Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Эффективная организация воспитательного процесса


Скачать 2.37 Mb.
НазваниеЭффективная организация воспитательного процесса
страница7/12
Дата26.02.2016
Размер2.37 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Графы. 1. Слова приветствия. 2. Про­щальные слова. 3. Слова извинения. 4. Слова благодарности. 5. Слова просьбы.


1

2

3

4

5


Слова на карточках


Спасибо

Пожалуйста

Благодарю

Здравствуйте

Добрый день

Извините

Будьте добры

До свидания

Простите

Добрый вечер

Будьте любезны

Жаль

Очень признателен

Доброе утро

До встречи

Если Вас не затруднит

Не могли бы Вы мне помочь

Я рад Вас видеть

Мне очень жаль

Прощайте


А теперь подумайте: как эти слова свя­заны с внимательным отношением к лю­дям?

Эту игру можно провести и в форме «Цветика-многоцветика», когда учитель вместе с детьми составляет цветок, на ле­пестках которого дети пишут те слова вежливости, которые они хорошо знают и всегда используют в своей речи. Для этого учитель заранее готовит макет цвет­ка таким образом, чтобы его середина представляла собой двухслойный круг, в который можно вставлять лепестки. Ле­пестков должно быть столько, сколько детей в классе. Их надо раздать детям, предложив им вписать в лепесток самое важное для каждого вежливое слово.

Середину цветка можно закрепить на доске и предложить детям, подходя по очереди, вставить свой лепесток, предва­рительно описав ситуацию, в которой можно использовать это слово.

Эту же задачу можно со временем ус­ложнить, играя с детьми в «Дерево веж­ливости», когда учитель с детьми рисуют на доске дерево, на котором ветки — веж­ливые фразы, а листики — вежливые клю­чевые слова фразы.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Задания

1. Выбери и подчеркни нужный ответ (или запиши свой вариант).

У тебя пять красивых открыток. Тебе нужно разделить их между тобой и твоей сестрой. Как ты поступишь:

— отдашь все открытки сестре;

— отдашь ей одну открытку;

— предложишь ей выбрать самой 1—2 открытки;

— выберешь себе открытки, а оставши­еся отдашь сестре;
2. Запиши ответы.

2.1.Ты нашел деньги, которые потерял товарищ. Что бы ты сделал? __________________

____________________________________________________________________________

2.2. Дома ты рассказал про этот слу­чай. Что сказали бы твои близкие:

мама________________________________________________________________________

папа________________________________________________________________________

бабушка дедушка _____________________________________________________________

3. Выбери нужный ответ и подчеркни его.

Каким ты бываешь чаще всего:

• радостным;

• злым;

• спокойным;

• плачущим;

• смеющимся;

• недовольным;

(запиши другое слово, обозначающее твое состояние).
Народная мудрость

На добрый привет — добрый и ответ.

Добро творить — себя веселить.

Доброе дело два века живет.

Без добрых дел нет доброго имени.
Задания и вопросы:

Объясни значение этих пословиц и пого­ворок.

Какая из них тебе понравилась больше всех? Почему?
Г.Остер Зарядка для хвоста (отрывок)

— Воспитание, что это? — спросила мартышка.

— Это много чего, — сказала бабуш­ка. — В двух словах не скажешь. Ну вот ты, мартышка. Если я сейчас сорву и дам тебе банан, что ты сделаешь?

— Спелый банан? — уточнила мар­тышка.

— Очень спелый, — кивнула бабушка.

— Съем! — сказала мартышка. Бабушка неодобрительно покачала го­ловой.

— Сначала скажу «спасибо», — попра­вилась мартышка. — А потом съем!

— Ну что ж, ты поступишь, как вежли­вая мартышка! — сказала бабушка. — Но вежливость — это еще не все воспитание! Хорошо воспитанная мартышка сначала предложит банан товарищу!

— А вдруг он его возьмет?! — испуга­лась мартышка.

Слоненок ничего не сказал, но про себя он тоже подумал, что если предло­жить банан товарищу, то никакой това­рищ от банана не откажется. Если, конеч­но, он умный, этот товарищ.

— Нет! Воспитанной быть неинтерес­но! — сказала мартышка.

— А ты попробуй! — Бабушка сорвала спелый и сочный банан и протянула его мартышке: — Попробуй!

— Что пробовать? — спросила мартыш­ка. — Банан? Или быть воспитанной?

