к себе водить.

В этом доме и вода что мед.

Красна сказка складом, а песня — ладом.
Задания и вопросы:

Объясни значение этих пословиц и по­говорок.

Какая из них тебе понравилась больше всех? Почему?
А. Толстой Золотой ключик, или Приключения Буратино (отрывок)

Наутро Буратино проснулся веселый и здоровый как ни в чем не бывало.

Девочка с голубыми волосами ждала его в саду, сидя за маленьким столом, на­крытым кукольной посудой.

Ее лицо было свежевымыто, на вздер­нутом носике и щеках — цветочная пыль­ца.

Оглянула деревянного мальчишку с головы до ног, поморщилась. Велела ему сесть за стол и налила в крошечную ча­шечку какао.

Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он за­пихивал в рот целиком и глотал не жуя.

В вазу с вареньем залез прямо пальца­ми и с удовольствием их обсасывал.

Когда девочка отвернулась, чтобы бро­сить несколько крошек пожилой жужели­це, он схватил кофейник и выпил все ка­као из носика.

Поперхнулся, пролил какао на скатерть.

Тогда девочка сказала ему строго:

~ Вытащите из-под себя ногу и опус­тите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.

От возмущения она хлопала ресницами.

— Кто вас воспитывает, скажите, по­жалуйста?

— Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.

— Теперь я займусь вашим воспитанием!
Вопросы и задания:

Правильно ли вел себя Буратино за сто­лом?

Что он делал неправильно?

Почему Мальвина решила взяться за вос­питание Буратино?

Какое значение имеют правила поведе­ния за столом?
СЛОВАРИК ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Приглашение на день рождения должно содержать уважительно-вежливые слова приглашения с точным указанием дня и вре­мени начала праздника.

Подарок ко дню рождения необяза­тельно дорогая, но интересная и нужная вещь для того, у кого день рождения.

Поведение в гостях нужно быть весе­лым, но не шумным, и не навязчивым. Ухо­дить надо вовремя.

Поведение за столом — надо быть ак­куратным, спокойным, соблюдать правила этикета.

Программа III класс

Введение

Мотив как отражение внутренней сути поступка — подведение детей к пониманию своей ответственности за выбор поступка.

Нравственные качества как результат поведения согласно нравственным нормам.

1. Школьный этикет (правила поведения в школе)

Взаимопомощь: как ее организовать.

Береги школьное имущество.

В какие игры и как мы играем.

2. Правила общения (взаимоотношений с другими людьми)

Точность: береги свое время и время других.

Твоя речь: слово лечит, слово ранит.

«Умейте дружбой дорожить». Коллек­тивизм.

Что такое справедливость?

3. О трудолюбии

«Труд кормит, а лень портит».

Организованность в труде.

Кем хочу быть, почему?

4. Культура внешнего вида

Мой гардероб и уход за ним.

Будничная и праздничная одежда.

5. Внешкольный этикет

У меня зазвонил телефон...

Правила поведения в гостях.

Я пишу письмо.

Природа и я — одна семья.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12