Главная страница

Программа работы с детьми «группы риска»


НазваниеПрограмма работы с детьми «группы риска»
страница1/4
Дата02.05.2016
Размер0.73 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4

«Утверждаю»

Директор МКОУ Копёнкинская СОШ

_________ С.И.Демченко

ПРОГРАММА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА»

МКОУ Копёнкинская СОШ

Россошанского муниципального района Воронежской области
Как известно, каждый человек стремится реализовать свой потенциал, постоянно совершенствоваться, найти своё место в жизни (теория А. Маслоу).

В центре классических подходов к этой теме - проблема личности: активность икреативность, автономность и актуализация, свобода выбора и стремление ксамосовершенствованию. Человек изначально добр, в крайнем случае, нейтрален, ивсе отклонения в поведении возникают в связи с нежелательным окружением,значит, девиантность – проявление влияния извне.

Актуален также подход наиболее яркого представителя русской гуманистической педагогики В.А. Сухомлинского, который в основе отношений между людьми видел истину, добро, красоту.

Нестабильность экономической ситуации, бытовые неурядицы, недостаточный уровень семейного воспитания и в целом нездоровый образ жизни в социуме приводят сегодня к таким явлениям, как: массовое обнищание семей; асоциальное поведение детей и взрослых; безработица, низкий уровень этического, эстетического и нравственного воспитания; отсутствие ценностей или создание «антиценностей», приводящих к детской преступности, агрессии, наркомании.

Привычным для нас, к сожалению, становится отклоняющееся поведение,

которое делится на две категории: 1) поведение, несоответствующее нормам

психического здоровья (то есть патологическое); 2) антисоциальное поведение (нарушающее социальные, культурные, правовые нормы).

Дети, склонные при определённых обстоятельствах к неадекватному способу

поведения, относятся к «группе риска».

Ориентируясь на наблюдения и исследования в нашей школе, мы можем

выделить следующие виды таких групп детей:

1) из неблагополучных семей;

2) педагогически запущенные;

3) с отклонениями в поведении;

4) попавшие в проблемные ситуации;

5) испытывающие дефицит общения.

Поэтому для решения проблемы необходимо систематизировать проводившуюся ранее работу, разработать оптимальную технологию, которая бы позволила не подгонять ребёнка под шаблоны требований, а вносить коррективы в его поведение, способствовать саморазвитию личности ученика, признавать за каждым право выбора собственного пути. Это возможно в рамках личностно ориентированного обучения и воспитания.

Содержание деятельности, построенное на основе анализа конкретной психолого-педагогической практики, позволило выделить следующие источники опасности для ребёнка.

Источники опасности

Семья:

▪ гиперопека в семье;

▪ попустительство интересам и нуждам ребёнка;

▪ образ жизни, поведение родителей, не принимаемые детьми;

▪ насилие и агрессия в семье.

Социум

▪ избыток информации: видео, ТВ, Интернет, СМИ.

Я сам

▪ трудность формирования жизненных ориентиров, ценностей;

▪ внутреннее одиночество, непонятность;

▪ переживание собственной неудачливости;

▪ трудность самопонимания, неадекватная самооценка;

▪ отсутствие позитивных жизненных целей;

▪ неумение взаимодействовать с окружающими;

▪ неустойчивость эмоциональной сферы;

неустойчивое развитие навыков саморегуляции;

▪ состояние здоровья.

Сверстники:

▪ противоправные формы самоутверждения;

▪ отношения, построенные на: подчинении и зависимости; испытании себя и

других; потребности защиты или защитника; контакте с криминальными

взрослыми.

Воспитательные, образовательные организации:

▪ атмосфера, не благоприятствующая созданию мотивации к обучению;

▪ конфликтная обстановка;

▪ авторитарный тип общения;

▪ перегрузка школьной жизнью;

▪ профессиональная некомпетентность педагогов: отношения, построенные на

необоснованных требованиях, чрезмерная система контроля, неумение создать благоприятный психологический климат.

Противоречия

В детство закладываются основы личной активности и личностные свойства, появляются ценности, определяющие «качества» будущей жизни человека. В то же время ребёнок наименее защищён от социального, психологического и физического воздействия. Отсюда, на наш взгляд, вытекают следующие противоречия:

1. Декларирование здорового образа жизни, нравственности, правовой законности и отсутствие выполнения этих требований в действительности.

