ВопросыВам понравились советы?
Как вы думаете, надо ли их выполнять?
Какие советы вам понравились больше всего? Почему?
Экзамен на вежливого человекаНа уроке можно организовать такой экзамен. Сдавать его веселее с друзьями и товарищами по классу. Вопросы к экзамену хорошо написать на карточках или открытках, по очереди вытаскивать и отвечать на вопросы. На экзамене достаточно каждому ответить на 2—3 вопроса.
Если кто-нибудь из
друзей забудет или не будет знать ответ, подскажи ему. Здесь подсказки разрешаются. Даже можно отвечать на все вопросы почти хором. Главное, чтобы ответ был правильным. Можно придумать призы или специальные карточки, звездочки или какие-либо знаки. У кого насчитают больше, тот и будет самым знающим правила вежливого человека.
Примерные вопросы для экзамена1. Как нужно вести себя за столом? Как пользоваться вилкой, ложкой и ножом?
2. Как часто и в чем помогаешь ты маме и бабушке?
3. Что нужно сделать, прежде чем войти в чей-либо дом или квартиру?
4. Как и с кем нужно здороваться? Какие слова произносятся при встрече и прощании?
5. Как нужно встречать гостей, а также своих близких с работы?
6. Кто кому должен уступать (в гостях или в транспорте) место?
7. Нужно ли снимать шапку, когда пришел в гости, театр или библиотеку?
8. Если ты съел конфету, то что ты делаешь с фантиком:
а) бросаешь на землю, в урну;
б) отдаешь маме?
9. Можно ли разговаривать в кино, в театре и других общественных местах и если можно, то когда?
10. Как мы назовем человека, который рвет цветы на клумбе или ломает в лесу (в парке) ветки деревьев?
11. Почему не нужно рвать цветы в лесу? Почему нельзя ловить жуков и бабочек? Почему нельзя разрушать муравейники и сшибать шляпки у красавцев мухоморов?
12. Можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных?
13. Почему по-настоящему вежливый человек никогда не будет лгать, хвастаться и грубить другим людям?
Это непростые вопросы. Нужно хорошенько подумать, прежде чем ответить на них. А если ты вдруг забыл какой-нибудь из ответов, перелистай книжку Людмилы Васильевой-Гангнус «Азбука вежливости» и поищи в ней правильную и нужную тебе подсказку.
Занятия 32—34 — обобщающие. Чему нас научили уроки нравственностиУчителю желательно оставить 1—2 урока для подведения итогов занятий, на которых можно рассказать следующее.
Мы научились понимать, что такое нравственный человек. Это красивый человек по своим поступкам, с ним хочется дружить, общаться. Мы узнали правила вежливости, как надо вести себя в школе. Это правила поведения на уроке, на перемене, в гардеробе, во дворе школы, дома, на улице. Они учат уважительному отношению к родителям, друзьям, к людям, с которыми приходится встречаться, общаться, играть, работать.
Мы теперь знаем, как надо поступать в тех или иных случаях. Мы научились понимать, какое поведение недопустимо для вежливого человека, научились различать добро и зло, знаем, что такое «хорошо» и что такое «плохо», что надо совершать поступки, которые несут в себе помощь окружающим, внимание, уважение, сочувствие. Мы научились видеть и понимать состояние человека, которому нужна поддержка, знаем, как это надо делать. Мы поняли, как важно ценить дружбу.
Мы познакомились со многими персонажами из книг и фильмов, которые были добрыми, внимательными к людям, заботливыми, честными, справедливыми. Мы также узнали, как поступают те, у кого нет этих качеств. Мы увидели, что недобрых людей подстерегает одиночество, страшнее которого нет ничего на свете. Мы научились оценивать с этой стороны себя, стараясь быть похожими на тех, кто любит людей, помогает и сочувствует им.
Мы старались стать лучше. На уроках мы с вами рисовали, сочиняли сказки, рассказы, читали и обсуждали произведения писателей, слушали музыку к их произведениям, ставили инсценировки, продумывали сценки и разыгрывали их. Мы узнали о любимых книжках и игрушках своих товарищей. С ними мы делили радости, сочувствовали им при неудачах, неприятностях.
А главное, мы стали понимать, что доброта и красота — родные сестры.
Программа II класс (34ч.)
1. Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).Что такое школьная дисциплина? Люби книгу.
Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка.
2. Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).Внимательность к окружающим (сопереживание, помощь).
Обязательность: дал слово — держи его.
