Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Эффективная организация воспитательного процесса


Скачать 2.37 Mb.
НазваниеЭффективная организация воспитательного процесса
страница5/12
Дата26.02.2016
Размер2.37 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Этикет — это правила внешнего поведе­ния и формы обращения и приветствия лю­дей друг к другу, их «обхождения» с окру­жающими.
Л.Васильева-Гангнус Советы по этикету
Мальчики и девочки должны быть хо­рошими, верными друзьями. А друзей — как мы уже знаем — нужно беречь. Нуж­но заботиться о них. Нужно вести себя с ними воспитанно и вежливо.

Поэтому вежливый мальчик обязатель­но уступит в трамвае или автобусе свое место женщине или даже девочке, он ни­когда не усядется за стол, пока за этим столом не займут свои места девочки.

Вежливый мальчик обязательно помо­жет пришедшей к нему в гости девочке снять пальто, подаст тапочки маме и ба­бушке, поможет им по дому. И, конечно же, рыцарь никогда не станет обижать де­вочек!

Для того чтобы у тебя было всегда мно­го друзей, советую тебе, дружок...

Никогда не груби своим товарищам. Не называй обидными словами. Не давай им прозвищ. Не старайся кого-нибудь уда­рить или толкнуть, чтобы занять удобное для тебя (например, в игре) место.

Не забывай здороваться со всеми сво­ими друзьями. Даже с теми из них, кто совсем маленький. Дружить можно и нуж­но и с малышами, и с большими ребята­ми, и с мальчиками, и с девочками.

Если ты за что-либо обиделся на свое­го друга, постарайся поскорей забыть и простить ему свою обиду. Не злись!

Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть-почи­тать книгу, не отказывай ему. Не жадни­чай!

Если ты сам взял у друга книгу или иг­рушку, обращайся с этими вещами акку­ратно и не забудь возвратить их вовремя (когда просит твой друг или когда ты по­обещал).

Всегда выполняй эти правила, мой ма­ленький дружок. И сообщи их своим то­варищам, когда ты пригласишь их на Пра­здник друзей.

По кн. «Азбука вежливости»

Вопросы

Какие правила этикета здесь называют­ся?

Как вы используете эти советы в шко­ле, дома, с друзьями, в семье?

Какие правила отношений вы еще зна­ете и применяете?

Из правил знакомства и приветствия

1. Младших ребят в семье, на улице и общественных местах другим людям пред­ставляют взрослые.

2. Когда с кем-то знакомят, надо обя­зательно смотреть собеседнику в лицо. При этом хорошо улыбнуться.

3. При знакомстве обычно подают руку. Первым подает руку человек, которому представили другого. Рукопожатие долж­но быть коротким, не излишне крепким и небезжизненным.

4. Женщина, вне зависимости от воз­раста (в том числе и девочка), не представ­ляется мужчине (мальчику) первой.

5. При знакомстве четко называют имя, фамилию (у взрослых — и отчество), а детей и ровесников можно называть толь­ко по имени.

6. В обществе, театре, в гостях знако­мит всех друг с другом хозяйка (хозяин) дома или организатор мероприятия.

7. Обращение на «вы» предпочтитель­нее и свидетельствует о вашей собствен­ной культуре. Обращением «ты» можно пользоваться, если вы беседуете с близ­ким, хорошо знакомым вам человеком, обычно в неофициальной обстановке и при его согласии.

По кн. «Правила этикета.

Краткий справочник»
(составитель Л.Васильева-Гангнус)

Задание

Обсудите предложенные правила зна­комства и приветствия.

Всегда ли вы их выполняете? Как?

Л .Васильева - Гангнус О вежливости рассказывает Фея из сказочного города
...Откуда ни возьмись в мои окна и в двери влетели сказочные жар-птицы, вбе­жали сказочные чудо-звери!.. Принцессы! Принцы! Мальчик-с-пальчик! И девочка Дюймовочка!

— Здравствуйте! — пропели жар-пти­цы.

— Добрый день! — вежливо прошипе­ли-прорычали чудо-звери.

— Мы рады видеть вас, — сказали поч­ти что хором принцессы, принцы и ос­тальные друзья Гномычей.

— Я тоже всем вам очень-очень рада, — ответила я.

— Но все-таки... — пропели вдруг мои окна и двери. — Прежде чем войти к кому-нибудь в дом, следует постучаться или позвонить в дверь, а уж потом — вой­дя — обязательно поздороваться с хозяе­вами.

— Ах! Извините! — сказала девочка Дюймовочка.

— Пожалуйста. Проходите, — пригла­сила я друзей Гномычей. — Только...