2. Существует множество законов, охраняющих детство и юношество, а в реальной жизни преобладает детская незащищённость.
3. Школа является самостоятельным государством, где ребёнок чувствует поддержку. Оказавшись за пределами школьного государства, он остаётся один на один со сложной реальностью.
Гипотеза

Нет факта более сложного, чем человеческий поступок. Нет явления более непостижимого, чем человеческое поведение. «Нет работы более изнурительной для сердца, чем работа педагога» (А.А. Сухомлинский). Насколько трудно в сегодняшних условиях сделать так, чтобы для ребёнка стала привлекательной модель поведения, в которой лежат доброта, великодушие, благородство, не приносящие быстрого признания и денег. Здесь нет и вряд ли может быть какой-то перечень единственно верных, научно обоснованных правил и законов, есть только общие закономерности развития, созревания личности как существа биологического, психического и социального, которые надо учитывать и которым надо подчинять свои педагогические действия. Главное же на этом пути – педагогическая интуиция, нравственное чувство и желание помочь ребёнку в его самый драматичный период жизни, убедить его поверить в свои силы.
Целеполагание

Итак, целью нашей программы является помочь учащимся:

♦ адекватно воспринимать себя и окружающую действительность;

♦ развивать адаптационные умения;

♦ почувствовать собственную ответственность за свою жизнь и жизнь других;

♦ приобрести навыки для дальнейшей самореализации.
Задачи
1. Младший школьный возраст:

● обеспечить успешную адаптацию ребёнка к школе и преемственность при переходе от одного возрастного периода к другому;

● учить детей адекватно выражать свои чувства, находить конструктивные способы выхода из жизненных ситуаций;

● готовить учащихся к выполнению социальных ролей.
2. Подростковый возраст:

● через развитие самопознания и самооценки ребёнка развивать умение регулировать своё поведение;

● содействовать формированию устойчивости к неблагоприятным средствам влияния, ориентации на положительного лидера в среде сверстников, адекватности поведения в школе и вне её;

● активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности учащихся, побуждать их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к выработке собственных внутренней позиции, ценностных ориентаций.

3. Юношество:

● способствовать сознательному принятию учащимися нравственных категорий как механизмов регуляции отношений между людьми;

● формировать умение делать выбор в конкретной ситуации, помочь приобрести навыки личностной рефлексии и психологической безопасности.
Приоритетные направления деятельности:

1. Исследовательская работа: комплекс мероприятий, направленных на изучение личности ребёнка, отслеживание влияний социума, саморегуляция.

2. Профилактическая коррекционно – развивающая работа: предупреждение,

своевременное выявление, «сдерживание» отклонений в поведении, состоянии ребёнка.

3. Просветительская работа: консультации, беседы, лекции, привлечение специалистов, наглядная агитация.

4. Воспитательная работа: вовлечение в деятельность, «живой пример» педагога, эффективное личностное общение.

5. Методическая работа.

Эта программа является практическим инструментом формирования

социально-психологической компетентности. Подросткам предоставляется возможность «здесь и теперь» попытаться преодолеть актуальные для них

жизненные проблемы, а также освоить эффективные способы их разрешения в

будущем.

Цель программы

Предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими

социальных навыков; расширение ролевого репертуара детей, обеспечивающего

улучшение коммуникации и способствующего безопасности процесса социального экспериментирования, свойственного подростковому возрасту; актуализация процесса социального самоопределения; создание условий формирования позитивного самоотношения.

Задачи программы

1. Выработка адекватных и эффективных навыков общения.

2. Формирование ценностных ориентаций и социальных навыков, которые

позволяют адаптироваться в условиях коллектива класса и школы.

3. Предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков.

4. Формирование осознанной позиции, расширение возможностей выбора

альтернативных моделей поведения, актуализация представлений о полоролевой самоидентичности.

Структура программы

Программа состоит из трех блоков:

1. Профилактика зависимых состояний.

2. Профилактика сексуальных девиаций (ранние беспорядочные половые связи,

предупреждение ранней беременности, болезней, передающихся половым путем).

3. Формирование образа «Я» и позитивного самоотношения.

Продолжительность программы

Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 45-60

минут (II подгруппа- 45 минут, I подгруппа – 60 минут).

Режим работы 1 раз в неделю ( продолжительность программы 32 недели).

