Главная страница

Технология деятельностного метода обучения на уроках физики. Введение


Скачать 233.94 Kb.
НазваниеТехнология деятельностного метода обучения на уроках физики. Введение
Дата24.04.2016
Размер233.94 Kb.
ТипАнализ

Сухова Татьяна Михайловна

учитель физики, СОШ. № 56

Ленинского района, г. Саратов

Технология деятельностного метода

обучения на уроках физики.

Введение.

Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному. Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях, другие - о воспитании, третьи - о развитии интеллектуальных и творческих сил детей, их умении учиться, формировании способности к саморазвитию... Однако все и всегда сходятся в том, что школа должна помочь каждому ребенку стать счастливым: найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии.

Способность человека к реализации социально значимой деятельности является базовой для его личностного развития. Понимание этого сформировалось в культуре уже сотни лет назад. “Главная цель воспитателя, - считал А. Дистервег, - должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни...” Об этом писали П.Ф. Каптерев, Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов ,Л.В. Занков и многие другие известные педагоги и психологи в нашей стране и за рубежом.

Анализ исторического развития образовательной сферы показывает, что требования к подготовке выпускников со стороны общества менялись в зависимости от того, как менялся социально значимый уровень сформированных деятельностных способностей, определяющих востребованность человека в общественном производстве.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Конструктивно выполнить задачи образования 21 века помогает деятельностный метод обучения. Данная дидактическая модель позволяет осуществлять:

  • формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);

  • формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;

  • формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Система дидактических принципов.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности.

Хочу поделится своим опытом структурирования урока на основе деятельностного подхода.

Структура урока.

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Цели этапа:

  1. Включить учащихся в учебную деятельность;

  2. Определить содержательные рамки урока.

На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (‘хочу’) 2) выделяется содержательная область (могу).

Настраиваясь на создание атмосферы взаимодействия на уроке, я обычно пользуюсь речевыми моделями с положительной эмоциональной окраской, опираюсь на прошлый успешный опыт детей. Часто от первых минут зависит весь дальнейший ход урока.

1. Рада всех Вас видеть, садитесь, пожалуйста.

2.Сегодня нас ждет интереснейший материал.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цели этапа:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;

  • актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;

  • зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний.

Традиционно в начале урока проходит опрос. Задумайтесь, для чего он проводится?

  • Найти ребенка, не готового к уроку

  • Выявить непонимание в пройденном материале

Это принципиально ВАЖНО!

Если мне хочется получить обратную связь, узнать, поняли ли дети учебный материал, то для этого мне необходимо построить взаимодействие так, чтобы ученики захотели сообщить эту информацию, обсудить ее с классом и со мной.

Я приглашаю к участию в обсуждении стеснительных обучающихся, направляю вопросы и комментарии от одного ребенка к другому, подбадриваю детей, ориентирую на общение друг с другом, а не на ожидание “ВЫСШЕГО учительского мнения”.

Давайте вспомним, что мы уже знаем, отвечая на вопросы. Подобную работу мы уже проделывали, вы с ней прекрасно справились. Попробуем закрепить наш успех.



3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:

1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;

2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовываюттему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.
5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление.

Цель этапа: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Цель этапа: проверить своё умение применять новое учебное содержание в типовых заданиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия деятельности.

Цели этапа:

  1. Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.

  2. Оценить собственную деятельность на уроке.

  3. Поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока.

  4. Зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности.

  5. Обсудить и записать домашнее задание.

