Главная страница

Разговор с циолковским



Скачать 68.26 Kb.
НазваниеРазговор с циолковским
Дата08.02.2016
Размер68.26 Kb.
ТипДокументы

РАЗГОВОР С ЦИОЛКОВСКИМ

«Ракета, где человек испытывает странные ощущения, должна иметь прозрачные кварцевые окна, чтобы всё кругом можно было обозревать и чтобы они не лопнули от температуры и тряски. Внутри они обязательно должны быть прикрыты другими прозрачными слоями, защищающими от губительного действия чистых солнечных лучей, не обезвреженных атмосферой.

Компас едва ли может служить руководством к определению положения. Для этого пригодны более всего солнечные лучи, а если окон нет или они закрыты, то быстро вращающиеся маленькие диски. Короткое время взрывания и пребывания (звездолёта) в атмосфере они могут служить безукоризненно…»

Во всём этом нет ничего фантастического. Это только несколько мыслей величайшего изобретателя и учёного, калужского самоучки Константина Эдуардовича Циолковского – основоположника звездоплавания, теоретика реактивных приборов для межпланетных сообщений, автора первого в мире цельнометаллического дирижабля, который был построен в Советском Союзе.

Вот рассказ Циолковского о том, как зародилась в нём мысль о космических путешествиях.

- Началось с известного фантаста Жюля Верна. Он пробудил работу мозга в этом направлении. Явились тогда и желания, а за ними возникла деятельность ума. Конечно, она бы ни к чему не повела, если бы не встретила помощь со стороны науки.

Кроме того, мне представляется, вероятно, ложно, что основные идеи и любовь к вечному стремлению туда, к солнцу, к освобождению цепей тяготения, во мне заложены чуть ли не с рождения. По крайней мере, я отлично помню, что моей любимой мечтой в самом раннем детстве, ещё до книг, было смутное сознание о среде без тяжести, где движения во все стороны совершенно свободны и где каждому лучше, чем птице в воздухе…

И знаете, я долго на ракету смотрел просто как на пустяк… она даже не интересовала меня как игрушка. Покопавшись в истории, вы найдёте множество изобретателей такого рода…

Меня называют теперь фантазёром, а я и не обижаюсь. Знаете ли, фантазия играет видную роль в науке. Без фантазии наука становится беззубой…

Слух идёт, будто я утверждаю, что перелёт человека к планетам возможен в ближайшие годы… но ведь это неправда. Для того, чтобы это случилось, надо очень много работать. Сначала следует человеку выучиться летать в эфире, затем использовать солнечную энергию… трудно будет и строить, и летать. Пока это дело неблагородное, и рискованное, и безмерно трудное…

(Ю. Геко «Вокруг света», 1931 г)

«Основной мотив моей жизни – сделать что-нибудь полезное для людей, не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперёд. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы. Но я надеюсь, что мои работы, может быть, скоро, а может, в отдалённом будущем дадут обществу горы хлеба и бездну могущества».

К. Э. Циолковский родился в 1857 году в селе ижевском Рязанской губернии в семье лесничего. В возрасте девяти лет он после простуды и заболевания скарлатиной почти лишился слуха. Глухота не позволила ему продолжать учёбу в школе, и мальчик начал заниматься самостоятельно, пользуясь небольшой библиотекой своего отца, в которой были книги по математике и естественным наукам. В это же время в нём пробуждается страсть к изобретательству. Родители, видя склонность сына к серьёзной самостоятельной работе, несомненный талант изобретателя и выдающиеся способности, отправили шестнадцатилетнего юношу в Москву, чтобы он мог продолжить своё самообразование. Московский период жизни оказался очень тяжёлым: деньги, получаемые из дома, тратились им на книги и опыты. Циолковский часто голодал. Но учился он, несмотря на лишения, с необыкновенной энергией и упорством. «Я помню, - писал Циолковский в автобиографии, - что кроме чёрного хлеба у меня тогда ничего не было. Каждые три дня я ходил в булочную и покупал там на 9 копеек хлеба. Таким образом, я проживал в месяц на 90 копеек. Всё же я был счастлив своими идеями и чёрный хлеб меня нисколько не огорчал».

Тяжёлая жизнь в Москве подорвала здоровье юноши. Пришлось возвратиться домой и, чтобы заработать средства на жизнь, заняться частными уроками. В двадцать два года К. Э. Циолковский сдал экстерном экзамены и стал учителем. С тех пор и до конца жизни продолжалась его педагогическая деятельность сначала в городе Боровске Московской губернии, затем в Калуге, где Циолковский прожил большую часть жизни. Наряду с преподаванием молодой учитель продолжал заниматься изобретательством, научной и литературной работой.

«Всю жизнь я не только вычислял, но и работал руками», - писал Циолковский. В доме, где он жил, были оборудованы мастерская и лаборатория со станками и разными инструментами.

Результаты его исследований, представленные им в Российскую Академию наук, были признаны ценными. Его избрали членом физико-химического общества. Однако судьба Циолковского как учёного и изобретателя в дореволюционное время была очень тяжёлой. Только однажды он получил денежную поддержку от академии наук.

Напрасно обращался Циолковский с горячими призывами о помощи. Его считали беспросветным фантазёром, над ним смеялись, и требовалась огромная сила воли и вера в своё дело, чтобы в таких условиях продолжать начатую работу.