Бабушка ничего не ответила. Мартыш­ка посмотрела на банан, потом на бабушку. Потом опять на банан. Банан был очень спелый и удивительно вкусный на вид.

— Большое спасибо! — сказала мар­тышка и уже открыла рот, чтобы съесть банан, как вдруг заметила, что на нее очень внимательно смотрит слоненок. Вернее, не на нее, а на ее банан. Мартыш­ка смутилась. — Ты ведь не очень любишь бананы? — спросила она слоненка. — Ты ведь, наверно, их почти совсем не лю­бишь, правда?

— Нет, почему же? — возразил слоне­нок. — Я их довольно сильно люблю.
Вопросы и задания.

Закончи сказку: придумай, что было дальше.

Как могла бы поступить мартышка?

Как мартышка поняла слова «быть вос­питанным» ?

Как ты это понимаешь ?

Е.Благинина Загадка

Я вам загадаю загадку,

А вы отгадайте ее.

Кто ставит на пятку заплатку,

Кто гладит и чинит белье?

Кто дом поутру прибирает,

Кто ставит большой самовар?

Кто с младшей сестренкой играет

И водит ее на бульвар?

Кем коврик бахромчатый вышит

(сестренке — видать по всему)?

Кто письма подробные пишет

Солдату, отцу моему?

Чьи волосы снега белее,

А руки желты и сухи?

Кого я люблю и жалею

О ком сочиняю стихи?


Вопросы:

О ком это стихотворение?

Можно ли сказать, что бабушка забот­ливая, умеет помочь своим родным, потому что внимательна к нуждам членов семьи, уважает их время и хочет им помочь?
Э.Островская Дед и внуки

У нас гуляют во дворе два мальчика, два братца.

За ними нашей детворе в футболе не угнаться.

Легко ли бегать целый день, порою против ветра, да так,

что собственная тень отстанет на полметра!

Но вот во двор заходит дед позвать внучат к обеду.

— Здесь вашим внукам равных нет! — заметил кто-то деду.

Дед неохотно молвил:

— ДА…- ­потом добавил строже:

— Я обгоняю их всегда, когда звонят в прихожей, когда нам срочно нужен хлеб или не хватит соли, хоть я и стар, и полуслеп, и... не мастак в футболе.
Вопросы:

В чем нет равных внукам ?

Кто первым успевает позаботиться о родных?

Можно ли мальчиков назвать внима­тельными, предупредительными?

О чем надо задуматься этим ребятам ?
Два верблюда (сказка)

Как-то раз одногорбый верблюд сказал верблюду двугорбому:

— Я, приятель, тебе очень сочувствую. Позволь выразить тебе мое соболезнова­ние.

— А в чем дело? — удивился тот.— Ка­жется, я не ношу траура.

— Вижу, вижу, — продолжал одногор­бый верблюд, — что ты даже не понима­ешь, как несчастлив. Ведь ты такой же верблюд, как я, только с недостатком — у тебя два горба вместо одного. И это, ко­нечно, очень, очень грустно.

— Прости меня,—ответил двугорбый верблюд, — я не хотел тебе это говорить, не хотел обижать, но раз уж ты сам заговорил об этом, так знай же, что из нас двоих ты несчастнее. Потому что это ты с дефектом. Это у тебя вместо двух горбов, как должно быть у приличного верблюда, всего один!

Так они спорили довольно долго и даже чуть не подрались, как вдруг увидели про­ходящего мимо бедуина.

— Давай спросим у него, кто из нас прав, — предложил одногорбый верблюд.

Бедуин терпеливо выслушал их, пока­чал головой и ответил:

— Друзья мои, вы оба с недостатками. Но не в горбах дело. Их вам подарила при­рода. Двугорбый красив тем, что у него два горба, а одногорбый красив, потому что у него только один горб. А главный недостаток у вас у обоих в голове, раз вы до сих пор не поняли этого!
Вопросы:

О чем спорили верблюды ?

Кто и как разрешил их спор ?

Можно ли назвать верблюдов деликат­ными и предупредительными? Почему?
Словарик для учителя

Школьный этикет — установленный в школе и отраженный в Уставе школы по­рядок поведения учителей и учеников во время пребывания в школе.

Внимательность к окружающим — уме­ние сочувствовать, сопереживать и при необходимости помогать окружающим, заботиться о них.

Сочувствие — умение понять, почувст­вовать эмоциональное состояние другого человека, помочь ему.

Сопереживание — умение переживать за других и вместе с другими; умение утешить, поддержать словами сверстни­ка.

