Главная страница

Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Экология и экономика"



Скачать 85.86 Kb.
НазваниеУрок окружающего мира в 3-м классе по теме "Экология и экономика"
Дата20.04.2016
Размер85.86 Kb.
ТипУрок

Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Экология и экономика"
Ход урока
Цель: повторить и обобщить знания детей об экологии и экономики.
Задачи:

1.Образовательные: познакомить учеников с экологическими проблемами нашей планеты в XXI веке, с задачами экологии и двумя сторонами экономики.

2. Развивающие: развивать познавательную активность, умения работать в группах, вести диалог, развивая коммуникативные способности детей; развивать устную речь, активизировать мыслительную деятельность.

3. Воспитательные: продолжать воспитывать экологическую культуру, экологическое сознание и мышление, бережное отношение к природе, как норму поведения людей любого возраста.

.

1. Организационный момент. (слайд №1)
- Встаньте, повернитесь, поздоровайтесь с гостями кивком головы.
- Подровнялись. Сделали глубокий вдох, выдох, вдох, выдох.
- Спокойно сели.
- Пока вы сосредотачиваетесь на уроке, я познакомлю наших гостей с целями урока, (подхожу к гостям и быстро проговариваю цели, чтобы они знали: на что обращать внимание).
2. Вступление (вдалеке звучит спокойная музыка, Приложение 1).
Учитель: сегодня у вас очередной урок окружающего мира. Начну я его словами великого педагога Василия Александровича Сухомлинского. Вы внимательно послушайте и скажите, какие мысли у вас возникают после прослушивания это высказывания.
- На экране слайд № 2 и мелодия звучит сильнее. Я читаю: “Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни”.
- Итак, какие же мысли у вас возникли?
Дети: Что человек без природы не может существовать.
Учитель: Чем займемся сегодня? Сейчас узнаем. За окном весна, оживает природа ото сна. А это побуждает людей к активному образу жизни, к творчеству. Я думаю, и вас тоже. Скажите, а какими бы вы хотели “видеть” себя на уроке?
Дети: любознательный, внимательный, старательный, сообразительный, активный, творческий... (по ходу перечисления к доске прикрепляются таблички).
Учитель: Молодцы! Я знаю, что ваши прогнозы (ожидания) оправдаются.
3. Формулирование темы.
- А сейчас, внимание!
- Откройте учебник на странице 81, ( Слайд№3 ) посмотрите на иллюстрацию, а затем посмотрите на экран. Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в одном из этих мест.
- Что вы видите? ….. (говорят).
- Что видите на слайде №3?
- Закройте глаза и представьте себя рядом.
- Что общего у этих изображений?
Д: Случилась беда.
- Как можно озаглавить их?
Д: Экологическая катастрофа. (на экране слайд №4 - экологическая катастрофа).
- Кто же в этом виноват?
Д: Человек.
- Да. Но почему же человек допустил такое?
Д: Он привык все брать для себя не думая, что будет дальше.
- Какая наука занимается предотвращением этого?
Д: Экология (в тетрадях пишут, а один из учеников записывает на доске: во время письма похвалить “Как красиво!”).
-Посмотрите на следующий слайд № 5 (изображения дымящих труб (анимация + рабочие, деньги).
-Что видите?
-Вредит ли дым, окружающий среде, людям?
-При чем здесь изображение денег?
-Как можно озаглавить данный слайд! (если затрудняются ответить, то в учебнике посмотреть подсказку на стр. 39 в рубрике “Для любознательных“).
Д: Экономика.
-Что помогло догадаться?
Д: дым вредит окружающей среде, значит, человек делает что-то для себя, не экономит топливо... Промышленность наносит вред не только природе, но и здоровью.
К доске вызывается ученик, он пишет: “экономика” рядом с “экологией”. Похвалить за письмо; все пишут в тетрадях.
- Над какой же темой будем работать?
Д: (хором) экология и экономика. Слайд 6. Тема на слайде.
4. Повторение пройденного.
- Да. Верно. Начнём по порядку. Первая часть темы: “Экология”.
- Что известно об экологии?
Д: Это наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой.
- Какая бывает природа?
Д: Живая и неживая.
- По каким же признакам живую природу отличают от неживой?

