Главная страница

Анна Ахматова и Крым



Скачать 145.65 Kb.
НазваниеАнна Ахматова и Крым
Касьянова Екатерина
Дата07.05.2016
Размер145.65 Kb.
ТипРеферат

Министерство образования и науки, молодежи и спорта Республики Крым

Анна Ахматова и Крым

Работу выполнила:

Касьянова Екатерина,

ученица 11-в класса

школы-гимназии № 1 г. Судака

Руководитель работы:

Китоне Елена Ивановна,

учитель русского языка и литературы

школы гимназии № 1 г. Судака

СУДАК - 2015

2

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. «Крымские мотивы» в ранних стихах Ахматовой………………….4-8

1.1. Семья Горенко. Автобиографические заметки о детстве. Первый публикации……………………………………………………………………...4-5

1.2. Встреча с Н. Гумилёв. Поэма «У самого моря». Крымская тема в годы первой мировой войны…………………………………………………………6-8

Глава 2. Лирическая героиня Ахматовой и «крымское влияние» на творчество поэтессы…………………………………………………………11-15

2.1. Второй и последний приезд в Крым. Жизнь в Севастополе(1916 г.). Цикл «Шестнадцатый год»………………………………………………………...9-10

2.2. 1917 г. Отклик на террор в Севастополе. Мечты о Крыме(1922 г.)…11-12

2.3. «Крымское влияние» в поэме «Путём всея земли». «Чувство моря» в последних стихах Ахматовой……………………………………………….13-15

Заключение………………………………………………………………………16

Литература……………………………………………………………………….17

Приложения

3

Введение

Признанная классиком отечественной поэзии еще в 1920-е годы Ахматова подверглась замалчиванию, цензуре и травле (включая постановление ЦК ВХП(б) 1946 г. не отменённые при ее жизни) многие произведения не были опубликованы на родине не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после ее смерти. В то же время имя Ахматовой еще при жизни окружала слава среди почитателей поэзии как в СССР, так и в эмиграции.

Некоторые страницы ее биографии представляют интерес до настоящего времени. В частности «крымская тема» в творчестве Ахматовой» является литературно значимой, так как скупо представлена в современном литературоведении, хотя любовь к Крыму пронизывают всю личную и поэтическую биографию поэтессы.

В1986-1903 гг. Ахматова каждое лето проводила с родителями под Севастополем на даче «Отрада». Своё детство она описала в поэме «У самого моря»(1914), «коротко о себе» и «Дом Шухардиной». Потом она еще дважды возвращалась в Крым.

Предметом нашего исследования является отражение крымских впечатлений в творчестве Анны Андреевны Ахматовой, формирование глубокой и искренней привязанности поэтессы к Крыму.

Цель данной работы – через анализ поэтических строк, личных записей автора доказать, что крымские впечатления являются сквозным мотивом многих ранних стихотворений и также упоминаются и в поздней лирике Ахматовой.

Объектом исследования являются стихотворные циклы и отдельные стихотворения:

«У самого моря» (1916 г.), «Вновь подарен мне дремотой» (1916 г.),

«Путём всея земли» (1940 г.), «Реквием» (1935-1940 гг.)

«Поэма без героя» (1943 г.).

В настоящее время представляется актуальным возродить те аспекты литературного творчества поэтессы, которые были связаны с её пребыванием в Крыму, чтобы внести еще одну страницу в литературный атлас Крыма.

4

Глава 1. «Крымские мотивы» в ранних стихах Ахматовой.

1.1. Семья Горенко. Автобиографические заметки о детстве. Первый публикации.

В 1889 году на Большом фонтане возле Одессы в семье отставного капитана второго ранга, инженера-механика Андрея Антоновича Горенко родилась дочь. Она была средней среди братьев и сестер. Род Горенко - из казачьей старшины. Потомственное дворянство получил Антон Андреевич Горенко(дед), защитник Севастополя, военный моряк, женившийся на крымчанке полугреческого происхождения. Предки ее были корсаками (по семейному преданию). Ахматовский нос с горбинкой – от бабушки-гречанки. Имя Анна получила по желанию матери, в честь евангельской пророчицы и бабушки Анны Егоровны Стоговой, урожденной Мотовиловой. Псевдоним «Анна Ахматова» возник благодаря прабабушке Прасковье Федосеевне Мотовиловой, урожденной Ахматовой, ведущий свой род от ордынского хана Ахмата, о котором писал Н. Карамзин: «Стоговы – из новгородских бояр, были в родстве с Денисом Давыдовым, с первой русской поэтессой Анной Буниной и писательницей Елизаветой Ахматовой». Установить сам факт пребывания Ахматовой в Крыму и «крымское происхождение» многих ее строк не представляет особого труда. Следует, однако оговорится: воспоминаний о пребывании поэтессы в Крыму не обнаружено; а в её собственных воспоминаниях крымские страницы заполнены весьма скупо и неравномерно.

