Раздел IV Правила опрятности и аккуратности Занятии 24 - 25. Культура внешнего вида
Цель: объяснить детям, что называют культурой внешнего вида и одежды.
Логично начать занятие с рассуждения о том, что культура человека начинается с умения следить за своим внешним видом. «Внешность, — писал великий педагог А.С.Макаренко, — имеет большое значение в жизни человека. Трудно представить себе человека грязного, неряшливого, чтобы он мог следить за своими поступками». Почему внешний вид является не только твоим личным делом? Почему это касается и других? — эти вопросы целесообразно задать детям. Потому что, общаясь с другими людьми, ты своим внешним видом выказываешь уважение не только к себе, но и к ним. Кроме того, приятно общаться с человеком красивым, опрятным. Грязные руки, лицо, неряшливая одежда отталкивают окружающих от их обладателя.
Для поддержания чистоты и опрятности внешнего вида нужно знать и соблюдать правила чистоты и гигиены. Всем детям известен Мойдодыр из стихотворения Чуковского — защитник чистоты и гигиены. Учитель вместе с детьми формулирует правила Мойдодыра.
Правила Мойдодыра
1. Постоянно следи за чистотой своих лица, рук и шеи.
2. Утром и вечером умывайся, чисти зубы.
3. Всегда перед едой мой руки.
4. Следи за своими волосами, Растрепанные волосы — признак неряшливости.
5. Содержи в порядке ногти.
6. Всегда пользуйся носовым платком.
7. Утром делай зарядку, проветривай в течение дня комнату. Чистота — друг опрятности, красоты и здоровья — к такому выводу должны прийти дети.
Далее следует поговорить с детьми о культуре одежды. Одежда человека тоже должна быть чистой и опрятной, продолжает развивать тему урока учитель. Выходя из дома, надо посмотреть на себя в зеркало: все ли в порядке в моем внешнем виде? Надо регулярно следить за состоянием своей одежды: своевременно ее чистить, гладить, стирать. Мелкие вещи вы можете постирать и сами, а не просить старших сделать это за вас,
Надо научиться красиво носить одежду. Большое значение для внешнего вида имеют походка и осанка человека. При ходьбе некрасиво размахивать руками, топать или шаркать ногами. Некрасиво сидеть развалясь, вытянув ноги по полу, навалившись на стол. Ходить надо прямо, не сутулясь, не держа руки в карманах.
Одежда должна соответствовать виду деятельности. Если вы идете играть, то лучше надеть спортивный костюм, в гости принято надевать что-то нарядное.
Желательно спросить детей, как они ухаживают за своей одеждой. После ответов можно поиграть с детьми в загадки о предметах, необходимых для поддержания чистоты (гребешок, вода, мыло, мочалка и т.д.).
На уроках можно использовать материалы литературных произведений (по выбору учителя).
Беседу о личной гигиене можно продолжить, используя содержание рассказов Р.Робертсона. О пользе закаливания поможет рассказать, книга С.Прокофьева и Г.Сапгир «Румяные щеки». Дидактические материалы Ю Тувим Письмо ко всем детям по одному очень важному делу Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо
Я прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.
Все равно какой водою;
Кипяченой, ключевою,
Из реки, иль ИЗ колодца,
Или просто дождевой!
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем —
Перед каждою едою,
После сна и перед сном
Тритесь губкой
И мочалкой!
Потерпите — не беда!
И чернила, и варенье
Смоют мыло и вода.
Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу
Мойтесь чище,
Мойтесь чаше —
Я грязнуль не выношу
Не подам руки грязнул им,
Не поеду в гости к ним!
Сам я моюсь очень часто.
До свиданья!
Ваш Тувим.
Вопросы
Каким главная просьба автора ко всем детям? Это важно? Почему?
А кого не выносит автор больше всего? Советы наоборот Совет 10
Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо.
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему,
Вновь испачкаются руки,
Шея, уши и лицо,
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять,
Стричься тоже бесполезно,
Никакого смысла нет.
К старости сама собою
Облысеет голова. Григорий Остер
Вопросы
Как вы думаете, автор шутит или говорит серьезно?
