Задания 1. Выбери нужные ответы и подчеркни его.
Доброжелательность — это:
доброе отношение к окружающим, желание им помочь;
желание и стремление оказать помощь только близким родственникам или товарищу;
желание и стремление оказать помощь любому человеку;
умение ничего не делать;
нежелание быть добрым. 2. Закончи предложение:
Доброжелательный человека всегда __ .
Как можно назвать такого человека,
который стремится делать добро, желает добра другим? _____________________ . 3. Вспомни сказки, где действуют персонажи (герои), желающие добра другим.
Назови сказку.
Назови добрых героев.
Назови недобрых.
Объясни, почему одних можно назвать добрыми, а других недобрыми.
Покажем, как дети строят свою аргументацию на примере сказки «Золушка*.
Фея — добрая. Она порадовала Золушку поездкой на бал.
Мачеха и ее две дочери недобрые. Они (допиши предложение)______________ .
Сделай рисунки к сказкам.
Расскажи случай из своей жизни: кто и как сделал тебе добро; как ты помог другому. 4. Какие детские книги ты знаешь, где рассказывается о добрых поступках. Назови и запиши имена героев. 5. Вычеркни лишнее:
• желать добра
• сочувствовать
• сопереживать
• воровать 6. Вставь в клеточки пропущенные буквы: д_бр_желательный. 7. Придумай маленький рассказ, в котором Буратино грустит, потому что не знает, как помочь Мальвине, попавшей в беду (она упала и испачкала свое красивое платье, оцарапала ногу). Особое внимание следует обратить на добрые дела и слова Буратино: ласковое обращение с желанием утешить, реальная помощь и т.д. 8. Нарисуй свою любимую игрушку. Постарайся, чтобы она была веселой, доброй. Народная мудрость
Коротко да ясно, оттого и прекрасно.
Доброе слово человеку — что дождь в засуху.
Слово не птица: вылетит — ие поймаешь.
Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь.
Глупым словам — глухое ухо.
Долго думал, да хорошо сказал.
Доброе слово лучше мягкого пирога.
Доброе молчанье лучше пустого бормотанья.
Держи язык на привязи. Вопросы:
Какие дела называют «добрыми» в этих пословицах и поговорках? (Хорошие, полезные, нужные людям.)
Почему говорят, что добрые дела долго живут ? А.Барто Любочка Синенькая юбочка.
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка,
И ленточка в косе.
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придете в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит еще с порога,
Объявляет на ходу:
— У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае —
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.
Говорит она, толкаясь:
— Фу! Какая теснота! —
Говорит она старушке:
— Это детские места.
— Ну садись! — вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей ее красе.
Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя необязательно
Они зовутся Любами.
Вопросы:
Вам понравилась Любочка?
Как она ведет себя в школе, а как дома ?
Как вы думаете, почему так происходит ?
Что бы вы могли ей посоветовать?
Г.Мамлин Федя в лифте
Три часа волнуются соседи,
Три часа монтера ищет управдом.
Три часа томится в лифте мальчик Федя
Между третьим и четвертым этажом.
Стар и мал на нашей лестнице толпится,
И мальчишек любопытных не унять,
Словно там сидит диковинная птица,
А не Федя из квартиры номер пять.
Как мартышку, кормят Федю через сетку,
И набил уже карманы Федя впрок.
Даже грозный управдом принес конфетку,
Даже хмурая лифтерша — пирожок.
Два профессора дают советы Феде,
Из квартиры вышел даже генерал,
Посочувствовал ему и на «Победе»
Прокатить его под вечер обещал.
Все сочувствуют ему в печальной доле.
Только пленник — о! — совсем наоборот,
Он судьбой своей завидною доволен,
Тут сидеть готов он сутки, месяц, год.
Жил он скромно, незаметен был он в мире —
Стал известен он теперь в любой квартире.
Федя! Федя! Был он скромным, тихим малым.
Что с ним станет, я не знаю, но пока
Он здоровается только с генералом,
А приятелям кивает свысока.
Вопросы:
Как Федя проводил время, когда лифт застрял ?
Ему понравилось его приключение или нет? Почему?
Что изменилось в поведении Феди после случая в лифте? С чем это связано?
Можно ли одобрить такое поведение? С. Михалков Лапуся
Я не знаю, как мне быть —
Начал старшим я грубить.
Скажет папа:
— Дверь открыта! Притвори ее, герой!
Я ему в ответ сердито
Отвечаю:
— Сам закрой!
За обедом скажет мама:
— Хлеб, лапуся, передай!
Я в ответ шепчу упрямо:
— Не могу. Сама подай!
Очень бабушку люблю,
Все равно — и ей грублю,
Очень деда обожаю,
Но и деду возражаю...
Я не знаю, как мне быть
Начал старшим я грубить.
А они ко мне:
—Голубчик,
Ешь скорее! Стынет супчик!..