В одном из вариантов автобиографических заметок Ахматова писала о своем детстве: «Каждое лето я проводила под Севастополе, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самое сильное впечатление этих лет – древний Херсонес, около которого мы жили». В другом варианте этих заметок сказано, что она получила прозвище «дикая девочка», бросалась с лодки в открытое море, купалась во время шторма, загорала до того, что с нее сходила кожа, и всем этим шокировала провинциальных севастопольских барышень. Воспоминание записывались полвека спустя, а еще раньше поэтесса сказала о своем детстве словами поэмы «У самого моря».

Бухты изрезали низкий берег,

Все паруса убежали в море,

А я ушла в соленую косу

5

За версту от земли на плоском камне,

Ко мне приплывала зелёная рыба,

Ко мне прилетала белая чайка,

А я была дерзкой, злой и веселой

И вовсе не знала, что это – счастье.


Затем следует еще одна крымская страница: «В 1905 г. мои родители расстались и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество стихов. Отзвуки революции Пятого года глухо доходили до отрезанной от мира Евпатории». В связи с жизнью в Евпатории Ахматова в одной из заметок делает примечание: «бедность». Её семья жила в Крыму – и сама она, и ее сестры болели туберкулезом. Судя по отрывочным данным, в эти годы Ахматова еще раз или два приезжала в Севастополь.

В это время Ахматова продолжает писать стихи: встретившаяся ей на крымском берегу Муза не оставляет ее, хотя их отношения складываются совсем не просто. Тем не менее первая публикация состоялась уже в 1907 г. а в 1912 г. выходит в свет первый сборник «Вечер», принесший Ахматовой литературную известность. Правда, ни в одном из стихотворений сборника Крым не назван, но с некоторой долей вероятия к крымским стихам можно отнести «Рыбака» и «Сладок запах диких виноградин…»

6

1.2. Встреча с Н. Гумилёв. Поэма «У самого моря». Крымская тема в годы первой мировой войны.

После замужества (1910 г.) Ахматова живет в Царском селе под Петербургом, путешествует по Европе. О раннем ее формировании знал, может быть, один ее муж, Николай Гумилёв, летами ее старше лишь на три года, но к началу 10-х годов уже признанный лидер нового, постсимволисткого течения. Наиболее известное название которого – акмеизм. Вскоре Гумилёв писал ей: «Твои строки о «приморской девчонке»…мало того, что нравятся мне, они меня пьянят. Так просто сказано так много…». Казалось бы, крымские впечатления должны были потускнеть и заслонится новыми. Этого все же не происходит. В стихотворения 1913 г. они настолько бесспорны, что не требуют комментариев:

Стать бы снова приморской девчонкой,

Туфли на босу ногу надеть,

И закладывать косы коронкой,

И взволнованным голосом петь.

Все глядеть бы на смуглые главы

Херсонесского храма с крыльца

И не знать, что от счастья и славы

Безнадежно стареют сердца.

Севастопольский период сохранился в памяти Ахматовой не только во всем обаянии первозданности и естественности, но и приобрёл его временем даже характер идеала, образа жизни, к которому хотелось бы вернуться. Настроением этим проникнута и упомянутая нами поэма «У самого моря».

Поэма была написана в деревне Сленнево около Бежецка летом 1914 г., когда уже началась первая мировая война. В ней, по собственному признанию, Ахматова «простилась со всей херсонесской юностью».

7

А своего рода начальным импульсом послужило одно из стихотворений Александра Блока. Сохранился отзыв и самого А. Блока о поэме. Отметив присутствие в ней «отрадного, свежего» и сделав несколько частичных замечаний, Блок советует Ахматовой «Тоже» и «Сюжет»; не надо мертвого жениха, не надо кукол, не надо «экзотики», не надо уравнений с десятью неизвестными: надо еще жестче, больнее.»

Но если сюжетную конструкцию поэмы, разного рода театрализованные облачения и декларации не приемлет, то что тогда вызывало у него «отрадное» и «свежее» чувство? Несомненно, это и за.. поэмы (приведенной в начале нашего рассказа) и картины севастопольского побережья в разные времена когда, и «языческие» черты характера юной героини.

