Переработка твердых отходов Утилизация твердых отходов В химической и нефтехимической промышленности образуются многочисленные твердые отходы, различающиеся по своему происхождению и составу. Ввиду большого многообразия этих отходов предложить обобщенную схему их утилизации и обезвреживания не представляется возможным, поэтому рассмотрим основные методы применительно к многотоннажным отходам производства.
Переработка фосфогипса
Фосфогипс образуется как отход в производстве фосфорной кислоты из природных фосфатов. При разложении фосфатов серной кислотой в раствор переходит фосфорная кислота и образуется труднорастворимый сульфат кальция (фосфогипс):
Ca5F(PO4)3 + 5H2SO4 = 5CaSO4 + 3H3PO4 + HF
В зависимости от температуры и концентрации получаемой кислоты сульфат кальция выделяется в форме дигидрата CaSO4•2H2O (гипс), полугидрата CaSO4•1/2Н2О или безводной соли CaSO4 (ангидрит). При получении экстракционной фосфорной кислоты дигидратным способом образуется 7,5 - 8,4 т влажного фосфогипса в пересчете на дигидрат. Фосфогипс (в пересчете на сухое вещество) содержит до 94% CaSO4, а также в виде примесей неразложившийся фосфат, неотмытую фосфорную кислоту, полуторные оксиды, соединения стронция, различные микропримеси (редкоземельные элементы, Mo, Co, Mn, Zn), соединения фтора.
Основными примесями, препятствующими прямому использованию фосфогипса вместо природного гипса в строительстве, являются соединения фтора и фосфора. В России и странах СНГ в настоящее время в отвалах находится более 40 млн. т фосфогипса и ежегодно образуется около 10 млн. т этого отхода. Фосфогипс помимо загрязнения окружающей среды наносит большой экономический ущерб, поскольку до 10% себестоимости фосфорной кислоты приходится на затраты по его транспортировке и хранению. Шламохранилища занимают огромные площади земель, необходимых сельскому хозяйству.
В нашей стране и за рубежом разработано несколько направлений использования фосфогипса. Ниже приводится их экономическая эффективность в расчете на 1 т отхода:
Область использования
| Экономический эффект, руб/т
| Производство гипсовых вяжущих
| +3,5
| Производство портландцемента (в качестве добавок)
| +2,5
| Производство серной кислоты и цемента
| -8,6
| Производство серной кислоты и извести
| -6,6
| Производство сульфата аммония
| -22,2
| Сельское хозяйство
| +6,4
|
Процесс получения гипсовых вяжущих из фосфогипса обычно состоит из двух стадий: очистка фосфогипса от соединений фтора и фосфора и последующая дегидратация CaSO4•2Н2О до CaSO4•1/2H2О. Дегидратацию осуществляют путем обжига в печах при температуре 150-1700С либо в автоклавах при 120-1700С. Технология получения вяжущих освоена в промышленном масштабе, в настоящее время по этому методу перерабатывается в мире 3 млн. т фосфогипса и производится 1,9 млн. т вяжущих материалов.
В производстве цемента фосфогипс гранулируют и подсушивают в барабанных сушилках до содержания гигроскопической влаги около 5%. Использование фосфогипса уменьшает расход топлива в производстве цемента, повышает производительность печей и качество цементного клинкера.
В производстве серной кислоты и цемента высушенный фосфогипс смешивают с глиной, песком и коксом и обжигают при 1200-14000С. При обжиге протекают следующие реакции:
CaSO4 + 2С = CaS + 2СО2;
CaS + 3CaSO4 = 4СаО + 4SO2
Процесс может быть описан суммарной реакцией:
2CaSO4 + С = 2СаО + 2SO2 + СО2
В процессе применяют небольшой избыток углерода (20-30% от стехиометрического) для компенсации его расхода на побочные реакции.
Образующийся диоксид серы направляется на окисление до SO3, который далее абсорбируется водой с получением серной кислоты.
В производстве серной кислоты и извести фосфогипс восстанавливают коксом или продуктами конверсии природного газа:
CaSO4 + 2С = CaS + 2СО2;
CaSO4 + 4СО = CaS + 4СО2;
CaSO4 + 4Н2 = CaS + 4Н2О
Сульфид кальция обрабатывают водой, а полученную суспензию - диоксидом углерода: CaS + Н2О + СО2 = H2S + CaCO3
Полученный сероводород окисляется до диоксида серы:
H2S + 3/2О2 = SO2 + Н2О
Разработаны способы, основанные на взаимодействии предварительно приготовленного (NH4)2CO3с фосфогипсом или на непосредственном контактировании газообразных НН3 и СО2.
Разработана схема комплексной переработки фосфогипса в сульфат аммония, оксид кальция и концентрат редкоземельных элементов. Метод основан на том, что СаО, полученный из осадка СаСО3, растворяется в аммониевых солях, а редкоземельные элементы остаются в осадке. Прокаливание СаСО3 проводят при 10000С, полученный оксид кальция обрабатывают раствором NH4Cl с получением раствора СаСl2 и осадка редкоземельных элементов. Аммонизированный раствор СаСl2 насыщается CO2 для выделения СаСО3 и регенерации NH4Cl.
В сельском хозяйстве фосфогипс используется для гипсования солонцовых почв. При внесении в такие почвы фосфогипса (6-7 т на 1 га) происходит образование сульфата натрия, который легко вымывается. Фосфогипс рекомендуется применять в качестве местных удобрений. Использование такого удобрения экономически оправданно при отсутствии дальних перевозок (до 500 км). Использование фосфогипса не требует очистки от Р2O5, поскольку эта примесь играет положительную роль при внесении в почву.
Потребность в нашей стране в серосодержащих удобрениях составляет более 2 млн. т/год.
Среди других методов переработки фосфогипса перспективным является извлечение из него элементной серы путем восстановления при температуре 1100-12000С.
Переработка пластмасс и эластомеров
Технологические отходы пластических масс и эластомеров образуются в отраслях, занимающихся синтезом и переработкой этих продуктов. По статистическим данным, в производстве этих отходов образуется от 5 до 35%.
Длительное время захоронение в почву и сжигание были наиболее распространенными способами уничтожения отходов пластмасс и эластомеров. Тепло, выделяющееся при сжигании, использовалось для генерирования водяного пара. Однако при сжигании происходит образование сажи от неполного сгорания полимеров, выделение токсичных газов и, как следствие, повторное загрязнение воздушного бассейна.
К основным способам утилизации отходов пластмасс относятся: термическое разложение путем пиролиза; деполимеризация с получением исходных низкомолекулярных продуктов (мономеров, олигомеров); вторичная переработка.