Занятие 2. «Дал слово — держи его (правило обязательности)»

Добро желаешь — добро и делай
Цель: формировать убеждение, что если дал слово, то его надо держать и по­казать, как это делать.

Занятие начинается с чтения и обсуж­дения сказки Г.Х.Андерсена об оловянном солдатике. Учитель выясняет с детьми, в чем же заключалась стойкость оловянно­го солдатика, трудно ли ему было оста­ваться верным долгу до конца.

Разговор на эту тему можно продолжить с выяснения, как понимают дети, что та­кое обещание. В процессе обсуждения дети должны прийти к осознанию того, что дан­ные ими обещания надо выполнять, сле­дуя правилу: «Обещал — сделай!».
Учитель предлагает обсудить случай, описанный в рассказе:
Ребята решили все вместе пойти по­смотреть выступления зверей в недавно приехавшем цирке. Собрали деньги и стали думать, как и кому купить билеты. Вася Трухин бодро и уверенно взялся за дело: «Приеду за час, куплю билеты и буду всех ждать. Смотрите, не опазды­вайте».

Ребята стали собираться около цирка. Васи нет. Решили, что он билеты купил и зачем-то отлучился. За пять минут до на­чала прибежал Вася: «Сейчас куплю би­леты!» Над кассой — табличка: «Все би­леты проданы».
Предлагается вспомнить случаи, когда о человеке можно сказать, что он держит слово.

А затем можно предложить вместе с Маленьким Принцем посетить пятую планету и познакомиться с фонарщиком (А. де Сент-Экзюпери «Маленький Принц», глава 14), который честно и чет­ко выполняет «уговор»: вовремя зажигает и гасит фонарь. Учитель читает главу и организует ее обсуждение. Подчеркивает­ся важность выполнения обещания, дан­ного слова.

Такая подготовка позволяет перейти к обсуждению реальных ситуаций со школьниками, которые приводят приме­ры, когда им удалось быть верным дан­ному ими слову. Разбираются и ситуации, когда им это не удалось. Важно, чтобы ребята сумели объяснить причину и как надо было правильно поступить.

Рекомендуем использовать пословицы и поговорки на данную тему. Например: «Не давши слова — крепись, а давши — держись»,

«Нет большего позора, как не выполнить уговора»,

«Помогу, помогу», — пришло: «Не могу».

Далее учитель предлагает детям вос­произвести (желательно в рисунках) лю­бую ситуацию (из прочитанных рассказов, книг, просмотренных фильмов, мульт­фильмов) о верности слову и обещанию. По этим рисункам дети могут рассказы­вать свои истории.

В результате проведенной работы уча­щиеся должны понять, что верность сло­ву и обещанию — очень важное нравст­венное качество, без которого трудно стать хорошим человеком, хорошим спе­циалистом, просто трудно жить в обще­стве.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Задания

1. Вспомни сказку про стойкого оло­вянного солдатика. Сделай несколько ри­сунков, рассказывающих о его стойкости, верности долгу.
2. Ответь на вопросы:

• Почему надо держать свое слово? Чтобы не подводить других?

• А себя ты не подводишь, если не дер­жишь слово?
3. Придумай сказку о том, как надо дер­жать свое слово; что получается, если не держать слово.
4. Все читали рассказ Л. Пантелеева «Честное слово» о мальчике, который сто­ял на посту и не оставлял его, хотя ему было страшно, он очень устал и потому плакал.
Ответь на вопросы:

• С чем ты согласен в поведении ма­лыша, а с чем нет?

• Как бы ты поступил сам?
5. Вычеркни лишние предложения: Обещал — делай!

Дал слово — сдержи его.

Дал слово — можно забыть о нем.
Народная мудрость

Коли взялся за гуж — не говори, что не дюж.

Не корми завтраками, а сделай сегодня.

На ошибках учатся.

Помогай не словом, а делом.

Уговор дороже денег.
Вопросы и задания:

Объясни значение этих слов. Какая из этих пословиц может быть ценным советом?
ТЕКСТЫ
С понедельника возьмусь

(песня)

(Стихи Ю.Энтина, музыка В. Шаинского)

— Это что за ученик? —

Двойки сыплются в дневник.

Ну а он не дует в ус:

— С понедельника возьмусь.

Припев:
Это невозможно, это невозможно,

Это невозможно не понять.

Никогда не поздно, никогда не поздно

Никогда не поздно догонять.

Понедельник — трудный день,

Заниматься что-то лень.