А они ко мне:
— Сыночек, Положить еще кусочек? А они ко мне:
— Внучок, ляг, лапуся, на бочок!.. Вопросы:Как в семье обращались к сыну и внуку? Почему он начал грубить старшим, как вы думаете ? Что можно посоветовать такому мальчику? СЛОВАРИК ДЛЯ УЧИТЕЛЯДоброжелательность — качество человека, выражающееся в желании, умении делать другим добро.Доброжелательность в общении — умение находить добрые слова для окружающих, быть терпимым к их высказываниям, отстаивать свою позицию вежливо, уважая чужое мнение.Диалог — разговор минимум двух человек, построенный на взаимном уважении мнения другого, умении слушать, не перебивая. Занятие 4 на тему «Поступки твои и других (их оценка)» Как аукнется, так и откликнется.Цель: научить детей давать нравственную самооценку поступкам, показать, с каких позиций можно оценивать поступки окружающих. Учитель, начав беседу с вопросов: «Ребята, как вы думаете, надо ли оценивать поступки других людей? Как это следует делать?*, далее может остановиться на анализе содержания народной мудрости — соответствующих пословиц и поговорок: «Все бывает причина», «Был бы снежок, так скатаем комок*, «В лес дров не возят, в колодец воды не льют* и т.д. Работа над содержанием пословиц поможет детям убедиться в том, что, прежде чем оценивать чей-либо поступок, надо попытаться понять, почему человек поступил именно так. Обидеть может поступок близкого человека, но, разобравшись в причинах поступка, можно прийти к выводу, что он был прав. Бывает даже стыдно, что, проявив поспешность, плохо о ком-то подумал. Важно осознать, с каким чувством оцениваешь поступки другого: с искренним стремлением во всем разобраться, желанием понять причины, заставившие человека поступить тем или иным образом. Но, прежде чем оценивать чьи-либо поступки, надо научиться правильно оценивать собственные. В беседе с детьми учитель выясняет, все ли они умеют это делать, всегда ли это получается. Предлагается привести примеры. Учитель обращает внимание на те события из жизни класса, которые побудили детей дать оценку поступкам окружающих. Дети вспоминают, какими были эти оценки. Умению оценивать поступки других можно научиться, анализируя ситуации. Наташа опоздала на урок. Как, по вашему мнению, должен поступить учитель? Сережа нечаянно сломал любимую папину ручку. Как ему быть? А папе? В совместной работе выводятся правила «НЕ»: • Прежде чем оценивать поступки других, научись оценивать свои. • Не делай вывода, не узнав причины. • Не будь категоричен в оценках, попытайся сначала понять другого человека. Правила «НЕ» можно вывести из правил «ДА», как это ниже представлено в таблице. . Правила «ДА»
| Правила «НЕ»
| Учись честно оценивать свои поступки и дела
| Не спеши давать оценку поступкам других
| Сначала узнай причину поступка, потом давай оценку
| Не узнав причины, не делай вывода
| Попытайся понять другого человека, почувствуй его настроение
| Не будь категоричен в своих оценках
| Дидактические материалы Задания1. Соедини стрелками (можно разного цвета) качества человека и соответствующие пословицы: Леность Не спеши языком — торопись делом Дружелюбие Кто ленится, тот не ценится. Болтливость Человек без друзей, что дерево без корней. Деловитость Не бойся первой ошибки, бойся второй Усердие Хочешь много знать, меньше надо спать. Любознательность Без труда не вытащить и рыбку из пруда. Старательность Трудолюбие Сообразительность Честность При возникновении затруднений учитель помогает учащимся.2. Прочти стихотворение и ответь на вопрос, какие еще важные слова надо говорить каждое утро. Если даже плохая погода,
Метель, дождь, сыро и грязно,
Стоит сказать: «Доброе утро», —
И сразу станет теплее и радостнее.
3. Ответь на вопрос:
«У тебя есть друзья?»
Одного из них, самого близкого, нарисуй. Рядом напиши слова, которые характеризуют его. 4. Ответь, какие поступки твоего друга тебе нравятся, а какие нет. Назови их. 5. Вспомни случаи, когда ты был не прав, плохо отзываясь о друге. Почему так произошло? Может быть, ты не знал причин его необычного поведения?
Например, ты и твой друг договорились поиграть во дворе. Ты ждешь, а его все нет. Наконец он появился, но пробежал мимо, что-то крикнув. На другой день ты, обиженный, с ним не разговариваешь, решив, что он плохой друг. А позже выяснилось, что у него потерялся младший брат, которого он и разыскивал. 6. Вспомни, когда ты сам неправильно оценил поступок товарища.
Какое правило отсюда следует? (Чтобы правильно оценить поступок другого, надо знать настоящие причины этого поступка.) 7. Подумай, правильно ли дети оценили своего товарища Сережу.
Сережа был очень нелюдим.
Ох, как бы подружиться с ним?
А может быть, напрасный труд?
Его не зря Ежом зовут.
И вот уже под Новый год
Узнали о Еже,
Что Ежик с матерью живет
В подвальном этаже,
Что нет отца, а мать больна.
Давно уж не встает она.
Ответы на вопросы
Что означают слова «был очень нелюдим»?
Почему Сережа был нелюдим?
Какие обязанности дома должен выполнять Сережа?
Что сделали бы вы, УЗНАВ о трудной жизни Сережи? 8. «Доскажи словечко».
Чтобы научиться правильно оценивать себя и других, нужно быть... (Каким?) Для этого выбери и подчеркни, а также допиши нужные слова:
- справедливым, веселым, честным, аккуратным, ловким, ...
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 9. Подчеркни правильный вариант продолжения предложения. Для того чтобы оценивать поступки других, надо...
• уметь оценивать свои поступки;
• любить давать оценки поступкам;
• узнать причину поступка. Народная мудрость
Как аукнется, так и откликнется.
Иголка маленькая, да больно колет.
Из обрубков бревна не составишь.
Не ошибается тот, кто не работает.
Утро вечера мудренее... Задания и вопросы:
Объясни значение этих пословиц и поговорок.
Какая из них тебе понравилась больше всех? Почему? Ф.Кривин Можно ли обижать больших?
Бывает так, что маленькие обижают больших. Особенно тех, которые никогда не обижают маленьких.
Я сам однажды видел, как маленький мальчик обижал свою бабушку. Бабушка просила его не садиться в лужу, а мальчику хотелось сесть в лужу. И чтоб отстоять это право — сидеть в луже, он грубил, капризничал, отбивался от бабушки. Ну, в общем, так ее обижал, что бабушке хотелось заплакать.
Ты думаешь, большим никогда не хочется плакать? Они не плачут лишь потому, что они уже не маленькие, а большие. Но когда их обижают, им тоже хочется плакать. Особенно если их обижают маленькие. Потому что большие любят маленьких. Почему-то маленькие чаще всего обижают тех больших, которые их любят.
Бабушку, например. Маму или папу. Или дедушку. Хуже всего обижать тех, кто нас любит. Маленькие мы или большие, но если мы обижаем тех, кто нас любит, значит, нас не стоит любить.
Когда ты встретишь маленького, который обижает большого, подойди к нему, объясни, растолкуй — словом, поговори с ним, как маленький с маленьким. Вопросы и задания:
Какой случай описывает автор ?
Как ты относишься к поведению мальчика?
Что бы ты ему сказал?
Ответь на вопрос автора. В.Осеева Вырванный лист
У Димы кто-то вырвал из тетрадки чистый лист,
— Кто бы это мог сделать? — спросил Дима.
Но ребята молчали.
