Главная страница

Тема Материалы научно художественной значимости



Скачать 466.72 Kb.
НазваниеТема Материалы научно художественной значимости
страница1/3
Дата25.02.2016
Размер466.72 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3

7 класс зоология

Тема

Материалы научно – художественной значимости

Общие сведения о животном мире

-многообразие животного мира в произведениях художников, литературных произведениях;

-животные и искусство (репродукция);

-пещерная живопись;

-анималисты

Простейшие

-классические наглядные пособия

Тип Кишечнополостные

-известковый скелет кишечнополостных – источник залежей известняка, используемого в различных техниках живописи (фреска);

-известняк как компонент минеральных красок.

Тип Черви

-классические наглядные пособия

Тип Моллюски

-наглядные пособия: акварели М. С. Мериан;

-дополнительный материал: багрянки – источник пурпура, жемчужницы – жемчуг.

Тип Членистоногие: Класс Ракообразные, Класс Паукообразные, Насекомые

-наглядные пособия: гравюры и акварели М. С. Мериан;

-рисунки Л. В. Аристова (отряд прямокрылые);

-дополнительный материал: кошениль – источник кармина – краска животного происхождения; мед – связующее художественных красок и грунтов; пчелиный воск – основа энкаустики.

Тип Хордовые: Класс Ланцетники, Класс Рыбы

-дополнительный материал: правила рисования представителей класса Рыбы; рыбий клей – связующее для грунтов, используемых в технике фрески; рыбья чешуя – материал, используемый современными художниками.

Класс Земноводные

-классические наглядные пособия

Класс Пресмыкающиеся

-инкрустации (Шарль Буль);

-наглядные пособия: гравюры М. С. Мериан

Класс Птицы

-акварели Наумана в качестве наглядных пособий;

-птицы в произведениях художников, а также в других видах изобразительного искусства;

-дополнительный материал: яйцо – основа темперной живописи; Науман – биографический очерк; правила рисования птиц.

Класс Млекопитающие

-млекопитающие в искусстве (скульптура, картины);

-дополнительный материал: правила рисования млекопитающих; молоко и казеин – как компоненты красок; мездровый или животный клей как связующее художественных грунтов для фрески; фарфор костяной; акварельные кисти; пергамент.

Эволюция животного мира

-изображения художниками, скульпторами животных, исчезнувших с лица Земли;

-К. Флеров (см. общая биология).

Природные сообщества




Летние задания





ТЕМА: ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖИВОТНОМ МИРЕ

УРОК: Многообразие животного мира. Зоология – наука о животных. Пещерная живопись. Анималисты».

Ходил медвежонок по лесу и посматривал вокруг: не растут ли где ягоды, которыми можно полакомиться. А потом он устал и сел. Умелая рука художника передала пушистый мех медвежонка, его по – детски раскрытые и немного удивленные глаза (это рисунок Е. Чарушина).

http://graphic.org.ru/history/charushin/char01.jpg

Есть художники, у которых звери и птицы – главные герои рисунков и картин. Таких художников называют анималистами. Происходит слово от латинского «анимал», что значит «животное».

Люди изображали животных с древнейших времен. Многие животные считались в Древнем Египте священными. У статуй богов иногда были звериные головы. Так, у бога Анубиса, покровителя умерших, была голова шакала, а у богини войны Сохмет – львиная. В пустынях Египта до сих пор можно увидеть статуи сфинксов – львов с человеческими лапами – сделанные тысячи лет тому назад. Скульпторы древней Ассирии создавали изваяния могучих быков, коней и львов в стремительном движении.

Большой российский мастер Василий Алексеевич Ватагин не только рисовал животных, но и вырезал их изображения из дерева или высекал из камня. В его мастерской на вас со всех сторон молча смотрят деревянные или каменные тигры, львицы, леопарды, моржи и совсем маленькие обезьянки.

