Главная страница

«Семья и школа: шаг навстречу» (Евтеева С. В., учитель начальных классов)


Скачать 106.85 Kb.
Название«Семья и школа: шаг навстречу» (Евтеева С. В., учитель начальных классов)
Дата02.05.2016
Размер106.85 Kb.
ТипДокументы

«Семья и школа: шаг навстречу»

(Евтеева С.В., учитель начальных классов)

Однажды молодой христианин зашел в храм к старому священнику, который славился святостью своей жизни. И вдруг услышал, что тот с ошибкой произнес молитву. Юноша говорит:
- Отче, ты не прав!
Старый священник не соглашается:
- Я молюсь так, как меня научили. Если бы я был неправ, Бог не посылал бы  ангелов, которые часто молятся вместе со мной.
Юноша попросил священника спросить ангелов  - кто же из них прав… На следующий день священник сказал ему:
- Ангелы сказали, что прав ты. А когда я их спросил, отчего же они раньше молчали, они сказали, что Бог так устроил, что люди должны научаться от людей.

Главная мысль этой притчи: «Люди должны научаться от людей».

Смысл этой притчи имеет место и в учебно-воспитательном процессе. Связующим звеном в этой схеме является ребёнок. У учителей и у родителей свои преимущества, свои достоинства, своя специфика. Но цель их совместной деятельности – общая – воспитать ребенка так, чтобы он был счастлив и благополучен в жизни.
Народный учитель А. А Захаренко. утверждал, что школа - это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – учителя, ребёнка, родителя – и тут же реализуются.

Родители и педагоги – две мощнейших силы в процессе становления личности каждого человека, конечная цель педагога и родителей – воспитать ребенка так, чтобы он был счастлив и благополучен в жизни.

Огромное значение в реализации данной цели имеет диалог с родителями младших школьников на основе чётко организованной системы сотрудничества.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса.

Согласно ФГОС развитие личности должно идти по следующим направлениям. Формы работы вы видите на слайде…

Направлений много. Возникает вопрос, как реализовать их в достаточном объёме. Ответ прост: задействовать в данной работе родителей.
Моя практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы. (учитель-организатор взаимодействия семьи и школы)
Одной из задач моего выступления – поделиться опытом работы с родителями во внеурочной деятельности. Целью своей работы вижу в сотрудничестве и расширении поля позитивного общения.
В нашем классе была проведена диагностика доминирующих способностей учащихся. Результаты следующие…
Свою работу строили, учитывая результаты этой диагностики и творческие способности родителей.

Итак, первое направление спортивно-оздоровительное. Формы работы могут быть разными. Данные формы работы, как показывает мой опыт, дают хороший результат.

  1. Секции. Запись в спортивные секции – выбор родителей, которые учитывают интересы, возможности своих детей. Но и учителя влияют на мнение родителей. Многие учащиеся нашего класса были записаны в спортивные секции по рекомендациям нашего учителя физической культуры - Почиваловой Л.М. Задача учителя – следить и отмечать успехи своих учеников в этой области. Например, на прошлой неделе наша ученица сдала на 3 разряд по плаванию.

  2. Спортивно-оздоровительное направление осуществляется и через общешкольные спортивные мероприятия с участием родителей (Кросс Нации) и через спортивные мероприятия класса.

Большой плюс то, что в нашем классе есть одна спортивная мама, которая научила нас очень многим спортивным играм, познакомила с огромным количеством спортивного инвентаря. Провела много интереснейших спортивных мероприятий. Большое спасибо Почиваловой Л.М.

Какие мероприятия нравятся детям и легко организуются: катание с горы, посещение ледовой арены ФОКа, спортивные мероприятия на стадионе РДК.
Походы в природу – одно из самых любимых мероприятий детей и взрослых. Всегда интересны лыжные прогулки. Без родителей организовать лыжные прогулки очень сложно. Родители намечают маршрут, прокладывают лыжню, расчищают место для привала, организовывают горячий чай.