Как ты разговариваешь с товарищами: доброжелательность в общении.
Поступки твои и других (их оценка).
Правдивость, честность.
3. О трудолюбии.Правило «Учусь все делать сам».
Помогаю другим своим трудом дома и в школе.
Что значит быть бережливым?
4. Культура внешнего вида.Как ты выполняешь правила личной гигиены.
Одежду нужно беречь.
5. Внешкольный этикет.Правила поведения в кино, в театре, музее, на выставке.
Меня пригласили на день рождения.
Бережное отношение к природе.
Раздел 1. Школьный этикет Занятие 1 на тему «Что такое школьная дисциплина?» Делу время, потехе насЦели урока
: напомнить детям правила поведения в школе, научить определять основной смысл пословиц и соотносить их с правилами; обобщить полученные знания в понятии «школьная дисциплина».
Вначале учитель сообщает детям, что в жизни каждого человека есть то, что он
должен делать обязательно, чтобы не нарушить слаженную работу, труд других людей. Последнее может произойти, если приходить в школу с опозданием, на уроках разговаривать о своем, не слушая учителя, и т.д.
Важную роль на занятиях с младшими школьниками играют
инсценировки. Дети в игре, выполняя разнообразные социальные роли, накапливают тем самым определенный нравственный опыт. Так, учитель может предложить ребятам провести инсценировку начала урока. Она позволяет активизировать знания ребят: как надо встречать учителя (каким должен быть внешний вид, что должно быть на столах, что делать, если не успел доесть яблоко или булочку, допить сок, и т.д.), как вести себя на уроке (отвечать по одному или всем вместе, что делать, если надо срочно выйти, и т.д.). Если ученик затрудняется в анализе ситуации, то учитель должен, используя наводящие вопросы, помочь ему разобраться в ней, сформулировать правильный ответ, произвести соответствующее действие (например, убрать лишние предметы со стола, принести в порядок ручки, карандаши, тетради и т.д.).
Можно обратиться к игре для воспроизведении конкретной ситуации на перемене. Дети вместе с учителем разбираются, для чего существует перемена и как ее надо проводить (играть или шалить, кричать, толкаться или активно двигаться, не мешая при этом окружающим). В виде игры воспроизводится разобранный вариант поведения.
Эти же ситуации учитель может представить в виде рисунков с последующим обсуждением, что делать можно, а чего делать не следует. Главное, что надо выяснить: в чем заключаются правила поведения в школе и почему их необходимо соблюдать?
Беседы на этом уроке учителем строятся так, чтобы дети сначала вспомнили основные правила поведения в школе и классе, а затем привели примеры добрых поступков (свои, друзей, родных); объяснили, что такое «волшебные слова» и когда ими пользуются люди; рассказали, нужно ли стремиться стать трудолюбивым и зачем, кого называют аккуратным.
На уроке важно использовать сюжетные картинки, литературный материал (стихи, пословицы, поговорки), игры, рисование. Например, учитель может прочитать детям стихотворение С.Маршака «Школьнику на память», которое они хорошо знают, и провести по его содержанию беседу. Для нее учитель подбирает картинки, иллюстрирующие стихотворение. В ходе беседы школьникам предлагается выстроить эти сюжетные картинки в логической последовательности.
Живо проходит анализ добрых поступков людей с использованием детьми сигнальных карточек (красная карточка — «плохо», неодобрение, зеленая карточка — «хорошо», одобрение). Эта игровая форма, с одной стороны, поможет привлечь к участию в разговоре всех детей, с другой — высветит визуальную картину их знаний и представлений. Вот как проводится, например, игра «Найди свой домик». Учитель предлагает каждому ребенку загадать слово, обозначающее добрый или недобрый поступок, качество человека.
Выбираются два ведущих, те дети, которые в прошлом году показали правильную ориентацию в основах нравственности. Одному из них вручается сигнальная карточка зеленого цвета, другому — красного. Учитель говорит: «Наши ведущие — это светофоры, которые пропускают в свои домики только тех, кто правильно назовет слово: на зеленый свет могут пройти те из вас, кто придумал слова, обозначающие добрые, хорошие поступки, а на красный — недобрые. Представьте себе, что вы едете в машине, но чтобы попасть в свой ломик, должны найти свой светофор, назвать пароль — слово, соответствующее свету светофора, тогда вас пропустят. Если нет, то мы все вместе разберем ошибку и поможем «водителю» найти нужный светофор и свой домик».