— Я думаю, что он сам выпал, — сказал Костя. — А может, тебе в магазине такую тетрадку дали... Или дома твоя сестренка вырвала этот лист. Мало ли что бывает... Правда, ребята?
Ребята молча пожимали плечами.
— А еще. Может быть, ты где-нибудь сам зацепился... Крах! — и готово!.. Правда, ребята?
Костя обращался то к одному, то к другому, торопливо объясняя:
— Кошка тоже могла вырвать этот лист... Еще как! Особенно котеночек какой-нибудь...
Уши у Кости покраснели, он все говорил, говорил что-то и никак не мог остановиться. Ребята молчали, а Дима хмурился. Потом он хлопнул Костю по плечу и сказал:
— Хватит тебе!
Костя сразу обмяк, потупился и тихо сказал:
— Я отдам тебе тетрадь... У меня есть целая! Вопросы:
Как Костя пытался объяснить пропажу?
Как сумел Дима исправить ситуацию?
Как ты относишься к поступку Кости?
Можете ли вы вспомнить пословицу, подходящую к случаю, описанному в этом рассказе? А.Барто Я лишний
Окапывали вишни.
Сергей сказал: Я
Лишний.
Пять деревьев,
Пять ребят —
Я напрасно вышел в сад.
А как поспели вишни,
Сергей выходит в сад.
— Ну нет, теперь ты Лишний! —
Ребята говорят. Вопросы и задания:Когда Сережа решил, что он лишний? С чем это было связано ? Почему ребята решили, что Сережа — лишний в саду ? Г.Остер Так не честноЩенок и котенок играли во дворе в ловитки. А соседский кот ходил по своей соседской крыше и возмущался: — Что это за дружба между щенком и котенком? Не может быть никакой дружбы! Все равно щенок когда-нибудь станет взрослым псом, а котенок — котом. А как кошка с собакой живут, давно известно. Ты, Гав, запомни: скоро твой друг все время будет за тобой гоняться, а ты — всегда удирать. Щенок услышал и сказал котенку: — Почему это я буду все время за тобой гоняться? Так в ловитки играть не честно. Я хочу по очереди. Сначала я за тобой, а потом ты за мной. Вопросы:Как котенок и щенок играли в ловитки (догонялки) ?Почему соседский кот хотел их поссорить?Удалось ли это ему? Почему? Р.Зеленая, С.Иванов Ха-ха-ха!Если б не было смеха, люди, честное слово, умерли бы от скуки. Иногда сидишь в театре, или в цирке, или тебе читают что-то — смеешься до слез, и будто в душе форточку открыли. В жизни без шутки не проживешь. Кто умеет шутить — молодец! А если пошутили над тобой... не обижайся, не отворачивайся — засмейся в ответ. Но бывают случаи, когда смех совсем не к месту. Идешь по музею, кругом кар- тины, вазы, на них люди смотрят. А Валерка тебе в это время шепчет и шепчет... Ты как засмеешься: ха-ха-ха! — на весь зал... Все вздрогнули, обернулись: это кто же так себя ведет? Оказывается, ты... Или — идут люди по улице, скользко. И какой-то толстяк руками взмахнул — бах: портфель в одну сторону, шапка в другую... Один захохочет во все горло, а другой — может быть, ты, подойдет, шапку поднимет и не засмеется. Вопросы и задания:Смех помогает людям? Как? В каких ситуациях? Всегда ли и везде уместно смеяться ? Приведи примеры, когда смех ~ в радость. Л.Толстой Гуси и павлин (сказка) Павлин, распустив хвост, ходил по берегу пруда. Два гусенка смотрели на него и осуждали его: — Смотри, — говорят, — какие ноги у него некрасивые, и послушай, как кричит нескладно. Человек услыхал их и сказал: — Правда, что ноги его нехороши, и поет он нескладно, но ваши ноги еще хуже, и поете вы еще хуже; но хвоста у вас такого нет. Вопросы:Почему гусята осуждали павлина? Правильно ли они оценивают павлина? Что человек сказал гусятам ? Почему гусята себя так вели ? Хорошо ли завидовать ? К.УшинскийПрибежал Митя в сад, выхватил у своей маленькой сестры, Тани, куклу и поскакал с куклой по саду, верхом на палочке. Таня стояла и плакала. Выбежал из дому старший брат Мити, Сережа. Сереже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Мити куклу и лошадь. Митя побежал жаловаться отцу; а отец сидел у окна и все видел. Что сказал Мите отец? Вопросы:Что сделал Митя ? Как поступил Сережа ? Хорошо ли это? Помог ли отец Мите ? Как вы думаете, что он ему сказал ? Словарик для учителяОценивание — умение выразить свое отношение.Оценивание поступка — умение определить нравственное содержание поступка и сформулировать свое отношение к нему. Занятие 5 на тему «Правдивость, честность» В ком добра нет, в том и правды малоЦель : объяснить детям, что правдивость и честность — слова, противоположные по значению лжи и нечестности. Вступительная беседа по теме урока может быть построена на такого рода вопросах: Нужна ли человеку ложь? Можно ли без нее прожить? Как отличить ложь от фантазии, вымысла? Что такое нечестность и как она осложняет жизнь человеку? Для того чтобы помочь разобраться в этом, можно активизировать работу по типу задания «Подбери антонимы к словам: ложь — ______________________________________ ; нечестность —__________________________________ (впиши нужные слова, объясни, почему ты их выбрал)». Дети могут приводить такие пары слов, как ложь — правда, нечестность — правдивость, и учитель должен помочь им понять нравственное противостояние, заложенное в этих словах. Вежливый, нравственный человек всегда будет плохо относиться ко всякому проявлению лжи, нечестности как в делах и поступках, так и в словах. Можно вспомнить любимых героев детских книг (например Незнайку, Лису Алису и Кота Базилио и др.) и обсудить их хорошие и плохие поступки, выявляя нравственную суть каждого поступка. В связи с такими рассуждениями можно обсудить и содержание пословиц и поговорок, выясняя их смысл: «Без правды люди не живут, а только маются», «Где правда, там и счастье» и др. (см. раздел «Народная мудрость»). Они помогут учителю показать детям, что за нечестностью и неправдой в словах стоят и некрасивые поступки. Итогом урока должна быть мысль, что настоящий человек никогда не опустится до обмана, лжи, нечестных поступков и по возможности будет предостерегать от них других. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫЗАДАНИЯ1. Объясни содержание русских народных пословиц и поговорок: В ком правды нет, в том и добра мало. Береги платье снову, а честь смолоду. 2. Прочитай два небольших рассказа и определи, к какому из них какая пословица подходит. • Однажды я пошел в компьютерный клуб. Дома сказал, что буду играть во дворе. Это потому, что мама запрещает мне ходить в этот клуб. Я заигрался и пришел домой поздно. Мама волновалась. Заболела сестренка. Меня нет, и некому сходить в аптеку. Сестренка плакала, у нее был жар. • У меня был друг. Однажды у него дома я увидел красивую старинную книгу. Она мне очень понравилась. Я захотел иметь такую же. Друг вышел к звонившему телефону, а я потихоньку взял ее и заспешил домой. Дома долго ее рассматривал и радовался. Потом все об этом узнали. Мне было стыдно. Я вырос. Как-то встретил старого друга. Он не обрадовался и не пригласил меня к себе. Я подумал, что он помнит случай с книгой. И мне опять стало стыдно. 3. Вспомни и расскажи сказку «Заюшкина избушка». Ответь на вопрос: какой поступок совершила Лиса? • Сделай рисунок к этой сказке. • Придумай к нему такое заглавие, в котором будет назван поступок Лисы. • Выбери нужные слова из перечисленных: честный, плохой, несправедливый, товарищеский, нечестный, хороший. Объясни, почему ты считаешь выбранное слово самым правильным для оценки поступка Лисы. 4. Соедини стрелками похожие по смыслу слова: Честный верный лживый правдивый. 5. Подчеркни предложения, со смыслом которых ты согласен: Честный человек трудится сам. Надо честно относиться к своим обязанностям. Нельзя никого обманывать. Иногда полезно лгать. НАРОДНАЯ МУДРОСТЬВ ком добра нет, в том и правды мало. Всяк правду хвалит, да не всяк ее сказывает. За правду стой горой. Кто правдой живет, тот добро наживет. Вранье не приведет в добро. Кто вчера соврал, тому и завтра не поверят. Вчера солгал, а сегодня лгуном обзывают. Добрые умирают, да дела их живут. Всему бывает причина. Вопросы:Почему говорят, что «всему бывает причина» ? Почему ответ бывает таким же, как и вопрос?(Каков вопрос, таков ответ). Объясните, что это значит. Имеет ли человек право на ошибку? Какой человек имеет это право? Почему? Н.Юсупов Простите Папа разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу,
Но папа нашелся,
Взглянул им в глаза
И робко и тихо
«Простите», — сказал.
И мама молчит,
Улыбается даже:
«Мы купим другую,
Есть лучше в продаже».
«Простите!» Казалось бы,
Что в нем такого,
А вот ведь какое
Чудесное слово.
Вопросы:
О каком честном поступке говорится в стихотворении ?
Какое необычное, чудесное слово использует папа ?
Когда и как его надо произносить?
Ты умеешь им пользоваться? Как часто прибегаешь к его помощи ? С.Михалков Тридцать шесть и пять
У меня опять:
Тридцать шесть и пять.
Озабоченно и хмуро
Я на градусник смотрю:
Где моя температура? Почему я не горю?
Почему я не больной? Я здоровый! Что со мной?
У меня опять: Тридцать шесть и пять.
Живот потрогал — не болит! Чихаю — не чихается!
И кашля нет! И общий вид
Такой, как полагается! И завтра ровно к девяти
Придется в школу мне идти
И до обеда там сидеть — Читать, писать и даже петь!
И у доски стоять, молчать,
Не зная, что же отвечать...
У меня опять: Тридцать шесть и пять.
Я быстро градусник беру
И меж ладоней долго тру,
Я на него дышу, дышу
И про себя прошу, прошу: «Родная, миленькая ртуть!
Ну, поднимись еще чуть-чуть!
Ну, поднимись хоть не совсем —
Остановись на «тридцать семь»!»
Прекрасно! Тридцать семь и два!
Уже кружится голова! Пылают щеки (от стыда!)...
— Ты нездоров, мой мальчик?
- Да...
Я опять лежу в постели —
Не велели мне вставать.
А у меня на самом деле:
Тридцать шесть и пять!
Вопросы:
Что случилось с мальчиком?
Почему он так хотел заболеть ?
Тридцать шесть и пять — это что за число, о чем оно говорит ?
Честно ли поступает мальчик ? С. Михалков Моя неделя
Мне сказали в ПОНЕДЕЛЬНИК,
Что я лодырь и бездельник!
Заслужил во ВТОРНИК двойку,
Пережил головомойку
И мячом футбольным в СРЕДУ
Залепил в окно соседу.
Весь ЧЕТВЕРГ его боялся —
Все ходил и извинялся.
Хуже ПЯТНИЦЫ не видел -
Так себя я ненавидел!
Выходной для всех — СУББОТА,
Для таких, как я, — работа!
От уроков нет спасенья!
Слава Богу! ВОСКРЕСЕНЬЕ!
Вопросы:
О каких событиях говорится в стихотворении ?
Что натворил мальчик ?
Как он себя при этом чувствовал ?
За какие поступки ему было стыдно?
Что бы вы ему могли посоветовать ? Л. Толстой Мальчик и волк
Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! Волк!»
Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк.
Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его.
Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо. Вопросы:
В чем выразился обман мальчика?
Как вы думаете, зачем мальчик всех обманывал?
Почему, когда на самом деле прибежал волк, никто не пришел на помощь мальчику?
Как обман мальчика отразился на судьбе стада ?
Как вы считаете, можно ли обманывать ? Я. Полонский
Вот-те на! Разбила чашку!
На кого бы мне солгать —
На Валерку иль на Машку?
Или просто убежать?
Лгать, хитрить да запираться —
Это плохо, говорят.
Нет, уж лучше мне признаться,
Пусть немного побранят.
Вопросы:
Что произошло?
Как девочка хотела поступить ?
Почему она изменила свое решение?
Правильно ли она поступила? Н. Рубцов
Побежала коза в огород.
Ей навстречу попался народ:
— Как не стыдно тебе, егоза! —
И коза опустила глаза.
