Я, когда не учился, совсем глупый был. Я знал очень мало слов. Например, я знал слова: мама, папа, чур не я, в лесу родилась елочка. И еще знал слов девять или десять. А в школе все новые слова: доска, мел, учитель, класс, парта, звонок, горячий завтрак. Это очень интересно! Вопросы и задания
С какими новыми словами ты познакомился в первом классе школы?
Расскажи, какими школьными вещами ты пользуешься чаше всего.
Какие из них тебе нравятся больше? Почему? Словарь для учителя
Вежливость — способ общения, включающий в качестве специфических языковые средства («вежливые, волшебные» слова) и формы этикетного поведения (уступить дорогу старшим, уступить месть и т.д.).
Деятельность — основная форма активного отношения к окружающей действительности, главное условие развития ребенка.
Дисциплина — неукоснительное подчинение общепринятому в обществе, коллективе порядку.
Школьная дисциплина — выполнение распорядка школы: соблюдение правил поведения в школе, классе, связанных с учебным процессом и свободным временем (приход и уход из школы, перемена и др.). Это то, что должно делать, как должен поступать школьник, чтобы не нарушать школьной жизни, порядка. Занятие 2 на тему «Люби книгу»
Чтенье — лучшее ученье Цель урока: объяснить школьникам, почему надо любить книги (с опорой на содержание эпиграфа), дать представление о правилах поведения в библиотеке.
Учитель может сказать, что в древние времена знания передавались из поколения в поколения через устную речь и сохранились в старинных преданиях, пословицах и поговорках. Затем знания начали фиксировать в виде рисунков на стенах пещер, записывать на папирусе, глиняных табличках. Так возникли первые библиотеки — хранилища знаний. Прошло много лет, прежде чем человек изобрел печатный станок и появились книги.
Затем можно прочесть и обсудить рассказ «Книга», данный в сокращении по А.Баркову, и предложить ребятам ответить на вопросы.
Учитель подчеркивает, что в наше время знания начали хранить в памяти машины — компьютера, существуют даже компьютерные книги. Если имеется возможность, в компьютерном классе стоит показать хотя бы одну такую компьютерную книгу.
Учитель отмечает как важное умение ориентироваться в книгах. Можно предложить детям сравнить учебную книгу (учебник) и книгу, содержащую произведения художественной литературы: кто автор, какая у книг обложка, что изображено на форзацах, где расположено и что в себя включает содержание или оглавление.
Хорошо, если учителю удастся заранее подобрать и принести разные по формату, оформлению и содержанию книги, чтобы показать их детям и рассказать о том, как много разного рода информации дают нам книги, каких они бывают размеров: от мини-книжек до огромных словарей.
На этом уроке дети могут выполнить практическое дело — создать книжку-малышку для младшего брата, сестры или для первоклассника. Здесь учитель выбирает и обсуждает с детьми любой из вариантов: нарисовать иллюстрации к какой-либо общеизвестной книжке, рассказу, сказке либо к нескольким, а затем из этих иллюстраций составить книжку-самосшивку, а можно подобрать иллюстрации и из них составить книжку и др.
Предложите детям создать в классе классную библиотеку, которая позволит им обмениваться книгами и обсуждать прочитанное, высказывать свои впечатления. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Задания
1. Отгадай загадки
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(Книга.)
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаше с ней —
Станешь вчетверо умней.
(Книга.)
Белое поле, черное семя,
Кто его сеет, тот разумеет.
(Книга.)
Без языка, без голоса,
А все расскажет.
(Книга.)
