Главная страница

Протокол № от Протокол № от утверждаю директор моу сош №6 Скуряева С. Ю. «17 затей для наших малышей»


Скачать 426.15 Kb.
Название Протокол № от Протокол № от утверждаю директор моу сош №6 Скуряева С. Ю. «17 затей для наших малышей»
страница 1/7
Дата 06.05.2016
Размер 426.15 Kb.
Тип Протокол
  1   2   3   4   5   6   7

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

Рассмотрено Рекомендовано

на заседании методического совета на заседании педагогического совета

МОУ СОШ №6 г. Камышина МОУ СОШ №6 г. Камышина

Протокол № от Протокол № от
УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШ №6

_______________Скуряева С. Ю.
«17 затей для наших малышей»

авторская программа по физической культуре для первоклассников

Автор: Перепелицина Е. Н.,

учитель начальных классов

МОУ СОШ №6 г. Камышина

г. Камышин

2010г.

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

Рассмотрено Рекомендовано

на заседании методического совета на заседании педагогического совета

МОУ СОШ №6 г. Камышина МОУ СОШ №6 г. Камышина

Протокол № от Протокол № от
УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШ №6

_______________Скуряева С. Ю.
«Играйте на здоровье»

авторская программа по физической культуре для первоклассников

Автор: Перепелицина Е. Н.,

учитель начальных классов

МОУ СОШ №6 г. Камышина

г. Камышин

2010г.

Пояснительная записка

Русская подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.

Игры являются частью нравственного, патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, ее культуре и наследию.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.

Игра есть потребность растущего организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, тверже делается его рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. Являясь неотъемлемым компонентом оздоровительной среды, игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии и продолжают существовать в реальной жизни.

Игра для ребенка — важный момент его развития. Играя, ребенок познает мир, определяет себя в этом мире, свою роль в коллективе. Игры вносят в душу ребенка веселье и радость и одновременно содействуют укреплению его организма. В отличие от гимнастики, в активных играх в полной мере проявляются инициатива ребенка, его творческие способности. За игрой ребенок приобретает множество неоценимых качеств: ловкость, наблюдательность, фантазию, память. Игра стимулирует и самые разные способности: умение сравнивать, комбинировать, размышлять, анализировать.

В детской игре воображение не только ярко проявляется, но и развивается более эффективно, чем в других видах деятельности. Играя, ребенок создает новые образы, а самое главное, — причудливо комбинирует старые.

Чтобы понять внутренний мир ребенка, нужно изучить язык игры. В игре дети «говорят» с помощью игрушек, игровых действий, сюжета, ролей. По мнению некоторых ученых, у игры есть особый символический язык, который нуждается в специальном толковании.

Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления.

В игре развивается самосознание детей — то, как он относится к самому себе, кем он себя считает, как себя называет.

В школе и дома, выполняя учебные задания, современные дети большей частью сидят, и это сидение есть не что иное, как некая своеобразная форма комфорта, который вступает в конфликт с естественным инстинктом игрового движения.

Для обозначения большой группы игр, ведущая цель которых — физическое развитие и оздоровление детей, используется преимущественно термин «подвижные игры». Я.А. Коменский в письме Городской управе Амстердама (1657 г.) называет семь основных условий подвижной игры:

— движение,

— физическая раскованность и свобода,

— общественный характер, «ибо забава исходит из общества, к которому стремится человек»,

— состязательность, которая приводит к «колебанию духа между надеждой и страхом»,

— наличие правил, так как без них «игроки разбегаются или пускаются в ссоры и драки, так, что нарушением правил игра противоречит сама себе»,

— легкость, которую приобретает каждый ее участник,

— ограниченность во времени — «у каждой игры должен быть свой конец, так как чрезмерно затянувшаяся игра надоедает»

«Для успехов обучения необходимо, чтобы и ученик, и учитель одинаково были бодры», — убеждал учителей И.А. Сикорский. К числу внешних условий, обеспечивающих эту бодрость и «возвышающих» умственную работоспособность он относил:

1) «свободные движения в форме игр» (мышечная работа);

2) возбуждение сердца и дыхания (удовольствием, движением);

3) влияние холода на кожу (игры и прогулки на открытом воздухе);

4) чистый воздух .

На современном этапе развития школы ученики имеют слабое представление о русских народных играх, забавах, развлечениях, составляющих основу национальной культуры России и физической подготовки их предков. Для преодоления этого недостатка в системе физкультурного образования предлагается внедрить русские подвижные игры в программу по физической культуре первоклассников. Применение элементов русской культуры представляется особенно актуальным потому, что в населении России, отличающемся национальным многообразием, русские доминируют как нация, значительно превосходя по численности остальные народы и народности.

Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учащихся большого умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к школе обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, достаточно высокий уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать значительные психофизические нагрузки, связанные с новым — школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.

Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, а также дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему для образовательной практики.