А когда разошелся народ,
Побежала опять в огород. Вопросы:
Куда и зачем коза направлялась?
Почему она остановилась?
Стало ли ей стыдно?
Зачем она побежала в огород? А.М. Милн (Перевод с английского М.Бородицкой) Воспаление хитрости
У Кристофер-Робина
Хрипы
И всхлипы!
Его уложили
В кровать,
И в рот заглянули,
И дали пилюли,
И не разрешили
Вставать.
И все ужаснулись:
Из хрипов
И всхлипов
Не вышли бы свинка
и корь!
От всхлипа и хрипа
Недолго до гриппа,
А это —
Опасная хворь!
И доктор по хрипам,
И доктор по всхлипам,
И много других
Докторов,
И сам знаменитый
Профессор по гриппам
К нему
Прибежали
На зов.
И встав у постели,
Узнать захотели,
Как именно
все началось,
и много ли на ночь
Он съел карамели,
И как ему ночью спалось.
И доктор по хрипам
Сказал, что при хрипах
Больного
нельзя охлаждать,
А доктор по всхлипам
— Что надо при всхлипах
Больному во всем
Угождать...
Но ясно любому,
Что если больному
Все-все, что захочет,
Дадут —
Не будет ни хвори,
Ни свинки,
Ни кори,
И хрипы,
И всхлипы
Пройдут.
А Кристофер-Робин,
Проснувшись здоровым
На следующий день,
Поутру,
Сказал: «Похворали!
Теперь не пора ли
Другую придумать
Игру?»
Вопросы:
Что случилось с Кристофером-Робином ?
Как его лечили ?
Это была болезнь или притворство?
Честно ли так поступать ? Раздел III. О трудолюбии Занятие 1. «Правило "Учусь все делать сам"»
Цель: вызвать у детей желание быть самостоятельными, стимулировать стремление к самостоятельному выполнению различных дел.
Занятие можно начать с вопросов «Что я делаю сам?» и «Что я мог бы делать сам?», чтобы помочь разобраться в реальной ситуации и показать скрытые возможности каждого ребенка, а главное — поддержать его в желании все делать самому. Важно подчеркнуть нравственно-эмоциональный аспект этих процессов: то, что сделано твоими руками, и даже простое твое желание что-то сделать приносят радость не только тебе, но и близким.
В беседе учитель с целью выявить нереализованные желания детей ставит и такие вопросы: «Что ты хотел бы делать сам, но тебе не разрешают? Почему?» Это позволит ему подвести детей к ответам, заключающим самооценку: «не умею*, «не довожу дело до конца», «бываю небрежен, могу все испортить», «после меня приходится все переделывать».
Можно организовать и практическое занятие в зависимости от сезона: сбор букетов из осенних листьев и проведение их выставки, рисование на любые темы, создание снежных фигур зимой, организация (в школе и дома) «огорода на подоконнике», в котором выращивают зеленый лук и чеснок, занятие «лечим книжку» и т.д. Важно организовать работу так, чтобы дети почувствовали, что они уже что-то могут делать сами, дать им испытать радость при виде результатов своего труда.
В русле этой тематики хороший эффект дает обращение к произведению А.Акима «Неумейка». При его обсуждении важно выяснить у детей их любимые занятия, в которых они вполне самостоятельны. Для этого можно воспользоваться их рассказами, рисунками.
Далее вместе с учениками обобщаются пути выработки трудолюбия. Возможен вариант, при котором данное занятие приурочивается к уроку труда
Сначала учитель предлагает детям вспомнить то, что они усвоили в младших классах. Дети называют дела, которые они умеют выполнять сами, вспоминают, что значит дисциплина труда. Учитель просит назвать пословицы и поговорки о труде, в которых выражается народная мудрость («Терпенье и труд все перетрут», «Кончил дело — гуляй смело», «Без труда не вытащить и рыбку из пруда» и др.), объяснить их смысл, привести пример из своего опыта. Таким образом выясняются представления детей о прилежании и старательности, добросовестности в учебе, самообслуживании, помощи в домашнем труде.
Затем вместе с учителем дети вспоминают, как проходил урок труда, в чем выражались их трудолюбие, дисциплина труда, добросовестность и другие качества, которые говорят об отношении человека к труду.
После анализа урока и подведения его итогов (нужны умения трудиться; заставить себя довести начатое дело до конца; не падать духом, если результат не радует; знать, что при старании и понимании своих ошибок результат с каждым разом будет лучше) учитель обращается к детям с вопросами: «А на уроке чтения, математики можно научиться трудолюбию? В чем проявляется трудолюбие в учении?»
Вместе с учителем дети анализируют один из уроков с помощью таких вопросов: «Вовремя ли мы начали урок чтения (письма или математики)? Что нам мешало это сделать?» (Не все подготовились к уроку: кто-то не достал книгу для чтения, у кого-то упали со стола учебные принадлежности. Кто-то опоздал на урок после перемены и т.д.)- В итоге дети делают (при помощи учителя) вывод — нужно быть дисциплинированным.
Далее обсуждается, в чем проявляются добросовестность, старательность и другие качества, связанные с трудолюбием.
В итоге дети называют те качества, которые им необходимы для выработки трудолюбия. Они вспоминают трудолюбивых героев известных им книг, фильмов, сказок.
Пользу принесет выполнение такого задания: составить таблицу, в которой отмечать в течение недели значками «+» и «—» те качества, которые говорят о трудолюбии, и качества, мешающие стать трудолюбивым. Занятие 2. Помогаю другим своим трудом дома и в школе
Свет не без добрых людей (Народная мудрость) Целью является объяснение взаимосвязи понятий «труд», «помощь другим», «взаимопомощь».
В учебно-тематическом планировании года данное занятие желательно приурочить к праздникам, связанным с изготовлением детьми своими руками подарков мамам, папам, бабушкам и дедушкам.
Дети переживают радостное чувство, когда взрослые благодарят их за подарки, с одобрением оценивают старания детей. Но это бывает в праздники. Учитель хвалит учеников и тут же спрашивает: «А каждый ли день вы проявляете внимание к домашним?»