Пиролиз полимеров осуществляется при температурах 800-11000С и позволяет получить высококалорийное топливо, сырье и полупродукты, используемые в различных технологических процессах, а также мономеры для синтеза полимеров. При пиролизе отходов полиэтилена (Т = 7400С) образуются полезные продукты: этилен (25%), метан (16%), бензол (12%), пропилен (10%).
Установка термического пиролиза включает дробилку, шнековый питатель, печь пиролиза, скруббер для промывки пирогаза, холодильник, ректификационную колонну разделения углеводородов и камеру сжигания отходящих газов. В случае переработки поливинилхлорида предусматривается скруббер для поглощения НСl. Печь пиролиза отходов представляет собой обогреваемую вертикальную цилиндрическую камеру, в которой измельченные пластмассовые отходы перемещаются под действием силы тяжести вниз, а продукты пиролиза из верхней части печи направляются на переработку.
Разработаны процессы каталитического гидрокрекинга для превращения полимерных отходов в бензин и масла.
Процессу деполимеризации с получением мономеров подвергают только те виды пластмасс, которые распадаются при сравнительно низких температурах (300-4500С). К таким полимерам относятся полистирол и его сополимеры, полиакрилаты. Пиролиз полистирола сопровождается получением 50-70% исходного стирола, при термическом разложении полиметилметакрилата выход газообразного метилметакрилата достигает 91-96%.
Наиболее эффективным способом утилизации отходов полимерных материалов является их вторичная (а в некоторых случаях многократная) переработка. Освоены процессы переработки вышедшей из употребления полиэтиленовой пленки в трубы для сельского хозяйства и изделия менее ответственного назначения, а также во вторичную пленку. Технологический процесс получения вторичной полимерной пленки заключается в подготовке исходного сырья (использованной пленки), гранулировании и смешении полученных гранул с первичным полиэтиленом с последующим получением пленки обычными методами.
II. Международное экологическое право (4 часа)
Основные направления и формы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды насчитывает пока менее, чем полувековую историю. К началу 70-х годов прошлого века стало достаточно очевидно, что в отношениях общества и природы возникли проблемы, несущие глобальную угрозу человечеству вследствие необратимых изменений в биосфере планеты. Задача сохранения среды обитания человека стала носить, таким образом, интернациональный характер.
Проблема окружающей среды в ее современной интерпретации получила распространение, начиная со времени Стокгольмской конференции (1972 г.). В соответствии с ее решениями в ООН был создан самостоятельный орган, на который было возложено международное сотрудничество в данной области в мировом масштабе. Этот орган получил название «Программа ООН по окружающей среде» - ЮНЕП. Действует он на постоянной основе со штаб-квартирой в Найроби (Кения).
Руководящим органом ЮНЕП является Совет управляющих, избираемый Генеральной Ассамблеей ООН на четырехлетний срок. На этот Совет возложены функции осуществления содействия международному сотрудничеству в охране окружающей среды, представление рекомендаций по проведению соответствующей политики, осуществление руководства и координации природоохранных программ, постоянное наблюдение за состоянием окружающей среды в мире, содействие международным сообществам в накоплении и оценке знаний и информации об окружающей среде.
В связи с тем, что охрана окружающей среды является многослойной, комплексной проблемой, в дополнение к деятельности ЮНЕП, отдельными ее аспектами занимаются следующие специализированные организации под эгидой ООН, имеющие статус автономных:
ЮНЕСКО выполняет работу по программе «Человек и биосфера», проводит исследования социально-экономических факторов развития и взаимосвязи между человеком и средой;
ФАО имеет своей целью улучшение производства и переработки сельскохозяйственной продукции, лесоводства и рыболовства, содействует инвестициям в агросферу, рациональному использованию почвы и водных ресурсов, удобрений и пестицидов, освоению новых и возобновимых источников энергии;
ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) имеет, помимо прочего, задачу содействовать экологической безопасности, включая безопасное водообеспечение, питание и удаление отходов;
ЮНИДО содействует промышленному развитию и установлению нового международного экономического порядка;
MAГАTE разрабатывает нормы безопасности и защиты от радиации, включая безопасную транспортировку радиоактивных материалов и утилизацию отходов.
Все более важную роль в решении глобальных экологических проблем играет такая международная организация, как Глобальный Экологический Фонд (ГЭФ). Созданный в начале 90-х гг., этот фонд предназначен помогать в основном развивающимся странам для решения таких экологических проблем, которые имеют планетарный характер. В деятельности ГЭФа участвуют три международные структуры: Программа ООН по развитию, Программа ООН по окружающей среде и Всемирный банк. В качестве первоочередных направлений для финансирования выделены четыре: глобальное потепление климата, загрязнение международных вод, уменьшение биоразнообразия и истощение озонового слоя.
Имеются проекты ГЭФ и в России. Нашей стране был предоставлен грант на сохранение биоразнообразия в России и охраны Байкальского региона на сумму 20,1 млн. долл. ГЭФ также представил России 60 млн. долл. для поэтапного сокращения производства и потребления озоноразрушающих веществ, а также перевода промышленности на озонобезопасные технологии. Предполагается также предоставление стране 26 млн. долл. в рамках проекта «Специальная инициатива по прекращению производства озоноразрушающих веществ», подготовленного совместно с Мировым банком.
Все указанные выше организации являются самостоятельными, созданными на основе межправительственных соглашений и обладающими широкими международными полномочиями. Кроме них вопросами охраны окружающей среды по отдельным аспектам так или иначе занимаются и другие организации, функционирующие как в составе, так и под эгидой ООН.
Источники международного экологического права
Источником международных эколого—правовых отношений является воля членов мирового сообщества, направленная на охрану и рациональное использование окружающей природной среды. Функционирование, пребывание в действенной силе источников международного экологического права является одним из актуальных вопросов в области охраны окружающей среды в международно—правовой доктрине. Исходя из этого, целесообразно проанализировать их во взаимосвязи:
1. Установление новой всемирной концепции экологической безопасности, под которой понимается взаимосвязанная и взаимозависимая система экологических составляющих планеты, а также сохранение и поддержание существующего естественного природного баланса между ними. Согласно этой концепции устанавливается прямая связь между охраной окружающей среды и международной безопасностью. Правовое содержание экологической безопасности заключается в обязанности государств осуществлять свою деятельность так, чтобы исключить усиливающееся воздействие экологических стрессов на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях.
2. Развитие международного сотрудничества в организации и проведении мер, направленных на защиту и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений человечества. В рамках решения данного вопроса на общемировом уровне в 1972 г. была учреждена Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП).