При реализации деятельностного подхода я использую различные формы учебной деятельности. Остановлюсь на некоторых. Особенности моих уроков: четкая структура урока, доказательное объяснение материала, создание проблемных ситуаций и развертывание на их основе активной поисковой деятельности обучающихся (ход познания “от учеников"), сотрудничество с учениками, создание условий для интенсивной самостоятельной деятельности обучающихся и их интеллектуальное развитие (обеспечение их системой мыслительных операций и практических умений). Мною накоплен немалый опыт работы по созданию условий, способствующих развитию творческих способностей обучающихся через систему проблемно – познавательных заданий. Дифференцированные задания, имеющие поисковый характер ставят ученика в позицию творческого исследователя физической реальности, при этом вырабатывается способность самостоятельно получать знания в индивидуальном темпе. Однако необходимо отметить, что важным условием воспитания на уроке творческой самостоятельности является доступность и посильность выполнения задания для каждого обучающегося. В конце урока очень важным является обсуждение результатов самостоятельных опытов учащихся. Пусть они выдвигают свои теории, думают, спорят. Естественно, что их ответы будут не всегда правильными. Постоянные сравнения правильных и неправильных понятий приведут к более прочному усвоению знаний. Обучающийся чувствует себя почти что первооткрывателем. Опыт работы в школе показал большое преимущество фронтальных наблюдений учеников перед аналогичным демонстрационным экспериментом. Их проведение убеждает обучающихся в том, что каждый может сделать «открытие», толчок которому дает опыт. Экспериментальные задачи – первые научные исследования, и чтобы они действительно активизировали мыслительную деятельность учеников, нужен не совсем традиционный подход к их решению. Я обучаю их пользоваться алгоритмом “Учусь ставить эксперимент”, использование которого предусматривает ответы на вопросы: Я хочу узнать…

    1. Я об этом уже знаю…

    2. Какие предложения (идеи)…

    3. Необходимые приборы…

    4. Какие величины можно измерить?

    5. Какие величины можно рассчитать и как?

    6. Делаю выводы…

    7. Что будет, если… (изменить какой – то параметр, условие опыта)

Проблемный эксперимент может применяться как при изучении нового, так и при повторении и закреплении пройденного материала.

Содержанием проблемного эксперимента являются:

а) изучение явлений;

б) изучение причинно-следственных связей между явлениями и функциональной зависимости между величинами, характеризующими явления и свойства тел (например, зависимость температуры кипения от давления);

в) изучение и сравнение свойств вещества в различных состояниях (например, упругости, пластичности) и свойств физических полей (например, движение тел в поле тяготения);

г) иллюстрация законов, сформулированных на основе опытов или в результате логических умозаключений, опирающихся общетеоретические положения или метод индукций;

д) определение констант (например, электрохимического эквивалента);

е) изучение и испытание приборов (например, фотореле; генератора эмв).

Условия успешности проблемного эксперимента:

1. достаточный общий уровень подготовленности обучающихся данного класса;

2. достаточный уровень усвоения учениками тех вопросов, знание которых необходимо для выполнения работы;

3. достаточный уровень практических умений и навыков;

4. достаточный уровень освоения обучающимися класса проблемной формы проведения эксперимента.

Формирование и развитие навыков самостоятельной и экспериментальной деятельности провожу поэтапно.

I этап (7-8 класс).

Цель: формирование первичных умений проведения эксперимента, составления плана действий, оформления результатов опытов.

1. Изучение индивидуальных возможностей обучающихся класса.

2. Организация проблемного эксперимента: ученики выполняют одинаковые задания, учитель помогает отстающим. Задания несложные, небольшие по объему.

3. Анализ полученных результатов: обсуждается одна задача, над которой работал весь класс.

4. Постепенное усложнение заданий: дифференцированные задания или задания, которые выбирают сами ученики, выбор самими обучающимися приборов и материалов. Задания по выбору применяют при повторении и закреплении пройденного материала.

Первый урок физики в 7-ом классе начинаю с ознакомления учеников с богатством и разнообразием окружающего мира и способами его познания, предлагая выполнить следующее задание. На лотке лежат десять разных тел например: камень, пробка, куски металла, пластилина, мыла, металлический шарик, песок и др. Обучающимся предлагается рассмотреть их форму, ощутить их вес, запах, сжать в руке. Теперь закройте глаза и попробуйте узнать тела на ощупь. Откройте глаза и напишите список тел с указанием их свойств, а также укажите признаки, по которым вы их распознали.

Подобного рода «маленькие эксперименты» полезно проводить как можно чаще, они не требуют специальных знаний, однако развивают у ребят умение наблюдать и выражать своими словами результаты наблюдений. Приведу примеры еще нескольких подобных заданий:

Изготовление волчка. Из плотного листа бумаги и заостренной палочки дети изготавливают волчок. Для этого они вырезают бумажный круг и протыкают его палочкой в любом месте. Приводят волчок во вращение и ставят задачу устранить причину плохого вращения. Далее ученику дается прямоугольный лист, с помощью пересечения диагоналей находят центр листа. Теперь палочку втыкают прямо в центр и снова приводят волчок в движение. Потом волчок изготавливается из трех, четырех подобных листов, а после из бумажного круга, изготовленного из плотного картона. Таким образом, обучающиеся знакомятся с понятием центра тяжести.