Надо ли так поступать? Почему? Занятия 26—27. Каждой вещи — свое место
Цель: научить детей бережному отношению к вещам, соблюдению порядка при их использовании.
Урок можно начать с инсценировки произведения Л.Воронцовой «Маша-растеряша». Далее дети, подумав, отвечают на вопросы: «А похож ли кто-либо из вас на Машу? Что же надо делать, чтобы не походить на эту девочку?» Важно, чтобы дети рассказали, как они собирают портфель (рюкзак) в школу и когда это происходит, вечером или утром. Учитель предлагает детям обосновать, почему лучше собираться в школу с вечера. (Вечером можно спокойно, не торопясь, собрать портфель, проверить наличие тетрадей, подумать, не забыл ли что положить.) Учитель спрашивает у детей, бывает ли у них так, что они дома забывают тетрадь, нужную книгу, ручку или карандаши. К чему такая забывчивость может привести? Как мы называем человека, похожего на Машу? (Несобранный, неаккуратный, неряшливый, недисциплинированный, безответственный, разболтанный, ленивый, неорганизованный.) Нужно, чтобы дети самостоятельно нашли ответы или на поставленные вопросы.
Далее переходим к обсуждению вопроса, как добиться того, чтобы стать собранным человеком. Особое внимание учитель должен уделить необходимости соблюдать порядок в классе и организованность на уроке. В школе быстро готовится к уроку тот, у кого все разложено «по полочкам» — каждая вещь знает свое место. Аккуратный, организованный человек экономит много времени для полезных дел.
Правила организованного ученика
1. Содержи в порядке свои школьные вещи, одежду, игрушки.
2. Перед уходом в школу проверь, все ли ты приготовил для уроков.
3. Проверь, в порядке ли твои одежда, обувь.
4. Соблюдай дома порядок и чистоту. Помни: каждая вещь должна знать свое место. Дидактические материалы
Все в порядке
Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама проходит в дом,
Мама глядит кругом.
Был на квартиру налет?
Нет.
К нам заходил бегемот?
Нет.
Может быть, дом не наш?
Наш.
Может, не наш этаж?
Наш.
Просто приходил Сережка,
Поиграли мы немножко.
Значит, это не обвал?
Нет.
Слон у нас не танцевал?
Нет.
Очень рада.
Оказалось,
Я напрасно волновалась! Мишка, мишка, как не стыдно!
Вылезай из-под комода...
Ты меня не любишь, видно?
Это что еще за мода...
Как ты смел удрать без спроса?
На кого ты стал похож?
На несчастного барбоса,
За которым гнался еж...
Весь в пылинках, паутинках,
Со скорлупкой на носу...
Так рисуют на картинках
Только чертика в лесу.
Целый день тебя искала —
В детской, в кухне, кладовой,
Слезы локтем вытирала
И качала головой...
В коридоре полетела —
Вот царапка на губе...
Хочешь супу? Я не ела —
Все оставила тебе.
Мишка-миш, мохнатый мишка,
Мой лохматенький малыш!
Жили-были кот да мышка...
Не шалили! Слышишь, миш?
Извинись. Скажи: не буду
Под комоды залезать.
Я куплю тебе верблюда
И зеленую кровать.
Самый мой любимый бантик
Повяжу тебе на грудь:
Будешь милый, будешь франтик, —
Только ты послушным будь...
Что, молчишь? Возьмем-ка щетку —
Надо все соринки снять,
Чтоб скорей тебя, уродку,
Я могла расцеловать. С. Черный
Вопросы
Где девочка нашла своего мишку?
Как она его стыдила, что ему говорила?
Как она его приводила в порядок?
Будет ли теперь ее мишка послушным? Почему вы так думаете? Маша-растеряша
Жила-была девочка Маша.
Утром встало солнышко, заглянуло в окно.
А Маша спит.
Пришла мама.
Маша, поднимайся, Маша, одевайся!
Светит солнышко с утра,
В детский сад идти пора!
Маша проснулась, открыла глаза:
Встану — не устану.
Я немножко полежу да в окошко погляжу.
А мама опять:
Маша, поднимайся, Маша, одевайся!
Нечего делать — надо вставать, чулки надевать.
Оглянулась Маша — а чулок-то нет!
