№ урока
| Раздел /
Тема урока
| Кол час
| Содержание
| Характеристика основных видов деятельности
| Планируемые результаты освоения раздела, темы
|
Раздел: Формирование первоначальных представлений о слове. (11 ч)
|
1
| Предмет и слово. Слова как названия предметов.
| 1
| Представление о слове (противопоставление вещи и слова)
| Находят слово, соответствующее названию предмета.
| Научатся:
-различать понятия "слово" и "предмет";
-соотносить предмет со значением слова
-выделять слово как особый объект;
- различать предмет и слово, которое оно называет;
- ставить вопросы к словам-действиям;
- ставить вопросы к словам, называющим живые и неживые предметы;
- ставить к словам вопросы "кто это?" или "что это?";
- ставить вопросы к словам-признакам;
- читать модели слов, соотносить слова с их моделями. Получат возможность:
- составлять модели слов, называющих предметы, признаки предметов, действия предметов;
- соотносить предмет со значением слова;
- различать слова, называющие живой предмет и слова, называющие неживой предмет;
- различать слова, называющие предметы и слова, называющие действия и ставить к ним вопросы;
- соотносить название предметов, действий, состояний, с моделями слов;
- различать слова, называющие признаки от других слов;
- группировать слова в тематические группы по заданному основанию;
-отличать отдельные слова от высказывания;
- показывать связь слов в схемах высказываний;
- моделировать схемы высказываний.
|
2
| Предмет и слово. Слова как названия предметов
| 1
| Формирование представления: зачем нужны слова?
Выделение слова как особого объекта; противопоставление слова и вещи
| Сравнивают назначения предметов и слов, их называющих.
|
3
| Введение модели слова.
| 1
| Модель как символ слова.
Отработка составления моделей слов.
| Находят слово, соответствующее названию предмета.
|
4
| Постановка вопросов к словам, называющим живые и неживые предметы.
| 1
| Слова, называющие живой предмет и служащие ответом на вопрос кто это?
Слова, называющие неживой предмет и служащие ответом на вопрос что это?
| Различают слова, называющие живой предмет и слова, называющие неживой предмет.
Ставят к словам вопросы "кто это?" или "что это?"
|
5
| Слова, называющие предметы, и слова, называющие действия
| 1
| Разграничить слова названия и действия, ввести модели этих слов
Умение ставить вопросы и составлять модели к словам-предметам и словам-действиям.
| Сопоставляют значения слова и его номинативное значение. Группируют слова в тематические группы и в грамматические группы по их существенному признаку (слова, называющие предметы, их действия).Ставят вопросы и составляют модели к словам-предметам и словам-действиям.
|
6
| Постановка вопроса к словам, называющим действия.
| 1
| Постановка вопросов к словам действиям названия действий, названия состояний, названия отношений.
| Исследуют ситуации, требующие сравнение слова и предмета. Ставят вопросы к словам, называющим действия и опознают другие слова, называющие состояния, процессы.
|
7
| Расширение представления о словах – действиях
| 1
| Подбор слов к заданной схеме. Соотнесение слов и их схем.
| Осваивают правила работы в паре. Проявляют доброжелательность друг к другу.
|
8
| Слова, называющие признаки, и постановка вопросов к ним.
| 1
| Номинативная функция слов, называющих признаки. Знакомство с особыми словами, которые называют цвет, форму, материал, размер.
| Контролируют правильность определения слов, называющих предметы, слов- называющих действия. Группируют слова в тематические группы и в грамматические группы по их существенному признаку (слова, называющие предметы, их действия и признаки).
|
9
| Связь слов в высказывании.
| 1
| Предложение как коммуникативная единица.
Познакомить с понятием высказывание, его устройством и функционированием
| Выделяют слова из высказывания. Ставят вопросы и составляют модели к словам-предметам, словам-действиям и словам-признакам.
|
10
| Способ определения количества слов в высказывании. Служебные слова
| 1
| Знакомство со словом-помощником и его работой. Знакомство с правилом: перед словом всегда можно вставить другое слово.
| Отличают высказывание и слово. Определяют количество слов в высказывании.
|
11
| Служебные слова
| 1
| Составление схем высказываний по картинке. Определение количества слов в высказывании. Использование слов - помощников.
| Различают высказывание, слово.. Наблюдают за ролью предлогов в высказываниях. Используют способ определения количества слов в высказывании.
|
Раздел: Звуковой анализ слова (13 ч.)
|
12
| Звуки речи как «строительный материал» языка
| 1
| Составленность слов из звуков человеческой речи. Знакомство со способом выделения звуков в слове
| Выясняют, что звучащее слово состоит из звуков человеческой речи
| Научатся:
- различать звуки на слух;
- различают звуки человеческой речи и звуки природы;
- определять в слове заданный звук.
