Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Эффективная организация воспитательного процесса


Скачать 2.37 Mb.
НазваниеЭффективная организация воспитательного процесса
страница10/12
Дата26.02.2016
Размер2.37 Mb.
ТипДокументы
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12
Раздел 1. Школьный этикет

Занятие 1 на тему «Взаимопомощь: как ее организовать»

Помощь — кстати
Цель: раскрыть конкретный смысл по­нятия «взаимопомощь в обучении», обра­щаясь к повседневной жизни коллектива класса, к примерам помощи детей друг другу в школе.

Помощь друг другу может быть чисто практической: поделиться цветными ка­рандашами на уроке рисования; цветной бумагой — на уроке труда; помочь донес­ти тяжелую вещь; поделиться завтраком с товарищем, который в трудный для него день забыл взять еду из дома, и пр. Учи­тель предлагает детям вспомнить случаи из их опыта, когда им помогли товарищи, соседи, прохожие.

Суть взаимопомощи в коллективе и в том, что каждый готов оказать товарищу помощь и ожидает помощи, поддержки от других. В этой связи детям можно пред­ложить вспомнить литературные произве­дения на тему взаимопомощи (сказки «Гуси-лебеди», Ю.Олеша «Три толстяка», Г.Х.Андерсен «Снежная королева» и др.).

Взаимопомощь может выражаться в виде моральной поддержки. Например, девочку (мальчика) в очках обозвали «оч­кариком». Ребенок переживает. Дети вме­сте выражают неодобрение обидчику, тре­буют, чтобы он извинился и больше не обижал своего товарища. Если за обижен­ных никто не заступается, как это можно объяснить? Почему так происходит? Итог подводит учитель после высказываний детей. Причины неоказания помощи оби­жаемому разные. Одни ученики равно­душны, им нет дела до своего товарища; другие трусят, боятся, что получат отпор. Третьи злорадствуют, хотя сами и не драз­нятся. А есть и такие, которые просто пас­сивны, считают, что кто-то более автори­тетный, влиятельный должен навести по­рядок, решить вопрос по справедливости (например учитель).

Затем учитель вместе с детьми состав­ляет правило, суть которого можно вы­разить следующими словами: «Мы все отвечаем за то, что кому-то плохо в кол­лективе (классе), по отношению к нему совершается несправедливость, что силь­ный обижает слабого и т.п. Все вместе мы можем остановить обидчика (обидчи­ков), осудить их.

Как мы можем остановить обидчика? Из предложений детей выбираются наи­более приемлемые. Если в классе есть подобные обидчики, учитель предлагает прослушать две басни И. А. Крылова: «Кот и Повар» и «Зеркало и Обезьяна». Затем дети переносят мораль этих басен на об­суждаемую проблему.

Учитель обращает внимание детей на необходимость различать помощь в учебе и подсказку. Кто-то получил плохую от­метку, так как отстал в учебе из-за болез­ни — товарищи предлагают свою помощь.

Можно с детьми обсудить и такие слу­чаи. Ученик Петя поделился с товарищем, а тот в подобной ситуации не захотел ему оказать помощь. В следующий раз Петя тоже отказывает в помощи. Что вы може­те сказать об этом случае? Как надо по­ступить? Мнения детей обобщает учитель.

На тему занятия педагог предлагает сочинить, придумав название, небольшой рассказ или сказку. Предварительно с детьми проговариваются возможные ва­рианты содержания.

Детям можно предложить разыграть небольшие сценки, используя игрушеч­ные персонажи (зверей, кукол). Сценарии дети сочиняют или сами, или вместе с учителем, или берут из книг, кинофиль­мов. В этой связи учитель напоминает детям о необходимости использования «вежливых слов», тех, что нам помогают в общении, повседневной жизни.

Далее учитель говорит о значении вза­имопомощи при выполнении общего дела.

Разговор об этом можно начать с чте­ния басни И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак».

По окончании чтения учитель органи­зует обсуждение басни примерно по таким вопросам: Как вы думаете, зачем герои решили везти воз с поклажей?

Была ли у них общая цель?

Почему они взялись вез­ти воз втроем?

Как будет правильнее ска­зать: они работали вместе или рядом?

Уда­лось ли им выполнить задуманное? Поче­му?

Что им нужно было бы сделать, что­бы сдвинуть воз?

