Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Эффективная организация воспитательного процесса


Скачать 2.37 Mb.
НазваниеЭффективная организация воспитательного процесса
страница2/12
Дата26.02.2016
Размер2.37 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Раздел II О добром и вежливом отношении к окружающим людям
Занятия 7—8. Что такое «добро и «зло»

Цель: привлекая литературные произведе­ния и на примере знакомых детям жизнен­ных ситуаций доступно объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» — «зло» (синонимы «хорошо» — «плохо»).

Уроки лучше всего строить в форме беседы, в ходе которой учитель объясня­ет, что такое «хорошо» («добро») и что та­кое «плохо» («зло»). Дети приводят при­меры из сказок, рассказов, стихов, в ко­торых действуют добрые и злые герои. Целесообразно задать вопросы: на чем строится их деление героев на положи­тельных и отрицательных? Какие качест­ва добрых героев им особенно нравятся и почему? На каких героев литературных произведений они хотят быть похожими? Желательно дать детям задание (можно в качестве домашней работы): изобразить в рисунке, какими они видят добро и зло.

В ходе беседы учитель может органи­зовать полемику: чей герой лучше? Ребя­та должны (вспоминая прочитанное) при­вести доказательства наличия тех или иных достоинств у своего героя, что спо­собствует выработке, соответственно воз­расту, навыков аргументации.

Учителю важно, следя за ходом рассуж­дений детей, давать им нравственные ори­ентиры. Любимым героем маленького читателя может оказаться персонаж дале­ко не высокохудожественного произведе­ния лишь за названные, подчас даже не воплощенные в образе моральные каче­ства. Бывает, что любимым становится герой, слова и действия которого вызы­вают смех. В этом случае учителю нужно спросить детей, хотели бы они быть по­хожими на такого героя. Ответ детей бу­дет, вероятнее всего, отрицательным, ведь никто не хочет, чтобы над ним смеялись. Здесь уместно поговорить с детьми о роли смеха. Нередко он помогает искоренению того или иного недостатка в человеке. Почему мы смеемся над Волком из мульт­сериала «Ну, погоди!»? Хотим ли мы быть на него похожими? Важно выявить те от­рицательные качества героя, на которые направлен смех автора, поговорить о по­ложительной роли смеха в нашей жизни.

На уроке следует использовать тексты, содержание которых близко и понятно де­тям. Желательно прочитать рассказы А. Крапивина «Алька ищет друга» и Е. Пер­мяка «Пичугин мост». В процессе обсуж­дения этих произведений надо объяснить детям, что нравственные явления делятся на две противоположные категории — до­бро и зло, которые выступают как дейст­вия людей (направлены на пользу людям или, наоборот, во вред) и как мотивы этих действий (каждый сам решает, как ему по­ступить в той или иной ситуации, и несет ответственность за свои поступки). Дела­ется вывод, что каждый человек свободен в выборе действий и поступков. Безуслов­но, сложность темы требует использования доступной для детей формы изложения материала, предполагающей наглядность и образность. Следует учитывать, что, всту­пая в те или иные отношения со сверст­никами, ребенок ориентируется прежде всего на свой опыт и знания, полученные от учителя и родителей.

На уроке учитель вместе с детьми ана­лизирует нравственную сторону отноше­ний, представленных в конкретных ситу­ациях, формирует правила и нормы, в со­ответствии с которыми всегда надо посту­пать. Не стоит торопиться давать детям готовый ответ, лучше предложить им по­искать его вместе.

В отношениях с людьми нравственные нормы проявляются в культуре их пове­дения, общения. Начать нужно с некото­рых норм общения, что позволит лучше обосновать необходимость выполнения правил вежливости. Нравственные нормы поведения детям легче понять и усвоить, если противопоставить положительные и отрицательные явления, используя для этого литературный материал (в классе можно прочитать рассказы П.Дудочкина «Тополиная беда» и В.Осеевой «Самое страшное»). В процессе обсуждения рас­сказов дети должны различить, что мож­но делать (оценка «хорошо»), а что нель­зя (оценка «плохо»).
Дидактические материалы

Пословицы и поговорки

При солнышке тепло, при матери добро.

Птица рада весне, а дитя — матери.

Хороша дочка Аннушка, коли хвалят мать да бабушка.
Вопрос

Когда человеку хорошо?


В .А. Сухомлинский Как Белочка Дятла спасала

Среди зимы потеплело, пошел дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на ел­ках. Нечего есть Дятлу: сколько ни сту­чит о лед, до коры не достучится. Сколько ни бьет клювом шишку, зернышки не вылущиваются.

Сел Дятел на ель и плачет. Падают го­рючие слезы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда — Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.

— Почему это ты, Дятел, плачешь?

— Нечего есть, Белочка...

Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку.

Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом.

А Белочка сидит возле дупла и радует­ся. И бельчата в дупле радуются. И сол­нышко радуется.
Вопросы

Кого вы пожалели?

Почему?

Почему радуются Белочка и бельчата?
В .А. Сухомлинский Чтобы бабочка не укололась
Маленькая Зоя гуляла в саду. Она по­дошла к акации. На акации — острые-ос­трые колючки.

Над акацией летает яркая бабочка. Ой, как же ей не страшно летать! Налетит на колючку — что же тогда будет?

Подошла Зоя к акации. Сломала одну колючку, вторую, третью.

Мама увидела и спрашивает:

— Что ты делаешь, Зоя? Зачем колюч­ки ломаешь?

— Чтобы бабочка не укололась, — от­ветила Зоя.
Вопросы

Зачем Зоя ломала колючки акации?

А это для акации хорошо или плохо?

Хорошо ли поступила Зоя?

Почему?
Е. Пермяк Пичугин мост

По пути в школу ребята любили разго­варивать о подвигах.

— Хорошо бы, — говорит один, — на пожаре ребенка спасти!

