3.1. Подчеркникрасным карандашом свои постоянные обязанности дома,
зеленым ту работу, которая выполняется по просьбе родителей, и
желтым — ту, которую ты никогда не делаешь, нужное допиши на свободной строчке.
— Хожу в магазин за хлебом.
— Гуляю с собакой.
— Убираю за кошкой.
— Кормлю животных.
— Убираю клетку птиц.
— Поливаю цветы.
— Подметаю пол.
— Вытираю пыль.
— Выношу мусор.
— Убираю в своем уголке (навожу порядок).
— Застилаю свою кровать.
— Мою посуду.
3.2.
Подчеркни нужный ответ.
Мне трудно себя заставить:
сесть за уроки,
начать уборку,
начать любое дело по дому.
Занятие 2 на тему:«Организованность в труде»Не учись безделью, а учись рукоделью
Цель —
ознакомить детей с правилами организации своего и коллективного труда, позволяющей получить результат и способствующей формированию межличностных и коллективистских отношений.
Занятие можно начать с анализа любого общего трудового дела, оценки его результатов. Например, детям предстоит привести в порядок класс после уроков. Учитель обращается к школьникам, предлагая представить, как они будут действовать.
Обобщая ответы детей, педагог подводит итог, который можно сформулировать так: «Организовал свою деятельность — организуй деятельность других: только вместе можно добиться хорошего результата в коллективном труде». Для этого важно
научиться правильно определять объем работ, уметь равномерно распределять труд между детьми, составлять план работы (планирование). Учитель обсуждает с детьми, как разделить работу. В качестве словесной иллюстрации может быть зачитан рассказ В.Осеевой «Разделите так, как делили работу».
Обсуждая этот рассказ, дети с помощью учителя формулируют следующие правила: распределяя работу, надо учитывать силы и умения детей. Одни дети смогут хорошо подмести пол, другие — полить цветы, третьи — все аккуратно и красиво расставить по местам. Мальчики смогут выполнить более тяжелую работу, а девочки — менее тяжелую, но более тонкую.
После окончания работу нужно оценить. Учитель предлагает всем вместе подумать, все ли
делали свою работу добросовестно; кто отвлекался и работал недостаточно хорошо; кто проявил умение (или неумение) работать; кто слишком много времени затратил на нее и, главное, дружно ли работали, помогали ли друг другу (когда эта помощь действительно была нужна).
Учитель должен заранее написать на доске вразбивку основные операции труда и попросить детей определить нужную последовательность их выполнения.
Затем можно обсудить, кого мы называем коллективистом.
Выслушивая высказывания детей, которые могут быть не всегда правильными, а иногда своеобразными, учитель путем их сопоставления выбирает более подходящие.
Учитель может предложить учащимся продумать и записать «Правила организованной и дружной работы». В качестве примера недружной и безрезультативной работы можно привести ту, что описана в басне И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак».
Дидактические материалы Словарик для учителяОрганизованность в труде —
умение планировать свою работу (труд).Планирование труда — умение правильно определить объем работы и наметить последовательность действий.Трудовые навыки —
отработанные до автоматизма умения в трудовой деятельности.Трудовые умения —
комплекс знаний, который реализовывается в трудовой деятельности.ТЕКСТЫРазделите так, как делили работу (по В.Осеевой)Старый учитель жил один. Ученики и
ученицы его давно выросли, но не забывали своего бывшего учителя. Однажды к нему пришли два мальчика и сказали:
— Наши матери прислали нас помочь вам в хозяйстве.
Учитель попросил мальчиков наполнить водой пустую кадку. Один мальчик взял большое железное ведро, другой — легкое игрушечное ведерко.
Много раз ходили к колодцу мальчики. Один часто останавливался и вытирал пот со лба. Другой бежал легко, вода выплескивалась из его ведерка.
Мальчики наполнили кадку. Учитель поблагодарил их, поставил на стол большой кувшин и стакан с медом — подарки матерям мальчиков.
Никто из мальчиков не протянул руки. Они не могли разделить подарки учителя.
— Разделите так, как делили работу, — сказал учитель.
Вопросы и задания:Как относились к старому учителю его бывшие ученики ? Почему мальчики оказались у старого учителя? Какую работу поручил им учитель? Расскажите, как работали мальчики. Как учитель оценил работу мальчиков? Почему?И.Крылов Лебедь, Щука и Рак(басня)Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И
вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука
тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, —
судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Вопросы:Почему Лебедь, Рак и Щука не могли сдвинуть с места воз ?Что они делали не так ?Можно ли сказать, что кто-то из них виноват ?В чем же их ошибка ?Как они должны были поступить?НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.Не учись безделью, а учись рукоделью.Умение везде найдет применение.ЗАДАНИЯ1. Запиши правила коллективного труда:
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Подумай и расскажи.У тебя команда из пяти человек, надо организовать работу по уборке класса. Как ее распределить?
3. Вспомни и расскажи случай, похожий на тот, что описан в басне «Лебедь, Щука и Рак».
4. Как ты считаешь, что нужно делать, чтобы ученики старались беречь школьное имущество?