Произведения Ватагина хранят музеи: 
- Государственная Третьяковская галерея 

- Государственный Русский Музей 
- Государственный художественный музей Белоруссии 
- Государственный художественный музей Литовской ССР 
- Государственный музей искусств Казахской ССР 
- Севастопольский художественный музей 
- Львовская картинная галерея 
- Государственный художественный музей-усадьба В.Д.Поленова 
- Дальневосточный художественный музей 
- Пермская государственная художественная галерея 
- Калужский областной художественный музей 
- Ворошиловградский художественный музей им. Артема 
- Волгорадский музей изобразительных искусств 
- Тарусская картинная галерея 
- Зоологический музей МГУ 
- Государственный Дарвиновский музей 
и многие другие музеи России 

Чудесные рисунки к басням Крылова сделал русский художник Валентин Серов. Тут и доверчивая ворона, с сыром в клюве и хитрая лиса, и нескладный квартет, в котором играют «проказница» - мартышка, осел, козел и косолапый мишка. Художник придал своим героям – животные черты, свойственные людям.

«Наскальные изображения»

Наскальная живопись - это искусство древнекаменного века. Предки, не умевшие ни писать, ни читать, жившие в темноте пещер, создавали тем не менее подлинные произведения искусства. Первобытные художники очень верно передавали фигуры животных, их движения и повадки. Рисунки древних были сделаны углем и красной охрой, добывавшейся из земли.

Обнаружены они были случайно. Однажды испанский археолог Марселино де Саутуола повел свою дочь в недавно обнаруженную пещеру Альтамира. Никто не знал, что это за пещера, и что в ней находится. Де Саутуола решил обследовать ее. Они долго шли какими – то коридорами, закоулками, проходили через большие подземные залы, разглядывая их с любопытством. И вдруг девочка подняла голову и закричала от испуга: прямо над ней был огромный зверь. Крепко упершись ногами в землю, красный бизон поднял вверх голову, как будто собираясь издать победный рев.

Приглядевшись внимательно, археолог увидел, что весь потолок покрыт изображениями всевозможных зверей.

Потом подобные рисунки стали находить в пещерах Франции, на скалах Северной Африки и в других местах.

На Урале, на реке Чусовой, есть грандиозная пещера, которую называют Каровой. На стенах пещеры оказались изображения мамонтов, носорогов, лошадей. Рисунки эти говорят о необыкновенной зоркости и наблюдательности наших предков.
ТЕМА: ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ

Известковый скелет кишечнополостных – источник залежей известняка, используемого в различных техниках живописи (фреска).

 

ТЕМА: ТИП МОЛЛЮСКИ

УРОК: «Многообразие моллюсков».

Еще в Х веке до н.э. на дне Средиземного моря, вблизи Тира – легендарного города в древней стране Финикии, воздвигнутого на скале у побережья нынешней Сирии – ловили улиток – багрянок (современные зоологи называют их Murex brandalis).

Сотням рабов приходилось изо дня в день нырять за этими улитками в море. Другие рабы выдавливали их, растирали с солью и подвергали дальнейшей переработке, состоявшей из многих операций.

Добытое вещество вначале было белым или бледно – желтым, но под действием воздуха и солнечного света становилось лимонно – желтым, затем зеленым, и наконец, приобретало великолепную фиолетово – красную окраску. Полученный пурпур в течение нескольких веков был самым ценным из всех красителей. Он был тогда символом власти. Право носить окрашенные пурпуром одеяния были привилегией правителей и ближайших к ним знатных особ. Окрашивание только одного квадратного метра ткани красителем, добытым таким образом стоило в переводе на наши деньги приблизительно 15 – 20 тысяч марок. Ведь для получения одного грамма пурпура нужно было обработать 10 000 улиток.

Морская улитка в былые времена одаривала человечество особой драгоценностью. Пурпуром! Улитка эта хищная, питается моллюсками и принадлежит к семейству мурицид, или иглянок (на раковинах гастропод названного семейства торчат во все стороны длинные и острые шипы и иглы).