— Даже самую большую щуку пой­мать — и то хорошо, — мечтает второй. — Сразу про тебя все говорить будут.

Лучше всего на Луну полететь, — говорит третий мальчик. — Тогда уже во всех странах прославишься.

А Сема Пичугин ни о чем таком не ду­мал. Он рос мальчиком тихим и молчали­вым.

Как и все ребята, Сема любил ходить в школу короткой дорогой через речку Быстрянку. Только перескакивать через нее было очень трудно.

В прошлом году один школьник не доскочил до того берега и сорвался. В больнице даже лежал. Другие ребята пе­реходили речку по первому льду и осту­пились. Повымокли. И тоже крику вся­кого много.

Ребятам запретили ходить короткой дорогой. А как длинной пойдешь, когда короткая есть!

Вот и задумал Сема Пичугин старую ветлу с этого берега на тот уронить. То­пор у него был, чтобы рубить им ветлу.

Нелегким оказалось это дело. Уж очень была толста ветла. Вдвоем не обхватишь. Только легло бревно через речку.

Теперь нужно было обрубить у ветлы ветви. Они путались под ногами и меша­ли ходить. Держаться не за что. Того гля­ди, упадешь. Особенно если снег. Решил Сема приладить перильца из жердей.

Дед помог.

Хороший мостишко получился. Теперь не только ребята, но и все другие жители стали ходить по нему.

Чуть кто в обход пойдет, ему обязатель­но скажут:

— Да куда ты идешь за семь верст ки­селя хлебать! Иди прямиком через Пичу­гин мост.

Так и стали называть его Семиной фа­милией — Пичугин мост. Когда же ветла прогнила, новый мост перекинули. Из хороших бревен. А название мосту оста­лось прежнее — Пичугин.

Вскоре и этот мост заменили. Стали спрямлять шоссейную дорогу. Прошла дорога через лес по тропинке, по которой ребята бегали в школу.

Большой мост возвели. С чугунными перилами. Такому можно было дать гром­кое название. А его все по-старому называют — Пичугин мост. И никому даже в голову не приходит, что этот мост пост­роил мальчик.
Вопросы

Как появился Пичугин мост? Почему и кто его построил?

Очень ли нужен этот мост людям?

Почему люди дали мосту название «Пичугин мост»?

Почему и у нового моста осталось ста­рое название?
Е.Пермяк Самое страшное
Вова рос крепким и сильным мальчи­ком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей обижал. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост на­ступал. Коту Мурзею усы выдергивал. Ба­бушке грубил.

Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гор­дился.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его — все. Он к добрым — добрые тоже от него отвернулись.

Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзе -ем поиграть, а тот зелеными глазами на мальчика смотрит. Сердится.

Решил Вова из-под шкафа ежика вы­манить. Куда там! Ежик давно в другой дом жить перебрался.

Подошел Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит, слезы утирает.

Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один.
Вопросы

Как Вова относился к окружающим?

Был ли Вова на самом деле храбрым, смелым мальчиком?

А ты хотел бы, чтобы тебя боялись?

Почему Вова остался один на свете?

Почему все отвернулись от Вовы?

Что Вова должен сделать, чтобы с ним играли ребята, разговаривала бабушка?
Занятия 9—10. «Ежели вы вежливы...» (Волшебные (добрые) слова)
Цели: 1) объяснить детям нравственный смысл слов, используемых при общении;

2) составить словарь наиболее широко употребляемых в общении слов;

3) объ­яснить, что мы понимаем под формой общения.

Отталкиваясь от содержания предыду­щих уроков, учитель отмечает, что каждый человек свое доброе отношение к окружа­ющим может выразить при помощи оп­ределенных слов. Их называют «добрыми» (или «волшебными») словами. Ими мы постоянно пользуемся, они помогают нам строить добрые взаимоотношения с окру­жающими. К ним относятся слова привет­ствия , благодарности, просьбы, извинения за причиненные неудобства, за нанесен­ную обиду. «Какие вежливые слова вы знаете?» — с таким вопросом можно об­ратиться к классу (ключевые слова: здрав­ствуйте, спасибо, прошу извинения, пожа­луйста, простите, разрешите). Затем сле­дует перейти к объяснению этих слов на материале рассказа В.Осеевой «Волшеб­ное слово». Желательно обсудить с деть­ми и те ситуации, когда эти слова им по­могали (в качестве домашнего задания предложите сочинить сказку с использо­ванием «волшебных» слов).

Педагог может использовать разнооб­разные приемы и методы в своей работе. Необходимо учитывать, что психологиче­ское восприятие всего, с чем сталкивает­ся ребенок в этом возрасте, происходит через наглядные, зримые образы, наибо­лее доступные детскому воображению. Например, вежливые слова можно напи­сать на листьях дерева, рисунок которого учителем подготовлен на доске заранее. Волшебное дерево может иметь вид цвет­ной аппликации на стенде с написанны­ми на разноцветных листьях дерева зна­комыми детям понятиями. Можно также предложить детям «вырастить» собствен­ное дерево, а затем провести конкурс на тему «Лучшее дерево Вежливости».

Сложность данной темы связана с тем, что многие дети не задумываются над смыслом этих слов и их использование в речи зачастую носит чисто формальный характер. Учитель на конкретных приме­рах объясняет значение слов вежливости. Например, говорит: «Ты нечаянно толк­нул девочку. Она возмущена или обиже­на. Но после того, как ты скажешь: «Из­вини, пожалуйста, я не хотел», обида пройдет. Важно, что ты не остался равно­душным, сумел найти правильный выход из создавшейся ситуации. А помогли тебе в этом волшебные слова».

