Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
«Другие» сказки (В. Хмельницкий «Гора», «Снег и скрипка») |
 Скачать 65.76 Kb. |
Литературное чтение
Урок 114.
Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо».
Тема: «Другие» сказки (В. Хмельницкий «Гора»,
«Снег и скрипка»).
Цели:
– формируем умение характеризовать особенности
прослушанного художественного произведения;
– развитие умения находить в тексте слова, предложения
для характеристики событий, места действия;
– формируем умение передавать последовательность сюжета,
описывать героев.
Этапы урока
| Ход урока
| Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
|
Ι. Актуализация знаний.
| Тренажёр в чтении вертушка (шёпотом, вполголоса, полным голосом.
1 Проверка домашнего задания.
Работа по рисункам детей
| Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
|
II. Развитие умений.
| 2 1 4 3 3 3
I. Работа со сказкой-миниатюрой «Гора».
1. Работа с текстом до чтения.
Беседа.
Отправляемся в путешествие ( 3 слайда)
-Где мы побывали? В горах. Горы -это чудо? – Задумывались ли вы, что горы, как люди, растут и становятся высокими, а потом стареют, становясь пологими? Вот наши Уральские горы считаются пологими.(сл.3) Интересно, o чём мечтают маленькие горы? Чему завидуют? Хотите об этом узнать? Прочитаем сказочную миниатюру «Гора».
2. Работа с текстом во время чтения.
1) Чтение про себя.
– Какие мысли, чувства появились у вас после чтения?
2) Чтение вслух, словарная работа по ходу чтения:
алели на закате – были окрашены красным цветом, когда заходило солнце;
исследовательские экспедиции – группы учёных, которые изучают горы;
альпинисты – спортсмены, совершающие восхождения на горные вершины;
водружать (флаги) – торжественно устанавливать.
3) Беседа по содержанию после чтения.
– Расскажите о взрослых горах.
– Чему завидовала маленькая гора?
– Какая она была?
– Кого напоминают горы? (Людей.)
В сказке использован литературный приём – олицетворение, когда автор наделяет неживые существа свойствами человека.
3. Работа с текстом после чтения.
1) Словесное рисование. Выразительное чтение.
2) Пересказ сказки по ключевым словам (тетрадь, задание 2, с. 50) и от имени маленькой горы по данному началу (задание 3, с. 50).
II. Работа со сказкой «Снег и скрипка».
1. Чтение про себя.
– Однокоренные ли слова скрип, скрипит, скрипка?
– Почему снег скрипит? (Учится играть на скрипке, и звуки уже немножко похожи...) Это не научное, а поэтическое объяснение этого явления.
2. Чтение вслух по абзацам.
1-, 2-, 3-й абзацы:
– Что значит беззвучно опускался?
– С кем сравнивается снег? (И с птицами, и с ребёнком, и с человечком – только не обычным, а волшебным.)
Чтение 4–5-го абзацев:
– Почему звуки скрипки, которые он и раньше слышал, в этот раз запали ему в душу?
Чтение до конца:
– Что же решил снег?
– Кто знает научное объяснение того, почему снег скрипит? (Снежинки – это кристаллы. Их много, они под тяжестью ломаются, и поэтому слышен скрип снега.)
– Какое объяснение вам нравится больше?
3. «Создание» мультфильма.
– Представьте, что вам поручили создать мультфильм по сказке «Снег и скрипка». Какой он будет: рисованный, пластилиновый, кукольный? Почему? (Пластилиновый. Снег «превращается» в воробья, в ребёнка.)
– Каким будет 1-й кадр? (Заглавие, автор.)
– Что будет на следующих кадрах?
– Как озвучим мультфильм? (Скрипичный концерт.)
Прослушать музыку в аудиозаписи.
4. – Каким человеком представляется вам автор Виктор Хмельницкий?
Рассказ учителя об авторе.
– В. Хмельницкий – современный писатель, живёт на Украине. Вот что он сам о себе рассказывает:
«Родился я в 1950 году в самое сказочное время – под Новый год. (Поэтому, скорее всего, и пишу сказки.) Очень многим в своём творческом
становлении обязан учителю математики – Михаилу Давыдовичу Ямпольскому, поэту и педагогу – Вадиму Александровичу Левину и великому и прекрасному – Борису Владимировичу Заходеру, который даже написал однажды предисловие к моей книжке:
«Дорогой читатель! Ты, наверное, любишь сказки. Длинные интересные сказки, где с героем происходит много приключений, где творят чудеса добрые волшебники, побеждая злых. Я тоже их люблю. Но бывают и другие сказки. Их я тоже очень люблю. В этих сказках как будто бы ничего особенного не происходит (кстати, обычно они коротенькие – приключения там и не поместились бы). Но хорошо знакомые нам, привычные вещи – листик на дереве, солнечный луч, камешек у моря – в
этих сказках озаряются каким-то волшебным светом и становятся близкими и понятными, как будто они живые и родные нам. Такие сказки и собраны в этой книжке. Прочитай их, уважаемый читатель, когда ты вдоволь набегаешься и напрыгаешься и тебе вдруг захочется подумать и помечтать... Я уверен, что они тебе тоже понравятся! Твой старый товарищ БОРИС ЗАХОДЕР». – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
| 3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
ΙΙΙ. Итог.
| – О каких «других» сказках пишет в предисловии к книге В. Хмельницкого Борис Заходер?
– Сказки каких авторов вы тоже назвали бы «другими»? (Можно предложить ребятам перелистать страницы учебника, просмотреть содержание.) Итоговая беседа по вопросам учебника (вопросы 1–2, с. 133).
– Какие сказки вам больше нравятся? Почему? – С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
|
|
ΙV. Домашнее задание.
|
Выполнить задание на с. 133 (пересказ близко к тексту).
Задание 4 в тетради на с. 50 (по желанию).
|
|
Деятельность учащихся: – Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и тон речи.
|
|
|