Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Эффективная организация воспитательного процесса



Скачать 2.37 Mb.
НазваниеЭффективная организация воспитательного процесса
страница11/12
Дата26.02.2016
Размер2.37 Mb.
ТипДокументы
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

1. Подчеркни нужный ответ. Что нужно делать, если твою игрушку взяли и не отдают:
• вернуть силой, с помощью драки;

• заплакать;

обратиться за помощью к взрослым;

• взять и сломать игрушку обидчика;

• объяснить, что так поступать нельзя (брать чужое и не отдавать);

• предложить играть вместе.
2. Составь пословицу (найди и соеди­ни нужные части пословицы):
Делу — время, в лесу не найдешь.

Был бы друг, потехе — час.

Дружба не гриб, а время найдется.
3. «Собери» из «рассыпанных слов главное правило детских игр.

Основное

Дружба

Игры

Правило

4. Выбери название для отрывка из сти­хотворения В.Маяковского или «доскажи словечко» («Хорошо» или «Плохо»).

4.1.

***

Этот вот кричит:

— Не трожь

Тех,

Кто меньше ростом!
4.2.

Если ветер

крыши рвет, если

град загрохотал, — каждый знает —

это вот для прогулок _____________,
4.3.

***

Дождь покапал и прошел.

Солнце в целом свете.

Это- __________________

И большим и детям.
5. С кем бы ты хотел дружить? (Выбери и подчеркни свои ответ.)
1) С самым умным.

2) С самым добрым.

3) С самым сильным.

4) С самым веселым.
6. Подчеркни слова, которые обозна­чают качества, которые ты хотел бы ви­деть у своего друга: красным цветом от­меть те качества, которые тебе нравятся, а синим — те, которые не нравятся:
Мой друг:__________________________________________________________

вежливый

драчун

справедливый

жадный

всем делится

грубый

веселый

злой

Методика может дать представление о том, кого дети считают хорошим другом вообще (или о конкретном товарище).
7. «Чье мнение дороже» — выбери и от­меть, как указано в инструкции.
Ты совершил благородный поступок.

Чья радость и похвала тебе будет до­роже:

— мамы,

— папы,

— сестры, брата,

— друга, учителя, товарищей по классу,

— назови сам,

— другое (впиши)__________________.

Выбери трех людей, чья похвала особен­но дорога, и отметь буквами:

А самая дорогая, Б — тоже дорогая, В — важная, но менее дорогая.
Народная мудрость (пословицы и поговорки):

Делу — время, потехе — час.

Плати добром за добрые дела.

Играть играй, да дело знай.
Вопросы и задания:

Попробуй объяснить значение этих пословиц и поговорок.

Если следовать им, какие правила в иг­рах надо выполнять?
ТЕКСТЫ

К. Д. Ушинский Играющие собаки

Володя стоял у окна и смотрел на ули­цу, где грелась на солнышке большая дво­ровая собака Полкан.

К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять; хватал его

зубами за огромные лапы, за морду и, ка­залось, очень надоедал большой и угрю­мой собаке.

— Погоди-ка, вот она тебе задаст, — сказал Володя, — проучит она тебя.

Но Мопс не переставал играть, а Пол­кан смотрел на него очень благосклонно.

— Видишь ли, — сказал Володе отец, — Полкан добрее тебя. Когда с тобою нач­нут играть твои маленькие братья и сест­ры, то непременно дело кончится тем, что ты их поколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.
Вопросы:

Почему отец решил, что Полкан добрее Володи?

Как ты объяснишь слова «большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых» ?
Л.Пантелеев Карусели

Один раз мы с Машей сидели у меня в комнате и занимались каждый своим делом. Она готовила уроки, а я писал рассказ. И вот я написал две или три странички, устал немножко, потянулся и несколько раз зевнул. И Маша мне сказала:

— Ой, папа, ты же не так делаешь!..

Я, конечно, удивился:

— То есть что я не так делаю? Зеваю не так?

— Нет, зеваешь ты правильно, а вот потягиваешься не так.

— Как это не так?

— Да. Вот именно не так.

И она мне показала. Это, наверное, вы все знаете. Это все школьники и дошколята знают. Во время занятий вос­питательница объявляет маленькую пе­редышку, ребята встают и хором читают такие стихи:

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

— Ветер, тише, тише, тише!

Деревцо растет все вы-ы-ше!

И при этом руками показывают, как ветер дует в лицо, как дерево качается и как оно потом растет все выше и выше, до самого неба.

