Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Эффективная организация воспитательного процесса



Скачать 2.37 Mb.
НазваниеЭффективная организация воспитательного процесса
страница8/12
Дата26.02.2016
Размер2.37 Mb.
ТипДокументы
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

Задания
1. Выбери нужные ответы и подчеркни его.

Доброжелательность — это:

доброе отношение к окружающим, же­лание им помочь;

желание и стремление оказать помощь только близким родственникам или това­рищу;

желание и стремление оказать помощь любому человеку;

умение ничего не делать;

нежелание быть добрым.
2. Закончи предложение:

Доброжелательный человека всегда __ .

Как можно назвать такого человека,

который стремится делать добро, желает добра другим? _____________________ .
3. Вспомни сказки, где действуют пер­сонажи (герои), желающие добра другим.

Назови сказку.

Назови добрых героев.

Назови недобрых.

Объясни, почему одних можно назвать добрыми, а других недобрыми.

Покажем, как дети строят свою аргу­ментацию на примере сказки «Золуш­ка*.

Фея — добрая. Она порадовала Золуш­ку поездкой на бал.

Мачеха и ее две дочери недобрые. Они (допиши предложение)______________ .

Сделай рисунки к сказкам.

Расскажи случай из своей жизни: кто и как сделал тебе добро; как ты помог дру­гому.
4. Какие детские книги ты знаешь, где рассказывается о добрых поступках. На­зови и запиши имена героев.
5. Вычеркни лишнее:

• желать добра

• сочувствовать

• сопереживать

• воровать
6. Вставь в клеточки пропущенные бук­вы: д_бр_желательный.
7. Придумай маленький рассказ, в ко­тором Буратино грустит, потому что не знает, как помочь Мальвине, попавшей в беду (она упала и испачкала свое кра­сивое платье, оцарапала ногу). Особое внимание следует обратить на добрые дела и слова Буратино: ласковое обраще­ние с желанием утешить, реальная по­мощь и т.д.
8. Нарисуй свою любимую игрушку. Постарайся, чтобы она была веселой, до­брой.
Народная мудрость

Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

Доброе слово человеку — что дождь в засуху.

Слово не птица: вылетит — ие поймаешь.

Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь.

Глупым словам — глухое ухо.

Долго думал, да хорошо сказал.

Доброе слово лучше мягкого пирога.

Доброе молчанье лучше пустого бормотанья.

Держи язык на привязи.
Вопросы:

Какие дела называют «добрыми» в этих пословицах и поговорках? (Хорошие, полез­ные, нужные людям.)

Почему говорят, что добрые дела долго живут ?
А.Барто Любочка

Синенькая юбочка.

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

Девочки на празднике

Соберутся в круг.

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг.

Кружится и юбочка,

И ленточка в косе.

Все глядят на Любочку,

Радуются все.

Но если к этой Любочке

Вы придете в дом,

Там вы эту девочку

Узнаете с трудом.

Она кричит еще с порога,

Объявляет на ходу:

— У меня уроков много,

Я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае —

Она билета не берет.

Всех локтями раздвигая,

Пробирается вперед.

Говорит она, толкаясь:

— Фу! Какая теснота! —

Говорит она старушке:

— Это детские места.

— Ну садись! — вздыхает та.

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Вот какая Любочка

Во всей ее красе.

Случается, что девочки

Бывают очень грубыми,

Хотя необязательно

Они зовутся Любами.


Вопросы:

Вам понравилась Любочка?

Как она ведет себя в школе, а как дома ?

Как вы думаете, почему так происходит ?

Что бы вы могли ей посоветовать?


Г.Мамлин Федя в лифте

Три часа волнуются соседи,

Три часа монтера ищет управдом.

Три часа томится в лифте мальчик Федя

Между третьим и четвертым этажом.

Стар и мал на нашей лестнице толпится,

И мальчишек любопытных не унять,

Словно там сидит диковинная птица,

А не Федя из квартиры номер пять.

Как мартышку, кормят Федю через сетку,

И набил уже карманы Федя впрок.

Даже грозный управдом принес конфетку,

Даже хмурая лифтерша пирожок.

Два профессора дают советы Феде,

Из квартиры вышел даже генерал,

Посочувствовал ему и на «Победе»

Прокатить его под вечер обещал.

Все сочувствуют ему в печальной доле.

Только пленник — о! — совсем наоборот,

Он судьбой своей завидною доволен,

Тут сидеть готов он сутки, месяц, год.

Жил он скромно, незаметен был он в мире —

Стал известен он теперь в любой квартире.

Федя! Федя! Был он скромным, тихим малым.

Что с ним станет, я не знаю, но пока

Он здоровается только с генералом,

А приятелям кивает свысока.


Вопросы:

Как Федя проводил время, когда лифт застрял ?

Ему понравилось его приключение или нет? Почему?

Что изменилось в поведении Феди после случая в лифте? С чем это связано?

Можно ли одобрить такое поведение?
С. Михалков Лапуся

Я не знаю, как мне быть —

Начал старшим я грубить.

Скажет папа:

— Дверь открыта! Притвори ее, герой!

Я ему в ответ сердито

Отвечаю:

— Сам закрой!

За обедом скажет мама:

— Хлеб, лапуся, передай!

Я в ответ шепчу упрямо:

— Не могу. Сама подай!

Очень бабушку люблю,

Все равно — и ей грублю,

Очень деда обожаю,

Но и деду возражаю...

Я не знаю, как мне быть

Начал старшим я грубить.

А они ко мне:

—Голубчик,

Ешь скорее! Стынет супчик!..

А они ко мне:

— Сыночек, Положить еще кусочек? А они ко мне:

— Внучок, ляг, лапуся, на бочок!..


Вопросы:

Как в семье обращались к сыну и вну­ку?

Почему он начал грубить старшим, как вы думаете ?

Что можно посоветовать такому маль­чику?
СЛОВАРИК ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Доброжелательность качество чело­века, выражающееся в желании, умении делать другим добро.

Доброжелательность в общении — уме­ние находить добрые слова для окружаю­щих, быть терпимым к их высказываниям, отстаивать свою позицию вежливо, ува­жая чужое мнение.

Диалог — разговор минимум двух чело­век, построенный на взаимном уважении мнения другого, умении слушать, не пере­бивая.
Занятие 4 на тему «Поступки твои и других (их оценка)»

Как аукнется, так и откликнется.
Цель: научить детей давать нравствен­ную самооценку поступкам, показать, с каких позиций можно оценивать поступ­ки окружающих.