Хочется зачитать отрывок из статьи, написанной родителями 4а класса о нашем лыжном походе:

« И вот долгожданное восьмое января. После подбора лыж под руководством учителя физкультуры Лилии Михайловны Почиваловой и небольшого инструктажа дети, родители и педагоги двинулись друг за другом по лыжне к месту стоянки. Наблюдать за детьми без улыбки было невозможно: радовались, спешили, старались не отставать друг от друга, временами падали, тут же поднимались и, забывая отряхнуть снег, торопились дальше… Организуя мероприятие, мы даже не предполагали, что оно получится настолько ярким, интересным и запоминающимся, оставит столько впечатлений у детей и у нас, взрослых»

Вывод: работа в данном направлении не только помогает приобщить детей к ЗОЖ, отвлечь их от интернета, но и сплачивает коллектив всего класса.

И опять отрывок из статьи…

Духовно-нравственное направление. Формы работы в этом направлении могут быть разными. Хороший результат дают следующие формы работы.

  1. Сотрудничество с ВШ. В предыдущем выпуске ВШ посещали только 3 детей, Во 2а классе- 6 детей. Но дети с удовольствие принимали участие в мероприятиях, посвящённых православным праздникам: Пасха, Рождество Христово, Масленица. Родители помогали в организации данных мероприятий. Дети под руководством учителя и родителей ставили пьесы, разучивали танцы, исполняли песни.

  2. Конкурсы. Примером можно взять последний конкурс в Шатках. Дети нашей школы заняли

  3. Хорошо работает на духовно-нравственное направление и изучение модуля ОПК. Родители выбирают сами модуль для своих детей. Вместе с ними изучают его. Учебники по ОПК прочитывается ими от корки до корки. В рамках изучения курса ОРКСЭ проводилось мероприятие «Мы разные, но мы вместе»

  4. Экскурсии в Воскресную школу, в храм, на колокольню. Особенно запомнилась детям экскурсия на колокольню. На Пасху и Светлую Седмицу во многих храмах соблюдают традицию: в промежутках между службами позволяют звонить в колокола всем желающим. Возможностью позвонить в колокола решили воспользоваться и мы. Азам церковного звона научил нас алтарник Александр, рассказав, что радость от праздника Светлой Пасхи можно передать и через колокольный звон. Колокольный звон в нашем исполнении разносился по всему городу. Некоторые родители ходили с нами. Этой возможностью может воспользоваться и ваш класс.

  5. Хорошо посмотреть фильм «Щенок» (он есть в ВШ на диске), который получил целый ряд призов на кинофестивалях. Хороший добрый фильм.


Социальное направление

  1. Наш город небольшой, но мы старались получить максимум полезного от всех предприятий, учреждений нашего города, организую всевозможные экскурсии. Организовывать и проводить экскурсии нам тоже помогают родители.



Общекультурное направление
Учителю нужно быть в курсе событий различных мероприятий в городе и организовывать их посещение.
Геннадий Александрович Курской – мировая знаменитость. Была бесплатная возможность посетить его концерт


Общнинтеллектуальное направление
В нашем классе есть дети с интеллектуальными способностями. Для таких детей мы с родителями организуем участие в дистанционных проектах. Например, проект для одарённых детей «Алые паруса»

В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей.

Предлагаю вашему вниманию Формы участия родителей в учебно-воспитательном процессе

  1. Урок – наблюдение
    Что даёт данная форма?
    Урок – наблюдение за деятельностью учителя и детей позволяет родителям проследить за тем, как строится система обучения, какие методы и приемы использует учитель, как складываются его взаимоотношения с детьми, как дети общаются со сверстниками и какие при этом возникают затруднения. Информированность о школьной жизни, образовательном процессе оказывает огромное влияние на формирование авторитета школы в глазах родителей. Многие родители после урока – наблюдения пересматривают свое отношение к ребенку, учителю, школе. 




2. Урок - практическое участие. 

Если на уроке – наблюдения роль родителя сводится к наблюдению над учебно-воспитательным процессом, то
Урок – практическое участие знакомит с уровнем развития современного образовательного процесса, приучает детей, родителей и учителя к совместной деятельности. Во время такого урока родителям предлагается роль активных участников. Изучая тему совместно с детьми, они ощущают себя задействованными в образовательном процессе и как бы возвращаются в детство, снова вспоминая, как трудно бывает учиться. Предлагая родителям первоклассников взять авторучку в левую руку и сделать любую запись, учитель тем самым напоминает им, как нелегко детям овладеть навыком письма. 