Многие дети ко второму классу уже имеют определенный опыт самообслуживания дома: следят за порядком в своем уголке, в комнате, умеют красиво застелить кровать, подмести пол, помыть посуду и т.д. Но проблема состоит в том, что они не приучены выполнять работу без напоминания. И в то же время оно их раздражает, так как отрывает от игры. Переключение от игры к работе — весьма трудное дело для учеников данного возраста. Учителю важно заранее сориентировать детей на то, чтобы в их режиме дня нашлось определенное время для проведения таких дел. Надо также обращать внимание детей на качество выполненной работы, чтобы они сами смогли заметить допущенную ими небрежность при ее выполнении.
Учитель объясняет, что работа, о которой взрослым приходится напоминать детям (и не один раз), — это не помощь им, а дополнительная для них забота. Маме такие напоминания тяжелы, так как ее огорчит не только невыполненная работа, но и склонность ребенка к лени, безответственности.
Детям можно предложить назвать те домашние дела, которые они выполняют с удовольствием, и те, что они делают без желания. Ребенку трудно переключаться с игры на труд по обязанности.
Полезны будут и рассказы детей о совместном труде с родителями, о своем любимом занятии, о том, как оно помогает в домашних делах. Здесь к месту окажутся рисунки детей на темы, с ними связанные.
В школе дети, используя навыки, полученные дома, включаются в трудовые дела для класса (дежурные, помощники учителя, библиотекари классной библиотеки и пр.). Труд для класса часто выполняется коллективно, коллективный труд требует продуманной организации, согласованных действий. Над этим дети задумываются, когда учитель предлагает им продумать организацию работы: подготовку необходимых орудий труда, распределение видов работы (по справедливости, с учетом сил и умений). Важно обсудить, как дети оценивают результаты своего труда, чем они делятся на занятии.
Учитель говорит: «Вспомни, не попадал ли ты в такую ситуацию: начал мыть посуду, увидел кошку и стал с ней играть. Потом вспомнил, что еще надо убрать свои вещи, — начал новое дело...» Можно предложить продолжить эту историю, завершив ее хорошим концом и плохим.
Учитель резюмирует: «Оказывая дома помощь, вы радуетесь, вам же приятно, когда вас хвалят, когда вы видите результаты своего труда».
В канву урока органично вплетается работа с пословицей «Закончил дело — гуляй смело». В первой половине этой пословицы заключено многое: необходимо довести дело до конца; убрать каждое средство труда на свое место; помыть руки (если они испачкались); снять и положить на место рабочую одежду (фартук, перчатки и пр.). Перечень можно продолжить.
Очень важно довести до сознания детей мысль, что дисциплинированный человек приятен в общении, обязателен, умеет создавать и ценить красоту. Занятие 3. «Что значит быть бережливым ?
Бережливость дороже богатства. Бережливость — не скупость.
(Народная мудрость)
Цель: показать, какое значение бережливость играет в жизни человека.
Урок начинается с обсуждения поговорки «Бережливость — не скупость». Для беседы могут быть использованы следующие вопросы: «Какого человека называют бережливым, а какого скупым? Хорошее ли это качество — бережливость? Можете ли вы привести примеры поступков, когда человек проявил бережливость? Как нам добиться того, чтобы сохранить свой класс чистым, красивым? А что значит выражение «беречь свое и чужое время?».
С помощью этих вопросов можно построить занятие, показывая детям, что бережливость — очень важное качество человека, которое ему необходимо в жизни. Оно помогает человеку быть собранным, не делать ничего лишнего, приучает к скромности и трудолюбию, уважению, умению ценить свое и чужое время, считаться с интересами окружающих.
Учитель предлагает детям найти антонимы к слову бережливость (мотовство, легкомыслие). В этом поможет работа над пословицами::
«Слову — вера, хлебу — мера, деньгам — счет»,
«По одежке протягивай ножки». Как результат работы на уроке — составление «Правил «НЕ»:
Не жадничай, не бери больше, чем нужно, для еды, работы, игры.
Не спеши, тщательно продумывай свои действия.
Не торопись покупать что-то из игрушек, книг, обсуди это с родителями. Учитель предлагает осмыслить некоторые вопросы: «Как ты обращаешься со своими школьными вещами? Не катаешься ли ты на своем рюкзаке с горы, как с ним поступаешь, когда играешь во дворе с ребятами; часто ли вырываешь из тетрадей листы и бросаешь их; бережешь ли ты свою обувь, одежду? Посчитай, сколько стоит все то необходимое, что покупают для тебя родители.
А как ты относишься к еде, особенно к хлебу? Вспомни, какие пословицы и поговорки ты знаешь о хлебе. Объясни их смысл». Дидактические материалы
Творческие задания 1. Вспомни сказку «Репка» и ответь на вопросы:
• Какое значение имела помощь маленькой мышки?
• Как еще можно назвать сказку, чтобы было понятно, почему удалось вытащить репку? 2. Прочитай расположенные в беспорядке предложения. Поставь цифры от 1 до 6 так, чтобы была понятна последовательность трудовых действий. ____ Потому что хотел порадовать младшего брата.
____ Задумал сделать игрушку.
____ Работал не отрываясь.
____ Подумал, с чего лучше начать, а чем закончить работу.
____ После работы всё убрал на место.
____ Получил полезную вещь — игрушку. 3. Прочитай стихотворение и запиши, какое правило из него можно вывести.
Труд делили поровну
Мальчики и девочки:
Шкаф тащили в сторону
Девочки и девочки.
А два парня-крепыша
Стол тащили не спеша.
А.Барто 4. Прочитай стихотворение и назови основное правило, в нем заключенное. Сами вещи не растут.
Вещи сделать — нужен труд.
Карандаш, тетрадь, перо,
Парты, доски, стол, окно,
Книжку, сумку — береги;
Не ломай, не мни, не рви. 5. Прочитай образцы народной мудрости (пословицы и поговорки), вспомни и расскажи на схожую тему случай из своей жизни или жизни твоих знакомых и друзей. Что посеешь, то и пожнешь.
Стойким счастье помогает.
Колотись, бейся, а все надейся.
Была бы охота, заладится любая работа.
Бей в одну точку, и своего добьешься.
Слезами горю не поможешь.
Кто ищет, тот всегда найдет.
Терпение и труд все перетрут.
Текучая вода дорогу найдет.
Чего не поищешь, того и не сыщешь.
Не зная броду, не суйся в воду.