Цель данной беседы — подвести школь­ников к пониманию того, что общее дело возникает тогда, когда каждый его участ­ник помогает другим, когда все — едино­мышленники и признают, что только при условии взаимопомощи можно прийти к достижению общей цели.

Вторую часть урока целесообразно по­святить проблеме чуткости. Проводится в форме беседы,

Как вы понимаете такое высказывание: «Друг тот, кто сам догадывается о том, что ты нуждаешься в помощи»? Бывали ли у вас такие случаи, когда друзья или подру­ги приходили на помощь даже тогда, ког­да вы их об этом не просили? Случалось ли вам самим оказывать помощь или предлагать ее другим, даже если вас об этом не просили? Как узнать, что чело­век нуждается в помощи? Всегда ли мож­но попросить о помощи другого челове­ка? Да, нет? Почему?

В заключение дети называют те каче­ства, которыми обладает человек, готовый всегда помочь другому, вспоминают сво­их любимых героев, обладающих этими качествами. Если дети затрудняются в назывании качеств, учитель может, напи­сать их перечень на доске: добрый, забот­ливый, отзывчивый, тактичный и т.п.

Дидактические материалы

Задания

1. Подчеркни правильный вариант предложения:
Взаимопомощь — это проявление за­боты о другом человеке.

Взаимопомощь — это когда заботятся только обо мне.
2. Закончи предложение: Взаимопомощь — это когда не только

ты готов ___________________________________________________________________ ,

но и_________________________________________________________________________.
3. Подумай, о ком ты заботишься, в чем это проявляется. Перечисли.
4. Трудно ли быть заботливым (подчер­кни)? Да Нет
5. Прочитай стихотворение и запиши, какое правило из него можно вывести.
Труд делили поровну

Мальчики и девочки:

Шкаф тащили в сторону

Девочки и девочки.

А два парня-крепыша

Стол тащили не спеша.

А.Барто

6. Подумай и ответь, правильно ли по­нимать взаимопомощь как «я тебе помо­гу, если ты мне тоже поможешь»?
7. Объясни содержание следующих пра­вил:

Каждый участвует в общей работе. Каждый делает работу по своим силам и умениям.
8.1. Прочитай начало рассказа.

Ты идешь с другом по улице. Вы види­те, как у малыша мальчик постарше от­нимает игрушку.

Продолжи рассказ, отвечая на сле­дующие вопросы:

Почему так поступает старший?

Что вы с другом сделаете при виде этой сцены?

Как отнесутся к ваше­му вмешательству ссорящиеся дети?
8.2. Выбери и подчеркни наиболее точ­ное слово, каким ты хотел бы назвать свой поступок и поступок твоего друга:

Смелый

Благородный

Справедливый
9. Прочитай и ответь на вопросы.

Третьеклассник Миша не может попасть домой —- заело замок. Он стоит и плачет.

Мимо идет, опираясь на палку, старичок с 8-го этажа. Он спрашивает у Миши, в чем дело. И тут же предлагает свою помощь, помогает Мише открыть дверь.

Что Миша должен сказать этому старинку?

Вскоре Миша увидел того же старич­ка, который нес в обеих руках по сумке, опираясь на палку.

Как должен бы поступить Миша? Почему? А если бы это был другой стари­чок, незнакомый?
10. Представь, что у тебя есть волшеб­ная лампа или друг — старик Хоттабыч. Тебе дана возможность сделать для всего класса доброе дело: превратить классную комнату в такую, какую пожелаешь.

Нарисуй, какой ты хотел бы видеть свою классную комнату.

Подумай, как сохранить все это. Что для этого надо делать?
11. Подчеркни нужный ответ.

Что нужно сделать, если твою игрушку взяли и не отдают:

1) вернуть силой, дракой;

2) заплакать;

3) обратиться к взрослым за помощью;

4) взять игрушку обидчика и сломать ее;

5) объяснить, что так нельзя поступать (брать и не отдавать чужую вещь);

6) предложить играть вместе.
Народная мудрость (пословицы и поговорки)

Помощь — кстати.

После дела за советом не ходят.

На великое дело - великая помощь.

Слушайся добрых людей — на путь наведут.

Не послушался нас, так плачься на себя.
Вопросы и задания:

Попробуй объяснить значение этих слов. Чему они учат ?
ТЕКСТЫ

Н.Носов Витя Малеев в школе и дома (отрывок)

Витя наш подсказку любит,

Витя в дружбе с ней живет,

Но подсказка Витю губит

И до двойки доведет.
Вопросы:

Помогает ли Вите учиться подсказка одноклассников?

Можно подсказку назвать добрым делом, помощью ?

Что может помочь Вите?

А бывало так, что и вы кому-нибудь подсказывали на уроке?

Зачем вы это делали?

И.Крылов Лебедь, Щука и Рак (басня)

Когда в товарищах согласья нет.

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вой, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалось и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

Да только воз и ныне там.

Вопросы:

Почему герои басни взялись втроем тя­нуть воз?

Что из этого получилось? Почему?

Что им можно посоветовать?
С.Михалков Толстый Жук

На пустой лесной тропинке

Толстый Жук лежал на спинке.

Кверху ножки он держал

И беспомощно жужжал.

Рядом, выйдя на тропинку,

Муравей тащил былинку.

Он взглянул издалека

На жужжащего Жука.

Мимо Бабочка летела —

На Жука не поглядела.

Дождевой большой червяк

Не помог жуку никак.

Не хотела Гусеница

По пути остановиться.

Все спешили кто куда,

Нет им дела — с кем беда!

Только вдруг,

Над тропинкой, сделав круг,

Приземлился майский Жук.
Вопросы:

Что случилось на лесной тропинке с тол­стым, неповоротливым Жуком?

Почему ему долго никто не оказывал по­мощи?

Кто же ему все-таки помог? Почему?
О.Высотская Ёжик
Сережа был очень нелюдим.

Ох, как бы подружиться с ним?

А может быть, напрасный труд?

Его не зря Ежом зовут.

Девчонки просят: — Ёжик,

Дай перочинный ножик!

А Коля крикнет, всех смеша:

Не уколитесь об Ежа!

Но Ёж как будто глух и нем —

Сидит, не говорит ни с кем.

Сережа, взять в кино билет? —

А он сердито буркнет: —

Нет. А на коньках пойдешь кататься?

Нет, мама будет волноваться.

И вот уже под Новый год

Узнали об Еже,

Что Ёжик с матерью живет

В подвальном этаже,

Что нет отца, а мать больна.

Давно уж не встает она.

И Ёжик холит за обедом

И топит печь вдвоем с соседом.

Он должен в комнате прибрать,

А иногда и постирать.

Конечно, трудно одному Приходится Сереже,

Решил Алеша: «Мы ему

Всей звездочкой поможем!»

Друзья стучатся у дверей.

Открой, Сережа, поскорей!

Мы в нашем переулке

Тебе купили булки.

И сахар взяли заодно!

А здесь, в пакетике, — пшено!

Давай готовить ужин! —

Сережа был сконфужен.

Уж не казался он Ежом,

Он стал совсем не колкий.

Скорей за чайником пошел,

Достал посуду с полки.

Теперь хотел бы он дружить,

Пожалуй, с целым светом!..

Когда кому-то трудно жить,

Должны мы знать об этом.
Вопросы:

Как вы понимаете слово «нелюдимый» ?

Почему ребята звали Сережу Ёжиком?

Какие отношения были у Середки с од­ноклассниками ?

Почему Сережа никуда не ходил с друзь­ями?

Много ли знали одноклассники о жизни Сережи?

Как изменилось отношение к нему ребят, когда они узнали о Сережиных проблемах?

Хорошо ли иметь друзей и почему?
Аварская сказка

Жила мать, растила сыновей. Повзрос­лев, отправились они в мир. И каждому она дала совет, как верного друга выбрать. Одному сказала: нарочно отстань в пути, а спутнику крикни: подпруга, мол, у коня ослабла, поезжай, догоню. Уедет, не пред­ложит помощь — не товарищ он тебе. Другому сказала: проголодаешься, доста­нешь лепешку, протянешь спутнику, что­бы делил. Возьмет себе он большую часть лепешки, а меньшую отдаст — жаден, не иди с ним.
Вопросы:

Как ты думаешь, почему такие советы давала мать сыновьям ?

Как в описанных случаях должны посту­пать настоящие товарищи?

Спроси себя сам, как бы ты поступил в первом и во втором случае ?
СЛОВАРИК ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Взаимопомощь это характеристика сообщества, которая выражается в умении его членов видеть проблемную ситуацию и желании помогать окружающим не толь­ко словом, но и делом.

Взаимопомощь в учебе выражается в желании помочь друг другу лучше учиться: объяснить еще раз новый материал, пока­зать, как сделать ту или другую работу.
Занятие 2 на тему «Береги школьное имущество»

Береженая вещь два века живет
Цель: уточнить характер отношения де­тей к предметам, созданным трудом чело­века, поддержать социально одобряемые представления детей о них.

Урок можно начать с обсуждения сле­дующих вопросов:

• Почему необходимо беречь книги, вещи, школьное имущество?

• Какие книги у вас есть, что они для вас значат?

• Как ты относишься к своим личным вещам: одежде, игрушкам, инструментам?

• Почему и как надо беречь школьное имущество?

Обобщить ответы учащихся учитель мо­жет, задав следующий вопрос: «Как связаны между собой школа, учение, книга?» (Дети отвечают, а учитель делает обобщения.)

В школе учителя учат детей читать, пи­сать, считать, думать, приобщают учащих­ся к достижениям науки, искусства. Учи­тель и книга помогают узнать законы жиз-ни общества и природы, именно в школе продолжаются и развиваются нравствен­ные традиции. По тому, как человек отно­сится к своей школе, судят о его нравствен­ной культуре, его духовном мире.

Так учитель помогает детям задумать­ся над вопросом «Что значит в их жизни школа?» и прийти к выводу, зачем они приходят в школу каждый день (кроме выходных) в течение одиннадцати лет.

Здесь дети трудятся, получают знания, что поможет в дальнейшем получить любую профессию. Здесь у ребят друзья, товари­щи, которых они будут всегда помнить, а с некоторыми и дружить всю жизнь.

Школа — это не только учителя и то­варищи; это классы, уютные и чистые; это широкие коридоры, украшенные карти­нами и цветами, это двор, где есть игро­вые и спортивные площадки, где посаже­ны деревья, клумбы с цветами и т.д.

Есть ли у нас все это? В наших ли си­лах что-то изменить к лучшему в школе?

Прежде всего, необходимо беречь то, что уже есть в школе. Первого сентября школа выглядит нарядной, чистой, здесь все приготовлено для учения. Изменяется ли вид школы, учебников, книг спустя не­которое время? (Дети делятся своими на­блюдениями, отмечая как положительное, так и отрицательное в отношении школь­ников к тому, что их окружает.) Учитель ставит перед детьми вопрос, какие качества человека являются причиной варварского обращения со своими школьным имуще­ством, со школьными принадлежностями (неаккуратность, небрежность, бездум­ность, иногда желание любым способом привлечь к себе внимание). Какие поло­жительные качества надо в себе вырабаты­вать, чтобы преодолеть нежелательные?

Целесообразно использовать книгу Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома» для иллюстрации безалаберного отноше­ния к своему и школьному имуществу.

Правила в картинках с их словесной формулировкой составляются из детских рисунков после их обсуждения и выбора наиболее удачных.
Дидактические материалы

Задания

1. Предложи, как исправить ситуацию (подчеркни нужный вариант или запи­ши свой).

Ты пришел в класс, сел за парту, по­смотрел по сторонам и увидел, что на сте­не написаны имена нескольких ребят, а еще один твой одноклассник рядом с надписью старательно выводит свое имя.

• Заставить мальчика стереть надпись.

• Написать рядом и свое имя.
2. Закончи предложения:

Бережное отношение к вещам — это ______________________________________

_____________________________________________________________________

Бережливый человек — это такой че­ловек, который ________________________________

_____________________________________________________________________________
3. Подчеркни нужный ответ или допи­ши его.
Ты стал на один час волшебником и оказался в школьной библиотеке. Что ты сделаешь?

• Буду читать самую интересную книгу.

• «Вылечу» все больные книги.

• Поищу журнал с комиксами.

Допиши дела, которые ты считаешь нужными сделать.

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
4. Придумай сказку о том, как ты со своими одноклассниками пришел в биб­лиотеку помочь «лечить» книги.

Как вы это делали?

Как книги благодарили вас?
5. Назови окружающие тебя в школе веши, сделанные благодаря разуму умелы­ми руками человека.
6. Перечисли профессии людей, кото­рые нужны, чтобы эти вещи сделать.
7. Ответь на вопрос: чем бережливость отличается от жадности?
8. Сочини сказку о жадности, придумай ей название, запиши ее, закончив прави­лом (выводом).
9. Придумай небольшой рассказ, в ко­тором показано, к каким печальным по­следствиям может привести неаккурат­ность человека по отношению к вещам, книгам.

Если сможешь, сделай иллюстрацию.
10. Прочитай стихотворение и назови основное правило, в нем заключенное.
Сами вещи не растут.

Вещи сделать — нужен труд.

Карандаш, тетрадь, перо,

Парты, доски, стол, окно,

Книжку, сумку — береги;

Не ломай, не мни, не рви.
Народная мудрость

(пословицы и поговорки)

Горька работа, да сладок хлеб.

Не потрудиться, так и хлеба не добиться.

Что посеешь, то и пожнешь.

Без дела жить — только небо коптить.

Без охоты нет работы.
Вопросы и задания:

Попробуй объяснить значение каждой из этих пословиц.

Какие из них указывают на причину порчи школьного имущества?
ТЕКСТЫ

Обиженная парта (басня)

Из Парты капнула слеза —

Смолистая, густая...

Тут к Парте Глобус проявил участье:

— О чем ты плачешь, дорогая?

А ну-ка, вытри поскорей глаза

Да расскажи мне про свое несчастье...

И Парта скрипнула в ответ:

— Не мил мне белый свет!

Боюсь, к весне пойду на слом,

На большее не хватит сил.

Две буквы Витя изучил

И обе вырезал на мне ножом.

Ведь он меня изрежет в гол,

Пока весь алфавит пройдет...

Мораль из басни вы,

Подумав, сами выводите!

Она относится, увы,

Не к одному лишь Вите.
Вопросы:

Почему Парта заплакала?

Кто ее обидел и как?

Поступаете ли вы так со своими партами или столами в школе, дома ?

Как назвать человека, который подоб­ным образом обращается с вещами?
СЛОВАРИК УЧИТЕЛЯ

Бережливость антоним понятия «ра­сточительность», стремление к сохранению полезных вещей, созданных трудом людей.

Бережливость — приобретенное соци­ально ценное качество человека.

Беречь школьное имущество ~ аккурат­но пользоваться им, сохранять его.
Занятие 3 на тему «В какие игры и как мы играем?»

Делу — время, потехе — час
Цель: показать детям, что, играть мож­но не ссорясь и учась дружить.

Вопрос учителя, в какие игры дети любят играть, позволяет выяснить игры, предпочитаемые детьми. Ответы (назва­ния игр) записываются на доске. В не­которые игры можно поиграть на уроке. Их правила дети разъясняют.

Далее следует обсудить с детьми при­чины, по которым возникают ссоры в иг­рах, а затем способы их преодоления.

Детям предлагается рассказать о том, как они играют, почему ссорятся, удалось ли уладить ссору и каким образом, что делают, если игра прервалась. Это может быть рассказ о реальном событии или придуманная ситуация.

Детям можно дать задание сделать ри­сунок о любимой игре и подписать его.

Затем учитель из записанных на дос­ке игр предлагает детям выбрать те игры, в которые можно играть на переменах, соблюдая правила поведения, принятые в школе.

Учитель может попытаться выяснить, кто чаще всего становится организатором игр и почему. Желающим можно предло­жить организовать любую игру (с учетом условий урока).

Учитель может обсудить с детьми, ка­кие чувства они испытывают в игре (ра­дость, огорчение и т.д.) и что их вызыва­ет: неумение распределить роли, ссора из-за места проведения, доставшейся роли, участия или неучастия, выполне­ния или не выполнения правил и т.д. Выясняется, вежливы ли ребята по отно­шению друг к другу, часто ли грубость бывает причиной прекращения игры. Как итог беседы вместе формулируются правила дружной игры.
Правила дружной игры

Выучи правила игры.

Не нарушай принятых правил, их долж­ны выполнять все.

Помогай товарищам в игре.

Не ссорься по пустякам, умей принять помощь, замечания.

Умей проигрывать.
Дидактические материалы

Задания
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12