Главная страница

Урок 26 Времена года Педагогические задачи


Скачать 90.91 Kb.
НазваниеУрок 26 Времена года Педагогические задачи
Дата06.02.2016
Размер90.91 Kb.
ТипУрок

Урок 26
Времена года


Педагогические задачи: способствовать формированию представления о весне на основе художественных, поэтических, музыкальных произведений; создать условия для рисования весенних цветов пластилином.

Основное содержание темы, термины и понятия.

Виды художественной деятельности. Красота и разнообразие природы, выраженные средствами рисунка.

Азбука искусства. Цвет. Импровизация. Передача в цвете настроения, вызванного восприятием картины, стихотворения, музыки (мелодии). Создание композиций по впечатлению на передачу настроения, динамики. Музыка в картине и стихах. О чем могут рассказать художники, изображая родную природу. Прославление красоты весны художниками. Выявление роли цвета в передаче определенного состояния природы («Нежные весенние цветы»). Эмоционально-эстетическое восприятие весенней природы. Первоцветы, проталины.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

познавательные: общеучебные – просмотр рисунков выдающихся художников, работавших в жанрах пейзажа и натюрморта для получения необходимой информации; выбор творческой задачи (сюжетно-тематический рисунок); рисование композиции, ее представление; логические – анализ и сравнение произведений искусства; постановка и решение проблемы – формулирование проблемы (создание композиции), осуществление поиска путей ее решения; преобразование объекта: импровизация, изменение, творческое переделывание;

регулятивные: удерживать цель деятельности; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций;

коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, вступать в коллективное сотрудничество, интересно рассказывать о своих наблюдениях, находках, впечатлениях, представлениях, согласовывать усилия по достижению общей цели и решению поставленной учебной задачи.

Личностные: сохраняют уверенность в своих силах, способностях к художественно-творческой деятельности; анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом.

Тип урока: комбинированный/решение учебной задачи.

Образовательные ресурсы:

Зрительный ряд: А. К. Саврасов «Грачи прилетели», И. И. Ле-витан «Март», «Большая вода», А. Герасимов «Натюрморт. Полевые цветы», К. Коровин «Розы», И. Шишкин «Уголок заброшенного сада. Этюд», А. Пластов «Колокольчики и ромашки». Слайды: «Весенний луг», «Голубой подснежник», «Фиалка», «Медуница», «Мимоза», «Изготовление цветов из разных материалов». Фрагмент «Вальс цветов» из мультфильма «Щелкунчик». Мультимедийная презентация.

Литературный ряд: отрывки из стихотворений Т. Волгиной, В. Мусатова, С. Дрожжина, А. Майкова, Е. Серова, Т. Собакина, А. Плещеева.

Музыкальный ряд: П. И. Чайковский «Времена года. Апрель», Ю. Антонов «Не рвите цветы».

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

«Доброе утро».

– Всем доброе утро. Желаю вам доброго и хорошего настроения в течение всего дня.

II. Работа по теме урока.

Игра «Лото». (Работа в группах.)

– У каждой группы лежит на столе игровое поле – названия месяцев и времен года. Нужно их сопоставить.

– О чем будем сегодня на уроке говорить? (О временах года.)

– Только мы будем говорить не обо всех временах, лишь об одном. А вот о каком? Послушайте загадку и отгадайте ее.

Зеленоглаза, весела

Девица-красавица.

Нам в подарок принесла

То, что всем понравится:

Зелень – листьям,

Нам – тепло,

Волшебство, чтоб все цвело.

Вслед ей прилетели птицы,

Песни петь все мастерицы.

Догадались, кто она?

Эта девица – … (весна).

– Март, апрель, май. К какому времени года вы отнесли эти месяцы? (К весне.)

– А теперь другая загадка. Отгадайте, какой месяц весну начинает?

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад –

Заглянул к нам месяц … (март).

Демонстрируются репродукции картин художников о весне (А. К. Саврасов «Грачи прилетели», И. И. Левитан «Март», «Большая вода»).

– Талантливые русские художники И. И. Левитан, А. К. Саврасов все свои картины посвятили родной природе.

– Ребята, чему мы рады зимой? (Снегу.)

– А чему мы радуемся весной? (Теплу, яркому солнышку, зеленой травке и цветам.)

– Вот и народная пословица гласит:

Зима красна снегами,

А весна – цветами.

– А теперь послушайте стихотворение и скажите, о каком празднике говорится? В каком месяце он бывает?

Наступает мамин праздник,

Наступает женский день.

Знаю: любит мама очень

Розы, маки и сирень.

Только в марте нет сирени,

Роз и маков не достать…

А ведь можно на листочке

Все цветы нарисовать!

Т. Волгина

(Праздник этот бывает в марте.)

– Ни один праздник не обходится без цветов, ведь цветы – это символ радости, хорошего настроения, счастья.

– Кто догадался, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Будем лепить цветы из пластилина.)

– Только не лепить, а рисовать цветы пластилином.