Где же, где мои чулки? —
Обыщу все утолки.
Их на стуле нет,
И под стулом нет,
На кровати нет,
Под кроватью нет...
Ищет Маша чулки, никак не найдет.
А кошка на стуле мурлычет-приговаривает:
Ищешь, ищешь — не найдешь,
А разыщешь — так пойдешь.
Надо вещи убирать —
Не придется их искать.
И воробьи за окном Машу поддразнивают:
Опоздаешь, Маша, Маша-растеряша!
А Маша все ищет:
И под стулом нет,
И на стуле нет...
Да вот же они — у куклы в кроватке!
Мама спрашивает:
Маша, скоро?
Маша отвечает:
Надеваю чулки,
Обуваю башмаки.
Заглянула под кровать, а там
Только один башмак стоит, а другого нет!
Под кроватью нет,
На кровати нет,
И под шкафом нет...
А кошка все ходит, мурлычет-приговаривает:
Ищешь, ищешь — не найдешь,
А разыщешь — так пойдешь.
Надо вещи убирать —
Не придется их искать.
Подошел к окошку петушок и запел:
Опоздаешь, Маша,
Маша-растеряша!
Стала Маша просить петушка:
Петушок, петушок,
Разыщи мой башмачок!
Петушок поискал — нет башмачка во дворе.
А башмачок-то вот где — на столе стоит.
Мама спрашивает:
Маша, скоро?
А Маша отвечает:
Вот надену платье
И пойду гулять я!
А платья тоже нет нигде!
В чем пойду гулять я?
Потерялось платье!
Платье в горошину —
Куда оно положено?
И на стуле нет,
И под стулом нет...
А кошка все мурлычет-приговаривает:
Ищешь — не найдешь, без платья не пойдешь.
Надо вещи убирать —
Не придется их искать.
Опоздаешь, Маша,
Маша-растеряша!
Тут Маша увидела свое платье,
Обрадовалась: платье в горошину
На полочку заброшено!
Мама говорит:
Больше ждать я не могу!
А Маша отвечает:
Я бегу-бегу-бегу!
Бежит Маша в детский сад, торопится.
А ребята в детском саду уже позавтракали.
Они увидели Машу и закричали:
Опоздала, Маша,
Маша-растеряша! Л.Воронцова
Вопросы
Как Маша собирается в детский сад?
О чем кошка мурлычет-приговаривает?
Что Маша делала неправильно?
А что она совсем не успела сделать?
Почему дети в детском саду назвали девочку Машей-растеряшей?
Что можно посоветовать Маше? Перчатки
Ну, все пропадает
У девочки Вали!
Сегодня у Вали
Перчатки пропали.
Старательно ищет
Перчатки весь дом,
Поэтому в доме
Ужасный содом.
Их дедушка ищет
У Вали в кармане.
Их бабушка ищет
За кухней в чулане.
Под старым диваном
Их ищет сестра,
Там Валин передник
Был найден вчера.
Быть может, за шкафом? —
Додумался папа,
Но папе не сдвинуть
Тяжелого шкафа.
Он с помощью мамы
Его поволок —
Перчатки не найдены,
Найден чулок.
Их нет под плитою,
Где варится ужин.
Зато под плитою
Башмак обнаружен.
Быть может, упали ,
Они за буфет?
Там Валина кукла,
Перчаток там нет.
Сестра говорит:
— Загляну под кровать я! —
Там Валина лента
И Валино платье.
Вдруг мама
Воскликнула:
— Вот они, Валенька!
И вынула
Обе перчатки
Из валенка.
Я думал,
Что эти стихи
Про перчатки,
А вышло,
Что это стихи
О порядке.
На этом, ребята,
Они и кончаются.
