Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Эффективная организация воспитательного процесса


Скачать 2.37 Mb.
НазваниеЭффективная организация воспитательного процесса
страница6/12
Дата26.02.2016
Размер2.37 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Я, когда не учился, совсем глупый был. Я знал очень мало слов. Например, я знал слова: мама, папа, чур не я, в лесу роди­лась елочка. И еще знал слов девять или десять. А в школе все новые слова: доска, мел, учитель, класс, парта, звонок, горя­чий завтрак. Это очень интересно!
Вопросы и задания

С какими новыми словами ты позна­комился в первом классе школы?

Расскажи, какими школьными вещами ты пользуешься чаше всего.

Какие из них тебе нравятся больше? Почему?
Словарь для учителя

Вежливость — способ общения, включа­ющий в качестве специфических языковые средства («вежливые, волшебные» слова) и формы этикетного поведения (уступить дорогу старшим, уступить месть и т.д.).

Деятельность основная форма актив­ного отношения к окружающей действи­тельности, главное условие развития ребен­ка.

Дисциплина неукоснительное подчине­ние общепринятому в обществе, коллекти­ве порядку.

Школьная дисциплина — выполнение распорядка школы: соблюдение правил по­ведения в школе, классе, связанных с учеб­ным процессом и свободным временем (при­ход и уход из школы, перемена и др.). Это то, что должно делать, как должен посту­пать школьник, чтобы не нарушать школь­ной жизни, порядка.
Занятие 2 на тему «Люби книгу»

Чтенье — лучшее ученье
Цель урока: объяснить школьникам, почему надо любить книги (с опорой на содержание эпиграфа), дать представле­ние о правилах поведения в библиотеке.

Учитель может сказать, что в древние времена знания передавались из поколе­ния в поколения через устную речь и со­хранились в старинных преданиях, посло­вицах и поговорках. Затем знания начали фиксировать в виде рисунков на стенах пещер, записывать на папирусе, глиняных табличках. Так возникли первые библио­теки — хранилища знаний. Прошло мно­го лет, прежде чем человек изобрел печат­ный станок и появились книги.

Затем можно прочесть и обсудить рас­сказ «Книга», данный в сокращении по А.Баркову, и предложить ребятам ответить на вопросы.

Учитель подчеркивает, что в наше вре­мя знания начали хранить в памяти ма­шины — компьютера, существуют даже компьютерные книги. Если имеется воз­можность, в компьютерном классе стоит показать хотя бы одну такую компьютер­ную книгу.

Учитель отмечает как важное умение ориентироваться в книгах. Можно предложить детям сравнить учебную книгу (учебник) и книгу, содержащую произве­дения художественной литературы: кто автор, какая у книг обложка, что изобра­жено на форзацах, где расположено и что в себя включает содержание или оглавле­ние.

Хорошо, если учителю удастся заранее подобрать и принести разные по формату, оформлению и содержанию книги, чтобы показать их детям и рассказать о том, как много разного рода информации дают нам книги, каких они бывают размеров: от мини-книжек до огромных словарей.

На этом уроке дети могут выполнить практическое дело — создать книжку-ма­лышку для младшего брата, сестры или для первоклассника. Здесь учитель выби­рает и обсуждает с детьми любой из вари­антов: нарисовать иллюстрации к какой-либо общеизвестной книжке, рассказу, сказке либо к нескольким, а затем из этих иллюстраций составить книжку-само­сшивку, а можно подобрать иллюстрации и из них составить книжку и др.

Предложите детям создать в классе классную библиотеку, которая позволит им обмениваться книгами и обсуждать прочи­танное, высказывать свои впечатления.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Задания

1. Отгадай загадки


Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

(Книга.)

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаше с ней —

Станешь вчетверо умней.

(Книга.)

Белое поле, черное семя,

Кто его сеет, тот разумеет.

(Книга.)

Без языка, без голоса,

А все расскажет.

(Книга.)

2. Нарисуй любимую книгу и подготовь рассказ о ней.
Народная мудрость (пословицы и пого­ворки)

Азбука — к мудрости ступенька. Азбуки не знает, а читать садится.