Учитель может на этом уроке активно использовать пословицы, поговорки, выражающие народную мудрость, например, такие: «Добро наживай, а худо изживай», «Добро поощряй, а зло порицай» и т.п. В беседе по содержанию пословиц и поговорок учитель выясняет, как дети понимают их смысл, что значит «добро наживать», как нужно «худо изживать»; почему важно «добро поощрять», что значит «зло порицать». Учитель может заранее эти пословицы и поговорки представить в виде плаката (или плакатов) и во время их разбора прикрепить на доску, а после обсуждения перенести на стенд в классе, чтобы ребята могли их видеть и вспоминать о содержании беседы.
Важно получить ответы детей на следующие вопросы: «Где никак нельзя обойтись без строгого соблюдения правил (правила уличного движения, дисциплина в армии, на флоте, атомной электростанции)? Что получится, если солдат, дежурный не будут дисциплинированными?»
Дисциплинированный человек знает, как и почему надо вести себя в определенной ситуации. Он сознает, что от его недисциплинированности могут пострадать люди и дело, и руководствуется правилом «я должен», «я обязан», поэтому ему можно доверить самое серьезное дело. К большим делам человек готовится, начиная с детства, когда он вырабатывает у себя привычку поступать в соответствии с общепринятыми нормами и правилами поведения. Выработанная годами привычка позволит ему четко и без задержки выполнять свои служебные обязанности (капитана корабля, водителя транспорта, солдата на посту и т.д.).
Вместе с учителем формулируются основные правила поведения учащихся в школе:
не опаздывай, на переменах не шуми, не дерись и т.д.
Делаем вывод из данного занятия: школьная дисциплина — это
первая ступенька в приучении человека к порядку, в выработке умения быть гражданином, т.е. выполнять требования общества, пусть пока и небольшого — классного и школьного.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Задания1. Ответь и запиши следующее.
— Почему для урока и перемены существуют разные правила поведения?
— Составь список того, что можно делать на перемене.
-— Составь список того, что можно делать на уроке.
— Составь список того, что нельзя делать на перемене. Почему нельзя?
— Составь список того, что нельзя делать на уроке. Почему нельзя?
2. Прочитай и закончи рассказ.
Петя шел и улыбался, на душе было радостно. Старший брат пообещал взять его в поход по тайге. Только поставил одно условие — дисциплинированность. А вечером Петя никак не мог оторваться от телевизора, поздно лег спать. И проспал. Наскоро собравшись, побежал в школу, но... опоздал.
Вечером, после ужина, брат открыл Петин дневник и прочел: «Опять опоздал и не выучил уроки!»
Народная мудрость (пословицы и поговорки)Корень ученья горек, а плод его сладок.
На хотенье есть терпенье.
Всякому терпенью бывает конец.
Нашла коса на камень.
Не будь упрям, а будь прям.
ТЕКСТЫ
Чему учат в школе (песня)(Стихи Л/.
Пляцковского, музыка В.Шаинского)Буквы разные писать
Тонким перышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вычитать и умножать,
Малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
К четырем прибавить два,
По слогам читать слова
Учат в школе, учат в школе, учат и школе.
Книжки добрые любить
И воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Находить восток и юг.
Рисовать квадрат и круг
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
И не путать никогда
Острова и города
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Про глагол и про тире,
И про дождик на лворс
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Крепко-накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вопросы и заданияЧему учат в школе?
Найди в песне слова, которые говорят о том, каким человеком надо быть.
О каком самом главном правиле дружбы говорится в песне?
С. МаршакВ большой и светлой школе
Для всех открыта дверь.
Мы все пришли учиться.
Мы школьники теперь.
ВопросыКогда начинается учеба в школе?
Как встречают учеников школа и учителя Первого сентября? Какой это день?
Как ты и твои друзья готовитесь к этому празднику?
В. Драгунский УтроКогда наступило первое сентября, я встал еще ночью. Потому что боялся проспать. Все еще спали. Я долго лежал с открытыми глазами. Лежал, лежал и чуть снова не заснул. Но тут проснулась мама. Она стала гладить мою чистую рубашку. Я скорее вскочил и стал одеваться. Когда папа увидел меня в новой форме, он сказал:
— Прямо настоящий генерал.
ВопросыКак ты думаешь, ученика какого класса описывает автор?
Почему ты так решил?
Ты помнишь, как готовился и встречал Первое сентября?
Р. Кудашева