Главная страница

Программа краеведческого кружка «Тропами родного края»


Скачать 91.75 Kb.
НазваниеПрограмма краеведческого кружка «Тропами родного края»
Дата28.04.2016
Размер91.75 Kb.
ТипПрограмма

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ИВАНКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ФУРМАНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ИВАНОСКОЙ ОБЛАСТИ


Утверждаю

Директор школы:________

Приказ № ____от______________
Программа

краеведческого кружка

«Тропами родного края»
Разработана

учителем истории

И.Б.Гвоздевой.

2012-2013 учебный год
«Тропами родного края».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В последние годы значительно возросла роль краеведения в воспитании подрастающего поколения. Знание истории родного края конкретизирует многие события отечественной истории, помогает понять процессы, происходящие в современном мире. Знакомство с яркими страницами местной истории, с известными земляками, с памятниками архитектуры и скульптуры вызывает гордость за своих предков. Изучение истории родного края предполагает и изучение истории своей семьи, которое помогает восстановить связь поколений, улучшает взаимоотношения с родителями.

Курс рассчитан на изучение основ краеведения Фурмановского муниципального района, раскрывающих особенности основных этапов развития истории региона.
Цели курса:

1. Систематизация имеющихся знаний по истории родного края.

2. Исследовательская деятельность по сбору, анализу, обработке собранного материала, подготовка материалов для выступления на краеведческих конференциях.

3. Расширение кругозора, развитие коммуникабельности, умения общаться.

4. Нравственное, патриотическое и гражданское воспитание учащихся на основе получения новых знаний по истории малой родины, понимания, что им есть чем гордиться.

Программа курса направлена на получение первичных научных и профессиональных знаний, призвана способствовать формированию научного мировоззрения, развивать логическое мышление. Исследовательская работа позволяет развить у обучающихся умение вычленять и решать наиболее важные проблемы с учётом социальных, экологических и экономических условий, ставить цель, обучает навыкам самостоятельной работы с различными источниками информации (научная и специальная литература, архивные материалы, периодическая печать). Налаживание контактов с людьми, составление и проведение анкет и опросов развивает не только научные, но и коммуникативные качества.

Адресована программа учащимся 7-10-х классов.

Она предполагает:

*ознакомление с типологией краеведения (географическое, палеонтологическое, историческое, литературное и т.д.);

*предоставление комплекса исторических источников;

*введение в систему деятельности учреждений, имеющих отношение к историческому краеведению (музеи, архивы, образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования);

*изучение основных историко-хронологических этапов жизни и быта людей, населявших регион: с древнейших времен до средневековья (YIII тыс. лет назад- XII-XY вв.н.э.); новое время (XYI-XIX вв.); новейшая история (к.XIX-XX вв.) и история грани XX-XXI вв..

Реализация программы предусматривает многообразие форм и методик организации познавательной деятельности учащихся (теоретические и практические занятия, работа в музеях, архивах, ознакомление с памятниками архитектуры, сбор и анализ информации, подготовка и защита исследований и творческих работ краеведческого характера. Учащийся имеет возможность заниматься приемлемой для него формой работы. Отдельно на выбор предлагаются темы для исследований и творческих работ.

Таким образом, упор делается на деятельностный подход в обучении.

Интегрированность программы в межпредметной (междисциплинарной) связи со школьными программами по всемирной и отечественной истории, литературе, географии.

Работа над реализацией программы позволит сформировать у учащихся четкое представление о краеведении, как разделе исторической науки, научит их ориентироваться в истории родных мест, ее общих чертах с мировой и отечественной историей и особенностях, даст возможность интерпретировать полученные знания, применять их в практике исследовательской работы.
Предполагаемые результаты: ученик должен

знать: методику сбора информации из разных источников; правила оформления собранных материалов;

уметь: вести работу по сбору новой информации; работать с краеведческой литературой, архивными источниками, материалами периодической печати; представлять результаты работы в виде небольших выступлений по вопросу или в виде исследовательской работы на школьной конференции.

Преимущества данного курса краеведческого кружка состоят в том, что занятия можно проводить на базе музеев, архива, библиотеки, картинной галереи располагающих краеведческим материалом.
Основные формы отчетности: тетрадь с опорными конспектами и заметками; творческие работы (рефераты, сообщения, электронные презентации и др.).
Условия успешного освоения содержания курса:

1. Обеспечение доступа учащихся к источникам информации (историческая литература, интернет, СМИ).

2. Возможность создания и демонстрации электронных презентаций .

3. Возможность доступа в музеи, архив, библиотеку, располагающих краеведческим материалом.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. Содержание.