Перед изучением понятия скорости ученикам предлагают пронаблюдать за движением стеаринового, пластилинового и свинцового шариков в стеклянных трубках с водой (внутренний диаметр 7—8 мм, длина свыше 200 мм). Одновременно расположите трубки с пластилиновым и свинцовым шариками вертикально так, чтобы в начальный момент времени шарики оказались вверху. Наблюдайте за движением шариков. Опыт проделайте несколько раз. В результате выполнения опытов, их анализа на основе сравнения обучающихся подводят к понятию скорости.

II этап (8-9 класс).

Цель: формирование умения решать проблемы на основе самостоятельного планирования эксперимента и работы с гипотезами; обучение самооценке: (оценить свой вклад в совместную деятельность по решению проблем); освоение логических действий (систематизация, анализ, синтез).

1. Обучающиеся работают группами, где планируют:

а) эксперимент для проверки гипотезы;

б) теоретическое обоснование гипотезы.

2. В ходе работы обучающиеся заполняют таблицу:

Сегодня на уроке я

Приводил факты

Выдвигал предположения

Обосновывал предположение

Проводил теоретическое доказательство

Проводил экспериментальное доказательство

+

+

+

+ -

-

3. Работа ведется:

а) с помощью инструкций, алгоритмов действий, с помощью учителя;

б) с частичной помощью учителя:

в) полностью самостоятельно.

4. Для работы с полной нагрузкой планирую дополнительные задания, которые раскрывали бы новые стороны в исследуемом явлении.

На гвоздь, вбитый в дощечку, привязывают резиновый жгутик, второй конец которого натягивают рукой. При подергивании жгутика слышен звук. Натягивая жгутик то сильнее, то слабее получают звуки различной высоты. Дают им характеристику.

III этап (9-11 класс).

Цель: обучение выбору вида деятельности, ее планированию; описанию на научном языке.

1. Предлагаются задания, которые не содержат конкретной направленности. (Например, напишите, от каких, по вашему мнению, причин зависит индукция магнитного поля электромагнита. Проверьте свои предположения на опыте).

2. Учитель помогает (или обучающиеся самостоятельно) определяют цель деятельности.

3. Обучающиеся планируют свою деятельность.

4. Проводят эксперимент.

5. Наблюдают и фиксируют результаты.

6. Описывают наблюдаемые явление (процесс).

7. Анализируют полученные результаты.

8. Делают выводы.

Пример. Тема «Диффузия».

Учитель демонстрирует открытое, полуоткрытое, приоткрытое положение двери. В беседе с обучающимися выясняется, что существует диффузия воздуха класса с воздухом коридора. После беседы демонстрируется на экране модель диффузии молекул газов разных сосудов от диаметра соединительной трубки. Перед учениками встает проблема: как зависит скорость диффузии молекул газа от диаметра соединительной трубки.

2). Выдвижение гипотезы.

Ученики самостоятельно выдвигают гипотезу: чем больше диаметр соединительной трубки, тем быстрее происходит диффузия.

3). Постановка цели

Ученики самостоятельно ставят цель: исследовать зависимость времени диффузии молекул газов от диаметра соединительной трубки.

4) Задачи.

Затем переходим к задачам: на компьютерной модели “Диффузии” с помощью компьютерной мышки увеличить диаметр соединительной трубки. Проследить за временем выравнивания концентрации молекул зеленого и красного цвета в левом сосуде.

Тема: “Равноускоренное движение”.

1. Демонстрируется фотография падения капель стробоскопом.

2. Вопрос; определить вид движения капель.

3. Ответы учащихся: равноускоренное, так как за равные промежутки времени, фиксируемые стробоскопом, пути, проходимые каплями, увеличиваются.

4. Эксперимент. Демонстрируем движение шарика по наклонному желобу.

5. Задание: исследовать вид движения шарика.

6. Действия учащихся:

а) предложили весь путь разделить на несколько равных отрезков и измерить время прохождения шариком;

б) предлагали измерить пути за равные промежутки времени.

В итоге все доказали, что движение шарика по желобу является ускоренным, так как скорость увеличивается, но только в одной группе смогли доказать, что оно равноускоренное.
7. Описание деятельности школьниками:

  • разделили желоб на три равных отрезка;

  • измерили время прохождения шариком каждого из отрезков пути и т. д.

