Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
|
 Скачать 2.37 Mb. |
1. Подчеркни нужный ответ. Что нужно делать, если твою игрушку взяли и не отдают: • вернуть силой, с помощью драки;
• заплакать;
• обратиться за помощью к взрослым;
• взять и сломать игрушку обидчика;
• объяснить, что так поступать нельзя (брать чужое и не отдавать);
• предложить играть вместе. 2. Составь пословицу (найди и соедини нужные части пословицы): Делу — время, в лесу не найдешь.
Был бы друг, потехе — час.
Дружба не гриб, а время найдется. 3. «Собери» из «рассыпанных слов главное правило детских игр.
Основное
Дружба
Игры
Правило
4. Выбери название для отрывка из стихотворения В.Маяковского или «доскажи словечко» («Хорошо» или «Плохо»).
4.1.
***
Этот вот кричит:
— Не трожь
Тех,
Кто меньше ростом! 4.2.
Если ветер
крыши рвет, если
град загрохотал, — каждый знает —
это вот для прогулок _____________, 4.3.
***
Дождь покапал и прошел.
Солнце в целом свете.
Это- __________________
И большим и детям. 5. С кем бы ты хотел дружить? (Выбери и подчеркни свои ответ.) 1) С самым умным.
2) С самым добрым.
3) С самым сильным.
4) С самым веселым. 6. Подчеркни слова, которые обозначают качества, которые ты хотел бы видеть у своего друга: красным цветом отметь те качества, которые тебе нравятся, а синим — те, которые не нравятся: Мой друг:__________________________________________________________
вежливый
драчун
справедливый
жадный
всем делится
грубый
веселый
злой
Методика может дать представление о том, кого дети считают хорошим другом вообще (или о конкретном товарище). 7. «Чье мнение дороже» — выбери и отметь, как указано в инструкции. Ты совершил благородный поступок.
Чья радость и похвала тебе будет дороже:
— мамы,
— папы,
— сестры, брата,
— друга, учителя, товарищей по классу,
— назови сам,
— другое (впиши)__________________.
Выбери трех людей, чья похвала особенно дорога, и отметь буквами:
А — самая дорогая, Б — тоже дорогая, В — важная, но менее дорогая. Народная мудрость (пословицы и поговорки):
Делу — время, потехе — час.
Плати добром за добрые дела.
Играть играй, да дело знай. Вопросы и задания:
Попробуй объяснить значение этих пословиц и поговорок.
Если следовать им, какие правила в играх надо выполнять? ТЕКСТЫ
К. Д. Ушинский Играющие собаки
Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая дворовая собака Полкан.
К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять; хватал его
зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.
— Погоди-ка, вот она тебе задаст, — сказал Володя, — проучит она тебя.
Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.
— Видишь ли, — сказал Володе отец, — Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сестры, то непременно дело кончится тем, что ты их поколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых. Вопросы:
Почему отец решил, что Полкан добрее Володи?
Как ты объяснишь слова «большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых» ? Л.Пантелеев Карусели
Один раз мы с Машей сидели у меня в комнате и занимались каждый своим делом. Она готовила уроки, а я писал рассказ. И вот я написал две или три странички, устал немножко, потянулся и несколько раз зевнул. И Маша мне сказала:
— Ой, папа, ты же не так делаешь!..
Я, конечно, удивился:
— То есть что я не так делаю? Зеваю не так?
— Нет, зеваешь ты правильно, а вот потягиваешься не так.
— Как это не так?
— Да. Вот именно не так.
И она мне показала. Это, наверное, вы все знаете. Это все школьники и дошколята знают. Во время занятий воспитательница объявляет маленькую передышку, ребята встают и хором читают такие стихи:
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
— Ветер, тише, тише, тише!
Деревцо растет все вы-ы-ше!
И при этом руками показывают, как ветер дует в лицо, как дерево качается и как оно потом растет все выше и выше, до самого неба.
Мне это, по правде сказать, понравилось. И с тех пор всякий раз, когда нам с Машей приходилось работать вместе, мы каждые полчаса проделывали с ней это упражнение — качались, вытягивались и дули себе в лицо. Но потом нам надоело играть в одно и то же. И мы придумали немножко похожую, но другую игру. Попробуйте, может быть, кое-кому из вас тоже понравится.
Станьте лицом к своему соседу. Хлопайте один другого крест-накрест ладонь в ладонь. И громко все вместе читайте:
Карусели, карусели!