Основные задачи ЮНЕП:
1) содействие международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды и разработка соответствующих рекомендаций;
2) общее руководство политикой в области охраны окружающей среды в рамках системы ООН;
3) разработка и обсуждение периодических докладов;
4) содействие прогрессивному развитию международного права охраны окружающей среды;
5) повышение действенности норм, защищающих природную среду во время войны (нормы Санкт—Петербургской декларации 1868 г., Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. и Положения к ней, Женевской конвенции 1949 г. о защите гражданского населения во время войны, Дополнительного протокола I 1977 г., Конвенции 1977 г. о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду и Конвенции 1980 г. о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые закрепляют принцип защиты окружающей среды и запрещают применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде. Запрещается причинение ущерба природной среде в качестве репрессалий. Также запрещается превращать окружающую среду как таковую в объект нападения); реализация на практике международной ответственности за ущерб, причиненный окружающей среде (по принципу «платит загрязнитель»).
Система источников экологического права России.
1) Общепризнанные принципы и нормы международного права.
Иерархии эколого-правовых нормативных актов представляют собой много уровней, прежде всего, международный. Так, общепризнанные принципы и нормы международного права и международного договора РФ являются составной частью правовой системы России. Если между договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Международный договор будет являться элементом правовой системы РФ, если он заключен в установленном порядке и ратифицирован или утвержден компетентным органом государственной власти. В качестве примера - договор СССР с Финляндской Республикой о передаче ей в аренду на 50 лет советской части Сайменского канала на Корейском перешейке и о. Малый Высоцкий.
Использование норм международного договора для правового урегулирования имеет важное значение, потому что в качестве субъекта земельных правоотношений могут выступать иностранные юридические и физические лицам. В соответствии с ч. 3 ст. 6 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на обращение в межведомственные органы по защите прав и свобод человека при соблюдении определенных условий: наличия соответствующего международного договора РФ и исчерпания всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты нарушенных прав. Так, Арбитражный процессуальный кодекс РФ закрепляет приоритет правил, установленных международным договором РФ перед «внутренним» процессуальным законом «ст. 3 АПК».
2) Конституция Российской Федерации - источник экологического права.
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ «ст. 15». Конституция РФ вводит в научный оборот трехзвенное определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности «ст.72 Конституции РФ»
3) Конституционные Федеральные законы - источники экологического права.
Третьим после конституционного уровня являются конституционные Федеральные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (ст. 65, 66, 68, 70, 84, 114, 118, 128 и 135). Конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый конституционный Федеральный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию «ст. 108».
4) Федеральные законы – источники экологического права.
На основании Конституции РФ были приняты следующие Федеральные законы:
Лесной кодекс РФ, который определил понятие лесного фонда РФ, компетенцию органов в сфере регулирования лесных отношений и т. п.;
Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (от 27 января 1995);
Федеральный закон «Об особо охраняемых территориях» (от 15 февраля 1995);
Федеральный закон «О животном мире» (от 22 марта 1995);
Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (от 19 июля 1995);
Федеральный закон «Водный кодекс РФ» (от 18 октября 1995);
Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» (от 20 октября 1995);
Федеральный закон «О континентальном шельфе» (от 25 октября 1995) и др.
10 января 2002 г. был принят ФЗ «Об охране окружающей среды». Он регулирует основные взаимосвязанные отношения общества и природы и специфические отношения, обусловленные особенностями природных объектов.
5) Указы Президента РФ – источники экологического права.
Статьей 90 Конституции РФ установлено, что Указы Президента РФ занимают особое место среди источников экологического права и не относятся к подзаконным нормативным актам.
6) Подзаконные нормативно-правовые акты органов исполнительной власти как источники экологического права. Бывают правительственные (Постановления Правительства РФ по вопросам государственной экологической экспертизы и т.д.), межведомственные (напр., Комитет по земельным ресурсам и землеустройству РФ), ведомственные (принимаются начальниками ведомств и министрами по вопросам экологопользования).
7) Нормативно-правовые акты субъектов РФ как источники экологического права.
Субъекты РФ принимают законодательные и другие нормативно-правовые акты учетом Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «О животном мире», и др. В соответствии с указанными законами некоторые субъекты РФ приняли различные кодексы. Так, в Карелии 27 января 1991 г. был принят Земельный кодекс, в Республике Башкортостан 27 января 1995 - Водный кодекс, в Республике Коми- лесной кодекс.
8) Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления как источники экологического права.
В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое является самостоятельным в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В соответствии с ч.2 ст. 6 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (1999 г.) к вопросам местного самоуправления относятся также организация и обеспечение санитарного благополучия населения, контроль за использованием земель на территории муниципального образования, регулирование использования водных объектов местного значений, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр строительства подземных сооружений местного значения и т. д.
Закон «Об охране окружающей среды» (с.10) содержит более подробный перечень полномочий органов местного самоуправления. В их числе: определение основных направлений охраны окружающей природной среды, разработка экологических программ, учет и оценка состояния окружающей природной среды и природных ресурсов на подведомственной территории и так далее.
9) Руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ и их роль в формировании источников экологического права.
Всякий закон всеобщ, а случай экологической практики единичен, и чтобы подвести единичное под всеобщее, необходимо суждение, которое является правосудием. В ходе правосудия неизбежно выявляются пробелы в правовом регулировании, а потому судам дано право в случае пробела применять аналогию закона или аналогию права. Фактически дано судам нормативное предписание, не предусмотренное в законе.
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров. В силу этого Высший Арбитражный Суд РФ совершенствует сферу экологопользования двумя путями:
а) воздействием на экологические отношения через рассмотрение экономических споров. Так, Высший Арбитражный Суд РФ, а также арбитражные суды, рассматривающие экономические споры в республиках, входящих в состав России, при рассмотрении преддоговорных споров не должны утверждать условия договоров, противоречащих экологическим нормативно-правовым актам;
б) непосредственным участием в создании и совершенствовании экономического законодательства. Например, бывший Государственный арбитраж СССР утверждал инструкции о порядке приемки продукции и товаров по количеству и качеству, через которые потребитель продукции экологопользования имеет возможность воздействовать на экологопользователя, осуществляющего производство этой продукции.
Руководящие разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ нельзя относить к числу источников экологического права непосредственно, но они оказывают определенное влияние на совершенство экологических отношений.
10) Вспомогательные нормативно-правовые акты как источники экологического права. Определенно вспомогательную роль по совершенствованию правоприменительной деятельности играют стандарты. Например, ГОСТ 17.5.1701-78 – «Охрана природы. Рекультивация земель». ГОСТ 17.2.1.0477- «Охрана природы. Атмосферный воздух» и другие.