Фронтальное обсуждение деятельности. Выделение цели, способа деятельности, вывод.

Большое влияние на умственное развитие учащихся оказывают задания, требующие сравнения, систематизации и обобщения уже изученного материала. Например, в электродинамике изучаются различные частные примеры электромагнитного поля: электростатическое, вихревое электрическое и магнитное. Можно сопоставлять их свойства, находить в них общее и отличное. Сопоставлению поддаются магнитные свойства вещества, ход лучей в линзах и зеркалах, свойства полей и вещества и т.д. Заканчивая изучение темы «Силы в природе», можно предложить учащимся систематизировать полученные знания в форме написания «резюме» для любой из изученных сил.

Для психологического комфорта в обучении, чтобы каждый ученик мог выбрать наиболее удобный вариант деятельности на уроке и дома, предлагаю разные творческие задания. Выполняя эти задания, некоторые ребята охотно становились артистами в тематических инсценировках, участниками выставок, семинаров, конференций. Большинство ребят мастерить простые физические приборы, самоделки, которые могут продемонстрировать физические явления или подтвердить закон. Старшеклассники создали компьютерные презентации и динамические иллюстрации. Методами диагностики интересов и творческих способностей учащихся к физике являются следующие:

1. Вводные общеклассные (обязательные) проблемные задания двух основных типов: конструкторские и исследовательские. Они дают первое общее представление о творческих возможностях отдельных учащихся;

2. Задания для желающих. Они позволяют уточнить первоначальные представления об учащихся;

3. Индивидуальные беседы с учащимися с целью выявления их общего кругозора, эрудиции, направленности интересов и т. д. для уточнения первых впечатлений об учащихся.

Систематически обращаюсь к работам, которые позволяют проявить индивидуальность учащегося, дают повод похвалить каждого. Успешно выполненное задание повышает интерес к предмету и появляется возможность поручать задания, формирующие навыки системного мышления, а активная мыслительная деятельность, направленная на углубленное понимание материала, приводит к его осознанному применению. Творческие задания выполняют различные функции: контролирующие, систематизирующие знания, анализирующие различные ситуации; с их помощью повторяются, обобщаются и закрепляются знания и т. д. Большую роль в развитии познавательной деятельности играют проблемные домашние задания. Домашние опыты и наблюдения приучают учащихся к исследовательской работе, рождают творческую мысль и развивают способности к изобретательству, вырабатывают у них наблюдательность, внимание, настойчивость, аккуратность.

1. Обучающая функция домашних опытов и наблюдений проявляется в том, что они служат средством приобретений новых знаний; содействуют более глубокому пониманию учащимися физических явлений, процессов, теорий; способствуют приобретению умений и навыков в обращении с приборами, измерительными инструментами, таблицами; позволяют формировать умение в составлении плана проведения наблюдений и опытов; развивают навыки измерения физических величин и анализа их взаимосвязи; служат средством практического ознакомления учащихся с наблюдением и экспериментом как методами научного познания.

2. Развивающая функция заключается в том, что домашний эксперимент вызывает у учащихся интерес к физике, технике, развивает способности к изобретательству и техническому творчеству.

3. Воспитательная функция домашнего эксперимента позволяет развивать внимательность, наблюдательность, аккуратность, настойчивость в работе, самостоятельность и целенаправленность.

4. Повторительно - закрепляющая функция домашних опытов и наблюдений состоит в том, что они являются средством повторения и закрепления ранее полученных знаний, умений и навыков.

5. Контролирующая функция состоит в том, что позволяет учителю судить о качестве усвоения знаний учащихся и уровне сформированности умений применять их на практике, о развитии познавательных интересов и их творческих способностей.

В своей работе приступаю к систематическому проведению домашних экспериментальных заданий поэтапно: с 7 класса включаю интересные и простые опыты и наблюдения, а с переходом учащихся в старшие классы начинаю постепенно включать задания более сложные, с более глубоким уровнем проблемности.

