1
| Знакомство с техникой понимания текста – «чтение островками»
| Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников.
Определяют этапы синтагматического чтения. Делят высказывания на речевые звенья (синтагмы).
|
96
| Тема весеннего пробуждения в авторских сказках Н.И Сладкова.
| 1
| Освоение способа чтения: выделение ключевых слов, определение границ в речевых звеньях.
| Оценивают своё и чужое высказывания по поводу художественного произведения. Осмысливают художественное произведение.
|
97
| Тема весеннего пробуждения в авторских сказках Э.Ю Шима.
| 1
| Знакомство с техникой понимания текста – «чтение островками»
| Воспринимают текст на слух. Выражают своё мнение по поводу прочитанного.
|
98
| Тема прихода весны в рассказах В.В Бианки.
РК. М.Шульгин Песня жаворонка.
| 1
| Описание весенней природы Знакомство со способами изображения природы разными авторами
Способы изображения природы разными авторами. Определение основного настроения дидактического текста. Поиск информации о нем. Иллюстрирование. Весенние праздники народов Севера.
| Различают поэтические и прозаические тексты.
Оперируют терминами «диалог», «многоточие», «образ», «речевое звено», «темп», «тон». Выделяют ключевые слова. Выбирают заголовок к тексту.
|
99
| Тема прихода весны в рассказах К.Г Паустовского.
| 1
| Описание весенней природы Знакомство со способами изображения природы разными авторами
Выразительное чтение текста, первичное оценивание по двум критериям: выделение ключевых слов, расстановка пауз.
| Находят способы передачи настроения героев и автора произведения. Читают по ролям.
Отвечают на вопросы к текстам. Оценивают чтение других и собственное чтение.
|
100
| Образ весеннего цветка в рассказах Э.Ю. Шима.
| 1
| Освоение способа чтения: выделение ключевых слов, определение границ в речевых звеньях. Наблюдение за описанием весеннего цветка.
Постановка тактового ударения в тексте (выделение ключевых слов в каждой синтагме).
| Определяют задачи «взрослого» чтения. Выбирают заголовок к тексту.
|
101
| Образ весеннего цветка в рассказах И.С Соколова-Микитова.
| 1
| Способы изображения природы разными авторами. Определение основного настроения дидактического текста. Поиск информации о нем. Иллюстрирование.
| Находят в тексте слова и словосочетания, необходимые для подтверждения собственного понимания и оценки.
|
102
| Образ весеннего цветка в стихотворениях П.С Соловьёва, И.А Бунина и сказке Г.Х Андерсена.
| 1
| Художественное описание весны и явлений природы. Чтение в соответствии с готовым делением текста на речевые звенья и поставленным тактовым ударением.
| Определяют настроение (тональность) художественного произведения.
|
103
| Образ весеннего цветка в стихотворениях П.С Соловьёва, И.А Бунина и сказке Г.Х Андерсена.
| 1
| Чтение диалога героев с определением интонации их реплик.
Работа со словариком понятий.
| Читают дидактический текст, используя чтецкую партитуру.
Выделяют ключевые слова и расставленные паузы.
|
От дождя до радуги (11 ч.)
|
104
| От дождя до радуги. Юмористический образ погоды в «детских» стихах Г.М Кружков Пёс Прогноз
| 1
| Постановка тактового ударения в тексте (выделение ключевых слов в каждой синтагме).
Отработка способа выделения ключевых слов внутри речевых звеньев.
| Характеризуют особенности прослушанного художественного произведения. Определяют жанр текста.
| Научатся:
находить в тексте слова-признаки для описания героя;
делить высказывания на смысловые части;
определять главного героя;
устанавливать порядок событий в рассказе;
различать прозаическое произведение от стихотворного.
Получат возможность научиться:
синтагматическому чтению
определять оттенков настроения текста.
прогнозировать события рассказа
выразительно читать текст, первично оценивать по критериям: выделение ключевых слов, расстановка пауз, безошибочность.
