Главная страница

Урок по истории и опк тема урока: «Житие преподобного Сергия Радонежского»



Скачать 95.39 Kb.
НазваниеУрок по истории и опк тема урока: «Житие преподобного Сергия Радонежского»
Дата23.02.2016
Размер95.39 Kb.
ТипУрок

Интегрированный урок по истории и ОПК

Тема урока: «Житие преподобного Сергия Радонежского»

Цели урока:

  • познакомить учащихся с житием преподобного Сергия Радонежского, раскрыть духовную красоту его личности;

  • провести межпредметные связи с уроками музыки, изобразительного искусства, истории;

  • развивать речь учащихся, умение работать с толковыми словарями;

  • воспитывать в детях доброту, отзывчивость, чувство патриотизма, приобщать к духовно-нравственным ценностям русской культуры.


Оборудование и наглядные пособия:


  1. Мультимедийная аппаратура.

Слайды: икона «Сергий Радонежский с житием»

икона «Троица» Андрея Рублева

панорама Троице – Сергиевой Лавры.

  1. Репродукции картин М. В. Нестеров «Видение оттоку Варфоломею», «Благословение Сергием Дмитрия Донского на Куликовскую битву».

  2. Фонограммы:

    • Колокольный звон

    • Хор Троице – Сергиевой Лавры

    • П.И. Чайковский «Утренняя молитва»

    • «Детство св. прп. Сергия Радонежского (литературно-музыкальная композиция)

  3. Портрет П.И. Чайковского

  4. Карточки с пословицами

  5. Шкатулка, деревянная ложка

  6. Фотоальбом с видами Троице-Сергиевой лавры

  7. Толковые словари

  8. Магнитофон


Ход урока:

І. Организационный момент. Звучит колокольный звон. Дети рассаживаются по своим местам.

На экране:

Тема: «Житие Сергия Радонежского» и эпиграф урока

…Но еще есть Свет верховный,

Свет не солнца и планет,

Но чистейший Свет духовный,

Свет науки, Божий Свет …

В. Бенедиктов.

ІІ. Вступительное слово учителя:

Среди вечных тем литературы, музыки, живописи есть одна, которую трудно назвать «темой», так велико и всеобъемлюще ее значение. Она связана с той частью человеческого существа, которая во все века стремилась к Свету и Истине, к высшему, нетленному, одухотворяющему, всему лучшему, что есть в мире.

Вера в людях не умирала никогда; это она двигала их стремлениями возводить храмы, это она учила любить своих ближних и заботиться о них.
Совесть

Сострадание -- на экране

сорадование
есть лучшие человеческие качества, на деле, а не на словах помогающие выполнять завещанную людям заповедь: «Любите друг друга»

Трудно назвать, например, композитора, творчество которого не включало бы духовно-музыкальных сочинений: Глинка, Мусоргский, Рахманинов, Чайковский… Вот на последнем имени мы немного остановимся.

П.И Чайковский (показать портрет) включил в свой «Детский альбом» пьесу «Утренняя молитва». Так на Руси было принято – утром просить у Бога благословение на добрые дела.

Известно стихотворение 11-летнего Пети Чайковского:

Когда молюсь от сердца,

Господь мою молитву слышит.

Молитва наша есть сестра.

Она, как свет, нам душу освещает.

Неторопливо, по-детски чисто, обращается маленький человек к Богу. Послушайте эту светлую, прозрачную, возвышенную музыку.

(Звучит «Утренняя молитва» П.И. Чайковского)

  • Какая эта музыка по характеру?

  • Помогла ли вам эта музыка сосредоточиться, собраться с мыслями, задуматься о своих поступках? (ответы детей)

Вот с этой сосредоточенностью, вниманием, мы будем сегодня говорить о великом светильнике земли Русской – преподобном Сергии Радонежском.

ІІІ. Подготовительный этап.

  • Нам предстоит познакомиться с житием святого. А что такое житие? (Житие – это повествование о жизни святого человека)

  • Какого человека мы называем святым? (Это просто добрые и хорошие люди, о которых приятно читать. Святые – это люди совсем особенные, особенно любящие Бога. Святого можно сравнить с меленьким зеркалом, в котором отражается свет солнца, и этот отраженный свет светит другим людям. Святость святых – это отражение святости Бога)

Далее изучение «Жития …» строится по плану. На экране:

  1. Раннее детство. Сын радости.

  2. Благодатный отрок. Встреча с черноризцем.

  3. Основание монастыря Святой Троицы.

  4. Игумен земли Русской.