Хорошая книга — лучший друг.

С книгой поведешься — ума наберешься.
Тексты

Книга (по А. Баркову)

Отец принес сыну новую книгу. Маль­чик долго смотрел картинки. Художник рисовал деревья, море, корабли, зверей.

Откуда пришла книга? Кто придумал это чудо из чудес?

Жизнь книги берет начало в лесу. От дерева до книги длинный путь. Люди ру­били деревья, везли их на фабрику. Там рабочие распиливали их, варили бумаж­ное тесто. Потом массу раскатывали в тонкие полосы, сворачивали в рулоны. Готовую бумагу отправляли на книжную фабрику.

Там есть наборный, печатный и пере­плеточный цехи. Отсюда книга идет в библиотеку, магазин, а потом к читателю.
Вопросы

Легко ли сделать книгу?

Сколько людей участвует в изготовле­нии книги?

Долгая ли жизнь у книги? От чего это зависит?

Как ты хранишь свои книги?
Вс. Рождественский Над книгой

Снова в печке огонь шевелится,

Кот клубочком свернулся в тепле,

И от лампы по книгам ложится

Мирный круг на вечернем столе.

Вот и кончены наши заботы:

Спит задачник, закрыта тетрадь.

Руки тянутся к книге. Но что ты

Будешь, мальчик, сегодня читать?
Вопросы

Ответь на вопрос автора. Расскажи, какие книги ты уже прочел и чем они тебе понравились.
Б.Заходер

Заболела

Эта книжка,

Изорвал ее братишка.

Я больную пожалею:

Я возьму ее и склею.
Вопросы

Как ты объяснишь, почему братишка порвал книжку?

Как можно помочь книжке?

Как надо обращаться с книгами, что­бы они всегда были целыми и красивы­ми?
К. Жанэ Братишки

Купила по книжке братишкам.

Один прочитал свою книжку.

Другой разорвал свою книжку.

Купила братишкам по книжке.

Но разные были братишки.
Вопросы

Как братишки читали книжки?

Как вы думаете, понравилось ли такое «чтение» старшим?

Что они могли сказать?
С. Баруздин Галя читает

Очень много книг у папы.

А у Гали — только пять.

Все, что есть на полке шкапа,

Папа смог перечитать.

А у Гали книжек мало.

Да и те не прочитала.

Потому что Гадя ждет:

Может, папа ей прочтет?

Но у папы все дела,

Галя целый час ждала,

А потом достала книжку

И сама ее прочла.

А за ней — вторую, третью,

А потом — еще одну...



Вопросы

Сколько у кого книг?

Почему Галя ждала папу?

Как Галя втянулась в процесс чтения? Почему?
С. Маршак Книжка про книжки

1

У Скворцова

Гришки

Жили-были

Книжки —

Грязные,

Лохматые,

Рваные,

Горбатые,

Без конца

И без начала.

Переплеты — Как мочала,

На листах — Каракули. Книжки Горько Плакали.

2

Дрался Гришка с Мишкой. Замахнулся книжкой,

Дал разок по голове — Вместо книжки стало две.

3

Горько жаловался Гоголь: Был он в молодости щеголь,

А теперь, на склоне лет,

Он растрепан и раздет.

У бедняги Робинзона Кожа содрана с картона,

У Крылова вырван лист,

А в грамматике измятой на странице тридцать пятой нарисован трубочист.

В географии Петрова нарисована корова

И написано: «сия География моя. Кто возьмет без спросу, тот останется без носу!»

4

— Как нам быть? — спросили книжки. — Как избавиться от Гришки?
Вопросы

Какими были книжки у Скворцова Гришки? Почему?

Прочитайте последний вопрос и поду­майте, что бы вы посоветовали книжкам.
Словарь для учителя

Знания — результаты познания, научные сведения, осознанные и сохраненные в памя­ти основные факты, положения, обобщения изучаемого учебного предмета.

Нравственные знания осознанные зна­ния о внимательном, добром отношении к людям, вещам, бережном отношении к при­роде.