определять основную мысль текста.
|
105
| От дождя до радуги. Юмористический образ погоды в «детских» стихах Г.М Кружков Пёс Прогноз
| 1
| Определение понятия тема в поэтическом тексте со звукописью Способы изображения «живого» дождя в шутливых стихотворениях разных авторов.
| Раскрывают последовательность развития сюжета. Описывают героев. Определяют тему и основную мысль текста.
|
106
| От дождя до радуги. Юмористический образ погоды в сказочной истории Ф.Д Кривин Мечта
| 1
| Выделение слов-признаков и слов-действий для описания необычного героя. Работа со словариком понятий. Определение роли похожих по звучанию слов (омофонов) для создания образа
| Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников. Читают в соответствии с готовым делением текста на синтагмы и поставленным тактовым
ударением.
|
107
| Образ дождя в стихотворениях С.Я Маршака
| 1
| Определения понятия тон в поэтическом тексте. Выделение слов-признаков, слов-действий для описания героя. Работа со словариком понятий. Определение оттенков настроения учителя во время чтения отрывка из сказки.
| Оценивают своё и чужое высказывания по поводу художественного произведения.
Выделяют главный смысл рассказа. Сравнивают тексты-описания, определение их основного настроения.
|
108
| Образ дождя в стихотворениях С.Я Маршака
| 1
| Прогнозирование событий по рассказу. Определение темы и основной мысли текстов. Определение грустного, печального настроения истории как основного настроения текста. Способы изменения настроения.
| Находят в тексте слова и словосочетания, необходимые для подтверждения собственного понимания и оценки. Выделяют оттенки слова в описании одного явления разными авторами.
|
109
| Образ дождя в стихотворениях Л.Н Конырева.
| 1
| Определения понятия тон в поэтическом тексте. Выделение слов-признаков, слов-действий для описания героя. Работа со словариком понятий. Определение оттенков настроения учителя во время чтения отрывка из сказки.
| Определяют настроение (тональность) художественного произведения. Определяют особые места текста - «островки» смены тона рассказа: начала и конца.
|
110
| Художественное описание дождя в произведениях Б.А Павлова.
| 1
| Составление высказывания (текста), содержащего описание. Сравнение текстов-описаний, определение их основного настроения. Способы передачи этого настроения. Выделение оттенков слова в описании одного явления разными авторами.
| Делят высказывания текста на синтагмы. Расставляют паузы. Читают в соответствии с поставленным тактовым ударением и делением текста на синтагмы.
|
111
| Художественное описание дождя в произведениях Н.К Абрамцевой.
| 1
| Выразительное чтение текста, первичное оценивание по критериям: выделение ключевых слов, расстановка пауз, безошибочность.
| Определяют критерии смены тона при чтении. Определяют роль вопросительного предложения в тексте. Определяют роль многоточия в рассказе.
|
112
| Образ радуги в рассказе Э.Ю Шима. Тема произведения. Способы её определения. Тон и темп в произведениях разных жанров.
РК. Е. Айпин Звезда утренней зари.
| 1
| Определение понятия темп в поэтическом тексте со звукописью. Выделение слов-признаков и слов-действий для описания необычного героя. Определение роли похожих по звучанию слов (омофонов) для создания образа.
| Выделяют слова-признаки и слова-действия для описания необычного героя. Работают со словариком понятий. Определяют роль похожих по звучанию слов (омофонов) для создания образа.
|
113
| Образ радуги в рассказе И.С Соколова-Микитова. Тема произведения. Способы её определения. Тон и темп в произведениях разных жанров
| 1
| Выстраивать последовательность учебных действий, оценивать ход и результат выполнения задания
| Ставят тактовое ударение в тексте. Выделяют ключевые слова в каждой синтагме. Читают в соответствии с делением текста на синтагмы и поставленным тактовым ударением. Выбирают тон для чтения советов автора.
|
114
| Художественное описание радуги в сказке К.Д Ушинского и стихотворении В.А Жуковского. Слова – сравнения в произведении.
| 1
| Определение темы и основной мысли текстов.
Выбор заголовка к тексту. Определение темы и основной мысли текста. Выделение в рассказе слов-сравнений для создания образа радуги. Определение роли сравнения в текстах
| Объясняют смысл заголовка стихотворения. Оценивают своё и чужое высказывания по поводу художественного произведения. Выделяют главный смысл рассказа.
|
Кто придумал чудеса? (11 ч.)
|
115
| Кто придумал чудеса? Образ облака в стихотворном и прозаическом тексте.
| 1
| Работа в парах. Различение поэтического и прозаического текстов, предложенных для анализа в паре, по признакам; Сравнение текстов-описаний, определение их основного настроения.
| Делят высказывания текста на синтагмы. Расставляют паузы. Расставляют тактовое ударение в тексте (выделение ключевых слов в каждой синтагме).
|
Научатся:
составлять высказывания, содержащее описание;
кратко пересказать эпизод произведения, перечислить события.