Особое внимание надо уделить тому, как мы произносим эти слова в процессе общения. Немаловажную роль играет ин­тонация, она может быть доброжелатель­ной, грубой, ироничной. Такое распрост­раненное слово, как «спасибо», можно произнести по-разному (показать это де­тям). Таким образом, дети убеждаются в большом значении интонации.

Полезно вместе с детьми поставить маленький спектакль о правилах вежли­вости, использовав, например, эпизод из сказки «Приключения Буратино», где Мальвина учит Буратино, как правильно себя вести. Спектакль можно назвать «Школа Мальвины». Для этого, естест­венно, надо прочитать соответствующие отрывки из книги.

Интерес у детей вызовет рассказ учи­теля о происхождении правил вежливос­ти, их изменениях по мере развития об­щества. Для обсуждения привлекаются пословицы, поговорки, литературные произведения. (В подборе материала мо­гут участвовать и дети.) Для чтения и об­суждения рекомендуем сказку А.Барто «Медвежонок-невежа». Перед чтением желательно задать следующие вопросы: «Проследите, когда медвежонок не со­блюдал правил вежливости, чистоты, вре­дил другим. Какое самое страшное нару­шение правил вежливости, уважения со­вершил медвежонок?» В процессе обсуж­дения учитель может спросить: «Подумай: какие проступки совершаешь ты, подоб­но медвежонку? Поможет ли средство, которое применил медведь-отец, чтобы убедить сына в недопустимости такого поведения?» Эти вопросы можно задать и на дом, а затем в классе поговорить на эту тему.

Рекомендуем также для чтения и об­суждения произведения Б.Заходера: сти­хотворение «Буква Я» и сказку «Хрюк на елке».
Дидактические материалы
С.Маршак Ежели вы вежливы

Ежели вы Вежливы

И к совести

Не глухи,

Вы место

Без протеста

Уступите

Старухе.

Ежели вы

Вежливы в душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,

Не будете с товарищем трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы, поможете вы маме

И помощь ей предложите без просьбы — то есть сами.

И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,

Вы будете защитником, пред сильным не робея.

Знал одного ребенка я.

Гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое ребенку воспитание.

Был вежлив этот мальчик

И, право, очень мил:

Отняв у младших мячик, он их благодарил,

«Спасибо!» — говорил.

Нет, ежели вы вежливы, то вы благодарите,

Но мячика у мальчика без спросу не берите!
Вопросы

Как должен поступать вежливый человек?

Кому следует помогать в транспорте?

А как нужно вести себя на уроке?

Как надо разговаривать с тетей, дедуш­кой и бабушкой?

А как не следует поступать?
В.Осеева Волшебное слово

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

— Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и присел на край.

Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:

— С тобой что-то случилось?

— Ну и ладно! А вам-то что? — поко­сился на него Павлик.

— Мне ничего. А вот ты сейчас кри­чал, плакал, ссорился с кем-то...

— Еще бы! — сердито буркнул маль­чик. — Я скоро совсем убегу из дому!

— Убежишь?

— Убегу! Из-за одной Ленки убегу. — Павлик сжал кулаки. — Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не дает! А у самой сколько!

— Не дает! Ну, из-за этого убегать не стоит.

— Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала... прямо тряпкой, тряпкой...

Павлик засопел от обиды.

— Пустяки! — сказал старик. — Один поругает, другой пожалеет.

— Никто меня не жалеет! — крикнул Павлик. — Брат на лодке едет кататься, а меня не берет. Я ему говорю: «Возьми луч­ше, все равно от тебя не отстану, весла утащу, сам в лодку залезу!»

Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.

— Что же, не берет тебя брат?

— А почему вы все знаете? Старик разгладил длинную бороду.

— Я хочу тебе помочь. Есть такое вол­шебное слово...

Павлик раскрыл рот.

— Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. По­мни: тихим голосом, глядя прямо в глаза...

— А какое слово?

Старик наклонился к самому уху маль­чика. Мягкая борода его коснулась Пав-ликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:

— Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

— Я попробую, — усмехнулся Пав­лик, — я сейчас же попробую.

Он вскочил и побежал домой.

Лена сидела за столом и рисовала. Кра­ски — зеленые, синие, красные — лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.

«Обманул старичок! — с досадой поду­мал мальчик. — Разве такая поймет вол­шебное слово!»

Павлик боком подошел к сестре и по­тянул ее за рукав. Сестра оглянулась. Тог­да, глядя ей в глаза, тихим голосом маль­чик сказал:

— Лена, дай мне одну краску... Пожа­луйста...

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы ее разжались, и, снимая руку со стола, она смущенно пробормотала:

— Какую тебе?

— Мне синюю, — робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал ее в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал те­перь только о волшебном слове.

«Пойду к бабушке. Она как раз стря­пает. Прогонит или нет?»

Павлик отворил дверь в кухню. Ста­рушка снимала с противня горячие пи­рожки.

Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное, морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:

— Дай мне кусочек пирожка... пожа­луйста.

Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каж­дой морщинке, в глазах, в улыбке.

— Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! — приговаривала она, вы­бирая самый лучший, румяный пирожок.

Павлик подпрыгнул от радости и рас­целовал ее в обе щеки.

«Волшебник! Волшебник!» — повторял он про себя, вспоминая старика.

За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:

— Возьми меня, пожалуйста.

За столом все сразу замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.

— Возьми его, — вдруг сказала сест­ра. — Что тебе стоит!

— Ну, отчего же не взять, — улыбну­лась бабушка. — Конечно, возьми.

— Пожалуйста, — повторил Павлик. Брат громко засмеялся, потрепал маль­чика по плечу, взъерошил ему волосы:

— Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся.

«Помогло! Опять помогло!»

Павлик выскочил из-за стола и побе­жал на улицу, но в сквере уже не было ста­рика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.
Вопросы

Действительно ли Павлик в сквере встретил волшебника?

Какое «волшебное слово» сказал ста­рик Павлику?