Назовите признаки живой природы.
Д: Движение, размножение, дыхание, питание, умирают.
-Давайте решим задачу: перед вами слова, записанные в 2 столбика:

(слайд № 7).
Цветок Солнце

Бабочка Осадки

Человек Почва.
- Скажите, в 1-ом столбике перечислены объекты живой или неживой природы?
Д: Живой.
- А во 2ом тогда?
Д: Неживой.
- Назовите, как объекты живой природы зависят от неживой.
- I ряд выясняет, с каким объектом неживой природы связан цветок?
- II ряд: с каким объектом связана бабочка?
- III ряд: с каким объектом связан человек?
(когда один человек с каждого ряда отвечает, все остальные выражают свое согласие или несогласие кивком головы)
Проверка:

I ряд: Цветок - почва, солнце, осадки.

II ряд: Бабочка - почва, солнце, осадки.

III ряд: Человек - почва, солнце, осадки.
(По ходу появляются на слайде стрелки).
Молодцы, мы с вами выяснили, что в природе все взаимосвязано.
А сейчас давайте вместе найдем ответ на вопрос: «Как человек влияет на изменения в природе».
- Внимательно посмотрите на доску. Перед вами условные обозначения: таблички (синий - потребители, оранжевый - экономисты, зелёный - экологи). Первая колонка (синий) -потребители, вторая (оранжевый) – экономисты, третья (зеленый) – экологи. Раздать фишки.

- Давайте займёмся поиском ответа на вопрос: “ Хорошо или плохо рвать полевые цветы, (слайд №8) Отвечайте со своих позиций. Скоро лето, и такая ситуация может случиться.
Д (потребители): Нарвать красивых цветов это хорошо. Их можно подарить кому-нибудь, они хорошо пахнут. Когда в комнате стоят цветы, становится уютно.
Д (экономисты): Рвать цветы можно, но разумно. Это выгода, так как их можно продать, будут деньги, а на деньги можно купить что хочешь.
Д (экологи): Природу нужно беречь, нельзя забывать о правилах поведения в природе, нужно поступать так, чтобы не нанести ей вред!
- Какой же мы сделаем вывод?
Д: Потребители и экономисты ищут выгоду для себя. Экологи поступают правильно, по законам природы.
5. Объяснение темы.
- А если не будем соблюдать правила природы, то будут происходить экологические катастрофы, а они опасны для всего живого на земле. 26 апреля исполнится 26 лет, как прогремел взрыв на Чернобыльской атомной электростанции. Из нашего района в ликвидации последствий принимало участие 3 человека. (Слайд 9 и видеоролик)
Сообщение рассказывает ученик…
- А что еще считается экологической катастрофой?
Д: Землетрясения, наводнения, цунами и т.д.
- Конечно же, после таких катастроф люди очень долгое время приходится восстанавливать разрушенное хозяйство, очищать окружающую природу, а также лечиться.
6. Работа по учебнику.
- Мы с вами сегодня говорим; что может вредить экологии, а что помогает.
Откройте учебник, стр. 86.
- Что же нам приготовил автор учебника в рубрике “Для любознательных” 1 человек читает вслух.
- О чём же говорится?
Д: О нефтеналивных танкерах.
- Правильно. Я тоже приготовила вам интересные факты.
- Внимание! (Слайд №10) Прочитайте самостоятельно и сделайте выводы по прочитанному.
Д: всё в природе взаимосвязано. (Слайд №11)
7. Физкультурная минутка (Обычная зарядка).
8. Творческая работа.
- Мы говорили: "Всё в природе взаимосвязано, особенно человек напрямую связан с природой. Природа в опасности! Подумайте и ответьте на вопрос (слайд №11) "Что я могу сделать для экологического благополучия своего села?" (даю 1 минуту на раздумье).
- Что же у вас получилось?
Д: 1-2 уч-ся спросить.
- Хорошо. Я думаю, ваши предложения станут вашими правилами поведения в дальнейшей жизни.
- Экология и экономика тесно связаны друг с другом. Экология помогает нам бережно относиться к природе, а экономика всё бережно расходовать.
9. Работа по учебнику.
- А сейчас, давайте откроем учебник на стр. 82.
- Прочитаете заголовок.
Д: Две стороны экономики.
- Как думаете, какие же могут быть эти стороны?
Д: Положительная и отрицательная.
- Исходя из этих позиций, ответьте на вопрос: "Какой вред хозяйственная деятельность людей наносит воздуху, воде, почве, растениям, животным, людям?"
Д: Воздух загрязняется, вода и почва тоже, растения не растут, животные гибнут, люди болеют.
- Для подтверждения прочитаем: I в. - стр. 82, а II в. - стр. 83. (Даю время).
- Какой же вред?
Д: Читают...
- Какие примеры это доказывают?
Д: Читают (или говорят).
- Скажите, а какую пользу приносит человеку экономика?
Д: Без неё человеку не прожить.
- Одной из важнейших задач для человечества 21 века - это сделать экономику как можно более безопасной для людей и для всей природы.
- Каждый из нас заинтересован в этом, а теперь давайте мы с вами вспомним правила поведения на природе. (один ученик читает слайд №12)
Д: Не ломать ветки; не рвать цветы; не сорить; не жечь костры; не собирать не знакомые грибы; не разорять гнёзд, муравейников; не забирать животных домой; не вырубать молодые леса...
- Что нужно делать для того, чтобы охранять почву, воду, воздух.
Д: Почва: не вырубать лес, не мусорить, правильно вспахивать землю, сажать на склонах деревья.

