Главная страница

Северо-восточное окружное управление образования государственное бюджетное образовательное учреждение города москвы специальная



Скачать 196.45 Kb.
НазваниеСеверо-восточное окружное управление образования государственное бюджетное образовательное учреждение города москвы специальная
Дата21.04.2016
Размер196.45 Kb.
ТипПояснительная записка

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА VIII вида № 309

129327 Москва, ул. Коминтерна, д.16, стр.1Тел/Факс:499-184-39-41;499-184-37-03;499-185-87-74 E-mail:[email protected]

ОКПО-18163843; ОГРН-1037739049677; ИНН-7716210890

Рассмотрено на заседании Согласовано

методического объединения Руководитель структурного подразделения по УВР

Протокол №_____ ________________Воронова А.В.

от «___» __________2013г «______» _________2013г.

Председатель методического

объединения учителей гуманитарного цикла,

физической культуры

___________Колнобрыцкая Г. К.
Утверждено

Приказ №______

от «_____»___________2013г

И.о. директора ГБОУ СКОШ № 309

_______________Ю.В.Медякова

АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии 6 класс

2013 – 2014 уч. год

Автор-составитель программы –

учитель географии

Варфоломеева А.Т.

Москва

2013г.


  1. Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе стандартной образовательной программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.

Данная программа по географии разработана с учетом изменений, происходящих в современном обществе, и новых данных географической науки.

География как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные явления и социально-экономические процессы во взаимосвязи.

География даёт благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания обучающихся.

Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение обучающихся.

Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, СБО и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» и «Природоведение».

Актуальность: программа составлена с учётом психофизических особенностей обучающихся 6 классов с интеллектуальной недостаточностью и возможностями их познавательной деятельности.

Новизна: индивидуальный подход в обучении, создание специальных (коррекционных) условий, сочетание традиционных и инновационных технологий в обучении детей с нарушением интеллекта.

Учитывая сложный состав учеников класса, предъявляются разноуровневые требования к овладению знаниями. Это дает возможность учителю практически осуществлять дифференцированный подход к обучению ребенка с нарушенным интеллектом. Учебный материал даётся в доступной форме, адекватной интеллектуальному развитию.

Цель: создание комплекса условий для максимального развития личности каждого ребёнка с нарушением интеллекта при изучении географии.

Задачи:

  • формирование элементарных географических представлений;

  • развитие ключевых компетенций обучающихся (коммуникативные, информационные, кооперативные и др.);

  • развитие любознательности, научного мировоззрения;

  • формирование умений работать с географической картой, графической наглядностью;

  • привитие любви к Родине, её природе, умение бережно относится к природе своего края;

  • привитие гражданских и патриотических чувств.

Учитывая задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания географии предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний и умений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Контингент обучаемых: обучающиеся 6 - 9 классов коррекционной школы VIII вида.

Объем часов: обучение географии в 6 по 9 классах по 2 урока в неделю.

В программе выделены практические работы, а также по годам обучения сформулированы основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

В 6 классе «Начальный курс физической географии» учащиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с формами земной поверхности, водоемами, планом и картой. В данной программе вначале планируется формирование более точных географических представлений о рельефе и водоемах своей местности (на экскурсиях и уроках с использованием видеофильмов). На этих занятиях, готовя к восприятию следующей темы, учитель уточняет, какими цветами будут обозначаться формы рельефа и водоемов на карте. Затем планируется изучение одной и самых сложных тем курса географии - План и карта. При изучении одной из самых сложных темы осуществляется постепенный переход от черчения плана стола, класса, к чтению планов школьного участка и местности, а затем к знакомству с географической картой. К учащимся с нарушением пространственным анализом при оценке знаний снижен уровень требований. Они могут научиться ориентироваться по Солнцу, признакам природы и «звездочке ориентирования». Работу с компасом усваивают более сильные школьники. Черчение и чтение плана участка также выполняется лишь сильными учащимися под руководством учителя. Такая последовательность изучения тем позволяет более логично перейти от знакомства физической картой России к изучению глобуса и физической карты полушарий.

В программу 6 класса введены темы: «Явления природы» (дождь, ветер, ураган, шторм, землетрясение, извержение вулканов), «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Планеты», «Освоение космоса». Это позволяет своевременно начать формирование географических знаний в тесной связи с элементарными физическими и астрономическими, что создает наиболее полное представление о планете Земля. Опасные природные явления будут изучаться и в дальнейшем применительно к конкретным географическим территориям. Такой перенос позволит своевременно начать формирование элементарных географических знаний в тесной связи с физическими и астрономическими, что создаёт более полное представление о планете Земля и её оболочках.