Снова двойка — ну и пусть,

С новой четверти возьмусь.

Припев.
Это невозможно, это невозможно,

Это невозможно не понять.

Что бывает поздно, даже очень поздно,

Просто слишком поздно догонять!

— Наступает месяц май, —

Занимайся, догоняй.

— Ну а я не тороплюсь —

В сентябре за ум возьмусь.

Припев.
Это невозможно, это невозможно,

Это невозможно не понять.

Что бывает поздно, даже очень поздно,

Просто слишком поздно догонять!
Вопросы и задания:

Ученику, о котором песня, нравится учиться ?

Верен ли он своему слову?

Расскажите: как он провел учебный год?

Сколько раз он переносил срок выполне­ния данного слова?

Что из этого вышло ?
С.Михалков Как девочка Таня загорала

Забыла Таня про обед,

С друзьями не играет —

Ей до подруг и дела нет:

Лежит и загорает.

Она мечтает загореть,

Чтоб черным стало тело,

Ведь будут на тебя смотреть,

Когда ты загорела.

Какой-то, в плавках, старичок

Ей крикнул: — Эй, Косичка!

Ты в этом деле новичок!

Смотри, сгоришь, как спичка!

Она пример не хочет брать

С тех, кто дает советы.

— Отстаньте! Буду загорать! —

Вот все ее ответы.

«Пусть мне лежать уже невмочь,

Но я с песка — ни шагу.

Я не уйду отсюда прочь

И под навес не лягу».

Лежала Таня.

Время шло.

Народу меньше стало.

Не так уже и солнце жгло,

А Таня все лежала

Здесь даже трудно описать

Все муки и страданья,

Когда пришлось ее спасать,

Всем прочим в назиданье.

Теперь ей платья не надеть,

И, посудите сами,

Она должна весь день сидеть,

А не лежать часами.

Проходит мимо детвора

И шепчет то и дело:

— А эта девочка вчера

— Почти совсем сгорела!


Вопросы:

Почему Таня упорно лежала на солнце ?

Почему Таня не послушалась старичка?

Надо ли так держать данное себе сло­во?

Как ты думаешь, это упорство или уп­рямство ?

Хорошее ли это качество?
Две девочки

(Кхмерская сказка)

Жила-была девочка. Однажды послала ее мать в лес копать дикий батат. Девочка взяла лопату, плетенку, пошла в лес и за­бралась в глухую чащу. В чаще было гнез­до белых термитов и в нем глубокая нора. Стала девочка около этого гнезда искать батат, лопата у нее соскочила с черенка и угодила прямо в нору.

Девочка бегала-бегала вокруг, никак лопату достать не может, стала звать на помощь.

Вдруг из густых зарослей вылез старый-престарый тигр, голова у него вся в на­рывах да гное.

— Девочка, я слышал, ты звала на по­мощь. Я готов помочь тебе — достану ло­пату. Но ты должна очистить мои нары­вы. Другой благодарности мне не надо.

— Ах, дедушка! Вы мне только достань­те лопату, я все для вас сделаю.

Достал тигр лопату и стал ожидать, ис­полнит ли девочка свое обещание. Взяла девочка острую палочку и принялась очи­щать нарывы. Тигр спрашивает:

— Наверное, шкура моя противно пах­нет? — И верно, от нарывов такое шло зловоние, что дух захватывало, но девоч­ка ответила:

— Нет, нет, дедушка, ничего подобно­го. — Тигр несколько раз переспрашивал, а девочка знай все то же отвечает.

Как только закончила она свое дело, тигр вдруг преобразился, шерсть его за­блестела. Пропали все нарывы! Говорит тигр девочке:

— Давай свою бамбуковую плетенку, я тебе батата хорошего насыплю.

Девочка подала бамбуковую плетенку, и тигр тайком насыпал ее доверху чистым золотом и серебром, потом закрыл плот­но и говорит:

— Ну, бери свою плетенку и ступай домой. Вернешься, позови родителей, братьев и сестер, закрой как следует дверь, а потом уж открывай плетенку.

Поблагодарила девочка тигра, распро­щалась с ним, пришла домой, позвала родителей, сестер и братьев, закрыла дверь и открыла плетенку. Глядь, а в ней золото и серебро так и сверкают!

