Графы. 1. Слова приветствия. 2. Прощальные слова. 3. Слова извинения. 4. Слова благодарности. 5. Слова просьбы.
Слова на карточках
Спасибо
| Пожалуйста
| Благодарю
| Здравствуйте
| Добрый день
| Извините
| Будьте добры
| До свидания
| Простите
| Добрый вечер
| Будьте любезны
| Жаль
| Очень признателен
| Доброе утро
| До встречи
| Если Вас не затруднит
| Не могли бы Вы мне помочь
| Я рад Вас видеть
| Мне очень жаль
| Прощайте
|
А теперь подумайте: как эти слова связаны с внимательным отношением к людям?
Эту игру можно провести и в форме «Цветика-многоцветика», когда учитель вместе с детьми составляет цветок, на лепестках которого дети пишут те слова вежливости, которые они хорошо знают и всегда используют в своей речи. Для этого учитель заранее готовит макет цветка таким образом, чтобы его середина представляла собой двухслойный круг, в который можно вставлять лепестки. Лепестков должно быть столько, сколько детей в классе. Их надо раздать детям, предложив им вписать в лепесток самое важное для каждого вежливое слово.
Середину цветка можно закрепить на доске и предложить детям, подходя по очереди, вставить свой лепесток, предварительно описав ситуацию, в которой можно использовать это слово.
Эту же задачу можно со временем усложнить, играя с детьми в «Дерево вежливости», когда учитель с детьми рисуют на доске дерево, на котором ветки — вежливые фразы, а листики — вежливые ключевые слова фразы. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Задания
1. Выбери и подчеркни нужный ответ (или запиши свой вариант).
У тебя пять красивых открыток. Тебе нужно разделить их между тобой и твоей сестрой. Как ты поступишь:
— отдашь все открытки сестре;
— отдашь ей одну открытку;
— предложишь ей выбрать самой 1—2 открытки;
— выберешь себе открытки, а оставшиеся отдашь сестре; 2. Запиши ответы.
2.1.Ты нашел деньги, которые потерял товарищ. Что бы ты сделал? __________________
____________________________________________________________________________
2.2. Дома ты рассказал про этот случай. Что сказали бы твои близкие:
мама________________________________________________________________________
папа________________________________________________________________________
бабушка дедушка _____________________________________________________________
3. Выбери нужный ответ и подчеркни его.
Каким ты бываешь чаще всего:
• радостным;
• злым;
• спокойным;
• плачущим;
• смеющимся;
• недовольным;
(запиши другое слово, обозначающее твое состояние). Народная мудрость
На добрый привет — добрый и ответ.
Добро творить — себя веселить.
Доброе дело два века живет.
Без добрых дел нет доброго имени. Задания и вопросы:
Объясни значение этих пословиц и поговорок.
Какая из них тебе понравилась больше всех? Почему? Г.Остер Зарядка для хвоста (отрывок)
— Воспитание, что это? — спросила мартышка.
— Это много чего, — сказала бабушка. — В двух словах не скажешь. Ну вот ты, мартышка. Если я сейчас сорву и дам тебе банан, что ты сделаешь?
— Спелый банан? — уточнила мартышка.
— Очень спелый, — кивнула бабушка.
— Съем! — сказала мартышка. Бабушка неодобрительно покачала головой.
— Сначала скажу «спасибо», — поправилась мартышка. — А потом съем!
— Ну что ж, ты поступишь, как вежливая мартышка! — сказала бабушка. — Но вежливость — это еще не все воспитание! Хорошо воспитанная мартышка сначала предложит банан товарищу!
— А вдруг он его возьмет?! — испугалась мартышка.
Слоненок ничего не сказал, но про себя он тоже подумал, что если предложить банан товарищу, то никакой товарищ от банана не откажется. Если, конечно, он умный, этот товарищ.
— Нет! Воспитанной быть неинтересно! — сказала мартышка.
— А ты попробуй! — Бабушка сорвала спелый и сочный банан и протянула его мартышке: — Попробуй!
— Что пробовать? — спросила мартышка. — Банан? Или быть воспитанной?
Бабушка ничего не ответила. Мартышка посмотрела на банан, потом на бабушку. Потом опять на банан. Банан был очень спелый и удивительно вкусный на вид.