Кто в горе руки опускает, тот и счастья не узнает.
Упустил зайку — не айкай.
Утопающий и за соломинку схватится.
Не говори гоп, пока не перепрыгнешь.
Хвались, да не поперхнись.
Цыплят по осени считают.
В руках было, да меж пальцев сплыло.
В чужих руках ломоть больше кажется.
Хотел сесть на два стула, а сел промеж двух.
Не зарься на чужое, свое береги. 6. Посмотри внимательно на рисунки, прочитай, придумай ответы учеников.
М.Ивенсен Всегда найдется дело!
(песня, стихи М.Ивенсен, муз. А.Александрова)
Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько поглядеть вокруг:
Цыпленка надо напоить,
Котенка надо накормить,
И посуду, и посуду,
И посуду перемыть.
Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько поглядеть вокруг:
И грядки надо поливать,
И куклу надо обшивать,
И картинки, и картинки,
И картинки рисовать.
Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько поглядеть вокруг.
А тот, кто дела не найдет,
Пускай скучает целый год
И лентяем, и лентяем,
И лентяем прослывет! Вопросы и задания:Перечисли, какие дела можно найти вокруг? Это дела для всех или только для «умелых рук»? Если заниматься делом, то как пройдет год? Что может произойти с человеком, если он ничего полезного не будет делать? Какой путь ты бы выбрал ? Е.Ильина Три хозяйкиЧто за сестры! Прямо чудо! Эта вымыла посуду, Та посуду вытирает, Ставит все на полки, Ну, а третья подбирает На полу осколки. Вопросы и задания:Почему девочек называют хозяйками? Перечисли, какие дела они умеют делать. Расскажи, какую работу по дому ты делаешь постоянно. В.Голявкин Моя работаСтарший брат мастерил приемник. А младший ходил вокруг и мешал. — И я работать хочу, — просил он. — Вот пристал, — сказал старший брат. — На тебе молоток и гвоздь. Младший нашел кусок фанеры и приступил к работе. Тук-тук-тук — вся фанера в дырках! Даже вся табуретка в дырках. Даже в пальме чуть-чуть не сделал дырку. — Ну-ка, — сказал старший брат, — дай сюда. — И прибил фанерку к приемнику. — Вот и все, сказал старший брат, — готов приемник. Младший вышел во двор и привел ребят. — Это я сделал. Моя работа! — Весь приемник сделал? — Не весь, конечно, но главную часть. Без нее приемник бы не работал. Вопросы:Расскажите, как младший брат помогал старшему? Какую «главную деталь» он сделал? Вы согласны, что без этой детали приемник бы не работал ? Как вы думаете, почему мальчик так поступил ? Задания1. Закончи предложения: Бережное отношение к вещам — это...____________________________________________ Бережливым мы называем человека, который ..._____________________________________ 2. Подчеркни нужный ответ или допиши его. Ты стал на один час волшебником и оказался в школьной библиотеке. Что ты сделаешь? • Буду читать самую интересную книгу. • «Вылечу» все «больные» книги. • Поищу журнал с комиксами. ... (допиши дела, которые ты считаешь нужными сделать). 3. Придумай историю о том, как ты со своими одноклассниками пришел в библиотеку, чтобы «полечить» книги. Как вы это делали? Каким образом книги благодарили вас? 4.1. Назови, что сделано человеком из окружающих тебя в школе вещей, предметов. 4.2. Перечисли профессии людей, которые эти вещи и предметы сделали. 5. Прочитай текст и ответь на вопрос. Маше купили новый ранец. Ее соседу по парте тоже подарили ранец. Детям очень понравились их новые сумки, они с удовольствием укладывали в них и доставали оттуда школьные вещи. К концу второй четверти у Маши сумка была такая же красивая, как и в начале учебного года. Костя с завистью смотрел на нее. Его же сумка имела жалкий вид: в грязных пятнах, со сломанными и оторванными молниями. Спрашивает Костя Машу: «Почему твоя сумка, как новая, а у меня нет?» Отвечает Маша: «Для меня ранец — это сумка для школьных книг и вещей, а для тебя — это еще и мяч, и санки, им ты пользуешься и во время драки». Каким словом можно назвать отношение Маши к своему рюкзаку, а каким — Кости? 6. Сравни смысл слов: бережливость — жадность. Чем бережливость отличается от жадности? 7. Сочини сказку о жадности, придумай ей название, запиши ее, закончив выводом (правилом). 8. Придумай небольшой рассказ, показав, к каким печальным последствиям может привести неаккуратность человека по отношению к вещам, книгам. Если сможешь, сделай к нему иллюстрацию, т.е. рисунок.9. Прочитай стихотворение и найди основное правило, в нем заключенное. Сами вещи не растут. Вещи сделать — нужен труд. Карандаш, тетрадь, перо, Парты, доски, стол, окно, Книжку, сумку — береги; Не ломай, не мни, не рви. Народная мудростьБережливость — не скупость. Слову — вера, хлебу — мера, деньгам - счет. Кто не бережет копейки, тот сам не стоит рубля. Рубль наживает, а два проживает. Заданиям вопросы:Объясни значение этих пословиц и поговорок. Какая из них тебе понравилась больше всех? Почему? С.Маршак Книжка про книжки (Ч.8) А у Гришки неудача:
Гришке задана задача.
Стал задачник он искать.
Заглянул он под кровать.
Под столы, под табуретки,
Под диваны и кушетки.
Ищет в печке, и в ведре,
И в собачьей конуре.
Гришке горько и обидно,
А задачника не видно.
Что тут делать? Как тут быть?
Где задачник раздобыть?
Вопросы:
Ребята, как вы думаете, почему Гришка не может найти свой задачник?
Можно назвать мальчика бережливым? Если нет, то почему? А.Барто Стихи без названия про Никитина Ваню
Возле школьного крыльца
Посадили деревца.
Поместили в стенгазете
Фотографию ребят:
Первый класс, второй и третий —
Все с лопатами стоят.
Впереди — Никитин Ваня.
Он стоит на первом плане,
Он с сияющим лицом
Снялся рядом с деревцом.
Как-то раз дежурил Ваня,
Наводил он чистоту.
Прибежал он утром ранним:
Класс сейчас я подмету.
