Главная страница

«Творчество классного руководителя: отказ от шаблонов и стереотипов или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»


Скачать 56.27 Kb.
Название«Творчество классного руководителя: отказ от шаблонов и стереотипов или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»
Дата02.05.2016
Размер56.27 Kb.
ТипДоклад

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Альметьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида»

Доклад на тему:

«Творчество классного руководителя: отказ от шаблонов и стереотипов или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».

Подготовила учитель начальных классов: Талипова А.К.

г. Альметьевск

2014г.

Классный руководитель может добиться успеха в воспитательной деятельности своего класса, если он любит свою профессию и детей. « Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам - он совершенный учитель». Слова Л.Н.Толстого.

Прежде чем воспитывать детей своего класса, классный руководитель должен хорошо изучить возрастные и индивидуальные особенности детей. В первый месяц мне пришлось наблюдать за ученицами своего класса, за их взаимоотношением друг с другом, анализировать их поступки. В классе 5 девочек, в этом учебном году пришли новые ученицы – Аристова Ангелина, Гущина Катя, которые обучались на дому. В адаптационный период ученицы привыкали друг к другу, не всегда их отношения между собой были доброжелательны друг к другу, поэтому часто приходилось вести беседы на такие темы как: «Добро и зло», «Что такое дружба?», психолог Марина Петровна проводила с девочками различные занятия на сплочение классного коллектива.

Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы детей и своевременно выявлять их, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание характера каждого ребенка с тем, чтобы учитывать его при организации коллективной деятельности, распределение общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

Вкратце хочу рассказать о каждой ученице своего класса:

1 Ангелина, ранее находилась на надомном обучении, ей пришлось впервые далеко уехать от дома, она тяжело переносит разлуку с семьёй. Много, что за неё решает мама, поэтому ей тяжело было строить свои отношения в коллективе самостоятельно.

2.Ангелина в этом году спокойно относится к круглосуточному пребыванию в школе-интернате. Девочка общительная, доброжелательно относится к одноклассникам, но у неё нет стремления ,показать себя в учёбе, в общественной жизни, она подвластна мнению других.

3. Екатерина девочка - очень чувствительная, домашняя, любит родителей и бабушку. Ей всегда нужна поддержка, когда её хвалишь, она старается всё делать лучше.

4. Елизавета – добрая, отзывчивая девочка, к порученным делам относится серьёзно, выполняет их в меру своих возможностей. Ждёт от взрослых понимания, ласки, тепла, помощи.

5.Альбина девочка, которая не любит чтоб ею кто либо управлял ,отстаивает свою точку зрения, даже если она не права.

Изучив характеры детей, мне стало легче строить свои отношения с ними, вести с ними воспитательную работу. В чём же она заключалась? Конечно же, в ежедневном общении с ними, проводя беседы, классные часы, узнавая больше о каждом из них каждый день. Мои ученицы любят участвовать в школьных мероприятиях, соревнованиях, готовиться к праздникам, учить стихи, песни, участвовать в сценках. В этом им помогают наши учителя - предметники, воспитатели.

Таким образом, у детей идёт раскрытие их творческих способностей и это всё также помогает объединить, сплотить класс.

Изучение детей должно охватывать также ознакомление с условиями домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительные влияния на их воспитание и развитие. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет всю последующую жизнь. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится значительную часть своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Хорошо когда воспитание полученное ребенком в семье не противоречит воспитанию, полученному в школе, а наоборот оно совпадает и где то дополняет друг друга.

Узнать об особенностях воспитания в семье можно разным способом: просто поговорить с родителями ребёнка или же предложить заполнить анкету. На последнем родительском собрании был рассмотрен один из видов отношений между детьми (с семье Ангелины),где мама Ангелины учила «давать сдачи» и не жаловаться родителям. Я была против этого, так как это ведёт к агрессии и ненависти друг другу, и можно ударить так, что ребёнок может упасть и неизвестно какие ещё после этого будут последствия. Пришлось учить родителей общению друг с другом. Отношения детей между собой, никаким образом не должно влиять на отношения родителей. Дети в день могут несколько раз, и поругаться и помириться. Родители наоборот должны показать как нужно правильно вести себя, а не выяснять отношения, между собой ругаясь перед детьми. Мы взрослые должны настраивать детей на дружбу, взаимопомощь, взаимоуважение.

Учитель всегда должен иметь тесную взаимосвязь с семьёй и совместно с родителями решать проблемы, возникшие с их детьми.

Я, как классный руководитель класса, стараюсь учить детей порядку и аккуратности, уважению и взаимопомощи друг к другу. Девочек приучаю к общественной работе в классе: подготовить доску к уроку, намочить тряпку, раздать тетради.

К ученицам своим отношусь всегда честно, улавливаю их настроение и настрой к учёбе. Если ребёнок заслужил- похвалю его, если провинился-могу и поругать. Учитель должен быть одновременно требовательным и тактичным человеком.

Думаю, что большую роль в воспитании детей играет и личный пример. Если наши слова идут врозь с делами, то грош им цена. Ребёнка не обманешь, если мы их учим доброте, честности, аккуратности-значит мы сами должны быть такими. .

Нельзя оберегать ребят и от реальных трудностей - надо учить преодолевать их, нельзя скрывать противоречий общества - надо учить видеть их, отыскивать причины их возникновения и находить путь к их разрешению.

В целом же в создании атмосферы дружбы и уважения в классном коллективе определяющую роль играет, конечно, сам учитель. Отношения классного руководителя с ребятами складываются не только в беседах, но и в деле. Легко с теми детьми, которые по натуре своей деятельны: работа видна. Сделали дело - молодцы! Труднее с теми, кто «показать» себя не умеет. Дело классного руководителя заметить таких, публично похвалить, подчеркнуть ответственность, нужность и важность их работы.
  Предлагаю практические советы классному руководителю:


  1. Никогда не унижайте, не оскорбляйте детей – своё негативное отношение к тому или иному поступку лучше выразить в доброжелательном, уважительном разговоре.

  2. Старайтесь как можно больше времени проводить с классом: бывайте с ребятами на разных уроках, на экскурсиях, в музеях, ходите с ними в походы, просто разговаривайте.

  3. Стремитесь понять расстановку сил в вашем классе, определите микрогруппы класса, выясните, кто является лидером.(У меня в классе два лидера –Ангелина и Альбина, поэтому между ними идёт соревнование)

  4. Старайтесь отталкиваться от положительных черт характера конкретного ребёнка, отмечайте успехи и положительные сдвиги в учёбе, организованности, в каком – либо деле.

  5. Не берите на себя больше, чем вы в состоянии сделать.

  6. Работайте в тесном сотрудничестве с родителями учащихся.

  7. Поощряйте детскую самостоятельность с умом, учите их этой самостоятельности.

  8. Будьте гибкими в отношениях с ребятами, умейте определять, где нужно быть строгим, а где можно посмеяться. Не повышайте голос никогда.

  9. Стремитесь быть справедливым во всём и ко всем, никогда не доводите ситуацию до конфликта.