Учитель, начав беседу с вопросов: «Ре­бята, как вы думаете, надо ли оценивать поступки других людей? Как это следует делать?*, далее может остановиться на анализе содержания народной мудрос­ти — соответствующих пословиц и пого­ворок: «Все бывает причина», «Был бы снежок, так скатаем комок*, «В лес дров не возят, в колодец воды не льют* и т.д. Работа над содержанием пословиц помо­жет детям убедиться в том, что, прежде чем оценивать чей-либо поступок, надо попытаться понять, почему человек по­ступил именно так. Обидеть может посту­пок близкого человека, но, разобравшись в причинах поступка, можно прийти к вы­воду, что он был прав. Бывает даже стыд­но, что, проявив поспешность, плохо о ком-то подумал.

Важно осознать, с каким чувством оце­ниваешь поступки другого: с искренним стремлением во всем разобраться, жела­нием понять причины, заставившие чело­века поступить тем или иным образом. Но, прежде чем оценивать чьи-либо поступки, надо научиться правильно оцени­вать собственные. В беседе с детьми учи­тель выясняет, все ли они умеют это де­лать, всегда ли это получается. Предлага­ется привести примеры. Учитель обраща­ет внимание на те события из жизни клас­са, которые побудили детей дать оценку поступкам окружающих. Дети вспомина­ют, какими были эти оценки.

Умению оценивать поступки других можно научиться, анализируя ситуации. Наташа опоздала на урок. Как, по ваше­му мнению, должен поступить учитель? Сережа нечаянно сломал любимую папи­ну ручку. Как ему быть? А папе?
В совместной работе выводятся прави­ла «НЕ»:

• Прежде чем оценивать поступки дру­гих, научись оценивать свои.

• Не делай вывода, не узнав причины.

• Не будь категоричен в оценках, попытайся сначала понять другого че­ловека.
Правила «НЕ» можно вывести из пра­вил «ДА», как это ниже представлено в таблице.

.

Правила «ДА»

Правила «НЕ»

Учись честно оценивать свои поступки и дела

Не спеши давать оцен­ку поступкам других

Сначала узнай причину поступка, потом давай оценку

Не узнав причины, не делай вывода

Попытайся понять другого человека, почувствуй его настроение

Не будь категоричен в своих оценках


Дидактические материалы

Задания

1. Соедини стрелками (можно разного цвета) качества человека и соответствующие пословицы:

Леность Не спеши языком — торопись делом

Дружелюбие Кто ленится, тот не ценится.

Болтливость Человек без друзей, что дерево без корней.

Деловитость Не бойся первой ошибки, бойся второй

Усердие Хочешь много знать, меньше надо спать.

Любознательность Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

Старательность

Трудолюбие

Сообразительность

Честность
При возникновении затруднений учитель помогает учащимся.
2. Прочти стихотворение и ответь на вопрос, какие еще важные слова надо го­ворить каждое утро.


Если даже плохая погода,

Метель, дождь, сыро и грязно,

Стоит сказать: «Доброе утро», —

И сразу станет теплее и радостнее.


3. Ответь на вопрос:

«У тебя есть дру­зья?»

Одного из них, самого близкого, нари­суй. Рядом напиши слова, которые харак­теризуют его.
4. Ответь, какие поступки твоего друга тебе нравятся, а какие нет. Назови их.
5. Вспомни случаи, когда ты был не прав, плохо отзываясь о друге. Почему так произошло? Может быть, ты не знал при­чин его необычного поведения?

Например, ты и твой друг договори­лись поиграть во дворе. Ты ждешь, а его все нет. Наконец он появился, но про­бежал мимо, что-то крикнув. На другой день ты, обиженный, с ним не разгова­риваешь, решив, что он плохой друг. А позже выяснилось, что у него потерял­ся младший брат, которого он и разыс­кивал.
6. Вспомни, когда ты сам неправильно оценил поступок товарища.

Какое правило отсюда следует? (Что­бы правильно оценить поступок другого, надо знать настоящие причины этого по­ступка.)
7. Подумай, правильно ли дети оцени­ли своего товарища Сережу.


Сережа был очень нелюдим.

Ох, как бы подружиться с ним?

А может быть, напрасный труд?

Его не зря Ежом зовут.

И вот уже под Новый год

Узнали о Еже,

Что Ежик с матерью живет

В подвальном этаже,

Что нет отца, а мать больна.

Давно уж не встает она.


Ответы на вопросы

Что означают слова «был очень нелю­дим»?

Почему Сережа был нелюдим?

Ка­кие обязанности дома должен выполнять Сережа?

Что сделали бы вы, УЗНАВ о трудной жизни Сережи?
8. «Доскажи словечко».

Чтобы научиться правильно оценивать себя и других, нужно быть... (Каким?) Для этого выбери и подчеркни, а также допиши нужные слова:

- справедливым, веселым, честным, аккуратным, ловким, ...

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Подчеркни правильный вариант про­должения предложения. Для того чтобы оценивать поступки других, надо...

• уметь оценивать свои поступки;

• любить давать оценки поступкам;

• узнать причину поступка.
Народная мудрость

Как аукнется, так и откликнется.

Иголка маленькая, да больно колет.

Из обрубков бревна не составишь.

Не ошибается тот, кто не работает.

Утро вечера мудренее...
Задания и вопросы:

Объясни значение этих пословиц и поговорок.

Какая из них тебе понравилась больше всех? Почему?
Ф.Кривин Можно ли обижать больших?

Бывает так, что маленькие обижают больших. Особенно тех, которые никогда не обижают маленьких.

Я сам однажды видел, как маленький мальчик обижал свою бабушку. Бабушка просила его не садиться в лужу, а мальчи­ку хотелось сесть в лужу. И чтоб отстоять это право — сидеть в луже, он грубил, ка­призничал, отбивался от бабушки. Ну, в общем, так ее обижал, что бабушке хоте­лось заплакать.

Ты думаешь, большим никогда не хочет­ся плакать? Они не плачут лишь потому, что они уже не маленькие, а большие. Но когда их обижают, им тоже хочется пла­кать. Особенно если их обижают малень­кие. Потому что большие любят малень­ких. Почему-то маленькие чаще всего оби­жают тех больших, которые их любят.

Бабушку, например. Маму или папу. Или дедушку. Хуже всего обижать тех, кто нас любит. Маленькие мы или большие, но если мы обижаем тех, кто нас любит, значит, нас не стоит любить.

Когда ты встретишь маленького, кото­рый обижает большого, подойди к нему, объясни, растолкуй — словом, поговори с ним, как маленький с маленьким.
Вопросы и задания:

Какой случай описывает автор ?

Как ты относишься к поведению маль­чика?

Что бы ты ему сказал?

