Главная страница

Знакомство с бытом и традициями якутского народа


Скачать 108.13 Kb.
НазваниеЗнакомство с бытом и традициями якутского народа
Дата18.02.2016
Размер108.13 Kb.
ТипДокументы

Знакомство с бытом и традициями якутского народа.

Люблю тебя, Якутия моя!

Отчизна, занесенная снегами.

Ветра твоих долин,

В весеннем небе солнце,

Словно пламя!

С. Денисов
Каждый народ, даже самый малочисленный, представляет собой живительный источник знаний и добра. Северные народы не только освоили для человечества крайне суровую и богатейшую по своим природным ресурсам огромную территорию, но и создали свою самобытную материальную и духовную культуру. Этим самым они доказали способность человека к выживанию и занятиям созидательной деятельностью.
«Крайний север – край вечной мерзлоты, северных сияний, долгой зимы и короткого лета. Дивный край завьюженной зимы». Так нежно, с любовью отзывался о Якутии поэт П. Федосеев. Когда-то по заснеженным просторам нашей родины бродили гигантские предки слонов – мохнатые мамонты, и первобытные охотники оглашали воздух своим боевым кличем. Следы тех давних событий хранит замерзшая земля – земля Саха.

Сегодняшний день требует приобщения детей к процессу дальнейшего развития культуры народов Якутии, ее национальной гордости, к процветанию родной земли во всех отношениях. Детство – пора становления личности. Только в детстве закладывается фундамент для развития личности человека, для совершенного знания родного языка, определяющего характер и направленность его отношения к природе, людям, культуре. В дошкольном возрасте любознательность ребенка чрезвычайно остра, его познавательный интерес беспрестанно растет, он засыпает взрослых вопросами. Нельзя подавлять в нем это естественное стремление, нужно стараться давать максимально полные ответы, обогащать его язык.

Якутия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять якутский язык, историю и культуру как свои собственные. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства, прививать ненавязчиво, непринужденно, иначе в ребенке не сможем пробудить чувство любви к Родине, к краю, в котором живем.

Якутский философ А.Г. Новиков писал, что в этом огромном мире вера в одухотворенность природы позволила нашим предкам находиться в более гармоничных отношениях с окружающей средой. Для саха особенно характерно художественное, а затем шаманское осмысление мира. Именно поэтому национальная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Надо научить ребенка с любовью и уважением относиться к национальным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, пронесенных сквозь века.

В результате бесед с детьми мы выявили, что у детей нет знаний о том, чем занимаются люди, живущие в Якутии, каковы их традиции и обычаи. А после беседы «Мой город Нерюнгри» убедились в этом еще раз, потому что у большинства детей крайне мало знаний даже о городе, в котором они живут.

Родителям предложили заполнить анкету «Знаете ли вы о том…?»

  1. Сколько городов в Якутии? (11)

  2. В каком году началось строительство БАМа?(1974)

  3. На сколько километров тянутся Ленские столбы? (180)

  4. Какими полезными ископаемыми богата Якутия? (золото, алмазы, уголь, железная руда…)

  5. Самое большое озеро Якутии? (Моготоево)

  6. Какие коренные народы населяют Якутию? (саха, эвены, эвенки, юкагиры, чукчи, долганы)

  7. Какой традиционный праздник отмечают в Якутии летом? (Ысыах)

Ответы были разными, и общая картина мало впечатляла. Мы поставили перед собой цель:

  • Приобщить детей к культуре, традициям, обычаям северян, воспитывать уважение к их труду.

Мы обратились к родителям с просьбой помочь в подборе необходимой литературы: детской художественной, литературы, отражающей национальный фольклор и игры. И были приятно удивлены, когда наряду с литературой стали приносить национальные предметы быта и труда, образцы национальной одежды и полезных ископаемых, изделия народно-прикладного искусства, фотографии о строительстве БАМа и о городе Нерюнгри, шкуры оленя и даже медведя. Эта поисковая работа, в которую включились педагоги, родители и дети, еще больше объединила нас, сплотила, дала толчок к дальнейшей творческой работе.