Нравственный мотив внутренний по­будитель поступка, в котором выражает­ся уважение, внимание к человеку, стрем­ление оказать бескорыстную помощь, вы­разить дружбу, любовь.
Занятие 3 на тему. «Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка»
Цель: привлечь внимание детей к сво­ему классу, школе, научить их дежурить в классе.

Этот урок можно начать с вопросов: «Вам нравится наш класс? Он красивый? Подумайте, чего нам в классе не хватает нужного для учебы и для того, чтобы вам в нем было уютно?» Аналогичные вопро­сы могут быть поставлены перед учени­ками и относительно всей школы. Учи­тель в ходе беседы предлагает детям обсу­дить эти вопросы дома с родителями, вы­работать с ними общее мнение и на сле­дующем уроке представить его классу. Главное, чтобы была соответствующая аргументация: почему что-либо надо до­бавить или изменить.

Такого типа «домашние задания» помо­гут учителю выработать общую с родите­лями позицию в нравственном воспита­нии их детей, родителям — задуматься над существующими здесь проблемами. Очень важно, чтобы и родители и дети научились заботиться о своем классе и своей школе. Только благодаря совмест­ным усилиям учителей, учеников и роди­телей школа станет чистой, красивой, уютной, удобной для учебы и отдыха, за­нятий творчеством. Для этого можно предложить детям выполнить тематичес­кие сюжетные рисунки: «Моя школа», «Наш спортивный зал», «Наш класс» и

т.п., в которых они показывают, какими они хотели бы их видеть.

Очень важно подчеркнуть значение чистоты в классе и школе, которая напря­мую зависит от отношения учеников к этому вопросу. Можно сформулировать такие «Правила «НЕ»:

НЕ сори в классе и школе.

НЕ рисуй на стенах и столах.

НЕ порти растения.

Теперь назовите правила без «НЕ». Можно предложить детям сформулиро­вать правила в стихотворной форме (по желанию).

Ученики в ходе беседы с учителем должны прийти к выводу, что забота о классе как части школы должна быть дей­ственной: надо научиться дежурить по классу, вовремя поливать комнатные рас­тения, не бросать бумажки, жевательные резинки под столы (для этого есть мусор­ная корзина под раковиной) и т.д. Заме­чено, подчеркивает учитель, что чисто не там, где все время убирают, а там, где не сорят, не пачкают.

Детям предлагается еще раз внима­тельным взором оглядеть класс: чисто ли, нет ли пыли, грязи? Нужна ли уборка? И если да, то дружно, всем вместе убрать класс.

Особое внимание учитель должен об­ратить на обсуждение вопроса о дежурст­ве в классе. Дети должны понять, что де­журство ~ это очень важное и ответствен­ное дело, помогающее поддерживать по­рядок в классе, делать его чище, уютнее.
Дидактические материалы
1. Отгадай загадки («Доскажи словечко»).

1.1.Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это?

(Карандаш.)

1.2 Черный Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где пройдется,

Там след остается.

(Карандаш.)

1.3. Маленький Ивашка,

Красная рубашка,

Где носом ткнет,

Там черту проведет.

(Карандаш.)

1.4. Неграмотный,

А весь век пишет.

(Карандаш.)

1.5. То я в клетку,

То в линейку.

Написать по ней сумей-ка!

Можешь и нарисовать...

Что такое я?

(Тетрадь.)

1.6. Если ей работу дать -

Зря трудился карандаш.

(Резинка.)

1.7. В снежном поле по дороге

Мчится конь мой одноногий

И на много-много лет

Оставляет черный след.

(Ручка.) '

1.8. Белый камешек растаял,

На доске следы оставил.

(Мел.)

1.8. По черной земле

Белый заяц пробежал.

(Мел.)


Вопросы и задания:

О каких школьных принадлежностях эти загадки?

Как с ними надо обращаться? Расскажи, где они должны находиться.

Попробуй сам придумать загадку о какой-нибудь школьной вещи.

Если это трудно, новые загадки найди в сборнике загадок.
2. Прочитай народную мудрость (по­словицы и поговорки), расскажи на эти темы случай из своей жизни или жизни твоих знакомых и друзей:

У драчливого буяна вся шкура в изъянах.

Дракой прав не будешь.