Ответь на вопрос автора.
В.Осеева Вырванный лист

У Димы кто-то вырвал из тетрадки чи­стый лист,

— Кто бы это мог сделать? — спросил Дима.

Но ребята молчали.

— Я думаю, что он сам выпал, — ска­зал Костя. — А может, тебе в магазине та­кую тетрадку дали... Или дома твоя сест­ренка вырвала этот лист. Мало ли что бывает... Правда, ребята?

Ребята молча пожимали плечами.

— А еще. Может быть, ты где-нибудь сам зацепился... Крах! — и готово!.. Прав­да, ребята?

Костя обращался то к одному, то к дру­гому, торопливо объясняя:

— Кошка тоже могла вырвать этот лист... Еще как! Особенно котеночек ка­кой-нибудь...

Уши у Кости покраснели, он все гово­рил, говорил что-то и никак не мог оста­новиться. Ребята молчали, а Дима хму­рился. Потом он хлопнул Костю по плечу и сказал:

— Хватит тебе!

Костя сразу обмяк, потупился и тихо сказал:

— Я отдам тебе тетрадь... У меня есть целая!
Вопросы:

Как Костя пытался объяснить пропажу?

Как сумел Дима исправить ситуацию?

Как ты относишься к поступку Кости?

Можете ли вы вспомнить пословицу, подходящую к случаю, описанному в этом рассказе?
А.Барто Я лишний

Окапывали вишни.

Сергей сказал: Я

Лишний.

Пять деревьев,

Пять ребят —

Я напрасно вышел в сад.

А как поспели вишни,

Сергей выходит в сад.

— Ну нет, теперь ты Лишний! —

Ребята говорят.


Вопросы и задания:

Когда Сережа решил, что он лишний?

С чем это было связано ?

Почему ребята решили, что Сережа — лишний в саду ?
Г.Остер Так не честно

Щенок и котенок играли во дворе в ловитки.

А соседский кот ходил по своей сосед­ской крыше и возмущался:

— Что это за дружба между щенком и котенком? Не может быть никакой дружбы! Все равно щенок когда-нибудь станет взрос­лым псом, а котенок — котом. А как кошка с собакой живут, давно известно. Ты, Гав, запомни: скоро твой друг все время будет за тобой гоняться, а ты — всегда удирать.

Щенок услышал и сказал котенку:

— Почему это я буду все время за то­бой гоняться? Так в ловитки играть не честно. Я хочу по очереди. Сначала я за тобой, а потом ты за мной.
Вопросы:

Как котенок и щенок играли в ловитки (догонялки) ?

Почему соседский кот хотел их поссо­рить?

Удалось ли это ему? Почему?
Р.Зеленая, С.Иванов Ха-ха-ха!

Если б не было смеха, люди, честное слово, умерли бы от скуки.

Иногда сидишь в театре, или в цирке, или тебе читают что-то — смеешься до слез, и будто в душе форточку открыли.

В жизни без шутки не проживешь. Кто умеет шутить — молодец!

А если пошутили над тобой... не оби­жайся, не отворачивайся — засмейся в ответ.

Но бывают случаи, когда смех совсем не к месту. Идешь по музею, кругом кар-

тины, вазы, на них люди смотрят. А Ва­лерка тебе в это время шепчет и шепчет... Ты как засмеешься: ха-ха-ха! — на весь зал... Все вздрогнули, обернулись: это кто же так себя ведет? Оказывается, ты...

Или — идут люди по улице, скользко. И какой-то толстяк руками взмахнул — бах: портфель в одну сторону, шапка в другую... Один захохочет во все горло, а другой — может быть, ты, подойдет, шап­ку поднимет и не засмеется.
Вопросы и задания:

Смех помогает людям? Как? В каких ситуациях?

Всегда ли и везде уместно смеяться ?

Приведи примеры, когда смех ~ в ра­дость.
Л.Толстой Гуси и павлин (сказка)

Павлин, распустив хвост, ходил по бе­регу пруда. Два гусенка смотрели на него и осуждали его:

— Смотри, — говорят, — какие ноги у него некрасивые, и послушай, как кричит нескладно.

Человек услыхал их и сказал:

— Правда, что ноги его нехороши, и поет он нескладно, но ваши ноги еще хуже, и поете вы еще хуже; но хвоста у вас такого нет.
Вопросы:

Почему гусята осуждали павлина?

Правильно ли они оценивают павлина?

Что человек сказал гусятам ?

Почему гусята себя так вели ?

Хорошо ли завидовать ?
К.Ушинский

Прибежал Митя в сад, выхватил у сво­ей маленькой сестры, Тани, куклу и по­скакал с куклой по саду, верхом на палоч­ке. Таня стояла и плакала.

Выбежал из дому старший брат Мити, Сережа. Сереже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Мити куклу и лошадь.

Митя побежал жаловаться отцу; а отец сидел у окна и все видел. Что сказал Мите отец?
Вопросы:

Что сделал Митя ?

Как поступил Сережа ?

Хорошо ли это?

Помог ли отец Мите ?

Как вы думаете, что он ему сказал ?
Словарик для учителя

Оценивание — умение выразить свое от­ношение.

Оценивание поступка — умение опре­делить нравственное содержание по­ступка и сформулировать свое отноше­ние к нему.
Занятие 5 на тему «Правдивость, честность»

В ком добра нет, в том и правды мало
Цель: объяснить детям, что правди­вость и честность — слова, противопо­ложные по значению лжи и нечестности.

Вступительная беседа по теме урока может быть построена на такого рода во­просах: Нужна ли человеку ложь?

Мож­но ли без нее прожить?

Как отличить ложь от фантазии, вымысла?

Что такое нечестность и как она осложняет жизнь человеку?
Для того чтобы помочь разобраться в этом, можно активизировать работу по типу задания
«Подбери антонимы к сло­вам:

ложь — ______________________________________ ;

нечестность —__________________________________

(впиши нужные слова, объясни, почему ты их выбрал)».
Дети могут приводить такие пары слов, как ложь — правда, нечестность — правди­вость, и учитель должен помочь им понять нравственное противостояние, заложенное в этих словах. Вежливый, нравственный человек всегда будет плохо относиться ко всякому проявлению лжи, нечестности как в делах и поступках, так и в словах.

Можно вспомнить любимых героев детских книг (например Незнайку, Лису Алису и Кота Базилио и др.) и обсудить их хорошие и плохие поступки, выявляя нравственную суть каждого поступка.

В связи с такими рассуждениями мож­но обсудить и содержание пословиц и поговорок, выясняя их смысл:

«Без прав­ды люди не живут, а только маются»,

«Где правда, там и счастье» и др. (см. раздел «Народная мудрость»).