Видя заинтересованность родителей, живой познавательный интерес в глазах детей, их эмоциональное отношение, у нас возникла идея создать в нашем детском саду особую комнату якутской культуры. Но чтобы осуществить эту идею, предстояло еще много работы. Был составлен перспективный план работы на год, где первым пунктом было знакомство детей с родным городом. Мы начали с оформления фотоальбома «Любимый город» и сразу столкнулись с проблемой, какая фотография должна быть первой в альбоме. Каждому ребенку хотелось, чтобы это была фотография его улицы или дома. Дети спорили, рассуждали, приводили свои доводы, доказывали, пытались отстоять свою точку зрения. В результате спора мы пришли к решению, что это должна быть фотография нашего общего дома – нашего детского сада.

Ко дню города оформила папку «Белокаменный красавец» и выставку детских рисунков, в которых была отражена повседневная жизнь горожан. Чтобы вызвать интерес у детей и желание больше узнавать о своем городе, организовали экскурсию по городу. Для закрепления полученных знаний были проведены беседы «Строители БАМа», «Кто построил мой город», «Нерюнгри – один из промышленных центров Якутии». Также на занятиях по аппликации и рисованию дети выполняли работы по темам «Мы строим город», «Идет добыча угля», «Праздничный салют» и др. В рисунках дети отображали свои впечатления, наблюдения.

С целью познакомить детей с коренным населением нашей республики была организована экскурсия в краеведческий музей. Экскурсовод музея рассказала детям о родном крае, о коренных жителях Якутии, о занятиях людей, традициях, природе и животном мире Якутии. Детям все было интересно, они с увлечением рассматривали, как выглядит якутский балаган, различные орудия труда, старинная якутская одежда, посуда и многое другое. Экскурсия в музей открыла для детей новую неизвестную страницу, с которой им предстояло познакомиться. Мы поставили перед собой цель - изучить научно-методическую литературу, которая была опорой в работе. Мы познакомились с работами «Якуты» В. Серошевского, «Этнопедагогика» Г.Н.Волкова, «Родной край» Р.И. Жуковского, «История Якутии» А.Н. Гоголева. Много информации получили из работы Е.Е. Аммосовой «Ремесла предков вчера и сегодня». Просмотрели детские научно-познавательные журналы «Колокольчик», «Илкен», «Северные просторы», детскую художественную литературу писателей и поэтов Якутии.

Наиболее распространенным жанром фольклора является сказка. Именно сказка располагает самой яркой доступной информацией для детей. И поэтому ей отведено главное место в своей работе по ознакомлению детей с бытом и традициями народов Севера. Мы с детьми приходим в свой мини-музей, рассаживаемся на медвежьей шкуре вокруг камелька и ведем задушевный разговор. Так, через сказки, наглядный материал, дидактические и подвижные игры мы начали знакомить детей с традиционными занятиями коренных народов Якутии (охота, рыболовство, оленеводство, животноводство).

Каждый раз после чтения или рассказывания сказки мы беседуем по ее содержанию. Так, познакомив детей с якутской народной сказкой «Смелый Ойхур», стараемся воспитывать в них такие качества, как отвага, находчивость, смелость. Задаю вопросы:

  • Кто вам понравился в сказке больше? И почему?

  • Что было бы, если Ойхур струсил? Хотели бы вы быть похожими на него?

Через сказки «Скупой рыбак», «Как песня спасла жизнь», «Умная девушка» и др. знакомим детей с традициями гостеприимства: приветь любого гостя, обогрей заблудившегося путника, не расспрашивай, угости лучшим куском. Через такие сказки подводим детей к пониманию того, что на земле не должно быть места страданиям и бедности, зло и обман должны быть наказаны.

Большое место в фольклоре народов Севера занимают сказки о животных. Они по- своему объясняют повадки, рассказывают о внешнем виде животных, о взаимоотношениях человека и зверя. В этих сказках учим детей видеть в главных персонажах людей, оценивать героев и их поступки.

Для закрепления знаний и расширения кругозора детей используем такую дидактическую игру, как «Отгадай загадку, используя символы». Мы вместе с детьми придумали символы, которые характеризуют северных животных, птиц, растения.

Хочу особо подчеркнуть, что большую роль при знакомстве с трудом и бытом коренных жителей Якутии играет наглядный материал. Наличие иллюстраций, ярких, красочных, вызывает у детей интерес к занятиям, повышает их активность.