1 этап (7-8 класс). Ознакомление учащихся со структурой и правилами выполнения домашних экспериментальных заданий: объяснение порядка выполнения, правил записи результатов измерений и наблюдений, обращение внимания на цель эксперимента или наблюдения, её формулировку, выводы, полученные из опытов, их контроль. Учитель даёт подробный устный инструктаж, показывает приёмы выполнения отдельных действий и операций, предлагает алгоритм проведения эксперимента (Приложение1).

2 этап (8-9 класс). По мере развития у учащихся экспериментальных умений устное инструктирование сокращается и в дальнейшем прекращается. При этом можно ограничиться четкой формулировкой задания.

3 этап (10-11 класс). Получив навыки самостоятельного экспериментирования, учащиеся могут более активно участвовать в планировании проведения опытов. На этом этапе достаточно поставить перед учащимися учебную задачу, а пути её решения они находят самостоятельно.

Домашние экспериментальные задания проводятся для закрепления и повторения изученного на уроке материала, данные для которых учащиеся получают из опытов и измерений.

Пример 1. Тема: “ Физические величины и их измерения”
Задание 1. Определить площадь пола в комнате.

Пример 2. Тема: “Работа и мощность”

Задание. Вычислить работу при подъеме человека по лестнице со 2 этажа дома на 3 этаж. Какую при этом он развивает мощность?

Оборудование: линейка, секундомер.

Пример 3. Тема: “ Плотность”

Задание 1. Определить плотность куска мыла (для всех).

Задание 2. Определить плотность картофеля (по желанию).

Задание 3. Определить плотность человеческого тела (для третьей группы учащихся).

Задание 4. Опыт “Слоеная жидкость” (для желающих).

Оборудование: вода, растительное масло, прозрачный контейнер с крышкой, пробка, несколько замороженных горошин.

Ход работы:

1. Налить немного масла в прозрачный контейнер. Добавить воды. Понаблюдайте, что произойдет.

2. Накройте контейнер крышкой, сильно встряхните. Поставьте и снова понаблюдайте за происходящим.

3. Откройте контейнер и положите в него пробку и горошины. Где будут находиться пробка и горошины?

4. Сделайте вывод о плотности веществ.

Для выполнения домашнего эксперимента предлагается 1-2 недели, или больше, в зависимости от трудоемкости, времени выполнения опыта. Обязательно держу под контролем в этот промежуток времени выполнение работы. Ребята подходят на консультацию, за советом, делятся своими наблюдениями.

Этапы работы после проведения домашнего эксперимента:

1. Пересказ содержания опыта с указанием цели эксперимента;

2. Сообщение результатов опытов и их обсуждение;

3. Корректировка полученных результатов и направление на формулировку правильных выводов.

Особенностью домашних опытов является отсутствие специального оборудования и приборов. Необходимые предметы и материалы, как правило, имеются у каждого школьника. Некоторые приборы учащиеся изготовляют сами или при помощи взрослых. Изготовление самодельных приборов – средство осязательного и пытливого изучения физики.

Пример Тема “Оптика” (8 класс)

А) Изготовление камеры - обскура с целью изучения полученного изображения.

Б) Эксперимент “ Заставь цвета исчезнуть”

Оборудование: белый картон, ножницы, карандаш, циркуль, краски.

Ход работы:

1. Нарисуй на картоне круг, вырежи его и раздели на 6 равных частей. 2. Раскрась секторы: красным, оранжевым, желтым, зеленым, синим, фиолетовым цветом – в таком порядке. 3. Проткни центр круга остро отточенным карандашом, чтобы получился волчок. Раскрути его. 4. Какого цвета стал круг? Объясни увиденное.

Пример3. Тема: “ Работа электрического тока”

Измерение работы электрического тока (при помощи электросчетчика). Подсчет стоимости электроэнергии за определенное время.

Результат: овладение навыками самостоятельной исследовательской деятельности, совершенствование исследовательских умений, развитие творческого мышления и способностей к изобретательству.