Как его надо говорить?

Как Павлик пытался заставить брата взять его с собой кататься на лодке?

Что он ему говорил? Почему?

А «вол­шебное слово» помогло? Почему?

Одно ли волшебное слово изменило отношение окружающих к Павлику?
В.Масс, М.Червинский

Друзья, вот вам на всякий случай стихи о школьнике одном

Его зовут ... а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык...

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «добрый день».

Казалось бы простое слово,

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуйте» бубнит.

И даже вместо «до свиданья»

Не говорит он ничего

Иль заявляет на прощанье

«Ну, я пошел... Пока! Всего!»


Вопросы

Каких слов не знал этот мальчик? Почему?

Как он здоровается, прощается?

Правильно ли он это делает?

Как ему помочь?
А.Барто Медвежонок- невежа



Был сынок у маменьки —

Медвежонок маленький.

В маму был фигурою —

В медведицу бурую.

Уляжется медведица

Под деревом, в тени,

Сын рядом присоседится,

И так лежат они.

Он упадет:

— Ах, бедненький! —

Его жалеет мать. —

Умнее в заповеднике

Ребенка не сыскать!

Сыночек дисциплины

Совсем не признает!

Нашел он мед пчелиный —

И грязной лапой в мед!

Мать твердит:

— Имей в виду

— Так нельзя хватать еду!

Он как начал чавкать,

Измазался в меду.

Мать за ним ухаживай,

Мучайся с сынком:

Мой его, приглаживай

Шерстку языком.

Родители беседуют —

Мешает он беседе.

Перебивать не следует Взрослого медведя!

Вот он примчался к дому

И первый влез в берлогу —

Медведю пожилому

Не уступил дорогу.

Вчера пропал куда-то.

Мамаша сбилась с ног!

Взъерошенный,

Лохматый

Пришел домой сынок

И заявляет маме:

— А я валялся в яме.

Ужасно он воспитан!

Всю ночь ревет, Не спит он!

Он мать изводит просто!

Тут разве хватит сил?

Пошел сыночек в гости —

Хозяйку укусил,

А медвежат соседки

Столкнул с высокой ветки.

Медведица бурая три дня ходила хмурая,

Три дня горевала: «Ах, какая дура я — сынка избаловала!»

Советоваться к мужу, медведица пошла:

Сынок-то наш все хуже, не ладятся дела!

Не знает он приличий —

Он дом разрушил птичий,

Дерется он в кустах,

В общественных местах!

Заревел в ответ медведь:

— Я при чем тут, женка?

Это мать должна уметь влиять на медвежонка!

Сынок — забота ваша, на то вы и мамаша.

Но вот дошло и до того, что на медведя самого,

На родного папу, Мишка поднял лапу!

Отец, сердито воя, отшлепал сорванца.

(Задел за живое, как видно, и отца!)

А медведица скулит, сына трогать не велит:

— Бить детей недопустимо у меня душа болит...

Нелады в семье Медвежьей —

А сынок растет невежей!

Я знаю понаслышке, и люди говорят,

Что такие мишки есть среди ребят.


Вопросы

Почему автор называет медвежонка невежей?

Что он делает не так? А как надо?

М.Бартенев Самый вежливый
Утром я нечаянно наступил папе на ногу, а он сказал, что мало того, что я не­складный, так еще и невежливый. Вежли­вые люди извиняются. А после обеда мы с Валеркой поспорили, кто из нас самый вежливый. Валерка сказал, что он, а я ска­зал, что я. Решили проверить. Я сказал, что надо на улицу выйти. Вышли. Я ска­зал, что кто больше до того угла наизвиняется, тот самый вежливый. Валерка ска­зал, что годится.

Раз, два, три — начали!

Я быстренько догнал одну тетеньку и стал ей сзади на ногу наступать, чтобы извинить­ся. Только оказалось, что это очень даже не­просто — нарочно на ноги наступать. Осо­бенно сзади. Тогда я решил спереди насту­пать. Перегнал тетеньку и наступил.

Извините, пожалуйста, — раз!

Потом я хотел дяденьке с портфелем наступить. Но смотрю, Валерка-то не на ноги наступает, а толкает вбок, а потом извиняется. А толкать-то еще проще, чем спереди наступать! Дяденьку с портфелем я тоже толкнул.

Извините, пожалуйста, — два!

А потом я вот чего придумал: ведь од­ного того же человека можно сначала вбок толкнуть — извините, пожалуйста, — три, а потом ему же на ногу наступить — из­вините, пожалуйста, — четыре!

Толкнул, наступил — пять, шесть!

Наступил, толкнул — семь, восемь!

Посмотрел на Валерку — он тоже ста­рается, извиняется, пальцы загибает, чтоб не ошибиться. Потом смотрю — а до угла всего ничего осталось, а люди кончились. И у Валерки кончились. Толкать некого. Один только дяденька идет к нам спиной. Как мы к нему бросимся! Как толкнем с двух сторон! Как закричим в один голос:

— Извините, пожалуйста, — девять!

А дяденька этот вдруг взял нас с Валер­кой за шивороты и говорит знакомым го­лосом:

— Вот вы, значит, где и вот, стало быть, чем занимаетесь!

Посмотрел я на дяденьку, а это вовсе и не дяденька никакой, а мой папа! Стал я тогда папе объяснять, что это у нас с Ва­леркой соревнование на вежливость и что счет девять-девять.

Папа сказал, что, значит, у нас боевая ничья и что с Валеркой пусть его папа разбирается, а вот меня дома награда до­жидается — это совершенно точно.

Валерка шел молча, а я у папы проще­ния попросил. Попросил прощения и за­гнул десятый палец. Последний. Мы как раз в это время до угла дошли.

Выходит, я все-таки самый вежливый!

Вопросы

Почему мальчики решили проверить, кто самый вежливый?

