Главная страница

Семинар-практикум для воспитателей «Игра на шумовых музыкальных инструментах по сказкам»


Скачать 68.64 Kb.
НазваниеСеминар-практикум для воспитателей «Игра на шумовых музыкальных инструментах по сказкам»
Дата19.04.2016
Размер68.64 Kb.
ТипСеминар

Семинар-практикум для воспитателей

«Игра на шумовых музыкальных инструментах по сказкам»



Цель: помощь воспитателям в работе с детьми (развитии у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, метроритмического чувства, приобретения элементарных навыков подыгрывания на ударно-шумовых музыкальных инструментах).

Структура семинара-практикума:
1
. подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам 
2. Импровизация звуковых картин на заданную тему
 
3. Звуковая иллюстрация стихов
 
4. Сказки-шумелки
 


Здравствуйте, уважаемы педагоги. Сегодня мне бы хотелось рассказать о таком виде деятельности как игра на детских муз. инструментах. А конкретнее, об игре на шумовых инструментах, так как они наиболее доступны, так как их еще можно создать своими руками.

В процессе игр на детских шумовых инструментах решаются следующие задачи: 


  1. знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приемами игры на них;

  2. формирование представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности, освоение нотной грамоты;

  3. значение развития музыкальных способностей воспитанников (чувства ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, полифонического, тембрового, динамического слуха), творческого потенциала, коллективных навыков игры;

  4. формирование художественного вкуса.

  5. Формы работы с шумовыми инструментами


Так что же такое шум? 
Шум - беспорядочные непериодические колебания звучащего тела. 
В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты. 
К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д., а шумовые оркестровые инструменты - это устройства для получения шумов, которые создают определенный ритмический и тембровый колорит. 

Как Вы думаете, какие инструменты можно отнести к шумовым оркестровым? (ответы педагогов)

К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука: барабаны, тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты и т. д. 

(Показать инструменты)

Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы. 

Играя на шумовых инструментах дети, 

  • во-первых, совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой),

  • во-вторых, чувство ансамбля здесь развивается достаточно легко,

  • в-третьих, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.


Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. 

В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей

Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать. 

Вот то, что всегда может оказаться под рукой: жестяные и пластиковые банки с сухим рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Всевозможные трещотки, расчески, детские погремушки. Связки ключей. Мешочек с орехами - чудесный шорох. Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.) Деревянные кубики, брусочки. Катушки от ниток. Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них и многое другое. 

У меня на столе находятся разные шумовые инструменты. Возьмите, пожалуйста, себе по одному. Внимательно рассмотрите и попробуйте описать, из чего он сделан и как его использовать. 

«Звучащие ключи»
Для удобства нужно изготовить стойку в виде буквы «П» и подвесить ключи. Ударным инструментом может служить ложка или палочка (может подойти деревянный или пластмассовый молоточек). Вместо стойки можно взять плечики для одежды. 

«Звонарики»
Металлические баночки с металлическими подвесками закрепленные к крышке. 

«Звонкие кольца» 
Металлические кольца разного диаметра подвешенные на стойку. 

Трещотка «Гармошка» (есть в муз. зале)

. Растягиваем, как будто играем на гармошке. Для детей старше 4 лет. 
Цель: Развитие у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей. 

«Шейкер»
Описание: Жестяные баночки из-под кофе, напитков с мелкими сыпучими предметами. 

«Шуршунчик»
Описание: Футляр яйцо от "Киндер-сюрприза" с мелкими сыпучими предметами. 

При помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп: 

1. Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам 
2. Импровизация звуковых картин на заданную тему 
3. Звуковая иллюстрация стихов 
4. Сказки - «шумелки»

Давайте немного поиграем. 

Игра «Звуковой бутерброд». 

Выбираем муз. инструменты «трех семей» по звучанию - например: деревянные, шумовые и металлические. 
Запоминаем, что - деревянные инструменты - это хлеб, металлические - масло, шумовые - колбаса.

Цель игры: научиться поочередно «включать и выключать звук», то есть: 

Я отрезаю хлеб - звучат деревянные инструменты 
Затем мажу маслом - звучат одновременно деревянные и металлические инструменты
А теперь кладу  колбасу - шумовые инструменты 
Я съела хлеб и масло - замолкают деревянные и  металлические
Осталась колбаса- только шумовые

Съела и колбасу - шумовые замолкают. 

«Бутерброд» можно делать в любой последовательности и «съедать» его тоже как угодно. 

Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать и родители без специальной методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом. 

Выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте. 

Первое время ребёнку лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых инструментов – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения. 

Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть. 
Благодаря использованию инструментов история или сказочка становиться более интересной и яркой. 

Перед сказкой раздайте инструменты с учётом возможностей ребенка, можно также предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание. 
Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы. 
Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. 
Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом. 
Также мимикой и жестами можно подсказывать ребенку громкость и скорость игры. 
Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу . 
Ребенок должен постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет, с помощью взрослого, научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов. 

А сейчас мы  сами попробуем озвучить небольшое произведение.

«Мышиная история» 

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму. 
ПОБАРАБАНИТЬ ПАЛЬЧИКАМИ (по барабану) 

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки. 
МЕТАЛЛОФОН (или треугольник) 

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок. 
ТРЕУГОЛЬНИК 

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды. 
Они грызли орешки, 
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ, 

грызли зёрнышки 
РУБЕЛЬ (или расчёска) 

И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки. 
ШУРШИМ МАРАКАСАМИ 

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками. 
ЦАРАПАЕМ ПЛАСТИК БАРАБАНА (ИЛИ ДОЩЕЧКУ) 

А снаружи на землю каждый день падал снег 
МЕТАЛЛОФОН (или ложечкой по бокалам) 

Шумел ветер, 
ДУДИМ В БУТЫЛКУ 

И над мышиными норками намело большой-большой сугроб. 
Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках. 
КСИЛОФОН (или барабаним пальчиками по пустой коробке) 

«Трусливый заяц»

Жил-был в лесу заяц-трусишка. 
Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит! (1) 
Испугался заяц и бежать. (2) 
Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть. А дятел на сосне как застучит! (3) 
Бросился заяц бежать. (4) 
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает! (5) 
Побежал заяц из леса к речке. (6) 
А на берегу речки лягушки сидели. (7) 
Увидели они зайца и прыг в воду. (8) 
Обрадовался заяц, что лягушки его испугались - и смело поскакал обратно в лес. (9) 

ВАМ ПОНАДОБЯТСЯ: трещотки, пакет, деревянные ложки, рубель или расческа, металлофон 

1 - шуршим пакетом или шуршалками
2, 4, 6 - быстро встряхиваем трещотками («заяц бежит») 
3 - стучим ложками 
5 - шлёпаем руками по ногам 
7 - проводим палочкой по расческе 
8 - проводим палочкой по металлофону 
9 - медленно ударяем по барабану 

Спасибо вам за веселую музыку. Таким же образом вы можете играть с детьми по любым русским народным сказкам, только их желательно упростить, чтобы не утомлять детей, или придумывать свои сказки, или дать детям задание придумать.

Вопросы воспитателям (для рефлексии): 

1. Что вы для себя открыли, какие выводы для себя вы сделали? 

2. Возник ли у вас интерес к использованию элементарного музицирования детей в самостоятельной деятельности детей? 
Спасибо за внимание! 

В семинаре-практикуме использована технология Железновой Е.С.