Худой мир лучше доброй ссоры.

Не спеши языком, спеши делом.

Всему свое время.

Делу время, а потехе час.
С.Маршак Стыд и позор

Стыд и позор Пустякову Василию:

Он нацарапал на парте фамилию,

Чтобы ребята во веки веков

Знали, что в классе сидел

Пустяков!
Вопросы и задания:

Как ты думаешь, зачем Василий нацарапал свою фамилию?

А что хотел сказать автор, дав Васе фами­лию Пустяков?

Попробуй объяснить поступок мальчика. Плохо он сделал или хорошо?

Почему не следует так поступать?
К Носов Витя Малеев в школе и дома (отрывок)

За лето нашу школу отремонтировали. Стены в классах заново побелили, и были они такие чистенькие, свежие, без едино­го пятнышка, просто любо посмотреть. Все было как новенькое. Приятно все-таки заниматься в таком классе! И свет­лей кажется, и привольней, и даже, как бы это сказать, на душе веселей.

И вот на следующий день, когда я при­шел в класс, то увидел, что на стене ря­дом с доской нарисован углем морячок. Он был в полосатой тельняшке, брюки клеш развевались по ветру, на голове — бескозырка, во рту — трубка, и дым из нее кольцами поднимался кверху, как из па­роходной трубы. У морячка был такой за­лихватский вид, что на него нельзя было без смеха смотреть.

— Это Игорь Грачев нарисовал, — со­общил мне Вася Ерохин. — Только, чур, не выдавать!

— Зачем же мне выдавать? — говорю я. Ребята сидели за партами, любовались

морячком, посмеивались и отпускали раз­ные шуточки...

Прозвонил звонок, и в класс вошла Ольга Николаевна. Она сразу увидела на стене морячка, и лицо у нее сделалось строгое.

- Это что еще за художества? — спроси­ла она и обвела весь класс взглядом.

— Кто это нарисовал на стене? — Все ребята молчали.

— Тот, кто испортил стену, должен встать и признаться, — сказала Ольга Николаевна.

Все сидели молча. Никто не вставал и не признавался. Брови у Ольги Никола­евны нахмурились...

(Был приглашен, поясняет учитель, директор Игорь Александрович.)

Я думал, что Игорь Александрович рас­кричится на нас, но он спокойно расска­зал нам, сколько государство тратит де­нег на обучение каждого ученика и как важно хорошо учиться и беречь школьное имущество и саму школу. Он сказал, что тот, кто портит школьное имущество и стены, наносит ущерб народу, потому что все средства на школы дает народ. Под конец Игорь Александрович сказал:

— Тот, кто нарисовал на стенке, навер­но, не хотел нанести ущерб школе.

Если он чистосердечно признается, то докажет, что он человек честный...

Игорь Александрович сказал, что тому, кто разрисовал стену, наверно, стыдно признаться сейчас, но пусть он подумает над своим поступком, а потом наберется смелости и придет к нему в кабинет...
Вопросы и задания:

Закончите рассказ.

Как вы относитесь к рисункам на стенах?

А на стене школы?

Кто-нибудь из вас рисует на стенах? Поче­му?

(Потому, что у вас нет бумаги, карандашей, красок? Или по другой причине? По какой?)

Какова главная мысль этого отрывка? О каких качествах человека идет речь в рас­сказе?
И.Токмакова Крокодилы

Прошу вас, не надо съезжать по перилам.

Вы можете в зубы попасть крокодилам!

Они притаились на каждой площадке

И всех, кто съезжает, хватают за пятки.

И тащат на дно африканского Нила.

Прошу вас, не надо съезжать по перилам.
Вопросы:

О каком правиле поведения на перемене говорится в этом стихотворении?

Как ты думаешь, кого автор называет кро­кодилами?

Что происходит с теми, кто попадает им в зубы?

Что может произойти с теми, кто съезжает по перилам?

Что в этом стихотворении говорится все­рьез, а что в шутку?
С.Маршак Школьнику на память (отрывок)

Парта — это не кровать,

И нельзя на ней лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

Учитель спросит — надо встать,

Когда он сесть позволит — сядь,

Ответить хочешь, не шуми,

А только руку подними.