Данные вспомогательные нормативно-правовые акты не устанавливают для субъектов экологических правоотношений каких-либо обязанностей и не представляют каких-либо прав в отношении использования и охраны отдельных природных ресурсов. Однако стандарты обеспечивают «расшифровку» содержания нормативно-правовых актов, предостерегая от возможных ошибок в правоприменительной практике.
Таким образом, источники экологического права имеют иерархическую систему, а его нормы можно обнаружить в других отраслях права, что дает возможность говорить о том, что данная отрасль права широко распространена, так как регулирует деятельность, направленную на, наверное, самое главное, что у нас есть – окружающую природу.
Международные природоохранные организации
РАЗВИТИЕ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Проблема защиты окружающей среды приобретает приоритетный характер в международных отношениях, поскольку от перехода к новому типу развития, разумному с природоохранительной и гуманистической точки зрения, зависит сохранение жизни на земле. Современное поколение становится свидетелем и непосредственным участником пересмотра всей системы ценностей нашего бытия и формирования нового экологического мировоззрения, экологической этики. Лишь на основе переориентации человеческого сознания на экологические установки возможно создание экономических и политических условий для обеспечения экологически стабильного развития. При отсутствии экологического подхода к развитию и приоритета экологических императивов никакие технические достижения не приведут к уменьшению экологической напряжённости.
Экологические проблемы сегодняшнего дня не являются результатом только современного этапа развития. В них, как в зеркале, отражается весь путь человеческого развитья, ориентированный на достижение экономического прогресса. Рост экономического производства рассматривался как единственное средство удовлетворения интересов и жизненных потребностей населения. До недавнего времени тенденции экономического развития определяли линии поведения в сфере экологии, способствуя негативным изменениям в окружающей среде.
Однако рост ради роста лишён смысла, Критерием прогресса должно стать качественное улучшение жизни людей, что немыслимо без налаживания разумных взаимоотношений Человека с Природой. А это станет реальностью лишь тогда, когда экологическая безопасность станет делом всех граждан планеты Земля. И, к счастью, всё больше и больше людей начинают осознавать это.
Сначала меры по защите природы были внутренним делом каждого государства, создавались специальные органы: комитет по охране окружающей среды (Германия), Министерство по охране окружающей среды (Великобритания, Франция), Агентство по защите окружающей среды (США). По мере увеличения угрозы безопасности биосферы и осознания того, что природа не знает границ, оживляется международная природоохранная деятельность.
В 1948г. по инициативе ЮНЕСКО был создан международный союз по охране природы и природных ресурсов (МСОП). МСОП - Международный союз охраны природы - Всемирный союз охраны природы - (IUCN). Участники: более 952 члена из 139 стран мира (74 правительства, 111 правительственных организаций, 731 НПО, 36 ассоциированных членов, не имеющих права голоса). Цели: влияние, поддержка и помощь организациям мира в деле сохранения целостности и разнообразия природы; обеспечение разумного и экологически устойчивого использования природных ресурсов. Основная деятельность: осуществление мониторинга природоохранной деятельности; разработка требований по охране природы для использования местными организациями; составление планов действий на различных уровнях; содействие мерам, принимаемым правительственными и неправительственными организациями в области охраны природы; распространение информации через сеть МСОП; предоставление помощи и консультаций.
В1971 году Юнеско принята специальная программа "Человек и биосфера" (МАЕ) - UNESCO Programme "Man and Biosphere" (MAB). Участники: 110 государств-членов ЮНЕСКО. Цели: проведение междисциплинарных исследований, подготовка специалистов в области управления природными ресурсами; выявление факторов, негативно воздействующих на окружающую среду; привлечение научного потенциала к проблеме методологии рационального исследования ресурсов; оказание помощи в планировании и реализации научных проектов и образовательных программ. Основная деятельность: подготовка и выполнение проектов по главным проблемным направлениям (сохранение и мониторинг состояния биоразнообразия и экосистем, стабильное управление природными ресурсами, интеграция социально-культурного и этнического подходов при освоении земель, формирование политики землепользования); создание и управление сетью биосферных заповедников; формирование научных сетей по тематическим и географическим признакам; создание книг, отчетов, информационных материалов.
ЮНЕСКО является и организатором международного сотрудничества в экологическом образовании.
В мире действует ряд заключённых Договоров и Программ по охране окружающей среды. В 1982г. была принята конвенция ООН по морскому праву, где обеспечивались меры по защите и сохранению морской среды, мирового океана и его ресурсов.
Необходимость уделять внимание охране окружающей среды сегодня признана большинством правительств мира. Этому способствовала деятельность международных организаций выступающих под эгидой ООН (к которым относится и ЮНЕСКО), в первую очередь созданной в декабре 1972г. Генеральной Ассамблеей Программы ООН по окружающей среде – ЮНЕП. Участники: государства-члены ООН (58 государств-членов Совета). Цели: предоставление новейших данных о ресурсах биосферы, содействие общему планированию и управлению развитием при соблюдении максимальной социально- экономической выгоды, привлечение дополнительных финансовых средств для технической помощи, образования и профессиональной подготовки. Основная деятельность: осуществление программ в области управления окружающей средой, сохранения наземных экосистем, борьбы с опустыниванием, деградацией почв, загрязнением морской среды, изменением климата, химических веществ и опасных отходов.
Ярким примером принятой стратегии стала реализация одной из программ ЮНЕП по созданию Глобальной системы наблюдения, предназначенной фиксировать изменения в биосфере. Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС). Год создания: 1974г. Участники: 140 стран мира. Цели: координация и содействие международным действиям по мониторингу и оценке окружающей среды; оказание поддержки в создании новых станций мониторинга, сбор и распространение данных о состоянии атмосферы и климата, загрязнении окружающей среды. Основная деятельность: объединение многочисленных данных (по землепользованию, климату, социально-экономическому развитию) на основе технологии геоинформационных систем; предоставление консультативных услуг по управлению информационными ресурсами.
В 1982 году Генеральная Ассамблея ООН приняла и торжественно
провозгласила Всемирную хартию охраны природы, где представители правительств подавляющего большинства стран мира заявили, что основные природные процессы не должны нарушаться, что генофонд живых существ и их жизнеспособность не должны ставиться пот угрозу, что численность популяций всех форм жизни должна сохраняться на уровне, достаточном для их выживания. Прямо сказано, что «…любая форма жизни является уникальной и заслуживает уважения, какой бы ни была её полезность для человека, и для признания этой неотъемлемой ценности других живых существ человек должен руководствоваться моральным кодексом поведения». Однако, поскольку отрицательное воздействие человека на природу продолжает возрастать, ООН создало Международную комиссию по окружающей среде и развитию. Международная комиссия считает, что принцип «реагировать и исправлять» устарел и ныне необходимо руководствоваться принципом «предвидеть и предотвращать».