Мне это, по правде сказать, понрави­лось. И с тех пор всякий раз, когда нам с Машей приходилось работать вместе, мы каждые полчаса проделывали с ней это упражнение — качались, вытягивались и дули себе в лицо. Но потом нам надоело играть в одно и то же. И мы придумали немножко похожую, но другую игру. По­пробуйте, может быть, кое-кому из вас тоже понравится.

Станьте лицом к своему соседу. Хло­пайте один другого крест-накрест ладонь в ладонь. И громко все вместе читайте:

Карусели, карусели!

Мы с тобою в лодку сели

И по-е-ха-ли!..

А когда поехали, показывайте, как это было, — работайте веслами. А дальше вот так:

Карусели, карусели!

Мы с тобою на лошадь сели

И по-е-ха-ли!.,

Теперь скачите верхом. Гоп! Гоп! Под­стегивайте лошадку, только не сильно, не больно. Если не устали — поехали дальше:

Карусели, карусели!

Мы с тобою в машину сели

И по-е-ха-ли!..

Крутите баранку. Здорово несется наша «Волга». Можно даже, пожалуй, бибикнуть:

Би-би-и-и-и! Би-и-и-и!

А карусель наша все крутится и вер­тится, все шибче. Куда же еще? Ага! При­думали!

Карусели, карусели!

В самолет

С тобой мы сели

И по-е-ха-ли!..

Руки в стороны! Самолет готов. Поле­тели... Ура-а! Самолет хорошо, а ракета лучше. А ну:

Карусели, карусели!

Мы с тобою в ракету сели

И поехали!.,

Руки над головой. Кончики пальцев соедините вместе. Присели! К запуску приготовиться! 3-з-зиг! Полетели! Только не пробейте потолок, а то и в самом деле в космос улетите.

А если останетесь на земле, тогда мо­жете и на санках покататься, и на самокате, и еще на чем-нибудь... Это уж вы сами придумайте!
Вопросы и задания:

Какой игре научила Маша папу?

Можно ли сказать, что это полезная игра? В чем ее польза?

В какую еще игру они играли?

Попробуй поиграть в эти игры со своим дру­гом или братом, сестрой.
С. Маршак Игра (отрывок)

Среди пустынного двора

У нас, ребят, идет игра.

Кладем мы кучу черепков,

Осколков кирпича -

И городок у нас готов:

Дома и каланча.

Из гладких, тесаных камней

Мы строим город покрупней,

А из дощечек и коры

Деревни — избы и дворы.

Дремучий лес у нас — бурьян,

Любой бугор — гора.

А есть и море-океан —

Овраг в конце двора...

За этой медленной игрой

Проводим мы весь день.

На свет родился наш герой

В одной из деревень.

Никто не ведает о нем,

Но вот приходит срок —

И мы учить его везем

В кирпичный городок.

Мы не в один заглянем дом,

Бродя по городку,

Пока квартиру со столом

Найдем ученику.

Куда потом его везти,

Еще не знали мы...

Бегут дороги и холмы

Через поля, холмы.

Бегут и вдоль и поперек

Пустынного двора.

А этот двор, как мир, широк,

Пока идет игра!
Вопросы:

Во что играют дети ? Почему их игра не имеет границ, широка, как мир ?

Что им помогает в игре ? Дружно ли они играют ?
Г. Остер Дети тети Маши (отрывок)

Тети Машины дети жили дружно, меж­ду собой никогда не ссорились и других детей не обижали. И все было бы хоро­шо, если бы детям тети Маши не прихо­дили в голову разные идеи. А они прихо­дили. Это получалось так.

Утром, уходя не работу, тетя Маша про­сила:

— Дети, не рисуйте, пожалуйста, на полу и не раскрашивайте стены.

Но как только тетя Маша закрывала за собой дверь, дети хором говорили:

— А это идея! — и начинали раскраши­вать стены и рисовать на полу.

А ночью тетя Маша не могла заснуть и думала: «Что же они еще придумают, мои дети? Вдруг завтра, когда я уйду на рабо­ту, они возьмут и разберут на части цвет­ной телевизор? Кошмар!»

И на следующее утро, уходя на работу, тетя Маша говорила:

— Дети, не разбирайте телевизор на части.

«А это идея!» — думали дети и брались за телевизор.

Про то, что детям тети Маши прихо­дят в головы всякие идеи, знал весь Лав­ровый переулок. Соседи с ужасом говори­ли друг другу:

— А вдруг завтра эти дети выкрутят пробки, оставят весь дом без света и нач­нут бить стекла из рогаток?