– Первые цветы приносят весну и создают красоту вокруг нас. Об их красоте пишут стихи поэты, композиторы – музыку, художники – картины. Сейчас на фоне музыки П. И. Чайковского из цикла «Времена года» прозвучат произведения поэтов о весне и первых весенних цветах.

Идет показ слайдов.

ВЕСЕННИЙ ЛУГ
(слайд «Весенний луг»)

Теплеют дни и вечера,

Теплеют ночи...

А вчера

С пригорка выбежали вдруг

Подснежники на ближний луг.

В. Мусатов

Смолою пахнет от лесов,

Краснея, почки лепестков

Вздохнули вдруг,

И миллионами цветов

Покрылся луг.

С. Дрожжин

ПОДСНЕЖНИК
(слайд «Голубой подснежник»)

Голубенький, чистый

Подснежник-цветок!

А подле сквозистый,

Последний снежок...

А. Майков

ФИАЛКА
(слайд «Фиалка»)

На солнечной опушке

Фиалка расцвела –

Лиловенькие ушки

Тихонько подняла.

Е. Серова




МЕДУНИЦА
(слайд «Медуница»)

Лиловый, красный, голубой –

Цветет любимая пчелой

В дубраве царь-девица.

Никто другой в стране лесной

Не может, как она весной,

В три цвета нарядиться.

В. Мусатов

МИМОЗА
(слайд «Мимоза»)

Месяц март, сады пусты,

Ну какие тут цветы.

Но у нас назло морозу

К празднику несут мимозу.

А. Плещеев

– Что можно сделать, чтобы продлить такую красоту? (Не рвать, не топтать, а нарисовать цветы.)

– Цветы можно сделать из бисера, бумаги и стекла, вырезать из дерева, камня, выковать из железа, и из разных материалов, можно сделать цветы своими руками. (Демонстрация слайдов.)

– Благодаря художникам мы можем любоваться красотой цветов круглый год.

Учитель обращает внимание учащихся на репродукции картин А. Герасимова «Натюрморт», «Полевые цветы», К. Коровина «Розы».

– А где растут эти цветы? (Ромашки растут в поле, а розы выращиваем в саду.)

– Среди полевых цветов очень много лекарственных.

– Посмотрите репродукции картин и поделитесь своми впечатлениями (слайд с репродукциями картин: И. Шишкин «Уголок заброшенного сада», «Этюд». А. Пластов «Колокольчики и ромашки»).

– Что вы слышите и чувствуете, глядя на эти картины? (Чувствуется запах цветов.)

– Какие краски используют художники для написания цветов? (Яркие, сочные, разные оттенки одного цвета.)

– Есть у вас пластилин такого цвета? Как можно получить смешанные цвета из пластилина? (Учащиеся высказывают свои предположения. Учитель показывает приемы смешивания пластилина, способы изображения цветов на плоскости.)

Физкультминутка

Солнце глянуло в кроватку,

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться – три-четыре.

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

III. Творческая работа учащихся.

Групповая работа.

– Перед каждой группой лежит рисунок первого весеннего цветка (подснежник (белый, голубой, фиолетовый), мать-и-мачеха, мимоза).

– А еще у вас на партах есть фрагменты-контуры, которые вы должны нарисовать пластилином. Каждый красит свой контур, а потом группа собирает из них пазл так, как на готовом рисунке, пазл потом нужно приклеить на листы ватмана.

Этапы изготовления некоторых цветов:

1. Подготовить несколько разноцветных полосок пластилина голубого, фиолетового, белого, желтого, зеленого цветов.

2. Отщипнуть от зеленого пластилина небольшой кусочек и приложить чуть выше, слегка надавив. После этого каждую пластилиновую точку растереть пальчиком, вытягивая пластилин вверх листа. Это будут листья.

3. Отщипнуть голубой, фиолетовый, белый, желтый цвета, приложить сверху листьев и вытянуть, нажимая пальцами. Цвета будут смешиваться, напоминая лепестки цветков.

4. Добавить, если нужно, оттенки на листья, процарапать прожилки.

IV. Итог урока. Рефлексия.

Звучит песня Юрия Антонова «Не рвите цветы». (Демонстрируются слайды на экологическую тему.)

Выставка и анализ работ.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если вместе – я и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Фиалки, ландыши припас

Веселый май в тиши для нас.

Но мы их обрывать не будем,

Пускай цветут на радость людям!

Т. Собакин

– Чему же вы сегодня научились?

– Посмотрите, мы не рвали цветы, а нарисовали их пластилином, и у нас получилась целая поляна первоцветов. А сейчас они для нас станцуют.

Просмотр фрагмента «Вальс цветов» из мультфильма «Щелкунчик».

– Если вы узнали на уроке что-то интересное, то поднимите красные цветочки.

Если для вас урок прошел как обычно и ничего нового вы не узнали, то поднимите зеленые листочки.

Если время было потрачено на уроке напрасно и вам было грустно, то поднимите желтый лист.

– Цветы любуются своей красотой в воде, люди – в зеркале. Мне кажется, что сегодня в зеркале мы увидим красивых девочек и мальчиков, потому что все хорошо трудились на уроке. Спасибо всем!