Главная страница

Урок по теме «передача информации»


Скачать 109.26 Kb.
НазваниеУрок по теме «передача информации»
Дата06.03.2016
Размер109.26 Kb.
ТипУрок

Урок по теме «ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ», в музее «Боевой Славы 12-ой артиллерийской Краснознамённой орденов Кутузова и Богдана Хмельницкого дивизии Прорыва резерва Верховного Главнокомандования

Предмет

Информатика

Класс

5 Г, 17 ноября 2014 года

Тема урока

Передача информации.

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цель урока

Дать обучающимся представление об информационном процессе передачи информации. Ознакомить обучающихся со схемой передачи информации


Задачи урока

- дать понятие о процессе передачи информации: источнике, приемнике информации, канале связи;

- исследовать, от чего зависит качество передаваемой информации;

- развивать коммуникативные навыки;

- формировать умение планировать свою деятельность;

- формировать умение ставить цели своей деятельности;

- развивать мыслительные навыки: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация;

- формировать навыки рационального использования времени;

- воспитывать навыки самооценки, самоконтроля.


Планируемые результаты

 

Предметные результаты: Приобретение знаний о процессе передачи информации, канале связи и помехах, возникающих при передаче информации.

 Метапредметные результаты (универсальные учебные действия): Умение использовать термины «источник информации»,  «приёмник информации», «информационный канал». Формировать навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.

Личностные результаты: Умение структурировать знания; умение выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности, формирование критического отношения к информации и избирательности её восприятия, уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей; патриотическое воспитание учеников, воспитание уважительного отношения к памяти героических дней нашей Родины, умение использовать информацию с учетом этических и правовых  норм.

Образовательная программа, УМК

Программа курса «Информатики и ИКТ» Автор Л.Л. Босова

Учебник, автор, издательство, год

Информатика: учебник для 5 класса / Л.Л. Босова, М.Ю. Босова М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013


Тематический рубрика тор (раздел, параграф, блок, № урока)

§. Передача информации.

Урок 12



Ход и содержание урока

Мотивация обучающихся

Здравствуйте! Рада видеть вас сегодня на уроке! Сегодняшний урок я хочу начать со стихов. Эти стихи вам помогут понять о чем пойдет речь на уроке (слайд 1)

Всё что мы слышим,

А также и видим

Всё, что чутьё повседневно даёт.

Вкус нам подскажет,

Что - то запах покажет

Всё информацией мы назовём.

Покажем в виде графика

И диаграммы трафика,

И буковка за буквою

Написано письмо.

Озвучено динамиком.

С экрана светит баннером

По мимике актера

Поймём мы все слова.

Постановка целей и сообщение темы урока

О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

(мы получаем новую информацию)

Т.е. о каком информационном процессе пойдет сегодня речь?

(Передача информации)

(Слайд 2)

Откройте тетради и запишите число и тему урока.

Тема сегодняшнего урока: «Передача информации».

На уроке мы выясним, как происходит процесс передачи информации, что называется источником, приемником информации, информационным каналом, выясним, от чего зависит качество, передаваемой информации.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

Прежде, чем перейти к новому, выясним на что мы будем опираться, какие знания нам помогут.

 Что такое информация?

(Информация – это знания, сведения, новости, которые человек получает из окружающего мира при помощи органов чувств)

Какие виды информации вы знаете?

(По способу восприятия: зрительная, звуковая, обонятельная, осязательная, вкусовая; по способу представления: текстовая, графическая, звуковая, числовая, видеоинформация)

Как человек хранит информацию?

(В своей памяти и на носителях)

Что такое носитель информации?

(Носитель информации – это любой материальный объект, используемый для хранения на нём информации.)

Какие носители информации вы знаете?

А какими пользуетесь чаще всего?

(бумага, флеш-накопитель, диск)

Вспомните, какие действия с информацией мы уже изучили?

(Сбор, хранение информации)

Изучение нового

(Слайд 3)

Посмотрите  на эти объекты (на столе стоит компьютер, лежат телефон, книга, письмо, стопка тетрадей) и скажите, какое действие с информацией они помогут нам выполнить?

(Передать информацию, передача информации)

Человек постоянно участвует в действиях, связанных с передачей информации. Люди общаются между собой, передают друг другу просьбы, приказы, отчёты о проделанной работе, публикуют книги, научные статьи, рекламные объявления. Передача информации происходит при чтении книг, при просмотре телепередач, при разговоре по телефону.

Сколько сторон участвует в процессе передачи информации?

(Две)

Одна - источник (передает информацию). Другая – приемник (получает информацию).

(слайд 4)

Изобразим это в виде схемы

Посмотрите, стрелка здесь нарисована не случайно. Если вы рассказываете другу историю по телефону, кто является источником информации?

(Мы, я)

А кто приемником?

(Друг)

А через что информация передается от вас к вашему другу?

(Через электромагнитные волны, телефонные провода)

Хорошо. А если друг написал вам письмо, кто является источником информации?

(Друг)

Приемником?

(Я, мы)

Через что была передана информация?

(Через бумагу, письмо)

Стрелку между источником и приемником информации мы подпишем «Информационный канал».

Слайд 5.

Информационные каналы могут быть биологическими и техническими:

Органы чувств человека выполняют роль биологических информационных каналов. Сигналы несут информацию от органов чувств к мозгу.

Техническими информационными каналами являются телефон, радио, телевидение, компьютерные сети, с помощью которых люди обмениваются информацией.

Слайд 6.

Для того, чтобы передавать информацию на большие расстояния человек использует различные средства связи.

Средства связи – способы передачи информации на расстояние.

(Записать в тетрадь определение).

К традиционным средствам связи относятся сигнализация, почта, телеграф, телефон, радио, телевидение, Интернет.