Присмотримся повнимательнее к таким строчкам:

Я собирала французские пули,

Как собирают грибы и чернику,

И приносила домой в подоле

Осколки ржавые бомб тяжелых

И говорила сестре сердито:

«Когда я стану царицей,

Выстрою шесть броненосцев

И шесть кононерских лодок,

Чтобы земли мои охраняли

До самого Фиолента…

Несомненно, вещи времен «севастопольской страды» обретают под .. поэтессы глубокое значение символов. Но почему у девочки-подростка возникает желание построить флот, да еще такого определенного состава?

Чем все это навеяно?

По-видимому, Ахматовой в детстве не раз приходилось слышать профессиональные разговоры моряков того времени. Ее отец был инженером-механиком флота, тетка постоянно жила в Севастополе.

8

Естественно поэтому, что в приведенных выше строчках своеобразно и прихотливо отразилась среда, где прошло детство и юность поэтессы.

В годы первой мировой войны крымская тема время от времени звучит в ее творчестве: в лирических стихотворениях «Разлука» и «Чернеет аллея приморского сада…» (1914), в строчках, посвященных встрече с Музой (стихотворение «Муза», 1915), и в первой части «эпических мотивов» (1916). Но похоже было, что крымская тематика, после бурного всплеска поэмы «У самого моря», отходит на второй план и вот-вот совсем угаснет.

9

Глава 2. Лирическая героиня Ахматовой и «крымское влияние» на творчество поэтессы.

2.1. Второй и последний приезд в Крым. Жизнь в Севастополе(1916 г.). Цикл «Шестнадцатый год»

И вдруг неожиданны поворот судьбы: разрыв с мужем. Причины не совсем ясны. Происходит это в конце 1916 г. (правда, развод в современном понимании был оформлен два года спустя). Этот разрыв был большим потрясением: обоих связывало и знакомство с детских лет, и сильное некогда чувство, и сын, и общая литературная деятельность. Поэтесса снова приезжает в Крым, некоторое время живет на даче в Бельбекской долине в гостях Юнии Анреп, жены художника критика Бориса Анрепа, совершает поездку в Бахчисарай. Живет она и в Севастополе ( на улице Большой Морской) , на берегу Песочной бухты, но в немеченой много лет спустя книге воспоминаний «Мои полвека» глава «Севастополь, 1916 год» осталась ненаписанной. Во время посещения Крыма поэтесса пишет несколько стихотворений, которые войдут позднее в цикл «Шестнадцатый год». Переживание героини резко колеблются от почти отчаяния (« Когда мрачнейший из столиц…») до некоторой просветленной успокоительности («Судьба ли так моя переменилась..»). Вспоминаются и чувства, связанные с Крымом. Да, любовь имела глубокий естественный смысл (« Все обещало мне его…»), хотя и несла в себе – это уже другое стихотворение на ту же тему – отпечаток душевной драмы, печальной неизбежности («По неделе ни слова ни с кем не скажу…»).

Роль крымской природы в цикле «Шестнадцатый год» многопланова, и это относится, пожалуй, не только к данному циклу, но и ко всем стихам Ахматовой, где действие происходит в Крыму. В одних случаях природа успокаивает терзания и смягчает боль, в других – только обостряет переживание, в третьих – способствует и тому и другому одновременно, что прослеживается, например, в стихотворении «Вновь подарен мне дремотой»:

Вновь подарен мне дремотой

Наш последний звездный рай-

Город чистых водометов,

Золотой Бахчисарай.

10

Очарование маленького городка, красота осеннего пейзажа – такая умиротворяющая обстановка, но победить горечь утраты природе не под силу, разве что смягчить:

Чтобы песнь прощальной боли

Дальше в памяти жила,

Осень смуглая в подоле

Красных листьев принесла…

Как полагает известный советский ученый В.М. Жирмунский , это стихотворение связано с именем критика Н.В. Недоброво, опубликовавшего в том же 1916 г. статью о творчестве поэтессы, где он оценил ее талант как непреклонный и сильный. Критик и поэтесса, судя по ее стихотворения много времени (некоторые из них с посвящением «Н.В.Н.»), были знакомы и лично, близко знакомы, но чувству любви между ними не суждено было развиться. И хотя точных дат приезда в Крым Недоброво и Ахматовой нигде не приводится, а стихотворение ее имеет посвящение, вполне возможно, что такое драматическое прощание действительно имело место.