— Большое спасибо! — сказала мартышка и уже открыла рот, чтобы съесть банан, как вдруг заметила, что на нее очень внимательно смотрит слоненок. Вернее, не на нее, а на ее банан. Мартышка смутилась. — Ты ведь не очень любишь бананы? — спросила она слоненка. — Ты ведь, наверно, их почти совсем не любишь, правда?
— Нет, почему же? — возразил слоненок. — Я их довольно сильно люблю. Вопросы и задания.
Закончи сказку: придумай, что было дальше.
Как могла бы поступить мартышка?
Как мартышка поняла слова «быть воспитанным» ?
Как ты это понимаешь ?
Е.Благинина Загадка Я вам загадаю загадку,
А вы отгадайте ее.
Кто ставит на пятку заплатку,
Кто гладит и чинит белье?
Кто дом поутру прибирает,
Кто ставит большой самовар?
Кто с младшей сестренкой играет
И водит ее на бульвар?
Кем коврик бахромчатый вышит
(сестренке — видать по всему)?
Кто письма подробные пишет
Солдату, отцу моему?
Чьи волосы снега белее,
А руки желты и сухи?
Кого я люблю и жалею
О ком сочиняю стихи?
Вопросы:
О ком это стихотворение?
Можно ли сказать, что бабушка заботливая, умеет помочь своим родным, потому что внимательна к нуждам членов семьи, уважает их время и хочет им помочь? Э.Островская Дед и внуки
У нас гуляют во дворе два мальчика, два братца.
За ними нашей детворе в футболе не угнаться.
Легко ли бегать целый день, порою против ветра, да так,
что собственная тень отстанет на полметра!
Но вот во двор заходит дед позвать внучат к обеду.
— Здесь вашим внукам равных нет! — заметил кто-то деду.
Дед неохотно молвил:
— ДА…- потом добавил строже:
— Я обгоняю их всегда, когда звонят в прихожей, когда нам срочно нужен хлеб или не хватит соли, хоть я и стар, и полуслеп, и... не мастак в футболе. Вопросы:
В чем нет равных внукам ?
Кто первым успевает позаботиться о родных?
Можно ли мальчиков назвать внимательными, предупредительными?
О чем надо задуматься этим ребятам ? Два верблюда (сказка)
Как-то раз одногорбый верблюд сказал верблюду двугорбому:
— Я, приятель, тебе очень сочувствую. Позволь выразить тебе мое соболезнование.
— А в чем дело? — удивился тот.— Кажется, я не ношу траура.
— Вижу, вижу, — продолжал одногорбый верблюд, — что ты даже не понимаешь, как несчастлив. Ведь ты такой же верблюд, как я, только с недостатком — у тебя два горба вместо одного. И это, конечно, очень, очень грустно.
— Прости меня,—ответил двугорбый верблюд, — я не хотел тебе это говорить, не хотел обижать, но раз уж ты сам заговорил об этом, так знай же, что из нас двоих ты несчастнее. Потому что это ты с дефектом. Это у тебя вместо двух горбов, как должно быть у приличного верблюда, всего один!
Так они спорили довольно долго и даже чуть не подрались, как вдруг увидели проходящего мимо бедуина.
— Давай спросим у него, кто из нас прав, — предложил одногорбый верблюд.
Бедуин терпеливо выслушал их, покачал головой и ответил:
— Друзья мои, вы оба с недостатками. Но не в горбах дело. Их вам подарила природа. Двугорбый красив тем, что у него два горба, а одногорбый красив, потому что у него только один горб. А главный недостаток у вас у обоих в голове, раз вы до сих пор не поняли этого! Вопросы:
О чем спорили верблюды ?
Кто и как разрешил их спор ?
Можно ли назвать верблюдов деликатными и предупредительными? Почему? Словарик для учителя
Школьный этикет — установленный в школе и отраженный в Уставе школы порядок поведения учителей и учеников во время пребывания в школе.
Внимательность к окружающим — умение сочувствовать, сопереживать и при необходимости помогать окружающим, заботиться о них.
Сочувствие — умение понять, почувствовать эмоциональное состояние другого человека, помочь ему.
Сопереживание — умение переживать за других и вместе с другими; умение утешить, поддержать словами сверстника.