К сожалению, все чаще и громче звучат слова о том, что школьное образование опасно для здоровья, а «свет просвещения» приносит ученикам целый букет вполне конкретных хронических заболеваний. Современная система обучения такова, что она не только не способствует улучшению здоровья учащихся, но зачастую содействует его ухудшению. Нередко возникает своеобразный порочный круг: ребенок из-за плохого самочувствия не справляется с образовательной программой и еще более ухудшает свое здоровье.

К окончанию начальной школы у большинства учеников уже существуют те или иные хронические заболевания; в целом же лишь 10% из них можно считать практически здоровыми.

В связи с этим актуальна обязательная оздоровительная направленность образовательного процесса, которая диктует необходимость пристального внимания к тем возможностям подвижных игр, которыми она располагает с точки зрения адаптации младших школьников к новому режиму психофизической активности, регуляции и нормирования их интеллектуальной, эмоциональной и физической нагрузки, сохранения и укрепления здоровья, а также предупреждения и устранения недостатков в физическом развитии.

В основе предлагаемой программы лежит использование русских игр и развлечений в физкультурном образовании первоклассников, основанное на реализации принципа сопряженности двигательного обучения и активизации познавательных процессов через формирование основ русской культуры. Испокон веков в подвижных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Новизна данной программы заключается в том, что уроки рекомендуется поводить не только преимущественно на открытом воздухе, благодаря чему достигается выраженный оздоровительный эффект, но и в игровой, и в соревновательной форме, что, несомненно, доставит детям радость и удовольствие, а грамотная объективная оценка их достижений явится стимулом для дальнейшего улучшения результатов, повышению двигательной активности, бодрости от участия в подвижных играх. Приобретаемые таким образом знания, умения и навыки должны в последствии закрепляться в системе самостоятельной организации подвижных игр в утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физминутках и подвижных играх на переменах, во время прогулок.

Цель программы – содействовать всестороннему развитию личности посредством подвижных игр для первоклассников, освоения основ содержания русских игр с общеразвивающей направленностью и формирования основ здорового образа жизни.

В первом классе для достижения поставленной цели через подвижные игры используются различные формы проведения уроков: урок-путешествие, урок-соревнование, урок-праздник, урок-викторина, урок-сказка,  эстафеты, спортивный марафон, спортивный калейдоскоп, игровая лаборатория.

 Методы проведения уроков разнообразны: метод показа, метод сравнения, метод анализа.

Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные, практикумы.

Формы контроля опорной системы знаний: наблюдение, беседа

Слагаемыми физической культуры являются:

  • крепкое здоровье,

  • хорошее физическое развитие,

  • оптимальный уровень двигательных способностей,

  • знания и навыки в области физической культуры,

  • мотивы и освоенные способы осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Авторская программа «17 затей для наших малышей» по физической культуре для первоклассников в своих целях и задачах опирается на Государственный стандарт и концепцию образования. Но по-своему содержательному наполнению ориентируется на укрепление здоровья школьников. Данная программа в своей предметной ориентации нацеливает педагогический процесс на решение связанных между собой оздоровительных, образовательных и воспитательных задач:

  • возрождение традиций русской народной культуры через осознание роли народных игр в жизни людей;

  • повышение физиологической активности систем организма, содействие оптимизации умственной и физической работоспособности в режиме учебной деятельности;

  • повышение физической подготовленности и развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости, скорости через русские народные подвижные игры;

  • формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, включая утреннюю гимнастику, физкультминутки и подвижные игры;

  • содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности;

  • выработка представлений о соблюдении правил техники безопасности во время русских подвижных игр;

  • совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм;

  • приобщение к самостоятельным подвижным играм, формам активного отдыха и досуга, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам деятельности;

  • воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время подвижных игр;

  • содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления) в ходе двигательной активности.

Разработанный в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся начальной школы по физической культуре, предлагаемая программа характеризуется:

  • Направленностью на усиление оздоровительного эффекта педагогического процесса, достигаемого за счет включения в содержание программы разнообразие русских подвижных игр;

  • Направленностью на включение в содержание уроков учебного материала с учетом индивидуального физического развития и подготовленности учащихся; состояния их здоровья.

В разработанной образовательной программе по физической культуре для первоклассников отражено культурное развитие младшего школьника, которое закладывает основу для дальнейшего развития и реализации ребенка как всесторонне развитой личности. Особое внимание следует уделять всестороннему развитию координационных, скоростных, скоростно-силовых способностей, выносливости к умеренным нагрузкам.

Оздоровительное значение подвижных игр: правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей и подростков. Благодаря этому, большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую работу, различные крупные и мелкие мышцы тела, игры.

Программа «17 затей для наших малышей» для первоклассников рассчитана на 17 часов.

Урок проводится 1 раз в неделю, его продолжительность в течение всего учебного года – 35 минут.

Предлагаемая программа составлена в помощь учителям начальных классов, ведущим уроки «17 затей для наших малышей», «Играйте на здоровье».

На уроках используются нетрадиционные формы изучения программного материала, различные подвижные игры, которые имеют большое значение для укрепления здоровья детей, стимуляции интереса к подвижным играм. Уроки отличаются своей образностью, интересной формой проведения, положительной эмоциональной окраской.

После освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать условия проведения, число участников, инвентарь и время проведения игры.