- Вы уже знаете, что жития писали на старославянском языке. Русский алфавит очень изменился, изменился и словарный состав языка.

Мы будем читать «Житие …» в переводе на русский язык. И все же нам встретятся очень необычные слова.

Дети разбиваются на 3 группы и объясняют смысл слов, используя толковые словари:

І группа ІІ группа ІІІ группа

Благоверный литургия просфора

Благочестивый черноризец преподобный

Блаженный иерей псалом

Отрок инок часовня

Чадо игумен монастырь
ІV. Основной этап

  1. Чтение отрывка о раннем детстве преп. Сергия. Учитель обращает внимание на то, что мирское имя преподобного – Варфоломей («сын радости»). Беседа по прочитанному: - Как звали родителей Варфоломея? (Кирилл и Мария) - Какими они были? (Божьи угодники, благочестивые, добродетельные) - Какие чудеса произошли с Варфоломеем во младенчестве? (3 раза вскрикнул младенец во чреве матери во время литургии, отказывался от молока матери в постные дни – среду и пятницу). Итак, вы поняли, что у Кирилла и Марии родился необыкновенный мальчик. Он отличался от других детей. Послушный, тихий, смиренный отрок. Варфоломей обращал на себя внимание родителей своей добротой, любовью к молитве и посещению храма. Но была у него одна большая сердечная скорбь (печаль)… Когда Варфоломею исполнилось семь лет, его решили учить грамоте. К сожалению, мальчик никак не мог научиться читать. Варфоломей очень горевал. Учитель наказывал его, товарищи смеялись. Но однажды с отроком произошло удивительное событие.

  2. Чтение отрывка о встрече Варфоломея с черноризцем. Беседа по прочитанному: - Как выглядел старец, с которым встретился Варфоломей? (Он был благообразным, подобным ангелу). – Расскажите, о чем беседовали мальчик и черноризец? (отрок поведал о своей печали, старец помолился и благословил Варфоломея) - Какую таинственную пищу дал старец отроку? (Просфору, которая оказалась сладкой на вкус) - Послушайте инсценировку этой встречи. (Дети слушают отрывок из литературно-музыкальной композиции «Детство св. прп. Сергия Радонежского», аудиокассета) После прослушивания учитель показывает репродукцию картины М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею. Беседа по картине: - Как художник изобразил мальчика? Опишите его одежду, выражение лица, позу. – Как художник изобразил старца? - Почему не показано лицо монаха? - Какие чувства вызвала у вас эта картина? К.Д. Паустовский написал об этой картине так: «В чистом, как ключевая вода, воздухе виден каждый листок, каждый скромный венчик полевого цветка, каждая травинка и крошечная девочка-березка. Все это кажется драгоценным. Да так оно и есть… Этот нестеровский пейзаж ударяет по сердцу каждого, у кого есть сердце»… Ученик читает стихотворение: Я вижу, словно наяву, Лицо ребенка, Глаз изумленных синеву И облик тонкий. Он плоть от плоти той земли И кость от кости, Где осень, ветлы, журавли, Крест на погосте. И пусть он хрупок, робок, мал Еще сегодня, Но выбор на него упал Уже Господний! Он землю Русскую спасет Святой молитвой. И с именем его народ Пойдет на битвы. – Ребята, а как встретили Варфоломея и гостя его родители? (Радушно, с великой радостью)

Да на Руси народ всегда был гостеприимным и любил странников. – Куда отправились мальчик со старцем прежде вкушения пищи? (В часовню) -- Прочитайте, что произошло в часовне? (По благословению старца Варфоломей стал четко и стройно читать псалмы) -- Ребята, а вы хотите услышать, какие слова мог читать Варфоломей? Он читал на церковно-славянском языке. (Учитель показывает страницу «Часослова») Видите, какие необычные буквы? Я прочитаю вам отрывок из псалма. Вы, наверное, не поймете многие слова, но я хочу, чтобы вы почувствовали гармонию, глубину, красоту этого языка. (На тихом фоне церковных песнопений учитель читает отрывок из 50 псалма) «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесях Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестныя и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся…»

  1. Пункт «Основание монастыря Святой Троицы» разбивается на 3 части. Они распределяются между 3 группами учеников, которые изучают отрывки в течение определенного времени. Представители от каждой группы готовят сообщения.