Большую роль в разработке международным сообществом стратегии
достижения экологической безопасности играет Римский клуб. Это
неправительственная организация, объединяющая около 100 членов из различных стран мира: предпринимателей, политиков, экспертов, деятелей науки и культуры. Он был создан в 1968г. по инициативе вице-президента компании «Оливетти» Аурелио Печчеи. В качестве основного принципа своей деятельности клуб принял «метод свободного и широкого рассмотрения идей и выводов», разрабатываемых в рамках клуба программ. Исследования клуба «Затруднительное положение человечества», «Пределы роста», «За пределами века расточительности» и другие заслужили широкое признание.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ЦЕЛЯХ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ООН. СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА. НАУЧНЫЕ И УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ.
ЮНСЕД - Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР) . Год создания: 1989 г. Участники: государства-члены ООН. Цели: взаимодействие государств по ключевым проблемам (защита атмосферы, охрана земельных и водных ресурсов, использование новых методов биотехнологии, приостановка деградации окружающей среды). Основная деятельность: подготовка национальных отчетов и рабочих программ.
ПРООН - Программа ООН по развитию - (UNDP). Год создания: 1965 г. Участники: 189 государств. Цели: помощь развивающимся странам в построении более эффективной экономики и рационального использования природных ресурсов. Основная деятельность: проведение исследований природных ресурсов, создание на местах учебных учреждений и материально-технической базы для проведения прикладных исследований.
КУР - Комиссия ООН по устойчивому развитию - (CSD). Год создания: 1992 г. Участники: 53 государства с правом голоса (Африка 13, Азия 11, Восточная Европа 6, Латинская Америка и Карийский бассейн 10, Западная Европа и др. 13). Цели: содействие процессу устойчивого развития на национальном и международном уровнях. Основная деятельность: привлечение внимания к проблемам охраны окружающей среды; помощь в улучшении деятельности ООН в области охраны окружающей среды и развития; поощрение проведения семинаров и конференций.
ВОЗ - Всемирная организация ООН по вопросам здравоохранения (WHO). Год создания: 1946 г. Участники: государства члены ООН. Цели: охрана и улучшение здоровья человека посредством контроля и управления негативным воздействием на окружающую среду. Основная деятельность: проведение мероприятий по оздоровлению окружающей среды, в том числе обеспечение безопасности использования химических препаратов, оценка и контроль за уровнем загрязнения, защита от радиоактивного облучения, оценка влияния изменений климата на здоровье человека; разработка Глобальной стратегии охраны здоровья и окружающей среды.
МСОП - Международный союз охраны природы - Всемирный союз охраны природы - (IUCN).
ИМО - Международная морская организация (специализированное
агентство ООН до 22.05.82 -Межправительственная консультативная морская организация - (IMO).
ЮНИДО - Программа ООН по промышленному развитию - (UNIDO).
ЭСКАТО - Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого
океана - (ESCAP).
ФАО - Всемирная продовольственная организация - (FAO).
Международная служба труда при Международной организации труда –(ILO). Конференция ООН по торговле и развитию - (UNCTAD).
Однако все выше перечисленные организации, а так же другие природоохранные организации не всегда имеют возможность следить за всеми изменениями происходящими в окружающей среде и тут им на помощь приходят СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА И НАБЛЮДЕНИЯ. Самые известные среди них: Всемирный центр мониторинга охраны природы - (WCMC) Год создания- 1981 г. Участники: МСОП, ВВФ. Цели: поддержка программ охраны природы и устойчивости развития посредством предоставления полной и новейшей информации, основанной на результатах научных исследований и анализа. Основная деятельность: формирование баз данных по видам растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения; по место обитанию особого значения; по охраняемым территориям и участкам международного значения, оказание помощи в создании национальных информационных центров; предоставление доступа к данным через международные электронные сети и т.д.
Глобальная информационная база данных о ресурсах (ГРИД-ЮНЕП) (CRID-UNEP). Год создания: 1985г. Участники: страны-члены ООН. Цели: сбор и распространение данных о состоянии окружающей среды. Основная деятельность: обеспечение доступа к новейшим технологиям управления данными по окружающей среде; предоставление странам возможности использования технологии ГРИД для оценки и управления окружающей средой на национальном уровне; разработка методологии и процедуры обработки анализа данных в локальном, региональном и глобальном масштабах; предоставление данных для проведения сравнительных исследований и принятия решений.
Европейская сеть по информации и наблюдению за окружающей средой. Год создания: 1990 г. Участники: государства члены Европейского Союза. Цели: предоставление объективной и надежной информации, необходимой для принятия мер по охране окружающей среды, оценки эффективности таких мер; информирование общественности о состоянии окружающей среды. Основная деятельность: объединение национальных сетей, осуществление информационного сотрудничества по отдельным проблемам охраны окружающей среды (качество воды, воздуха и других).
Информационная система по законодательству в области охраны
окружающей среды - (ELIS). Год создания: 1970 г. Участники: организации члены МСОП. Цели: сбор, обработка и распространение информации о правовых аспектах, юридической литературе и документах об охране окружающей среды. Основная деятельность: создание системы библиографических ссылок и банка данных о документах, содержащихся в фонде (тип документа, область использования, сфера полномочий, доступный язык, указание на содержание); ведение списков видов фауны и флоры, упомянутых в тексте законодательных актов; формирование базы данных по охраняемым территориям; публикация обзорного издания по международным соглашениям, экологическому законодательству Европейского сообщества, предоставление информационных услуг.
Международная информационная система по окружающей среде (ИНФОТЕРРА) - (INFOTERRA). Год создания: 1977 г. Участники: 149 стран. Цели: содействие установлению контактов между источниками и потребителями информации, обмен данными по проблемам окружающей среды, объединение информационных ресурсов. Основная деятельность: предоставление информационных, посреднических и консультативных услуг; осуществление программ обучения и профессиональной подготовки; создание сети национальных и региональных координационных центров, издание справочного регистра, тезауруса, специализированных изданий.
Информационная служба "Изучение Земли» Earthscan. Информационный отдел по изменению климата при ЮНЕП - UNEP. Международная информационная служба по окружающей среде и природным ресурсам - (INTERAISE). Европейская сеть по информации и наблюдению за окружающей средой и другие.
