Главная страница

Стимулирование познавательных интересов детей дошкольного возраста (консультация для родителей)



Скачать 33.64 Kb.
НазваниеСтимулирование познавательных интересов детей дошкольного возраста (консультация для родителей)
Дата30.04.2016
Размер33.64 Kb.
ТипДокументы

Стимулирование познавательных интересов детей дошкольного возраста (консультация для родителей)

Уровень развития познавательных интересов во многом определяет подготовку ребенка к обучению в школе.

Стремление узнать новое, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и взаимоотношения характеризуют познавательный интерес.

Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Под ее влиянием ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, в случае если проявил догадку, получил одобрение взрослых – создают у ребенка уверенность в своих силах.

Прочные знания – основа активности ребенка. Они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Недаром народная мудрость гласит: «Любить – значит знать».

Очень полезно проводить с детьми прогулки и экскурсии. Не стремитесь объяснять и рассказывать ребенку обо всем, что он видит на прогулках, экскурсиях и по телевизору. Для развития интереса ребенка целесообразнее возбуждать его познавательную активность, стимулировать появление у него стремления находить на них ответы посредством наблюдений, размышлений.

Наблюдение за явлениями в окружающей природе – это удивительные открытия детей, поводы для бесед и экспериментирования.

Организованные наблюдения за природой обогащают практический опыт детей и побуждают к практической исследовательской деятельности: наблюдая за дождем, дети определяют, что дождь – это капельки воды, они мокрые, подвижные, стекаются струйками по окну, по водосточным трубам в большие лужи. На практическом опыте дети убеждаются, что намоченные водой предметы изменяются, как на улице после дождя. Наблюдая за снегом на прогулке, дети отмечают его внешние свойства и особенности, придумывают слова – сравнения, определяют, почему на улице много снега и он не тает. Это подталкивает к экспериментированию: снег тает в теплой группе, снег – это вода.

В своей практике, знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегаю к приему сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок глубже познает их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по-иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым.

Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Строя башни из песка, играя с ним, придумывая различные истории, дети получают знания о физических свойствах песка (в сухом, в мокром состоянии, в сравнении с глиной и почвой) .

Игры с водой и песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и являются прекрасным средством для развития познавательной активности. Экспериментируя со снегом, водой, льдом, дети научились самостоятельно характеризовать воду в тех физических состояниях, выделять и называть их особенности, делать простые умозаключения: вода бывает жидкой, твердой, в виде льда.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, основами математических знаний, с эстетическими правилами жизни в обществе.

В дошкольном возрасте детей привлекает все новое и необычное. Но это не значит, что для развития интереса ребенка постоянно должны сообщать ему новые знания. Важно возбуждать у ребенка интерес к привычным для него предметам. Например, предложить ребенку понаблюдать за одуванчиком. Сколько интересных открытий он сделает! Ребенок отметит, что одуванчик поворачивает головку за солнцем, а вечером закрывает свой глазок, что на душистый запах цветка слетается много насекомых, что семена легкие, как парашютики.

Познавательный интерес дошкольника отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности.

К детским вопросам необходимо относится внимательно и бережно, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребенка. Встречный вопрос «А ты как думаешь сам? »

Краткость, ясность ответа, доступность его пониманию дошкольника. При этом следует помнить мудрый совет В. А. Сухомлинского «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни замирал перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

По возможности надо побуждать ребенка к дальнейшим наблюдениям и рассуждениям, самостоятельному поиску ответа на возникший вопрос.