Главная страница

Спирина Э. А. Участие в пдс «Особый ребенок». Вопрос: Умеете ли вы слушать и слышать своего воспитанника?



Скачать 62.89 Kb.
НазваниеСпирина Э. А. Участие в пдс «Особый ребенок». Вопрос: Умеете ли вы слушать и слышать своего воспитанника?
Дата21.04.2016
Размер62.89 Kb.
ТипДокументы

Спирина Э.А.

Участие в ПДС «Особый ребенок».
Вопрос: Умеете ли вы слушать и слышать своего воспитанника?
Различают четыре уровня умения слушать.

Пассивный слушатель. Вы даже не знаете, слушает ли он вас или заснул, поскольку сидит молча и никак не реагирует на ваши слова. Он сидит во время беседы молча, пассивно слушает и приводит в замешательство собеседника, который не может понять — продолжать ли ему говорить или уйти.
Избирательный слушатель. Слышит то, что хочет услышать. Когда то, о чем вы говорите, его не интересует, он вас практически игнорирует — глядит в сторону, посматривает на часы или "считает ворон". Иногда может рассеянно обронить "Да, неплохо..." С другой стороны, если что-то из услышанного ему не понравится, он вдруг прерывает вас критическими замечаниями и становится агрессивным. В любом случае, он не воспринимает всего смысла сообщения.
Внимательный слушатель. Поддерживает зрительный контакт с собеседником и с помощью вопросов пытается глубже понять смысл сказанного. Но не всегда последователен, так как обращает внимание только на вербальную часть сообщения, игнорируя эмоциональную — интонации голоса, мимику и пантомимику. Поэтому внимательный слушатель может определить содержание сообщения, но в полной мере понять его смысл не в состоянии.
Активный слушатель. Схватывает полностью все сообщение — факты и эмоции, вербальные и невербальные компоненты. Активное слушание — это внимательное и уважительное выслушивание и принятие того, что говорит собеседник. Активное слушание (его также называют восприимчивым или отражающим слушанием) — это единственный вид слушания, который помогает выяснить смысл высказывания и точку зрения собеседника, не вынося при этом оценочных и критических суждений. Такой "высший пилотаж" в общении называется эмпатией (Эмпатия — особый вид сопереживания, участия). Активный слушатель дает собеседнику вербальную обратную связь, разъясняя и подтверждая понимание сказанного.
Пять механизмов активного слушания:

  • Готовность к доброжелательной беседе

С помощью определенных действий вы можете вербально и невербально сообщить собеседнику, что готовы уделить ему внимание. Проявляйте признаки открытости и готовности к общению, выраженные мимикой и пантомимикой.

  • Уточнение поможет вам вызвать собеседника на разговор и глубже понять его идеи. Задавая открытые вопросы, вы сможете получить более развернутые ответы и, соответственно, более подробную информацию о предмете разговора.

Открытые вопросы обычно начинаются словами что, какой, как, расскажите, опишите и объясните. Вот примеры таких вопросов.

При уточнении постарайтесь интересоваться, а не вести допрос.

  • Отражение услышанных и увиденных чувств

При отражении эмоций, которые вы получаете из сообщения (обычно они выражаются невербально интонациями, тембром голоса и языком тела), вы действуете как зеркало. Вы описываете воспринятую эмоцию и проверяете, насколько точно ее восприняли и поняли, например, с помощью таких фраз: Ты расстроен? Я вижу ты очень этому рад!


  • Перефразирование сообщения

Перефразировать означает пересказать основную идею сообщения другими словами, чтобы проверить, насколько хорошо вы его поняли. Как и отражение, перефразирование — это обычно одно предложение, которое завершается репликой "Правильно?" — так вы просите собеседника подтвердить сказанное.

  • Отражающее перефразирование: проверка содержания и эмоций

Отражающее перефразирование — это комбинация двух вышеописанных механизмов активного слушания. Как видно из самого названия, оно объединяет отражение эмоции и перефразирование, когда смысловая нагрузка сообщения передается и словами и эмоциями.
Тренинг для педагогов:
Упражнение «Если я тебя правильно понял?»

Упражнение выполняется по кругу. Дети по очереди высказываются на тему: «Что такое доброта?» После того, как ребенок закончил говорить, его сосед справа кратко повторяет изложенное, начиная словами «Если я тебя правильно понял...» Первый ребенок должен оценить точность передачи. Затем на предложенную тему высказывается сосед справа и т.д. Это упражнение развивает умение слушать других, которое не особенно развито у детей этого возраста. Когда дети становятся способны услышать друг друга, конфликт разрешается сам собой.
Упражнение «Говорю и слушаю»

Цель: показать участникам, что невозможно воспринимать информацию на 100%, если одновременно и говорить, и слушать.