11

2.2. 1917 г. Отклик на террор в Севастополе. Мечты о Крыме(1922 г.)

А в следующем году грянула революция... Дважды (это отразилось в стихотворениях 1917 и 1922 гг.) поэтесса отказалась эмигрировать, то есть поступила так же, как в Крыму поступили Сергеев-Ценский, Волошин и Вересаев. Ахматова живет в эти годы на севере, но вести из Крыма доходят до неё. Откликом на кровавый разгул анархизма в Севастополе осенью 1917 г. является стихотворение «Для того ль тебя носила…», где поэтесса рассказывает о бессмысленной гибели молодого офицера, расстрелянного на Малаховом кургане. Об этих событиях более подробно повествует роман А. Малышкина «Севастополь». А беспричинные расстрелы офицеров анархистами, как известно, были осуждены и В. Вишневским в его «Оптимистической трагедии» ( к слову писатель работал над ней и в Крыму, в Севастополе).

Мечта снова оказаться в Крыму появляется у Ахматовой в 1922 г., она пишет:

Заболеть бы как следует, в жгучем бреду

Повстречаться со всеми опять,

В полном ветра и солнца приморском саду

По широким аллеям гулять.

Буду с милыми есть голубой виноград,

Буду пить ледяное вино

И глядеть, как струится седой водопад

На кремнистое влажное дно.

Судя по этим строкам, у поэтессы были в Крыму в дореволюционное время знакомые, с которыми она хотела восстановить связи. Добиться этого ей, по-видимому, не удалось, что смогло быть одной из причин появившегося затем желание «захлопнуть крымскую страницу»

Вижу я сквозь зеленую муть

И не детство мое, и не море

И не бабочек брачный полет

12

Над грядкой белоснежных нарциссов…

А застывший навек хоровод

Надмогильных твоим кипарисов.

Это строки из стихотворения, написанного в 1928 г. Такого рода контраст кипарисов с живой жизнью в поэзии же был новым, его можно встретить и в крымских строках Ивана Бунина, а меланхолический орёл этого дерева, подкреплённые античной легендой, не так уд мрачнее, скорее просветлен. Кипарисы в Крыму растут и на кладбищах, но ведь не только там, и потому их сложно воспринимать как своего рода образ вечной памяти».

Расставание с прошлым – закономерный этап в поэтическом творчестве. (Ведь и Пушкин в «Путешествиях Онегина» вспоминает свои чувства при виде «берегов Тавриды», одновременно уведомляя читателя, что «теперь их нет»). Всё же расставание оказалось не окончательным. Поэтесса постоянно включает крымские стихотворения в свои сборники.

13

2.3. «Крымское влияние» в поэме «Путём всея земли». «Чувство моря» в последних стихах Ахматовой.

В 1928 г., лечась от астмы Ахматова проводит один из осенних месяцев в Гаспре. Это был не первый ее приезд на Южный берег. Однако, судя по имеющимся данным, в Крым Анна Андреевна больше не приезжала.

Трудно сказать однозначно об отношении поэтессы к Южному берегу Крыма. В своих произведениях – либо в самом тексте, либо в подписях к нему – поэтесса обозначает Севастополь и Бахчисарай. Не упоминается Южнобережье и в воспоминаниях. Что же касается тех стихотворений, где именно действие прямо не названо, то они, скорее всего связаны с Севастополем, вряд ли с Ялтой. Впрочем, есть у Ахматовой строки, из которых можно понять, что она бывала в горном Крыму, и возможно,что упомянутый ею в стихотворении «заболеть бы как следует…» водопад – это Учан-Су.

Пребывание в Гаспре непосредственно не жало каких либо поэтических результатов. К крымской теме Ахматова возвращается одиннадцать лет спустя. В небольшой поэме «Путём всея земли», написанной в марте 1940 г.. она переосмысливает весь свой прежний крымский опыт.

Окопы, окопы-

Заблудишься тут.

От старой Европы

Остался лоскут,

Где в облаке дыма

Говорят города…

И вот уже Крыма

Темнеет гряда.

Я плакальщиц стаю

Веду за собой.

О, тихого края

14

Плащ голубой!

Над мертвой медузой

Смущенно стою;

Здесь встретилась с Музой.

Ей клятву даю…

С перспективы 1940г., когда в Европе пела уже вторая мировая война,
Ахматова как бы концентрирует и обобщает все, что связанно в ее творческой биографии с Крымом. И сам полуденный край наказан двумя – тремя сильными и яркими мазками, без оттенков: «гряда Крыма» - как самая характерная его черта, - голубое небо и мертвые медузы.