- Определять место заданного звука в слове
- определять количество слов в высказывании;
- пользоваться правилом определения количества слов в высказывании;
- Выделять в словах отдельные звуки;
- интонировать звуки в слове;
- делить звучащее слово на слоги.
-различают гласный звук от согласного звука
-научатся применять способ определения слогов в слове;
-различать ударные и безударные слоги
- определять ударный слог;
-ставить ударение и объяснять способ его определения в слове;
- подбирать слова, соответствующие заданной модели.
Получат возможность научиться:
- моделировать звуковые схемы слова.
- воспроизводить звуковую форму слова на основе его модели;
- самостоятельно строить звуковую модель слова
-анализировать модели звукового состава слов;
- характеризовать заданный учителем звук.
- использовать способ определения количества слогов в слове;
- читать модели слов
- различать функции гласных и согласных звуков;
- устанавливать связь между значением слова и его звуковой структурой;
-записывать слова, в которых не расходится количество звуков и букв, под диктовку в виде схемы;
- определять звонкость –глухость согласных звуков;
- определять парные и непарные по звонкости–глухости согласные звуки;
-определять твердость-мягкость согласных звуков;
- моделировать звуковой состав слов ;
- записывать слова под диктовку в виде схем.
|
13
| Способ выделения звуков в слове (на основе заданной модели).
| 1
| Воспроизведение звуковой формы слова на основе его модели. Образец интонирования звука в составе целого слова
| Находят слова с заданным звуком. Определяют наличие и место заданного звука в слове.
|
14
| Способ выделения звуков в слове (на основе заданной модели).
| 1
| Выделение и определение последовательности звуков в слове с ориентацией на заданную модель (посредством последовательного интонирования каждого звука в слове).
| Строят звуковые модели слова Моделируют схемы слов, «читать» их. Определяют наличие и место заданного звука в слове
|
15
| Слог как минимальная произносительная единица.
| 1
| Упражнение в делении слов на слоги, в выделении ударных и безударных слогов
| Выделяют слог как минимальную произносительную единицу. Определяют количество слогов в слове.
|
16
| Гласные и согласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков
| 1
| Выделение гласных (слогообразующих) и согласных звуков. Характеристика особенности произнесения гласных, согласных звуков; ). Сравнение особенностей произнесения пар звуков: гласных-согласных (на основе анализа рисунков.
| Выделяют гласные (слогообразующие) и согласные звуки. Классифицируют звуки по заданному основанию (гласные-согласные); Читают модели слов.
|
17
| Деление слов на слоги. Работа с неозвученными моделями.
| 1
| Способ слогоделения.
Восстановление букв в словах, восстановление слов в высказывании. Работа по слогоделению. Введение слоговых моделей.
| Делят слова на слоги. Характеризуют данные учителем звуки; Слышат их в слове; Подбирают слова с данными звуками; находят букву данного звука в слове,
Соотносят пропущенную в слове букву со звуком, который она обозначает.
|
18
| Деление слов на слоги. Работа с неозвученными моделями.
| 1
| Гласные звуки – «ртораскрыватели», согласные звуки – «ртосмыкатели». Введение звуковых моделей слова
| Отображают смыслоразличительные качества звуков в звуковой модели слова.
Различают функции гласных и согласных звуков. Составлять звуковую модель слов.
|
19
| Смыслоразличительная роль гласных и согласных звуков.
| 1
| Смыслоразличительная функция гл. и согл. звуков. Обнаружение смыслоразличительной роли звуков речи (бык - бок, дом - дым
| Характеризуют особенности произношения гласных и согласных звуков. Различают функции гласных и согласных звуков.
|
20
| Ударение. Смыслоразличительная роль ударения в слове.
| 1
| Способ определения ударного слога в слове. Познакомиться со смыслоразличительной функцией ударения. Работа с лексическим значением слов. Ударение меняет значение слова
| Определяют, на какой слог падает ударение,
Обозначают ударный слог в схеме слова Контролируют: находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука.
|
21
| Звонкие и глухие согласные звуки, их смыслоразличительная роль.
| 1
| Введение терминов «звонкий согласный» и «глухой согласный». Найти новую характеристику согласных звуков: звонкий глухой.
| Определяют звонкость –глухость согласных звуков. Характеризуют гласные и согласные звуки русского языка
|
22
| Звонкие и глухие согласные звуки, их смыслоразличительная роль.
| 1
| Отработка способа различения звонких и глухих согласных звуков. Моделирование звукового состава слова.