Мы с тобою в лодку сели
И по-е-ха-ли!..
А когда поехали, показывайте, как это было, — работайте веслами. А дальше вот так:
Карусели, карусели!
Мы с тобою на лошадь сели
И по-е-ха-ли!.,
Теперь скачите верхом. Гоп! Гоп! Подстегивайте лошадку, только не сильно, не больно. Если не устали — поехали дальше:
Карусели, карусели!
Мы с тобою в машину сели
И по-е-ха-ли!..
Крутите баранку. Здорово несется наша «Волга». Можно даже, пожалуй, бибикнуть:
Би-би-и-и-и! Би-и-и-и!
А карусель наша все крутится и вертится, все шибче. Куда же еще? Ага! Придумали!
Карусели, карусели!
В самолет
С тобой мы сели
И по-е-ха-ли!..
Руки в стороны! Самолет готов. Полетели... Ура-а! Самолет хорошо, а ракета лучше. А ну:
Карусели, карусели!
Мы с тобою в ракету сели
И поехали!.,
Руки над головой. Кончики пальцев соедините вместе. Присели! К запуску приготовиться! 3-з-зиг! Полетели! Только не пробейте потолок, а то и в самом деле в космос улетите.
А если останетесь на земле, тогда можете и на санках покататься, и на самокате, и еще на чем-нибудь... Это уж вы сами придумайте! Вопросы и задания:
Какой игре научила Маша папу?
Можно ли сказать, что это полезная игра? В чем ее польза?
В какую еще игру они играли?
Попробуй поиграть в эти игры со своим другом или братом, сестрой. С. Маршак Игра (отрывок)
Среди пустынного двора
У нас, ребят, идет игра.
Кладем мы кучу черепков,
Осколков кирпича -
И городок у нас готов:
Дома и каланча.
Из гладких, тесаных камней
Мы строим город покрупней,
А из дощечек и коры
Деревни — избы и дворы.
Дремучий лес у нас — бурьян,
Любой бугор — гора.
А есть и море-океан —
Овраг в конце двора...
За этой медленной игрой
Проводим мы весь день.
На свет родился наш герой
В одной из деревень.
Никто не ведает о нем,
Но вот приходит срок —
И мы учить его везем
В кирпичный городок.
Мы не в один заглянем дом,
Бродя по городку,
Пока квартиру со столом
Найдем ученику.
Куда потом его везти,
Еще не знали мы...
Бегут дороги и холмы
Через поля, холмы.
Бегут и вдоль и поперек
Пустынного двора.
А этот двор, как мир, широк,
Пока идет игра! Вопросы:
Во что играют дети ? Почему их игра не имеет границ, широка, как мир ?
Что им помогает в игре ? Дружно ли они играют ? Г. Остер Дети тети Маши (отрывок)
Тети Машины дети жили дружно, между собой никогда не ссорились и других детей не обижали. И все было бы хорошо, если бы детям тети Маши не приходили в голову разные идеи. А они приходили. Это получалось так.
Утром, уходя не работу, тетя Маша просила:
— Дети, не рисуйте, пожалуйста, на полу и не раскрашивайте стены.
Но как только тетя Маша закрывала за собой дверь, дети хором говорили:
— А это идея! — и начинали раскрашивать стены и рисовать на полу.
А ночью тетя Маша не могла заснуть и думала: «Что же они еще придумают, мои дети? Вдруг завтра, когда я уйду на работу, они возьмут и разберут на части цветной телевизор? Кошмар!»
И на следующее утро, уходя на работу, тетя Маша говорила:
— Дети, не разбирайте телевизор на части.
«А это идея!» — думали дети и брались за телевизор.
Про то, что детям тети Маши приходят в головы всякие идеи, знал весь Лавровый переулок. Соседи с ужасом говорили друг другу:
— А вдруг завтра эти дети выкрутят пробки, оставят весь дом без света и начнут бить стекла из рогаток?
— А это идея! — отвечали дети тети Маши, выкручивали пробки и доставали рогатки.
В конце концов все соседи собрались вместе с тетей Машей на общее собрание и спросили сами себя:
— А не кажется ли нам, что мы тети Машиных детей сами на эти идеи наталкиваем?
И сами себе ответили:
— Нет, не кажется. Разве мы похожи на соседей, которые толкают детей? И разве станет тетя Маша своих собственных детей куда-то толкать?