3. Урок – соревнование. 
Урок – соревнование между детьми и родителями – особая форма урока, которую нужно тщательно продумывать. Не каждый родитель готов уронить свой авторитет в глазах собственного ребенка. Но урок – соревнование создает ситуации успеха учащихся в учебной деятельности, стимулирует познавательный интерес, поэтому его использование оправдано. 

Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом. Родительский актив — это опора педагога, и при умелом взаимодействии он становится проводником их идей. На заседаниях родительского комитета, которые проводятся по мере необходимости, учитель и родители вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных дел, решению проблем жизни коллектива. 

Педагог и родительский актив пытаются сформировать советы дел для организации работы с учетом возможностей и интересов родителей. В этом случае применяются следующие формы: 

1.Родительский лекторий

Название «лекторий» условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекции. Родительский лекторий способствует ознакомлению родителей с вопросами воспитания, повышению их педагогической культуры, выработке единых подходов к воспитанию детей. Формы работы разнообразны, и часто они определяют позицию родителей не как пассивных слушателей, а стимулируют их активность, творчество, участие в обсуждении вопросов, в организации и проведении занятий. 

2. Родительское собрание. 

Родительское собрание — основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов.
Педагог направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участником собрания. Родительские собрания сближают учителя и родителей, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка, приближают семью к школе. Классные родительские собрания могут быть построены различно. На учителе начальной школы лежит ответственность подготовки первого родительского собрания. Приводя ребенка в первый класс, родители и сами как бы вступают в новую жизнь. Для них начинается многолетнее постоянное общение со школой. От содержания, направленности этого общения будет зависеть результативность работы учителя с родителями. Воспитание подрастающего поколения осуществляется совместными усилиями учителя начальных классов и родителей. Педагог организует родителей в воспитании ребенка, направляет процесс воспитания в семье. Результатом родительского собрания становится решение выполнить то-то и то-то

У нас в классе стало традицией проведение мастер-классов от родителей для детей.

Хочется рассказать об одном удивительном дне в моей жизни. Накануне Дня Учителя этого учебного года меня попросили покинуть кабинет и подождать в учительской. Передав детей в надёжные руки их родителей я спокойно ушла. Через 20 минут с криками «Всё готово» дети прибежали за мной. Перед дверьми класса мне надо было закрыть глаза. Глаза я открыла уже в классе и увидела великолепный торт, сделанный руками детей под руководством родителей. Торт, конечно же, съели сами дети. Но эмоций, впечатлений от этого сюрприза было много у всего коллектива 2а: детей, родителей, учителя. Вот такой замечательный день был в моей жизни.
Мастер-классов было у нас очень много. Мы лепили из солёного теста, делали цветы, букеты из бумаги. Особенно запомнились детям следующие мастер-классы: химическая лаборатория, «Учимся вкусно готовить», «телескоп» Все мастер-классы очень познавательны. Всё это заслуга родителей.
Можно предложить на наш взгляд наиболее интересную и достаточно новую форму работы с родителями - это семейные вечера. Семейные вечера уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только-только переступили порог начальной школы. Эта форма работы прекрасно сплачивает родительский коллектив. Семейные вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях детей и взрослых. На этих вечерах мы регулярно проводим с родителями "театр - экспромт".
Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей.

Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.
Избежать недопонимания, разобщенности в решении педагогических проблем с детьми учителю поможет опора на следующие нравственные нормы:

- чувство ответственности перед родителями учащихся за обучение и воспитание их детей, за их психолого-педагогическую компетентность;

- активный и постоянный поиск педагогических контактов с родителями(а не обращение к ним лишь в тех случаях, когда необходима их помощь);

- уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценки способностей детей и их поведения;

- повышение авторитета родителей в глазах детей ( показ детям наиболее ценных качеств их родителей, учет этих качеств и способностей родителей в педагогической деятельности);

- тактичность и обоснованность при предъявлении необходимых требований к родителям( при этом важно не перекладывать на них свои обязанности);

- терпение при поступление критических заявлений в свой адрес, учет их в процессе профессионального саморазвития.

Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет ребёнок, наш сегодняшний ученик.
Закончить своё выступление хочу словами «Школьный учитель по-прежнему будет рядовым в вечной войне за души детей» и мы, учителя должны найти как можно больше союзников в этой борьбе.