Главная страница

Психологические особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста



Скачать 116.77 Kb.
НазваниеПсихологические особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста
Дата30.04.2016
Размер116.77 Kb.
ТипДокументы

Психологические особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Речь сопровождает все виды деятельности. Ребенок перенимает речь от близких ему людей. Речь ребенка развивается в процессе подражания. Орудие речи это язык.

Язык – это знаковая система, используемая людьми для формирования и выражения мыслей, а так же для общения.

Знаки – это слова, звуки, предложения, фразы.

Речь имеет три значения:

1 речь – как процесс деятельности

2 речь – как результат деятельности

3 речь – как ораторский жанр

Речь необходима для общения, она служит средством познания. Дети накапливают эти познания на всем периоде жизни.

1 Познавательная функция

2 Функция воздействия на других людей – это просьба приказ и побуждение, к каким то действиям. Это волевой акт говорящего.

3 Регулятивная функция внешней и внутренней речи – это устройство человеческих взаимоотношений и регулятор поведения ( что можно, а что нельзя делать дети должны узнать к трем годам ). Такие слова побуждают самосознание ребенка, дисциплинирует его, укрепляют его волю – все это является залогом черт его характера.

4 Функция общения

Развитие человека происходит по следующим возрастным ступеням:

1 младенческий возраст - от 1,5 до 3 лет

2 ранний возраст – от 3 до 7 лет

3 дошкольный возраст – от 7 до 11 лет

4 младший школьный возраст – от 11 до 17 лет

5 подростковый возраст – от 11 до 17 лет

6 юношеский возраст – от 17 до 20 лет

На каждой ступени возрастного развития организм человека отличается

1 определенными физическими размерами

2 строением органов и систем

3 определенными возможностями организма
Речевая деятельность организма – это результат согласованных действий многих органов и систем.

Именно в головном мозге происходит понимание слышимых слов, формирование мышц для артикуляции звуков и звукосочетаний речи. Процесс развития речи у детей связан с развитием мышления.

Мышление – это когда ребенок логически мыслит.

Ребенку свойственна наивность, непосредственность, подражательность, подвижность, эмоциональное веселье, изменчивость характера.

Если взрослый требует от ребенка неукоснительного послушания и примерного поведения у них задерживается психическое развитие, память, внимание, воображение, восприятие, речь.

Мыслительные операции в речевой деятельности – это анализ, синтез, умозаключение, сравнение, классификация по определенному признаку, а так же выделение свойств.
Речевые качества
1 Навыки речевого общения ни только с взрослыми, но и сверстниками. Особое внимание уделяется культуре. Для этого необходимо пополнять словарный запас в разные режимные моменты.
2 Дети должны использовать в своей речи сложные предложения (уметь делить трехсложные слова на части, уметь слушать своего товарища, свободно пересказывать)
Использовать общий речевой фон в группе, негромкая речь в повседневной жизни, на занятиях громкая оживленная.
Факторы, влияющие на развитие речи:

1 анатомические (правильное строение речевого аппарата)

2 наследственные

3 педагогическая запущенность

Развитие речи первого года жизни
Младенчество делится на два этапа:

Первый этап – от 0 до 5-6 месяцев.

Второй этап – от 6 до 12 месяцев.

1 этап – комплекс оживления (гуканье, гуление)

2 этап – связан с установлением зрительно-двигательных координаций между рукой и глазом. Манипулирование предметом и предметное восприятие.
С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит артикуляционные движения губ и пытается подражать.

С 6 месяцев путем подражания произносит слоги, затем появляются элементы звучащей речи. Малыш воспринимает определенное звукосочетание и связывает их с предметами или действиями.

С 7-9 месяцев ребенок повторяет за взрослыми разнообразные сочетания звуков.

С 10-11 месяцев у ребенка появляется реакция на слова.

Это подготовительный этап, на котором происходит подготовка к овладению речью.