«17 ЗАТЕЙ ДЛЯ НАШИХ МАЛЫШЕЙ» знакомит первоклассников с подвижными играми русского народа, со сказками и легендами о спорте, в которых отразилась фантазия, изобретательность, мудрость народа. Игры снимают у первоклассников нервное напряжение и эмоциональную неуверенность в себе, способствуют быстрому знакомству, помогают развивать умение взаимодействовать со сверстниками. Игры: «Вытолкни из обруча», «Вьюны», «Охотники», «Утка-гусь», «Зелёная ягодка, красная ягодка» отлично тренируют силу, ловкость, находчивость, точность движений.

Программа «Играйте на здоровье» рассчитана на 17 часов.

«ИГРАЙТЕ НА ЗДОРОВЬЕ» знакомит с играми, в которых дети учатся выражать собственное отношение к окружающей природе, отождествляют зверей и птиц, домашних животных с добрыми и злыми силами людей и лесов, учатся изображать в лицах содружество или борьбу человека с этими силами. Радость движения сочетается с духовным обогащением учеников, с формированием физических навыков, уважительным отношением к культуре родной страны. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, умение разыгрывать роли, передавать настроение героев игры, демонстрировать повадки различных животных, развивать силу, быстроту и хорошую координацию движений. Возможность помериться силой и ловкостью появляется у учащихся при изучении правил игр: «Аист», «Стоп», «Лиса и петух», «Прыгающие воробышки», «Хищник» и др.

Условия реализации: наличие спортивного зала, оборудованного инвентарем для проведения занятий в условиях непогоды, низкой температуры воздуха. Оборудованная спортивная площадка для проведения уроков на свежем воздухе, ровной открытой местности для проведения подвижных игр. Для реализации программы требуется нестандартное оборудование, которое можно изготовить в условиях школы без больших материальных затрат, технические средства обучения для развития физических способностей и формирования двигательных навыков.

Требования к качеству освоения программного материала.

В результате освоения программного материала учащиеся первых классов должны знать и иметь представления:

  • о способах и особенностях движений и передвижений человека, роли и значении психических и биологических процессов в осуществлении двигательных актов;

  • о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения в течение подвижных игр.

  • о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности человека;

  • о разновидностях подвижных игр: сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, спортивные игры

  • о терминологии разучиваемых правил подвижных игр, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;

  • о физических качествах и общих правилах их тестирования;

  • об обучении движениям, роли зрительного и слухового анализаторов при их освоении и выполнении;

  • о причинах травматизма на занятиях физической культурой и профилактике травматизма.

Требования к уровню подготовки.

Результаты изучения учебного предмета

К концу первого года обучения ученик

научится:

  • правилам поведения и профилактики травматизма при проведении подвижных игр, правилам безопасности;

  • соблюдать личную гигиену;

  • соотносить результаты выполнения двигательных действий с эталоном – рисунком, образцом, правилом;

получит возможность научиться:

  • выполнять разнообразные способы передвижения ходьбой, бегом и прыжками;

  • выполнять метание малого мяча на дальность и точность, упражнения в передачах, бросках, ловли и ведении мяча, ударах по мячу;

  • выполнять упражнения на освоение навыков равновесия;

  • выполнять строевые упражнения: построение в колонну по одному и в шеренгу, в круг, перестроение по звеньям, повороты  и другие строевые команды;

  • выполнять упражнения по формированию правильной осанки, развития силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости, комплексы утренней гимнастики, физкультминуток и «подвижных перемен».

Учащиеся должны уметь:

  • Выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток, физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;

  • Соблюдать точно правила подвижных игр;

  • Организовывать подвижные игры на переменах и в свободное время;

  • Уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой посредством русских подвижных игр.



Контроль и оценка у первоклассников применяются таким образом, чтобы стимулировать стремление учащегося к своему личному физическому совершенствованию и самоопределению, улучшению результатов соответственно возрасту, повышению физической активности, радости от участия в подвижных играх.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ:

Литература:

Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С., Ритмические упражнения, хореография и игры на уроках физической культуры: методическое пособие. - М.: Дрофа, 2003.

2. Кузнецов В.С., Упражнения и игры с мячами. - М.: НЦ ЭНАС, 2002.

Кузнецов В.С., Физкультурно-оздоровительная работа в школе: методическое пособие. – М.: НЦ ЭНАС, 2002.

4. Лях В.И., Зданевич А.А., Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. - М.: Просвещение, 2008.

5. Лях В.И. Физическая культура: учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. – М.: Просвещение, 2008.

6. Мишин Б.И., Настольная книга учителя физкультуры: справочно-методическое пособие. – М.: Астрель, 2003.

7. Примерные  программы начального общего образования в 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2008 (Стандарты второго поколения).

8. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: стандарты второго поколения в 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2010.

 

Спортивное оборудование:

Скакалки, обручи, флажки разметочные, мячи для метания, свисток,  кегли, мячи футбольные, мячи волейбольные, мячи баскетбольные, средства ТСО (магнитофон);

  1   2   3   4   5   6   7