Мурексом назвал Плиний улитку, из которой добывали пурпур. Линней сохранил это название как родовое обозначение нескольких близких систематически видов моллюсков. Впрочем, не один вид мурексов давал людям пурпур, а два – мурекс брандарис и мурекс трункулюс. Была еще одна улитка, из которой добывали пурпур, – пурпура хемастома. Тона краски произ водящих пурпур желез (они лежат на стенке жаберной полости) не одинаковы. Из мурекса трункулюса добывали красный пурпур, из двух других упомянутых улиток – фиолетовый. Полученное красящее вещество из этих трех видов улиток часто смешивали и получали красители самых разных оттенков.








Интересно, что сама железа живого моллюска выделяет не пурпурный, а желтоватый секрет. Тот, полежав на солнце некоторое время, сам собой перекрашивается: сначала делается зеленым, затем синим, темно-красным и, наконец, красно-фиолетовым. Легенда рассказывает, что первыми открыли пурпур финикийцы, и вот каким случайным образом: собака пастуха царя Финикса (который правил городом Тиром в половине 2-го тысячелетия до нашей эры) случайно разгрызла валявшуюся на берегу раковину мурекса, и тут же ее морда стала пурпурно-кровавой.
Именно в Тире, как известно историкам, изготавливали лучший пурпур. Но также и в Древней Греции и Риме. До сих пор в Италии близ города Тарента сохранилась гора Монте - Тестацео, сплошь сложенная из раковин мурексов. Здесь, как видно, в древности занимались производством пурпура. Делалось это обычно так. Улиток, извлеченных из раковин, или только их пурпуроносные железы вымачивали в соляном растворе. Затем десять дней кипятили в котле. После еще некоторых несложных операций, рассказывать о которых не буду, в готовую и доведенную до нужного тона краску опускали шерсть или лен, затем сушили их на солнце. Пурпурные одежды во всех древних странах носили только цари и высшие сановники. Ведь он стоил очень дорого. «Во времена императора Аврелиануса, – говорит доктор Рудольф Килиас, – один килограмм окрашенной в пурпур шерсти стоил приблизительно четыре тысячи марок». Когда Александр Македонский, разгромив в IV веке до нашей эры персидские войска, вступил в город Сузы, он нашел там в царской сокровищнице десять тонн пурпура. Чтобы произвести его, были загублены миллиарды улиток! Ведь один-единственный грамм пурпура можно добыть из десяти тысяч моллюсков.


Пурпур употребляли не только для окраски тканей, но и слоновой кости, пергамента. Также в косметике находил он спрос, а в смеси с мелом – в художественной росписи. Изготовленные из пурпура красные чернила предназначались только для императоров (регенты расписывались зелеными чернилами из «недозревшего» секрета пурпурной железы!).

Пурпур как краситель тканей употреблялся больше трех тысяч лет и из южных стран завезен был в северные, в Англию и Норвегию например, в которых еще в XVIII столетии оставались в обиходе окрашенные в пурпур одежды. В наши дни его заменили более дешевые анилиновые краски. Только кое-где по берегам Средиземного моря и в Центральной Америке.
ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ:

УРОК: «Классы моллюсков»

Пурпур

Римский ученый – энциклопедист Марк Теренций Варрон (116 – 27 гг. до н.э.) в своем произведении «Человеческие и божественные древности» рассказал легенду.

Как – то вдоль морского берега шел с собакой житель финикийского города Тира. Собака, найдя среди гальки небольшую ракушку, выброшенную прибоем, раздавила ее зубами. Пасть пса сразу стала красно – синей. Так был открыт знаменитый природный краситель – античный пурпур, который называли также тирским пурпуром, королевским пурпуром. Эти красители окрашивали одежду императоров Древнего Рима. Источник пурпура – хищные моллюски – багрянки, которые питаются другими моллюсками, предварительно разрушая из раковину кислотой, выделяемой слюнными железами. Пурпур извлекали из пурпурных желез багрянок. Цвет красок в прошлом отождествляли с различными символами. Пурпур был символом достоинства силы и могущества.