Таким образом, в мире всё больше внимания уделяется мониторингу изменений в окружающей среде. И это правильно, перефразируя известную фразу можно сказать, что «информация спасёт мир». Ведь только осознание того, что именно происходит с природой, знание всех факторов и веществ являющихся губительными для окружающей среды, всех способов переноса и распространения вредных веществ, а также знание многих других вопросов связанных с охраной природы может помочь нам спасти мир.
Кроме того, все информационные системы занимающиеся сбором данных связанных с загрязнением и охраной природы стали наиболее актуальными именно сегодня, когда с помощью интернета каждый человек или организация может получить любую информацию не выходя из дома. Значительно упростилось и усилилось взаимодействие между различными природоохранными организациями, появилась возможность координации действий по защите окружающей среды. У различных НАУЧНЫХ И УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ появилась возможность обмениваться опытом и организовывать совместную работу по различным вопросам касающимся охраны окружающей среды и экологии. Важнейшими из них являются: Европейская научно-исследовательская организация по окружающей среде – (EERO). Год создания: 1990 г. Цели: содействие в развитии наук об окружающей среде, использование новейших технологий, создание системы экологического обучения.
Институт мировых ресурсов (ИМР) – (WRI). Год создания: 1982 г. Цели: предоставление научной информации о мировых ресурсах и условиях окружающей среды, анализ проблем и разработка творческих проектов по тенденциям развития. Основная деятельность: осуществление проектов по таким направлениям, как негативные последствия нерационального управления природными ресурсами, проблемы состояния ресурсов и окружающей среды; сбор и распространение информации; предоставление данных и материалов средствам массовой информации; издание отчетов и информации об условиях и тенденциях формирования ресурсов.
Институт ООН по профессиональной подготовке и научным исследованиям - (UNFTAR). Год создания: 1965 г. Цели: подготовка персонала, в первую очередь из развивающихся стран, для последующей работы в системе ООН или национальных службах, связанных с деятельностью ООН. Основная деятельность: обучение на базе методологии геоинформационных систем (ГИС), включая методологию принятия решений, управление геосистемами, организация и управление сетями и системами, практика переговоров, подготовка в области реализации положений международных договоров, в частности, Конвенции об изменении климата, Регистра потенциально токсичных химических веществ; программа правовой подготовки и международных переговоров.
Международная академия окружающей среды. Год создания: 1990 г. Цели: обучение, профессиональная подготовка и консультирование по вопросам управления окружающей средой. Основная деятельность: проведение курсов интенсивной подготовки, семинаров и учебных занятий для руководителей из общественного и частного секторов экономики стран Центральной и Восточной Европы, развивающихся стран, обучение навыкам поиска решений конкретных проблем окружающей среды и развития; использования различных форм обучения (семинары, дискуссии, деловые игры).
Международное общество экологической экономики - (ISEE). Год создания: 1990 г. Участники: 500 членов из 49 стран мира. Цели: поддержка инновационного подхода к изучению экологической экономики. Основная деятельность: координация составления учебных и образовательных программ.
Международный Арктический научный комитет (МАНК) - (IASC). Год создания: 1940 г. Цели: поддержка и содействие сотрудничеству по всем аспектам арктических исследований. Основная деятельность: обмен информацией, проведение конференций и семинаров.
Международный институт по окружающей среде и развитию - (IIED). Год создания: 1971 г. Цели: содействие в создании моделей устойчивого развития посредством проведения научных исследований, предоставления консультаций и информации, организации профессиональной подготовки и обучения. Основная деятельность: реализация научно-исследовательских программ по роду актуальных проблем устойчивого развития (населенные пункты, устойчивое сельское хозяйство, планирование и управление окружающей средой, лесное хозяйство, экономика окружающей среды, изменение климата, засушливые земли); подготовка рекомендаций для руководителей; сотрудничество с правительственными и международными организациями.
Международный независимый эколого-политологический университет (МНЭПУ) – (IIUEPS). Год создания: 1992 г. Цели: содействие формированию нового мировоззрения и образа жизни, основанных на приоритете общечеловеческой ценности окружающей среды и принципах концепции устойчивого развития общества; создание системы эколого-гуманитарного образования на основе лучшего российского и зарубежного опыта; подготовка специалистов по экологическому менеджменту, экологической политике и праву, экономике природопользования, журналистики. Основная деятельность: негосударственное учебное заведение по подготовке специалистов (бакалавриат, магистратура, аспирантура); реализация научно- исследовательских программ по актуальным проблемам устойчивого развития; сотрудничество с правительственными и неправительственными, отечественными и международными организациями.
Европейский совет по природоохранному праву - (CEDE). Год создания: 1974г. Участники: 8 государств Западной Европы. Цели: содействие развитию и изучению природоохранного права в странах Европы и другие.
Т.о. очевидно, что самым важным на данном этапе развития природоохранного движения является взаимодействие между различными международными организациями, занимающимися охраной, мониторингом и исследованиями окружающей среды.
МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ, НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАНИМАЮЩИЕСЯ ВОПРОСАМИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ОЭСР - Организация экономического сотрудничества и развития -
(OECD). Год создания: 1961 г. Участники: 24 государства. Цели: содействие экономическому и социальному развитию. Основная деятельность: анализ и решение проблем охраны окружающей среды (загрязнение воздуха, управление опасными отходами, обработка промышленных отходов, обмен информацией); принятие рекомендаций по отдельным аспектам охраны окружающей среды; предоставление консультативных услуг, финансовой и технической помощи; обмен информацией.
Арктический Совет. Год создания: 1996 г. Участники: Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция, США, постоянными участниками также являются Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (RAPON), Инуитская циркумполярная конференция (ICC) и Совет Саамов. Цели: обеспечение механизма решения общих вопросов и развития, касающихся правительств Арктических стран и народов Арктики; обеспечить развитие и координацию сотрудничества взаимодействие арктических стран по проблемам Арктики; руководить и координировать программы, созданные под эгидой АЕПС; определить мандат, а также осуществлять руководство и координацию программой устойчивого развития Арктики; распространять информацию, содействовать образованию и стимулировать интерес к арктическим проблемам. Основная деятельность: охрана окружающей среды Арктики и устойчивое развитие как средство улучшения экономического, социального и культурного благополучия Севера; интеграция программ АЕПС.