2. Нарисуй любимую книгу и подготовь рассказ о ней. Народная мудрость (пословицы и поговорки)Азбука — к мудрости ступенька. Азбуки не знает, а читать садится. Хорошая книга — лучший друг. С книгой поведешься — ума наберешься. Тексты Книга (по А. Баркову)Отец принес сыну новую книгу. Мальчик долго смотрел картинки. Художник рисовал деревья, море, корабли, зверей. Откуда пришла книга? Кто придумал это чудо из чудес? Жизнь книги берет начало в лесу. От дерева до книги длинный путь. Люди рубили деревья, везли их на фабрику. Там рабочие распиливали их, варили бумажное тесто. Потом массу раскатывали в тонкие полосы, сворачивали в рулоны. Готовую бумагу отправляли на книжную фабрику. Там есть наборный, печатный и переплеточный цехи. Отсюда книга идет в библиотеку, магазин, а потом к читателю. ВопросыЛегко ли сделать книгу? Сколько людей участвует в изготовлении книги? Долгая ли жизнь у книги? От чего это зависит? Как ты хранишь свои книги? Вс. Рождественский Над книгойСнова в печке огонь шевелится, Кот клубочком свернулся в тепле, И от лампы по книгам ложится Мирный круг на вечернем столе. Вот и кончены наши заботы: Спит задачник, закрыта тетрадь. Руки тянутся к книге. Но что тыБудешь, мальчик, сегодня читать?ВопросыОтветь на вопрос автора. Расскажи, какие книги ты уже прочел и чем они тебе понравились. Б.ЗаходерЗаболела Эта книжка, Изорвал ее братишка. Я больную пожалею: Я возьму ее и склею. ВопросыКак ты объяснишь, почему братишка порвал книжку? Как можно помочь книжке? Как надо обращаться с книгами, чтобы они всегда были целыми и красивыми? К. Жанэ БратишкиКупила по книжке братишкам. Один прочитал свою книжку. Другой разорвал свою книжку. Купила братишкам по книжке. Но разные были братишки. ВопросыКак братишки читали книжки? Как вы думаете, понравилось ли такое «чтение» старшим? Что они могли сказать? С. Баруздин Галя читает Очень много книг у папы.
А у Гали — только пять.
Все, что есть на полке шкапа,
Папа смог перечитать.
А у Гали книжек мало.
Да и те не прочитала.
Потому что Гадя ждет:
Может, папа ей прочтет?
Но у папы все дела,
Галя целый час ждала,
А потом достала книжку
И сама ее прочла.
А за ней — вторую, третью,
А потом — еще одну...
Вопросы
Сколько у кого книг?
Почему Галя ждала папу?
Как Галя втянулась в процесс чтения? Почему? С. Маршак Книжка про книжки
1
У Скворцова
Гришки
Жили-были
Книжки —
Грязные,
Лохматые,
Рваные,
Горбатые,
Без конца
И без начала.
Переплеты — Как мочала, На листах — Каракули. Книжки Горько Плакали. 2Дрался Гришка с Мишкой. Замахнулся книжкой, Дал разок по голове — Вместо книжки стало две. 3Горько жаловался Гоголь: Был он в молодости щеголь, А теперь, на склоне лет, Он растрепан и раздет. У бедняги Робинзона Кожа содрана с картона, У Крылова вырван лист, А в грамматике измятой на странице тридцать пятой нарисован трубочист. В географии Петрова нарисована корова И написано: «сия География моя. Кто возьмет без спросу, тот останется без носу!» 4— Как нам быть? — спросили книжки. — Как избавиться от Гришки? ВопросыКакими были книжки у Скворцова Гришки? Почему? Прочитайте последний вопрос и подумайте, что бы вы посоветовали книжкам. Словарь для учителяЗнания — результаты познания, научные сведения, осознанные и сохраненные в памяти основные факты, положения, обобщения изучаемого учебного предмета.Нравственные знания — осознанные знания о внимательном, добром отношении к людям, вещам, бережном отношении к природе.Нравственный мотив — внутренний побудитель поступка, в котором выражается уважение, внимание к человеку, стремление оказать бескорыстную помощь, выразить дружбу, любовь.