И всем растеряхам
Они посвящаются. В.ЛифшицВопросыО чем это стихотворение, о перчатках или о чем-то другом? Как надо хранить вещи? А как обстоит с этим дело у Вали? Находит ли Валя сама свои вещи? Почему так происходит? Что же надо делать Вале? Занятие 28. Умение ценить свое и чужое времяЦель: рассказать детям о значении времени для человека; на конкретных примерах показать, что значит «ценить время». Данная тема позволяет расширить представления детей об отношении к другим людям, о необходимости уважать их самих и ценить их время, получить опыт опосредованного отношения к другому человеку через отношение к его времени. Урок можно начать с вопросов типа: «Знаете ли вы людей, которые всегда опаздывают, не выполняют своего обещания прийти на встречу в определенное время? Как вы думаете, для чего люди придумали часы? (Они нужны для того, чтобы уметь распоряжаться своим временем. И часы, и календарь помогают планировать дела на сутки, недели, месяцы, годы вперед). Кто из вас знает, как правильно определить время? Сколько времени у вас отводится на уроки? Всегда ли вы успеваете сделать все необходимое в отведенное вам время? Часто ли, делая уроки, вы отвлекаетесь на посторонние дела? Почему иногда у вас не хватает времени, чтобы поиграть, сделать уроки? Можно ли остановить время, запастись им, накопить?» Далее читаем и обсуждаем «Сказку о потерянном времени» И.Шварца. Обсуждение ее в классе должно помочь детям понять, как важно беречь время. Сохранить время, правильно его распределить помогает распорядок дня. Если следовать ему, можно «все успеть, все сделать вовремя» — к такому выводу должны прийти дети. В бережном отношении к времени, подчеркивает учитель, проявляются и уважение к самому себе, и уважение к тебе окружающих. Поэтому надо следовать правилу: обещал — выполни. Эту тему хорошо раскрыть на материале рассказа «Обещалкин» (авторы А.Кумм, С.Рунге; чтение и обсуждение). Мальчик Обещалкин помнил о своих обещаниях, но никогда не выполнял их. Есть ли среди вас подобные Обещалкины? Бывает ли так, что вы обещали принести что-то своему другу, например, книгу, цветную бумагу, игру, но забыли и, значит, свое обещание не выполнили? Вспомните, как вы себя чувствовали, когда вам обещали что-то сделать и забыли об этом. Из-за невыполненных обещаний люди теряют время. Такая забывчивость у взрослых называется безответственностью. Это проявление неуважения к людям, к их времени. Точность, обязательность, ответственность, уважительность, организованность — эти слова учитель и дети употребляют при обсуждении поставленных выше вопросов. Ребята постепенно приучаются слушать и произносить данные слова, происходит осмысление соответствующих понятий через конкретизацию представлений о них. Правила точности и обязательности1. Умей ценить свое время и время других людей. Старайся никогда никуда не Опаздывать. 2. Если не можешь выполнить обещание в срок, сообщи об этом. 3. Если кто-то обещал прийти к тебе в определенное время, организуй свое время так, чтобы в этот момент у тебя не было других дел. 4. Когда уходишь из дома, скажи родителям, куда идешь и когда вернешься. 5. Любое дело старайся выполнить в срок. Дидактические материалы А.Кумм, С.Рунге ОбещалкинОднажды в дверь Клуба Веселых Человечков кто-то громко постучал. «Войдите!» — сказал Карандаш. И в комнате появился незнакомый мальчик. «Здравствуйте! — поздоровался он. — Что вы тут делаете?» — «Мы готовимся к концерту», — ответил Карандаш. «Это интересно! — сказал мальчик. — Я тоже артист! Я такой номер могу показать! У-у! Хотите, выступлю на вашем концерте?» — «Давай! — обрадовался Карандаш. — А то у нас артистов мало». — «Я буду показывать дрессированных зверей. Это у меня здорово получается. Через неделю мой номер будет готов!» — похвастался мальчик и ушел. А Буратино сказал: «Где-то я его видел. Но где? Не помню». Мальчик снова пришел через неделю. Карандаш пожал ему руку и спросил: «Готово?» — «Что готово? Звери? Это неинтересно! — ответил мальчик. — Я передумал! Я буду танцевать. Через неделю все будет готово!» И он ушел. А Буратино снова подумал: «Где же я его все-таки видел?..» Через неделю мальчик влетел в комнату и закричал: «Я