«Тяжело работать в одиночку многие годы при неблагоприятных условиях и не видеть ниоткуда ни просвета, ни поддержки». Эти слова Циолковского из его статьи с очень красноречивым заголовком «Горе и гений» как нельзя лучше характеризуют обстановку, в которой творил учёный до Октябрьской революции. Он оставался одиноким, не имел ни учеников, ни последователей, не имел сколько-нибудь удовлетворительной базы для своих работ, был оторван от научного мира.

Советская власть, несмотря на трудности, вызванные войной и разрухой, сразу же создала Циолковскому необходимые условия для жизни и работы. Правительство ввиду особых заслуг учёного-изобретателя, специалиста по авиации назначило ему персональную пенсию. Общественные организации стали оказывать помощь Циолковскому в издании его работ.

За 1917-1935 годы было издано в 4 раза больше статей, брошюр и книг Циолковского, чем за весь предыдущий период его деятельности. За 7 лет было опубликовано около 60 работ, посвящённых физике, астрономии, механике и философии. Повседневное внимание Коммунистической партии и советского правительства к научно-исследовательской работе Циолковского способствовало широкой популяризации и признанию его работ.

В 1924 году при военно-научном обществе Академии воздушного флота 25 слушателей академии образовали секцию межпланетных сообщений. Они поставили целью изучить реактивный двигатель, найти ему практическое применение и на первом же собрании дружно постановили: просить Циолковского взять на себя научное руководство работой.

В 1932 году страна широко отмечала 75-летие со дня рождения учёного. Многочисленные организации и отдельные лица прислали ему свои поздравления. Он был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Правительство подарило ему новый дом в Калуге. Но едва ли не самой большой наградой явилось начавшееся воплощение его идей в жизнь: в 1930-1931 годах был создан первый отечественный ракетный двигатель на жидком топливе, и 17 августа 1933 года поднялась в воздух первая ракета на жидком топливе. До самой смерти Циолковский был главным советчиком инженеров, стремившихся осуществить его замечательные идеи.

Циолковскому не довелось дождаться первого космического полёта: 19 сентября 1935 года он скончался в Калуге, где на протяжении сорока с лишним лет занимался исследованиями в области реактивного движения.

К. Э. Циолковскому воздвигнуты памятники в Москве и Калуге. Его имя написано на монументе в честь запуска первого спутника. В доме, где он долгие годы жил и работал, открыт государственный музей истории космонавтики, ибо Циолковский и покорение космоса связаны неразрывно.

О научном значении работ Циолковского хорошо написал Ф. Зигель в предисловии к книге К. Алтайского «Циолковский рассказывает».

Кем был К. Э. Циолковский в науке? Почему сейчас нередко принято называть его «человеком из будущего?

Прежде всего, великий калужский самоучка был талантливейшим изобретателем. Достаточно привести лишь несколько примеров. Циолковский изобрёл воздуходувку – аэродинамическую трубу. Стремительный поток воздуха, создаваемый в такой трубе, обдувает модель самолёта и даже при соответствующих размерах трубы сам самолёт. Вместо полёта в воздухе создается равноценная в физическом смысле обстановка – ведь движение относительно. Как это гениально просто и как трудно первому дойти до этой «простоты».

Транспорт на воздушной подушке. Это тоже изобретение Циолковского, гениально простое в принципе и бесконечно ценное в практическом применении. Под воздухолётом мощным компрессором создается «воздушная подушка» - уплотнённый слой воздуха. Он отделяет приподнятый им воздухолёт от земной поверхности. Если теперь использовать любой реактивный двигатель, воздухолёт, чуть-чуть оторвавшись от поверхности земли, полетит. Трения почти нет, скорости огромны, никаких специальных дорог не требуется. Лети себе над болотом, озером или даже морем. Сегодня это изобретение Циолковского уже реальность.

Циолковский живо интересовался освоением океана – тема, теперь постепенно получающая признание. Он рассчитал различные варианты научных подводных лабораторий и доказал строгими расчётами, что уже при существующих материалах возможны погружения на несколько километров. Одна из работ Циолковского посвящена практическому использованию энергии морских волн. Он предлагает для этой цели конкретные простые механизмы, соединённые с волноломом, частично укрощающим волнение.

В серии работ Циолковский описывает устройства орошения пустынь и использования солнечной энергии. Просто поражаешься, читая эти работы, как далеко видел Циолковский, насколько впереди своего века он был!

Заслуги Циолковского в воздухоплавании общеизвестны – достаточно вспомнить его проекты цельнометаллических дирижаблей и самолётов. Но главное изобретение Циолковского – это, конечно, космическая ракета. Реальные проекты космических кораблей и спутников, подробнейшая разработка всех обстоятельств освоения ближайшего космоса и, наконец, проекты расселения человечества по всей солнечной системе – всё это можно встретить в опубликованных трудах нашего великого соотечественника…

Почти каждый раз, когда современная космонавтика одерживает очередную победу, ловишь себя на мысли, что ведь многое из того, что произошло, иногда даже в деталях, предвидено, предсказано, а нередко и предвычислено Циолковским.

Для достижения космических скоростей Циолковский предложил использовать составную многоступенчатую ракету. Без таких ракет при современных двигателях мы бы до сих пор не «оторвались» от Земли, не вышли бы на просторы вселенной. Он умел видеть будущее. Как никто другой.

Г. НОВОХАТСКАЯ,

учитель Викторопольской средней школы.