Занятие 3 на тему. «Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка»Цель: привлечь внимание детей к своему классу, школе, научить их дежурить в классе. Этот урок можно начать с вопросов: «Вам нравится наш класс? Он красивый? Подумайте, чего нам в классе не хватает нужного для учебы и для того, чтобы вам в нем было уютно?» Аналогичные вопросы могут быть поставлены перед учениками и относительно всей школы. Учитель в ходе беседы предлагает детям обсудить эти вопросы дома с родителями, выработать с ними общее мнение и на следующем уроке представить его классу. Главное, чтобы была соответствующая аргументация: почему что-либо надо добавить или изменить. Такого типа «домашние задания» помогут учителю выработать общую с родителями позицию в нравственном воспитании их детей, родителям — задуматься над существующими здесь проблемами. Очень важно, чтобы и родители и дети научились заботиться о своем классе и своей школе. Только благодаря совместным усилиям учителей, учеников и родителей школа станет чистой, красивой, уютной, удобной для учебы и отдыха, занятий творчеством. Для этого можно предложить детям выполнить тематические сюжетные рисунки: «Моя школа», «Наш спортивный зал», «Наш класс» и т.п., в которых они показывают, какими они хотели бы их видеть. Очень важно подчеркнуть значение чистоты в классе и школе, которая напрямую зависит от отношения учеников к этому вопросу. Можно сформулировать такие «Правила «НЕ»:НЕ сори в классе и школе.НЕ рисуй на стенах и столах.НЕ порти растения.Теперь назовите правила без «НЕ». Можно предложить детям сформулировать правила в стихотворной форме (по желанию). Ученики в ходе беседы с учителем должны прийти к выводу, что забота о классе как части школы должна быть действенной: надо научиться дежурить по классу, вовремя поливать комнатные растения, не бросать бумажки, жевательные резинки под столы (для этого есть мусорная корзина под раковиной) и т.д. Замечено, подчеркивает учитель, что чисто не там, где все время убирают, а там, где не сорят, не пачкают. Детям предлагается еще раз внимательным взором оглядеть класс: чисто ли, нет ли пыли, грязи? Нужна ли уборка? И если да, то дружно, всем вместе убрать класс. Особое внимание учитель должен обратить на обсуждение вопроса о дежурстве в классе. Дети должны понять, что дежурство ~ это очень важное и ответственное дело, помогающее поддерживать порядок в классе, делать его чище, уютнее. Дидактические материалы 1. Отгадай загадки («Доскажи словечко»). 1.1.Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?
(Карандаш.)
1.2 Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где пройдется,
Там след остается.
(Карандаш.)
1.3. Маленький Ивашка,
Красная рубашка,
Где носом ткнет,
Там черту проведет.
(Карандаш.)
1.4. Неграмотный,
А весь век пишет.
(Карандаш.)
1.5. То я в клетку,
То в линейку.
Написать по ней сумей-ка!
Можешь и нарисовать...
Что такое я?
(Тетрадь.)
1.6. Если ей работу дать -
Зря трудился карандаш.
(Резинка.)
1.7. В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на много-много лет
Оставляет черный след.
(Ручка.) '
1.8. Белый камешек растаял,
На доске следы оставил.
(Мел.)
1.8. По черной земле
Белый заяц пробежал.
(Мел.)
Вопросы и задания:
О каких школьных принадлежностях эти загадки?
Как с ними надо обращаться? Расскажи, где они должны находиться.
Попробуй сам придумать загадку о какой-нибудь школьной вещи.
Если это трудно, новые загадки найди в сборнике загадок. 2. Прочитай народную мудрость (пословицы и поговорки), расскажи на эти темы случай из своей жизни или жизни твоих знакомых и друзей:
У драчливого буяна вся шкура в изъянах.
Дракой прав не будешь.
Худой мир лучше доброй ссоры.
Не спеши языком, спеши делом.
Всему свое время.