Вопросы:

Как надо правильно сидеть за столом, пар­той?

Когда ученику надо встать на уроке?

Когда можно сесть?

Как надо поступить, если ты хочешь отве­тить?

Как ты ведешь себя на уроке?
К.Лъвов

От безделья любо Коле

Портить веши, пачкать, рвать, —

То изрежет парту в школе,

То зальет свою тетрадь...

Полюбуйтесь, как со скуки

Расписал лентяй наш руки!


Вопросы:

Чем любит заниматься Коля?

Что он еще умеет делать?

Почему так происходит?

Как ты думаешь, при таком обращении со школьными вещами класс будет выглядеть уютным, нарядным, радостным?

И еще один вопрос, не связанный на­прямую с темой нашего занятия: «Поду­майте, при таком отношении к учебе ка­кое будущее может быть у Коли?»
Словарь для учителя
Коллектив ~~ группа людей, равноправных, объединенных общими интересами и целями деятельности.

Педагогическая диагностика (от грече­ского «способность распознавать») — ус­тановление, определение уровня воспи­танности, развития школьника.

Педагогическое общениепроцесс взаи­модействия педагога и ученика с целью обу­чения, воспитания и развития последнего.

Этикет — совокупность поведенчес­ких правил, регулирующих отношения с окружающими и отражающих требования определенных социальных групп или кол­лективов (школьного, военного, спортив­ного и т.д.).


Раздел II. Правила общения
Занятие 1. «Внимательность к окружающим (сопереживание, помощь)

Без добрых дел нет доброго имени
Цель: добиться уяснения учениками, что лишь внимательный человек может понять нужды другого человека, помочь ему.

Разговор на эту сложную для детей тему можно начать с чтения маленького рассказа итальянского писателя Дж.Родари «Кто командует?» и беседы по его со­держанию. Автор рассказывает, как он долго выяснял у одной девочки, кто ко­мандует у них дома, но не мог добиться однозначного ответа, пока девочка, пока­зав автору язык и смеясь, не «прокрича­ла»: «Никто не командует, потому что мы все любим друг друга». Отталкиваясь от этих слов героини, учитель объясняет де­тям, что внимательность — первейшее качество, необходимое для проявления по отношению к другим людям чуткости и заботливости.

Можно провести викторину, чтобы выяснить, кто из участников назовет больше добрых, внимательных, предупре­дительных поступков любимых детьми героев (Незнайки, Гвоздика и Шпунтика, Дюймовочки, Золушки, Маленького Принца и др.). Уместно напомнить детям, какие большие возможности в этом пла­не у разных праздников (Новый год, 8 Марта, День защитника Отечества и т.д.).

Но, говоря о внимательном отношении к людям, надо формировать у детей и нравственную зоркость. В этом может помочь сказка Дж.Родари «Два верблюда». Верблюды в этой сказке долго спорили, кто красивее и кто несчастнее, пока не обратились к проходящему мимо бедуи­ну, чтобы он их рассудил. Тот терпеливо выслушал их и сказал, что каждый из них красив по-своему, дело не в горбах, кото­рыми их одарила природа, а «главный не­достаток у вас обоих в головах, раз вы до сих пор не поняли этого!»

С этого урока можно начать активное пополнение всем классом копилки доб­рых дел, которая заводится в классе и по­полняется по мере изучения материала.

Далее можно провести несколько игр, помогающих формированию у детей по­нимания, что внимательность к другим людям может выражаться и при употреб­лении вежливых слов.

Учитель, предлагая детям принять уча­стие в игре «Выставка вежливых слов», говорит следующее: «Представьте себе, что вы пришли в парк на выставку веж­ливых слов. Это не выставка картин, а выставка, на которой на стендах красиво нарисованы вежливые слова. Когда вы начали рассматривать эту выставку, читать слова, неожиданно разразился ураган, который в одну секунду разметал все стен­ды, сдул все слова. Помогите навести порядок организаторам выставки. Для это­го надо вырезать карточки с вежливыми словами и прикрепить их в нужных гра­фах».
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12