Как передавали информацию в прошлом?

Сегодня урок информатики мы проводим в музее боевой славы 12-ой артиллерийской Краснознамённой орденов Кутузова и Богдана Хмельницкого дивизии Прорыва резерва Верховного Главнокомандования. И это не случайно. Давайте, узнаем как передали информацию во время ВОВ.

Слайд 7.

 Во время войны характер боевых действий и обеспечение взаимодействия на поле боя требовалось чёткое и непрерывное управление войсками. В артиллерии связь служит для передачи команд управления огнём, приказаний, донесений и сообщений.

 Слайд 8

В артиллерии применялись различные виды связи.

  1. Проводная связь (проволочный телефон) обеспечивает быстроту и точность передач.

  2. Радио отличается быстротой готовности к действию и является гибким и надёжным средством связи в самой сложной обстановке боя.

  3. Сигнализация флажками (по азбуке Морзе) и световыми приборами может применяться лишь на коротких расстояниях, при благоприятных условиях погоды и местности.

  4. Передача по цепи требует много людей, может применяться лишь для передачи отдельных команд на короткие расстояния временно на период нарушения проводной и радиосвязи.

  5. Связь посыльными допускает передачу письменных документов

Слайд 9.

Помимо технических каналов связи, для передачи информации использовалась почта.




Во время войны как вспомогательное средство передачи информации использовалась голубиная почта. В ходе Великой Отечественной войны голуби использовались в интересах разведывательных отделов армий, имели место случаи их успешного применения и для оперативной связи командования.

Слайд 10.

Во время войны солдаты получали письма из дома. Как ждали заветные треугольники бойцы, как рады они были весточке от родных и близких! Ждали писем и в тылу, верили в победу. До сих пор во многих семьях хранятся письма военных лет. Они пожелтели от времени, выцветают чернила.

Слайд 11.

В те времена, да и теперь очень важно чтобы передача информации осуществлялась без искажений, письма приходили, связь работала исправно.






Как вы думаете, что влияет на качество передачи информации?

Правильно помехи.

Помехи – это технические неисправности, мешающие полной и достоверной передаче информации Такого рода технические неисправности, мешающие полной и достоверной передаче информации, встречаются очень часто и называются помехи.

 А сейчас мы постараемся выяснить, какие помехи могут возникнуть при передаче информации.

Я предлагаю вам работать по плану

План

1.      Привести пример передачи информации.

      Назовите источник, приёмник информации, канал связи.

2.      Рассмотреть, какие помехи могут возникнуть на каждом участке схемы источник - канал связи - приёмник.

3.      Привести примеры, как данные помехи могут повлиять на качество передачи информации

Для того, чтобы решить эту проблему, я предлагаю объединиться в группы.

Реализация построенного проекта

Каждая группа получает задание, и в течение 3 минут должна по разработанному нами плану ответить на вопрос.

Работа в группах

Группа 1

В течение 3 минут обсудите и назовите помехи, вызванные неисправностью источника информации.

(Например, дефекты речи, неисправность микрофона, телефона, плохо пишет ручка, неразборчивый почерк, искажение или затемнение изображения в телевизоре)

Группа 2

В течение 3 минут обсудите и назовите помехи, вызванные неисправностью приемника информации

(Например, плохое зрение или слух, неумение читать, дальтонизм)

Группа 3

В течение 3 минут обсудите и назовите помехи, вызванные неисправностью канала связи

(Например, обрыв провода, сломалась антенна, села батарейка на телефоне, искажение звука в телефоне)

Каждая группа представляет свой проект – остальные дополняют общий эталон.

Молодцы!

Самостоятельная работа

Сейчас самостоятельно выполните следующее задание Рабочая тетрадь № 74, если возникнут затруднения, можно посовещаться в парах.

Приведите примеры используя экспонаты музе, где информация передается как в предложенной схеме:

Источник: - Приёмник:

Источники:– Приёмники:

Источники: - Приёмник:

 Передайте свою информацию классу – назовите свои примеры.

Какой вывод можно сделать из работы о возможном количестве источников и приёмников при передаче информации?

Вывод: в процессе передачи информации может участвовать несколько источников и приемников информации.

Включение в систему знаний и повторение

Сейчас вам предстоит самостоятельно заполнить таблицу (Рабочая тетрадь № 71). Предложите способ, как превратить носитель информации в её источник, и укажите вид информации, которую получит приемник от данного источника.

 

По итогам работы сделайте вывод о том, как связаны между собой процессы передачи и хранения информации.

 

Домашнее задание

§ 6, Р.т. № 70, 73, 75

Подготовить сообщение «Кто и когда изобрел телефон, телевизор, компьютер, Интернет»

Рефлексия учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоги

Сейчас я попрошу вас передать мне информацию о том, как вы оцениваете свою деятельность на сегодняшнем уроке. У вас на партах лежат сигнальные карточки

 

Зеленый:

Я понимал всё, о чём говорилось  и, что делалось  на уроке. Я принимал активное участие в работе.  Мне было интересно.

Желтый:  

Мне было достаточно комфортно на уроке, но я принимал в нем не очень  активное  участие.  Мне было не очень   интересно 
Красный:   

Домашнее задание я не понял. К ответам на уроке я был не готов. Мне  было скучно на уроке.

 

Если < 100% зеленый, то значит, кому-то из вас помешали достичь цели помехи.

 

Теперь, когда урок близок к завершению, мы можем подвести итоги.

      Что нового вы узнали сегодня на уроке?

      Что вас удивило, что показалось интересным?

      Что было сложным или показалось неважным, неинтересным?

 

Использованная литература:

  1. Учебник “Информатика 5 класс”, автор Л.Босова

  2. Рабочая тетрадь по информатике 5, автор Л.Босова