Они помогут учи­телю показать детям, что за нечестностью и неправдой в словах стоят и некрасивые поступки.

Итогом урока должна быть мысль, что настоящий человек никогда не опустится до обмана, лжи, нечестных поступков и по возможности будет предостерегать от них других.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ЗАДАНИЯ

1. Объясни содержание русских народ­ных пословиц и поговорок:
В ком правды нет, в том и добра мало.

Береги платье снову, а честь смолоду.
2. Прочитай два небольших рассказа и определи, к какому из них какая посло­вица подходит.
• Однажды я пошел в компьютерный клуб. Дома сказал, что буду играть во дво­ре. Это потому, что мама запрещает мне ходить в этот клуб. Я заигрался и пришел домой поздно. Мама волновалась. Заболе­ла сестренка. Меня нет, и некому сходить в аптеку. Сестренка плакала, у нее был жар.
• У меня был друг. Однажды у него дома я увидел красивую старинную книгу. Она мне очень понравилась. Я захотел иметь такую же. Друг вышел к звонивше­му телефону, а я потихоньку взял ее и за­спешил домой. Дома долго ее рассматри­вал и радовался. Потом все об этом узна­ли. Мне было стыдно. Я вырос. Как-то встретил старого друга. Он не обрадовал­ся и не пригласил меня к себе. Я поду­мал, что он помнит случай с книгой. И мне опять стало стыдно.
3. Вспомни и расскажи сказку «Заюшкина избушка». Ответь на вопрос: какой поступок совершила Лиса?

• Сделай рисунок к этой сказке.

• Придумай к нему такое заглавие, в котором будет назван поступок Лисы.

• Выбери нужные слова из перечис­ленных: честный, плохой, несправедли­вый, товарищеский, нечестный, хороший.

Объясни, почему ты считаешь выбран­ное слово самым правильным для оценки поступка Лисы.
4. Соедини стрелками похожие по смыслу слова:
Честный верный

лживый

правдивый.
5. Подчеркни предложения, со смыслом которых ты согласен:
Честный человек трудится сам.

Надо честно относиться к своим обя­занностям.

Нельзя никого обманывать.

Иногда полезно лгать.
НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ
В ком добра нет, в том и правды мало.

Всяк правду хвалит, да не всяк ее сказывает.

За правду стой горой.

Кто правдой живет, тот добро наживет.

Вранье не приведет в добро.

Кто вчера соврал, тому и завтра не поверят.

Вчера солгал, а сегодня лгуном обзывают.

Добрые умирают, да дела их живут.

Всему бывает причина.
Вопросы:

Почему говорят, что «всему бывает при­чина» ?

Почему ответ бывает таким же, как и вопрос?(Каков вопрос, таков ответ).

Объ­ясните, что это значит.

Имеет ли человек право на ошибку?

Какой человек имеет это право? Почему?
Н.Юсупов Простите

Папа разбил драгоценную вазу.

Бабушка с мамой

Нахмурились сразу,

Но папа нашелся,

Взглянул им в глаза

И робко и тихо

«Простите», — сказал.

И мама молчит,

Улыбается даже:

«Мы купим другую,

Есть лучше в продаже».

«Простите!» Казалось бы,

Что в нем такого,

А вот ведь какое

Чудесное слово.


Вопросы:

О каком честном поступке говорится в стихотворении ?

Какое необычное, чудесное слово исполь­зует папа ?

Когда и как его надо произносить?

Ты умеешь им пользоваться? Как часто прибегаешь к его помощи ?
С.Михалков Тридцать шесть и пять

У меня опять:

Тридцать шесть и пять.

Озабоченно и хмуро

Я на градусник смотрю:

Где моя температура? Почему я не горю?

Почему я не больной? Я здоровый! Что со мной?

У меня опять: Тридцать шесть и пять.

Живот потрогал — не болит! Чихаю — не чихается!

И кашля нет! И общий вид

Такой, как полагается! И завтра ровно к девяти

Придется в школу мне идти

И до обеда там сидеть — Читать, писать и даже петь!

И у доски стоять, молчать,

Не зная, что же отвечать...

У меня опять: Тридцать шесть и пять.

Я быстро градусник беру

И меж ладоней долго тру,

Я на него дышу, дышу

И про себя прошу, прошу: «Родная, миленькая ртуть!

Ну, поднимись еще чуть-чуть!

Ну, поднимись хоть не совсем —

Остановись на «тридцать семь»!»

Прекрасно! Тридцать семь и два!

Уже кружится голова! Пылают щеки (от стыда!)...

— Ты нездоров, мой мальчик?

- Да...

Я опять лежу в постели —

Не велели мне вставать.

А у меня на самом деле:

Тридцать шесть и пять!


Вопросы:

Что случилось с мальчиком?

Почему он так хотел заболеть ?

Тридцать шесть и пять — это что за число, о чем оно говорит ?

Честно ли поступает мальчик ?
С. Михалков Моя неделя

Мне сказали в ПОНЕДЕЛЬНИК,

Что я лодырь и бездельник!

Заслужил во ВТОРНИК двойку,

Пережил головомойку

И мячом футбольным в СРЕДУ

Залепил в окно соседу.

Весь ЧЕТВЕРГ его боялся —

Все ходил и извинялся.

Хуже ПЯТНИЦЫ не видел -

Так себя я ненавидел!

Выходной для всех — СУББОТА,

Для таких, как я, — работа!

От уроков нет спасенья!

Слава Богу! ВОСКРЕСЕНЬЕ!


Вопросы:

О каких событиях говорится в стихо­творении ?

Что натворил мальчик ?

Как он себя при этом чувствовал ?

За какие поступки ему было стыдно?

Что бы вы ему могли посоветовать ?
Л. Толстой Мальчик и волк

Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! Волк!»

Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случи­лось — и вправду набежал волк.

Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его.

Волк видит, бояться нечего: на просто­ре перерезал все стадо.
Вопросы:

В чем выразился обман мальчика?

Как вы думаете, зачем мальчик всех об­манывал?

Почему, когда на самом деле прибежал волк, никто не пришел на помощь мальчи­ку?

Как обман мальчика отразился на судь­бе стада ?

Как вы считаете, можно ли обманы­вать ?
Я. Полонский

Вот-те на! Разбила чашку!

На кого бы мне солгать —

На Валерку иль на Машку?

Или просто убежать?

Лгать, хитрить да запираться —

Это плохо, говорят.

Нет, уж лучше мне признаться,

Пусть немного побранят.


Вопросы:

Что произошло?

Как девочка хотела поступить ?