Занятие 2. «Дал слово — держи его (правило обязательности)»
Добро желаешь — добро и делай Цель: формировать убеждение, что если дал слово, то его надо держать и показать, как это делать.
Занятие начинается с чтения и обсуждения сказки Г.Х.Андерсена об оловянном солдатике. Учитель выясняет с детьми, в чем же заключалась стойкость оловянного солдатика, трудно ли ему было оставаться верным долгу до конца.
Разговор на эту тему можно продолжить с выяснения, как понимают дети, что такое обещание. В процессе обсуждения дети должны прийти к осознанию того, что данные ими обещания надо выполнять, следуя правилу: «Обещал — сделай!». Учитель предлагает обсудить случай, описанный в рассказе: Ребята решили все вместе пойти посмотреть выступления зверей в недавно приехавшем цирке. Собрали деньги и стали думать, как и кому купить билеты. Вася Трухин бодро и уверенно взялся за дело: «Приеду за час, куплю билеты и буду всех ждать. Смотрите, не опаздывайте».
Ребята стали собираться около цирка. Васи нет. Решили, что он билеты купил и зачем-то отлучился. За пять минут до начала прибежал Вася: «Сейчас куплю билеты!» Над кассой — табличка: «Все билеты проданы». Предлагается вспомнить случаи, когда о человеке можно сказать, что он держит слово.
А затем можно предложить вместе с Маленьким Принцем посетить пятую планету и познакомиться с фонарщиком (А. де Сент-Экзюпери «Маленький Принц», глава 14), который честно и четко выполняет «уговор»: вовремя зажигает и гасит фонарь. Учитель читает главу и организует ее обсуждение. Подчеркивается важность выполнения обещания, данного слова.
Такая подготовка позволяет перейти к обсуждению реальных ситуаций со школьниками, которые приводят примеры, когда им удалось быть верным данному ими слову. Разбираются и ситуации, когда им это не удалось. Важно, чтобы ребята сумели объяснить причину и как надо было правильно поступить.
Рекомендуем использовать пословицы и поговорки на данную тему. Например: «Не давши слова — крепись, а давши — держись»,
«Нет большего позора, как не выполнить уговора»,
«Помогу, помогу», — пришло: «Не могу».
Далее учитель предлагает детям воспроизвести (желательно в рисунках) любую ситуацию (из прочитанных рассказов, книг, просмотренных фильмов, мультфильмов) о верности слову и обещанию. По этим рисункам дети могут рассказывать свои истории.
В результате проведенной работы учащиеся должны понять, что верность слову и обещанию — очень важное нравственное качество, без которого трудно стать хорошим человеком, хорошим специалистом, просто трудно жить в обществе. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Задания
1. Вспомни сказку про стойкого оловянного солдатика. Сделай несколько рисунков, рассказывающих о его стойкости, верности долгу. 2. Ответь на вопросы:
• Почему надо держать свое слово? Чтобы не подводить других?
• А себя ты не подводишь, если не держишь слово? 3. Придумай сказку о том, как надо держать свое слово; что получается, если не держать слово. 4. Все читали рассказ Л. Пантелеева «Честное слово» о мальчике, который стоял на посту и не оставлял его, хотя ему было страшно, он очень устал и потому плакал. Ответь на вопросы:
• С чем ты согласен в поведении малыша, а с чем нет?
• Как бы ты поступил сам? 5. Вычеркни лишние предложения: Обещал — делай!
Дал слово — сдержи его.
Дал слово — можно забыть о нем. Народная мудрость
Коли взялся за гуж — не говори, что не дюж.
Не корми завтраками, а сделай сегодня.
На ошибках учатся.
Помогай не словом, а делом.
Уговор дороже денег. Вопросы и задания:
Объясни значение этих слов. Какая из этих пословиц может быть ценным советом? ТЕКСТЫ С понедельника возьмусь
(песня)
(Стихи Ю.Энтина, музыка В. Шаинского)
— Это что за ученик? —
Двойки сыплются в дневник.
Ну а он не дует в ус:
— С понедельника возьмусь.
Припев: Это невозможно, это невозможно,
Это невозможно не понять.
Никогда не поздно, никогда не поздно
Никогда не поздно догонять.
Понедельник — трудный день,
Заниматься что-то лень.