Закономерности усвоения языка

:1 Способность к восприятию разной речи, которая зависит от натренированности мускулатуры органов речи. Для владения речью у ребенка должны быть отработаны движения речевого аппарата. Эти движения должны быть скоординированы со слухом ребенка. Ребенок слушает, чужую речь повторяет, подражая этой речи с помощью органов речи.

2 Понимание смысла речи, которая зависит от усвоения лексических и грамматических знаний.

3 Усвоение выразительности речи она зависит от развития у ребенка восприимчивости к выразительным средствам. При заучивание стихотворений дети интуитивно усваивают особенность родного языка, то есть одну мысль выразить разными интонациями.

4 Усвоение норм речи зависящих от развития чувства языка у ребенка – это способность человека использовать в литературной речи созвучия, морфемы, слова, словосочетания, чувства языка.

5 Усвоение письменной речи, которая зависит от развития устной речи. Приобучение чтению и письму к работе органов речи подключаются работа мышц глаза и пишущей руки. Письменная речь для ребенка это второй этап овладения речью. Письменная речь не может быть усвоена, если ребенок не владеет устной речью.

6 Темпы обогащения речи зависит от степени совершенствования структуры речевых навыков.

Структура речевых навыков – чем лучше развита устная речь у ребенка, тем лучше он запоминает стихи, сказки, рассказы, и тем точнее он может передать содержание.

7 Формирование познавательной активности у детей (развитие интереса к слову к работе со звучащим словом) для этого используется логические упражнения:

а) назовите звонкие (главные и тихие) слова – зонт рыба

б) вспомните слова, которые оканчиваются на – ок (молоток песок дружок)

в) назвать два слова с одинаковым последним звуком (дом – сом)

г) из окружающих предметов назовите слова начинающиеся со звука –к (кубик кровать)

д) назовите слова, в которых нет звука (стол стул)

е) найдите в комнате предметы с длинными названиями

Все это связано с познавательной деятельностью детей.
Методические принципы обучения родному языку
Лингводидактические принципы – это теоретические положения, которые используются учителем, воспитателем выбирая средства обучения.

1 Принцип внимания.

К материи языка к физическому развитию органов речи и пишущей руки – это, значит, выбрать средства обучения, что бы они обеспечивали физическую нагрузку речевого аппарата ребенка и руки.

2 Принцип понимания языков знаний.

Для этого воспитатель должен обеспечить тренировку мысли ребенка и выработать у него мыслительные навыки (анализ, синтез, умозаключение) на занятиях по развитию речи:

- составление рассказов по игрушке предмету

- пересказ литературного текста

- рассказ из личного опыта

3 Принцип оценки выразительности речи – это отбор дидактического материала, который развивал бы способность чувствовать эмоциональные оттенки речи (подбор стихов, диалог по сказкам, инсценировки).

4 Принцип развития чувства языка.

Осуществляется через усвоение традиций запоминание фактов родного языка.

5 Принцип опережающего развития устной речи перед письменной речью.

Для этого необходимо подбирать материал, на котором дети учатся координировать движения своих органов речи (мышцы лица, гортани, легких), а так же слухового аппарата. Для этого проводятся упражнения ”Угадай, кто сказал?”, “Давай послушаем, о чем говорит улица”.

Научить детей переходить от устной формы деятельности к письменной.

6 Принцип последовательного наращивания темпов обогащения речи.

Даем ни только новые знания, но и обязательно повторяем пройденный материал.

Развитие детей второго года жизни

1 этап – от1,5 до 2 лет 2 этап – от 2 до 3 лет

В этом возрасте у детей совершенствуются понимание речи взрослых, и формируется собственная активная речь. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции звуков речи. Ребенок охотно повторяет за говорящим, и сам произносит слова. В этом возрасте ряд твердых согласных звуков дети заменяют мягкими, в основном это относится к переднеязычным звукам. Произносят укороченные слова. Иногда у детей проявляется невнятное произношение звуков. У детей недостаточно окрепший голосовой аппарат, речевой выдох очень слабый, поэтому голос у ребенка слабый.