Почему она изменила свое решение?

Правильно ли она поступила?
Н. Рубцов

Побежала коза в огород.

Ей навстречу попался народ:

— Как не стыдно тебе, егоза! —

И коза опустила глаза.

А когда разошелся народ,

Побежала опять в огород.
Вопросы:

Куда и зачем коза направлялась?

Почему она остановилась?

Стало ли ей стыдно?

Зачем она побежала в огород?
А.М. Милн (Перевод с английского М.Бородицкой) Воспаление хитрости

У Кристофер-Робина

Хрипы

И всхлипы!

Его уложили

В кровать,

И в рот заглянули,

И дали пилюли,

И не разрешили

Вставать.

И все ужаснулись:

Из хрипов

И всхлипов

Не вышли бы свинка

и корь!

От всхлипа и хрипа

Недолго до гриппа,

А это —

Опасная хворь!

И доктор по хрипам,

И доктор по всхлипам,

И много других

Докторов,

И сам знаменитый

Профессор по гриппам

К нему

Прибежали

На зов.

И встав у постели,

Узнать захотели,

Как именно

все началось,

и много ли на ночь

Он съел карамели,

И как ему ночью спалось.

И доктор по хрипам

Сказал, что при хрипах

Больного

нельзя охлаждать,

А доктор по всхлипам

— Что надо при всхлипах

Больному во всем

Угождать...

Но ясно любому,

Что если больному

Все-все, что захочет,

Дадут —

Не будет ни хвори,

Ни свинки,

Ни кори,

И хрипы,

И всхлипы

Пройдут.

А Кристофер-Робин,

Проснувшись здоровым

На следующий день,

Поутру,

Сказал: «Похворали!

Теперь не пора ли

Другую придумать

Игру?»


Вопросы:

Что случилось с Кристофером-Робином ?

Как его лечили ?

Это была болезнь или притворство?

Честно ли так поступать ?
Раздел III. О трудолюбии
Занятие 1. «Правило "Учусь все делать сам"»

Цель: вызвать у детей желание быть самостоятельными, стимулировать стрем­ление к самостоятельному выполнению различных дел.

Занятие можно начать с вопросов «Что я делаю сам?» и «Что я мог бы делать сам?», чтобы помочь разобраться в реаль­ной ситуации и показать скрытые воз­можности каждого ребенка, а главное — поддержать его в желании все делать са­мому. Важно подчеркнуть нравственно-эмоциональный аспект этих процессов: то, что сделано твоими руками, и даже простое твое желание что-то сделать при­носят радость не только тебе, но и близ­ким.

В беседе учитель с целью выявить не­реализованные желания детей ставит и такие вопросы: «Что ты хотел бы делать сам, но тебе не разрешают? Почему?» Это позволит ему подвести детей к ответам, заключающим самооценку: «не умею*, «не довожу дело до конца», «бываю небре­жен, могу все испортить», «после меня приходится все переделывать».

Можно организовать и практическое занятие в зависимости от сезона: сбор бу­кетов из осенних листьев и проведение их выставки, рисование на любые темы, со­здание снежных фигур зимой, организация (в школе и дома) «огорода на подо­коннике», в котором выращивают зеле­ный лук и чеснок, занятие «лечим книж­ку» и т.д. Важно организовать работу так, чтобы дети почувствовали, что они уже что-то могут делать сами, дать им испы­тать радость при виде результатов своего труда.

В русле этой тематики хороший эф­фект дает обращение к произведению А.Акима «Неумейка». При его обсужде­нии важно выяснить у детей их любимые занятия, в которых они вполне самостоя­тельны. Для этого можно воспользовать­ся их рассказами, рисунками.

Далее вместе с учениками обобщаются пути выработки трудолюбия. Возможен вариант, при котором данное занятие при­урочивается к уроку труда

Сначала учитель предлагает детям вспомнить то, что они усвоили в младших классах. Дети называют дела, которые они умеют выполнять сами, вспоминают, что значит дисциплина труда. Учитель просит назвать пословицы и поговорки о труде, в которых выражается народная мудрость («Терпенье и труд все перетрут», «Кончил дело — гуляй смело», «Без труда не выта­щить и рыбку из пруда» и др.), объяснить их смысл, привести пример из своего опы­та. Таким образом выясняются представ­ления детей о прилежании и старательно­сти, добросовестности в учебе, самообслу­живании, помощи в домашнем труде.

Затем вместе с учителем дети вспоми­нают, как проходил урок труда, в чем выражались их трудолюбие, дисциплина тру­да, добросовестность и другие качества, которые говорят об отношении человека к труду.

После анализа урока и подведения его итогов (нужны умения трудиться; заста­вить себя довести начатое дело до конца; не падать духом, если результат не радует; знать, что при старании и понимании сво­их ошибок результат с каждым разом бу­дет лучше) учитель обращается к детям с вопросами: «А на уроке чтения, матема­тики можно научиться трудолюбию? В чем проявляется трудолюбие в учении?»

Вместе с учителем дети анализируют один из уроков с помощью таких вопро­сов: «Вовремя ли мы начали урок чтения (письма или математики)? Что нам меша­ло это сделать?» (Не все подготовились к уроку: кто-то не достал книгу для чтения, у кого-то упали со стола учебные принад­лежности. Кто-то опоздал на урок после перемены и т.д.)- В итоге дети делают (при помощи учителя) вывод — нужно быть дисциплинированным.

Далее обсуждается, в чем проявляются добросовестность, старательность и другие качества, связанные с трудолюбием.

В итоге дети называют те качества, ко­торые им необходимы для выработки тру­долюбия. Они вспоминают трудолюбивых героев известных им книг, фильмов, сказок.

Пользу принесет выполнение такого задания: составить таблицу, в которой от­мечать в течение недели значками «+» и «—» те качества, которые говорят о трудо­любии, и качества, мешающие стать тру­долюбивым.
Занятие 2. Помогаю другим своим трудом дома и в школе

Свет не без добрых людей (Народная мудрость)
Целью является объяснение взаимосвя­зи понятий «труд», «помощь другим», «взаимопомощь».

В учебно-тематическом планировании года данное занятие желательно приуро­чить к праздникам, связанным с изготов­лением детьми своими руками подарков мамам, папам, бабушкам и дедушкам.

Дети переживают радостное чувство, когда взрослые благодарят их за подарки, с одобрением оценивают старания детей. Но это бывает в праздники. Учитель хва­лит учеников и тут же спрашивает: «А каждый ли день вы проявляете внимание к домашним?»