Как они это делали? Правильно ли так поступать?
Б.Заходер Буква Я


Всем известно:

Буква Я

В азбуке

Последняя.

А известно ли кому,

Отчего и почему?

Неизвестно?

Неизвестно.

Интересно?

Интересно! —

Ну, так слушайте рассказ.

Жили в азбуке у нас

Буквы.

Жили, не тужили,

Потому что все дружили.

Где никто не ссорится,

Там и дело спорится.

Только раз

Все дело

Стало

Из-за страшного скандала:

Буква «Я»

В строку не встала,

Взбунтовалась

Буква Я!

Я,

Сказала буква Я, —

Главная - заглавная!

Я хочу,

Чтобы повсюду

Впереди

Стояла

Я!

Не хочу стоять в ряду.

Быть желаю

На виду! —

Говорят ей:

— Встань на место!

Отвечает:

— Не пойду!

Я ведь вам не просто буква.

Я — местоимение.

Вы

В сравнении со мной -

Недоразумение!

Недоразумение —

Не более, не менее!

Тут вся азбука пришла

В страшное волнение,

От обиды покраснев.

Срам! —

Сердито С сказало.

И кричит:

— Воображала! Это всякий так бы мог!

Может, я и сам — предлог! —

Проворчало У:

— Попробуй, потолкуй с такой особой!

— Нужен к ней подход особый, —

Вдруг промямлил Мягкий Знак.

А сердитый Твердый Знак

Молча показал кулак.


Вопросы

Почему буква «Я» стала скандалить?

Как на это отреагировали другие бук вы?

А люди бывают похожими на эти бук вы?

Как мы называем людей, которые ведут себя, подобно букве «Я»?

Почему буква «Я» стала каждому мила?
Занятия 11-12. Добрые и недобрые дела
Цель: научить детей выделять нравст­венную сторону жизненных явлений и поступков.

Уроки на эту тему можно начать с не­большого вступления. Необходимо ска­зать, что ежедневно мы сталкиваемся с различными ситуациями, совершаем дей­ствия, поступки, общаемся друг с другом. Рассмотрим, к примеру, такую ситуацию. Вы с родителями едете в трамвае (автобу­се, троллейбусе, метро) и видите, что си­дит мальчик, а рядом стоит пожилая жен­щина. Как вы оцените данную ситуацию?

Ответы детей могут быть примерно таки­ми:

1) надо уступить место женщине,

2) кто-то из нас уступит место женщине,

3) мой папа встанет и предложит женщи­не сесть,

4) надо сказать мальчику, чтобы он уступил место женщине,

5) я не вижу в этой ситуации ничего страшного — они едут домой.

Ответы разные, как и сами дети: кто-то обратит внимание на нрав­ственную сторону ситуации, кто-то нет. Размышляя над той или иной ситуацией, дети учатся анализировать, оценивать по­ступки, действия («хорошие», «добрые» «плохие») людей, которые совершают их. Рассматривая с детьми ту или иную ситу­ацию, оценивая ее нравственную сторо­ну, учитель постепенно подводит детей к обобщению, формулировке нормы, пра­вила.

Одни нормы содержат четкое указание на определенное действие (обращаясь с прось­бой, надо говорить «пожалуйста»), другие — на то, как поступать нельзя (нельзя громко разговаривать на уроке, без разрешения учи­теля выходить из класса), третьи — на опре­деленное личное качество (надо быть доб­рым, справедливым, вежливым и т.д.).

Усвоение каждой из норм требует оп­ределенного уровня обобщения жизнен­ных ситуаций. Ребенок постепенно на­капливает представления о хороших и плохих поступках, учится устанавливать их взаимосвязь с определенными ситуа­циями и нравственными качествами. На­пример, если учитель, рассматривая на уроке какую-то ситуацию и делая акцент на определенной норме поведения, затра­гивает и другие нормы, на них также не­обходимо обратить внимание детей. Это можно рассматривать или как закрепле­ние усвоенного ранее, или как подгото­вительную работу к будущим занятиям (опережающее восприятие).

Необходимо использовать наглядность: сюжетные картинки, литературный матери­ал (стихи, пословицы, поговорки, расска­зы, сказки), рисование, продумываются игровые ситуации. Учитель может прочи­тать детям небольшие рассказы, стихотво­рения, на материале которых будут строить­ся беседы и игры с детьми. Например:

Дедушка нес тяжеленный мешок.

Думает дедушка: «Кто бы помог?»

Сзади него шли Вадик и Рома,

Дошли до самого дома.

— Вам не помочь донести мешок?

— Снять помогите! — сказал старичок.
О.Григорьев

Разбирая данную ситуацию, учитель вместе с детьми приходит к выводу: вся­кая помощь хороша вовремя. Затем все вспоминают героев ранее прочитанных произведений, называют поступки и по­ложительные качества личности, соот­ветствующие этим поступкам, а также противоположные им качества. Если при ответе возникают трудности, учи­тель может написать на доске несколь­ко качеств, из которых ученики выби­рают более подходящие к данной ситуа­ции.

Анализируя поступки, действия, мыс­ли литературных персонажей, учащиеся обязательно должны дать им нравствен­ную оценку. Можно сделать своеобраз­ную классификацию в виде таблицы («две колонки»): добрые — недобрые дела. Далее целесообразно задать детям вопрос: «Какую оценку вы можете дать себе?» (т.е. оценить свой поступок, свое отношение к окружающим людям). Учи­тель может обратиться к детям с прось­бой, принести на следующий урок свои любимые игрушки. Кукол, зверушек луч­ше рассадить в один ряд, чтобы они были видны каждому ребенку. Дети должны охарактеризовать каждого персонажа. Задача учителя — помочь им в этом, ука­зав на то, что в лице каждого человека, как в зеркале, отражаются основные свойства его характера. Дети делают по­пытку определить, какое из качеств от­ражается на лице (мордочке) игрушек (доброта, хитрость, злость).

Отношение ребенка к нормам и пра­вилам проходит путь от информации о них до понимания их смысла и обязатель­ности выполнения на основе внутренне­го принятия. Внутренний мир ребенка формируется через анализ и оценку дей­ствий, как своих, так и окружающих его людей.
Рекомендуемая литература

И.Крылов «Чижа захлопнула злодейка-западня...».

Е.Пермяк «Пичугин мост», «Чужая калитка».

Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть».

Л. Толстой «Девочка без матери зашла в погребицу и выпила молоко», «Сливы», «Два козли­ка». Д. Тихомиров «Две козы».
Дидактические материалы
Л.Каминский. Чья помощь лучше?

Жил-был король. И было у него три дочери — Алина, Полина и Эвелина. Од­нажды король созвал дочерей и сказал:

— Сегодня я прошелся по нашему дворцу и просто пришел в ужас: полный беспорядок! Книжки валяются на полу, обувь на подоконниках, а одежда на кро­ватях! И повсюду — фантики от конфет! И вот я решил сегодня же заняться убор­кой. А вас я хочу спросить: как вы мне будете помогать?

Старшая дочь Алина сказала:

— Я вот как помогу. Когда ты начнешь уборку, я включу проигрыватель и постав­лю твою любимую пластинку «Все могут короли». С веселой песней ты моменталь­но сделаешь уборку!

— А я лучше включу телевизор, — ска­зала средняя сестра, Полина, — там будут показывать передачу «В гостях у сказки». Я буду внимательно ее смотреть и все тебе пересказывать. И ты сказочно быстро убе­решь весь дворец!

— А ты что включишь? — спросил отец младшую дочь.

— Я включу пылесос, — ответила Эве­лина, — нет, сначала я разложу все вещи по местам. Потом возьму веник и вымету весь мусор. Потом уже пылесосом уберу пыль. После этого влажной тряпкой обо­тру подоконники и всю мебель. А когда везде станет чисто, мы все вместе сядем и будем смотреть телевизор.

— Ну что же, — сказал король, — те­перь я знаю, что у меня есть только одна настоящая помощница.
Вопросы

От чего король пришел в ужас?

Что он решил сделать?

О чем он спросил у дочерей и что они ему ответили?

Какой вывод сделал король после раз­говора с дочерьми и почему?
Л.Квитко. Бабушкины руки


Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.

Она во всех затеях

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки,

И все мне любо в ней.

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней.

Ах, сколько руки эти

Чудесного творят!

То рвут, то шьют, то метят,

То что-то мастерят.

Так толсто мажут пенки,

Так густо сыплют мак,

Так грубо трут ступеньки,

Ласкают нежно так.

Проворные, — смотрите,

Готовы день- деньской

Они плясать в корыте,

Шнырять но кладовой.

Настанет вечер — тени

Сплетают на стене

И сказки-сновиденья

Рассказывают мне.

Ко сну ночник засветят —

И тут замолкнут вдруг.

Умней их нет на свете

И нет добрее рук.


Вопросы

Почему внук называет бабушкины руки волшебными?

Что они умеют делать?

Любит ли внук бабушку? Из чего это видно?

За что мы любим и уважаем других людей?
Белка и волк (сказка)

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть, но белка попросила:

— Пусти меня. Волк сказал:

— Хорошо, я пущу тебя, только ты ска­жи мне, отчего Вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а вы играете и прыгаете.

Белка сказала:

— Пусти меня прежде на дерево, я от­туда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

— Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры.
Вопросы

О чем белка просила волка?

Как он поступил?

Что очень интересовало волка?

О чем белка ему поведала?

Можно ли отнести то, что сказала бел­ка, к людям?

Занятия 15—16. Помни о других — ты не один на свете

Цель: объяснить детям, что подразуме­вается под понятием «помнить о других».

Урок можно начать с ряда вопросов, которые заставят детей задуматься об эмо­циональных состояниях другого человека (эмпатия), научат преодолевать эгоцентри­ческую позицию и подготовят к восприя­тию чужой точки зрения (децентрация).

Пусть в ходе диалога дети вспомнят случаи, когда по своей беспечности заста­вили родителей беспокоиться: заигрались во дворе школы после уроков, ушли к приятелю, не спросив разрешения, и т.д. Учитель должен обратить внимание детей на то, что порой они, желая как-то про­явить себя, совершенно не задумываются о последствиях. Например, перебегают в неположенном месте дорогу, по которой мчатся машины. В результате таких необ­думанных действий могут пострадать не только шофер, сами школьники, но и дру­гие машины, случайные прохожие. Хоро­шо, если дорога будет свободна или шо­фер вовремя затормозит. Эта показная храбрость (кому от нее будет польза?) — рассуждает вместе с детьми учитель — может обернуться непоправимым ущер­бом, физической травмой, страшным го­рем для родителей, близких. Следователь­но, делает вывод учитель, прежде чем со­вершить какой-либо поступок, необходи­мо подумать о том, как это отразится на состоянии других.

В процессе обсуждения можно разо­брать различные ситуации, в которых проявляется наше отношение к людям. То, что нравится нам, далеко не всегда может понравиться другим, поэтому, прежде чем что-то совершить, необходи­мо подумать о реакции окружающих. Приводя на уроке примеры, нужно дать возможность детям самим разобрать каж­дый конкретный случай.

Например, кто-то включает магнито­фон на полную мощность, не задумыва­ясь о том, что мешает соседям. Вполне вероятно, что в это время другие люди заняты серьезным делом, требующим полной тишины. Кому-то — обращается к классу учитель — знакома и такая ситу­ация: на дороге стоит группа детей, они кричат, перебивая друг друга, толкаются и при этом не обращают никакого вни­мания на проходящих мимо людей. Дру­гой пример: расталкивая товарищей, уче­ник стремится первым войти в дверь клас­са или врывается в столовую. Как можно оценить подобное поведение? (Этими действиями выражено пренебрежитель­ное отношение к окружающим.)