В 1год 6 месяцев у детей насчитывается не более 30-40 слов.

Первые слова носят обобщенно смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием может объяснить предмет или просьбу. Ребенок понимает речь взрослых, может выполнить указания воспитателя. Для ребенка характерно понимание словесного объяснения взрослых. С1,5 лет слово у детей приобретает обобщенный характер. Детям многократно говорим одно и то же действие. Развитие активной речи ребенка до 1,5 лет происходит медленно, а после 1,5 лет ребенок владеет большим количеством слов и становиться инициативным просит назвать тот или иной предмет. Под руководством взрослых ребенок употребляет до 300 слов к концу 2 года жизни. Ребенок может изменять звуковую форму слова, так как не в полной мере обладает фонетическим звуком и не владеет звуковой артикуляцией. В общении с взрослыми при правильном речевом воспитании автономная речь быстро исчезает, а четкое произношение слов воспитателя влияет на развитие фонематического слуха и артикуляции. В этом возрасте ребенок овладевает зрительными действиями, которые помогают ему определить некоторые свойства предметов и регулировать практические действия с ним. На ряду со зрительными анализаторами у детей интенсивно развивается и слуховое восприятие, поэтому большая часть слов усваивается детьми до 3 лет. Дети могут обозначать предметы определять их действия. Большое внимание в данном возрасте уделяем развитию мышления, формируя у детей обобщенные понятия.

И так к концу 3 года жизни дети самостоятельно употребляют осмысленные слова. Дети начинают овладевать фразовой речью, для этого необходим активный словарный запас ребенка.
Особенности речи второго года жизни

- речь ребенка развивается в процессе ознакомления с окружающим

- в первом полугодии интенсивно развивается понимание речи окружающих

- во втором полугодии овладевают умением понимания слов, обозначающие признаки предметов, пространственные отношения, по слову взрослого дети могут выполнить поручение

- речь становится средством общения, формируется регулирующая функция ребенка (можно, нельзя, спасибо)

- у детей формируется слушанье и понимание литературных произведений, народных песенок и небольших стихов А. Барто.

На 2 году жизни ребенок активен в своих действиях и в стремлении к общению с взрослыми. В 1 полугодии у ребенка интенсивно развивается понимание речи. Активный словарь ребенка увеличивается медленно. К 1году 6 месяцам ребенок овладевает 30-40 словами. Во 2 полугодии дети могут определить признаки предметов, характеризовать пространственные понятия (там, наверху). Дети могут по слову взрослого выполнить отдельные поручения (положи шарик в ведро). Ребенок начинает пользоваться правильными словесными обозначениями. Начинает употреблять сложные по звуковому составу слова (игрушки, пирамида). В целях развития понимания речи широко используется прием показа (на пирамидах, кубиках, матрешках). Обязательно называем предметы, которые показываем детям. Хорошо использовать “чудесный мешочек” (2-3 игрушки). К концу 2 года можно использовать игры-инсценировки (“Репка”).

Воспитатель решает задачи:

- обогащение словаря через игровые функции (кормление куклы, переодевание куклы)

- рассматривание картинок (домашние животные – различать и звуковое подражание)

- чтение потешек.

В развитие активной речи дают приемы речевого подражания за воспитателем. Для того чтобы дать детям возможность говорить.

- учить уметь отвечать на вопросы взрослых Кто пришел? Кто плачет?

- знакомить детей с групповой комнатой, спальней, ванной.

Дидактические игры

“Устроить кукле комнату”. “Купание куклы”. “ Возьмем куклу погулять”.

Дети познают мир через взрослых.

Развитие детей третьего года жизни.
В этом возрасте наступает качественно новый этап усвоения речи.

У ребенка появляется желание узнать рассказать поделиться своими мыслями.

На 3 году развивается звуковая сторона речи. Дети овладевают грамматическими формами. В плане усвоения словаря дети овладевают обобщением. Коммуникативными функциями и усвоением регулирующих функций (дети должны знать, что можно, а что нельзя).