Проведению практических работ в 6 классе помогают изданные рабочие тетради и контурные карты, которые способствуют внедрению в учебный процесс современных методических приёмов. Часть заданий из тетради может быть выполнена на доске на этапе закрепления географического материала. Некоторые из них даются в качестве домашнего задания. Для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья, задания разной степени трудности используются на этапе проверки знаний. Значительную помощь обучающимся оказывают атласы (иллюстрированные приложения к учебникам), которые специально адаптированы к психофизическим и возрастным особенностям детей с интеллектуальными нарушениями. Используя их, обучающиеся могут давать комплексную характеристику иллюстрированной территории.

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе:

Обучающиеся должны знать:

что изучает география; горизонт, линию и стороны горизонта; основные формы земной поверхности; виды водоемов, их различия; меры по охране воды от загрязнения; правила поведения в природе; отличие плана от рисунка и географической карты; масштаб, его обозначение; основные направления на плане, географической карте; условные цвета и знаки географической карты; распределение суши и воды на Земле; материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий; Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле; кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли; значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос, имена первых космонавтов; различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем; расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий; основные типы климатов; географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий.

Обучающиеся должны уметь: определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природе; выявлять на местности особенности рельефа, водоемов; делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности; читать планы местности (для начальных классов массовой школы);ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе; читать географическую карту; составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины; показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте; выполнять задания в «Рабочей тетради по начальному курсу физической географии» для 6 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей обучающихся).

  1. Содержание учебного курса

Начальный курс физической географии 6 класс

Тема № 1. Введение (4 ч)

География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности .Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: осадки, ветер, облачность, температура. Признаки времен года. Явления природы. Меры предосторожности. Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных в 1-5 классах

Практические работы:

Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1-5 классы. Знакомство с новым учебником.

Тема № 2. Ориентирование на местности (6 ч).

Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им. Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам. Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях.

Практические работы:

Зарисовка линии, сторон горизонта. Схематическая зарисовка компаса. Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и компасу. Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии или в уголке ориентирования).

Тема № 3. План и карта (9ч).

Рисунок и план предмета. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека. План класса. План школьного участка. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты. Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.). Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

Практические работы:

Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте. Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте. Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе. Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса). Изготовление в столярной мастерской во внеклассное время съемного плана-макета школьного участка. Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты. Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности). Прикрепление на магнитной карте к цвету или знаку соответствующих иллюстраций. Изготовление топографического лото.

Тема № 4. Формы поверхности Земли (4ч).

Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности. Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы . Овраги, их образование. Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.

Практические работы:

Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана. Зарисовки различных форм земной поверхности, схема вулкана в разрезе. Показ на физической карте России форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т.п.)

Тема № 5. Вода на Земле (10ч).

Вода на Земле. Родник, его образование. Колодец. Водопровод. Река, ее части. Горные и равнинные реки. Как люди используют реки. Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц. Болота, их осушение. Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы. Острова и полуострова. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.

Практические работы:

Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов. Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова. Проведение опытов, показывающих: а) растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой; б) очистка воды фильтрованием. Упражнения в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей. Показ на физической карте России различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и т.п.).

Тема № 6. Земной шар (14ч).

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля — планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса . Глобус — модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе. Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий. Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида . Первые кругосветные путешествия. Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи). Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата (1ч). Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов.

Практические работы:

Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов. Показ с помощью теллурия смены дня и ночи. Оформление таблицы названий океанов и материков. Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий. Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре. «Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам освещенности. Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара. Знакомство с последними публикациями об освоении космоса в периодической печати.

Тема № 7. Карта России (11 ч).

Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России — Москва. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов. Острова и полуострова России. Работа с контурными картами. Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Работа с контурными картами: Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа). Работа с контурными картами. Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС. Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭ. Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, ГЭС. Реки Лена, Амур. Озера Ладожское, Онежское, Байкал. Работа с контурными картами. Наш край на карте России. Повторение начального курса физической географии. Контрольная работа.

Практические работы:

Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на контурную карту России. Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте. Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого - образец из коллекции - его название - основные месторождения. Путешествия (на карте) по нашей стране.


  1. Календарно-тематическое поурочное планирование.


Начальный курс физической географии 6 класс (I четверть)





Тема урока


Дата

6 А

1

География - наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности

05.09

2

Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Признаки времен года

06.09

3

Явления природы: ветер, дождь. Вода. Меры предосторожности

12.09

4

Географические сведения о своей местности и труде населения

13.09

5

Горизонт. Линия горизонта

19.09

6

Стороны горизонта

20.09

7

Компас и правила пользования им

26.09

8

Ориентирование местным признакам и природным объектам

27.09

9

Практическая работа: зарисовка линии горизонта, схематическая зарисовка компаса, определение сторон горизонта (экскурсия)

03.10

10

Рисунок и план предмета

04.10

11

Масштаб и план

10.10

12

План класса (практическая работа)

11.10

13

План школьного участка (практическая работа)

17.10

14

Условные знаки плана местности

18.10

15

План и географическая карта

24.10

16

Условные цвета физической карты

25.10

17

Условные знаки географической карты

31.10

18

Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей

01.11


Начальный курс физической географии 6 класс (II четверть)