Все встают вкруг и поворачивают голову направо. По команде все начинают рассказывать что-то о себе своему соседу справа и одновременно слушать своего соседа слева! Через минуту участники занимают свои места и рассказывают о соседе, которого они слушали, т.е. о своем соседе слева. В обсуждении данного упражнения ведущий должен подвести к тому, что очень часто мы увлекаемся собой и готовы рассказывать о себе бесконечно. И в это время мы никого не слушаем и не слышим. Либо наоборот, человек только слушает, но ничего не говорит сам. Таким образом, необходимо научиться и говорить и слушать.
Упражнение «Интонация»

Цель: развитие экспрессии, навыков активного слушания, эмоциональной сферы.

Ведущий: «Произнесите по кругу фразу с разными интонациями»

Умница! Молодец! (с восторгом, иронично)

Я этого никогда не забуду (с признательностью, с гневом).

Спасибо, как это вы догадались! (искренне, с осуждением).

Ничем не могу вам помочь (с сочувствием, давая понять бестактность просьбы).

Вы поняли меня? (доброжелательно, с угрозой).

До встречи! (решительно, безразлично).

Это я! (радостно, виновато).

Я не могу здесь оставаться (с сожалением, обиженно).

Здравствуйте! (сухо, доброжелательно).
Упражнение «Послушай тишину»

Цель: развить навыки активного слушания.

Участники тренинга молча сидят с закрытыми глазами 1-2 минуты и просто слушают тишину.

Затем по команде ведущего обмениваются впечатлениями, кто, что слышал в течение этой минуты (голоса за дверью, скрип двери, пение птиц, тормозящий автомобиль).

Группа приходит к выводу, что когда действительно слушаешь и стараешься услышать, можно услышать многое.
Тест «Умеете ли вы говорить и слушать?»
Пройдите этот тест (так называемый тест Маклени - в честь американского психолога) для того, чтобы наконец выяснить - умеете ли Вы говорить и слушать. Отвечайте "да" или "нет".
1. Когда вы беседуете, объясняете что-либо, внимательно ли следите за тем, чтобы слушатель понял вас?
2. Подбираете ли слова, соответствующие его подготовке?
3. Обдумываете ли указания, распоряжения, прежде чем их высказать?
4. Если вы высказали новую мысль и собеседник не задает вопросов, считаете ли, что он понял ее?
5. Следите ли за тем, чтобы ваши высказывания были как можно более определенными, ясными, краткими?
6. Обдумываете ли предварительно свои идеи, предложения, чтобы не говорить бессвязно?
7. Поощряете ли вопросы?
8. Вы считаете, что: а) знаете мысли окружающих; б) задаете вопросы, чтобы это выяснить?
9. Различаете ли факты и мнения?
10. Ищете ли все новые возражения против аргументов собеседника?
11. Стараетесь ли, чтобы ваши воспитанники во всем соглашались с вами?
12. Всегда ли говорите ясно, четко, полно, кратко и вежливо?
13. Делаете ли вы паузы в речи, чтобы и самому собраться с мыслями, и слушателям дать возможность обдумать ваши предложения, задать вопросы?
Если вы не задумываясь ответите «да» на все вопросы, кроме 4, 8а, 10 и 11, можно считать, что вы владеете приемами грамотного общения, умеете излагать свои мысли и слушать собеседника.
Рекомендации педагогам: «Правила эффективного общения педагогов и родителей с детьми».


  • Будите ребенка спокойно; проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если “вчера предупреждали”.




  • Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: “смотри, не балуйся”, “веди себя хорошо”, “чтобы сегодня не было замечаний о твоем поведении” и т.п. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.




  • Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.




  • Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится и расскажет сам.




  • Во время занятий с ребенком необходимы: спокойный тон, поддержка (“не волнуйся, все получится”, “давай разберемся вместе”, “я тебе помогу”), похвала (даже, если не очень получается).







  • Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние.




  • Учтите, что все дети любят сказку перед сном, песенку, ласковые слова. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном о неприятностях.




  • В общении избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».




  • Говорите сдержанно, спокойно, мягко.




  • Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.




  • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.