Позвольте всем вам напомнить о том, что, войдя в чей-либо дом, необходимо снять шапку. Даже если это шапка-не­видимка.

Тут принцы, принцессы и даже чудо- • звери скорее сняли свои шапки. И поспе­шили вытереть ноги и лапы о половичок возле двери.

— Молодцы! — похвалила я их всех. — Однако не толпитесь все в дверях. Прин­цы должны сначала пропустить принцесс и тех, кто старше... Например, этого се­дого уже Дракон Драконыча.

Все прошли. Жар-птицы уселись ряд­ком на подоконник и запели. Чудо-звери залезли под кровать и зарычали. Принцес­сы тотчас стали танцевать. А принцы вдруг поссорились из-за чего-то.

Короче, поднялся такой шум-гам, что даже гномы закричали:

— Мы, кажется, оглохли!

— Вообще-то, — сказала я, — в гостях не полагается шуметь и разговаривать всем сразу. Тем более не нужно ссориться и драться. Не следует ломать мебель. Да­вайте лучше во что-нибудь все вместе по­играем.

— Играть! Играть! — запели-зарычали-закричали друзья трех мудрых-премудрых Гномычей.

— Только, пожалуйста, во время игр не ссорьтесь, не грубите друг другу, не назы­вайте друг друга обидными словами.

— Ага... Мы поняли, — сказали гости, нетерпеливо переступая ногами. — А во что играть?

— В игру «Вежливые жмурки». Играю­щие сначала считаются, чтобы узнать, кто должен водить. Водящему завязывают глаза. Как только водящий громко про­изнесет «Десять!», каждый из игроков кричит в ответ какое-нибудь вежливое слово. По желанию:

— Здравствуй! Добрый вечер! Всего хорошего! Спасибо!..

И водящий по голосу должен узнать и назвать, кто что кричал из участников игры. Если он не узнает их голоса с пер­вого раза, водящий может еще раз про­кричать «Десять!», и все должны повто­рить свои слова.

Если все-таки водящий не узнал кого-нибудь, он должен водить второй раз. А если узнал все голоса, то водит тот, кого узнали первым.

С друзьями можно вместе рисовать, или клеить, или лепить из пластилина. Это тоже очень интересно. Я предлагаю, друзья, выполнить несколько забавных поделок. Если вы постараетесь, они мо­гут стать подарками для бабушки, мамы или младших ребят.

Из кн. «Азбука вежливости»
Вопросы

О каких правилах вежливости и госте­приимства идет речь в рассказе Феи?

Всегда ли вы выполняете эти правила общения?
Задание

Сыграйте в прелагаемую Феей игру «Вежливые жмурки».
Советы наоборот
Есть такие девочки и мальчики, кото­рые все любят делать наоборот. Они зна­ют, что при встрече нужно поздоровать­ся, но этого никак не хотят делать; они знают, что перед обедом надо обязатель­но мыть руки, но они их не моют.

Писатель Г. Остер специально для таких детей написал шутливую книжку «Вред­ные советы». Вот один из них.

Совет 14

Требуют тебя к ответу?

Что ж, умей держать ответ.

Не трясись, не хнычь, не мямли.

Никогда не прячь глаза.

Например, спросила мама:

«Кто игрушки разбросал?»

Отвечай, что это папа

Приводил своих друзей.

Ты подрался с младшим братом?

Говори, что первый он

Бил тебя ногой по шее

И ругался как бандит.

Если спросят, кто на кухне

Все котлеты искусал,

Отвечай, что кот соседский,

А возможно, сам сосед.

В чем бы ты ни провинился,

Научись держать ответ.

За свои поступки каждый

Должен смело отвечать.


Вопросы

Вам понравились советы?

Как вы ду­маете, надо ли их выполнять?

Какие советы вам понравились боль­ше всего? Почему?

Экзамен на вежливого человека
На уроке можно организовать такой экзамен. Сдавать его веселее с друзьями и товарищами по классу. Вопросы к экза­мену хорошо написать на карточках или открытках, по очереди вытаскивать и от­вечать на вопросы. На экзамене достаточ­но каждому ответить на 2—3 вопроса.

Если кто-нибудь из друзей забудет или не будет знать ответ, подскажи ему. Здесь подсказки разрешаются. Даже можно от­вечать на все вопросы почти хором. Глав­ное, чтобы ответ был правильным. Мож­но придумать призы или специальные кар­точки, звездочки или какие-либо знаки. У кого насчитают больше, тот и будет самым знающим правила вежливого человека.
Примерные вопросы для экзамена
1. Как нужно вести себя за столом? Как пользоваться вилкой, ложкой и ножом?

2. Как часто и в чем помогаешь ты маме и бабушке?

3. Что нужно сделать, прежде чем вой­ти в чей-либо дом или квартиру?

4. Как и с кем нужно здороваться? Ка­кие слова произносятся при встрече и прощании?

5. Как нужно встречать гостей, а также своих близких с работы?

6. Кто кому должен уступать (в гостях или в транспорте) место?

7. Нужно ли снимать шапку, когда при­шел в гости, театр или библиотеку?

8. Если ты съел конфету, то что ты де­лаешь с фантиком:

а) бросаешь на землю, в урну;

б) отдаешь маме?

9. Можно ли разговаривать в кино, в театре и других общественных местах и если можно, то когда?

10. Как мы назовем человека, который рвет цветы на клумбе или ломает в лесу (в парке) ветки деревьев?

11. Почему не нужно рвать цветы в лесу? Почему нельзя ловить жуков и бабочек? Почему нельзя разрушать муравей­ники и сшибать шляпки у красавцев му­хоморов?

12. Можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных?

13. Почему по-настоящему вежливый человек никогда не будет лгать, хвастать­ся и грубить другим людям?

Это непростые вопросы. Нужно хоро­шенько подумать, прежде чем ответить на них. А если ты вдруг забыл какой-нибудь из ответов, перелистай книжку Людмилы Васильевой-Гангнус «Азбука вежливости» и поищи в ней правильную и нужную тебе подсказку.

Занятия 32—34 — обобщающие. Чему нас научили уроки нравственности
Учителю желательно оставить 1—2 уро­ка для подведения итогов занятий, на ко­торых можно рассказать следующее.

Мы научились понимать, что такое нравственный человек. Это красивый че­ловек по своим поступкам, с ним хочет­ся дружить, общаться. Мы узнали прави­ла вежливости, как надо вести себя в шко­ле. Это правила поведения на уроке, на перемене, в гардеробе, во дворе школы, дома, на улице. Они учат уважительному отношению к родителям, друзьям, к лю­дям, с которыми приходится встречаться, общаться, играть, работать.

Мы теперь знаем, как надо поступать в тех или иных случаях. Мы научились понимать, какое поведение недопустимо для вежливого человека, научились разли­чать добро и зло, знаем, что такое «хоро­шо» и что такое «плохо», что надо совер­шать поступки, которые несут в себе по­мощь окружающим, внимание, уважение, сочувствие. Мы научились видеть и пони­мать состояние человека, которому нуж­на поддержка, знаем, как это надо делать. Мы поняли, как важно ценить дружбу.

Мы познакомились со многими персо­нажами из книг и фильмов, которые были добрыми, внимательными к людям, за­ботливыми, честными, справедливыми. Мы также узнали, как поступают те, у кого нет этих качеств. Мы увидели, что недобрых людей подстерегает одиноче­ство, страшнее которого нет ничего на свете. Мы научились оценивать с этой стороны себя, стараясь быть похожими на тех, кто любит людей, помогает и со­чувствует им.

Мы старались стать лучше. На уроках мы с вами рисовали, сочиняли сказки, рассказы, читали и обсуждали произведе­ния писателей, слушали музыку к их про­изведениям, ставили инсценировки, про­думывали сценки и разыгрывали их. Мы узнали о любимых книжках и игрушках своих товарищей. С ними мы делили ра­дости, сочувствовали им при неудачах, неприятностях.

А главное, мы стали понимать, что до­брота и красота — родные сестры.

Программа II класс (34ч.)
1. Школьный этикет (понятие об основ­ных правилах поведения в школе).

Что такое школьная дисциплина? Люби книгу.

Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка.
2. Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

Внимательность к окружающим (сопе­реживание, помощь).

Обязательность: дал слово — держи его.

Как ты разговариваешь с товарищами: доброжелательность в общении.

Поступки твои и других (их оценка).

Правдивость, честность.
3. О трудолюбии.

Правило «Учусь все делать сам».

Помогаю другим своим трудом дома и в школе.

Что значит быть бережливым?
4. Культура внешнего вида.

Как ты выполняешь правила личной гигиены.

Одежду нужно беречь.
5. Внешкольный этикет.

Правила поведения в кино, в театре, музее, на выставке.

Меня пригласили на день рождения.

Бережное отношение к природе.
Раздел 1. Школьный этикет
Занятие 1 на тему «Что такое школьная дисциплина?»

Делу время, потехе нас

Цели урока: напомнить детям правила поведения в школе, научить определять основной смысл пословиц и соотносить их с правилами; обобщить полученные знания в понятии «школьная дисципли­на».

Вначале учитель сообщает детям, что в жизни каждого человека есть то, что он должен делать обязательно, чтобы не на­рушить слаженную работу, труд других людей. Последнее может произойти, если приходить в школу с опозданием, на уро­ках разговаривать о своем, не слушая учи­теля, и т.д.

Важную роль на занятиях с младшими школьниками играют инсценировки. Дети в игре, выполняя разнообразные социаль­ные роли, накапливают тем самым опре­деленный нравственный опыт. Так, учи­тель может предложить ребятам провести инсценировку начала урока. Она позво­ляет активизировать знания ребят: как надо встречать учителя (каким должен быть внешний вид, что должно быть на столах, что делать, если не успел доесть яблоко или булочку, допить сок, и т.д.), как вести себя на уроке (отвечать по од­ному или всем вместе, что делать, если надо срочно выйти, и т.д.). Если ученик затрудняется в анализе ситуации, то учи­тель должен, используя наводящие вопро­сы, помочь ему разобраться в ней, сфор­мулировать правильный ответ, произвес­ти соответствующее действие (например, убрать лишние предметы со стола, при­нести в порядок ручки, карандаши, тет­ради и т.д.).

Можно обратиться к игре для воспро­изведении конкретной ситуации на пере­мене. Дети вместе с учителем разбирают­ся, для чего существует перемена и как ее надо проводить (играть или шалить, кри­чать, толкаться или активно двигаться, не мешая при этом окружающим). В виде игры воспроизводится разобранный вари­ант поведения.

Эти же ситуации учитель может пред­ставить в виде рисунков с последующим обсуждением, что делать можно, а чего делать не следует. Главное, что надо вы­яснить: в чем заключаются правила пове­дения в школе и почему их необходимо соблюдать?

Беседы на этом уроке учителем стро­ятся так, чтобы дети сначала вспомнили основные правила поведения в школе и классе, а затем привели примеры добрых поступков (свои, друзей, родных); объяс­нили, что такое «волшебные слова» и ког­да ими пользуются люди; рассказали, нужно ли стремиться стать трудолюбивым и зачем, кого называют аккуратным.

На уроке важно использовать сюжет­ные картинки, литературный материал (стихи, пословицы, поговорки), игры, ри­сование. Например, учитель может про­читать детям стихотворение С.Маршака «Школьнику на память», которое они хо­рошо знают, и провести по его содержа­нию беседу. Для нее учитель подбирает картинки, иллюстрирующие стихотворе­ние. В ходе беседы школьникам предла­гается выстроить эти сюжетные картин­ки в логической последовательности.

Живо проходит анализ добрых поступ­ков людей с использованием детьми сиг­нальных карточек (красная карточка — «плохо», неодобрение, зеленая карточ­ка — «хорошо», одобрение). Эта игровая форма, с одной стороны, поможет при­влечь к участию в разговоре всех детей, с другой — высветит визуальную картину их знаний и представлений. Вот как прово­дится, например, игра «Найди свой до­мик». Учитель предлагает каждому ребен­ку загадать слово, обозначающее добрый или недобрый поступок, качество челове­ка. Выбираются два ведущих, те дети, которые в прошлом году показали правиль­ную ориентацию в основах нравственно­сти. Одному из них вручается сигнальная карточка зеленого цвета, другому — крас­ного. Учитель говорит: «Наши ведущие — это светофоры, которые пропускают в свои домики только тех, кто правильно назовет слово: на зеленый свет могут пройти те из вас, кто придумал слова, обо­значающие добрые, хорошие поступки, а на красный — недобрые. Представьте себе, что вы едете в машине, но чтобы попасть в свой ломик, должны найти свой светофор, назвать пароль — слово, соот­ветствующее свету светофора, тогда вас пропустят. Если нет, то мы все вместе раз­берем ошибку и поможем «водителю» найти нужный светофор и свой домик».

Учитель может на этом уроке активно использовать пословицы, поговорки, вы­ражающие народную мудрость, например, такие: «Добро наживай, а худо изживай», «Добро поощряй, а зло порицай» и т.п. В беседе по содержанию пословиц и пого­ворок учитель выясняет, как дети пони­мают их смысл, что значит «добро нажи­вать», как нужно «худо изживать»; поче­му важно «добро поощрять», что значит «зло порицать». Учитель может заранее эти пословицы и поговорки представить в виде плаката (или плакатов) и во время их разбора прикрепить на доску, а после обсуждения перенести на стенд в классе, чтобы ребята могли их видеть и вспоми­нать о содержании беседы.