Профилактическая программа может носить циклический характер.
Этапы работы I.
Организационный (2015 -2016 учебный год)
1-й этап. Изучение пакета нормативных документов; анализ состояния

социально-психологического сопровождения в городе, школе. Исходное

тестирование участников группы с целью выявления особенностей эмоционально- личностной сферы и типичных способов взаимодействия. – I четверть
2-й этап. Непосредственная работа над темами программы (подбор

диагностического материала по проблеме социализации учащихся).

  • II четверть, III четверть


II. Профилактическая работа
3-й этап.Проведение итогового тестирования. Получение обратной связи от

подростков по результатам тренинга. - IV четверть
4-й этап. Встреча с родителями (по их желанию). - в течение года
III. Заключительный
5 -й этап. Обработка результатов тренинга, проведение «круглого стола» с

преподавателями для анализа и подведения итогов работы. - май 2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Занятие 1.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ
Цель: выработка групповых норм, включение детей в работу, знакомство и

определение дальнейших направлений движения.

Задачи:

1. информировать участников группы о содержании работы, задачах, групповых

нормах;

2. обозначить продолжительность занятий;

3. установить принципы работы в группе;

4. сформировать спокойную, доброжелательную обстановку;

5. формировать у членов группы установку на взаимопонимание;

формировать первые впечатления друг о друге.

Время: 45 – 60 минут.

Место занятия: тренинговый класс.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ
Ведущий. На наших встречах мы будем говорить о специфических проблемах, о вас самих, о ваших отношениях с другими людьми, о тех целях, которые вы перед собой ставите. Вы узнаете свои сильные и слабые стороны, научитесь лучше понимать себя и разберетесь, почему вы поступаете так, а не иначе и что вы можете сделать, чтобы стать лучше. Вы научитесь думать позитивно и поймете, что наша жизнь зависит от того, как мы ее воспринимаем. Вместе мы сможем ответить на эти и другие сложные вопросы, освоить эффективные средства общения.
I. Принципы работы в группе.

По каждому из принципов подростки выражают свое мнение и выносят

решение - принять его или отвергнуть.

1. Искренность в общении.

В группе не стоит лицемерить и лгать. Группа - это место, где можно рассказать о том, что действительно волнует, обсуждать такие проблемы, которые до момента участия в группе по каким-либо причинам не обсуждались. Если вы не готовы быть искренними в обсуждении какого-то вопроса, лучше промолчать.

2. Обязательное участие в работе группы в течение всего времени.

Этот принцип вводится в связи с тем, что ваше мнение очень значимо для других членов группы. Ваше отсутствие может привести к нарушению внутригрупповых отношений, к тому, что у других не будет возможности услышать вашу точку зрения по обсуждаемому вопросу.

3. Право каждого члена группы сказать «стоп».

Можно прекратить обсуждение, если понимаете, что упражнение может затронуть болезненные темы, которые повлекут за собой тяжелые переживания. Участник имеет право не принимать участия в обсуждении.
4. Каждый участник говорит за себя, от своего имени и не говорит за

другого.

5. Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего

мнения, уважать мнение другого.

Нас достаточно критикуют и оценивают в жизни. Давайте в группе учиться

понимать другого, чувствовать, что человек хотел сказать, какой смысл вложил в высказывание.

6. Высказываться деликатно, аккуратно.

7. Не выносить за пределы группы все то, что происходит на занятиях.

8. Внимательно выслушивать мнения других, не перебивать.

Принципы вводятся ведущим:

9. Ввести знак-регулятор, например поднятая рука, при котором все

внимание обращается на ведущего.

10. Ввести лимит времени, который будет ограничивать и задавать рамки

каждого занятия.

11. Попросить детей предложить дополнительные принципы, если они сочтут

это необходимым.
II. Представление.

Предложить каждому члену группы представиться. Представление ведется по

кругу. Участники имеют право задавать любые вопросы.
III. Взаимное интервью.

Участники разбиваются на пары и в течение 10–15 минут проводят взаимное

интервью. По окончании каждый представляет своего интервьюируемого.

В этой процедуре более высок обучающий эффект, так как есть хорошая

возможность анализировать, на что обратил внимание интервьюер, удалось ли ему достоверно представить психологический портрет своего партнера, какие вопросы задавали друг другу пары. Участники также задают любые вопросы.
IV. Выводы.