1 ученик Кириллу и Марии с детьми пришлось бежать из Ростова, разоренного и запуганного междуусобной войной князей, и они поселились в Радонеже, княжестве Московском. После смерти родителей Варфоломей с братом Стефаном ушли далеко в дикий лес, далеко от всякого жилья, и там жили вдвоем, проводя все время в молитве и трудах. Варфоломей принял монашество, в постриге получив имя Сергий. Брат Стефан не выдержал испытаний и ушел на некоторое время назад, в Москву. Сергий остался совсем один. Вокруг кельи выли волки, бродил медведь. Монаху бывало и голодно, и холодно. Но зверей он не боялся и делился с медведем своим хлебом, а от страхов защищался молитвой. 2 ученик Люди стали рассказывать о молодом отшельнике, и многие приходили к нему за советом, а некоторые оставались жить с ним, строя себе маленькие дома-кельи. Больше всех трудился сам святой Сергий – строил кельи для других, рубил дрова, пек хлеб, варил еду, носил воду. Монахи уговорили его стать их начальником – игуменом. Монастырь был очень бедным. В церкви служили при свете лучины, чаша для Причастия была деревянной, молитвы писали на древесной коре. 3 ученик Сергия знали и почитали многие князья. Он старался мирить их и молился святой Троице, во имя которой был построен монастырь, чтобы, смотря на образ святой Троицы, люди понимали добро единства и грех разделения. (на экране икона «Троица» А. Рублева) Сам же он оставался самым смиренным из всех монахов, носил самую бедную одежду, работал и служил другим.

  1. Время, когда жил преподобный Сергий, было очень тяжелым. Страна согнулась под игом татар – жестоких завоевателей с Востока. Святой Сергий благословил великого князя Дмитрия Донского на сражение с врагами, сказав ему: «Иди, князь, и Бог правды даст тебе победу». (Учитель показывает картину М.В. Нестерова «Благословение Сергием Дмитрия Донского на Куликовскую битву». Дети находят и читают соответствующий отрывок из «Жития…») Битва произошла на Куликовом поле и была очень страшной. Преподобный послал вместе с князем на бой двух монахов – Пересвета и Ослябю, которые погибли в битве. Молитвы и святость преп. Сергия помогли Руси выдержать самое тяжелое и темное время русской истории. Уже 7 веков прошло со времени кончины преподобного, но и сегодня, словно небесный град Божий, на земле стоит созданная святым Троице-Сергива Лавра. (на экране – панорама Лавры) Учитель показывает фотоальбом Лавры.

  1. Закрепление.

  1. На экране – икона «Сергий Радонежский с житием». Дети рассматривают клейма с левого угла и по кругу, объясняя, что на них изображено. Если дети затрудняются – учитель помогает.

  2. Работа с пословицами. Учитель раздает карточки с пословицами. Дети объясняют их смысл, приводя примеры из жития Сергия Радонежского. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает. Жить – Богу служить. Послушание – паче (выше) поста и молитвы. Умный – смиряется, глупый – надувается. С молитвою в устах, с работою в руках.

  3. В руках у учителя шкатулка. Дети задают вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет» и отгадывают, какой предмет спрятан в шкатулке. (В шкатулке находится деревянная ложка. Со времен преп. Сергия в Троице-Сергиевой Лавре занимались резьбой по дереву, а также деревянные вещи были «благословением монастыря»)


VІ. Итог урока

- Что больше всего удивило или поразило в «Житии Сергия Радонежского»?

- Какими качествами обладал преподобный? (Кротость, благочестие, доброта, любовь ко всем)

- Почему святого называют «игуменом земли Русской»? (Он молился за Русь, духовно поддерживал ее защитников, примирял враждующих)

- Кто из вас был в Троице-Сергиевой Лавре? Поделитесь впечатлениями.

Отрадно, что ныне возрождаются такие забытые понятия, как человечность, доброта, милосердие. Многие организации, отдельные граждане нашей страны, осуществляют акции милосердия по отношению к воспитанникам детских домов, школ-интернатов, к инвалидам. Не тянется ли эта ниточка, эта преемственность из глубины веков, от таких людей, как преподобный Сергий Радонежский?

Лучами земля опоясана,

Цветами земля опоясана.

Ходите дорогами ясными,

Летайте высокими трассами.

Орбитой любви и привета,

Пусть мчится вся наша планета.

Стремитесь открыть хоть однажды

Звезду человечности в каждом.
- А какие добрые дела можете совершить вы, даже в таком юном возрасте? (Дети рассуждают)
VІІ. Домашнее задание

    1. Подготовить краткий пересказ «Жития Сергия Радонежского».

    2. Записать в тетрадь малознакомые слова, выяснить их значение.

    3. Отдельные учащиеся готовят рефераты: «Битва на Куликовом поле», «Троице-Сергиева Лавра в наши дни».