Не прошло и нескольких дней, как об этом происшествии узнала соседка, у ко­торой тоже была дочка. Стала она бра­нить-стыдить свою дочь:

— Посмотри на других! Из лесу золо­то-серебро плетенками таскают, сестер-братьев одаривают. А ты ничего, кроме диких бататов, не находишь. Бери лопату, ступай к гнезду белых термитов и делай все, как соседская девчонка.

Пошла соседская дочь в лес. Заброси­ла она лопату в нору и стала умолять тиг­ра помочь ей — обещала отблагодарить по совести, любые его желания исполнить.

Достал тигр лопату, а в благодарность по­просил очистить его нарывы. Стала сосед­ская дочь это делать, а тигр и спрашивает:

— Наверное, шкура моя противно пах­нет?

— Ой, дед, еще как противно!

— Ну ладно. Довольно с тебя. Давай-ка свою бамбуковую плетенку, я положу тебе кое-чего. Та скорее протянула ему плетенку. На­ложил тигр полную плетенку ядовитых гадюк и говорит:

— Ступай домой, позови мать, затвори хорошенько дверь, а потом открывай пле­тенку.

Соседская дочь так и сделала. Пришла домой, позвала мать, открыли они плетен­ку, думали золото и серебро делить. А от­туда стали выползать страшные гадюки! Пришлось убегать и матери, и дочке.
Вопросы:

Как девочка помогла тигру?

А как тигр отблагодарил свою спаси­тельницу?

Сдержала ли девочка свое слово ?

Что решила сделать соседская дочь ?

Что она получила в «благодарность» ?

Можно ли сказать, что эта девочка умеет держать свое слово?
Словарик для учителя

Обязательность верность слову и делу, ответственность за порученное дело.

Обязательность = дисциплинирован­ность.
Занятие 3. «Как ты разговариваешь с товарищами (доброжелательность в общении) Доброе слово лучше мягкого пирога
Цель: дать обобщенное представление о доброжелательности, внимательности, сочувствии как основе общения с одно­классниками.

Начать занятие можно с рассмотрения смысловой взаимосвязи однокоренных слов: добро, доброта, доброжелательность, под­черкнув, что доброжелательный человек все­гда всем окружающим желает добра. Важно вместе с учащимися разобраться, в чем за­ключается смысл слов добрый и добренький (добренький может казаться добрым, но не быть таким). Можно написать на доске це­почку слов, показывающую, какие чувства предполагает доброжелательность.

Желание добра — доброжелательность (сопереживание, сочувствие).

Далее читаются и анализируются сле­дующие стихотворные строки:

Добрым быть совсем-совсем непросто,

Не зависит доброта от роста...

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды...

«Просто ли быть добрым, доброжела­тельным? Как вы понимаете слова: «не зависит доброта от роста»? Почему доб­рота «взамен не требует награды»?

«Кого можно назвать добрым челове­ком? Что является самым главным показателем доброты? (Дела.) Какие примеры добрых поступков вы можете привес­ти?» — таков приблизительно круг вопро­сов для беседы с классом. Разговор о доб­рых поступках, намерениях можно связать с умением пожелать человеку доброго, ве­селого настроения.

Эмоционально усилит эффект от бесе­ды прослушивание фонограммы песни группы Стаса Намина «Мы желаем счас­тья вам...», ставшей популярной после Олимпиады в Москве (1980):

Мы желаем счастья вам,

И оно должно быть таким:

Если счастлив сам —

Счастьем поделись с другим.

В русле темы урока полезно провести работу над содержанием пословиц: «Доб­рым — добрая слава", «Добрые умирают, да дела их живут», «Доброе дело два века живет».

Ребята вместе с учителем вспоминают героев книг, сказок, стихов, которые со­вершали добрые дела и проявляли добро­желательность. В качестве домашнего за­дания можно предложить изготовить дома один лепесток цветика - семицветика с пожеланием добра, написанным на обо­роте лепестка. На следующем уроке каж­дый, рассказав или прочитав свое поже­лание, вставит свой лепесток в сердцеви­ну, которую приготовит учитель.

В содержание урока хорошо вплетает­ся игра «Как порадовать Буратино». Дети разыгрывают сценки, например, с таким сюжетом: Буратино грустный, в этом состоянии у него не получается быть веж­ливым. Им недовольна Мальвина.

«Что еще случилось с Буратино»? — спрашивает учитель. Далее ребята сами предлагают сюжеты для инсценировок.

После показа сюжетов учитель строит беседу вокруг таких вопросов: «Как каж­дый из вас относится к своим друзьям? Доброжелательно? Внимательно? В чем это выражается?»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12