Овладение способом вычленения звуков в словах и определение их последовательности.
| Сравнивают модели звукового состава слов: их сходство и различия. Соотносят пропущенную в слове букву со звуком, который она обозначает.
|
23
| Твердые и мягкие согласные звуки, их смыслоразличительная роль.
| 1
| Отработка способа различения твердых и мягких согласных звуков.
| Группируют слова по первому (последнему) звуку. Классифицируют звуки по заданному основанию .
|
24
| Твёрдые и мягкие согласные звуки.
| 1
| Соотнесение заданного слова с соответствующей ему моделью, выбранной из ряда предложенных. упражнение в различении твёрдых - мягких согласных звуков.
| Определяют ударный слог в слове, звонкие и глухие , твердые и мягкие согласные.
Анализируют предложенную модель звукового состава слова,
|
Раздел: Формирование действий письма и чтения (68 ч)
|
25
| Буква как знак звука.
| 1
| Различать понятия звук и буква. Упражнение в написании элементов письменных букв.
Различать звуки и буквы: первые произносим и слышим, вторые видим и пишем.
| Сравнивают: соотносить звук и соответствующую ему букву.
Различают понятия звук и буква. Анализируют предложенную модель звукового состава слова
| Научатся:
-различать звуки и буквы;
-составлять звуко -буквенную модель слов;
- каллиграфически записывать буквы гласных и согласных звуков;
- Воспроизводить заданный учителем образец интонационно выделяя звука в слове;
- Интонировать звуки, выполнять звуковой и звукобуквенный анализ, подбирать слова с данными звуками; находить букву данного звука в слове.
- Оформлять высказывания: заглавную букву в начале высказывания, ставить знаки препинания в конце предложения
- применять способ обозначения мягкости согласных звуков на письме с помощью букв Е,Ё,Ю,И;
- пользоваться алгоритмом записи высказывания под диктовку, переносить слова по слогам.
- пользоваться алгоритмом записи высказывания под диктовку.
- пользоваться способом записи высказывания и определения количества слов в высказывании.
- оформлять высказывания в устной и письменной речи.
- различать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме с помощью букв Е,Ё,Ю,И и с помощью буквы Ь.
- обозначать твердость-мягкость согласных в позиции не перед гласным звуком (буква Ь).
- обозначать звук [й] в конце слова и перед согласным буквой Й.
- обозначать звук [й] перед гласным буквами Я,Ю,Е,Ё.
- обозначать гласные звуки буквами после шипящих;
- устанавливать порядок слов в соответствие с алфавитом; Получат возможность научиться:
-воспроизводить звуковую форму слога и слова по его буквенной записи (чтение).
- моделировать схемы слов, «читать» их, сравнивать слово и предложенные схемы.
- применять способ переноса слов.
- записывать букву гласных после твердых и мягких согласных звуков;
- писать заглавную букву в начале высказывания, в именах собственных;
-распознавать орфограмму в слове;
- находить изучаемые буквы в слове;
- классифицировать звуки по заданному основанию: гласные-согласные; твердые - мягкие согласные звуки;
- различать парные согласные по звонкости-глухости.
-различать слова в зависимости от твердости-мягкости согласных звуков, звонкости-глухости согласных звуков.
-овладеть способом синтагматического чтения;
-находить ошибки в предложенной характеристике звука.
- распространять предложения по опорным вопросам.
- различать функции двух групп гласных букв.
- различать орфограммы, гласные И, А, У после шипящих.
-составлять транскрипцию (звуковую запись слов);
- применять правила для обозначения мягкости согласных Ч, Щ перед согласными;
- находить орфограмму «Гласные О, Ё после шипящих»
- находить орфограмму «Гласные Ы, И после Ц»
- контролировать и оценивать свою работу, соотносить работу с эталоном.
- находить орфограмму «Обозначение звука [й] буквами Ь и Ъ, перед Я,Ю,Ё,Е, И»
|
26
| Буквы гласных А, О.
| 1
| Буквы гласных А,О. Сравнительный анализ артикуляционных особенностей произнесения звуков [а], [о]. 50
| Соотносят звуки (о) [а] с обозначающими их буквами А О. Различают звуки и буквы: буква как знак звука
|
27
| Буквы гласных У, ы
| 1
| Буквы гласных У,Ы. Уметь характеризовать данные звуки как звуки гласные; слышать их в слове
| Характеризуют данные звуки как звуки гласные. Различают понятия звук и буква. Составляют звуко - буквенную модель слов.
|