Многие дети ко второму классу уже имеют определенный опыт самообслужи­вания дома: следят за порядком в своем уголке, в комнате, умеют красиво засте­лить кровать, подмести пол, помыть по­суду и т.д. Но проблема состоит в том, что они не приучены выполнять работу без напоминания. И в то же время оно их раз­дражает, так как отрывает от игры. Пере­ключение от игры к работе — весьма труд­ное дело для учеников данного возраста. Учителю важно заранее сориентировать детей на то, чтобы в их режиме дня на­шлось определенное время для проведе­ния таких дел. Надо также обращать вни­мание детей на качество выполненной работы, чтобы они сами смогли заметить допущенную ими небрежность при ее выполнении.

Учитель объясняет, что работа, о кото­рой взрослым приходится напоминать детям (и не один раз), — это не помощь им, а дополнительная для них забота. Маме такие напоминания тяжелы, так как ее огорчит не только невыполненная работа, но и склонность ребенка к лени, безответственности.

Детям можно предложить назвать те домашние дела, которые они выполняют с удовольствием, и те, что они делают без желания. Ребенку трудно переключаться с игры на труд по обязанности.

Полезны будут и рассказы детей о сов­местном труде с родителями, о своем лю­бимом занятии, о том, как оно помогает в домашних делах. Здесь к месту окажут­ся рисунки детей на темы, с ними связан­ные.

В школе дети, используя навыки, по­лученные дома, включаются в трудовые дела для класса (дежурные, помощники учителя, библиотекари классной библио­теки и пр.). Труд для класса часто выпол­няется коллективно, коллективный труд требует продуманной организации, согла­сованных действий. Над этим дети заду­мываются, когда учитель предлагает им продумать организацию работы: подго­товку необходимых орудий труда, распре­деление видов работы (по справедливос­ти, с учетом сил и умений). Важно обсу­дить, как дети оценивают результаты сво­его труда, чем они делятся на занятии.

Учитель говорит: «Вспомни, не попа­дал ли ты в такую ситуацию: начал мыть посуду, увидел кошку и стал с ней играть. Потом вспомнил, что еще надо убрать свои вещи, — начал новое дело...» Мож­но предложить продолжить эту историю, завершив ее хорошим концом и плохим.

Учитель резюмирует: «Оказывая дома помощь, вы радуетесь, вам же приятно, когда вас хвалят, когда вы видите резуль­таты своего труда».

В канву урока органично вплетается работа с пословицей «Закончил дело — гуляй смело». В первой половине этой пословицы заключено многое: необходи­мо довести дело до конца; убрать каждое средство труда на свое место; помыть руки (если они испачкались); снять и положить на место рабочую одежду (фартук, перчат­ки и пр.). Перечень можно продолжить.

Очень важно довести до сознания де­тей мысль, что дисциплинированный че­ловек приятен в общении, обязателен, умеет создавать и ценить красоту.
Занятие 3. «Что значит быть бережливым ?

Бережливость дороже богатства. Бережливость не скупость.

(Народная мудрость)

Цель: показать, какое значение береж­ливость играет в жизни человека.

Урок начинается с обсуждения пого­ворки «Бережливость — не скупость». Для беседы могут быть использованы следую­щие вопросы: «Какого человека называ­ют бережливым, а какого скупым? Хоро­шее ли это качество — бережливость? Можете ли вы привести примеры поступ­ков, когда человек проявил бережливость? Как нам добиться того, чтобы сохранить свой класс чистым, красивым? А что зна­чит выражение «беречь свое и чужое вре­мя?».

С помощью этих вопросов можно по­строить занятие, показывая детям, что бережливость — очень важное качество человека, которое ему необходимо в жиз­ни. Оно помогает человеку быть собран­ным, не делать ничего лишнего, приуча­ет к скромности и трудолюбию, уваже­нию, умению ценить свое и чужое время, считаться с интересами окружающих.

Учитель предлагает детям найти анто­нимы к слову бережливость (мотовство, легкомыслие). В этом поможет работа над пословицами::

«Слову — вера, хлебу — мера, деньгам — счет»,

«По одежке про­тягивай ножки».
Как результат работы на уроке — со­ставление «Правил «НЕ»:

Не жадничай, не бери больше, чем нужно, для еды, работы, игры.

Не спеши, тщательно продумывай свои действия.

Не торопись покупать что-то из игру­шек, книг, обсуди это с родителями.
Учитель предлагает осмыслить неко­торые вопросы: «Как ты обращаешься со своими школьными вещами? Не катаешь­ся ли ты на своем рюкзаке с горы, как с ним поступаешь, когда играешь во дворе с ребятами; часто ли вырываешь из тет­радей листы и бросаешь их; бережешь ли ты свою обувь, одежду? Посчитай, сколь­ко стоит все то необходимое, что покупа­ют для тебя родители.

А как ты относишься к еде, особенно к хлебу? Вспомни, какие пословицы и поговорки ты знаешь о хлебе. Объясни их смысл».
Дидактические материалы

Творческие задания
1. Вспомни сказку «Репка» и ответь на вопросы:

• Какое значение имела помощь ма­ленькой мышки?

• Как еще можно назвать сказку, что­бы было понятно, почему удалось выта­щить репку?
2. Прочитай расположенные в беспо­рядке предложения. Поставь цифры от 1 до 6 так, чтобы была понятна последова­тельность трудовых действий.
____ Потому что хотел порадовать младше­го брата.

____ Задумал сделать игрушку.

____ Работал не отрываясь.

____ Подумал, с чего лучше начать, а чем закончить работу.

____ После работы всё убрал на место.

____ Получил полезную вещь — игрушку.
3. Прочитай стихотворение и запиши, какое правило из него можно вывести.

Труд делили поровну

Мальчики и девочки:

Шкаф тащили в сторону

Девочки и девочки.

А два парня-крепыша

Стол тащили не спеша.

А.Барто
4. Прочитай стихотворение и назови основное правило, в нем заключенное.
Сами вещи не растут.

Вещи сделать — нужен труд.

Карандаш, тетрадь, перо,

Парты, доски, стол, окно,

Книжку, сумку — береги;

Не ломай, не мни, не рви.
5. Прочитай образцы народной мудро­сти (пословицы и поговорки), вспомни и расскажи на схожую тему случай из своей жизни или жизни твоих знакомых и дру­зей.
Что посеешь, то и пожнешь.

Стойким счастье помогает.

Колотись, бейся, а все надейся.

Была бы охота, заладится любая работа.

Бей в одну точку, и своего добьешься.

Слезами горю не поможешь.

Кто ищет, тот всегда найдет.

Терпение и труд все перетрут.

Текучая вода дорогу найдет.