Под своим собственным именем Крым в дальнейшем творчестве поэтессы больше не выступает, но в стихам времени Великой Отечественной войны есть несколько строчек, которые могут быть отнесены к Крыму.

В эпилоге «Поэмы без героя» Ахматова пишет:

Это где-то там у Тобрука,

Это где-то здесь за углом.

Тобрук, военно-морская крепость союзников в Ливии, играл в 1941-1942 гг. такую же роль, как Одесса и Севастополь и Тобрука обменивались приветствиями как раз незадолго до того, как Ахматова написала эти строки. А в осажденном Севастополе война действительно была «где-то здесь за углом».

Вторая часть цикла «Победа»

Посвящена морякам и войне на море:

Вспыхнул над морем первый маяк,

Других маяков предтеча –

Заплакал и шапку снял моряк,

Что плавал в набитых смертью моряк

Вдоль смерти и смерти навстречу.

15

Дочь военного моряка хорошо представляла себе, что такое война на море, когда противник занял значительную часть берега, как это было в Крыму.

В творчестве Ахматовой послереволюционного периода можно заметить и другие следы «крымского влияния», в частности, своеобразное «чувство моря», которое прослеживается вплоть до последних ее стихотворений. В эпилоге поэмы «Реквием»(10 марта 1940 г.) Ахматова с болью и горечью пишет о «литературном» памятнике её жизни и творчеству:

А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество,

Но только с условьем – не ставить его

Ни около моря, где я родилась:

Последняя с морем разорвана связь…

Но всё же именно в Крыму, в Крымской астрофизической обсерватории астрономы Л.Г. Карачкина и Л.В. Журавлёва назвали в честь Анны Андреевны Ахматовой малую планету, открытую ими 14 октября 1982 г. (3067) Akhmatova, увековечив имя великой поэтессы.

С Крымом связаны добрых два десятка произведений, отдельные стихотворения различных лет, поэтический цикл, первая поэма целиком, целая часть другой, строчки из третьей. Несколько образов лирических героинь (от «приморской девчонки» до взрослой женщины), первая встреча с Музой ( то есть ни много ни мало – начало творчества!), отзвуки нескольких войн ( от Крымской до Великой Отечественной), картины пейзажа, быта и истории Крыма - все это целый мир, блистающий светлыми и трагическими красками.

16

Заключение

В данной работе в результате анализа стихотворных циклов и отдельных стихотворений А. Ахматовой («У самого моря» 1916 г, «Вновь подарен мне дремотой» 1916 г, «Шестнадцатый год», «Путём всея земли» 1940г, «реквием» 1935-1940, «Поэма без героя» 1943г.), были сделали следующие выводы:

«Крымская тема» в творчестве Ахматовой представлена немногими произведениями, большей частью это поэтическое отражение впечатлений о детстве и юности отдельные эпизоды в более поздних произведениях автора.

Но следует отметить, что внутренняя, глубинная «связь» поэтессы с Крымом не прерывалась никогда. Лишь в «Реквием» она воскликнет: «…последняя с морем оборвана связь».

«Крымские» страницы её творчества связанны с пребыванием в Севастополе, Бахчисарае стали своеобразным идеалом, тем образом жизни, к которому она хотела бы вернуться.

Переосмысление «Крымской темы» в творчестве поэтессы и обусловило становление её лирической героини, сделав неповторимым образ «приморской девчонки», а затем зрелой женщины.

Сам Крым, «» Херсонесская юность» Ахматовой обогатили внутреннее содержание её поэм и стихов, особенно тех, что непосредственно связаны с Крымом. И в этом аспекте рассмотрение её творчества являет неподдельный интерес для исследователя.

В заключении следует сказать, что поэтическое наследие автора обогатило литературную летопись Крыма и принесло новые неповторимые оттенки в творческое наследие поэзии XIX, XX веков.

17

Список литературы:

  1. Бернадский С. «Здесь встретился с музой…»(А.А. Ахматова)//Крымские каникулы: сборник – Симферополь: Таврия, 1981 – С 279-287

  2. В. Виленкин

  3. Павловский А.И. Анна Ахматова. Жизнь и творчество: книга для учителя – М. Просвещение, 1991-92с:ил

  4. Поляков Ю. Молитвенные дни Анны Ахматовой. В Евпатории вспомнили о 120-летии великого русского поэта//Крым время-2009-2 июля-с20

  5. Фролова В. На изломе века – Черновцы: Дар, 1995-94с:ил