Коммуникативная функция – это желание общаться со сверстниками и взрослыми.

Развитие разных сторон речи составляет основу для овладения словаря. Ребенок овладевает:

1) морфология – изменение слов по родам и падежам

2) синтаксис – построение предложения

3) словообразование

Приформирование звуковой культуры речи дети должны овладеть фонематическим слухом (слушать и слышать).

Развитие словаря: обобщение

На 3 году работаем над усвоением уменьшительных ласкательных слов.

Воспитываем интерес к труду близких ребенку людей.

Дети начинают овладевать связной речью.

Дети не только понимают речь взрослых на и должны отвечать на простые вопросы.
Особенности развития речи 3 года жизни.

- речь ребенка превращается в универсальное средство общения, так как дети уже понимают нас

- формируется активная речь ребенка, появляется связная форма речи


фонетика лексика грамматика

(звук) (словарный запас) (построение предложения)

связная форма речи


-дети умеют пользоваться диалогической речью

- развивается регулирующая функция речи (можно - нельзя).

Развитие речи детей дошкольного возраста от 3 до 5 лет.

Программа воспитания и обучения в детском саду стр. 76.
Речь включает все виды деятельности – общение, познание, регулятор поведения.

В дошкольном возрасте усложняется общение с взрослыми и сверстниками. Расширяется круг жизненных связей и отношений в плане развития: словаря, звуковой культуры речи и грамматического строя, дети используют объяснительную речь.

В своей речи дети пользуются обобщающей, коммуникативной, планирующей и регулирующей функцией.

В звуковой культуре речи дети усваивают правильное звукопроизношение, четкую дикцию при рассказе, пересказе и заучивание стихотворений. Учатся использовать правильный темп речи, силу голоса, интонационную выразительность.

Дикция – это четкое произношение слов.
В этом возрасте:

- совершенствуется словарный запас

- дети усваивают почти все грамматические формы и части речи

- связная речь:

младшая группа 3-4 года – диалогическая речь (вопрос – ответ)

средняя группа 4-5 лет – монологическая речь (пересказ литературного текста составление рассказа)

- формируется контекстная речь, которую отличает связность, когда содержание раскрывается в самом контексте

- объяснительная речь (самая сложная форма речи в дошкольном возрасте) и опирается она, на развитие мышления требуя от детей отражать в своей речи причинно – следственные связи.

Особенности развития речи детей от 3 до 5 лет.
- речь ребенка теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения

- у детей появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность

- ребенок учится излагать свои мысли связно логично рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач а речь становится средством познания интеллектуализация познавательных процессов

- речь превращается в особую деятельность, имеющая свои формы речи (слушанье беседа рассуждение)

- завершается процесс фонематического развития, ребенок правильно произносит звуки, слышит их и воспроизводит их в своей речи

- у детей возникают предпосылки для освоения грамматики.
Формирование познавательной активности детей
Речь сопровождает все виды деятельности.

Опираясь на имеющиеся знания, о слове учитывая большой интерес к слову, воспитатель создает ситуацию в работе с детьми со звучащим словом. Для этого используются логические упражнения:

1) Назовите звонкие слова. Почему они звучат звонко, а некоторые слова тихо? (замок, мяч, дом, знак).

2) Вспомните слова на –[ок] (дымок, прыжок, песок, крючок, котенок)

3) Два слова с одинаковым последним звуком (дом – сом, яблоко – облако, кубик – тюбик, окно – дупло, мыло – шило, трава – дрова)

4) Из окружающих предметов скажи слова начинающиеся на звук [к] (картина, карандаш, кофта, кружка, кубик, кран, кактус, корзина).

5) Слова, в которых нет звука – [а ] (молоток, стол, окно, клоун, одеяло, ковер, туфли, стул).

6) Слова, начинающиеся со звук [ш] и заканчивающиеся на звук [н] (шпон, шпион, Шопен, шатен, шифон, шафран, шаман).