Делу время, а потехе час. С.Маршак Стыд и позор
Стыд и позор Пустякову Василию:
Он нацарапал на парте фамилию,
Чтобы ребята во веки веков
Знали, что в классе сидел
Пустяков! Вопросы и задания:
Как ты думаешь, зачем Василий нацарапал свою фамилию?
А что хотел сказать автор, дав Васе фамилию Пустяков?
Попробуй объяснить поступок мальчика. Плохо он сделал или хорошо?
Почему не следует так поступать? К Носов Витя Малеев в школе и дома (отрывок)
За лето нашу школу отремонтировали. Стены в классах заново побелили, и были они такие чистенькие, свежие, без единого пятнышка, просто любо посмотреть. Все было как новенькое. Приятно все-таки заниматься в таком классе! И светлей кажется, и привольней, и даже, как бы это сказать, на душе веселей.
И вот на следующий день, когда я пришел в класс, то увидел, что на стене рядом с доской нарисован углем морячок. Он был в полосатой тельняшке, брюки клеш развевались по ветру, на голове — бескозырка, во рту — трубка, и дым из нее кольцами поднимался кверху, как из пароходной трубы. У морячка был такой залихватский вид, что на него нельзя было без смеха смотреть.
— Это Игорь Грачев нарисовал, — сообщил мне Вася Ерохин. — Только, чур, не выдавать!
— Зачем же мне выдавать? — говорю я. Ребята сидели за партами, любовались
морячком, посмеивались и отпускали разные шуточки...
Прозвонил звонок, и в класс вошла Ольга Николаевна. Она сразу увидела на стене морячка, и лицо у нее сделалось строгое.
- Это что еще за художества? — спросила она и обвела весь класс взглядом.
— Кто это нарисовал на стене? — Все ребята молчали.
— Тот, кто испортил стену, должен встать и признаться, — сказала Ольга Николаевна.
Все сидели молча. Никто не вставал и не признавался. Брови у Ольги Николаевны нахмурились...
(Был приглашен, поясняет учитель, директор Игорь Александрович.)
Я думал, что Игорь Александрович раскричится на нас, но он спокойно рассказал нам, сколько государство тратит денег на обучение каждого ученика и как важно хорошо учиться и беречь школьное имущество и саму школу. Он сказал, что тот, кто портит школьное имущество и стены, наносит ущерб народу, потому что все средства на школы дает народ. Под конец Игорь Александрович сказал:
— Тот, кто нарисовал на стенке, наверно, не хотел нанести ущерб школе.
Если он чистосердечно признается, то докажет, что он человек честный...
Игорь Александрович сказал, что тому, кто разрисовал стену, наверно, стыдно признаться сейчас, но пусть он подумает над своим поступком, а потом наберется смелости и придет к нему в кабинет... Вопросы и задания:
Закончите рассказ.
Как вы относитесь к рисункам на стенах?
А на стене школы?
Кто-нибудь из вас рисует на стенах? Почему?
(Потому, что у вас нет бумаги, карандашей, красок? Или по другой причине? По какой?)
Какова главная мысль этого отрывка? О каких качествах человека идет речь в рассказе? И.Токмакова Крокодилы
Прошу вас, не надо съезжать по перилам.
Вы можете в зубы попасть крокодилам!
Они притаились на каждой площадке
И всех, кто съезжает, хватают за пятки.
И тащат на дно африканского Нила.
Прошу вас, не надо съезжать по перилам. Вопросы:
О каком правиле поведения на перемене говорится в этом стихотворении?
Как ты думаешь, кого автор называет крокодилами?
Что происходит с теми, кто попадает им в зубы?
Что может произойти с теми, кто съезжает по перилам?
Что в этом стихотворении говорится всерьез, а что в шутку? С.Маршак Школьнику на память (отрывок)
Парта — это не кровать,
И нельзя на ней лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
Учитель спросит — надо встать,
Когда он сесть позволит — сядь,
Ответить хочешь, не шуми,
А только руку подними.