Вспомните, не случалось ли кому-то из вас злиться и свое раздражение выплес­кивать на находящихся рядом? Обижали ли вы товарища по игре, который оказал­ся победителем? Как вы можете расценить такое отношение к ближнему? Что бы испытали вы, оказавшись на месте потер­певшего?

Особое внимание детей учитель дол­жен обратить на то, как строятся их от­ношения в семье, как они ведут себя с родными. Почему надо беречь своих родителей? Как нужно поступать, чтобы лишний раз не огорчать их? Как правило, дети сами отвечают на эти вопросы. Учи­тель лишь корректирует и обобщает отве­ты детей: 1) быть вежливыми, вниматель­ными; 2) стараться помочь по хозяйству; 3) тихо вести себя, когда взрослые отды­хают; 4) выполнять их просьбы; 5) следить за порядком в своей комнате; 6) не оби­жать своих младших братьев или сестер, а, наоборот, — помогать им, заботиться о них, играть с ними.

Учитель объясняет детям, какие чувст­ва испытывают родители, когда с их ре­бенком что-то случается. Рождение ребен­ка — огромное событие в жизни всей се­мьи, ведь с ним в дом приходят радость и счастье. Ребенок — это продолжение рода, с ним связаны планы на будущее и надеж­ды. Всю свою любовь родители дарят ре­бенку, хотят сделать его счастливым. И как бывает им больно, когда вы расстра­иваете их своими поступками. Через ка­кое-то время, говорит учитель, вы научи­тесь правильно оценивать их, но как труд­но иногда приходится и вам, и вашим ро­дителям пережить то, что могло бы и не случиться. В ходе беседы дети могут рас­сказать о своем отношении к родителям, о заботе и внимании, которые родители проявляют по отношению к ним.
Рекомендуемая литература

Аксаков А. «Аленький цветочек»;

Квитко Л. «Ба­бушкины руки»;

Маршак С. «Кошкин дом»;

Но­сов Н. «Незнайка и его друзья»;

Олеша Ю. «Три толстяка»;

Родари Дж. «Чиполлино»;

Толстой Л. «Детство»;

Толстой А. «Детство Никиты», «Зо­лотой ключик»;

Успенский Э. «Дядя Федор, пес и кот».
Дидактические материалы
Фома


В одном переулке

Стояли дома.

В одном из домов

Жил упрямый Фома.

Ни дома, ни в школе,

Нигде, никому —

Не верил

Упрямый Фома

Ничему.

На улицах слякоть,

И дождик,

И град.

«Наденьте калоши», —

Ему говорят.

«Неправда, —

Не верит Фома, —

Это ложь...»

И прямо по лужам

Идет без калош.

Мороз.

Надевают ребята коньки.

Прохожие подняли

воротники.

Фоме говорят;

«Наступила зима».

В трусах

На прогулку выходит

Фома.

Идет в зоопарке

С экскурсией он.

«Смотрите, — ему

говорят, —

Это слон».

И снова не верит Фома:

«Это ложь.

Совсем этот слон

На слона не похож».

Однажды

Приснился упрямому сон,

Как будто шагает по

Африке он.

С небес

Африканское солнце печет,

Река под названием

Конго течет.

Трусы и рубашка

Лежат не песке.

Упрямец плывет

По опасной реке.

Близка

Аллигатора хищная

Пасть.

«Спасайся,

несчастный,

Ты можешь

пропасть!»

Уже крокодил

У Фомы за спиной,

Уже крокодил

Поперхнулся

Фомой;

Из пасти у зверя

Торчит голова.

До берега

Ветер доносит

слова:

«Непра...

Я не ве...»

Аллигатор

вздохнул

И, сытый,

В зеленую воду нырнул.

Трусы и рубашка

Лежат на песке.

Никто не плывет

По опасной реке.

Проснулся Фома,

Ничего не поймет,

Трусы и рубашку

Со стула берет.

Фома удивлен,

Фома возмущен:

«Неправда, товарищи,

Это не сон!»

Ребята,

Найдите такого Фому

И эти стихи

Прочитайте ему.



С. В. Михалков
Вопросы

Чему не верил Фома? Почему?

Какое основное качество у Фомы?

Как и в каких делах это проявляет­ся?

Вы знаете таких ребят?

Как же им быть?
Лягушка и кузнечик


Тронув легонько за плечико,

Лягушка спросила кузнечика:

Малыш, мы с тобой не родня?

Ты очень похож на меня.

К лицу тебе этот

Зеленый наряд,

Ты с виду как будто

Мой маленький брат.

И прыгаешь здорово...

Только беда:

Тебя почему-то пугает вода!

Ответил он:

Да, не живу я в реке,

А ты никогда

Не сидишь на цветке,

Часами в зеленой траве

Не стрекочешь...

Но другом твоим я бы стал,

если хочешь!

С.Пшеничных

Вопросы

О чем спросила лягушка кузнечика?

Как ответил ей кузнечик и понравился ли вам его ответ?
Старший брат

Гулять не пускают

Сегодня Антошку.

Антошка старательно

Чистит картошку.

Вчера у него

Проверяли тетради —

Сегодня Антошка

На кухне, в наряде.

А я помогаю:

Несу добровольно

Армейскую службу...

И мама довольна.

С.Пшеничных

Вопросы

Почему Антоша не гуляет?

Чем он за­нят?
В.А.Сухомлинский Как Белочка Дятла спасла

Среди зимы потеплело, пошел дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на ел­ках. Нечего есть Дятлу: сколько ни сту­чит о лед, до коры не достучится. Сколь­ко ни бьет клювом шишку, зернышки не вылущиваются.