№ п/п

Темы

Содержание.

Кол-во часов


Форма проведения занятий

1

Введение.

Понятийный аппарат. Исторические источники. Музеи. Архивы. Хранилища. Библиотеки. Коллекции. Правила работы.



2

Вводная лекция с элементами беседы.

Просмотр слайдов.

2

Теоретическая работа над исследованием.

Исследовательская деятельность как вид творческой деятельности.

3 Виды, цели и задачи творческой деятельности. Информационно-реферативные работы. исследовательские работы. Цели и задачи научно-исследовательских работ учащихся


2

Практическое занятие

3

Осно Основные этапы организации исследовательской работы. Структура исследовательской деятельности


2

Лекция с элементами практикума.

4

Подготовка учебно-исследовательских работ.

Составление планов индивидуальной работы по темам исследований. Тема (формулирование, цели и задачи). Основное содержание работы: теоретическая и практическая часть. Публикация (доклад, тезисы, отчёт)


2

Практическое занятие

5

Красотою славится наша земля.

Знакомство с природой района. Легенды и предания. Подбор материала к папке «Земля родная».


2

Практическое занятие в библиотеке с краеведческим материалом.

6

«Откуда пошла земля Середская»

История региона с древнейших времен до XY в.н.э.

Расселение людей на территории нашего края.

Возникновение сел, деревень. Топонимика.

Нашествие монгольской орды.



4

Лекция или экскурсия в музей.

Работа с краеведческой литературой.

7

Наш край в период нового времени.

Село Середа. Землевладение и земледелие

Промыслы.

Торговля и торговые пути . Памятники христианской архитектуры.

В петровскую эпоху.

« Капиталистые крестьяне».



4

Семинар с элементами практикума.

8

Конец XIX – начало XX века.

Торговое село Середа. Середа на рубеже веков/XIX - XX в.в./. Новые мануфактуры.

Первые предприниматели. Труд и быт рабочих.

Местные предприниматели – И.И.Скворцов, Горбуновы, Павловы, М.Клементьева. События 1905-1907 гг. Две революции 1917 года.

Культурное развитие края




14

Практическое занятие в музее, архиве или библиотеке с краеведческим материалом.

9

От октября 1917 года…

Советская власть. Коллективизация. Культурная революция. Репрессии. Гонения против религии и церкви.

Сталинские репрессии. Судьба репрессированных



6



Семинар –

практикум.

10

Великая Отечественная война. Тыл. Фронт. Память. 1941-1945 гг. Отличившиеся на поле брани.

Земляки – герои войны.

Людское милосердие.

Повседневная жизнь в чрезвычайных обстоятельствах.

Послевоенные годы.


6

Сбор воспоминаний.

11

Знатные земляки.

В мире культуры и искусства. Фурманов Д.А., Трубников Д.А., Дудин М.А.

Ученые, композиторы, певцы.


6

Викторина с элементами беседы.

12

Памятники истории и культуры г. Фурманова.

Храмы.

Памятники.

Памятные места.


6

Практическое занятие в музее

13

Подготовка учебно-исследовательских работ.

Индивидуальная работа по научно-исследовательским проектам обучающихся. Работа с архивными данными, встречи и интервьюирование очевидцев, формулировка теоретической и практической части рефератов.


8

практикум.

14

Оформление научно-исследовательских работ. Титульный лист, содержание, введение, заключение, список литературы, сноски и ссылки


2

практикум.

15

Научно-практическая конференция.

Защита научно-исследовательских работ. Участие в школьной научно-практической конференция




2



Конференция.




Всего

68





Перечень ключевых терминов



Исследовательская деятельность, исследовательская работа, доклад, реферат, тезисы, виды творческой деятельности, этапы исследования, источник, защита, конференция, эксперимент, анализ, методы научно-исследовательской работы, интервью, опрос, проблема, гипотеза, объект исследования, предмет исследования, введение, заключение, дискуссия, вывод, тезисный план, ссылка, сноска, библиография, достоверность, факт, публикация.


Литература.


  1. Балдин К.Е. Яков Гарелин. М., 1993.

  2. Горбаневский М.В. По городам и весям «Золотого кольца». М., 1983.

  3. Ермолаев В. Плес – жемчужина Волги. Ярославль, 1978.

4.Земля Фурмановская. «Ивановская газета», 2000.

5. Краеведческий альманах №1. Фурманов, 2004.

6. Л.П.Королева. Заметки краеведа.

7. Петров А. Середская земля. Иваново, 1995.

8. Публикации газеты «Новая жизнь».