Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

«Другие» сказки (В. Хмельницкий «Гора», «Снег и скрипка»)


Скачать 65.76 Kb.
Название«Другие» сказки (В. Хмельницкий «Гора», «Снег и скрипка»)
Дата17.02.2016
Размер65.76 Kb.
ТипУрок

Литературное чтение

Урок 114.

Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо».

Тема: «Другие» сказки (В. Хмельницкий «Гора»,

«Снег и скрипка»).

Цели:

формируем умение характеризовать особенности

прослушанного художественного произведения;

– развитие умения находить в тексте слова, предложения

для характеристики событий, места действия;

– формируем умение передавать последовательность сюжета,

описывать героев.


Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.


  1. Тренажёр в чтении вертушка (шёпотом, вполголоса, полным голосом.

1 Проверка домашнего задания.

Работа по рисункам детей


Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.


II. Развитие умений.


2 1 4 3 3 3

I. Работа со сказкой-миниатюрой «Гора».

1. Работа с текстом до чтения.

Беседа.

Отправляемся в путешествие ( 3 слайда)

-Где мы побывали? В горах. Горы -это чудо?
– Задумывались ли вы, что горы, как люди, растут и становятся высокими, а потом стареют, становясь пологими? Вот наши Уральские горы считаются пологими.(сл.3) Интересно, o чём мечтают маленькие горы? Чему завидуют? Хотите об этом узнать? Прочитаем сказочную миниатюру «Гора».

2. Работа с текстом во время чтения.

1) Чтение про себя.

– Какие мысли, чувства появились у вас после чтения?

2) Чтение вслух, словарная работа по ходу чтения:

алели на закате – были окрашены красным цветом, когда заходило солнце;

исследовательские экспедиции – группы учёных, которые изучают горы;

альпинисты – спортсмены, совершающие восхождения на горные вершины;

водружать (флаги) – торжественно устанавливать.

3) Беседа по содержанию после чтения.

– Расскажите о взрослых горах.

– Чему завидовала маленькая гора?

– Какая она была?

– Кого напоминают горы? (Людей.)

В сказке использован литературный приём – олицетворение, когда автор наделяет неживые существа свойствами человека.

3. Работа с текстом после чтения.

1) Словесное рисование. Выразительное чтение.

2) Пересказ сказки по ключевым словам (тетрадь, задание 2, с. 50) и от имени маленькой горы по данному началу (задание 3, с. 50).

II. Работа со сказкой «Снег и скрипка».

1. Чтение про себя.

– Однокоренные ли слова скрип, скрипит, скрипка?

– Почему снег скрипит? (Учится играть на скрипке, и звуки уже немножко похожи...) Это не научное, а поэтическое объяснение этого явления.

2. Чтение вслух по абзацам.

1-, 2-, 3-й абзацы:

– Что значит беззвучно опускался?

– С кем сравнивается снег? (И с птицами, и с ребёнком, и с человечком – только не обычным, а волшебным.)

Чтение 4–5-го абзацев:

– Почему звуки скрипки, которые он и раньше слышал, в этот раз запали ему в душу?

Чтение до конца:

– Что же решил снег?

– Кто знает научное объяснение того, почему снег скрипит? (Снежинки – это кристаллы. Их много, они под тяжестью ломаются, и поэтому слышен скрип снега.)

– Какое объяснение вам нравится больше?

3. «Создание» мультфильма.

– Представьте, что вам поручили создать мультфильм по сказке «Снег и скрипка». Какой он будет: рисованный, пластилиновый, кукольный? Почему? (Пластилиновый. Снег «превращается» в воробья, в ребёнка.)

– Каким будет 1-й кадр? (Заглавие, автор.)

– Что будет на следующих кадрах?

– Как озвучим мультфильм? (Скрипичный концерт.)

Прослушать музыку в аудиозаписи.

4. – Каким человеком представляется вам автор Виктор Хмельницкий?

Рассказ учителя об авторе.

– В. Хмельницкий – современный писатель, живёт на Украине. Вот что он сам о себе рассказывает:

«Родился я в 1950 году в самое сказочное время – под Новый год. (Поэтому, скорее всего, и пишу сказки.) Очень многим в своём творческом

становлении обязан учителю математики – Михаилу Давыдовичу Ямпольскому, поэту и педагогу – Вадиму Александровичу Левину и великому и прекрасному – Борису Владимировичу Заходеру, который даже написал однажды предисловие к моей книжке:

«Дорогой читатель! Ты, наверное, любишь сказки. Длинные интересные сказки, где с героем происходит много приключений, где творят чудеса добрые волшебники, побеждая злых. Я тоже их люблю. Но бывают и другие сказки. Их я тоже очень люблю. В этих сказках как будто бы ничего особенного не происходит (кстати, обычно они коротенькие – приключения там и не поместились бы). Но хорошо знакомые нам, привычные вещи – листик на дереве, солнечный луч, камешек у моря – в

этих сказках озаряются каким-то волшебным светом и становятся близкими и понятными, как будто они живые и родные нам. Такие сказки и собраны в этой книжке. Прочитай их, уважаемый читатель, когда ты вдоволь набегаешься и напрыгаешься и тебе вдруг захочется подумать и помечтать... Я уверен, что они тебе тоже понравятся! Твой старый товарищ БОРИС ЗАХОДЕР».
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


ΙΙΙ. Итог.

– О каких «других» сказках пишет в предисловии к книге В. Хмельницкого Борис Заходер?

– Сказки каких авторов вы тоже назвали бы «другими»? (Можно предложить ребятам перелистать страницы учебника, просмотреть содержание.)
Итоговая беседа по вопросам учебника (вопросы 1–2, с. 133).

– Какие сказки вам больше нравятся? Почему?
– С каким настроением уходите с урока?

– Как бы вы сами оценили свою работу?






ΙV. Домашнее задание.



Выполнить задание на с. 133 (пересказ близко к тексту).

Задание 4 в тетради на с. 50 (по желанию).






Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и тон речи.