Чего не поищешь, того и не сыщешь.

Не зная броду, не суйся в воду.

Кто в горе руки опускает, тот и счастья не узнает.

Упустил зайку — не айкай.

Утопающий и за соломинку схватится.

Не говори гоп, пока не перепрыгнешь.

Хвались, да не поперхнись.

Цыплят по осени считают.

В руках было, да меж пальцев сплыло.

В чужих руках ломоть больше кажется.

Хотел сесть на два стула, а сел промеж двух.

Не зарься на чужое, свое береги.
6. Посмотри внимательно на рисунки, прочитай, придумай ответы учеников.


М.Ивенсен Всегда найдется дело!

(песня, стихи М.Ивенсен, муз. А.Александрова)

Всегда найдется дело для умелых рук,

Если хорошенько поглядеть вокруг:

Цыпленка надо напоить,

Котенка надо накормить,

И посуду, и посуду,

И посуду перемыть.

Всегда найдется дело для умелых рук,

Если хорошенько поглядеть вокруг:

И грядки надо поливать,

И куклу надо обшивать,

И картинки, и картинки,

И картинки рисовать.

Всегда найдется дело для умелых рук,

Если хорошенько поглядеть вокруг.

А тот, кто дела не найдет,

Пускай скучает целый год

И лентяем, и лентяем,

И лентяем прослывет!


Вопросы и задания:

Перечисли, какие дела можно найти во­круг?

Это дела для всех или только для «уме­лых рук»?

Если заниматься делом, то как пройдет год?

Что может произойти с человеком, если он ничего полезного не будет делать?

Какой путь ты бы выбрал?
Е.Ильина Три хозяйки

Что за сестры! Прямо чудо!

Эта вымыла посуду,

Та посуду вытирает,

Ставит все на полки,

Ну, а третья подбирает

На полу осколки.
Вопросы и задания:

Почему девочек называют хозяйками?

Перечисли, какие дела они умеют де­лать.

Расскажи, какую работу по дому ты делаешь постоянно.
В.Голявкин Моя работа

Старший брат мастерил приемник. А младший ходил вокруг и мешал. — И я работать хочу, — просил он.

— Вот пристал, — сказал старший брат. — На тебе молоток и гвоздь.

Младший нашел кусок фанеры и при­ступил к работе.

Тук-тук-тук — вся фанера в дырках! Даже вся табуретка в дырках. Даже в паль­ме чуть-чуть не сделал дырку.

— Ну-ка, — сказал старший брат, — дай сюда. — И прибил фанерку к приемнику.

— Вот и все, сказал старший брат, — готов приемник.

Младший вышел во двор и привел ребят.

— Это я сделал. Моя работа!

— Весь приемник сделал?

— Не весь, конечно, но главную часть. Без нее приемник бы не работал.
Вопросы:

Расскажите, как младший брат помо­гал старшему?

Какую «главную деталь» он сделал?

Вы согласны, что без этой детали при­емник бы не работал ?

Как вы думаете, почему мальчик так поступил ?
Задания

1. Закончи предложения:

Бережное отношение к вещам — это...____________________________________________

Бережливым мы называем человека, который ..._____________________________________
2. Подчеркни нужный ответ или допи­ши его.

Ты стал на один час волшебником и оказался в школьной библиотеке. Что ты сделаешь?

• Буду читать самую интересную кни­гу.

• «Вылечу» все «больные» книги.

• Поищу журнал с комиксами.

... (допиши дела, которые ты считаешь нужными сделать).
3. Придумай историю о том, как ты со своими одноклассниками пришел в биб­лиотеку, чтобы «полечить» книги. Как вы это делали? Каким образом книги благо­дарили вас?
4.1. Назови, что сделано человеком из окружающих тебя в школе вещей, пред­метов.
4.2. Перечисли профессии людей, ко­торые эти вещи и предметы сделали.
5. Прочитай текст и ответь на во­прос.
Маше купили новый ранец. Ее соседу по парте тоже подарили ранец. Детям очень понравились их новые сумки, они с удовольствием укладывали в них и до­ставали оттуда школьные вещи.

К концу второй четверти у Маши сум­ка была такая же красивая, как и в начале учебного года. Костя с завистью смотрел на нее. Его же сумка имела жалкий вид: в грязных пятнах, со сломанными и ото­рванными молниями.

Спрашивает Костя Машу: «Почему твоя сумка, как новая, а у меня нет?»

Отвечает Маша: «Для меня ранец — это сумка для школьных книг и вещей, а для тебя — это еще и мяч, и санки, им ты пользуешься и во время драки».

Каким словом можно назвать отноше­ние Маши к своему рюкзаку, а каким — Кости?
6. Сравни смысл слов: бережливость — жадность.

Чем бережливость отличается от жадности?

7. Сочини сказку о жадности, придумай ей название, запиши ее, закончив выво­дом (правилом).
8. Придумай небольшой рассказ, пока­зав, к каким печальным последствиям может привести неаккуратность человека по отношению к вещам, книгам.

Если сможешь, сделай к нему иллюст­рацию, т.е. рисунок.
9. Прочитай стихотворение и найди ос­новное правило, в нем заключенное.
Сами вещи не растут.

Вещи сделать — нужен труд.

Карандаш, тетрадь, перо,

Парты, доски, стол, окно,

Книжку, сумку — береги;

Не ломай, не мни, не рви.
Народная мудрость

Бережливость — не скупость.

Слову — вера, хлебу — мера, деньгам - счет.

Кто не бережет копейки, тот сам не стоит рубля.

Рубль наживает, а два проживает.
Заданиям вопросы:

Объясни значение этих пословиц и пого­ворок.

Какая из них тебе понравилась больше всех? Почему?
С.Маршак Книжка про книжки (Ч.8)

А у Гришки неудача:

Гришке задана задача.

Стал задачник он искать.

Заглянул он под кровать.

Под столы, под табуретки,

Под диваны и кушетки.

Ищет в печке, и в ведре,

И в собачьей конуре.

Гришке горько и обидно,

А задачника не видно.

Что тут делать? Как тут быть?

Где задачник раздобыть?


Вопросы:

Ребята, как вы думаете, почему Гриш­ка не может найти свой задачник?

Можно назвать мальчика бережливым? Если нет, то почему?
А.Барто Стихи без названия про Никитина Ваню

Возле школьного крыльца

Посадили деревца.

Поместили в стенгазете

Фотографию ребят:

Первый класс, второй и третий —

Все с лопатами стоят.

Впереди — Никитин Ваня.

Он стоит на первом плане,

Он с сияющим лицом

Снялся рядом с деревцом.