АМАП - Программа по арктическому мониторингу и оценке состояния окружающей среды (AMAP). Год создания: 1991 г. Участники: члены арктического Совета. Цели: представление достоверной и необходимой информации о состоянии и угрозах окружающей среды Арктики, предоставление научных консультаций о действиях, которые должны быть предприняты для поддержки усилий правительств арктических стран для осуществления корректировочных и предупредительных действий, касающихся загрязнителей. Основная деятельность: подготовка оценки состояния арктической среды с учётом устойчивых органических соединений, радионуклидов, тяжёлых металлов и закисляющих веществ; исследование вопросов загрязнения углеводородами, изменения климата, озонового слоя и ультрафиолетовой радиации; мониторинг и оценка источников загрязнения в арктическом регионе и в более низких широтах; исследование путей распространения загрязнителей в Арктику, уровни, направления, длительность существования и их влияние на арктические экосистемы и народонаселение.
КАФФ - Программа по охране арктической флоры и фауны – (CAFF). Год и место принятия: 1992 г., Оттава, Канада. Участники: 8 государств Арктического региона. Цели: сохранение арктической флоры и фауны, их разнообразия и условий обитания; защита Арктических экосистем от угрозы негативного воздействия; улучшение законодательства, норм и практики по сохранению и управлению Арктикой; интеграция интересов Арктики в глобальном природоохранном контексте. Основная деятельность: сохранение арктического биоразнообразия; интеграция коренного населения и его знаний в КАФФ; разработка и выполнение стратегий и планов действий по охране природы, например, для Циркумполярной сети охраняемых территорий; анализ и разработка рекомендаций по предотвращению угрозы биоразнообразию в Арктике; картографирование традиционных экологических знаний о белуге и т.д.
РЭЦ - Региональный центр по окружающей среде для Центральной и
Восточной Европы - (REC). Год создания: 1990 г. Участники: 15 государств Центральной и Восточной Европы (Албания, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Чешская Республика, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Македония, Польша, Румыния, Словакия, Словения и Югославия), США, Комиссия Европейских сообществ. Цели: содействие сотрудничеству между различными экологическими группами и движениями, оказание финансовой помощи в решении экологических проблем и проблем развития инфраструктуры экологических организаций. Основная деятельность: осуществление проектов по предотвращению деградации и восстановлению ресурсов окружающей среды; содействие развитию рыночной экономики; совершенствование навыков решения экологических проблем; экологическое образование и просвещение; обмен информацией.
Комитет по окружающей среде и устойчивому развитию Межпарламентского союза. Год создания: 1989 г. Участники: парламентарии из 131 государства. Цели: содействие процессу устойчивого развития на национальном и международном уровнях. Основная деятельность: выполнение на парламентском уровне рекомендаций Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), сбор информации о действиях по выполнению рекомендаций.
BMO - Всемирная метеорологическая организация - (WMO). Год создания: 1947г. Участники: 166 государств. Цели: развитие международного сотрудничества в области метеорологических наблюдений; содействие в быстром обмене информацией; стандартизация метеонаблюдений, публикации сводок и статистических данных. Основная деятельность: развитие всемирной системы наблюдения за погодой и телекоммуникационной связи; выполнение всемирных программ по климату, исследованию атмосферы и окружающей среды, гидрологии и водных ресурсов
Альпийское действие. Год основания: 1990г. Участники: 7 государств Европы. Цели: объединение деловых кругов, научных и общественных организаций для осуществления проектов по сохранению культуры и природной среды Альпийского региона. Основная деятельность: взаимодействие в выполнении более 30 проектов, в том числе 4 проекта по лесовосстановлению "Зеленая крыша для Европы", международной кампании по реинтродукции редких видов животных; осуществление информационных и образовательных программ, включая присуждение ежегодных премий за лучшие журналистские работы на телевидении, в прессе и фотоискусстве.
Организация защиты растений Европы и Средиземноморья - (EPPO).
Международный совет по охоте и охране дичи - (CIC).
Международное бюро по изучению водоплавающих птиц и водно-болотных угодий (МБИВ) - (IWRB).
ПАМЕ - Рабочая группа по защите арктической морской среды – (РАМЕ).
ОБСЕ - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (до
01.01.95 г. Конференция) - (OSCE). Европейский Союз - (EU). Совет Европы (СЕ).
Обеспокоены состоянием окружающей среды и в странах бывшего СССР. Это отражается в процессе СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ СНГ: МЭС - Межгосударственный экологический совет. Год создания: 1992 г. Участники: (члены) руководители природоохранных ведомств 11 государств-членов СНГ: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Туркменистан (1998 г.). Цели: выполнение согласованных межгосударственных экологических программ, в первую очередь для ликвидации последствий экологических катастроф. Основная деятельность: осуществление координации и проведение согласованной политики в области экологии и охраны окружающей природной среды; проведение экологической экспертизы программ и прогнозов развития производительных сил, инвестиционных и прочих проектов; оказание содействия в разрешении экологических споров между сторонами; ведение межгосударственной Красной книги; определение условий и порядка участия сторон в выполнении обязательств по принятым ранее международным соглашениям в области экологии и охраны окружающей природной среды; международное сотрудничество.
Межпарламентская Ассамблея - Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств. Год создания: до 1992 г. Участники: государства-члены СНГ. Основная деятельность: проведение встреч, достижение договорённостей, организация исследований.
МЭК - Межгосударственный экономический комитет Экономического Союза.
Интеграционный комитет. Год создания: 1996 г. Участники: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Российская Федерация.
Однако как бы там ни было, проблемами состояния окружающей среды обеспокоены не только правительства различных стран, но и рядовые граждане, Эта обеспокоенность выражается в создании НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ПРИРОДООХРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ:
АКОПС - Консультативный комитет по защите морей - (ACOPS). Год создания: 1952 г. Участники: это одна из первых неправительственных организаций. Цели: поощрение заключения международных соглашений для уменьшения нефтяного загрязнения морей, в том числе из источников, находящихся на суше, а также решение вопросов, связанных с другими аспектами деградации окружающей среды побережий и морских акваторий. Основная деятельность: исследования и количественная оценка проблемы морского загрязнения; выработка вариантов политики и проведение исследований в сотрудничестве с центральными и местными правительствами и межправительственными агентствами; проведение образовательных программ по всем вопросам в научном, правовом и политическом аспектах проблемы; поддержка в установлении диалога между Севером и Югом и обеспечение осуществления экологических соглашений; проведение кампаний по информированию общественности через международные конференции лиц высокого уровня.