передумал! Танцы — это неинтересно! Я покажу музыкальный номер! Через неделю приду!» А Буратино сказал: «Но где же я его видел? Никак не вспомню». Время шло, а мальчик не приходил. Он вбежал в комнату, когда все собрались ехать на концерт. «Готово?» — спросил Карандаш. «Да, — ответил мальчик. — Это будут фокусы!» — «Как фокусы? — удивился Карандаш. — А музыкальный номер?» — «Я передумал... Покажу фокусы...» «Вспомнил! — вдруг закричал Буратино. — Да это же Обещалкин!» — «Обещалкин! — закричали все. — Ты не будешь выступать. Мы тебя не пустим на сцену!» Обещалкин убежал и больше в Клуб Веселых Человечков не Заходил. Но, может быть, он к вам пришел? ВопросыПочему Буратино назвал мальчика Обещалкиным? Можно ли иметь дело с обещалкиными? Пословицы и поговоркиНет большего позора, чем не выполнить уговора. Вчера солгал, а сегодня лгуном обзывают. Не давши слова — крепись, а давши — держись. ВопросыО чем эти пословицы и поговорки? Каким должен быть человек? Он должен держать данное слово? А как поступаете вы? Всегда ли вы держите свое слово? РАЗДЕЛ VI Школьный этикетЗанятие 31 Как приветствовать людей и знакомиться с ними (знакомство с взрослыми и сверстниками) Первоклассникам надо обязательно рассказать о внешних правилах знакомства и приветствия, так как они являются хорошим достаточно простым для их возраста упражнением, приучающим их к существующим порядкам и традициям, тем более, что многие слова приветствия, элементарные правила культуры поведения им знакомы с первых занятий. Поэтому урок может принять и форму обобщения изученного, но в новой ситуации и на ином материале. Для проведения урока хорошо использовать краткий справочник «Правила этикета» (составитель Л.Васильева-Гангнус, любое издание). Правда, надо учитывать, что книга составлена для взрослых, поэтому учитель должен отобрать из нее материал, соответствующий возрастным особенностям младших школьников. Важно обратить внимание детей на правила обращения к собеседнику, формы обращения на «ты» и «вы», самопредставление младших старшим, на доброжелательность, улыбку, умение четко назвать себя. Учитель должен иметь в виду тот факт, что младших ребят обычно представляют другим взрослые. Но в сложившейся практике младшие часто сами представляются старшим, называя имя и фамилию, иногда — где учатся, с кем живут. Отдельный разговор заведите о том, как надо здороваться. Приветствие обычно сопровождается жестами: рукопожатием, поднятием руки, кивком головы, поклоном. Рукопожатие — старинный обычай. Смысл подачи правой руки для приветствия — показать, что в ней нет оружия. В наше время без рукопожатия можно обойтись, но если этот вид приветствия вам нравится, помните: рукопожатие не должно быть ни излишне крепким, ни безжизненным. Жал мне руку Михаил — Месяц в гипсе я ходил, Валя ручку вяло пичкал — Эта ручка как тряпичка. А.СтепановГоворя о знакомстве и приветствии, нельзя обойти стороной вопрос о том, как это делают мужчины и как — женщины. Первоклассники должны знать, что первым с женщиной здоровается мужчина, но на этом акцентировать внимание учителю не следует. Надо перевести разговор на отношения мальчиков и девочек (будущих мужчин и женщин), которые должны сводиться к взаимной вежливости и уважению друг к другу. Мальчики должны быть приветливыми, внимательными и предупредительными по отношению к девочкам. Они должны уметь подать им пальто, пропустить вперед себя в дверь, уступить место в транспорте и т.д. Учителю надо обратить также внимание детей на формы знакомства и приветствия за столом (дома и в гостях). Обобщая разговор, в конце занятия учитель может задать вопрос: «Как надо знакомиться и приветствовать?» В процессе обсуждения надо напомнить о вежливых словах и хороших манерах, о том, что нельзя обижать знакомящихся: Познакомьтесь: это Ленка, У нее на шее шрам, А вот этот «карлик» — Генка... Так знакомить — стыд и срам! А.СтепановНайти материал к этому обсуждению можно в книгах «Что такое этикет?» (Увлекательное путешествие в страну хороших манер. Ч. 1 и 2. — М., 1998. СА.Насонкина. «Уроки этикета». (М., 1997). Имеющиеся в этих книгах рисунки и раскраски можно использовать, сделав ксерокопии, для урока. Дидактические материалы |