Снова двойка — ну и пусть,
С новой четверти возьмусь.
Припев. Это невозможно, это невозможно,
Это невозможно не понять.
Что бывает поздно, даже очень поздно,
Просто слишком поздно догонять!
— Наступает месяц май, —
Занимайся, догоняй.
— Ну а я не тороплюсь —
В сентябре за ум возьмусь.
Припев. Это невозможно, это невозможно,
Это невозможно не понять.
Что бывает поздно, даже очень поздно,
Просто слишком поздно догонять! Вопросы и задания:
Ученику, о котором песня, нравится учиться ?
Верен ли он своему слову?
Расскажите: как он провел учебный год?
Сколько раз он переносил срок выполнения данного слова?
Что из этого вышло ? С.Михалков Как девочка Таня загорала
Забыла Таня про обед,
С друзьями не играет —
Ей до подруг и дела нет:
Лежит и загорает.
Она мечтает загореть,
Чтоб черным стало тело,
Ведь будут на тебя смотреть,
Когда ты загорела.
Какой-то, в плавках, старичок
Ей крикнул: — Эй, Косичка!
Ты в этом деле новичок!
Смотри, сгоришь, как спичка!
Она пример не хочет брать
С тех, кто дает советы.
— Отстаньте! Буду загорать! —
Вот все ее ответы.
«Пусть мне лежать уже невмочь,
Но я с песка — ни шагу.
Я не уйду отсюда прочь
И под навес не лягу».
Лежала Таня.
Время шло.
Народу меньше стало.
Не так уже и солнце жгло,
А Таня все лежала
Здесь даже трудно описать
Все муки и страданья,
Когда пришлось ее спасать,
Всем прочим в назиданье.
Теперь ей платья не надеть,
И, посудите сами,
Она должна весь день сидеть,
А не лежать часами.
Проходит мимо детвора
И шепчет то и дело:
— А эта девочка вчера
— Почти совсем сгорела! Вопросы:Почему Таня упорно лежала на солнце ? Почему Таня не послушалась старичка? Надо ли так держать данное себе слово? Как ты думаешь, это упорство или упрямство ? Хорошее ли это качество? Две девочки (Кхмерская сказка)Жила-была девочка. Однажды послала ее мать в лес копать дикий батат. Девочка взяла лопату, плетенку, пошла в лес и забралась в глухую чащу. В чаще было гнездо белых термитов и в нем глубокая нора. Стала девочка около этого гнезда искать батат, лопата у нее соскочила с черенка и угодила прямо в нору. Девочка бегала-бегала вокруг, никак лопату достать не может, стала звать на помощь. Вдруг из густых зарослей вылез старый-престарый тигр, голова у него вся в нарывах да гное. — Девочка, я слышал, ты звала на помощь. Я готов помочь тебе — достану лопату. Но ты должна очистить мои нарывы. Другой благодарности мне не надо. — Ах, дедушка! Вы мне только достаньте лопату, я все для вас сделаю. Достал тигр лопату и стал ожидать, исполнит ли девочка свое обещание. Взяла девочка острую палочку и принялась очищать нарывы. Тигр спрашивает: — Наверное, шкура моя противно пахнет? — И верно, от нарывов такое шло зловоние, что дух захватывало, но девочка ответила: — Нет, нет, дедушка, ничего подобного. — Тигр несколько раз переспрашивал, а девочка знай все то же отвечает. Как только закончила она свое дело, тигр вдруг преобразился, шерсть его заблестела. Пропали все нарывы! Говорит тигр девочке: — Давай свою бамбуковую плетенку, я тебе батата хорошего насыплю. Девочка подала бамбуковую плетенку, и тигр тайком насыпал ее доверху чистым золотом и серебром, потом закрыл плотно и говорит: — Ну, бери свою плетенку и ступай домой. Вернешься, позови родителей, братьев и сестер, закрой как следует дверь, а потом уж открывай плетенку. Поблагодарила девочка тигра, распрощалась с ним, пришла домой, позвала родителей, сестер и братьев, закрыла дверь и открыла плетенку. Глядь, а в ней золото и серебро так и сверкают! Не прошло и нескольких дней, как об этом происшествии узнала соседка, у которой тоже была дочка. Стала она бранить-стыдить свою дочь: — Посмотри на других! Из лесу золото-серебро плетенками таскают, сестер-братьев одаривают. А ты ничего, кроме диких бататов, не находишь. Бери лопату, ступай к гнезду белых термитов и делай все, как соседская девчонка. Пошла соседская дочь в лес. Забросила она лопату в нору