Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
|
 Скачать 2.37 Mb. |
Раздел 1. Школьный этикет
Занятие 1 на тему «Взаимопомощь: как ее организовать»
Помощь — кстати Цель: раскрыть конкретный смысл понятия «взаимопомощь в обучении», обращаясь к повседневной жизни коллектива класса, к примерам помощи детей друг другу в школе.
Помощь друг другу может быть чисто практической: поделиться цветными карандашами на уроке рисования; цветной бумагой — на уроке труда; помочь донести тяжелую вещь; поделиться завтраком с товарищем, который в трудный для него день забыл взять еду из дома, и пр. Учитель предлагает детям вспомнить случаи из их опыта, когда им помогли товарищи, соседи, прохожие.
Суть взаимопомощи в коллективе и в том, что каждый готов оказать товарищу помощь и ожидает помощи, поддержки от других. В этой связи детям можно предложить вспомнить литературные произведения на тему взаимопомощи (сказки «Гуси-лебеди», Ю.Олеша «Три толстяка», Г.Х.Андерсен «Снежная королева» и др.).
Взаимопомощь может выражаться в виде моральной поддержки. Например, девочку (мальчика) в очках обозвали «очкариком». Ребенок переживает. Дети вместе выражают неодобрение обидчику, требуют, чтобы он извинился и больше не обижал своего товарища. Если за обиженных никто не заступается, как это можно объяснить? Почему так происходит? Итог подводит учитель после высказываний детей. Причины неоказания помощи обижаемому разные. Одни ученики равнодушны, им нет дела до своего товарища; другие трусят, боятся, что получат отпор. Третьи злорадствуют, хотя сами и не дразнятся. А есть и такие, которые просто пассивны, считают, что кто-то более авторитетный, влиятельный должен навести порядок, решить вопрос по справедливости (например учитель).
Затем учитель вместе с детьми составляет правило, суть которого можно выразить следующими словами: «Мы все отвечаем за то, что кому-то плохо в коллективе (классе), по отношению к нему совершается несправедливость, что сильный обижает слабого и т.п. Все вместе мы можем остановить обидчика (обидчиков), осудить их.
Как мы можем остановить обидчика? Из предложений детей выбираются наиболее приемлемые. Если в классе есть подобные обидчики, учитель предлагает прослушать две басни И. А. Крылова: «Кот и Повар» и «Зеркало и Обезьяна». Затем дети переносят мораль этих басен на обсуждаемую проблему.
Учитель обращает внимание детей на необходимость различать помощь в учебе и подсказку. Кто-то получил плохую отметку, так как отстал в учебе из-за болезни — товарищи предлагают свою помощь.
Можно с детьми обсудить и такие случаи. Ученик Петя поделился с товарищем, а тот в подобной ситуации не захотел ему оказать помощь. В следующий раз Петя тоже отказывает в помощи. Что вы можете сказать об этом случае? Как надо поступить? Мнения детей обобщает учитель.
На тему занятия педагог предлагает сочинить, придумав название, небольшой рассказ или сказку. Предварительно с детьми проговариваются возможные варианты содержания.
Детям можно предложить разыграть небольшие сценки, используя игрушечные персонажи (зверей, кукол). Сценарии дети сочиняют или сами, или вместе с учителем, или берут из книг, кинофильмов. В этой связи учитель напоминает детям о необходимости использования «вежливых слов», тех, что нам помогают в общении, повседневной жизни.
Далее учитель говорит о значении взаимопомощи при выполнении общего дела.
Разговор об этом можно начать с чтения басни И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак».
По окончании чтения учитель организует обсуждение басни примерно по таким вопросам: Как вы думаете, зачем герои решили везти воз с поклажей?
Была ли у них общая цель?
Почему они взялись везти воз втроем?
Как будет правильнее сказать: они работали вместе или рядом?
Удалось ли им выполнить задуманное? Почему?
Что им нужно было бы сделать, чтобы сдвинуть воз?
Цель данной беседы — подвести школьников к пониманию того, что общее дело возникает тогда, когда каждый его участник помогает другим, когда все — единомышленники и признают, что только при условии взаимопомощи можно прийти к достижению общей цели.
Вторую часть урока целесообразно посвятить проблеме чуткости. Проводится в форме беседы,
Как вы понимаете такое высказывание: «Друг тот, кто сам догадывается о том, что ты нуждаешься в помощи»? Бывали ли у вас такие случаи, когда друзья или подруги приходили на помощь даже тогда, когда вы их об этом не просили? Случалось ли вам самим оказывать помощь или предлагать ее другим, даже если вас об этом не просили? Как узнать, что человек нуждается в помощи? Всегда ли можно попросить о помощи другого человека? Да, нет? Почему?
В заключение дети называют те качества, которыми обладает человек, готовый всегда помочь другому, вспоминают своих любимых героев, обладающих этими качествами. Если дети затрудняются в назывании качеств, учитель может, написать их перечень на доске: добрый, заботливый, отзывчивый, тактичный и т.п.
Дидактические материалы
Задания
1. Подчеркни правильный вариант предложения: Взаимопомощь — это проявление заботы о другом человеке.
Взаимопомощь — это когда заботятся только обо мне. 2. Закончи предложение: Взаимопомощь — это когда не только
ты готов ___________________________________________________________________ ,
но и_________________________________________________________________________. 3. Подумай, о ком ты заботишься, в чем это проявляется. Перечисли. 4. Трудно ли быть заботливым (подчеркни)? Да Нет 5. Прочитай стихотворение и запиши, какое правило из него можно вывести. Труд делили поровну
Мальчики и девочки:
Шкаф тащили в сторону
Девочки и девочки.
А два парня-крепыша
Стол тащили не спеша.
А.Барто
6. Подумай и ответь, правильно ли понимать взаимопомощь как «я тебе помогу, если ты мне тоже поможешь»? 7. Объясни содержание следующих правил:
Каждый участвует в общей работе. Каждый делает работу по своим силам и умениям. 8.1. Прочитай начало рассказа.
Ты идешь с другом по улице. Вы видите, как у малыша мальчик постарше отнимает игрушку.
— Продолжи рассказ, отвечая на следующие вопросы:
Почему так поступает старший?
Что вы с другом сделаете при виде этой сцены?
Как отнесутся к вашему вмешательству ссорящиеся дети? 8.2. Выбери и подчеркни наиболее точное слово, каким ты хотел бы назвать свой поступок и поступок твоего друга:
Смелый
Благородный
Справедливый 9. Прочитай и ответь на вопросы.
Третьеклассник Миша не может попасть домой —- заело замок. Он стоит и плачет.
Мимо идет, опираясь на палку, старичок с 8-го этажа. Он спрашивает у Миши, в чем дело. И тут же предлагает свою помощь, помогает Мише открыть дверь.
— Что Миша должен сказать этому старинку?
Вскоре Миша увидел того же старичка, который нес в обеих руках по сумке, опираясь на палку.
— Как должен бы поступить Миша? Почему? А если бы это был другой старичок, незнакомый? 10. Представь, что у тебя есть волшебная лампа или друг — старик Хоттабыч. Тебе дана возможность сделать для всего класса доброе дело: превратить классную комнату в такую, какую пожелаешь.
— Нарисуй, какой ты хотел бы видеть свою классную комнату.
— Подумай, как сохранить все это. Что для этого надо делать? 11. Подчеркни нужный ответ.
Что нужно сделать, если твою игрушку взяли и не отдают:
1) вернуть силой, дракой;
2) заплакать;
3) обратиться к взрослым за помощью;
4) взять игрушку обидчика и сломать ее;
5) объяснить, что так нельзя поступать (брать и не отдавать чужую вещь);
6) предложить играть вместе. Народная мудрость (пословицы и поговорки)
Помощь — кстати.
После дела за советом не ходят.
На великое дело - великая помощь.
Слушайся добрых людей — на путь наведут.
Не послушался нас, так плачься на себя. Вопросы и задания:
Попробуй объяснить значение этих слов. Чему они учат ? ТЕКСТЫ
Н.Носов Витя Малеев в школе и дома (отрывок)
Витя наш подсказку любит,
Витя в дружбе с ней живет,
Но подсказка Витю губит
И до двойки доведет. Вопросы:
Помогает ли Вите учиться подсказка одноклассников?
Можно подсказку назвать добрым делом, помощью ?
Что может помочь Вите?
А бывало так, что и вы кому-нибудь подсказывали на уроке?
Зачем вы это делали?
И.Крылов Лебедь, Щука и Рак (басня)
Когда в товарищах согласья нет.
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вой, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалось и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Вопросы:
Почему герои басни взялись втроем тянуть воз?
Что из этого получилось? Почему?
Что им можно посоветовать? С.Михалков Толстый Жук
На пустой лесной тропинке
Толстый Жук лежал на спинке.
Кверху ножки он держал
И беспомощно жужжал.
Рядом, выйдя на тропинку,
Муравей тащил былинку.
Он взглянул издалека
На жужжащего Жука.
Мимо Бабочка летела —
На Жука не поглядела.
Дождевой большой червяк
Не помог жуку никак.
Не хотела Гусеница
По пути остановиться.
Все спешили кто куда,
Нет им дела — с кем беда!
Только вдруг,
Над тропинкой, сделав круг,
Приземлился майский Жук. Вопросы:
Что случилось на лесной тропинке с толстым, неповоротливым Жуком?
Почему ему долго никто не оказывал помощи?
Кто же ему все-таки помог? Почему? О.Высотская Ёжик Сережа был очень нелюдим.
Ох, как бы подружиться с ним?
А может быть, напрасный труд?
Его не зря Ежом зовут.
Девчонки просят: — Ёжик,
Дай перочинный ножик!
А Коля крикнет, всех смеша:
Не уколитесь об Ежа!
Но Ёж как будто глух и нем —
Сидит, не говорит ни с кем.
Сережа, взять в кино билет? —
А он сердито буркнет: —
Нет. А на коньках пойдешь кататься?
Нет, мама будет волноваться.
И вот уже под Новый год
Узнали об Еже,
Что Ёжик с матерью живет
В подвальном этаже,
Что нет отца, а мать больна.
Давно уж не встает она.
И Ёжик холит за обедом
И топит печь вдвоем с соседом.
Он должен в комнате прибрать,
А иногда и постирать.
Конечно, трудно одному Приходится Сереже,
Решил Алеша: «Мы ему
Всей звездочкой поможем!»
Друзья стучатся у дверей.
Открой, Сережа, поскорей!
Мы в нашем переулке
Тебе купили булки.
И сахар взяли заодно!
А здесь, в пакетике, — пшено!
Давай готовить ужин! —
Сережа был сконфужен.
Уж не казался он Ежом,
Он стал совсем не колкий.
Скорей за чайником пошел,
Достал посуду с полки.
Теперь хотел бы он дружить,
Пожалуй, с целым светом!..
Когда кому-то трудно жить,
Должны мы знать об этом. Вопросы:
Как вы понимаете слово «нелюдимый» ?
Почему ребята звали Сережу Ёжиком?
Какие отношения были у Середки с одноклассниками ?
Почему Сережа никуда не ходил с друзьями?
Много ли знали одноклассники о жизни Сережи?
Как изменилось отношение к нему ребят, когда они узнали о Сережиных проблемах?
Хорошо ли иметь друзей и почему? Аварская сказка
Жила мать, растила сыновей. Повзрослев, отправились они в мир. И каждому она дала совет, как верного друга выбрать. Одному сказала: нарочно отстань в пути, а спутнику крикни: подпруга, мол, у коня ослабла, поезжай, догоню. Уедет, не предложит помощь — не товарищ он тебе. Другому сказала: проголодаешься, достанешь лепешку, протянешь спутнику, чтобы делил. Возьмет себе он большую часть лепешки, а меньшую отдаст — жаден, не иди с ним. Вопросы:
Как ты думаешь, почему такие советы давала мать сыновьям ?
Как в описанных случаях должны поступать настоящие товарищи?
Спроси себя сам, как бы ты поступил в первом и во втором случае ? СЛОВАРИК ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Взаимопомощь — это характеристика сообщества, которая выражается в умении его членов видеть проблемную ситуацию и желании помогать окружающим не только словом, но и делом.
Взаимопомощь в учебе выражается в желании помочь друг другу лучше учиться: объяснить еще раз новый материал, показать, как сделать ту или другую работу. Занятие 2 на тему «Береги школьное имущество»
Береженая вещь два века живет Цель: уточнить характер отношения детей к предметам, созданным трудом человека, поддержать социально одобряемые представления детей о них.
Урок можно начать с обсуждения следующих вопросов:
• Почему необходимо беречь книги, вещи, школьное имущество?
• Какие книги у вас есть, что они для вас значат?
• Как ты относишься к своим личным вещам: одежде, игрушкам, инструментам?
• Почему и как надо беречь школьное имущество?
Обобщить ответы учащихся учитель может, задав следующий вопрос: «Как связаны между собой школа, учение, книга?» (Дети отвечают, а учитель делает обобщения.)
В школе учителя учат детей читать, писать, считать, думать, приобщают учащихся к достижениям науки, искусства. Учитель и книга помогают узнать законы жиз-ни общества и природы, именно в школе продолжаются и развиваются нравственные традиции. По тому, как человек относится к своей школе, судят о его нравственной культуре, его духовном мире.
Так учитель помогает детям задуматься над вопросом «Что значит в их жизни школа?» и прийти к выводу, зачем они приходят в школу каждый день (кроме выходных) в течение одиннадцати лет.
Здесь дети трудятся, получают знания, что поможет в дальнейшем получить любую профессию. Здесь у ребят друзья, товарищи, которых они будут всегда помнить, а с некоторыми и дружить всю жизнь.
Школа — это не только учителя и товарищи; это классы, уютные и чистые; это широкие коридоры, украшенные картинами и цветами, это двор, где есть игровые и спортивные площадки, где посажены деревья, клумбы с цветами и т.д.
Есть ли у нас все это? В наших ли силах что-то изменить к лучшему в школе?
Прежде всего, необходимо беречь то, что уже есть в школе. Первого сентября школа выглядит нарядной, чистой, здесь все приготовлено для учения. Изменяется ли вид школы, учебников, книг спустя некоторое время? (Дети делятся своими наблюдениями, отмечая как положительное, так и отрицательное в отношении школьников к тому, что их окружает.) Учитель ставит перед детьми вопрос, какие качества человека являются причиной варварского обращения со своими школьным имуществом, со школьными принадлежностями (неаккуратность, небрежность, бездумность, иногда желание любым способом привлечь к себе внимание). Какие положительные качества надо в себе вырабатывать, чтобы преодолеть нежелательные?
Целесообразно использовать книгу Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома» для иллюстрации безалаберного отношения к своему и школьному имуществу.
Правила в картинках с их словесной формулировкой составляются из детских рисунков после их обсуждения и выбора наиболее удачных. Дидактические материалы
Задания
1. Предложи, как исправить ситуацию (подчеркни нужный вариант или запиши свой).
Ты пришел в класс, сел за парту, посмотрел по сторонам и увидел, что на стене написаны имена нескольких ребят, а еще один твой одноклассник рядом с надписью старательно выводит свое имя.
• Заставить мальчика стереть надпись.
• Написать рядом и свое имя. 2. Закончи предложения:
Бережное отношение к вещам — это ______________________________________
_____________________________________________________________________
Бережливый человек — это такой человек, который ________________________________
_____________________________________________________________________________ 3. Подчеркни нужный ответ или допиши его. Ты стал на один час волшебником и оказался в школьной библиотеке. Что ты сделаешь?
• Буду читать самую интересную книгу.
• «Вылечу» все больные книги.
• Поищу журнал с комиксами.
Допиши дела, которые ты считаешь нужными сделать.
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ 4. Придумай сказку о том, как ты со своими одноклассниками пришел в библиотеку помочь «лечить» книги.
Как вы это делали?
Как книги благодарили вас? 5. Назови окружающие тебя в школе веши, сделанные благодаря разуму умелыми руками человека. 6. Перечисли профессии людей, которые нужны, чтобы эти вещи сделать. 7. Ответь на вопрос: чем бережливость отличается от жадности? 8. Сочини сказку о жадности, придумай ей название, запиши ее, закончив правилом (выводом). 9. Придумай небольшой рассказ, в котором показано, к каким печальным последствиям может привести неаккуратность человека по отношению к вещам, книгам.
Если сможешь, сделай иллюстрацию. 10. Прочитай стихотворение и назови основное правило, в нем заключенное. Сами вещи не растут.
Вещи сделать — нужен труд.
Карандаш, тетрадь, перо,
Парты, доски, стол, окно,
Книжку, сумку — береги;
Не ломай, не мни, не рви. Народная мудрость
(пословицы и поговорки)
Горька работа, да сладок хлеб.
Не потрудиться, так и хлеба не добиться.
Что посеешь, то и пожнешь.
Без дела жить — только небо коптить.
Без охоты нет работы. Вопросы и задания:
Попробуй объяснить значение каждой из этих пословиц.
Какие из них указывают на причину порчи школьного имущества? ТЕКСТЫ
Обиженная парта (басня)
Из Парты капнула слеза —
Смолистая, густая...
Тут к Парте Глобус проявил участье:
— О чем ты плачешь, дорогая?
А ну-ка, вытри поскорей глаза
Да расскажи мне про свое несчастье...
И Парта скрипнула в ответ:
— Не мил мне белый свет!
Боюсь, к весне пойду на слом,
На большее не хватит сил.
Две буквы Витя изучил
И обе вырезал на мне ножом.
Ведь он меня изрежет в гол,
Пока весь алфавит пройдет...
Мораль из басни вы,
Подумав, сами выводите!
Она относится, увы,
Не к одному лишь Вите. Вопросы:
Почему Парта заплакала?
Кто ее обидел и как?
Поступаете ли вы так со своими партами или столами в школе, дома ?
Как назвать человека, который подобным образом обращается с вещами? СЛОВАРИК УЧИТЕЛЯ
Бережливость — антоним понятия «расточительность», стремление к сохранению полезных вещей, созданных трудом людей.
Бережливость — приобретенное социально ценное качество человека.
Беречь школьное имущество ~ аккуратно пользоваться им, сохранять его. Занятие 3 на тему «В какие игры и как мы играем?»
Делу — время, потехе — час Цель: показать детям, что, играть можно не ссорясь и учась дружить.
Вопрос учителя, в какие игры дети любят играть, позволяет выяснить игры, предпочитаемые детьми. Ответы (названия игр) записываются на доске. В некоторые игры можно поиграть на уроке. Их правила дети разъясняют.
Далее следует обсудить с детьми причины, по которым возникают ссоры в играх, а затем способы их преодоления.
Детям предлагается рассказать о том, как они играют, почему ссорятся, удалось ли уладить ссору и каким образом, что делают, если игра прервалась. Это может быть рассказ о реальном событии или придуманная ситуация.
Детям можно дать задание сделать рисунок о любимой игре и подписать его.
Затем учитель из записанных на доске игр предлагает детям выбрать те игры, в которые можно играть на переменах, соблюдая правила поведения, принятые в школе.
Учитель может попытаться выяснить, кто чаще всего становится организатором игр и почему. Желающим можно предложить организовать любую игру (с учетом условий урока).
Учитель может обсудить с детьми, какие чувства они испытывают в игре (радость, огорчение и т.д.) и что их вызывает: неумение распределить роли, ссора из-за места проведения, доставшейся роли, участия или неучастия, выполнения или не выполнения правил и т.д. Выясняется, вежливы ли ребята по отношению друг к другу, часто ли грубость бывает причиной прекращения игры. Как итог беседы вместе формулируются правила дружной игры. Правила дружной игры
Выучи правила игры.
Не нарушай принятых правил, их должны выполнять все.
Помогай товарищам в игре.
Не ссорься по пустякам, умей принять помощь, замечания.
Умей проигрывать. Дидактические материалы
Задания
|
|
|