Я — дежурный в понедельник,
Нужен мне хороший веник!
Он выходит на разведку,
Солнце прячется в листве.
Он одну ломает ветку,
А потом другие две.
Говорит он: — Чудный веник!
И платить не нужно денег!
Возле школьного крыльца
Нету больше деревца!
Но зато висит в газете
Фотография ребят:
Первый класс, второй и третий —
Все с лопатами стоят.
Впереди — Никитин Ваня.
Он стоит на первом плане,
Он с сияющим лицом
Рядом с бывшим деревцом!
Вопросы:
Участвовал ли Ваня в посадке деревьев? Почему вы так решили ?
Почему он фотографировался на фоне чужого труда?
Как он поступил, когда ему понадобился веник?
Что он говорил при этом?
Что осталось от деревца ?
Было ли Ване жалко его?
Как можно назвать отношение Вани к чужому труду?
Хорошо ли хвалиться чужим трудом?
Умеет ли Ваня ценить чужой труд? В.Морозов Неблагодарные (в сокращении)
Они не знали здешних мест и думали, что продвигаются к дороге. А лесные заросли становились просто непролазными.
Где-то сверху разгуливало по небу солнце, а в чаще было сумрачно и сыро.
Одна из девочек, Тамара, ушибла коленку, хныкала:
— Теперь как же?.. Заплутались!
— Без паники! — приказал Сергей Козаченок, командир отряда, и оттопырил ладонями уши, чтобы лучше слышать. Где-то поблизости затарахтел мотор!
Пробрались через заросли, выбежали на глухую просеку. На ней показался грузовик, нагруженный бревнами. В кабине — парень в приплюснутой кепке.
— Товарищ водитель! — Сергей остановил машину. — Мы следопыты... Из Минска. Нам надо к Добриневу.
— Так это ж в другой стороне, следопыты, я сам из Добринева.
Прихрамывая, к грузовику приблизилась Тамара:
— Вы можете нам помочь?
— Это можно! — Парень за рулем велел путешественникам ждать его на просеке: отвезу, мол, лес и прикачу за вами.
Не обманул шофер, доставил отряд прямо к крыльцу сельской школы, отданной туристам под ночлег.
На другой день утром Сергей предупредил:
— Теперь мы будем умнее! Хватит плутать одним. Есть же в селе люди, которые помнят партизанскую стоянку.
Верно, есть такие люди. Вот только дома никого ребята не застали: народ в поле, на фермах, на лесозаготовке... О том сообщил пожилой крестьянин, перевивавший плетень на задворках своей хаты.
— А вы не можете с нами пойти? — очень учтиво спросила Тамара.
То ли ее улыбка подействовала на человека, то ли еще что: человек взялся сам сводить отряд к тому месту в бору, где и теперь еще заметны следы партизанского лагеря. Тем более что Михаил Павлович, так назвался добриневский житель, в том самом лагере находился всю войну: живой партизан!
С Михаилом Павловичем было хорошо, только вот шел он слишком медленно и часто устраивал для себя перекур.
— Надо же соображать! — говорил после похода Генка. — У этого партизана одна нога того... деревянная. Заметили протез?
Оказалось, никто и не заметил.
— Видали? Ходит, как на своих ногах! — сказал Сергей. — Второй Маресьев. Расскажем дома...
На ужин всем захотелось парного молочка. Ребята дождались, пока пригнали стадо, и снарядили за молоком Тамару с Галкой. Девочки взяли деньги, взяли ведро и возвратились через полчаса ... без денег и молока.
— Упали мы, и все молоко на дорогу, — всхлипывала Галка. — Делайте со мной что хотите.
А что было делать? Деньги у отряда рассчитаны до копеечки на каждый день.
— Молоко на ужин отпадает, только и всего, — успокоил товарищей Сергей.
Он не предполагал, что Тамару с Галкой могли видеть деревенские ребята. А те и в самом деле видели, как упали девочки. Двое незнакомых подростков и девчушка лет семи предстали перед путешественниками, когда скучный их ужин подходил к концу.
— Что же вы так, всухомятку? — сказала девчушка тоном, каким отчитывают обычно провинившихся малышей.
Поставили гости на школьное крыльцо тяжелый подойник:
— Пейте!
— Вот спасибочки! — Сергей хотел тут же сфотографировать «молоконосителей», чтобы память о них была. Но те убежали, не дождавшись даже, когда освободится подойник.
Ушли путешественники из Добринева через три дня. Ушли по направлению к железнодорожному полустанку. Жители деревни догадались об этом, когда увидели сильно помятую рожь. Ржаное поле надо было обходить, а следопыты поленились и — напрямик по хлебу. Топтать хлеб — все равно что душу хлебороба топтать.
— А, кажись, культурный все народ, — говорил озадаченный парень, шофер. — Я ведь их из лесу доставлял. Спасибо, хором кричали.
Ребята, которые угощали путешественников молоком, тоже ничего не могли понять:
— Веселые такие туристы, вежливые...
— Вежливые? — горько усмехнулся инвалид, партизанивший когда-то в здешних местах. — Спасибо говорят? Меня тоже благодарили. А на поверку выходит, что пустозвоны неблагодарные.
— В том ли суть, — говорил Михаил Павлович, — чтобы вежливенько улыбаться и говорить спасибо за людское добро? Надо, разумеется. Однако же благодарный человек за добро всегда платит добром или хотя бы не пакостит тем, кому обязан своей радостью, счастьем или удачей.
Надо согласиться с Михаилом Павловичем. Надо!
Вопросы:
Что случилось в лесу со следопытами?
Кто и как им помог?
Как ребята нашли бывший лагерь партизан?
Чем они были недовольны?
Почему ужин оказался скучным?
Как местные ребята позаботились о путешественниках ?
Чем следопыты «отблагодарили» местных жителей?
Согласны ли вы со словами Михаила Павловича?
Словарик для учителя
Бережливость — умение беречь вещи, предметы, окружающие тебя.
Бережливый — заботливый, экономный, аккуратный.
Дополнительная литература
1. Аким А. Неумейка.
2. Александрова 3. Весной.
3. Барто А. У Танюши дел немало.
4. Вес сумею сделать (песня).
5. Коростылев Л. Кривая указка.
6. Маршак С. Мастер-ломастер.
|