Сел Дятел на ель и плачет. Падают го­рючие слезы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда — Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.

— Почему это ты, Дятел, плачешь?

— Нечего есть, Белочка...

Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку. По­ложила между стволом и веткой.

Сел Дятел возле шишки и начал моло­тить клювом.

А Белочка сидит возле дупла и радует­ся. И бельчата в дупле радуются. И сол­нышко радуется.
Вопросы

Что случилось с Дятлом?

Почему он плакал?

Белочка пожалела Дятла?

Как она ему помогла?
Л.Н.Толстой Пожарные собаки

Бывает часто, что в городах на пожа­рах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга пря­чутся и молчат, а от дыма нельзя их рас­смотреть. Для этого в Лондоне (Лондон — главный город у англичан. — Прим. авт.) приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спас­ла двенадцать детей; ее звали Боб.

Один раз загорелся дом. И когда по­жарные приехали к дому, к ним выбежа­ла женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. По­жарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку принес девочку. Мать броси­лась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали со­баку и осматривали ее — не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожар­ные подумали, что в доме есть еще что-нибудь живое, и пустили его. Собака вбе­жала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.
Вопросы

Кто помогает пожарным спасать детей на пожарах?

Почему так происходит?

Как Боб спас девочку?

Кого еще он пытался спасти, и почему это всех рассмешило?
Две козы (сказка)

На узенькой горной тропинке встрети­лись две козы. Налево гора, как стена, направо глубокая пропасть. Задумались козы: «Как тут быть?»

Одна коза легла и плотно прижалась к земле. А другая осторожно через нее пе­решла. И обе остались целы.
Вопросы

Где встретились козы?

Что с ними случилось?

Как поступили козы, чтобы решить сложную задачу?

Всегда ли так поступают люди в слож­ных ситуациях?

Какие примеры из жизни вам извест­ны?
Л.Н.Толстой Волк и коза

Волк видит — коза пасется на камен­ной горе и нельзя ему к ней подобраться; он ей и говорит:

— Пошла бы ты вниз: тут и место поровнее, и трава тебе для корма много сла­ще.

А коза и говорит:

— Не за тем ты, волк, меня вниз зо­вешь, — ты не о моем, а о своем корме хлопочешь.
Вопросы

Куда волк звал козу? Зачем?

Какую хитрость придумал волк?

Коза ее разгадала? Что сказала она вол­ку?
Посидим в тишине

Мама спит, она устала...

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

Я уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой.

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:

— Я тоже двигаться хочу!

Я бы многого хотела:

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать,

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул ко мне.

Ничего, — шепнул он будто, —

Посидим и в тишине!..

Е.Благинина
Вопросы

Почему девочка решила посидеть в ти­шине?

Вы с ней согласны?

А как вы поступаете в таких ситуаци­ях? Расскажите.
Кошкин дом

Был у кошки сын

Приемный —

Не котенок, а щенок,

Очень милый, очень скромный,

Очень ласковый сынок.

Без воды и без мочала

Кошка сына умывала:

Вместо губки, вместо мыла

Языком сыночка мыла.

Быстро лижет язычок

Шею, спинку и бочок.

Кошка-мать —

Животное

Очень чистоплотное.

Но подрос

Сынок приемный,

И теперь он пес

Огромный.

Бедной маме не под силу

Мыть лохматого верзилу.

На громадные бока

Не хватает языка.

Чтобы вымыть шею

Сыну,

Надо влезть

Ему на спину.

— Ох, — вздохнула кошка-мать, — трудно сына Умывать!

Сам плескайся, сам

Купайся,

Сам без мамы

Умывайся.

Сын купается в реке.

Мама дремлет на

Песке.

В.Берестов

Вопросы

Какой сынок был у кошки?

Как кошка его воспитывала?

Почему маме-кошке пришлось отпус­кать сыночка купаться в речку?
Г.Остер Хорошо спрятанная котлета

Щенок принес на чердак котлету, по­ложил ее в уголок и сказал котенку:

— Посмотри, пожалуйста, чтоб никто не утащил мою котлету. Я немножко по­играю во дворе, а потом приду и съем ее.

— Хорошо, — сказал котенок, и щенок убежал.

Щенок играл во дворе и вдруг увидел, что из подъезда выходит котенок Гав.

— Гав, — заволновался щенок, — что же ты оставил мою котлету без присмотра?

— Я ее спрятал, — ответил Гав.

— А вдруг ее кто-нибудь найдет?

— Не волнуйся, — уверенно ответил Гав. — Я ее очень хорошо спрятал. Я ее съел.
Вопросы

Хорошо ли, что Гав спрятал котлету?

Правильно ли он поступил?

Кто виноват в случившемся: щенок или котенок?

А какой выход из этой ситуации пред­ложили бы вы?
Солдат (сказка)

Горел дом. А в доме остался ребеночек. Никто не мог войти в дом. Солдат подо­шел и сказал:

— Я войду. Ему сказали:

— Сгоришь. Солдат сказал:

— Два раза не умирать, а раз не мино­вать.

Вбежал в дом и вынес ребеночка.
Вопросы

Почему солдат решил войти в горящий дом?

Кто, по-вашему, солдат — герой или нет? Почему?
К.Д.Ушинский Не ладно скроен, да крепко сшит

Беленький, гладенький зайчик сказал ежу:

— Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье!

— Правда, — отвечал еж, — но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка: служит ли тебе так же твоя хоро­шенькая шкурка?

Зайчик вместо ответа только вздохнул.
Вопросы

Что не понравилось зайчику?

Зачем колючки ежу?

В чем их польза?

Вежливо ли поступил зайчик?

А вам нравится, как выглядит еж?

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12