Вопросы:
Как надо правильно сидеть за столом, партой?
Когда ученику надо встать на уроке?
Когда можно сесть?
Как надо поступить, если ты хочешь ответить?
Как ты ведешь себя на уроке? К.Лъвов
От безделья любо Коле
Портить веши, пачкать, рвать, —
То изрежет парту в школе,
То зальет свою тетрадь...
Полюбуйтесь, как со скуки
Расписал лентяй наш руки!
Вопросы:
Чем любит заниматься Коля?
Что он еще умеет делать?
Почему так происходит?
Как ты думаешь, при таком обращении со школьными вещами класс будет выглядеть уютным, нарядным, радостным?
И еще один вопрос, не связанный напрямую с темой нашего занятия: «Подумайте, при таком отношении к учебе какое будущее может быть у Коли?» Словарь для учителя Коллектив ~~ группа людей, равноправных, объединенных общими интересами и целями деятельности.
Педагогическая диагностика (от греческого «способность распознавать») — установление, определение уровня воспитанности, развития школьника.
Педагогическое общение — процесс взаимодействия педагога и ученика с целью обучения, воспитания и развития последнего.
Этикет — совокупность поведенческих правил, регулирующих отношения с окружающими и отражающих требования определенных социальных групп или коллективов (школьного, военного, спортивного и т.д.).
Раздел II. Правила общения Занятие 1. «Внимательность к окружающим (сопереживание, помощь)
Без добрых дел нет доброго имени Цель: добиться уяснения учениками, что лишь внимательный человек может понять нужды другого человека, помочь ему.
Разговор на эту сложную для детей тему можно начать с чтения маленького рассказа итальянского писателя Дж.Родари «Кто командует?» и беседы по его содержанию. Автор рассказывает, как он долго выяснял у одной девочки, кто командует у них дома, но не мог добиться однозначного ответа, пока девочка, показав автору язык и смеясь, не «прокричала»: «Никто не командует, потому что мы все любим друг друга». Отталкиваясь от этих слов героини, учитель объясняет детям, что внимательность — первейшее качество, необходимое для проявления по отношению к другим людям чуткости и заботливости.
Можно провести викторину, чтобы выяснить, кто из участников назовет больше добрых, внимательных, предупредительных поступков любимых детьми героев (Незнайки, Гвоздика и Шпунтика, Дюймовочки, Золушки, Маленького Принца и др.). Уместно напомнить детям, какие большие возможности в этом плане у разных праздников (Новый год, 8 Марта, День защитника Отечества и т.д.).
Но, говоря о внимательном отношении к людям, надо формировать у детей и нравственную зоркость. В этом может помочь сказка Дж.Родари «Два верблюда». Верблюды в этой сказке долго спорили, кто красивее и кто несчастнее, пока не обратились к проходящему мимо бедуину, чтобы он их рассудил. Тот терпеливо выслушал их и сказал, что каждый из них красив по-своему, дело не в горбах, которыми их одарила природа, а «главный недостаток у вас обоих в головах, раз вы до сих пор не поняли этого!»
С этого урока можно начать активное пополнение всем классом копилки добрых дел, которая заводится в классе и пополняется по мере изучения материала.
Далее можно провести несколько игр, помогающих формированию у детей понимания, что внимательность к другим людям может выражаться и при употреблении вежливых слов.
Учитель, предлагая детям принять участие в игре «Выставка вежливых слов», говорит следующее: «Представьте себе, что вы пришли в парк на выставку вежливых слов. Это не выставка картин, а выставка, на которой на стендах красиво нарисованы вежливые слова. Когда вы начали рассматривать эту выставку, читать слова, неожиданно разразился ураган, который в одну секунду разметал все стенды, сдул все слова. Помогите навести порядок организаторам выставки. Для этого надо вырезать карточки с вежливыми словами и прикрепить их в нужных графах». |