Это занятие способствует формированию первых впечатлений друг о друге.

Устанавливается взаимопонимание и общий настрой на дальнейшее

сотрудничество.


Занятие 2.

УПОТРЕБЛЕНИЕ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ:

МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Занятие можно проводить в трех вариантах на темы: курение; алкоголь;

наркотики.

Цель: предоставить подросткам необходимую информацию для преодоления

общепринятых мифов и неправильного понимания значения психоактивных

веществ (алкоголя, табака, марихуаны).

Задачи:

1. обсуждение причин употребления психоактивных веществ;

2. обсуждение мифов и реальности воздействия психоактивных веществ на

организм;

3. установить долговременный и кратковременный эффект влияния психоактивных

веществ на организм;

4. описать процесс превращения человека в зависимого от алкоголя, табака,

марихуаны.

Время: 45- 60 минут.

Материалы: большой лист бумаги.

Задание на следующее занятие: попросить детей принести рекламу алкоголя и

сигарет, вырезанную из журналов и газет.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ
ВАРИАНТ I. Курение: мифы и реальность
Ведущий. На этом занятии вы получите фактическую информацию о

курении, узнаете, сколько людей курит, каковы причины курения, каковы

немедленные и кратковременные последствия курения и в чем состоит процесс

превращения в курильщика. Будут также затронуты проблемы социальной

приемлемости курения.

I. Исследование проблемы.

Подростки обычно переоценивают количество курящих людей. Подчеркнуть

факт, что курильщики находятся в меньшинстве, задав детям следующие вопросы:

1. Какой процент подростков курит? (Курение в этом случае определяется как

одна сигарета в неделю.)

- Подсчитать (больше половины, меньше половины и т.п.);

- проголосовать по каждой из оценок;

- назвать реальные цифры (11,4%).

2. Какой процент взрослых курит?

- Подсчитать;

- проголосовать;

- назвать реальные цифры (30,8%).

Ведущий. Курят гораздо меньше людей, чем мы думаем. В

действительности курильщики составляют меньшинство. Большинство взрослых и подростков не курят. С 1975 по 1985 год количество старших подростков, которые курили, снизилось с 29 до 18,7%. 33,3% взрослых мужчин и 54% взрослых женщин никогда не курили.

II. Мозговой штурм.

Обсудить причины курения/не курения подростков. Разделить лист бумаги на

две части. Озаглавить одну половину «Причины курить», а другую «Причины не курить». Попросить детей перечислить причины того и другого. Каждое мнение выписывается отдельно и не изменяется. Добавить к спискам те причины, о которых дети не подумали.

Причины не курить: мне не нравится курить; курение вредно для здоровья; я

не хочу иметь вредные привычки; это неприятно выглядит; это слишком дорого;

это вызов другим — показать, что я не курю; никто из моих друзей не курит; это повредит моим спортивным достижениям; мои родители не одобряют курение.

Причины курить: мне нравится курить; курение снимает раздражение,

расслабляет меня; это привычка; все вокруг меня курят; курение помогает

выглядеть и чувствовать себя старше; курение стимулирует меня, повышает тонус;

курение дает мне шанс занять чем-то руки; это поможет мне сбавить вес; курение

позволяет мне отвлечься, когда я скучаю или в плохом настроении; курение

позволяет мне чувствовать себя независимым.

Информация о курении (в помощь ведущему)

1. Научными исследованиями показано, что курение сигарет является

первичным фактором риска для нескольких тяжелых хронических заболеваний,

включая рак легких, коронарную недостаточность сердца, эмфизему и бронхит.

2. Девяносто процентов рака легких наблюдается у людей, которые курят.

3. Исследования показали, что каждая выкуренная человеком сигарета, уносит

6 минут его/ее жизни.

4. Сигареты опасны, потому что содержат или выделяют при горении

ядовитые вещества - смолы, никотин, угарный газ.

5. Угарный газ является ядовитым веществом, которое снижает способность

крови насыщать клетки организма необходимым количеством кислорода.

6. Большинство существующих способов лечения от курения эффективны

лишь приблизительно в 50% случаев. В течение 6 месяцев после окончания

лечения приблизительно половина лечившихся начинает снова курить.

7. Некоторые специалисты считают, что курение табака может привести к

употреблению других наркотиков.
  1   2   3   4