делить текст на синтагмы
воспринимать текст на слух
выражать своё мнение по поводу прочитанного;
интонировать наизусть поэтический текст.
Получат возможность научиться:
проводить первичный сравнительный анализ прозаических и поэтических текстов;
интонировать стихотворный текст вслух;
интонировать юмористическое стихотворение с предварительным выделением слов признаков, слов-действий для создания картины чуда;
находить некоторые способы передачи настроения героев и автора;
оперировать терминами «диалог», «многоточие», «образ», «речевое звено», «темп», «тон»;
читать по ролям, отвечать на вопросы к текстам, оценивать чтение других и собственное чтение;
раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.
|
116
| Образ чудной страны и чудака в стихотворении И.П. Токмаковой
| 1
| Называние признаков текста словами, группировка (классификация) на поэтические и прозаические, на разные произведения по оттенкам настроения. Наблюдение за способами изображения чудной страны и чудака в юмористических стихотворениях
| Читают в соответствии с делением текста на синтагмы и поставленным тактовым ударением. Оценивают своё и чужое высказывания по поводу художественного произведения.
|
117
| Образ чудной страны и чудака в стихотворении О.О Дриза
| 1
| Отработка способа чтения высказываний, в которых встретились знаки «тире», «двоеточие», «многоточие». Наблюдение за способами изображения чудес, которые «живут» рядом.
| Определяют роль тире в тексте. Воспринимают текст на слух. Выражают своё мнение по поводу прочитанного.
Воспринимают учебный текст: определяют цель.
|
118
| Образы «чудес» в стихотворениях В.В Лунина. РК. Е. Айпин В тени старого кедра.
| 1
| Выразительное чтение с последующим оцениванием. Составление текста по предложенным словам. Сочинение о чудаке. Способы интонирования стихотворного текста вслух. Выстраивать последовательность учебных действий. О чудесах земли Югорской.
| Узнают способы запоминания текста. Передают его содержание слушателям.
Различают поэтические и прозаические тексты.
Конструируют алгоритм выполнения учебного задания.
|
119
| Образы «чудес» в стихотворениях В.В Лунина
| 1
| Работа с информационными источниками (первое знакомство с разными способами получения ответов на вопросы – спрашивание, поиск в справочниках, словарях, энциклопедиях для детей)
| Изменяют тон и темп чтения. Определяют критерии их изменения в рассказе. Осмысливают художественное произведение.
|
120
| Чудесные превращения в природе и в жизни. Стихотворения О.Е Григорьева
| 1
| Выразительное чтение предложений с восклицательной и вопросительной интонацией.
Классификация прочитанных произведений по настроению, теме, персонажам.
| Читают текст в соответствии с этапами синтагматического чтения. Применяют способ синтагматического чтения при интонировании.
|
121
| Чудесные превращения в природе и в жизни. Стихотворения Н.А Кончаловской.
РК. Мифы народов севера.
| 1
| Выразительное чтение текста (отрывков) с последующим анализом чтения в соответствии с критериями.
Наблюдение за развитием событий в сказке.
| Выявляют сходства и различия. Находят в тексте слова и словосочетания, необходимые для подтверждения собственного понимания и оценки.
|
122
| Чудесное превращение гусеницы в бабочку в сказке В.Д Берестова. Диалог героев
| 1
| Наблюдение за описанием бабочки в дидактическом тексте. Попытка передать в чтении состояние рассказчика.
Наблюдение за репликами диалога героев в разных текстах, определение роли каждой реплики.
| Находят в тексте слова и словосочетания, необходимые для подтверждения собственного понимания и оценки. Определяют настроение (тональность) художественного произведения.
|
123
| Чудесное превращение гусеницы в бабочку в сказке В.Д Берестова. Диалог героев
| 1
| Наблюдение за способами выражения авторского отношения к миру через поиск художественных деталей. Первичный сравнительный анализ прозаического и поэтического текстов, выявление сходства и различия в них.
| Понимают позиции автора, читателя, критика, теоретика. Оценивают ход и результат выполнения задания.
Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников.
|
124
| Образ бабочки и солнечного зайчика в лирическом и юмористическом стихотворениях. Рассказ героя от первого лица.
| 1
| Наблюдение за ритмическим рисунком юмористического стихотворения.
Наблюдение за способами изображения бабочки и солнечного зайчика.
Знакомство с понятиями «драма» (пьеса), «действующие лица»,
| Применяют способ синтагматического чтения при интонировании описания бабочки. Выделяют ключевые
слова, создающие образ. Выбирают тон для передачи настроения.
|
125
| Образ бабочки и солнечного зайчика в лирическом и юмористическом стихотворениях. Рассказ героя от первого лица.
| 1
| Наблюдение за способами выражения авторского отношения к миру через поиск художественных деталей. Наблюдение за ритмическим рисунком юмористического стихотворения.
| Определяют настроение (тональность) художественного произведения. Формируют действия контрольно-оценочной самостоятельности
|
Сквозь волшебное стекло (7 ч.)
|
126
| Сквозь волшебное стекло. Образ солнечного зайчика и солнечного луча.
| 1
| Способ интонирования песни, в которой создаётся образ добра и света. Выбор средств для передачи радостного настроения. Ст-е С. Чёрного «Песня солнечного луча».
| Определяют некоторые оттенки интонации в произведении.
Характеризуют особенности прослушанного художественного произведения.
|
Научатся:
выразительно читать предложения с восклицательной и вопросительной интонацией.
Получат возможность научиться:
находить необходимую информацию в различных информационных источниках
задавать вопрос, связанный с поиском нужной информации.
классифицировать прочитанные произведения по настроению, теме, персонажам.
|
127
| Сквозь волшебное стекло. Способ интонирования радостной песни. Выбор средств для передачи авторского настроения.
| 1
| Наблюдение за способами выражения авторского отношения к миру через поиск художественных деталей.
| Соблюдают темп чтения. Выбирают тон, ритм чтения в соответствии с содержанием текста.
|
128
| Образ стёклышка в сказке Н.К Абрамцевой Повествование о чуде. Способы проникновения в авторский замысел.
| 1
| Выразительное чтение текста (отрывков) с последующим анализом чтения в соответствии с критериями Открытие способа быстрого запоминания шуточного стихотворения
| Воспринимают учебный текст. Определяют цель. Конструируют алгоритм выполнения учебного задания.
|
129
| Образ стёклышка в стихотворении Е.Я Тараховской. Повествование о чуде. Способы проникновения в авторский замысел.
| 1
| Чтение текста в соответствии с этапами синтагматического чтения: делением высказывания на синтагмы, постановкой тактового ударения
| Выделяют ключевые слова. Определяют границы в речевых звеньях. Определяют основное настроение текста. Различают поэтический и прозаический текст.
|
130
| Тема волшебства. Добро и зло в изображении писателя. Ю.И Коваль Фиолетовая птица.
РК. Сказка о добре А. Конькова Стрела огненный наконечник
| 1
| Определение личного отношения читателя к событию, описанному автором. Н. Абрамцева «Котёнок и стёклышко». Ю. Коваль «Фиолетовая птица».
| Понимают позиции автора, читателя, критика, теоретика. Оценивают ход и результат выполнения задания. Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников.
|
131
| Тема волшебства. Добро и зло в изображении писателя. Ю.И Коваль Фиолетовая птица.
| 1
| Знакомство с историей о чуде, содержащей повествование. Проникновение в замысел автора. Способ передачи и перемены настроения героев с помощью средств языка. Определение личного отношения читателя к событию, описанному автором.
| Воспринимают текст на слух. Выражают своё мнение по поводу прочитанного.
Воспринимают учебный текст: определяют цель.
|
132
| Урок-рефлексия. Что я знаю и что умею по литературному чтению
| 1
| Чтение искусственного и художественного текста с попыткой переноса способа синтагматического чтения на незнакомое произведение.
| Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников и оценивают своё и чужое высказывания по поводу художественного произведения.
|