и стала умолять тигра помочь ей — обещала отблагодарить по совести, любые его желания исполнить. Достал тигр лопату, а в благодарность попросил очистить его нарывы. Стала соседская дочь это делать, а тигр и спрашивает: — Наверное, шкура моя противно пахнет? — Ой, дед, еще как противно! — Ну ладно. Довольно с тебя. Давай-ка свою бамбуковую плетенку, я положу тебе кое-чего. Та скорее протянула ему плетенку. Наложил тигр полную плетенку ядовитых гадюк и говорит: — Ступай домой, позови мать, затвори хорошенько дверь, а потом открывай плетенку. Соседская дочь так и сделала. Пришла домой, позвала мать, открыли они плетенку, думали золото и серебро делить. А оттуда стали выползать страшные гадюки! Пришлось убегать и матери, и дочке. Вопросы:Как девочка помогла тигру? А как тигр отблагодарил свою спасительницу? Сдержала ли девочка свое слово ? Что решила сделать соседская дочь ? Что она получила в «благодарность» ? Можно ли сказать, что эта девочка умеет держать свое слово? Словарик для учителяОбязательность — верность слову и делу, ответственность за порученное дело. Обязательность = дисциплинированность. Занятие 3. «Как ты разговариваешь с товарищами (доброжелательность в общении) Доброе слово лучше мягкого пирогаЦель: дать обобщенное представление о доброжелательности, внимательности, сочувствии как основе общения с одноклассниками. Начать занятие можно с рассмотрения смысловой взаимосвязи однокоренных слов: добро, доброта, доброжелательность, подчеркнув, что доброжелательный человек всегда всем окружающим желает добра. Важно вместе с учащимися разобраться, в чем заключается смысл слов добрый и добренький (добренький может казаться добрым, но не быть таким). Можно написать на доске цепочку слов, показывающую, какие чувства предполагает доброжелательность. Желание добра — доброжелательность (сопереживание, сочувствие). Далее читаются и анализируются следующие стихотворные строки: Добрым быть совсем-совсем непросто, Не зависит доброта от роста... Доброта приносит людям радость И взамен не требует награды... «Просто ли быть добрым, доброжелательным? Как вы понимаете слова: «не зависит доброта от роста»? Почему доброта «взамен не требует награды»? «Кого можно назвать добрым человеком? Что является самым главным показателем доброты? (Дела.) Какие примеры добрых поступков вы можете привести?» — таков приблизительно круг вопросов для беседы с классом. Разговор о добрых поступках, намерениях можно связать с умением пожелать человеку доброго, веселого настроения. Эмоционально усилит эффект от беседы прослушивание фонограммы песни группы Стаса Намина «Мы желаем счастья вам...», ставшей популярной после Олимпиады в Москве (1980): Мы желаем счастья вам, И оно должно быть таким: Если счастлив сам — Счастьем поделись с другим. В русле темы урока полезно провести работу над содержанием пословиц: «Добрым — добрая слава", «Добрые умирают, да дела их живут», «Доброе дело два века живет». Ребята вместе с учителем вспоминают героев книг, сказок, стихов, которые совершали добрые дела и проявляли доброжелательность. В качестве домашнего задания можно предложить изготовить дома один лепесток цветика - семицветика с пожеланием добра, написанным на обороте лепестка. На следующем уроке каждый, рассказав или прочитав свое пожелание, вставит свой лепесток в сердцевину, которую приготовит учитель. В содержание урока хорошо вплетается игра «Как порадовать Буратино». Дети разыгрывают сценки, например, с таким сюжетом: Буратино грустный, в этом состоянии у него не получается быть вежливым. Им недовольна Мальвина. «Что еще случилось с Буратино»? — спрашивает учитель. Далее ребята сами предлагают сюжеты для инсценировок. После показа сюжетов учитель строит беседу вокруг таких вопросов: «Как каждый из вас относится к своим друзьям? Доброжелательно? Внимательно? В чем это выражается?» ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ |