|
Задача : дать детям представление, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его формы и тяжести. Подвести детей к пониманию «плотности»
|
 Скачать 52.14 Kb.
|
Отправной момент исследования плавучести предметов - «маленькое чудо» - бумажный цветок, раскрывающий в воде свои лепестки. Чудо – цветок Из бумаги вырезать цветок. Его лепестки закрутить с помощью ножниц. Получилась лилия.
В емкость с водой аккуратно поместить цветок. Понаблюдать за маленьким чудом – лепестки лилии начинают раскрываться.
- Почему цветок раскрылся?
- Почему цветок не тонет?
- Есть еще предметы, которые не тонут, остаются на поверхности воды?
Дети предлагают различные варианты, опираясь на свой жизненный опыт и знания.
- Как проверить наши предположения?
Решено провести серию опытов «Плавает или тонет». Плавает или тонет? Задача: дать детям представление, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его формы и тяжести. Подвести детей к пониманию «плотности». Материалы: емкость с водой, сундучок с мелкими предметами из различного материала – шарики, пластины, камешки, перышки…
Описание: Опыт 1: Каждому из детей предлагается выбрать предмет, плавучесть которого он хочет проверить. Сначала высказывают предположение
дети, результат заносится в таблицу. Затем ребенок самостоятельно опускает предмет на воду, чтобы проверить правильность высказываний. Результат заносится в таблицу. Выводы: Тимофей высказывает гипотезу:
- Вода держит на поверхности легкие предметы, тяжелые удержать не может и они тонут.
- Почему кукольное платье сначала было на поверхности, а потом утонуло?
София:
- Оно сделано из ниточек (ткани).
Дима:
- Ткань промокла, стала тяжелой, поэтому платье утонуло. Опыт 2: Убрали из емкости утонувшие предметы, оставили только те, что на поверхности, решили посмотреть, что изменится за время нашей прогулки. Перед прогулкой Саша отметила, что у картонки поднялись вверх края. Что будет дальше?
После прогулки, заглянув в емкость с водой, дети замечают – картон утонул. Вывод: Тимофей:
- Картонка от воды разбухла, стала тяжелой и утонула.
Дети с ним соглашаются. Опыт 3: Решили оставить до утра в воде перо, деревянную счетную палочку, карандаш.
Утром дети с интересом шли посмотреть – что изменилось?
Катя:
- А почему карандаш утонул? (Карандаш плавал под наклоном погрузившись в воду.) Вывод: Дети:
- Он набрал в себя воды и стал тяжелым.
Более того, попутно выяснилось, что карандаш легко разделился на две половинки. Почему? Он оказался склеенным из двух частей.
Легкое перо и плоская деревянная счетная палочка не утонули.
Гипотеза: если карандаш почти утонул, а плоская счетная палочка – нет, может быть, плавучесть зависит от формы предмета?
Результат занесли в таблицу. Решили проверить гипотезу о зависимости плавучести от формы предмета. Опыт 4: Вспоминаем, что кусок пластилина в воде не тонет.
Предлагаю детям придать этому же куску форму чашечки.
Предположения детей противоположные: одни говорят – потонет, другие – нет. Опустив чашечку на воду, видим, что она остается на поверхности. Почему?
Гипотеза, высказывается детьми:
- Там воздух!
- Где же там воздух, ведь этот пластилин тонул. Почему сейчас плавает?
Вывод: тонет предмет или плавает зависит еще и от формы самого предмета. Опыт 5: Есть предметы, которые тонут, есть – которые плавают. Что будет, если соединить некоторые из них? Потонут или нет? Давайте попробуем провести эксперимент.
Предлагаю
-
платье куклы положить на целлофановый пакет,
-
пластмассовый болтик на пластмассовую крышку,
-
к пластмассовому закрытому пузырьку приложим пластилин,
-
на плоскую деревянную палочку сначала положим резинку для волос, а потом – пуговицу.
Делаем выводы, результаты наших наблюдений заносим в таблицу. Опыт 6: Пластмассовый пузырек, закрытый крышкой не тонет. Что будет, если крышку снять?
Дети высказывают предположения, ответы разные, приходим к выводу о проверке правильных выводов опытным путем.
Наливаем немного воды – пузырек наклоняется, плавает, погрузившись наполовину в воду. Набираем воды до краев, он
опускается на дно. Вывод: Паша:
- Помогает держаться на воде воздух, который в пузырьке, когда там только вода – он стал тяжелым, утонул.
Полина:
- А стеклянный пузырек тоже будет плавать?
Дети прогнозируют ответ, затем проверяем опытным путем.
Сравнив вес пластмассового пузырька и стеклянного, делаем Вывод: Дети:
- Стекло тяжелее, но там воздух, он не дает утонуть и стеклянному и пластмассовому пузырьку.
- Резиновый мяч плавал на поверхности, как вы думаете, почему?
- В нем есть воздух.
- А что будет, если воздух убрать?
София:
– Я купаюсь с уточкой, если в нее попадает вода, она все равно плавает, мяч не утонет.
Проверяем опытным путем – делаем шилом дырку в мяче, набираем через нее воду, мяч тонет. Вывод: Дети:
– Конечно, ведь в нем нет воздуха, там теперь вода!
После того, как ответ получен, предлагаю поиграть с резиновыми рыбками, в которые тоже можно набрать воды, проверить полученный вывод. Результат получили такой же – с водой внутри рыбки тонули, без воды – плавали. Опыт 6: На полдник – апельсины. У детей возникает вопрос:
- А апельсин тонет или плавает?
Предположения разные, решаем проверить. Выясняем – апельсин с кожурой плавает. Что будет, если его очистить?
И опять маленькое чудо: апельсин очистили, значит, он стал легче, но уже не плавает, он утонул! Почему? Степа:
– Я знаю, там воздух. Мне мама говорила.
- А где же там воздух? Когда мы убрали кожуру, апельсин утонул.
- Да, там воздух! Даже большая машина в воде не тонет, если закрыть крышу и окна, чтобы вода не попала. Даже на крыше можно стоять, мне папа говорил!
- Где же все-таки прячется воздух в апельсине с кожурой, что он не тонет?
Ответ дети дать не смогли. Предлагаю разобраться.
Не вдаваясь в подробности, рассказываю детям, что все предметы состоят из маленьких частичек.
В прозрачный стакан насыпаем фасоль. На стенке стакана фломастером делаем отметку – сколько фасоли в стакане. Аккуратно потряхиваем стакан, фасоль укладывается плотнее, по отметке делаем вывод, что места она занимает теперь меньше. Хотя мы не отбавляли ничего от ее количества.
Если частички расположены близко друг к другу, говорят, материал имеет большую плотность. Плотность металла большая, он тонет. Если частички располагаются не плотно – маленькая плотность материала. Плотность дерева меньше, чем у воды, даже большое тяжелое бревно плавает. Вывод: Если предмет имеет плотность больше, чем у воды – он тонет. Если плотность у предмета меньше. Чем у воды – он плавает.
Апельсину не дает утонуть рыхлая, неплотная кожура, в ней есть воздух. Если кожуру снять, апельсин тонет.
Экспериментов проведено достаточно для того, чтобы подвести общий итог по нашим выводам. С ребенком, который проявлял большую активность и заинтересованность, чем другие дети, готовим мини-доклад. Составляем рассказ, обговариваем и рисуем опорные картинки. |
|
|