|
Урок-игра «Путешествие в страну басен И. А. Крылова» Урок-игра
«Путешествие в страну басен И.А. Крылова»
Учащимся предлагается заранее разбиться на 2 команды, придумать название, выбрать и подготовиться к конкурсу «Театральный». Учащиеся самостоятельно выбирают басню Крылова и подготавливают ее инсценирование. В жюри можно пригласить родителей.
Тип урока: игра-конкурс
Цели:
Развивать связную устную речь учащихся, пополнять их словарный запас.
Развивать творческие, индивидуальные способности учащихся через игру, инсценировку.
3. Развивать умение классифицировать, обобщать, систематизировать информацию;
4. Формировать личностные качества: быстро и слаженно работать в группе;
5. Воспитывать доброту, честность, справедливость.
Оборудование.
Презентация
Карточки с пословицами (для команды)
Кроссворд
Ход урока
Эпиграф
«…Его басни – книга мудрости самого народа».
Н.В. Гоголь
ОРГ. МОМЕНТ: Здравствуйте, ребята, прошу садиться. Запишите, пожалуйста, число, тему урока и эпиграф.
Изучение нового материала: Ребята, постарайтесь дать объяснение этому эпиграфу? (Ответы учеников)
Действительно, благодаря своей точности, простоте многие строки басен Крылова вошли в разговорную речь, стали пословицами и поговорками.
Ребята на предыдущих уроках литературы мы изучали басни Ивана Андреевича Крылова. Сегодня я предлагаю отправиться в страну его басен. Впереди вас ждет 7 станций с различными заданиями. Кто правильнее и быстрее справится, тот и победит.
Вы разделились на две команды и выбрали себе капитана. Прошу капитанов представить свою команду (капитан представляет свою команду).
Представление жюри.
Но перед, тем как отправиться в путешествие, я предлагаю вам вспомнить определение басни и назвать ее особенности.
(Ответы учеников, за каждый правильный ответ – 1 балл)
Итак, отправляемся в путешествие.
1.КРОССВОРДНАЯ.
Ребята, первая станция «Кроссвордная. В кроссворде скрываются понятия, изученные нами на уроках. А поможет вам в этом сам Крылов. Все вопросы вы видите на слайде.
(за каждое правильно угаданное слово один бал)
(Каждая команда получает кроссворд, который нарисован на листе бумаги. На выполнение задания – 3 мин.)
2.ШАХМАТНАЯ.
Прочесть мораль одной известной басни вам поможет шахматный конь. Начинайте из левого нижнего угла.
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет – «Лебедь, щука и рак».
(за мораль – 3 балла, за название басни еще 2)
3.ПОТЕРЯВШИЕСЯ.
А здесь находятся предметы, которые потерялись из своих басен. Давайте поможем им вернуться домой.
4.ТЕАТРАЛЬНАЯ.
Я предлагала вам приготовить дома инсценирование басни (максимальное количество балов – 5)
- Что высмеивается в басне «Ворона и лисица»?
(Ответы учеников: в этой басне высмеиваются лесть и тщеславие, глупость. Мораль сводится к тому, что «лесть гнусна, вредна». Ворона-вещунья, теряющая по глупости сыр, ведет себя так, что поддается на уловку плутовки-лисицы. Баснописец осуждает изворотливость, обман и хитрость. Крылову важно было подчеркнуть, как убедительна лесть. Но смысл басни состоит не в том, чтобы научить ловко льстить и брать пример с Лисицы, а в том, чтобы невзначай не оказаться Вороной.)
- Как вы понимаете мораль басни «Мышь и крыса»? (за ответ по 1 баллу)
5.КАРТИННАЯ.
Для каждой команды на слайде появятся по две картины, на сюжет известных вам басен. Вы должны сказать их название, а если вы вспомните мораль из басни, то вам будут дополнительные балы.
(за название -1, за мораль – 2)
6.ФОЛЬКЛОРНАЯ.
Задание: подберите пословицу к басне (пословицы перечисляются на слайде, а учащиеся должны распределить их за 3 мин.)
«Слон и моська»
Скромность всякому к лицу.
Не в свои сани не садись.
Собака лает, а владыка едет.
Как не дуйся лягушка, а до вола далеко.
«Стрекоза и муравей»
Много поту, да мало толку.
Маленькое дело, лучше любого безделья.
Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть.
Праздники помнит, а будни забывает.
(за каждый правильный ответ – 1)
7.ПОИСКОВАЯ.
Из каких басен взяты эти строки?
а) Да только воз и ныне там.
("Лебедь, Щука и Рак".)
б) Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!
("Стрекоза и Муравей".)
в) А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.
("Квартет".)
г) Вертит очками так и сяк:
То к темю их прижмёт,
То их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
("Мартышка и очки".)
д)Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею…
("Свинья под дубом") Кто из героев басен И. А. Крылова:
1.Сидит, прижавшись в угол задом?
2.Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться?
3.Ударили в смычки, дерут, а толку нет?
Ответы:
Волк из басни "Волк па псарне".
Моська из басни "Слон и Моська".
Мартышка, Осел, Козел и Мишка из басни "Квартет".
На всякий случай: что такое «эзопов язык»? Подберите синонимы к этому термину. (иносказание, речь, наполненная ироническими намеками. Синонимы: иносказание, аллегория)
_______________________________________________________________
Слово учителя: И. А. Крылов написал более 200 басен. В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Через образы животных автор высмеивал человеческие пороки.
В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. (слайд с памятником) ВЫВОД: Ребята, ответьте, что такое басня и каковы ее особенности?
СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Ребята, сегодня на уроке вы хорошо, правильно отвечали на вопросы, отгадывали басни, показали инсценированные представления. Но какова же мораль нашего занятия? Какую мораль вы можете применить к вашему классу?(Ответы учеников и слайды 5а класса) Слово учителя: Чему учат басни Крылова?
Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.
Мы не прощаемся с Крыловым. В 6-м и 8-м классе вы встретитесь с ним вновь, и тогда беседу можно продолжить, дополнив его новыми произведениями баснописца. Домашнее задание: Чему научили меня басни Крылова? (сочинение) |
|
|