Урокам решения задач уделяю особое внимание, так как умение решать задачи показывает, как усвоено изучаемое понятие на уровне применения, повышает жизненную значимость знаний. В зависимости от содержания учебного материала и подготовленности учащихся применяю разные формы организации таких уроков, но всегда тщательно отбираю из разнообразных источников практический материал. Важно, чтобы система заданий отвечала принципу развивающего обучения, способствовала формированию положительных мотивов учения. На“выходе” всегда предлагаю дифференцированные по сложности задания, решение которых требует от учащихся различного характера познавательной деятельности – от подражательно-репродуктивной до творческой, при этом право выбора задач для решения оставляю за учащимися. Текст итоговых проверочных работ обычно содержит 9–10 задач разной степени сложности: это 3 типа задач уровней А, В, С и творческая задача уровня D. Ученик выбирает уровень сложности задач самостоятельно: один может прорешать все задачи уровня С, а другой, например, 1С, 2С и 3В и получить оценку “5”. Умение делать правильный (посильный) выбор, как и умение решать достаточно сложные задачи, формируется не сразу. Для этого необходимы глубокие знания, гибкость мышления, уверенность в своих силах. Обучение методам и приёмам решения физических задач начинаю на уроках-практикумах, семинарах, хорошие результаты даёт использование метода малых групп при организации самостоятельной работы на уроке и выполнение домашних индивидуальных заданий по основным темам курса. Практикую дифференцированные домашние задания. Выполнение заданий для групповой работы способствует созданию деловой творческой обстановки, взаимообучению. Задания группам составляются по-разному. Например, решения задач по методу малых групп, каждая группа получает своё задание и разрабатывает свою часть общего задания (принцип “учимся вместе”). Задания внутри группы близки по содержанию, но несколько отличаются сложностью. Задач обычно предлагается больше, чем количество учащихся в группе. При распределении заданий это позволяет в большей степени учитывать особенности учащихся. Опыт показывает, если задач в задании больше и какие-то из них остаются не задействованными, ученик хотя бы из любопытства прочитает оставшиеся тексты, сравнит со своей задачей, то есть произойдёт опосредованное решение. В качестве домашнего предлагается выполнить индивидуальное задание, содержащее все основные типы задач, решаемые группами, поэтому сотрудничество будет продолжено на новом уровне во внеурочное время. Индивидуальные задания представляют собой подборку задач основных типов и составлены в 20 вариантах таким образом, что задачи в них не повторяются, и каждый учащийся решает персональный вариант.

Медиаобразование, интегрированное в учебные предметы, в том числе и в физику, обогащает учебный процесс новыми формами и приемами работы, позволяющими активизировать познавательную деятельность учащихся, благодаря включению внешкольной информации, содержащей физические знания. Систематизировать и обрабатывать информацию помогает учащимся работа по оформлению «динамического» стенда. Информация на стенде изменяется синхронно изменениям тем урока. Учащиеся заранее выбирают тему, используя медиаресурсы, подбирают материал, позволяющий многоаспектно рассмотреть данную тему: от гипотезы да технического применения. Недостаток лабораторного оборудования можно легко восполнить, проводя интерактивные лабораторные работы и фронтальные эксперименты. Причем, в этом случае параметры системы легко меняются и любой работе придается исследовательский характер.

Вывод: Условия, создаваемые в рамках данной системы действительно способствуют формированию ключевых образовательных компетенций у учащихся. Происходит развитие у учащихся всех компонентов деятельности, а не только багажа знаний; абстрактные, как бы мертвые, знания, которые ученик при традиционной учебе черпает из рассказа учителя или учебника, становятся близкими и понятными, надолго запоминающимися, осознанными (ведь ты сам добыл их); эффект присвоения знаний получается более сильным, чем обычно; самостоятельная учебная деятельность, направленная на решение конкретной задачи, побуждает ученика к самоорганизации и самоконтролю вообще и на каждом этапе, в частности, ибо иначе нельзя достигнуть требуемого результата; в процессе самостоятельной работы ученик овладевает не только знаниями, но и разными видами деятельности, что очень важно; учащемуся приходится вступать в деловую коммуникацию с соседом по парте, товарищем, коллегой по группе, педагогом, родителями, так как иначе чаще всего не удается справиться с заданием: ведь некоторые задания специально ориентированы на установление коммуникативных отношений; вследствие необходимости ученик учится налаживать деловые партнерские отношения, осмысливать их. Так формируются задатки умения сотрудничать.

Литература:

  1. Устные упражнения на уроках. Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г.

Москва «Школа 2000…№ 2004г.

  1. Обучение на основе технологии. Бончарова Г.Д. Москва « Дрофа» 2004г.

  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.

Под ред. Полат Е.С. Москва «Просвещение» 2000г.

  1. Педагогический опыт: Сборник научных статей. Под ред. Тельтевской Н.В. Саратов 2004г.