Беседуя с детьми о жизни и труде коренных жителей Якутии, стараемся задавать детям такие вопросы, которые бы заставляли их думать, рассуждать. Например:

  • Как вы думаете, для чего у уросы вверху отверстие?

  • Чем отличается лыжа охотника от лыж спортсмена?

  • Кто такие оленеводы?

  • Из чего северяне шьют одежду и почему?

  • Как называются сани в оленьей и собачьей упряжке?

  • Для чего нужен аркан (маут)?

Отвечая на такие вопросы, у детей развивается мыслительная деятельность, логика, умение сравнивать и делать выводы. Развивается диалогическая речь, память, обогащается словарь. В работе над обогащением словаря и его красочностью нам помогает любимый сказочный персонаж – девочка Нюргуяна. «Я Нюргуяна! Злой и жадный шаман похитил меня и увез в бескрайнюю заснеженную тундру, но смелые и гордые олени помогли мне и привезли к вам». Приветливая, добрая, ласковая, и в тоже время такая беззащитная, Нюргуяна сразу полюбилась детям. Обступив, они с любопытством и интересом стали рассматривать ее яркий и необычный для них наряд. Их любопытству не было конца.

  • Какая красивая у тебя шубка. А как она называется?

  • Кухлянка.

  • А почему у тебя такая острая шапка?

  • Это национальная якутская шапка дьабака.

  • А это что такое?

  • Женская сумочка для мелочей, расшитая бисером.

  • Какие красивые у тебя сапоги!

  • Это торбаса. На мне надет якутский национальный костюм. Платье – халадай с оборками и жилет, украшенный орнаментом. На голове женское украшение бастынга.

Так, в свободной обстановке, непринужденном разговоре дети узнали много нового об одежде якутов, национальном орнаменте, традиционном шитье, услышали якутскую речь. Использование в беседе, диалоге – разговоре игрового приема побуждает детей быть сообразительными, любознательными, внимательными. Вопросно-ответный характер бесед учит детей внимательно слушать других, дополнять, поправлять ответы друзей, самому задавать вопросы.

Якутская одежда всегда нарядна, даже повседневная одежда украшена простым незатейливым узором, а к украшению праздничной одежды мастерицы относятся с особым рвением. У них есть свой якутский стиль, позволяющий отличать их изделия от изделий других северных народов. Подборы сочетания цветов у якутов тоже своеобразны. Нюргуяна рассказала, что каждый цвет имеет свое значение. Например, черный символизирует землю, зеленый – растительный мир, красный – тепло, солнце, голубой – простор, легкость. Также девочка Нюргуяна рассказала, что орнамент, который выкладывается из ромбиков, называется ромбовидный, из треугольников – зубчатовидный, из полуовалов – ногтевидный. Еще бывают орнаменты сердцевидные, копьевидные, пальцеобразные, «елочка». Дети узнали, что составить узор можно из одного вида орнамента или чередуя два – три вида. При украшении чашки ногтевидным орнаментом я предложила детям наложить свой ноготь на орнамент, чтобы убедиться в их схожести. Теперь дети часто пользуются этим приемом и при рисовании.

На занятиях по лепке мы лепили туесок (тууйас), чашку (кытыйа) и чорон. Детям рассказали, что у якутов исстари для кумыса (напитка из молока кобылы) существовала специальная посуда, деревянный бокал – чорон. Чороны выдалбливали из дерева специальным инструментом, затем пропитывали животным жиром и просушивали на открытом воздухе. Благодаря этому чороны приобретали темный цвет. Чороны изготавливались разных видов: большие и маленькие, на одной ножке и на трех. Самые крупные из них (7 -8 литров) предназначались для питья во время традиционного праздника Ысыах и подавались почетным гостям. Чорон является одним из символов Якутии. Он символизирует благополучие, гостеприимство. На таких занятиях дети глубже знакомятся с обычаями якутов, с традиционным украшением чорона, закрепляют цвет, форму, развивают мелкую моторику.