ВВФ - Всемирный фонд дикой природы - (WWF) – Всемирный фонд защиты природы - Мировой фонд живой природы - Фонд дикой природы. Год создания: 1961 г. Участники: 5,3 млн. постоянных спонсоров и национальных ассоциаций пяти континентов. Цели: предотвращение деградации природной среды; помощь в построении будущего с гармоничным сосуществованием человека и природы; привлечение финансовых средств для охраны природы и спасения от исчезновения отдельных видов флоры и фауны. Основная деятельность: сохранение разнообразия (генетического, видового и экосистемного); обеспечение устойчивой модели использования возобновляемых природных ресурсов; содействие снижению загрязнения, рациональному потреблению ресурсов и энергии; разработка стратегических подходов к проблеме сохранения природы.
Ветлэндз Интэрнэшнэл - Международная организация по сохранению водно-болотных угодий. Год создания: 1995 г. Участники: три материнские структуры - Международное бюро по исследованию водоплавающих птиц и водно-болотных угодий, Азиатское бюроводно - болотных угодий и Бюро водно-болотных угодий для Америки - (IWRB). Цели: влияние, поддержка и помощь организациям мира в деле сохранения целостности и разнообразия природы; обеспечение разумного и экологически устойчивого использования природных ресурсов. Основная деятельность: исследования, связанные с вопросами Рамсарской Конвенции, Афро - Евразийского Соглашения об охране перелётных птиц (AEWA) в рамках Боннской Конвенции (CMS).
Гринпис. Год создания: 1971 г. Участники: тесно связанная сеть национальных и региональных отделений - 1330 сотрудников 43 отделений в 30 странах. Цели: гарантировать способность Земли воспроизводить жизнь во всём её многообразии. Основная деятельность: кампании по биоразнообразию, по защите атмосферы, антиядерная, по токсичным веществам и др.
Пакт о Черноморском экономическом сотрудничестве - (BSEC). Год создания: 1992 г. Участники: 11 - Россия, Украина, Турция, Грузия, Румыния, Болгария, Албания, Армения, Азербайджан, Молдавия и Греция (в 1998 г. Германия высказала заинтересованность в получении статуса наблюдателя). Цели: обеспечение мира, стабильности и благополучия на Чёрном море; поощрение дружеских и добрососедских отношений. Основная деятельность: проведение международных саммитов, координация деятельности Черноморского банка, Центра исследований Чёрного моря.
Европейское бюро по окружающей среде - (EEB). Год создания: 1974 г. Участники: 75 неправительственных организаций из 12 стран Европы. Цели: содействие действиям по охране окружающей среды, сохранению и восстановлению природных ресурсов. Основная деятельность: распространение информации по природоохранной политике, охране природы и диких животных, контролю за загрязнением окружающей среды; разработка и реализация образовательных программ.
Международная организация "Зеленый крест" (МЗК). Год создания: 1993 г. Участники: национальные организации в 50 странах мира, частные лица. Цели: осуществление мер по борьбе с антропогенными экологическими бедствиями, содействие обмену экологическими знаниями и технологиями, поддержка в развитии экологического законодательства. Основная деятельность: реализация проектов по различным аспектам ООС, в том числе по уничтожению токсичных веществ, созданию системы оповещения о катастрофах, экологическому просвещению, разработке международного экологического кодекса.
Трест пo охране Земли. Год создания: 1976 г. Участники: деловые круги, правительственные и неправительственные организации стран мира. Цели: охрана диких животных и среды обитания. Основная деятельность: проведение правоохранных кампаний и инициатив, в том числе по запрещению использования дрифтерных сетей; по запрещению незаконного китобойного промысла; по охране исчезающих видов птиц, черепах, дельфинов, тюленей и их мест обитания; по охране популяций тигра и других видов азиатского континента.
Центр для нашего общего будущего. Год создания: 1988 г. Участники: 150 организаций мира, специализирующихся в различных областях знаний и деятельности. Цели: реализация концепции «устойчивого развития». Основная деятельность: обмен информацией о действиях глобального уровня, связанных с устойчивым развитием, предоставление информации, необходимой для принятия решений и установления партнерских связей в реализации Повестки 21 века.
БАЛТИКА 21 - Программа на 21 век для региона Балтийского моря BALTIC 21 (+Группа старших должностных лиц SOG). Международный совет по местным инициативам в области окружающей среды – (ICLEI). Международный союз организаций по лесоведению - (IUFRO). Федерация природных и национальных парков Европы.
Охрана природы, к сожалению, в отличие от процесса её загрязнения, занятие довольно дорогостоящее, зачастую не по карману не только неправительственным организациям, но и даже отдельным странам. Тогда на помощь приходят различные ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, поддерживающие различные проекты по охране окружающей среды: ГЭФ - Глобальный экологический фонд = Глобальный фонд окружающей среды - (GEF). Год создания: 1990 г. Участники: 142 (24 развитых и 118 развивающихся) страны мира. Цели: финансовая поддержка проектов в области охраны окружающей среды. Основная деятельность: оказание финансовой и технической помощи в реализации проектов по сокращению выбросов тепличных газов, охране биоразнообразия, охране международных вод и охране озонового слоя; установление критериев для отбора проектов; выбор приоритетных направлений деятельности.
ЕБРР - Европейский банк реконструкции и развития.
Всемирный банк (ВБ) - (WB) - Мировой банк - Международный банк реконструкции и развития (МБРР) + (де-факто) Международная ассоциация по развитию – (IDA).
Химия и охрана окружающей среды
Термин «химия окружающей среды» не имеет четкого определения. Для разных людей он означает разное. Специалисты по химии окружающей среды принимают участие в решении важных вопросов по состоянию окружающей среды — истощению озонового слоя стратосферы, глобальному потеплению и т.д. Кроме того, установлена роль химии окружающей среды в проблемах регионального и локального масштабов — например, влиянии кислотных дождей и загрязнении водных ресурсов. Для многих людей «химия окружающей среды» безоговорочно связана с «загрязнением, хотя это понятие имеет мало смысла вне рамок для сравнения. Так, например, обыкновенная поваренная соль является загрязнителем для питьевой воды, но невозможно себе представить морскую воду без этого вещества.
В последние десятилетия успехи техники дали возможность на количественном уровне изучать большие, сложные системы, такие, как экологические. Необходимыми инструментами для этого послужили метод меченых атомов, новые физико-химические методы (такие как спектрометрия, или хроматография). Сама химия, как наука, в настоящее время состоит из многих составляющих – неорганическая, органическая, физическая, биологическая и т.д.
В наши дни проблема охраны окружающей среды чрезвычайно возросла в связи с воздействием человека на природу. Производственная деятельность человека нанесла биосфере серьезный урон. Загрязнение окружающей среды в нашем сознании связывается с отравлением воды, воздуха, земли, которое может влиять на здоровье и самочувствие человека. Однако химическое загрязнение чревато и косвенными эффектами.
|