Но потом соседи еще подумали и сказали себе:
— А вдруг мы их нечаянно наталкиваем? Потом соседи подумали снова и сказали друг другу:
— А вдруг завтра дети тети Маши возьмут и ничего не сломают, ничего не испортят и не разобьют, а будут спокойно играть в какую-нибудь мирную игру, например, в кошки-мышки или прятки? А вдруг?
Когда дети тети Маши это услышали, они посмотрели друг на друга и сказали: «А это идея!» Вопросы и задания:
Как и во что играли дети тети Маши?
Почему так получалось?
Что изменилось и почему?
Придумай рассказ про свои игры с друзьями во дворе, не переменах. СЛОВАРИК ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Игры — развлечения.
Детские игры — игры, в которых участвуют дети.
Правила дружной игры — играть, выполняя правила игры и уважая мнения других.
Нет 4 занятия Раздел 3. О трудолюбии Занятие 1 на тему «Труд человека кормит, а лень портит»
Была бы охота — будет ладиться работа.
Не сиди сложа руки — не будет и скуки.
Цель: помочь детям осознать значение труда.
Учитель может предложить детям вспомнить, как они помогают взрослым (помощь родителям, участие в уборке квартиры, уход за своей одеждой, книгами, вещами) и др. Важно помочь детям почувствовать радость от того, что они что-то умеют и делают сами.
В качестве литературной иллюстрации к теме используем известные детям сказки, в которых рассказывается о трудолюбивых и ленивых героях (разные варианты сказки «Морозко» и др.). При анализе сказки учитель обращает внимание детей на трудолюбие и вежливость одной сестры и нежелание трудиться и грубость другой. Так же анализируются и другие произведения, которые будут предложены детьми. (Дать задание детям, чтобы они подумали.)
В беседе с детьми учитель подчеркивает, что отношение к ленивым людям всегда негативное (их не любят), и вместе с детьми ищет и формулирует ответ на вопрос, почему так происходит. Дети приходят к выводу, что ленивый тоже хочет есть, пить, одеваться, но не любит добывать все это своим трудом. Значит, за него работают другие. Учитель предлагает учащимся вспомнить, кто в их семье выполняет работу по дому и какую. Затем педагог выясняет, какие обязанности у детей в семье, как и чем они облегчают домашний труд родителей.
Главный итог урока — помочь детям осознать, что все блага, окружающие нас в школе и дома — результаты труда многих людей. Сохранение их и создание новых благ — забота каждого.
В заключение учитель дает учащимся задание перечислить на листочке свои постоянные обязанности, дела, которые выполняются ими по просьбе родителей, а также назвать нелюбимый и любимый вид работы. В заключение дети читают правила трудолюбивого школьника (см. ниже) и делают рисунки, изображающие разные виды домашнего труда. Помогаю взрослым
• Когда в комнате порядок и чистота, настроение хорошее, работа лучше спорится.
• Ты должен уметь застелить красиво свою кровать и делать это каждое утро.
• Твои книжки и игрушки должны лежать на местах после игр и занятий. Если насорил, собери мусор, подмети пол, вытри пыль.
• Твоя одежда, куртка, обувь должны всегда быть на одном месте.
• Умей постирать майку, носовой платок, свои носки.
• Умей заштопать небольшую дырку, пришить пуговицу, делай это, не дожидаясь напоминаний.
• Если видишь, что твои родители устали, будь к ним особенно внимателен: помоги накрыть на стол; спроси, надо ли что-нибудь сделать по дому. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Словарик для учителя
Труд — вид социальной деятельности, результат которого закреплен в материальных и духовных ценностях.
Трудолюбивый = старательный, работящий, труженик.
Трудолюбие — любовь к труду.
Трудолюбие — нравственное качество, проявляющееся в стремлении к труду, неумении жить без дела.
ТЕКСТЫ Г.Мамлин Сережа ищет карандаш
Сегодня в доме ералаш:
Сережа ищет карандаш.
— Я положил его в буфет,
Кто карандаш мой трогал?
У вас порядка в доме нет! —
Сказал он маме строго.
Вооружился кочергой
Для поисков Сережа.
И для начала он ногой
Котенка пнул в прихожей.
Искал в шкафу, вставал на стул.
Ничком ложился на пол,
Он под диваны заглянул,
Он с полки вазочку смахнул
И стол он поцарапал.