— А это идея! — отвечали дети тети Маши, выкручивали пробки и доставали рогатки.

В конце концов все соседи собрались вместе с тетей Машей на общее собрание и спросили сами себя:

— А не кажется ли нам, что мы тети Машиных детей сами на эти идеи натал­киваем?

И сами себе ответили:

— Нет, не кажется. Разве мы похожи на соседей, которые толкают детей? И разве станет тетя Маша своих собственных де­тей куда-то толкать?

Но потом соседи еще подумали и ска­зали себе:

— А вдруг мы их нечаянно наталкиваем? Потом соседи подумали снова и сказа­ли друг другу:

— А вдруг завтра дети тети Маши возьмут и ничего не сломают, ничего не испортят и не разобьют, а будут спокойно играть в какую-нибудь мирную игру, на­пример, в кошки-мышки или прятки? А вдруг?

Когда дети тети Маши это услышали, они посмотрели друг на друга и сказали: «А это идея!»
Вопросы и задания:

Как и во что играли дети тети Маши?

Почему так получалось?

Что изменилось и почему?

Придумай рассказ про свои игры с друзьями во дворе, не переменах.
СЛОВАРИК ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Игры — развлечения.

Детские игры — игры, в которых уча­ствуют дети.

Правила дружной игры — играть, выпол­няя правила игры и уважая мнения других.

Нет 4 занятия
Раздел 3. О трудолюбии
Занятие 1 на тему «Труд человека кормит, а лень портит»

Была бы охота — будет ладиться работа.

Не сиди сложа руки — не будет и скуки.

Цель: помочь детям осознать значение труда.

Учитель может предложить детям вспомнить, как они помогают взрослым (помощь родителям, участие в уборке квартиры, уход за своей одеждой, книга­ми, вещами) и др. Важно помочь детям почувствовать радость от того, что они что-то умеют и делают сами.

В качестве литературной иллюстрации к теме используем известные детям сказки, в которых рассказывается о трудолюбивых и ленивых героях (разные варианты сказ­ки «Морозко» и др.). При анализе сказки учитель обращает внимание детей на тру­долюбие и вежливость одной сестры и не­желание трудиться и грубость другой. Так же анализируются и другие произведения, которые будут предложены детьми. (Дать задание детям, чтобы они подумали.)

В беседе с детьми учитель подчерки­вает, что отношение к ленивым людям всегда негативное (их не любят), и вмес­те с детьми ищет и формулирует ответ на вопрос, почему так происходит. Дети приходят к выводу, что ленивый тоже хочет есть, пить, одеваться, но не любит добывать все это своим трудом. Значит, за него работают другие. Учитель пред­лагает учащимся вспомнить, кто в их се­мье выполняет работу по дому и какую. Затем педагог выясняет, какие обязанно­сти у детей в семье, как и чем они облег­чают домашний труд родителей.

Главный итог урока — помочь детям осознать, что все блага, окружающие нас в школе и дома — результаты труда мно­гих людей. Сохранение их и создание но­вых благ — забота каждого.

В заключение учитель дает учащимся задание перечислить на листочке свои по­стоянные обязанности, дела, которые вы­полняются ими по просьбе родителей, а также назвать нелюбимый и любимый вид работы. В заключение дети читают прави­ла трудолюбивого школьника (см. ниже) и делают рисунки, изображающие разные виды домашнего труда.
Помогаю взрослым

• Когда в комнате порядок и чистота, настроение хорошее, работа лучше спо­рится.

• Ты должен уметь застелить красиво свою кровать и делать это каждое утро.

• Твои книжки и игрушки должны ле­жать на местах после игр и занятий. Если насорил, собери мусор, подмети пол, выт­ри пыль.

• Твоя одежда, куртка, обувь должны всегда быть на одном месте.

• Умей постирать майку, носовой пла­ток, свои носки.

• Умей заштопать небольшую дырку, пришить пуговицу, делай это, не дожида­ясь напоминаний.

• Если видишь, что твои родители ус­тали, будь к ним особенно внимателен: помоги накрыть на стол; спроси, надо ли что-нибудь сделать по дому.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Словарик для учителя

Труд — вид социальной деятельности, результат которого закреплен в матери­альных и духовных ценностях.

Трудолюбивый = старательный, работя­щий, труженик.

Трудолюбие — любовь к труду.

Трудолюбиенравственное качество, проявляющееся в стремлении к труду, не­умении жить без дела.

ТЕКСТЫ
Г.Мамлин Сережа ищет карандаш

Сегодня в доме ералаш:

Сережа ищет карандаш.

