Главная страница

Развивающие игры по развитию речи. Игры для развития фонематического слуха



Скачать 35.26 Kb.
НазваниеРазвивающие игры по развитию речи. Игры для развития фонематического слуха
Дата29.04.2016
Размер35.26 Kb.
ТипДокументы

Развивающие игры по развитию речи.

Игры для развития фонематического слуха.

К 5-ти годам дети способны определить на слух наличие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если конечно с ними велась предварительная работа. Но не все дети достаточно чётко различают на слух определённые группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определённым звукам, например не дифференцируют на слух с-ш, с-ц, ж-ш и другие.

  1. Выдели слово.

Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленке, поднимать руки вверх…) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

  1. Какой звук есть во все словах.

Взрослый произносит 3-4 слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у ребёнка, какой звук есть во всех словах.

  1. Подумай не торопись.

Предложите детям несколько заданий на сообразительность:

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

- Вспомни названия птиц, в которых был бы последний звук слова сыр.

- подбери слово, чтобы первый звук был бы (к), а последний (а).

- Предложите ребёнку назвать предмет в комнате с заданным звуком.

4. Шутки-минутки.

Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибки в стихотворении и справляют их. Примеры:

Хвост с узорами.

Сапоги со шторами.

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся Кошкин том.

За окошком зимний сад,

Там листочки в бочках спят.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режут мёд.

Кот плывёт по океану

Кит из блюдца ест сметану.

Куклу, выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

Божья коровка, полети на небо,

Принеси мне хлеба.

5.Кто без чего не обойдётся.

Ребёнку предлагается выбрать из ряда слов самые главные без чего главный предмет не может обойтись. Например: сад… какие слова подходят к этому слову ( растения, садовник, собака, забор, земля). Вопросы детям: без чего сад не может быть? Может ли сад быть без растений? Почему?... без садовника, собаки, забора…. Могут быть другие слова.

6. Живое не живое.

Знакомим ребёнка с понятием «одушевлённый» и «неодушевлённый». Сначала объясняем, что все живые предметы мы называем «кто». а не живые «что». Например: Что растёт? Кто растёт? Кто летает? Что летает? Кто плавает? Что плавает?

7. Что снаружи, что внутри?

Взрослый называет пару предметов, а ребёнок говорит, что может быть снаружи, а что внутри. Дом-шкаф; книга-шкаф; сумка-кошелёк; кастрюля-каша; аквариум-рыбы; будка-собака; нора-лиса.

8. «Кто это» знакомство с профессиями.

Материал для игры: карточки с изображением людей разных профессий и инструментов. Вопросы: кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Что делает дворник? Что делает парикмахер? Что нужно продавцу? Что нужно водителю? Дети отвечают и находят нужную картинку.

9.Придумываем рассказ.

Взрослый читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова. Например: на пороге сидела и жалобно мяукала… (кто?). кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно… (что делала?). Шерсть у кошки…(какая?) когти… (какие?)

10. Распространение предложений.

Взрослый говорит: садовник поливает…(что? где?когда? зачем?). Дети идут… (куда? зачем?) и.т.д.

Дополнить предложение.

Попросить ребёнка закончить предложение: дети поливают цветы на клумбах, потому что… на деревьях не осталось ни одного листочка, потому что…

11. Отгадай предмет по частям.

Детям предлагаются карточки с разными изображениями (мебель, овощи, животные, транспорт) и.т.д. Ребёнок называет части предмета.

Другой вариант, когда дети работают без карточек. Играть можно по дороге в детский сад, в транспорте, в очереди к врачу и.т.п. Например: четыре ноги спинка сиденье. Что это за предмет?

Цифры, стрелки.

Буквы, картинки, листы.

Ствол ветки, дерево.

Корень, стебель, листья, лепестки.

12. Кто кем будет?

Можно играть с компанией вдвоём с ребёнком где угодно. Задавая друг другу вопросы. Следите затем, чтобы малыш грамотно склонял имена существительные. Например: кем будет яйцо? (цыпленком, крокодилом, змеёй); мальчик-мужчиной4 телёнок-коровой; снег-водой; вода-льдом; семечко-цветком. Можно использовать обратный процесс, кто кем был? Например: лошадь-жеребёнком; цветок-семенем.

13. Птица-не птица.

Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал-хлопнуть в ладоши. Например:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи…

Голуби синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны,

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Лебеди, куницы,

Галки и стрижи.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Сойки и ужи.