Как-то раз дежурил Ваня,

Наводил он чистоту.

Прибежал он утром ранним:

Класс сейчас я подмету.

Я — дежурный в понедельник,

Нужен мне хороший веник!

Он выходит на разведку,

Солнце прячется в листве.

Он одну ломает ветку,

А потом другие две.

Говорит он: — Чудный веник!

И платить не нужно денег!

Возле школьного крыльца

Нету больше деревца!

Но зато висит в газете

Фотография ребят:

Первый класс, второй и третий —

Все с лопатами стоят.

Впереди — Никитин Ваня.

Он стоит на первом плане,

Он с сияющим лицом

Рядом с бывшим деревцом!


Вопросы:

Участвовал ли Ваня в посадке деревьев? Почему вы так решили ?

Почему он фотографировался на фоне чужого труда?

Как он поступил, когда ему понадобился веник?

Что он говорил при этом?

Что осталось от деревца ?

Было ли Ване жалко его?

Как можно назвать отношение Вани к чужому труду?

Хорошо ли хвалиться чужим трудом?

Умеет ли Ваня ценить чужой труд?
В.Морозов Неблагодарные (в сокращении)

Они не знали здешних мест и дума­ли, что продвигаются к дороге. А лес­ные заросли становились просто непро­лазными.

Где-то сверху разгуливало по небу солнце, а в чаще было сумрачно и сыро.

Одна из девочек, Тамара, ушибла ко­ленку, хныкала:

— Теперь как же?.. Заплутались!

— Без паники! — приказал Сергей Козаченок, командир отряда, и оттопырил ладонями уши, чтобы лучше слышать. Где-то поблизости затарахтел мотор!

Пробрались через заросли, выбежали на глухую просеку. На ней показался гру­зовик, нагруженный бревнами. В каби­не — парень в приплюснутой кепке.

— Товарищ водитель! — Сергей оста­новил машину. — Мы следопыты... Из Минска. Нам надо к Добриневу.

— Так это ж в другой стороне, следо­пыты, я сам из Добринева.

Прихрамывая, к грузовику приблизи­лась Тамара:

— Вы можете нам помочь?

— Это можно! — Парень за рулем ве­лел путешественникам ждать его на просеке: отвезу, мол, лес и прикачу за вами.

Не обманул шофер, доставил отряд прямо к крыльцу сельской школы, отдан­ной туристам под ночлег.

На другой день утром Сергей предупре­дил:

— Теперь мы будем умнее! Хватит плу­тать одним. Есть же в селе люди, которые помнят партизанскую стоянку.

Верно, есть такие люди. Вот только дома никого ребята не застали: народ в поле, на фермах, на лесозаготовке... О том сообщил пожилой крестьянин, переви­вавший плетень на задворках своей хаты.

— А вы не можете с нами пойти? — очень учтиво спросила Тамара.

То ли ее улыбка подействовала на че­ловека, то ли еще что: человек взялся сам сводить отряд к тому месту в бору, где и теперь еще заметны следы партизанского лагеря. Тем более что Михаил Павлович, так назвался добриневский житель, в том самом лагере находился всю войну: жи­вой партизан!

С Михаилом Павловичем было хоро­шо, только вот шел он слишком медлен­но и часто устраивал для себя перекур.

— Надо же соображать! — говорил по­сле похода Генка. — У этого партизана одна нога того... деревянная. Заметили протез?

Оказалось, никто и не заметил.

— Видали? Ходит, как на своих но­гах! — сказал Сергей. — Второй Маресь­ев. Расскажем дома...

На ужин всем захотелось парного мо­лочка. Ребята дождались, пока пригнали стадо, и снарядили за молоком Тамару с Галкой. Девочки взяли деньги, взяли вед­ро и возвратились через полчаса ... без денег и молока.

— Упали мы, и все молоко на дорогу, — всхлипывала Галка. — Делайте со мной что хотите.

А что было делать? Деньги у отряда рассчитаны до копеечки на каждый день.

— Молоко на ужин отпадает, только и всего, — успокоил товарищей Сергей.

Он не предполагал, что Тамару с Гал­кой могли видеть деревенские ребята. А те и в самом деле видели, как упали де­вочки. Двое незнакомых подростков и девчушка лет семи предстали перед путе­шественниками, когда скучный их ужин подходил к концу.

— Что же вы так, всухомятку? — ска­зала девчушка тоном, каким отчитывают обычно провинившихся малышей.

Поставили гости на школьное крыль­цо тяжелый подойник:

— Пейте!

— Вот спасибочки! — Сергей хотел тут же сфотографировать «молоконосителей», чтобы память о них была. Но те убежали, не дождавшись даже, когда освободится подойник.

Ушли путешественники из Добринева через три дня. Ушли по направлению к железнодорожному полустанку. Жители деревни догадались об этом, когда увиде­ли сильно помятую рожь. Ржаное поле надо было обходить, а следопыты поле­нились и — напрямик по хлебу. Топтать хлеб — все равно что душу хлебороба топ­тать.

— А, кажись, культурный все народ, — говорил озадаченный парень, шофер. — Я ведь их из лесу доставлял. Спасибо, хо­ром кричали.

Ребята, которые угощали путешествен­ников молоком, тоже ничего не могли понять:

— Веселые такие туристы, вежливые...

— Вежливые? — горько усмехнулся инвалид, партизанивший когда-то в здеш­них местах. — Спасибо говорят? Меня тоже благодарили. А на поверку выходит, что пустозвоны неблагодарные.

— В том ли суть, — говорил Михаил Павлович, — чтобы вежливенько улы­баться и говорить спасибо за людское до­бро? Надо, разумеется. Однако же благо­дарный человек за добро всегда платит добром или хотя бы не пакостит тем, кому обязан своей радостью, счастьем или уда­чей.

Надо согласиться с Михаилом Павло­вичем. Надо!

Вопросы:

Что случилось в лесу со следопытами?

Кто и как им помог?

Как ребята нашли бывший лагерь пар­тизан?

Чем они были недовольны?

Почему ужин оказался скучным?

Как местные ребята позаботились о пу­тешественниках ?

Чем следопыты «отблагодарили» мест­ных жителей?

Согласны ли вы со словами Михаила Пав­ловича?

Словарик для учителя

Бережливость — умение беречь вещи, предметы, окружающие тебя.

Бережливый заботливый, экономный, аккуратный.

Дополнительная литература

1. Аким А. Неумейка.

2. Александрова 3. Весной.

3. Барто А. У Танюши дел немало.

4. Вес сумею сделать (песня).

5. Коростылев Л. Кривая указка.

6. Маршак С. Мастер-ломастер.

1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12