— Я положил его в буфет,

Кто карандаш мой трогал?

У вас порядка в доме нет! —

Сказал он маме строго.

Вооружился кочергой

Для поисков Сережа.

И для начала он ногой

Котенка пнул в прихожей.

Искал в шкафу, вставал на стул.

Ничком ложился на пол,

Он под диваны заглянул,

Он с полки вазочку смахнул

И стол он поцарапал.

Поднялся в доме ураган.

Упал со шкафа чемодан,

И пронеслись под потолком

Подушки,

Брема толстый том,

Тетрадки и газеты

И прочие предметы.

Вопросы:

Как Сережа искал карандаш?

Кто по­страдал от его действий?

Будет ли поря­док при таком поведении ?
С.Баруздин Хозяин

Наша мама на работе,

На работе старший брат.

— Сколько у тебя заботы, —

Мне соседи говорят.

Я решил за дело взяться.

Если мамы долго нет,

Должен кто-то постараться

Приготовить нам обед.

Пусть она у нас не тужит —

Принесу побольше дров

И обед сварю не хуже

Настоящих поваров.

Наношу воды в кадушку

И посуду перетру.

Вес тетрадки и игрушки

Я на место уберу.

Мама с братом скажут;

«Знаем, Не парнишка — просто клад.

В этом доме есть хозяин,

Хоть и ростом маловат».
Вопросы и задания:

Как мальчик решил помочь маме и бра­ту?

Его отношение к домашним делам можно назвать хозяйским ?

Расскажи, как ты помогаешь дома.

Вл. Лифшиц Разговор

Усталая, с работы

Пришла под вечер мать

И видит, что у сына

Не прибрана кровать,

Что стынет чай в стакане,

Что пол не подметен,

Что, лежа на диване,

Читает книжку он...

И мать ему с обидой

Промолвила: «Сынок,

Когда-нибудь ты маме

Хоть чем-нибудь помог?»

А сын ответил хмуро.

Едва взглянув на мать:

— Ты, мама, про Тимура

Мешаешь мне читать!..

Уверен я, ребята,

Что если б жил Гайдар —

Прославленный писатель

И храбрый комиссар, —

То этому парнишке,

Что так встречает мать,

Сказал бы автор книжки

(Вернее, мог сказать):

«В тебе, наверно, совесть

Заснула, паренек!

Прочесть сумел ты повесть,

А вот понять — не смог...»
Вопросы:

О нем был разговор мамы с сыном?

По­чему мама обиделась на сына ?

Каким «важ­ным» делом был занят сын ?

Кто знает, кто такой Тимур и его команда? Чем они зани­мались ?

Чего не понял в книжке сын ?
Б. Заходер Чья корзина тяжелей

Ходили два приятеля,

Холили по грибы.

Ходили да ходили,

Устали от ходьбы.

В одну ходили сторону

И поровну прошли,

Да только вот не поровну,

Не поровну нашли.

В одной корзинке — белые,

И все как на подбор!

В другой — один-единственный

Трухлявый мухомор.

Сказал второй приятель:

— Ну что ж, не повезло.

Зато мою корзинку

Тащить не тяжело! —

Идут они обратно,

Идут они домой,

Бежит вприпрыжку первый,

За ним ползет второй.

Бежит вприпрыжку первый

С добычею в руке,

Второй едва плетется,

Хоть он и налегке.

Сказал второму первый,

Прощаясь у дверей:

— Пустая-то корзинка,

Выходит, тяжелей!

Вопросы:
Почему ребята с таким разным резуль­татом собирали грибы ?

Почему получилось, что пустая корзинка тяжелее полной ? От чего это зависит?

Ты собираешь грибы? Какие у тебя бы­вают успехи?
Народная мудрость

Не сиди сложа руки — не будет и скуки.

Была бы охота — будет ладиться работа.
Задания

1. Назови, какого человека мы называ­ем трудолюбивым'}
2. Отметь знаком «+» те качества, ко­торые должны быть у трудолюбивого че­ловека:
Умение трудиться.

Хорошее настроение.

Старание.

Умение заставить себя довести начатое дело до конца.
3. Выполни задание и проанализируй полученные результаты: отмечай знаками «+» в таблице в течение недели те каче­ства, которые говорят о трудолюбии, и знаком «-» качества, мешающие стать трудолюбивым.


Числа/качества

1

2

3

4

5

6

7

Старательность





















Добросовестность





















Дисциплина труда






















Умение заставить себя






















Самостоятельность





















Завистливость






















Необязательность






















Лень






















Желание помочь






















1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12