Большое место в своей работе уделяется дидактическим играм и их применению как на занятиях, так и вне их. Такие игры, как «Назови орнамент», «На что похоже?», «Выложи узор», «Выставка вещей» закрепляют знания о декоративно-прикладном искусстве, о традиционном украшении одежды и посуды, развивают у детей наблюдательность, умение сравнивать и находить в окружающей среде похожие предметы. Дидактическая игра «Магазин игрушек», «Бабушкин сундук», «Чудо - вещи вокруг нас» формируют представление детей о том, что вещи сделаны людьми и имеют разное значение. Игры заставляют детей думать, делать правильный выбор, анализировать, определять структуру материала по внешнему виду и на ощупь.

Много воспитательных и познавательных задач мне помогли решить подвижные игры: «Сокол и лиса», «Метание маута», «Займи место первым», «Бык и пенек», «Летящий диск» и другие. Все игры глубоко национальны, ярко отражают труд и традиции коренного народа Якутии. Через такие игры развивается ловкость, гибкость, сила, реакция, выносливость. Они объединяют детей, воспитывают в них чувство взаимовыручки, товарищества, развивают силу воли.

Нюргуяна продолжает знакомить нас с бытом якутов. Через дидактическую игру «Якутская кухонная утварь» знакомим детей с посудой из бересты: туйас – туесок для сбора ягод, юабас – берестяное ведро, матарчах – сосуд для молочных продуктов, кытыйа – деревянная чашка и др. Дети узнали, что в берестяной посуде молочные продукты сохраняются дольше.

Сочетание разнообразных методов и приемов позволило нам в комплексе решить воспитательные задачи. У детей появился интерес к дальнейшему знакомству с традициями и обычаями народов Якутии.

С помощью родителей мы сделали макет летнего якутского жилища – урасы. Обтянули его оленьими шкурами, внутри в центре занял свое место камелек, на стене висит ковер из лоскутков, на самом верху имеется отверстие для выхода дыма. Пол в жилище выстлан мехом, а на входе – ветками лиственницы. Теперь мы имеем возможность наглядно познакомить детей с якутской национальной одеждой, берестяной и деревянной посудой, изделиями народно – прикладного искусства (женские украшения из бисера, серебра, полудрагоценных камней и мн. др.). Одна из стен представляет собой заснеженную тундру, на фоне которой в ярких красках переливается северное сияние, на середине лежит медвежья шкура. Весь наглядный и художественный материал распределила по темам: «Мой родной край», «Животные и птицы Якутии», «Растительный мир», «Традиции и обычаи». Теперь мы часто проводим занятия по ознакомлению детей с Якутией в нашем мини-музее. А во вторую половину дня обычно мы читаем сказки, знакомимся с новыми играми, рисуем, лепим.

Для более полного знакомства с традициями и обычаями якутского народа, мы с детьми побывали в Экологическом Этнографическом центре. Эта экскурсия дала детям много новых знаний и впечатлений. Самобытная обстановка и атмосфера, которая царит в балагане, окружение настоящих старинных вещей, радушное гостеприимство хозяев подталкивает нас к поиску нового, неизвестного, к новым встречам и наблюдениям.

Делая выводы о своей работе по ознакомлению детей с традициями и обычаями коренного населения Якутии, можно сказать следующее. Основным показателем работы стала поисковая работа по созданию мини-музея якутской культуры. Использование в работе различных методов и приемов дало свои результаты: дети получили знания о жизни и основных занятиях, о традициях и одежде, еде и нравственных устоях этих народов.

Работу по ознакомлению с обычаями и традициями северян необходимо продолжить. Мы наметила в следующем году глубже познакомить детей с традиционным праздником Ысыах и символами Якутии, провести ряд бесед, опираясь на известную легенду о великом преклонении якутов природе «Сказание о дереве», шире раскрыть тему о народно-прикладном искусстве (меховая мозаика, изготовление мягкой игрушки, резьба по кости и дереву). Раздел по физическому здоровью дополнить подвижными играми силового характера, которые бы способствовали развитию нравственно-волевых качеств («Перетягивание палки», «Соколиный бой», борьба и др.).

В заключение отметим, что положительный результат по формированию у детей представлений о людях разных национальностей, понимания того, что у народов есть свои культурные традиции, обычаи, речь дает систематичная и планомерная работа. Она воспитывает чувство дружбы, уважения, симпатии, что оказывает влияние на формирование личности в целом.