Важно получить ответы детей на следу­ющие вопросы: «Где никак нельзя обой­тись без строгого соблюдения правил (пра­вила уличного движения, дисциплина в армии, на флоте, атомной электростан­ции)? Что получится, если солдат, дежур­ный не будут дисциплинированными?»

Дисциплинированный человек знает, как и почему надо вести себя в опреде­ленной ситуации. Он сознает, что от его недисциплинированности могут постра­дать люди и дело, и руководствуется пра­вилом «я должен», «я обязан», поэтому ему можно доверить самое серьезное дело. К большим делам человек готовится, на­чиная с детства, когда он вырабатывает у себя привычку поступать в соответствии с общепринятыми нормами и правилами поведения. Выработанная годами при­вычка позволит ему четко и без задержки выполнять свои служебные обязанности (капитана корабля, водителя транспорта, солдата на посту и т.д.).

Вместе с учителем формулируются ос­новные правила поведения учащихся в школе: не опаздывай, на переменах не шуми, не дерись и т.д.

Делаем вывод из данного занятия: школьная дисциплина — это первая сту­пенька в приучении человека к порядку, в выработке умения быть гражданином, т.е. выполнять требования общества, пусть пока и небольшого — классного и школьного.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Задания

1. Ответь и запиши следующее.

— Почему для урока и перемены суще­ствуют разные правила поведения?

— Составь список того, что можно де­лать на перемене.

-— Составь список того, что можно де­лать на уроке.

— Составь список того, что нельзя де­лать на перемене. Почему нельзя?

— Составь список того, что нельзя де­лать на уроке. Почему нельзя?

2. Прочитай и закончи рассказ.

Петя шел и улыбался, на душе было радостно. Старший брат пообещал взять его в поход по тайге. Только поставил одно условие — дисциплинированность. А вечером Петя никак не мог оторваться от телевизора, поздно лег спать. И про­спал. Наскоро собравшись, побежал в школу, но... опоздал.

Вечером, после ужина, брат открыл Петин дневник и прочел: «Опять опоздал и не выучил уроки!»
Народная мудрость (пословицы и поговорки)

Корень ученья горек, а плод его сладок.

На хотенье есть терпенье.

Всякому терпенью бывает конец.

Нашла коса на камень.

Не будь упрям, а будь прям.
ТЕКСТЫ

Чему учат в школе (песня)

(Стихи Л/. Пляцковского, музыка В.Шаинского)

Буквы разные писать

Тонким перышком в тетрадь

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Вычитать и умножать,

Малышей не обижать

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

К четырем прибавить два,

По слогам читать слова

Учат в школе, учат в школе, учат и школе.

Книжки добрые любить

И воспитанными быть

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Находить восток и юг.

Рисовать квадрат и круг

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

И не путать никогда

Острова и города

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Про глагол и про тире,

И про дождик на лворс

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Крепко-накрепко дружить,

С детства дружбой дорожить

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вопросы и задания

Чему учат в школе?

Найди в песне слова, которые говорят о том, каким человеком надо быть.

О каком самом главном правиле друж­бы говорится в песне?
С. Маршак

В большой и светлой школе

Для всех открыта дверь.

Мы все пришли учиться.

Мы школьники теперь.
Вопросы

Когда начинается учеба в школе?

Как встречают учеников школа и учи­теля Первого сентября? Какой это день?

Как ты и твои друзья готовитесь к это­му празднику?
В. Драгунский Утро

Когда наступило первое сентября, я встал еще ночью. Потому что боялся проспать. Все еще спали. Я долго лежал с от­крытыми глазами. Лежал, лежал и чуть снова не заснул. Но тут проснулась мама. Она стала гладить мою чистую рубашку. Я скорее вскочил и стал одеваться. Когда папа увидел меня в новой форме, он ска­зал:

— Прямо настоящий генерал.
Вопросы

Как ты думаешь, ученика какого клас­са описывает автор?

Почему ты так решил?

Ты помнишь, как готовился и встречал Первое сентября?
Р. Кудашева

День прошел... Бегут гурьбой

Наши школьники домой.

Рады все, развеселились:

— Ах, как славно мы учились!

— Я две сказочки прочла!

— Я все пальчики сочла!..

— Я писала все в тетрадку!..

— Я срисовывал лошадку!..

— Завтра мы пойдем опять:

Как бы только не проспать!


Вопросы

Этим школьникам понравилось учить­ся?

Что они делали?

Чем вы занимаетесь на уроках?

Вам нравится учиться?

Какие уроки вам нравятся? Почему?


В.Драгунский Школьные слова
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12