Поднялся в доме ураган.
Упал со шкафа чемодан,
И пронеслись под потолком
Подушки,
Брема толстый том,
Тетрадки и газеты
И прочие предметы.
Вопросы:
Как Сережа искал карандаш?
Кто пострадал от его действий?
Будет ли порядок при таком поведении ? С.Баруздин Хозяин
Наша мама на работе,
На работе старший брат.
— Сколько у тебя заботы, —
Мне соседи говорят.
Я решил за дело взяться.
Если мамы долго нет,
Должен кто-то постараться
Приготовить нам обед.
Пусть она у нас не тужит —
Принесу побольше дров
И обед сварю не хуже
Настоящих поваров.
Наношу воды в кадушку
И посуду перетру.
Вес тетрадки и игрушки
Я на место уберу.
Мама с братом скажут;
«Знаем, Не парнишка — просто клад.
В этом доме есть хозяин,
Хоть и ростом маловат». Вопросы и задания:
Как мальчик решил помочь маме и брату?
Его отношение к домашним делам можно назвать хозяйским ?
Расскажи, как ты помогаешь дома.
Вл. Лифшиц Разговор
Усталая, с работы
Пришла под вечер мать
И видит, что у сына
Не прибрана кровать,
Что стынет чай в стакане,
Что пол не подметен,
Что, лежа на диване,
Читает книжку он...
И мать ему с обидой
Промолвила: «Сынок,
Когда-нибудь ты маме
Хоть чем-нибудь помог?»
А сын ответил хмуро.
Едва взглянув на мать:
— Ты, мама, про Тимура
Мешаешь мне читать!..
Уверен я, ребята,
Что если б жил Гайдар —
Прославленный писатель
И храбрый комиссар, —
То этому парнишке,
Что так встречает мать,
Сказал бы автор книжки
(Вернее, мог сказать):
«В тебе, наверно, совесть
Заснула, паренек!
Прочесть сумел ты повесть,
А вот понять — не смог...» Вопросы:
О нем был разговор мамы с сыном?
Почему мама обиделась на сына ?
Каким «важным» делом был занят сын ?
Кто знает, кто такой Тимур и его команда? Чем они занимались ?
Чего не понял в книжке сын ? Б. Заходер Чья корзина тяжелей
Ходили два приятеля,
Холили по грибы.
Ходили да ходили,
Устали от ходьбы.
В одну ходили сторону
И поровну прошли,
Да только вот не поровну,
Не поровну нашли.
В одной корзинке — белые,
И все как на подбор!
В другой — один-единственный
Трухлявый мухомор.
Сказал второй приятель:
— Ну что ж, не повезло.
Зато мою корзинку
Тащить не тяжело! —
Идут они обратно,
Идут они домой,
Бежит вприпрыжку первый,
За ним ползет второй.
Бежит вприпрыжку первый
С добычею в руке,
Второй едва плетется,
Хоть он и налегке.
Сказал второму первый,
Прощаясь у дверей:
— Пустая-то корзинка,
Выходит, тяжелей!
Вопросы: Почему ребята с таким разным результатом собирали грибы ?
Почему получилось, что пустая корзинка тяжелее полной ? От чего это зависит?
Ты собираешь грибы? Какие у тебя бывают успехи? Народная мудрость
Не сиди сложа руки — не будет и скуки.
Была бы охота — будет ладиться работа. Задания
1. Назови, какого человека мы называем трудолюбивым'} 2. Отметь знаком «+» те качества, которые должны быть у трудолюбивого человека: Умение трудиться.
Хорошее настроение.
Старание.
Умение заставить себя довести начатое дело до конца. 3. Выполни задание и проанализируй полученные результаты: отмечай знаками «+» в таблице в течение недели те качества, которые говорят о трудолюбии, и знаком «-» качества, мешающие стать трудолюбивым.
Числа/качества
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| Старательность
|
|
|
|
|
|
|
| Добросовестность
|
|
|
|
|
|
|
| Дисциплина труда
|
|
|
|
|
|
|
| Умение заставить себя
|
|
|
|
|
|
|
| Самостоятельность
|
|
|
|
|
|
|
| Завистливость
|
|
|
|
|
|
|
| Необязательность
|
|
|
|
|
|
|
| Лень
|
|
|
|
|
|
|
| Желание помочь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|