Вода: ставить очистные сооружения на заводах и фабриках, сажать деревья вокруг водоемов.

Воздух: ставить фильтры на заводские трубы, сажать деревья.
10. Работа в группах над ситуациями.
- Внимание! Перед вами примеры экологических катастроф. Хочется услышать ваши рассуждения. (слайд №13).

В одной стране фермеры, с целью сохранения домашних животных, решили уничтожить всех хищных зверей. Что произойдёт в природе, если они это сделают?

Слайд № 14.

На берегу озера было решено построить завод, в отходах которого содержится ртуть. Какую опасность это производство представляет для природы?
- Кто готов, покажите значком.
11. Проверка работы.
12. Итог урока.
- Над чем данный урок заставил вас задуматься?
Д: Гибнет природа, а ее нужно сохранить потомкам.
- На что посмотрели по-другому?
Д: Жизнь на земле возможна благодаря взаимосвязи живого и неживого. К природе нужно относиться бережливо.
- Вспомните, какими же вы были на уроке, оправдывались ли ваши ожидания?
-Вы все были: любознательные, внимательные, старательные, сообразительные, активные, творческие.
- Какой же вывод сделаем по данному уроку?
Д: Всему живому нужен воздух, почва, солнце, река; а чтобы это сохранить, нужно бережно относиться к природе. Слайд № 15.
- Посмотрите на слайд. Сравните свои ответы с теми, что видите.
- Совпали? Молодцы.
13. Домашнее задание. Слайд №16.

Открыли дневники.

- с.81-86 (выразительное чтение)

-Выполнить иллюстрацию в тетрадях на тему “Что делает наше село красивым. Наш урок подошел к концу.

- Хочу поблагодарить всех за работу, ( оценки).
16. Лирическое отступление.
- В завершение я хочу прочитать стихотворение, которое подтверждает то, что нужно бережно относиться к природе (слайд №17).
Пусть живёт с человеком природа,

Как с хорошим соседом всегда.

Будут чистыми для народа.

Луг и поле, земля и вода.

Берегите землю! Берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики...

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите Землю! Берегите! ...
- Спасибо за урок (обращение к детям).