Тема урока

Дата

6 А

1

Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности

14.11

2

Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы

15.11

3

Овраги, их образование

21.11

4

Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов

22.11

5

Вода на Земле

28.11

6

Родник, его образование

29.11

7

Колодец. Водопровод

05.12

8

Река, её части. Горные и равнинные реки

06.12

9

Как люди используют реки

12.12

10

Озёра, водохранилища, пруды

13.12

11

Болота, их осушение

19.12

12

Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы

20.12

13

Острова и полуострова

26.12

14

Водоемы нашей местности. Охрана воды от загрязнения

27.12


Начальный курс физической географии 6 класс (III четверть)






Тема урока



Дата




1

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне

16.01

2

Планеты

17.01

3

Земля – планета. Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса

23.01

4

Глобус - модель Земного шара

24.01

5

Физическая карта полушарий

30.01

6

Распределение воды и суши на Земле

31.01

7

Океаны на глобусе и карте полушарий

06.02

8

Материки на глобусе и карте полушарий

07.02

9

Первые кругосветные путешествия

13.02

10

Значения Солнца для жизни Земле

14.02

11

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата

20.02

12

Пояса освещённости: жаркий, умеренный, холодный

21.02

13

Природа тропического пояса

27.02

14

Природа умеренных и полярных поясов

28.02

15

Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России - Москва

06.03

16

Границы России. Сухопутные границы на западе и юге

07.03

17

Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северно-Ледовитого океана

13.03

18

Моря Тихого и Атлантического океанов

14.03

19

Острова и полуострова России

20.03

20

Работа с контурными картами

21.03



Начальный курс физической географии 6 класс (IV четверть)





Тема урока


Дата




1

Поверхность нашей страны. Низменность, возвышенность, плоскогорье

03.04

2

Работа с контурными картами

04.04

3

Горы России: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны

10.04

4

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых.

11.04

5

Работа с контурными картами.

17.04

6

Реки: Волга, Ока, Кама. Водохранилища,

ГЭС

18.04

7

Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища,

ГЭС

24.04

8

Реки Сибири: Обь с Иртышем, Енисей с Ангарой. ГЭС

25.04

9

Реки: Лена, Амур

08.05

10

Озера: Ладожское, Онежское, Байкал

15.05

11

Работа с контурными картами

16.05

12

Наш край на карте России

22.05

13

Повторение начального курса физической географии

23.05

14

Урок обобщающего повторения: Россия на карте мира

29.05

15

Повторение наша страна. Столица нашей Родины - Москва

30.05

16

Повторение наша местность





Список литературы обучающихся:

1. Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. География. 6 класс.- М.: Просвещение, 2011г.

2. Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. Приложение к учебнику «География. 6 класс».- М.: Просвещение, 2011 г.

3. Т.М Лифанова. Рабочая тетрадь по начальному курсу Географии 6 класс.- М.: Просвещение, 2011г.

Перечень учебно-методического обеспечения:

  1. Программы специальной (коррекционной0 общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: под ред. В. В. Воронковой. - М.: ВЛАДОС, 2008г.

  2. Н.В.Болотникова. География: уроки-игры.- Волгоград, 2007г.

  3. Ворожейкина Н. И. , Студеникин М. Т. Поурочные разработки к «Рассказам по родной истории». М., 2001

  4. Головина Т.Н. Практические работы по географии во вспомогательной школе. М., «Просвещение», 1965г.

  5. Заездный Р.А. Графическая наглядность в преподавании географии. М., «Просвещение», 1986г.

  6. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.

  7. Громов П.А. Рисунок в обучении физической географии. М.,    «Просвещение», 1979г.

  8. С.В.Крючкова. Я иду на урок географии: Физическая география материков и океанов» - М.: Первое сентябрь, 2000г.

  9. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. М., 1994.

  10. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2001.

  11. Коррекционная роль обучения в вспомогательной школе. М., 1971.

  12. Кулагина Г. А. Сто игр по истории М., 1983.

  13. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. М., 1990.

  14. Т.И.Линго. Игры детей мира. – Ярославль: Академия развития, 1998г.

  15. Н.А.Никитина. Поурочные разработки по географии. - М.: Вако, 2005г.

  16. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2000.

  17. Певзнер М. С.Дети - олигофрены. М.,1959.

  18. Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М.,1998.

  19. Петрова Л. В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М., 2003.

  20. Пороцкая Т.И. Лекции по методике преподавания географии во вспомогательной школе. М., «Просвещение». 1970 г.

  21. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии: Учебное пособие. Сост. Н. В. Новоторцева. Ярославль,1999.

  22. Учащиеся вспомогательной школы. Под ред. М. С.Певзнер, К. С. Лебединской. М.,1979.

  23. Г.Н.Элькин . Поурочное планирование. География материков и океанов. – Санкт-Петербург: Паритет, 2001г.