В 1909 году немецкий химик Пауль Фридлендер получил путем сложного синтеза диброминдиго и доказал его тождество с пурпуром средиземноморской багрянки.
ИГЛЯНКИ

багрянки (Muricidae), семейство морских переднежаберных моллюсков. Известны с мела. Раковина (длиной до 30 см) разнообразной формы, богато скульптурирована шипами и иглообразными выростами (отсюда название), которые выполняют защитную функцию и ориентируют раковину устьем вниз при падении. Около 60 родов, более 400 современных видов. Наиболее многочисленны на мелководьях в тропических и субтропических морях, но обитают и в морях умеренных широт и даже Полярного бассейна. В России — около 10 видов, в северных, южных и дальневосточных морях. Раздельнополые. Яйца откладывают в капсулах, личинки развиваются внутри капсул или в планктоне. Иглянки встречаются на глубине до 1000 м. Хищники и трупоеды. Нападают на двустворчатых моллюсков, просверливая их створки радулой или вставляя выросты наружной губы раковины между створками. Вредят марикультуре устриц, мидий и др. С древности в странах Средиземноморья из мантийных желёз болинуса средиземноморского (Bolinus brandaris) добывали пурпур; в Южной Азии (Индия) и Америке для тех же целей использовали местные виды.
Жемчуг

Жемчуг клали в вино, подаваемое почетному гостю, чтобы показать чистоту своих помыслов. Если вино не было испорчено, то жемчужина становилась шершавой и тусклой.

В древние времена за 4-5 г жемчуга платили 100 золотых динаров (1 динар эквивалентен 4,23 г золота). В 1984 году цена одной натуральной жемчужины диаметром 8 мм доходила в США до 4000 долларов.

Жемчуг

- представляет отложения перламутрового вещества в раковинах различных морских и пресноводных моллюсков вокруг посторонних тел, служащих источником раздражения для тела моллюска. Причиной образования жемчуга может служить песчинка, обломок раковины при повреждении ее, паразит или оставленные им оболочки, даже панцири диатомовых водорослей, одним словом, всевозможные неорганические и органические частички, попавшие между мантией и раковиной. В таком происхождении жемчужины можно убедиться, растворяя минеральные составные части ее в кислоте или распиливая ее. Жемчужина состоит из концентрических слоев органического вещества, пропитанного минеральными солями, игра цвета ее обуславливается интерференцией света вследствие волнистой поверхности перламутровых слоев. Лучшие жемчужины не имеют собственного цвета, но могут встречаться желтые, розовые, красноватые, зеленоватые, бурые, сероватые, черные и др. В Европе выше всего ценится жемчуг чисто белого цвета, на востоке - желтоватого; цветной жемчуг вообще дешевле, хотя по временам и бывает сильный спрос на некоторые сорта его. Жемчужины могут лежать свободно или быть прикрепленными к раковине, последние ценятся несравненно ниже, так как по отделении от раковин на них остается попорченное место. Новые слои перламутра, отлагающиеся на внутренней поверхности раковины, могут иногда прикрепить к ней первоначально свободную жемчужину и даже совершенно покрыть ее; при распиливании перламутра удавалось извлекать из него прекрасные жемчужины. Сильно влияет на цену жемчуга его форма; наиболее ценятся правильные сферические жемчужины, затем грушевидные и овальные; неправильные гораздо дешевле. Иногда жемчужины достигают чрезвычайно большой величины: в Кенсингтонском музее имеется жемчужина из коллекции Beresford Hope, окружность которой равна 4 1/2 дюймам, а вес 18000 гран. Мелкий жемчуг продается на вес, причем принимаются во внимания качество и сколько его идет на унцию, вообще цена унции мелкого жемчуга около 150 руб. Крупный жемчуг продается поштучно, вес определяется в каратах (= 4 грана). Жемчужина хорошего качества весом в 1 карат стоит около 50 франков, цена более крупных возрастает пропорционально квадрату веса, выраженного в каратах (так, жемчужина того же качества, но весом в 6 каратов, стоит 50х 62 =1800 франков). Жемчужины исключительной величины и отличных качеств имеют громадную ценность; так, одна жемчужина в 126 карат была куплена за 80000 червонцев, большая жемчужина персидского шаха в XVII столетии оценивалась в 1600000 франков. При небрежном хранении (сырость, пот, высокая температура) жемчуг может утрачивать блеск и через очень долгие промежутки даже совершенно разрушаться; вообще же представляет значительную прочность. Утраченный блеск удается иногда восстановить действием слабых растворов кислот. Жемчуг встречается у многих моллюсков, особенно из пластинчатожаберных (Lamellibranchiata). Наибольшее значение в этом отношении имеют из морских раковин жемчужница (Meleagrina), из пресноводных перловка или перловица (Margaritana), которые и служат главным предметом промысла. Кроме того, из пресноводных моллюсков жемчуг находят у различных видов речной ракушки (Unio) и беззубки (Anodonta), из морских - у ракушки (Mytilus), например M. smaragdinus в Индии, а также съедобной ракушки (M. edulis), y Placuna placenta, Pinna, Pecten, Turbinella, Strombus и многих других.
Морской лов жемчужниц производился в древности главным образом в Индии и в Персидском заливе, в настоящее время он, кроме берегов Азии, производится также у берегов Африки, Австралии, Америки и у многих островов Тихого океана. В Индии лов производится около Цейлона (главным образом около Arippu на западном берегу, в 16-20 морских милях от берега, а также в заливе Тамбалагам около Тринкомале), на мадрасской стороне Манаарского залива у Тутикорина и у Куррачи около Бомбея. Лов тщательно регулируется английской инспекцией. Обыкновенно лов начинается на 2-ой (или первой) неделе марта и продолжается 4-6 недель. На каждой лодке находится 10 человек ныряльщиков, работающих попарно: пока один ныряет и собирает раковины, другой вытаскивает его и собранную добычу, затем они меняются ролями. Для опускания на дно служит большой камень, привязанный к веревке. Ловцы ныряют голые, надевая лишь пояс и захватывая мешок для раковин. Продолжительность пребывания под водой нормально 45-50 секунд, в исключительных случаях 60, 70, даже 90 секунд, более высокие цифры (особенно выше 2 минут) сомнительны. На здоровье эта работа действует крайне разрушительно. Лов продолжается с восхода солнца до полудня. Ловцы подвергаются опасности от акул, но, впрочем, несчастные случаи нечасты, 1/4 собранных раковин служит вознаграждением ловцов. Раковины продают на берегу с аукциона по 1000; для освобождения жемчужниц их оставляют гнить. Лов достигал прежде весьма высоких размеров, но теперь сильно упал; в1797 и 1798 гг. жемчуг, добытый на Цейлонских ловах, оценивался в 123982 и 142780 фунтов стерлингов, а теперь он не превышает 87000 фунтов, a в 1874 г. был даже равен лишь 7200 фунтам. Вообще лов подлежит большим колебаниям; в 1888 г. на банке Cheval Par в 2 месяца погибли все жемчужницы, число которых определялось, приблизительно, в 150 млн. Врагами жемчужницы считают некоторых моллюсков, поедающих их ("Chank" - Turbinella rapa, Murex anguliferus) или вытесняющих их (например, Modiola), и рыб, питающихся раковинами (Balistes) и особенно скатов; кроме того, на них иногда крайне вредно действуют течения и т. п. Ряд опытов искусственного разведения жемчужниц (между прочим, в 1885-86 и след. годах) был неудачен. Весьма важный лов жемчужниц производится с давних пор в Персидском заливе; как говорят, банки, на которых живут жемчужницы, тянутся вдоль всего Аравийского берега, но главным центром служат острова Бахрейн, а центром продажи порт Лингах. По Пелли, в 1863 г. у Бахрейна промышляло 1500 лодок и было выловлено жемчужниц на 400000 фунтов стерлингов. Ловля производится так же, как в Индии; кроме акул, ловцам грозит рыба-пила. Со времен Птолемеев лов Ж. производился у берегов Красного моря, особенно около Джидды и Косейра; теперь он незначителен, но получается довольно много перламутра. Прекрасный жемчуг получается в Архипелаге Зулу к северо-востоку от Борнео; много жемчуга получается также около островов Ару к юго-западу от Новой Гвинеи. Кроме того, лов производится у Филиппинских островов, у Лабуана, Тимора, Новой Каледонии, островов Товарищества, Мореплавателей, Низменных (Lov Arch.), Гамбар. Значительный лов на западном берегу Центральной Америки, особенно в Калифорнском заливе, меньше в Панамском: ловится Meleagrina californica, лов продолжается 4 месяца, производится на глубине около 40 футов и дает около 8 тонн раковин в день. Жемчужница ловится также у Гуаякиля. Во времена Колумба лов производился в Мексиканском заливе и при завоевании Америки были найдены громадные количества жемчужниц; теперь лов идет в Караибском море, предметом его служит Meleagrina squamulosa. Лучший американский жемчуг получается в Вест-Индии у острова Фомы и острова Маргарита около берега Венесуэлы. В последние годы лов жемчужниц сильно развился у берегов Австралии; хороший жемчуг получается на западном берегу в Shark's Bay и многих пунктах между 15° и 25° южной широты. Добывают раковины здесь главным образом драгированием. Важный лов также в Торресовом проливе и у берега Квинсленда; также у Новой Зеландии.

Добывание жемчуга из пресноводных моллюсков производится в Шотландии, Уэльсе, Ирландии, Саксонии, Богемии, Баварии, Канаде, в северных и северо-западных частях Европейской России, в Восточной Сибири (в притоках Амура), в Японии и Китае, но жемчужницы встречаются также в пресноводных раковинах многих других стран. Главным предметом лова служит перловка или перловица жемчугоносная (Margaritana margaritifera), широко распространенная в северной и средней Европе и в Канаде, особенно в чистых ручьях и речках, текущих по каменистому (не известковому) руслу. В Японии жемчуг получают из одного вида беззубки (Anodonta japonica), в Китае и на Амуре из Anodonta plicata. В Европе промысел этот достигал прежде значительных размеров; так, в 1865 г. в Шотландии было добыто жемчуга по крайней мере на 12000 фунтов стерлингов. Значительный лов производился в Германии. У нас перловка жемчугоносная водится в реках губерниях Архангельской, Олонецкой, Выборгской, Новгородской, в Эстляндии и Лифляндии, также в Петербургской, Псковской, Волынской, Ярославской, Вятской, Казанской, Симбирской, Пермской и др. В Азиатской России водится несколько других видов. Добывание жемчуга достигло у нас значительных размеров к 1860 г., когда вывоз из России оценивался в 181520 руб., потом стал падать и в 1870 г. равнялся лишь 1505 руб.

Упадок этого промысла побудил в Западной Европе к опытам искусственного получения жемчуга. Так как образование его происходит частью благодаря паразитам (например, Atax ypsilophorus из водяных клещей), частью просто посторонним телам, то прибегали к соответственным приемам, которые, однако, не дали пока удовлетворительных результатов. В 1761 г. Линней предлагал шведскому правительству секрет искусственно вызывать образование жемчуга и потом продал его за 500 червонцев купцу Багге; способ Линнея остался неизвестным. Искусственное получение жемчуга известно уже с древности, в Китае этот промысел производится уже тысячи две лет около Те-тзинга, где им занимаются около 5000 человек. В раковину Anodonta plicata между створкой и мантией вкладывают шарики из перламутра, формочки из металла (часто изображения Будды в сидячем положении) и затем помещают раковины на глубине 2-5 футов. Формы покрываются жемчужными отложениями и прирастают к раковине. Если форма была металлическая, то ее вынимают, внутрь наливают смолы и тщательно заделывают отверстие кусочком перламутра. Искусственное подобие жемчуга приготовляют из полых стеклянных шариков, внутреннюю поверхность которых покрывают блестящим слоем приготовляемых из серебристого вещества чешуек некоторых рыб.
ТЕМА: ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ. КЛАСС НАСЕКОМЫЕ
  1   2   3